Гиясова Ш. преподаватель
кафедра дошкольного, начального и технологического образования
Самаркандский государственный университет
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЦЕССА
ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. В статье освещаются подготовки учеников начальных классов к творческой деятельности. Согласно современным требованием существуют ряд этапов творческой деятельности. Автор статьи предлагает рекомендации по улучшению подготовки к творческой деятельности. Среди них выделяются такие рекомендации как: необходимость учета личностных особенностей учеников, усиление воспитательной работы и др.
Ключевые слова: система образования, дошкольное образование, образовательный процесс, личные отношения.
Giyosova Sh. lecturer
Department of Preschool Primary and Technological Education Samarkand State University
CREATIVITY OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN AS A COMPONENT OF PERSONALLY ORIENTED EDUCATION PROCESS
Abstract. The article deals with the guest ions of preparation of the innovative activates in the example. According to the contemporary requirements, several stages of innovative activities exist. The authors of the article propose recommendations on the improvement of preparation to the innovative activities. Among Hem, such recommendations as; necessity of consideration of personal characteristics of pupils, string Honing of education worth and others can be Signified.
Key words: educational system, preschool education, educational process, personal relationships.
Как отмечал в своих выступлениях Президент нашей страны, «важно «воспитать наших детей самостоятельно мыслящими, сильными патриотами, обладающими современными знаниями и профессиями» [1; 103] Важным фактором в решении этой проблемы является начальное образование, являющееся одним из основных звеньев системы
непрерывного образования, а также профессионализм и педагогическое мастерство педагогов, работающих в этих образовательных учреждениях.
Совершенствование системы непрерывного образования является одним из важнейших вопросов социально-экономического развития Узбекистана. Потому что без развития предпринимателя, способного в полной мере использовать свои знания и возможности для развития общества, самостоятельно мыслящих, творчески активных профессионалов сложно совершить коренные изменения в обществе. Сегодня каждая школа страны старается улучшить свою систему образования. Ведется создание учебников нового поколения, внедрение рейтинговой системы в образовании, контроль по различным направлениям, использование активных методов обучения в учебном процессе и другая организационная работа.
Следует отметить, что какой бы стиль работы ни внедрялся, большой проблемой останется личность учащегося, его стремление к знаниям, самостоятельная наблюдательность, способность к творческому мышлению. Сегодня содержание образования обновляется, возникает потребность в широкой трактовке категории «творческая способность». Это, в свою очередь, направлено на воспитание граждан, чувствующих нашу независимость, осознающих свою ответственность перед обществом, государством и семьей, зрелых, умных, интеллектуальных и творческих людей. Определены особенности процесса формирования творческих способностей, первая из которых - участие ребенка в многогранном процессе. Неизбежно участие в нем образовательного учреждения, семьи, общества, района, средств массовой информации, детского театра, литературы и искусства.
Духовность - понятие многомерное, включающее в том числе и творческое начало, на развитие которого оказывает существенное влияние школа и околошкольная среда. В условиях классической системы воспитания развитие творческих способностей не является одной из важных задач, преимущество отдается когнитивному компоненту.
Для воспитания свободной личности, способной к генерированию творческих идей, требуется иной подход. Необходимо создать в рамках школьного обучения систему развития дивергентного мышления детей, снять у ребенка психологические барьеры, мешающие проявлять ему свою индивидуальность; раскрыть потенциал личности каждого воспитанника. Решение этих задач наиболее эффективно происходит в системе личностно ориентированного воспитания, в котором ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Вокруг личности воспитанника концентрируются все остальные приоритеты. Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка как основное средство.
Реализация данных принципов в практике воспитательного процесса позволяет наилучшим образом выявить и раскрыть творческие способности ребенка.
