Научная статья на тему 'Творческие способности в структуре психологического потенциала сотрудников органов внутренних дел'

Творческие способности в структуре психологического потенциала сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CREATIVITY / PSYCHOLOGICAL POTENTIAL / EMPLOYEE OF INTERNAL AFFAIRS BODY / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костина Екатерина Юрьевна

Определены основные подходы и место творческих способностей в структуре психологического потенциала сотрудников органов внутренних дел. Подчеркивается важность проведения целенаправленной работы на развитие творческих способностей сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костина Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity in the structure of the psychological potential of employees of internal affairs bodies

The main approaches and the place of creative abilities in the structure of psychological potential of employees of internal affairs bodies are defined. The importance of purposeful work on the development of creative abilities of employees of the internal affairs bodies is emphasized.

Текст научной работы на тему «Творческие способности в структуре психологического потенциала сотрудников органов внутренних дел»

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

@ Костина Е.Ю. 2018

CREATIVITY IN THE STRUCTURE OF THE PSYCHOLOGICAL POTENTIAL OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ekaterina Yurievna KOSTINA,

adjunct of the faculty of training of scientific and scientific-pedagogical personnel of the Kikot Moscow University of the MIA of Russia Email: caterinacostina@yandex

Екатерина Юрьевна КОСТИНА,

адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Email: caterinacostina@yandex

Для цитирования: Костина Е.Ю. Творческие способности в структуре психологического потенциала сотрудников органов внутренних дел. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 3/2018. С. 36—37.

Annotation. The main approaches and the place of creative abilities in the structure of psychological potential of employees of internal affairs bodies are defined. The importance of purposeful work on the development of creative abilities of employees of the internal affairs bodies is emphasized.

Key words: creativity, psychological potential, employee of internal affairs body

Аннотация. Определены основные подходы и место творческих способностей в структуре психологического потенциала сотрудников органов внутренних дел. Подчеркивается важность проведения целенаправленной работы на развитие творческих способностей сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: творческие способности, психологический потенциал, сотрудник органов внутренних дел

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел отличается высоким уровнем напряженности и непредсказуемости, экстремальности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья граждан. В условиях неочевидных схем совершения правонарушений, провокационных противоправных действий граждан от сотрудников требуется проявление способности обнаруживать новые способы решения возникающих нестандартных проблем, разрабатывать и реализовывать неординарные идеи, импровизировать и полно раскрывать свой психологический потенциал.

Анализ работ в психологии юридического труда И.И. Аминова, В.Л. Васильева, А.В. Дулова, А.М. Столяренко и др., посвященных профес-сиографическому описанию деятельности сотрудников органов внутренних дел, упоминаются лишь отдельные характеристики творческих способностей сотрудников органов внутренних дел (беглость, гибкость, оригинальность, открытость инновациям и др.). Так, А.М. Столяренко к числу

важнейших профессионально развитых психологических качеств сотрудника органов внутренних дел относит профессиональное мышление и профессиональный артистизм наряду с профессионально развитыми ощущениями, восприятием, памятью, бдительностью. Совокупность качеств указанных профессиональных познавательных процессов рассматриваются им как развитые (актуальные) способности1. Эти способности определяют успешность профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, поэтому их называют профессиональными. Тем не менее, специалисты в области юридической психологии не выделяют творческие способности как отдельный компонент в структуре профессиональных способностей сотрудников органов внутренних дел.

Обратимся к работам ученых в области творчества, одаренности, креативности и творческих способностей, представленным в виде теоретических подходов и концепций. В научных исследованиях отмечаются существенные признаки

