References
1. Langran John & Purcell Sue "Language Games and Activities", London: Center for Information on Language, 1994. P. 17.
ТВОРЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ И ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1 2 Хохлова Е.В. , Селезнева М.А.
'Хохлова Елена Васильевна - воспитатель высшей квалификационной категории;
2Селезнева Марина Александровна - инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 1288 им. Героя Советского Союза Н.В. Троян, г. Москва
Аннотация: авторы статьи отмечают, что рациональное взаимодействие педагогов ДОО - инструкторов по физической культуре и воспитателей положительно влияет на результативность физкультурно-оздоровительной и просветительной работы в детском саду; согласованности работы воспитателей и специалистов во многом способствует их объединение в творческие сообщества, целью которых является повышение компетентности в вопросах физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.
Ключевые слова: ДОУ, физкультурно-оздоровительная работа, сообщество, эффективное взаимодействие.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления здоровой личности, а в перспективе - здорового общества в целом. Поэтому, одним из наиболее приоритетных направлений государственной политики, нацеленным на укрепление здоровья детей, является развитие физической культуры именно в дошкольном возрасте [1, стр. 84].
Дошкольное образовательное учреждение создает благоприятные условия, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья воспитанников, а также развитие не только физически развитой, но и социально-активной, творческой личности [2, стр. 49].
У каждого педагога в ДОУ имеется свой стиль преподавания, свои методы, особенные профессиональные приемы и «секреты» работы. С годами работы у педагогов накапливается желание поделиться своими профессиональными успехами, личными методическими разработками с коллегами, а также потребность обсудить различные вопросы, касающиеся работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура». Между тем, конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя, во многом зависит от активного участия воспитателя в педагогическом процессе, его взаимопонимания и эффективного взаимодействия с инструктором по физической культуре. Каждое ДОУ может по праву гордиться работой своих инструкторов и воспитателей, которые совместно готовятся к проведению специально организованных занятий, разрабатывают сценарии тематических физкультурных досугов и праздников, подбирают консультативный материал для родителей воспитанников. Сколько детских садов - столько и творческих, по-настоящему
91
профессиональных педагогов, которые хотят и могут делиться своими успехами, наработками, авторскими методиками.
Поэтому, воспитатели и инструкторы по физической культуре детских садов все чаще объединяются в методические объединения, творческие сообщества педагогов, целью которых являются организация различных физкультурно-оздоровительных мероприятий как с детьми, так и с родителями воспитанников, обеспечение информационно-консультативной помощи педагогам и родителям, представление новейшего практического опыта.
Московская школа 1288 - одна из тех, где было организовано такое творческое сообщество педагогов (ТСП), в котором объединились инструкторы по физической культуре и воспитатели из восьми детских садов. Воспитатели и специалисты сообщества регулярно проводят семинары и консультации в форме круглого стола, показы презентаций, практические занятия. Специалисты-инструкторы по физической культуре на первом же занятии ТСП конкретизировали понятия «здоровье», «физическая культура», «здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании», а также познакомили своих коллег с системой взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя.
На последующих встречах специалисты-инструкторы по ФИЗО вместе с воспитателями обсудили требования к организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Так, в ходе проведения семинара-практикума был представлен опыт детских садов «Хорошенок-1», «Апельсин», «Колосок» по оснащению развивающей среды физкультурного зала и групповых комнат, использованию разнообразных «дорожек здоровья» в работе с детьми. Материалы презентации «Двигайтесь, радуйтесь, и будьте здоровы!», подготовленной педагогами детского сада «Голубята», и мастер-класса по использованию нетрадиционного физкультурного оборудования, показанного педагогами детсада «Непоседы», взяли на вооружение все участники мероприятия.
Одна из творческих встреч сообщества была посвящена вопросам создания эмоционального комфорта в группах, развитию интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Педагоги и инструкторы детских садов «Тигрята» и «Хорошенок-2» рассказали о практическом применении в работе с детьми специальных методов и приемов, игр и упражнений, способствующих сплочению детей, их умению контролировать свои эмоции. Все участники сообщества отметили особенную пользу показа упражнений на умение расслабляться под тщательно подобранное музыкальное сопровождение, а также дыхательной гимнастики, направленной на общее оздоровление организма.
