Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ИГРОВИКОВ'

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ИГРОВИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕГОВАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ИГРОВИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайка Александра Юрьевна

В исследованиях за последние двадцать лет, посвященных проблеме скоростно-силовой подготовки юных спортсменов-игровиков, отмечается актуальность разработки комплексного подхода к совершенствованию скоростных и координационных способностей с учетом особенностей двигательной активности спортсмена в избранном виде спорте и игрового амплуа. На основе теоретического анализа проведенных исследований по данной проблеме обосновывается авторское определение термина «беговая подготовка», систематизируются объективные содержательноорганизационные закономерности. В результате сформирована теоретико-методологическая база для проектирования и проверки эффективности на практике комплексной беговой подготовки юных спортсменов-игровиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чайка Александра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND ORGANIZATION OF COMPREHENSIVE RUNNING TRAINING FOR YOUNG ATHLETES-GAME PLAYERS

In studies over the past twenty years devoted to the problem of speed and strength training of young athletes, the urgency of developing a comprehensive approach to improving speed and coordination abilities, taking into account the characteristics of the athlete's motor activity in the chosen sport and playing role, is noted. Based on the theoretical analysis of the research conducted on this problem, the author's definition of the term "running training" is substantiated, objective content and organizational patterns are systematized. As a result, a theoretical and methodological basis has been formed for designing and testing the effectiveness in practice of comprehensive running training for young athletes.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ИГРОВИКОВ»

блемы физической культуры и спорта. - 2010. - №2 (15). - С. 84-92.

4. Использование системы Moodle в изучении дисциплины "Самооборона"/ Г.Б. Холодова, С.Р. Гилазиева, Т.М. Михеева, В.С. Симоненков // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - № 1. - С. 48-54.

REFERENCES

1. Altbach, F.J. and Hans de Wit (2020), "Information technology in the context of COVID-19: a turning point?", International Higher Education, No. 103, pp. 6-8.

2. Zvereva, E. (2007), "Creative tasks", Higher education in Russia, No. 9, pp. 163-164.

3. Popova, A.I. and Petrov, P.C. (2010), "Distance learning of university students in the discipline "Physical culture", Psychological-pedagogical and medical-biological problems of physical culture and sports, No. 2 (15), pp. 84-92.

4. Kholodova, G.B., Gilazieva S.R., Mikheeva T.M., and Simonenkov V.S. (2019), "Using the Moodle system in the study of the discipline "Self-defense", Bulletin of the Orenburg State University, No. 1, pp. 48-54.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.04.2022

УДК 796.012.68

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ИГРОВИКОВ

Александра Юрьевна Чайка, аспирант, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Аннотация

В исследованиях за последние двадцать лет, посвященных проблеме скоростно-силовой подготовки юных спортсменов-игровиков, отмечается актуальность разработки комплексного подхода к совершенствованию скоростных и координационных способностей с учетом особенностей двигательной активности спортсмена в избранном виде спорте и игрового амплуа. На основе теоретического анализа проведенных исследований по данной проблеме обосновывается авторское определение термина «беговая подготовка», систематизируются объективные содержательно-организационные закономерности. В результате сформирована теоретико-методологическая база для проектирования и проверки эффективности на практике комплексной беговой подготовки юных спортсменов -игровиков.

Ключевые слова: беговая подготовка, юные спортсмены, игровики.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p460-462

CONTENT AND ORGANIZATION OF COMPREHENSIVE RUNNING TRAINING FOR YOUNG ATHLETES-GAME PLAYERS

Aleksandra Yuryevna Chaika, the post-graduate student, Volgograd State Academy of Physical

Culture, Volgograd

Abstract

In studies over the past twenty years devoted to the problem of speed and strength training of young athletes, the urgency of developing a comprehensive approach to improving speed and coordination abilities, taking into account the characteristics of the athlete's motor activity in the chosen sport and playing role, is noted. Based on the theoretical analysis of the research conducted on this problem, the author's definition of the term "running training" is substantiated, objective content and organizational patterns are systematized. As a result, a theoretical and methodological basis has been formed for designing and testing the effectiveness in practice of comprehensive running training for young athletes. Keywords: running training, young athletes, game players.

