2. Урюпин, Н.Н. Общая и специальная подготовленность хоккеистов : методическое руководство для тренеров национальных сборных команд / Н.Н. Урюпин, В.В. Савостьянов, А.В. Алех-нович ; под общей редакцией В.А. Третьяка. - Москва : [б. и.], 2014. - 34 с.
3. Федоров, Э.П. Повышение работоспособности спортсменов-мас-рестлеров на основе применения комплекса физических средств восстановления / Э.П. Федоров, О.Б. Крысюк // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 1. - С. 21-22.
REFERENCES
1. Nikitushkin, V.G. (2019), "Method of determining the value of training loads of young hockey players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 178, No. 12, pp. 215-219.
2. Uryupin, N.N., Savostyanov, V.V., Alekhnovich, A.V. and (Ed) Tretyak, V.A. (2014), General and special training of hockey players: a methodological guide for coaches of national teams, Moscow.
3. Fedorov, E.P. and Krysyuk E.P. (2017), "Improving the performance of athletes-Mas-wrestlers on the basis of the use of a complex of physical means of recovery", Theory and practice ofphysical culture, No 1, pp. 21-22.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.04.2020
УДК 378.147
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КОНТЕНТА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Екатерина Валентиновна Петренко, кандидат медицинских наук, доцент, Павел Георгиевич Бордовский, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Саввична Стра-дина, кандидат медицинских наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-
Петербург
Аннотация
Актуальной проблемой дистанционного образования является качество контента дистанционного курса учебных дисциплин. Качество контента определяется не только качеством изложения учебного материала, но и методически правильным распределением его по учебным темам дисциплины. Целью исследования является оценка качества контента дистанционного курса дисциплины «Анатомия человека». Для достижения данной цели проводился анализ качества усвоения учебных тем дисциплины «Анатомия человека» студентами очной формы обучения и студентами, обучающимися с применением дистанционных образовательных технологий. Исследование показало недостаточно качественное усвоение учебного материала по анатомии мышц студентами дистанционной формы обучения. В связи с большим объемом учебного материала, студенты очной формы обучения изучают анатомию мышц на двух учебных темах, каждая из которых завершается текущим контролем. Студенты дистанционного обучения изучают мышцы в пределах одной учебной темы и сдают один текущий контроль, что способствует цельному восприятию учебного материала, но затрудняет усвоение большого его объема. Проведенное исследование показало, что основной недостаток контента дистанционного курса дисциплины «Анатомия человека» связан с нерациональным распределением учебного материала по учебным темам дисциплины. Предлагается включить в контент дистанционного курса дисциплины «Анатомия человека» две учебные темы по анатомии мышц, завершив изучение каждой темы текущим контролем знаний.
Ключевые слова: контент дистанционного курса, качество усвоения учебных тем дисциплины.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p337-342
ASSESSMENT OF QUALITY OF THE DISTANCE COURSE CONTENTS OF THE DISCIPLINE "HUMAN ANATOMY"
Ekaterina Valentinovna Petrenko, the candidate in medical sciences, senior lecturer, Pavel Georgievich Bordovsky, the candidate in pedagogical sciences, senior lecturer, Maria Sav-vichna Stradina, the candidate in medical sciences, professor, The Lesgaft National State Uni-
versity of Physical Culture, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
The actual problem of distance education is the quality of the content of the distance course of educational disciplines. The quality of the content is determined not only by the quality of the presentation of the educational material, but also by the methodically correct distribution of it on the educational topics of the discipline. The aim of the study is to assess the quality of content of the distance course of the discipline "Human Anatomy". To achieve this aim, the analysis of the quality of assimilation of educational topics of the discipline "Human Anatomy" by full-time students and students studying with the use of remote educational technologies was carried out. The study revealed that students of distance learning show low assimilation of educational material on the anatomy of the muscular system. Full-time students study muscle anatomy on two training topics, each of which ends with a current control. Distance learning students study all the muscles in one study topic and pass one current control, which contributes to the overall perception of educational material, but makes it difficult to learn a large amount of it. The study showed that the main drawback of the content of the distance course of the discipline is associated with the irrational distribution of educational material on educational topics of the discipline. It is proposed to include in the content of the distance course of the discipline "Human Anatomy" two training topics on muscle anatomy, completing the study of each topic with the current knowledge control.
