Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УЗБЕКСКОГО ХОРОВОГО ДИРИЖЕРА ЮЛДУЗ ХУСНИТДИНОВОЙ'

ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УЗБЕКСКОГО ХОРОВОГО ДИРИЖЕРА ЮЛДУЗ ХУСНИТДИНОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / ДИРИЖЕР / РЕПЕРТУАР / УЗБЕКСКАЯ ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА / ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аппазова Л.И.

статья посвящена рассмотрению творческих принципов ведущего специалиста в области хоровой культуры Узбекистана, дирижеру, доценту кафедры хорового дирижирования Государственной консерватории Узбекистана Юлдуз Хуснитдиновой. В процессе общения и воспитания ее творческого опыта, на протяжении многих лет общения с ней выявляются характерные черты творческого облика, хорового дирижера, которые характеризуют ее своеобразие и самобытность личности. На материале анализа творческой деятельности Юлдуз Хуснитдиновой в статье делается обобщение о ее значимости для развития узбекской хоровой музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE PRINCIPLES OF THE UZBEK CHORAL CONDUCTOR YULDUZ KHUSNITDINOVA

the article is devoted to the consideration of creative principles, a leading specialist in the field of choral culture of Uzbekistan, conductor, associate professor of the department of choral conducting of the State Conservatory of Uzbekistan Yulduz Khusnitdinova. In the process of communication and education of her creative experience, over the course of many years of communication with her, the characteristic features of the creative appearance, the choral conductor, which characterize her uniqueness and identity of personality, come to light. Based on the analysis of the creative activity of Yulduz Khusnitdinova, the article summarizes its significance for the development of Uzbek choral musical culture.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УЗБЕКСКОГО ХОРОВОГО ДИРИЖЕРА ЮЛДУЗ ХУСНИТДИНОВОЙ»

были собственноручно обработаны. Хоровое письмо в этом произведении было исключительно разнообразно: приемы подголосочной полифонии, имитации, гомофонно-гармонического склада. Музыка произведения имеет танцевальный, жизнерадостный характер воплощает лучизарий весеннего Навруза, праздника обновления природы, отмечаемый на протяжении многих веков во многих странах Востока.

В приверженности хоровому жанру заключается одна из удивительных закономерностей творчества Бафоева. Она характеризуется стремлением к поиску нового в музыкальном искусстве. В своем творчестве композитор придерживается эстетической позиции активного использования в произведениях современных приемов и техник письма. Поразительно то, как Бафоев находит инновационные приемы композиции в воплощении художественных замыслов, связанных с образами великих мыслителей Востока, обращение к наследию которых открыло ему неисчерпаемые ресурсы вдохновения и поиска обновления выразительных средств.

Хоровое творчество для Бафоева — это Вселенная, просторы которой необъятны и космические голоса, звучащие в его поэтичной душе, запечатлеваются в партитурах, вырастая в монументальные многоголосные хоровые полотна-фрески о мире, о жизни, о человеке. «И тут Мустафо идет как смелый новатор, - подчеркивает О. Матякубов, - не боится неожиданных решений» [3, 73]. Инновационная природа музыкального мышления подсказывает композитору эти решения, уникальные в своей основе. Хор проникает во многие жанры композиторского творчества Бафоева -симфонию, оперу, балет, обобщая и обновляя их содержания формы и стили. Тенденция к синтезу жанров, обозначившаяся в раннем творчестве Бафоева получила на протяжении ряда лет целенаправленное развитие и правило к появлению инновационных жанров, гибридных форм.

Сегодня Мустафо Бафоев настойчиво ищет новые пути развития узбекского музыкального искусства, и хоровая музыка является для него ориентиром для экспериментов, открытий и достижений.

Список литературы /References

1. Кадырова С. Особенности фактуры в современной хоровой музыке. Ташкент: «Musiqa», 2012.

2. Расули-Исроилова С. Стилистические тенденции развития узбекской хоровой музыки 70 - 90 годов ХХ века. Ташкент: Ижод денеси, 2003.

3. Матякубов О. Додекаграмма. Очерк в очерках о музыке и музыкантах моей страны и моего времени. Ташкент: «Истиклол», 2005.

ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УЗБЕКСКОГО ХОРОВОГО ДИРИЖЕРА ЮЛДУЗ ХУСНИТДИНОВОЙ Аппазова Л.И. Email: Appazova17165@scientifictext.ru

Аппазова Ленара Имрановна - «Отличник народного образования» (2016), «Лучший учитель среди детских школ музыки и искусств Республики Узбекистан» (2018), обладатель медали «Шухрат» (2020), преподаватель, заведующая отделами, отделы эстрадного пения и теории музыки, Детская школа музыки и искусств № 15, г. Чирчик, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена рассмотрению творческих принципов ведущего специалиста в области хоровой культуры Узбекистана, дирижеру, доценту кафедры хорового дирижирования Государственной консерватории Узбекистана Юлдуз Хуснитдиновой. В процессе общения и воспитания ее творческого опыта, на протяжении многих лет общения с ней выявляются характерные черты творческого облика, хорового дирижера, которые характеризуют ее своеобразие и самобытность личности. На материале анализа творческой деятельности Юлдуз Хуснитдиновой в статье делается обобщение о ее значимости для развития узбекской хоровой музыкальной культуры.

Ключевые слова: музыка, хоровое искусство, дирижер, репертуар, узбекская хоровая культура, хоровое исполнительство.

CREATIVE PRINCIPLES OF THE UZBEK CHORAL CONDUCTOR YULDUZ KHUSNITDINOVA Appazova L.I.

Appazova Lenara Imranovna - "Excellent student of public education " (2016), "The best teacher among children's schools of music and arts of the Republic of Uzbekistan" (2018), Winner of the "Shukhrat" medal (2020), Тeacher, Bead of Departments, DEPARTMENTS: POP SINGING AND MUSIC THEORY, CHILDREN'S SCHOOL OF MUSIC AND ARTS №15, CHIRCHIK, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the consideration of creative principles, a leading specialist in the field of choral culture of Uzbekistan, conductor, associate professor of the department of choral conducting of the State Conservatory of Uzbekistan Yulduz Khusnitdinova. In the process of communication and education of her creative experience, over the course of many years of communication with her, the characteristic features of the creative appearance, the choral conductor, which characterize her uniqueness and identity of personality, come to light. Based on the analysis of the creative activity of Yulduz Khusnitdinova, the article summarizes its significance for the development of Uzbek choral musical culture.

Keywords: music, choral art, conductor, repertoire, Uzbek choral culture, choral performance.

УДК 078

Хоровое искусство представляет собой очень важную неотъемлемую часть музыкальной культуры Узбекистана, и в этом отношении неоценимый вклад в развитие внесли значительные талантливые хоровые дирижеры и педагоги. Сложность деятельности хорового дирижера заключается уже в самом слове «дирижер - что в переводе с французского - руководитель коллективного исполнения музыки. Он проводит репетиционную, педагогическую работу с коллективом; во время концерта или спектакля творчески организует и воодушевляет коллектив, воссоздавая при его помощи музыкально-художественные образы произведения. В процессе исполнения указывает певцам темпы, нюансы, вступления и т.д., управляет ансамблем, строем, произношением текста. Являясь, воспитателем коллектива он должен быть широко образованным, передовым человеком, иметь организационные и педагогические навыки, знать специфику голосов и инструментов. Воля самообладание, владение дирижерской техникой - качества, необходимые дирижеру для осуществления художественных намерений» [1, 194-195].

Таким образом ярким представителем современного хорового дирижера, связанного со всеми сферами культуры Узбекистана является доцент кафедры хорового дирижирования Юлдуз Хуснитдинова. Следует отметить, что на

сегодняшний день она охватывает очень широкое поле деятельности. Грани ее творчества не имеют границ. Юлдуз Хуснитдинова является руководителем «хора Молодежного Театра - студии» при Государственной Консерватории Узбекистана уже на протяжении 20 лет, руководитель «Молодежного хора» при Молодежном симфоническом оркестре, ведет активную педагогическую и методическую работу на кафедре. В различных аспектах она проявляет себя многогранно и содержательно. Очередным новшеством в творческо-педагогической работе стало назначение на должность декана в Государственной консерватории Узбекистана.

Путь Юлдуз Хуснитдиновой к дирижерскому искусству был интересен, своеобразен, целеустремлен и определен страстным желанием изучения современного исполнительства искусства дирижирования.