ВВЕДЕНИЕ

Нами были проанализированы 53 исследования с 2000 по 20021 год, в которых анализируется практика развития скоростно-силовых качеств и выносливости юных спортсменов-игровиков. Большинство исследователей отмечают, что содержание стандартных типовых физических упражнений направлено, в основном, на общефизическое развитие спортсмена и малоэффективно для развития специальных двигательных качеств, лежащих в основе соревновательных игровых действий [1-5]. Поэтому проектирование методики комплексной беговой подготовки юных спортсменов-игровиков является актуальной. В некоторых исследованиях [2, 4] используется понятие «беговая подготовка», которая остается интуитивным. Во всех исследованиях подчеркивается необходимость комплексного использования беговой подготовки при работе с юными спортсменами как на занятиях ОФП, так и на занятиях по специальной подготовке с учетом вида спорта (футбол, баскетбол, гандбол и т. п.). Однако, не смотря на разнообразие подходов к организации беговой подготовки, отсутствует единое теоретико-методологическое понимание содержания и принципов ее организации.

Цель исследования - теоретическое обоснование методики комплексной беговой подготовки юных спортсменов-игровиков.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Анализ исследований [1-5] привел нас к следующим теоретическим положениям.

Беговая подготовка спортсменов-игровиков - это научение технике бега с учетом особенностей двигательной активности в избранном виде спорта (беговая подготовка футболистов, беговая подготовка баскетболистов, беговая подготовка гандболистов и т. п.).

Предметное содержание (предметная направленность) беговой подготовки в игровых видах спорта - увеличение конкурентоспособности спортсмена в избранном виде спорта за счет повышения скорости и выносливости, минимизации энергозатратности бега и улучшения координационных возможностей.

Содержание и организация занятий комплексной беговой подготовки юных спортсменов-игровиков должны подчиняться следующим требованиям [1-5].

Эффективность беговой подготовки существенно возрастает, если содержательно она направлена не на устранение явных недостатков в двигательной подготовке юных спортсменов-игровиков, а на актуализацию доминирующих физических качеств (скорость, выносливость, координационные способности и др.).

Динамическая дозировка нагрузки с использованием коэффициента ПМ (индивидуального показателя максимально возможного количества упражнений). На первом занятии нагрузка должна соответствовать 50% ПМ. Затем в течение пяти-шести занятий ее можно довести до 80-90% ПМ. После адаптации произвести новое измерение ПМ и продолжить ее увеличивать по предложенному алгоритму.

Все упражнения рекомендуется объединить в три комплекса: упражнения на выносливость, упражнения скоростно-силовой направленности и упражнения на координацию движений с учетом специфики конкретного вида спорта (футбол, гандбол, баскетбол и др.). Процентное соотношение между комплексами - 30% - 30% - 40%. Процентное соотношение между упражнениями на выносливость и упражнениями скоростно-силовой направленности может варьироваться с учетом амплуа юного спортсмена (например, в футболе - нападающий, полузащитник и защитник; в гандболе - игроки передней и задней линии).

На занятиях ОФП беговая подготовка должна быть основным педагогическим средством и занимать не менее 70% процентов общего времени. В начале занятия рекомендуется использовать упражнения скоростно-силовой направленности, в середине -упражнения на координацию движения с учетом специфики конкретного вида спорта

(футбол, гандбол, баскетбол и др.), а в конце занятия - упражнения на выносливость.

На занятиях по специальной подготовке беговая подготовка может использоваться как вспомогательное средство при обязательном соблюдении следующей логики применения беговых упражнений: во-первых, совершенствование техники бега, затем развитие взрывной силы (общей и специализированной) и на заключительной стадии совершенствование координационных навыков при выполнении двигательных действий в соревновательной деятельности.

Таким образом, комплексность беговой подготовки достигается за счет сочетания стандартных беговых упражнений на скорость и выносливость и беговых упражнений на совершенствование координационных способностей с учетом специфики двигательной активности в избранном виде спорта и индивидуального игрового амплуа.

Эффективность комплексной беговой подготовки юных спортсменов -игровиков существенно возрастает при динамической дозировке нагрузки с использованием индивидуального показателя максимально возможного количества упражнений.

Перспективы дальнейших исследований. Проектирование единого алгоритма комплексной беговой подготовки юных спортсменов-игровиков существенно повысит технологичность использования средств беговой подготовки. Дальнейшие исследования в данном направлении будут способствовать совершенствованию профессиональной подготовки тренера по ОФП для игровых видов спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермаков В.А. Модульно-целевой подход к дифференцированной методике скоростно-силовой подготовки юных футболистов 12-14 лет / В.А. Ермаков, О.В. Злыгостев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 3. - С. 41-44.