Отличный результат дают открытые просмотры мероприятий, разработанных участниками физкультурного ТСП. На них педагоги не только получают массу положительных эмоций, но и учатся новому, берут себе на заметку что-то необычное, ранее не применявшееся в их работе. Это могут быть новые игры, упражнения, приёмы обучения движениям и навыкам. Так, воспитанники Куликовой В.А. и Шакаловой С.И. удивили гостей - педагогов и родителей не только своей быстротой, ловкостью и меткостью, но и умением ориентироваться в мире полезных для здоровья продуктов, витаминов и предметов гигиены.
Много времени уделяют педагоги и работе с родителями. По результатам опросов родителей были выявлены направления работы консультативной направленности. Так, например, выяснилось, что родителей интересуют вопросы о физической подготовленности детей к обучению в школе, о правильном питании, режиме дня.
Педагоги - участники творческого сообщества с удовольствием делятся с коллегами своими профессиональными наработками не только во время встреч в реальном времени. Для обсуждения насущных проблем с помощью интернет-ресурсов создана группа, где коллеги по ТСП в любое удобное время могут общаться друг с другом. Там же имеется своя «Методическая копилка», где участники могут выкладывать материалы мероприятий, конспекты занятий, консультаций,
92
фотографии, могут обсуждаться книжные новинки по теме здорового образа жизни и воспитанию детей.
За время работы ТСП наметились основные направления его деятельности:
• различные организационные мероприятия;
• представление актуального методического и практического опыта;
• информирование педагогов, родителей, общественности;
• консультационно-методическая помощь.
Таким образом, организация сообщества воспитателей и специалистов-инструкторов по физическому воспитанию способствует их рациональному взаимодействию, и в конечном итоге - значительному качественному улучшению физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Список литературы
1. Тарасова Т.А. Совершенствование физической подготовки старших дошкольников в условиях ДОУ и семьи // Инструктор по физкультуре. № 1, 2010. 84 с.
2. Филиппова С.О. Дошкольное учреждение: Стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры // Дошкольное воспитание. № 5, 2010. 47 с.
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКРАНИЗАЦИЙ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ Кабенова А.М.
Кабенова Алия Муслимовна - бакалавр филологии, химико-биологическое направление, Назарбаев Интеллектуальная школа, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются пути эффективного использования возможностей киноверсий на уроках литературы в школе. Автор представляет методы сравнительного анализа эпизодов художественного текста и фильмов, чтобы сопоставить средства создания конфликта автором литературного произведения и интерпретацию режиссера киноверсии.
Ключевые слова: искусство, литература, художественный текст, конфликт, экранизация, анализ эпизодов, взгляд автора, концепция режиссера.
В статье рассматривается вопрос о возможностях эффективного использования экранизации художественных текстов на уроках литературы в школе. Автор предлагает приемы сопоставительного анализа эпизода и киноэпизода в целях совершенствования навыков сравнения и обобщения при анализе эпизода. Особое внимание уделяется сравнению позиций автора художественного произведения и режиссера кинофильма.
Мир искусства многообразен и представляет собой систему многих искусств, и каждое из них своими художественными средствами на своем материале образно отражает мир. Литература - первооснова очень многих искусств, это универсальное искусство, которое работает всеми возможными образными средствами, не отступая от своих специфических средств. В.Г. Белинский так охарактеризовал литературу: «И звук, и картина, и представление» [1].
Почему же сегодня на уроке литературы так востребована экранизация классики? Учителя литературы справедливо считают, что сравнение литературного образа и его интерпретации кинорежиссером развивает интеллектуальные навыки, речь, расширяет кругозор учащихся. Но популярны экранизации сегодня главным образом потому, что современному школьнику все труднее прочитать полностью, без
93