Родилась Юлдуз в г. Карши, рабочей семье, где очень любили музыку. Отец Юлдуз часто вечерами любил играть на таре, несмотря на то что, являлся самоучкой. Яркие музыкальные способности проявились очень рано. Ярким переломным моментом в жизни Юлдуз стал приезд комиссии из столичной специализированной школы им. В. Успенского, в детский сад, где выбирали талантливых детей для дальнейшего обучения музыкальному искусству. Одной такой девочкой оказалась маленькая Юлдуз, получившая рекомендации для поступления в Республиканскую Специализированную Музыкальную школу им. Успенского. Прожив и готовившись летом месяц в школе им. Успенского шестилетняя Юлдуз с отличием сдает вступительные экзамены, ее распределяют в класс Скрипки талантливого одного из ведущих специалистов педагогу Щельдинер Белла Вольфовна. Но в дальнейшем обучении она проявила яркие возможности хорового дирижера, в ее характере проявились такие черты как: сильная воля, умение слушать, умение интонировать, умение обобщить, но самое главное, это тончайший слух, который она выработала во время обучения на скрипке. Он очень великолепно повлиял на ее великолепную слуховую культуру, что очень помогла в удивительно тонком слуховом ощущении интонации при обучении в классе хорового дирижирования у педагога Швановой Галии Рустамовны. В 1993году поступив в Ташкентскую Консерваторию им. М. Ашрафи проявив незаурядные музыкальные способности с отличием обучается и заканчивает в классе профессора Казиева Нугмана Инамовича, в 1998г. получает направление в ассистентуру в класс профессора Любат Хабибовны Джумаевой.

Так как в ней проявляются яркие лидерские качества и умение руководить хоровым коллективом В 2001 году на заседании кафедры хорового дирижирования единогласно было принято решение назначить руководителем «хора Музыкального Театра - студии». Как отмечает сама Юлдуз Мадатовна: «Для меня это было, очень сложным участком и, несмотря на многие трудности, я сразу взялась за работу над ростом этого коллектива, и провела колоссальную работу над этим коллективом. Ведь до этого хор выполнял только учебную функцию, ассистируя студентами и дипломантам. Но став руководителем этого хора мне удалось оживить хор и поднять его на новый высокий уровень» [2]. Хор Музыкального Театра - студии стал отдельным самостоятельным коллективом, ведущим активную концертно-профессиональную деятельность. Хочется сказать, что одним из первых самостоятельных концертов стал концерт, посвященный «Композиторам Узбекистана».

На сегодняшний день хоровой коллектив принял участие во множестве концертов, дал множество сольных концертов. В репертуар этого коллектива входит: «М. Гайдн. Реквием, И.С. Бах. Кантата № 67» 2004 г., «Мелодии Средней Азии» 2006 г., «Вы наше светлое начало»2007г., «На сердце день вчерашний, А в сердце светит Русь» 2008 г., «Память о Блоке» 2008 г., «Рождественский концерт органной и хоровой музыки»2008 г., «Памяти Гарсия Лорка» 2009 г., «Женские мысли Анны Ахматовой» 2010 г., «Реквием Анне Цветаевой» 2011 г. А концерты «Творческие вечера Б. Умиджанова», «День памяти и почести» и «Рождественский концерт» проходят

каждый год, собирая полные залы, каждый год эти концерты наполняются новыми идеями и изюминками ставшие уже традицией у зрителей.

Юлдуз Хуснитдинова владеет очень большим репертуаром, со знакомством с руководителем и главным дирижером «Молодежного симфонического оркестра» Комолитдином Уринбаевым в 2012 г. Появляются совместные проекты: Дебюси «Сирена» для женского хора, «Ешлик нафаси», где принимают участие хор Музыкального Театра - студии и студенческий хор Государственной Консерватории Узбекистана выше 100 певцов.

В 2016 году при «Молодежном симфоническом оркестре» открывается хор руководителем, которого стала Юлдуз Хуснитдинова. Особенность этого хора заключается в том, что хор не стоит на месте, а постоянно находился в движении, имеет сценическое действие.

Таким образом, в штат «Молодежного хора» добавляют хореографа. Хор является самым актуальным, профессиональным, много гастролирующим, находящимся на самом высоком уровне, принимающим участие на всех государственных концертах и праздниках. Представляющий нашу страну на зарубежном поприще. Композитор Д. Сайдаминова написала прекрасное произведение для молодежного симфонического оркестра и хора «Путь к просветлению».