36

№ 3 / 2018

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

творческих способностей: детерминация в ходе решения проблемных задач через процесс анализа (С.Л. Рубинштейн, A.M. Матюшкин); способность к творчеству как к такому роду активности личности (В.Н. Дружинин); показателем творче-скости является интеллектуальная активность, сочетающая в себе общие умственные способности и высокий уровень мотивации к исследовательской работе (Д.Б. Богоявленская); продуцирование новых идеей (A.B. Лазурский); способность подниматься над проблемой, ставить избыточные согласно положению проблем цели, преодолевать внешние и внутренние ограничения деятельности (A.B. Петровский); специальные способности, определяющие успех творчества (А.Г Маклаков); наличие дивергентного мышления, которое направлено на поиск нескольких вариантов решения проблемы и выход за пределы существующих стандартов (Дж. Гилфорд); способность быстро усваивать и порождать идеи (Л. Терстоун), связь с инсайтом — яркой догадкой, соединение новых ассоциаций с решаемой проблемой (Е. Торренс), способность преодолевать стереотипы и способность к продуцированию большого количества ассоциаций (С. Медник) и др.

Анализ указанных подходов показывает, что творческие способности неотделимы от интеллектуальных и иных способностей и необходимы человеку для решения проблем или в новом виде деятельности. Рассуждая о специфических особенностях профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, где требуется быстрое и безошибочное принятие решения в условиях высокой степени риска и опасности для жизни, значимость проявления сотрудниками творческих способностей возрастает. Считаем, что сотрудники органов внутренних дел приспосабливаются к требованиям и рискам в связи с выполнением служебных задач, в результате чего появляется тесная интегративная связь между всеми видами профессиональных способностей (организаторских, интеллектуальных, физических, коммуникативных и пр.), в состав которых входят творческие способности.

Степень выраженности творческих способностей у каждого сотрудника различна в силу индивидуально-психологических особенностей личности. Поэтому необходимо рассматривать творческие способности как потенциальные. Согласимся с мнением Э. Фромма о том, что творческие способности дремлют в каждом человеке . Используя понятие «психологического потенциала сотрудника органов внутренних дел» (В.И. Черненилов), отметим, что творческие способности входят в технологическую подсистему этого потенциала, которая призвана обеспечить рациональное выполнение должностных обязанностей3. Стоит под-

черкнуть, что общечеловеческая подструктура психологического потенциала сотрудника органов внутренних дел (жизненная позиция, убеждения, базовые ценности и т.п.) задает смысл его профессиональной деятельности и жизни в целом. Поэтому творческие способности сотрудников органов внутренних дел проявляются не только в генерации новых идей (например, при выдвижении версией произошедшего правонарушения, создании психологического портрета подозреваемого лица) и целей, но и в активности по претворению этих идей и целей в деятельность.

Таким образом, учитывая сложный и проблемный характер оперативно-служебных задач и необходимость их решения, поиска нескольких вариантов решения, в том числе нестандартным образом, творческие способности сотрудников органов внутренних дел входят в структуру профессиональных способностей, и является одним из профессионально важных качеств. Определив основные подходы и место творческих способностей в структуре психологического потенциала сотрудников органов внутренних дел, стоит отметить важность проведения целенаправленной работы на развитие творческих способностей. Соглашаясь с экспериментальным выводом В.Д. Шадрикова о том, что развитие творческих способностей осуществляется через изменение функциональных и операционных механизмов4, работа психологов органов внутренних дел и образовательных организаций системы МВД России должна быть направлена на формирование у сотрудников операционных механизмов черт оперативности, а также навыки рефлексивной работы по осознанию высказанных ими оригинальных идей, версий, принятых решений и пр.5 Речь идет о тонком приспособлении системы способов действий, при помощи которых осуществляется профессиональная деятельность. С другой стороны, подчеркнем роль активности каждого сотрудника органов внутренних дел, который обладая психологическим потенциалом, может самостоятельно развивать творческие способности как составляющую профессиональных способностей.

1 Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001. С. 181.

2 Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. 3-е из. СПб.: Питер, 2014. С. 253.

3 Энциклопедия юридической психологии /Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.

4 Шадриков В.Д. Теоретические взгляды на природу способностей // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы II Всерос. науч. практ. конф., 18-19 октября 2005 г. Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2005. С. 12—19.

5 Усачева И.В., Аникеева Н.В. Изучение Я-образа будущей профессиональной деятельности курсантов высшего образовательного учреждения МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2016. № 1.

№ 3 / 2018

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.