Keywords: content of the distance course, the quality of learning of educational topics of the discipline.
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация высшего образования в сфере физической культуры и спорта направлена на повышение качества образовательного процесса и требует внедрения новых технологий обучения, соответствующих современным образовательным стандартам [1, 7]. К современным, активно развивающимся технологиям обучения относится дистанционное обучение, предназначенное для студентов, имеющих индивидуальный график обучения, а также для студентов с ограниченными возможностями [5]. Для студентов с индивидуальным графиком дистанционное обучение обеспечивает непрерывность образовательного процесса, без отрыва от спортивных тренировок и соревнований [2]. Оценить качество контента дистанционного курса дисциплины позволяет принцип обратной связи, составной частью которого является контроль знаний обучающихся [6]. Контроль знаний несет информацию об эффективности обучения и проводится на протяжении всего процесса обучения. Контроль знаний представлен текущими контролями, оценивающими объем и качество усвоенного учебного материала отдельных учебных тем дисциплины, а также рубежным и промежуточным контролем, показывающими уровень освоения дисциплины в целом. Изучение дисциплины с помощью электронных образовательных технологий отличается от традиционных форм обучения. Так, не всегда оправдано «преобразование бумажного контента в электронный вид» [4]. Результат обучения во многом определяется качеством учебного материала, в частности, методически правильным разделением его на учебные темы дисциплины. Определить качество контента учебного материала дистанционного курса позволяет сравнительный анализ усвоения отдельных учебных тем и дисциплины в целом студентами, обучающимися традиционными методами и с использованием дистанционной формы обучения. Цель работы - оценка качества контента дистанционного курса дисциплины «Анатомия человека». Для выполнения этой цели проводилась сравнительная оценка качества усвоения учебных тем дисциплины при традиционном и дистанционном обучении; выявлялись слабо усвоенные учебные темы дисциплины при дистанционном обучении и определись причины низкого качества их усвоения.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проводился анализ успеваемости студентов первого курса, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура на факультете летних олимпий-
ских видов спорта. По дисциплине «Анатомия человека» студенты сдают два экзамена. В первом семестре студенты бакалавриата осваивают первый раздел дисциплины - «Анатомия опорно-двигательного аппарата», и в зимнюю сессию сдают экзамен. В исследовании приняли участие 65 студентов, освоивших дисциплину «Анатомия опорно-двигательного аппарата», из них 38 человек обучались очно, посещая лекции и практические занятия, 27 человек изучали дисциплину с использованием дистанционных образовательных технологий. Дистанционное изучение дисциплины проводилось в течение второго семестра бакалавриата, после зимней сессии. По индивидуальному графику на факультете ЛОВС обучается большое количество представителей легкой атлетики и водных видов спорта, поэтому исследование успеваемости студентов очной формы обучения проводилось в группах студентов, специализирующихся в таких же спортивных дисциплинах - в легкой атлетике и плавании.
