Научная статья на тему 'Использование технологии портфолио'

Использование технологии портфолио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2855
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО / СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО / ДИНАМИКА УЧЕБНОГО ПРОГРЕССА / РЕФЛЕКСИЯ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старикова Учитель Начальных Классов

Автор обсуждает значение портфолио для повышения самооценки учащегося, максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка, развития мотивации творческого роста; раскрывает структуру портфолио, делится опытом организации различных видов деятельности, в которых ученик может быть успешен в рамках личностно-ориентированной модели образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологии портфолио»

______________ИННОВАЦИОННЫЕПРОЕКТЫПРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ^^^^^^-^

Старикова Светлана Ивановна

учитель начальных классов ГБОУ Школа №64 г. Москва

J ^

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО

Л____________________________________________________________г

Аннотация. Автор обсуждает значение портфолио для повышения самооценки учащегося, максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка, развития мотивации творческого роста; раскрывает структуру портфолио, делится опытом организации различных видов деятельности, в которых ученик может быть успешен в рамках личностно-ориентированной модели образования.

Ключевые слова: учебные портфолио, структура портфолио, динамика учебного прогресса, рефлексия собственной деятельности.

«Ученик- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

Б. Паскаль.

Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащегося, как средство мотивации личностного развития.

Учебные портфолио - специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период времени [4].

Основной смысл портфолио - показать все, на что ты способен.

Основная задача: проследить динамику учебного прогресса [3,5].

Основные цели такой формы работы:

1. Смещение в сознании детей, их родителей акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет; в интеграции количественной и качественной оценки; в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Это позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути - оценочная составляющая портфолио;

2. Создание места для накопления способов и средств действий («инструментов») учащегося и изготовления их с помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных практических задач, - «инструментальная» составляющая портфолио;

3. Создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся - рефлексивная составляющая портфолио.

Общая цель - выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

Для достижения поставленных целей учащийся использует «Дневник моего роста» (накопительная папка в 1-2 классах или портфолио - папка индивидуальных достижений в 3-4 классах).

Классный руководитель проводит информационную работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями.

Руководитель школьного методического объединения координирует деятельность учителей по данному направлению работы.

Психолог проводит индивидуальную диагностику профессиональной направленности личности.

Заместитель директора школы по воспитательной работе информирует педагогов о мероприятиях, проводимых в муниципальном образовании, субъекте РФ, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио обучающегося.

Начало обучения в школе - это новый важный этап в воспитании и развитии ребенка. Став школьником, он впервые включается в систематическую общественно значимую деятельность.

Именно здесь он получает основы систематических знаний. Здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля.

70

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Самореализация составляет одну из сторон жизнедеятельности человека и занимает значимое место в развитии и становлении личности. Она воплощается в деятельности и в отношениях с социальной средой.

На мой взгляд, эффективным педагогическим средством в рамках личностно-ориентированной модели образования выступает организация педагогом различных видов деятельности, в которых ученик может быть успешен. Детство неповторимая по своим возможностям пора развития. Дети младшего школьного возраста мыслят образами, они эмоциональны и чувствительны, и чтобы учеба была им в радость, нужно, чтобы они все время, каждый день получали и создавали что-то новое [1,2].

Технология портфолио с моей точки зрения - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности. Портфолио предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости, увлеченности.

В ходе этой деятельности я ставила следующие задачи:

• выработать у ученика самостоятельное критическое мышление, умение работать с информацией;

• научить учащихся размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы;

• принимать самостоятельные аргументированные решения.

Проектный метод создает условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

• предоставляется свобода выбора. Ученик имеет возможность выбора форм контроля, объема. Свобода выбора создает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действия сам, ученик испытывает большую ответственность;

• максимально снимается внешний контроль, так как это ослабляет внутреннюю мотивацию;

• в классе создается атмосфера сотрудничества и взаимного уважения;

• личные стандарты вырабатываются индивидуально самим учеником.

