Научная статья на тему '"ТРЕТИЙ РЕНЕССАНС" - ЭПОХА НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ВОПЛОЩЕНИЮ ОБРАЗОВ ВЕЛИКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ'

"ТРЕТИЙ РЕНЕССАНС" - ЭПОХА НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ВОПЛОЩЕНИЮ ОБРАЗОВ ВЕЛИКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗЫ ПРОШЛОГО / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ / ПАМЯТЬ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мустафина Е.И.

статья посвящена вопросам возрождения духовных ценностей народа, роли и значению исторической памяти в Независимом Узбекистане. Рассмотрены вопросы воссоздания образов исторических личностей прошлого и путей их воплощения в композиторском творчестве Узбекистана. В сочинениях на историческую тематику выявляется высокая художественная ценность, раскрывается философская глубина и пути воплощения образов великих личностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THIRD RENAISSANCE” - THE ERA OF NATIONAL RENAISSANCE AND CREATIVE APPROACHES TO THE EMBODIMENT OF THE IMAGES OF GREAT HISTORICAL FIGURES

the article is devoted to the issues of reviving the spiritual values of the people, the role and significance of historical memory in Independent Uzbekistan. The issues of recreating the images of historical figures of the past and ways of their embodiment in the composer's work of Uzbekistan are considered. Essays on historical themes reveal a high artistic value, reveal the philosophical depth and ways of embodying the images of great personalities.

Текст научной работы на тему «"ТРЕТИЙ РЕНЕССАНС" - ЭПОХА НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ВОПЛОЩЕНИЮ ОБРАЗОВ ВЕЛИКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ»

Обобщая изучения творческих принципов деятельности Юлдуз Мадатовны Хуснитдиновой, следует отметить, что она: неустанно ищет новые пути, развивая хоровое искусство. Всегда смотрит в будущее, идет в ногу со временем. На сегодняшний день, учитывая ее плодотворную работу и организаторские способности хормейстера, следует подчеркнуть, что она представляет собой пример яркой, творческой личности, очень многогранная, является центром хоровых коллективов. Включающую в себя глубокое знание узбекского хорового репертуара, знание мировой культуры. Безусловно Юлдуз Мадатовна Хуснитдинова является гордостью музыкальной культуры, которая является флагманом хорового исполнительства на мировом уровне. «Очень важно, подчеркивает Живов, чтобы дирижер заботился не только о себе, но и о своих питомцах» [3, 260]. Это специалист, который действительно озаряет хоровую культуру своими замечательными открытиями, инновационными проектами.

Юлдуз Хуснитдинова не любит рассказывать о себе и о своем творчестве. За годы обучения и знакомства с ней я услышала из ее уст только одну фразу:

«Когда я захожу работать с хором, я забываю обо всем и просто отдыхаю, получая от этого удовольствие». Вопреки всему оставаясь безупречным человеком, великолепной женой и мамой троих детей.

Список литературы /References

1. Шамахмудова Б.В. Хоровой словарь. Ташкент, 2009.

2. Из личной беседы автора с Юлдуз Хуснитдиновой. 04.02.2021.

3. Живов В.Л. Хоровое искусство. Теория. Музыка. Практика. Москва: ВЛАДОС, 2003.

«ТРЕТИЙ РЕНЕССАНС» - ЭПОХА НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ВОПЛОЩЕНИЮ ОБРАЗОВ ВЕЛИКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ

ЛИЧНОСТЕЙ Мустафина Е.И. Email: Mustafina17165@scientifictext.ru

Мустафина Екатерина Ильинична - самостоятельный соискатель (PhD), Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена вопросам возрождения духовных ценностей народа, роли и значению исторической памяти в Независимом Узбекистане. Рассмотрены вопросы воссоздания образов исторических личностей прошлого и путей их воплощения в композиторском творчестве Узбекистана. В сочинениях на историческую тематику выявляется высокая художественная ценность, раскрывается философская глубина и пути воплощения образов великих личностей. Ключевые слова: образы прошлого, исторические личности, память, возрождение, духовные ценности, традиции, национальное наследие, композиторское творчество.

"THIRD RENAISSANCE" - THE ERA OF NATIONAL RENAISSANCE AND CREATIVE APPROACHES TO THE EMBODIMENT OF THE IMAGES OF GREAT HISTORICAL

FIGURES Mustafina E.I.