Рассчитывался средний балл, полученный студентами очной и дистанционной форм обучения за текущие контрольные опросы, контрольную работу, за рубежный и промежуточный контроли знаний. За каждый текущий контроль знаний и за выполнение контрольной работы студенты получают от 4 до 10 баллов. В соответствии с критериями оценки, утвержденными на кафедре, 4 балла соответствует оценке «3-», 10 баллов - «5+»; т.о., 5 баллов соответствует удовлетворительному результату, 7 баллов - хорошему, 9 и 10 баллов - отличному. За рубежный контроль знаний студент также получает до 10 баллов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Преподавание анатомии человека построено по системному принципу, в соответствии с которым выделены учебные темы раздела «Анатомия опорно-двигательного аппарата»: анатомия костной системы, анатомия соединений костей, анатомия мышечной системы. В связи с большим объемом материала, студенты очной формы обучения рассматривают мышечную систему в двух учебных темах - «анатомия мышц головы, шеи, туловища» и «анатомия мышц конечностей». Кроме того, в данный раздел дисциплины включена учебная тема «динамическая анатомия», которая изучает механическое взаимодействие пассивной и активной частей опорно-двигательного аппарата в двигательной деятельности человека. Таким образом, студенты очной формы обучения изучают 5 учебных тем, и по каждой теме сдают текущий контроль знаний. В конце семестра студенты выполняют контрольную работу и перед экзаменом сдают рубежный контроль знаний.
Распределение учебных тем дисциплины в программе дистанционного курса мало отличается от учебной программы бакалавров очной формы обучения. Изучение каждой учебной темы завершается текущим контролем знаний, который проходит в виде онлайн тестирования. Анатомия мышечной системы изучается как одна учебная тема, по которой сдается один текущий контроль знаний в виде тестирования. Учитывая большой объем учебного материала по анатомии мышц, каждый вариант тестовых заданий содержит больше вопросов и оценивается в 20 баллов. Рубежный контроль знаний также проводится в виде онлайн тестирования. За выполнение всех тестовых заданий, включая тесты рубежного контроля, студент, обучающийся дистанционно, может получить до 60 баллов. В конце семестра студент выполняет контрольную работу; по выполненной контрольной работе проводится собеседование на кафедре перед экзаменом, оценка за контрольную работу выставляется по итогам собеседования. Экзамен сдается очно, при личном присутствии студента на кафедре.
Средние баллы, полученные студентами очной и дистанционной форм обучения за усвоение учебных тем дисциплины, представлены в таблице 1. Усвоение знаний по анатомии костей и их соединений студентами очной и дистанционной форм обучения соответствует хорошему результату, а средние баллы по этим темам достоверно не отличаются. Средний балл у очников по этим учебным темам несколько выше, т.к. наглядное описание анатомического препарата облегчает задачу.
Таблица 1 - Средний балл по текущим контролям студентов очной и дистанционной форм обучения__
Текущий контроль Средний балл
№ Тема контроля Очное обучение Дистанционное обучение
ТК-1 Анатомия костей 7,9 7,6
ТК-2 Соединения костей 7,2 6,9
ТК-3, очн. Мышцы головы, шеи, туловища 6,8 -
ТК-4, очн. Мышцы конечностей 6,5 -
ТК-3, дист. Миология - 10,2
ТК-5 Динамическая анатомия 7,3 4,1
По анатомии мышц средний балл у студентов очной формы обучения несколько ниже, чем по анатомии костной системы, но близок к хорошему результату. Учебный материал по миологии очень объемен и требует больше времени для усвоения.
Студенты дистанционной формы обучения по учебной теме «анатомия мышц» показывают более слабые результаты, соответствующие удовлетворительной оценке - 51% правильных ответов. Учебный материал по миологии содержит большое количество фактических данных, которые нужно не только заучить, но научиться ими оперировать. Преподавание учебного материала по анатомии мышечной системы построено по описательному, топографическому принципу - мышцы изучаются по группам в зависимости от их положения. Однако будущие специалисты в области физической культуры должны знать функциональную анатомию мышц, поэтому текущий контроль знаний проходит по функциональному принципу - студент должен назвать и показать все мышцы, выполняющие заданное движение в суставе. При этом мышцы, участвующие в выполнении движения, могут принадлежать к разным группам и даже к разным областям тела. Низкие результаты изучения этой темы объясняются сложностью освоения большого объема учебного материала. Кроме того, студенты дистанционной формы обучения сдают один текущий контроль по анатомии мышц, что было сделано для более цельного восприятия мышечной системы, поскольку при дистанционной форме обучения студент может самостоятельно регулировать сроки сдачи текущего контроля, в отличие от студентов-очников. Однако студенты - первокурсники, обучающиеся дистанционно, предпочитают быстрее сдать текущий контроль, не освоив достаточно хорошо учебный материал. Вероятно, следует разделить учебный материал по анатомии мышц на две учебные темы, как это сделано у студентов очной формы обучения.
