Научная статья на тему 'Современные педагогические аспекты дистанционных технологий в образовательном процессе в физкультурном вузе'

Современные педагогические аспекты дистанционных технологий в образовательном процессе в физкультурном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПОРТИВНАЯ МОРФОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС / ТЬЮТОР / REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / SPORTS MORPHOLOGY / TUTOR OF DISTANCE LEARNING / SPORTSMAN STUDENTS / DISTANCE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейник Елена Анатольевна, Ткачук Марина Германовна, Бордовский Павел Георгиевич

Статья посвящена проблеме разработке и реализации информационных образовательных технологий и методов обучения в системе высшего физкультурного образования. Разработанный дистанционный курс по дисциплине Спортивная морфология ориентирован на спортсменов с индивидуальными графиками обучения, членов сборных команд и студентов с ограниченными возможностями. Критические осмысление первого опыта внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс университета, выявление недостатков, подготовка качественного контента и налаженная система обратной связи способствует оптимизации педагогического процесса наряду с традиционными формами обучения. Не смотря на возникающие сложности в период внедрения новых форм в учебный процесс вуза, дистанционные образовательные технологии вписываются в единую структуру, служащую достижению целей обучения, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям. Данный курс, основанный на использовании возможностей Интернета, обеспечивает принципы доступности и непрерывности образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олейник Елена Анатольевна, Ткачук Марина Германовна, Бордовский Павел Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern pedagogical aspects of remote technologies in the educational process in the university of physical culture

The article is devoted to the problem of development and implementation of the information educational technologies and teaching methods in the system of higher physical education. Developed distance course for the discipline «Sports morphology» is focused on the athletes with individual training schedules, members of the national teams and students with disabilities. Critical understanding of the first experience of introducing the remote technologies in the educational process of the university, identifying deficiencies, preparing high-quality content and an established feedback system helps to optimize the pedagogical process along with traditional forms of education. Despite the difficulties that arise during the introduction of the new forms into the educational process of the higher education institution, distance education technologies fit into a single structure that serves to achieve the educational goals that meet individual or group needs. This Internet-based course provides principles of accessibility and continuity of the education.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические аспекты дистанционных технологий в образовательном процессе в физкультурном вузе»

3. Непочатых, М.Г. Аквафитнес: основные положения методики преподавания : учебное пособие / М.Г. Непочатых, В.А. Богданова. - СПб. : [б.и.], 2015. - 116 с.

4. Рыбакова, Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2015. - № 3. - С. 58-62.

5. Шутова, Т.Н. Методические особенности оздоровительных занятий для женщин на основе аквафитнеса / Т.Н. Шутова, А.В. Шаравьева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - № 3. - С. 61-65.

6. Шутова, Т.Н. Коррекция физического состояния женщин средствами аквафитнеса / Т.Н. Шутова, Е.О. Рыбакова, А.В. Шаравьева // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 1. -С. 55-58.

7. Шутова, Т.Н. Морфофункциональное состояние женщин разных возрастных групп, начинающих заниматься аквафитнесом / Т.Н. Шутова, Р.Р. Пихаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 392-396.

REFERENCES

1. Andryushchenko, L.B., Vitko S.Yu. and Shutova T.N. (2016), "Sports and health technologies in strengthening the health of students and staff of the University", Modern problems of science and education, No. 5, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25368.

2. Gorshkova, A.N. (2013), Technology Wellness water aerobics women 36-45years, dissertation, Chelyabinsk.

3. Neposhateh, M.G. and Bogdanova V.A. (2015), Aquafitness: fundamentals of teaching methodology, textbook, St. Petersburg.

4. Rybakova, E.O. and Shutova T.N. (2015), "Improvement of professional education of students of physical culture University by means of fitness", News of Tula state University. Physical culture. Sport, No. 3, pp. 58-62.

5. Shutova, T.N. and Sharafieva A.V. (2013), "Methodical features of improving employment for women based on the aqua", News of Tula state University Physical culture. Sport, No 3, pp. 61-65.

6. Shutova, T.N., Rybakova E.O. and Sharafieva A.V. (2015), "Correction of the physical condition women by means of Aqua fitness", Theory and practice ofphysical culture, No. 1. pp. 55-58.

7. Shutova, T.N. and Pikaev R.R. (2019), "Morphofunctional condition of women in different age groups carrying Aqua", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 392-396.