Mustafina Ekaterina Ilinichna - independent Applicant (PhD), STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Аbstract: the article is devoted to the issues of reviving the spiritual values of the people, the role and significance of historical memory in Independent Uzbekistan. The issues of recreating the images of historical figures of the past and ways of their embodiment in the composer's work of Uzbekistan are considered. Essays on historical themes reveal a high artistic value, reveal the philosophical depth and ways of embodying the images of great personalities.

Keywords: images of the past, historical figures, memory, revival, spiritual values, traditions, national heritage, composing.

УДК 078

В настоящее время Узбекистан входит в новую историческую эпоху, на наших глазах формируется новый миропорядок, идет активная переоценка материальных и духовных ценностей, переосмысление событий исторического прошлого, поиск путей, позволяющих по-новому взглянуть на историю нашей страны. За годы Независимости взгляды людей претерпели существенные перемены, появились новые методы и подходы, основанные на идеи национальной Независимости. Как отмечает Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, - «Главной своей целью мы определили формирование в Узбекистане фундамента новой эпохи Возрождения -Третьего Ренессанса путем масштабных демократических реформ, в том числе в системе образования. Когда речь идет об этом, каждый из нас, все наше общество должно прежде всего глубоко осознать суть и значение этого вопроса» [1]. Для нашего государства богатое историческое прошлое и историческая память не исчезают бесследно, они сохраняются и изучаются в образовании и науке, передаются из поколения в поколение, а также являются одним из главных приоритетов развития духовности общества.

Историческая память - это очень обширное понятие, которое включает в себя множество факторов: социальные и экономические условия, идеологию, образование, культурные ценности народа, идеи и взгляды. Историческая память включает в себя несколько аспектов и способов сохранения и отражение прошлого в настоящем времени. Её можно разделить на:

1. индивидуальную память о прошлом, которая подразумевает собой одного человека, который помнит и хранит память о своем прошлом. Именно индивидуальная память способствует появлению художественных и музыкальных произведений, полотен живописи и т.д.

2. коллективную память о прошлом, которая подразумевает собой более масштабный уровень, массовое отношение людей к прошлому, заключена как в сохранении, так и в понимании общественного исторического опыта. Как отмечает исследователь К.С.Романова: «Историческая память воспроизводит непрерывность и преемственность социального бытия. Содержание памяти составляет прошлое, но без него невозможно мышление в настоящем, прошлое - это глубинная основа актуального процесса сознания» [2].

Историческая память - это, скорее всего, преданность историческим и общечеловеческим ценностям, укрепление и развитие духовного наследия народа.

При помощи исторической памяти можно глубоко понять и осознать такие проблемы и понятия, как духовность, духовная жизнь человека и общества, самосознание личности, национальное самосознание, духовное наследие, национальная и общечеловеческая ценность.

В развитии духовности общества велика роль исторической памяти, изучение и осмысление трудов великих предков, национально-нравственных ценностей и традиций. Ведь благополучие и процветание страны зависит от того, какими духовными ценностями будет руководствоваться будущее поколение. Ни один народ не может представить свое будущее, не зная своей истории, не опираясь на вековое духовное наследие. ««Наследие» - это нечто уже завершившее свою кристаллизацию где-то в прошлом, «традиция» же - реалия, также пришедшая из прошлого, но продолжающая свое развитие в настоящем. Можно, по-видимому, сказать: если «наследие» - результат определенного творческого процесса, то «традиция» - сам этот процесс, т.е. непрерывное обновление исходного начала, «традиция» всегда в пути» [3, 4].

Наше время не случайно называют эпохой Ренессанса, проводится огромная работа по сохранению материальных и нематериальных ценностей нашего народа, восстанавливаются, реконструируются исторические памятники и возводятся новые архитектурные комплексы, издаются средневековые трактаты, научные монографии, проводятся конференции и семинары по изучению национальных культурных ценностей.

Правительством страны принимаются многочисленные постановления, направленные на изучение культурных ценностей народа. Особое место в деле возрождения духовного наследия Узбекистана и его международного признания представляют собой празднования юбилейных дат великих предков. Так, Постановлениями Правительства Узбекистана были широко отмечены 600-летие великого ученого и правителя Мирзо Улугбека (1994), 660-летие (1996) и 680-летие (2016г.) великого государственного деятеля и полководца Амир Темура, 1225-летие великого мыслителя Аль-Бухари и 1200-летие крупного ученого Аль Фаргони (1998 г.), 580-летие со дня рождения великого поэта Алишера Навои (2020 г.).