Также студенты, обучающиеся дистанционно, показывают очень низкие результаты изучения темы «динамическая анатомия» (ТК-5). Причины слабого освоения этой темы были рассмотрены ранее [3] и объясняются недостаточным интерактивным компонентом дистанционных практических занятий. Знание учебной темы «динамическая анатомия» и умение применить полученные знания на практике необходимы при выполнении контрольной работы. Оценка за контрольную работу выставляется после очного собеседования со студентом на кафедре, в процессе которого выявляются и корректируются все недостатки усвоения материала по динамической анатомии. Оценки за выполнение контрольной работы у студентов очного и дистанционного обучения примерно одинаковы и соответствуют хорошему результату. Хороший результат за выполнение контрольной работы свидетельствует, что после прохождения консультации студенты дистанционного обучения усваивают не только базовые знания динамической анатомии, но способны использовать их при решении практических задач.
ВЫВОДЫ
Анализ качества усвоения учебных тем дисциплины «Анатомия опорно-двигательного аппарата» студентами дистанционной формы обучения позволил выявить недостатки контента дистанционного курса дисциплины, связанные с нерациональным распределением текущих контролей знаний. Текущий контроль завершает изучение каж-
дой учебной темы дисциплины, но учебная тема «анатомия мышц» включает очень большой объем материала, который необходимо твердо выучить для понимания функциональной анатомии мышц в обеспечении двигательной деятельности человека. Эти знания являются основой профессиональной деятельности будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Студенты очной формы обучения изучают анатомию мышц на двух учебных темах дисциплины - «анатомия мышц туловища, головы, шеи» и «анатомия мышц конечностей», завершая изучение каждой темы текущим контролем знаний. Студенты дистанционного обучения изучают все мышцы в пределах одной учебной темы и сдают один текущий контроль. Результат освоения функциональной анатомии мышц студентами очной формы обучения заметно выше, на текущем контроле знаний их средний балл составляет 65-68%, тогда как студенты дистанционного обучения дают лишь 51% правильных ответов. Очевидно, методически правильным решением является распределение учебных тем и текущих контролей в контенте дистанционного курса дисциплины аналогичным образом: следует разделить учебный материал раздела «анатомия мышц» на две учебные темы, проверяя качество усвоения знаний по каждой теме на двух текущих контролях знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуализация стратегических направлений развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, С.М. Ашкинази, А.Н. Кочергин, В.В. Рябченков // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 2. - С. 3-5.
2. Бордовский, П.Г. Создание дистанционного обучения в образовательном учреждении сферы физической культуры и спорта / П.Г. Бордовский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 1. - С. 61-63.
3. Бордовский, П.Г. Анализ освоения дисциплин студентами, обучающимися с использованием дистанционных образовательных технологий (на примере дисциплины «Анатомия человека») / П.Г. Бордовский, Е.В. Петренко, М.С. Страдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 55-59.
4. Григорьев, В.И. Роль интернет-ресурсов в построении элективной физической культуры / В.И. Григорьев, В.А. Чистяков, А.А. Обвинцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 58-64.
5. Разработка технологий дистанционного образования с элементами электронного обучения в вузе физической культуры / Н.Г. Закревская, Е.В. Утишева, П.Г. Бордовский, Е.Ю. Комева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 5. - С. 30-32.
6. Закревская, Н.Г. Электронная информационно-образовательная среда как средство коммуникации в учебном процессе / Н.Г. Закревская, Е.В. Утишева, П.Г. Бордовский, Е.Ю. Комева // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 2. - С. 9-11.