Весной 2018 г. Юлдуз Хуснитдиновой поступает предложение присоединиться к молодежному хору «Тюрксой», осенью блестяще выступив на международном конкурсе «Астана голос мира», а также приняли участие в турне туре по Казахстану. А в 2019 году Молодежный хор приглашают в Турцию на сборную репетицию с Камерным хором ТЮРКСОЙ. Репетиции продолжаются на протяжении двух недель хор ТЮРКСОЙ отправился в гастрольный тур по Балканским странам: Болгария, Сербия, Черногория, Хорватия, а также имела возможность участвовать на Международном хоровом ЭКСПО организован Международной хоровой ассоциацией IFCM в г. Лиссабон (Португалия). Осенью этого же года на международном фестивале «OPEN ASIA» Молодежный хор при Симфоническом оркестре, в номинации «Академическое исполнение» становится обладателем Гранд-При. Молодежный хор под руководством Юлдуз Хуснитдиновой ни минуты не стоит на месте и этому доказательство множество сольных концертов «Ёшлик бахори»2014 г., «Бахор симфонияси»2015 г., «Ёшлик оханги»2016 г., исполнение кантаты К. Орфа «Катулли Кармина»2017 г., кантату С. Прокофьева «Александр Невский» 2018 г., «Мумтоз наволар» 2019 г., и многие другие. Большое значение для развития творческого потенциала имеет тесное сотрудничество множество концертов проведенные совместно с камерным народным оркестром «Согдиана» руководителем, которого является профессор Государственной консерватории Узбекистана Феруза Равшановна Абдурахимова. Так же на протяжении многих лет руководитель сотрудничает с Симфоническим оркестром, множеством центров и с посольствами различных стран в Узбекистане. Несмотря на такую творческую практическую деятельность, в сентябре 2020 года Юлдуз Хуснитдинову назначают на должность декана факультета Академическое исполнительство. В ее подчинение вошли шесть кафедр:

1. Академическое хоровое дирижирование. Хоровое исполнительство (артист хора).

2. Оркестровое дирижирование.

3. Народные инструменты.

4. Духовые инструменты

5. Струнные инструменты.

6. Академический вокал.

Проявив и показав себя на административной должности, в июне 2021 года Юлдуз Мадатовна была удостоена нового назначения: проректора по вопросам молодежи, духовности и просветительства Государственной консерватории Узбекистана.

Обобщая изучения творческих принципов деятельности Юлдуз Мадатовны Хуснитдиновой, следует отметить, что она: неустанно ищет новые пути, развивая хоровое искусство. Всегда смотрит в будущее, идет в ногу со временем. На сегодняшний день, учитывая ее плодотворную работу и организаторские способности хормейстера, следует подчеркнуть, что она представляет собой пример яркой, творческой личности, очень многогранная, является центром хоровых коллективов. Включающую в себя глубокое знание узбекского хорового репертуара, знание мировой культуры. Безусловно Юлдуз Мадатовна Хуснитдинова является гордостью музыкальной культуры, которая является флагманом хорового исполнительства на мировом уровне. «Очень важно, подчеркивает Живов, чтобы дирижер заботился не только о себе, но и о своих питомцах» [3, 260]. Это специалист, который действительно озаряет хоровую культуру своими замечательными открытиями, инновационными проектами.

Юлдуз Хуснитдинова не любит рассказывать о себе и о своем творчестве. За годы обучения и знакомства с ней я услышала из ее уст только одну фразу:

«Когда я захожу работать с хором, я забываю обо всем и просто отдыхаю, получая от этого удовольствие». Вопреки всему оставаясь безупречным человеком, великолепной женой и мамой троих детей.

Список литературы / References

1. Шамахмудова Б.В. Хоровой словарь. Ташкент, 2009.

2. Из личной беседы автора с Юлдуз Хуснитдиновой. 04.02.2021.

3. Живов В.Л. Хоровое искусство. Теория. Музыка. Практика. Москва: ВЛАДОС, 2003.

«ТРЕТИЙ РЕНЕССАНС» - ЭПОХА НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ВОПЛОЩЕНИЮ ОБРАЗОВ ВЕЛИКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ

ЛИЧНОСТЕЙ Мустафина Е.И. Email: Mustafina17165@scientifictext.ru

Мустафина Екатерина Ильинична - самостоятельный соискатель (PhD), Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена вопросам возрождения духовных ценностей народа, роли и значению исторической памяти в Независимом Узбекистане. Рассмотрены вопросы воссоздания образов исторических личностей прошлого и путей их воплощения в композиторском творчестве Узбекистана. В сочинениях на историческую тематику выявляется высокая художественная ценность, раскрывается философская глубина и пути воплощения образов великих личностей. Ключевые слова: образы прошлого, исторические личности, память, возрождение, духовные ценности, традиции, национальное наследие, композиторское творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.