Контактная информация: dalgat-1991@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2019

УДК 796.077.5

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ

ВУЗЕ

Елена Анатольевна Олейник, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Германовна Ткачук, доктор биологических наук, профессор, Павел Георгиевич Бордовский, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья посвящена проблеме разработке и реализации информационных образовательных технологий и методов обучения в системе высшего физкультурного образования. Разработанный дистанционный курс по дисциплине Спортивная морфология ориентирован на спортсменов с индивидуальными графиками обучения, членов сборных команд и студентов с ограниченными возможностями. Критические осмысление первого опыта внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс университета, выявление недостатков, подготовка качественного контента и налаженная система обратной связи способствует оптимизации педагогического процесса наряду с традиционными формами обучения. Не смотря на возникающие сложности в период внедрения

новых форм в учебный процесс вуза, дистанционные образовательные технологии вписываются в единую структуру, служащую достижению целей обучения, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям. Данный курс, основанный на использовании возможностей Интернета, обеспечивает принципы доступности и непрерывности образования.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, спортивная морфология, студенты-спортсмены, дистанционный курс, тьютор.

MODERN PEDAGOGICAL ASPECTS OF REMOTE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

Elena Anatolyevna Oleynik, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Marina Germanovna Tkachuk, the doctor of biological sciences, professor, Pavel Georgievich Bordovsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article is devoted to the problem of development and implementation of the information educational technologies and teaching methods in the system of higher physical education. Developed distance course for the discipline «Sports morphology» is focused on the athletes with individual training schedules, members of the national teams and students with disabilities. Critical understanding of the first experience of introducing the remote technologies in the educational process of the university, identifying deficiencies, preparing high-quality content and an established feedback system helps to optimize the pedagogical process along with traditional forms of education. Despite the difficulties that arise during the introduction of the new forms into the educational process of the higher education institution, distance education technologies fit into a single structure that serves to achieve the educational goals that meet individual or group needs. This Internet-based course provides principles of accessibility and continuity of the education.

Keywords: remote educational technologies, sports morphology, tutor of distance learning, sportsman students, distance course.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система обучения в вузе находится в процессе масштабной реконструкции. Принятые за последние годы постановления, целевые программы и требования, направленные на реформирование высшего образования, послужили импульсом для разработки инновационных подходов к системе обучения. Главным вектором происходящих перемен в образовательном процессе является переход к информационному обществу, отличительной чертой которого является создание главного информационного пространства. Способность обеспечивать свободный доступ к мировым информационным ресурсам, удо -влетворять потребность населения в информационных продуктах и услугах является важнейшим показателем уровня развития современного общества.

Основополагающие принципы нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов определяют разработку и внедрение новых технологий обучения в высших учебных заведениях. В настоящий момент одним из наиболее интенсивных развивающихся новых направлений является применение дистанционных образовательных технологий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Университет имени П.Ф. Лесгафта в начале XXI века одним из первых физкультурных вузов России начал развивать дистанционные образовательные технологии [1, 2, 3]. Кафедра анатомии «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» уделяет большое внимание внедрению инновационных методов образовательного процесса и разработке личностно-ориентированных дистанционных учебных курсов и обеспеченности образовательных программ реализуемых направлений подготовки. Разработанный контент и информационные ресурсы дистанционного курса дисциплины «Спортивная морфология» в большей степени ориентированы на спортсменов с индивидуальными графиками обучения, членов