7. Таймазов, В.А. Программа инновационного развития дистанционных образовательных технологий в университете Лесгафта / В. А. Таймазов, С. Е. Бакулев, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 207-212.
REFERENCES
1. Bakulev, S. E., Taymazov, V.A., Ashkinazi, S.M., Kochergin, A.N. and Ryabchenkov, V.V. (2019), "Actualization of strategic directions of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period up to 2030", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 3-5.
2. Bordovsky, P. G. (2018), "Creating distance learning in an educational institution of physical culture and sports", Physical culture: education, training, No. 1, pp. 61-63.
3. Bordovsky, P. G., Petrenko, E.V. and Stradina, M.S. (2019), "Analysis of the development of disciplines by students, using distance educational technologies (on the example of discipline "Human Anatomy")", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, V. 177, No. 11, pp. 55-59.
4. Grigoriev, V. I., Chistyakov, V.A. and Obvintsev, A.A. (2019), "Role of Internet resources in the construction of elective physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, V. 175, No. 9, pp. 58-64.
5. 5Zakrevskaya, N. G., Utisheva, E.V., Bordovsky, P.G. and Komeva, E.Yu. (2017), "Development of technologies of distance education with elements of e-learning in the University of physical cul-
ture", Physical culture: education, training, No. 5, pp. 30-32.
6. Zakrevskaya, N. G., Utisheva, E.V., Bordovsky, P.G. and Komeva, E.Yu. (2018), "Electronic information and educational environment as a means of communication in the educational process", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 9-11.
7. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2017), "Program of innovative development of remote educational technologies at the University of Lesgaft", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, V. 143, No. 1, pp. 207-212.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.02.2020
УДК 796.093.643.2
ПОСТРОЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ТРИАТЛОНИСТОВ НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ БЕГОВОЙ
ПОДГОТОВКИ
Николай Юрьевич Петров, аспирант, Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
В статье представлены результаты экспериментальной апробации авторской модели построения специально-подготовительного этапа юных триатлонистов на основе средств беговой подготовки. Достоверность различий выборочных средних определялась при помощи двухвыборочного t-теста. Было установлено, что после педагогического эксперимента результаты в беге на 1000 м, 2000 м, велогонке на 8 км и триатлоне (0,3км+8км+2км) в экспериментальной группе достоверно улучшились (р<0,05) по отношению к результатам в контрольной группе. Также статистически доказано повышение ЧСС (анаэробного порога беговой нагрузки) в экспериментальной группе по отношению к данному показателю в контрольной группе. Доказана эффективность разработанной модели построения специально-подготовительного этапа тренировки юных триатлонистов на основе средств беговой подготовки.
Ключевые слова: триатлон, юные триатлонисты, построение специально-подготовительного этапа юных триатлонистов, средства беговой подготовки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p342-346
CONSTRUCTION OF THE SPECIAL PREPARATORY STAGE FOR TRAINING YOUNG TRIATHLETES ON THE BASIS OF RUNNING TRAINING
Nikolay Yuryevich Petrov, the post-graduate student, The Volgograd State Physical Education
Academy
Abstract
The article presents the results of experimental testing of the author's model of constructing the special preparatory stage for young triathletes on the basis of running training. The significance of differences in sample means was determined using a two-sample t-test. It was found that after the pedagogical experiment, the results in running for 1000 m, 2000 m, cycling for 8 km and triathlon (0.3 km + 8 km + 2 km) in the experimental group significantly improved (p <0.05) relative to the results in the control group. Also, statistically proved increase in heart rate (anaerobic threshold of running load) in the experimental group in relation to this indicator in the control group. The effectiveness of the developed model for constructing a special preparatory stage for training young triathletes based on running training has been proved.
Keywords: triathlon, young triathletes, construction of a special preparatory stage for young tri-athletes, means of running training