2. Злыгостев О.В. Взаимосвязь компонентов скоростно-силовых способностей и формирования технических навыков у футболистов 10-17 лет / О.В. Злыгостев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 2. - С. 9-11.

3. Лосев А.В. Влияние шестинедельных плиометрических тренировок на скоростно-силовые способности волейболистов / А.В. Лосев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 1. - С. 40-42.

4. Матвеев П.В. Эффективность скоростно-силовой подготовки футболистов 14-15 лет различного игрового амплуа / П.В. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 1. - С. 77-81.

5. Факторы, определяющие необходимость синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов / М.И. Романов, А.И. Нечаев, А.А. Колодовский, А.А. Фомичев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 382-386.

REFERENCES

1. Ermakov, V.A., and Ziygostev, O.V. (2013), "Model-target approach to differentiated methods of speed and strength training of young football players aged 12-14 years", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3, pp. 41-44.

2. Ziygostev, O.V. (2013), "The relationship between the components of speed-strength abilities and the formation of technical skills in football players aged 10-17 years", Physical culture: upbringing, education, training, No. 2, pp. 9-11.

3. Losev, A.V. (2018), "The influence of six-week plyometric training on the speed and strength abilities of volleyball players", Physical culture: upbringing, education, training, No. 1, pp. 40-42.

4. Matveev, P.V. (2016), "The effectiveness of speed and strength training of football players aged 14-15 years of various playing roles", Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 77-81.

5. Romanov, M.I., and Nechaev, A.I., Kolodovskiy, A.A., Fomichov, A.A. (2021), "Factors determining the need to synchronize the development of speed-strength qualities and coordination abilities of young hockey players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp 382-386.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.04.2022

УДК 796.422.1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БЕГУНИЙ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Наталья Владимировна Чекалина, старший преподаватель, Воронежский государственный технический университет, Воронеж, Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежская государственная академия спорта, Воронеж; Любовь Валерьевна Яковлева, старший преподаватель, Надежда Ивановна Зиземская,

старший преподаватель Воронежский государственный технический университет, Воронеж

Аннотация

Статья посвящена изучению вопроса оптимизации и соотношения нагрузок в различных зонах интенсивности в годичном цикле спортсменок в беге на средние дистанции занимающихся в спортивной секции ВУЗа. Частными задачами исследования являлись: провести сравнительный анализ экстенсивной и интенсивной технологий подготовки спортсменок; выявить рациональные варианты построения годичного цикла тренировки бегуний на средние дистанции; разработать и экспериментально обосновать модель годичной тренировки спортсменок, специализирующихся в беге на средние дистанции. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия.

Ключевые слова: этапы тренировочного процесса, нагрузка, годичный цикл, объем упражнений, физические качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p463-467

IMPROVING THE METHOD FOR CONSTRUCTING THE TRAINING PROCESS FOR MIDDLE DISTANCE RUNNERS

Natalya Vladimirovna Chekalina, the senior teacher, Voronezh State Technical University; Alla Vitalievna Ezhova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Voronezh State Academy of Sports; Lyubov Valerievna Yakovleva, the senior teacher, Nadezhda Ivanovna Zizemskaya, the senior teacher, Voronezh State Technical University

Abstract

The article is devoted to the study of the issue of optimization and the ratio of loads in different zones of intensity in the annual cycle of female athletes in middle-distance running involved in the sports section of the university. Particular objectives of the study were: to conduct a comparative analysis of the extensive and intensive technologies for the training of female athletes; to identify rational options for constructing an annual training cycle for middle-distance runners; to develop and experimentally substantiate a model of a one-year training of female athletes specializing in middle-distance running. The expediency of applying directed pedagogical influence has been revealed and substantiated.

Keywords: stages of the training process, load, annual cycle, volume of exercises, physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия сохраняется хроническое отставание российских бегунов от мировой элиты, что связывается рядом специалистов с недостаточно эффективной системой управления и методикой многолетней подготовки спортивных резервов, в частности, с содержанием и методами тренировки на начальных этапах становления спортивного резерва, комплексного формирования значимых физических качеств [1, 2, 4].

Подготовка в беге на средние дистанции многие годы являлась объектом углубленных поисков и научных исследований Основная причина отставания отечественных ма-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.