Ряд психологов и ученых-педагогов: А.В. Петровский, Б.М.Теплов, В.А.Крутецкий изучали развитие у детей мыслительной деятельности, внимания, памяти, уровня восприятия, мышления, эмоций под влиянием учебной деятельности, ученые республики: Р. Суннатова, Е. Гозиев, Г.Шоумаров проводили исследования проблем познания и творческих способностей учащихся, их тенденций и стремлений, формирования талантов. О. Розиков, Б. Адизовы изучали творческую деятельность детей и их таланты. В.Каримова, З.Нишонова, Б. Кадыров также проводили исследования развития индивидуального творчества, трактуя творческую способность применительно к проблемам умственной способности ребенка, познавательной активности, самостоятельного мышления. В частности, Р. Ибрагимова посвящена изучению дидактических основ формирования познавательной деятельности младших школьников. Б. Б. Кадыров же проводил исследования технологии воспитания в формировании индивидуального творчества. Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать такие задания, как классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; выявлять и формировать противоречия; разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; представлять пространственные объекты и др.
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как сложность содержащихся в них проблемных ситуаций, сложность мыслительных операций, необходимых для их решения; формы представления противоречий (явные, скрытые).
Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности - от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Именно поэтому требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность обучения ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо
включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы - различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что в начальной школе необходимо внесение следующих изменений в учебный процесс: вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно - деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта; системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы; промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников.
При таком подходе усиливается организаторская функция педагога, которая предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.
Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.
Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.
Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.
Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.
Эффективность проводимой работы по развитию творческих способностей младших школьников во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и
педагогом. Развитие личности непосредственно связано с изменением ее деятельности, мотивов, целей, применением новых средств, методов и программы деятельности, и на основе изменений формируется способность. Также эти задачи выполняются с результатом цели, предмета деятельности, средств, способов выполнения.
Учебный процесс требует систематической организации деятельности учащихся. Все компоненты образования составляют формирование его способности ученика - оно происходит во взаимодействии образовательных целей, содержания, форм, методов, средств, образовательных продуктов, знаний, умений и навыков. В образовательном процессе развитие индивидуального творческого потенциала учащегося требует выбора содержания образования, выраженного в программах. Потому что в настоящее время программы и учебники не отвечают требованиям развития творческих способностей и потенциала учащегося. Однако социальные науки, гуманитарные науки, науки и естествознание воздействуют на умы учащихся и стимулируют развитие творческой активности учащихся. Технологизация учебного процесса также является одним из важнейших требований в формировании творческих способностей учащихся. Самосознание, или формирование личности, также имеет важное значение в развитии творческих способностей учащихся. Это система самовоспринимаемых и самосознательных восприятий, составляющих поведение учащегося. Основной целью педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся, является также развитие творческой активности в целом. Из вышеизложенного видно, что развитие личности непосредственно связано с изменением ее деятельности, мотивов, целей, применением новых средств, методов и программы деятельности, и на основе изменений формируется способность. Также эти задачи выполняются с результатом цели, предмета деятельности, средств, способов выполнения. В образовательном процессе развитие индивидуального творческого потенциала учащегося требует выбора содержания образования, выраженного в программах. Потому что в настоящее время программы и учебники не отвечают требованиям развития творческих способностей и потенциала учащегося. Однако социальные науки, гуманитарные науки, науки и естествознание воздействуют на умы учащихся и стимулируют развитие творческой активности учащихся. Таким образом, формирование творческих способностей учащихся младшего школьного возраста осуществляется на основе опыта их разнообразной учебной, практической, общественной деятельности. Поэтому в образовательных стандартах особое внимание уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным средствам деятельности, знаниям, умениям и навыкам, используемым в реальных жизненных ситуациях.
Использованные источники:
1. Mirziyoyiv Sh.M Buyuk kelajagimizni mard va oliyjonob xalqimiz bilan quramiz. -T.iO'zbekiston, 2017 -B. 286
2. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. - 1998 г. -№4. - с.80-81.
3. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами. //Научно-практический журнал. - 2002 г. - № 1. - с. 36-42.
4. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей. - М.: Владос, -2000 г-с.22.
1. 5.X.Ibragimov, Sh. Abdullayeva. Pedagogika- T.: "Fan", 2004 y, 22-28 b.