Структура портфолио. Портфолио состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

«Портфолио документов» включает сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения и предполагает возможность как качественной, так и количественной их оценки. В него ученик собирает документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования, участия в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т.п.

««Портфолио работ» дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки и профильного обучения.

«Портфолио работ» включает в себя:

• работы, проекты, исследования, которые учащиеся выполнили в учреждениях дополнительного образования;

• работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса (классные, домашние работы; прикладные проекты; упражнения и задачи, выполненные сверх учебной программы; сочинения, рефераты, наглядные пособия, творческие работы, фотографии, зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-, видеокассеты с записью выступления; листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; лист целей и т.п.);

• собственные изделия учащегося (модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.).

Примерная форма фиксации работ ученика в «портфолио работ»:

• проектные работы - указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте;

• исследовательские работы и рефераты - указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц и т.п.;

• техническое творчество - модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;

• работы по искусству - дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;

• другие формы творческой активности: участие в школьном театре, хоре, оркестре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах;

• элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия;

• различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила; ее продолжительность;

• занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения, продолжительность занятий и их результаты;

• участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат;

• участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика;

• спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

В «портфолио отзывов» учащемуся предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил; саморефлексия ученика на разнообразную выполняемую им деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

71

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:

• заключение о качестве выполненной работы;

• рецензия на статью;

• отзыв о работе в творческом коллективе дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

• резюме школьника с оценкой собственных учебных достижений;

• эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

• рекомендательные письма;

• отзывы родителей, учителей, одноклассников и т.д.

Оценка результатов порфолио.

В конце учебного года в каждом классе проводится презентация портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:

• «Самое оригинальное портфолио»;

• «За лучшее оформление работ»;

• «Идея!»;

• «За многогранность таланта»;

• «За трудолюбие»;

• «За творческий подход» и др.

Благодаря документам портфолио, достижения ученика сравниваются не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

Портфолио является мотивирующим фактором обучения, так как информация, собранная в нем, нацеливает учащегося на демонстрацию развития, содержит факты о продвижении по проекту, формирует навыки саморегуляции, самоконтроля.

Каждый учащийся защищает свой проект, т.е. получает на выходе конкретный продукт, подтверждающий заявленный учащимся уровень знаний, умений и навыков, выявляющий тенденции саморазвития личности, демонстрирующий потенциал дальнейшего совершенствования.

Итогом работы учащегося является система технологических компетенций и компетенций личностного роста, которые являются в самоанализе презентационных работ по изученным и освоенным дисциплинам. Портфолио показывает рефлексивные способности ребенка и степень его мотивации в изучении предметов за рамками образовательного минимума.

Этот курс дает замечательные результаты: дети работают с огромным удовольствием, быстро увлекаются, и с удовольствием не только выполняют задания

учителя, но и придумывают свои. У всех обнаруживаются творческие способности, расширяется кругозор. Ребята быстро учатся анализировать, прогнозировать, самостоятельно справляться с проблемой. Дети стали более ответственны. Портфолио дает возможность делать, что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои собственные возможности. А учителю удается раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка.

Технология портфолио формирует умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, а самостоятельное создание авторских документов - это процесс творческий, ориентированный на воображение, поиск и открытие. Это и есть путь к успеху.

Показателем прогресса в работе над портфолио считается глубокий и осмысленный самоанализ и рефлексия собственной деятельности.

В начальной школе такая форма оценивания детей как портфолио, должна прежде всего носить обучающий характер, быть не формой, а «инструментом», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.

Представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений - ведь она является «технологией всматривания в себя», которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни.

Портфолио способствует повышению самооценки учащегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Литература

1. Голоднова Л. В. Технология портфолио - формальный и неформальный подход // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.9-21.

2. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии. 2005. № 2.

3. Горелова Т. И. Портфолио - альтернативный способ оценивания результатов обучения // Управление начальной школой. 2009. № 6. С.17.

4. Новикова Т. Г., Прутченков А. С. Технология «Портфолио»: предостережение от ошибок // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.4-9.

5. Старикова С. И. Портфолио как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.21-23.

72

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.