сборных команд по различным видам спорта и студентов с ограниченными возможностями [4]. Дистанционные технологии обладают огромным потенциалом и способны решить проблемы, связанные с различными ограничениями, так как дают возможность совмещать профессиональную спортивную деятельностью, не прерывая тренировочный и соревновательный процесс, с обучением в университете. Современное дистанционное обучение в университете построено на активном применении новых информационных технологий, с использованием мультимедиа-средств, позволяющих передавать образовательную информацию на неограниченные расстояния и обеспечивающих интерактивность обмена информацией, предполагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, аудио, видео) как в синхронном и асинхронном режиме, так и в комбинированном. В настоящее время 100% преподаваемого материала дисциплины переведено в электронную форму и включены в информационно образовательные ресурсы. Студенты получают доступ к компьютерному банку учебных пособий, курсу мультимедийных лекций и электронному ресурсу дисциплины. В качестве критериев оценки получаемых знаний разработаны текущие контроли, которые проводятся в виде онлайн тестирования, что в свою очередь совершенствует учебный процесс и повышает качество образования. Имеется также возможность общаться с преподавателем в электронном виде. Выполнение контрольных заданий происходит дистанционно, а итоговый зачет сдается в устной форме преподавателю в университете. Учиться можно в любое удобное время, в удобном месте и в удобном темпе, тем самым обеспечивая гибкость учебного процесса. В дистанционном курсе упор сделан на самостоятельную работу и обучение проходит при минимальном контакте с преподавателем. Однако сроки сессии регламентированы. В тоже время, не все студенты в состоянии регулировать своевременные сроки прохождение учебного материала на протяжении регламентированного времени курса. Студенты довольно часто выполняют задания в критичные сроки перед сессией, что снижает эффективность обучения. Возникающие у студентов вопросы по освоению материала и выполнению заданий, требуют от преподавателей дополнительную затрату времени на учебно-методические консультации онлайн. Изучение педагогического опыта дистанционного обучения показало, что эффективность обратной связи напрямую зависит насколько участники образовательного процесса понимают особенности предоставления и восприятия информации в рамках современных виртуальных коммуникаций. Одним из недостатков, выявленных по обратной связи, является низкий уровень самостоятельной работы студентов по усвоению теоретического материала. Студенты пытаются выполнить контрольные задания или пройти тестирование без предварительного изучения информационного контента лекций и методического материала. Педагогические условия функционирования электронной информационно образовательной среды включают и готовность самих преподавателей к работе в информационно-образовательной среде. Особенности работы в системе Интернет, проектирование электронных и дистанционных курсов, качественная наполнение контента, умение работать в системе шооШе также ставит проблему получения преподавателями дополнительной квалификации тьютора дистанционного обучения. Внедрение таких технологий сопряжено с рядом требований как к самой системе дистанционного обучения университета, так и к подготовке преподавателей - тьюторов дистанционного обучения, а также и способностью самих студентов осваивать учебный материал в зависимости от структуры интеллекта [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Критические осмысление первого опыта внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс университета, выявление недостатков, подготовка качественного контента и налаженная система обратной связи способствует оптимизации педагогического процесса наряду с традиционными формами обучения. Однако, не смотря на возникающие сложности в период внедрения новых форм в учебный процесс вуза, дистанционные образовательные технологии вписываются в единую структуру, служащую

достижению целей обучения, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям. Таким образом, организация учебного процесса с применением дистанционного обучения, основанного на использовании возможностей Интернета, обеспечивает принципы доступности и непрерывности образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Внедрение системы дистанционного обучения в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта / В.С. Степанов, С.С. Филиппов, Н.П. Князева, В.А. Чистяков, Е.Е. Пущенко // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2003. - № 51. - С. 64-69.

2. Дистанционное обучение в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта: первый опыт реализации / В.С. Степанов, С.С. Филиппов, Н.П. Князева, В.А. Чистяков, Е.Е. Пущенко // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 45-48.

3. Таймазов, В.А. Программа инновационного развития дистанционных образовательных технологий в университете Лесгафта / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 207-212.

4. Ткачук, М.Г. Применение дистанционного обучения в преподавании спортивной морфологии / М.Г. Ткачук, Е.А. Олейник, А.А. Дюсенова // Морфология. - 2018. - № 3. - Т. 153. - С. 271-272.

REFERENCES

1. Stepanov, V.S., Filippov, S.S., Knyazeva, N.P., Chistyakov, V.A. and Pushchenko, E.E. (2003), "Implementation of system of distance training in Lesgaft Academy", Bulletin of the Baltic pedagogical academy, No. 51, pp. 64-69.

2. Stepanov, V.S., Filippov, S.S., Knyazeva, N.P., Chistyakov, V.A. and Pushchenko, E.E. (2004), "Distance training in Lesgaft Academy: first experience Implementation", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 45-48.

3. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2017), "Program of innovative development of remote educational technologies at Lesgaft university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1(143), pp. 207-212.

4. Tkachuk, M.G. Oleynik, E.A. and Dusenova, A.A. (2018) "The application of distance learning in teaching Sports morphology",Morphology, No. 3, V. 153, pp. 271-272.

Контактная информация: asmcode@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.04.2019

УДК 796.325

МЕТОДИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ СОЗИДАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юлия Владимировна Олейник, аспирант, Любовь Николаевна Акулова, доктор педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье рассматривается формирование созидательного мышления в процессе обучения и тренировки юных волейболистов 10-12 лет в условиях тренировочной деятельности, которое предполагает целенаправленное воспитание специальных способностей, существенной из которых является продуктивное воображение. Установлено, насколько уровень развития созидательных способностей, связанных с пониманием и осознанностью игровых приемов, может быть трансформирован юными волейболистами непосредственно в условиях соревновательной деятельности. Проведенный педагогический эксперимент был направлен на развитие созидательных способностей.

Ключевые слова: игровые функции, интеллектуальные, спортивные и подвижные игры, созидательные способности, продуктивное обучение, психологическая подготовленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.