В годы Независимости появилось большое количество музыкальных произведений, в которых композиторы отразили свое отношение и уважение к предкам. Особое место занимает воплощение образов наших великих предков таких как: Омар Хайям, Абу Али ибн Сино, Мухаммад Хорезми, Ахмад Фергани, Абу Райнан Беруни и многих других ученых - мыслителей, которые внесли огромный вклад в общественное развитие. «Наши предки, которые, не смотря на то, кем они были и к какому классу принадлежали, внесли лепту в развитие культуры, старались восстановить и продолжить народные традиции, защищали правосудие и покровительствовали духовности, осуждали антигуманные пережитки и ценили человечество, своими миролюбивыми и просветительскими взглядами они всегда нам спутники и соратники» [4, 339].

Среди них Симфония №8 «Памяти Ахмада Яссави» для ОНИ Т. Курбанова (1991), «Сохибкирон абадияти» Х. Рахимова (1996), «Амир Темур» для солиста и хора М. Насимова (1996), музыкальная драма «Аль-Фергани» А. Эргашева (2000), «Мирзо Улугбек валомати» И. Акбарова (2002), оперы «Буюк Темур» (1996), «Омар Хайям» (2000)А. Икрамова, оперы «Аль-Фергани» (2010), «Авиценна» (2011), «Барбад» (2014) М. Бафоева, фортепианный цикл «Диалог с Хайямом» (2010) Д.Сайдаминова и многие другие. Воплощая образы исторического прошлого, композиторы часто используют своеобразный диалог между собой и героем, изображают прошлое и настоящее, раскрывают образ прошлого через призму XXI века. Таким образом, можно сделать вывод, что образы исторического прошлого нашли в наше время новую трактовку, понимание и осмысление, получили вторую жизнь.

Интерпретация композиторами произведений на исторический сюжет как мы видим весьма разнообразна и зависит от многих факторов, например таких, как мотив, которым руководствуется автор при выборе сюжета, жанр, который избирает автор, эстетическими принципами творчества, духовной зрелостью, философской глубиной понимания и осознания величия выбранного образа. «Творчество многих композиторов, их активные поиски и достижения свидетельствуют о неослабевающем интересе ко всем формам и жанрам музыкального творчества. И ныне оно особенно насыщено творческими открытиями - в идейно-образной сфере, в форме, содержании, в области выразительных и изобразительных средств, трактовке жанра, подходе к национальному наследию, освоении традиций и др. Оно характеризуется возрождением, всесторонним сближением и взаимообогащением национальных культур, новыми тенденциями, способствующими решению многих художественных проблем на более высоком уровне» отмечает Рустамбек Абдуллаев [5, 11-12].

Так, например, возрождение традиционной музыки, обращение к традициям прошлого, изучение материального и нематериального наследия наших великих предков дало композиторам тему для творческих идей. Мы наблюдаем, что традиционная музыка и ее основные методы и принципы развития, средства музыкальной выразительности, жанры устного профессионального творчества находят новое воплощение и интерпретацию в композиторском творчестве, образуя новые музыкальные жанры и произведения, такие как: опера-феерия «Язык птиц» М. Бафоева, «Симфония-дастан» И.Пинхасова, «Dastan-musik» А. Эргашева, «Симфония-газель» для солиста, чтеца, мужского хора, струнных и ударных инструментов и «Симфонический маком» для тенора и оркестра М. Бафоева, «Маком-симфония» и Концерт-маком №1 Н. Гиясова, симфония «Сейгох» Х. Рахимова, сюита «Джаз-маком» для чанга и фортепиано А. Латиф-заде.

Подводя итоги, хочется отметить, что за годы Независимости музыкальная культура Узбекистана прошла большой и стремительный путь развития, успела пройти через период серьезных социо-культурных перемен, кардинального изменения стереотипов мышления, сложиться как самобытное и самостоятельное явление в мировой музыкальной культуре, обрести свои индивидуальные черты, выйти на мировой уровень. Как отмечает известный музыковед Н. Янов-Яновская: «Особого внимания заслуживает музыкальная ситуация в республике последних десятилетий, которые разделены между собой веком прошлым и веком нынешним (ХХ1). Именно это временное пространство вбирает в себя новая для Узбекистана историческая эпоха, начавшаяся с обретением Независимости. Для всех сфер общественной жизни и искусства наступило новое летоисчисление» [6, 21]. В этот период произошел качественный сдвиг в музыкальной культуре. На сегодняшний день она вбирает в себя все многообразие индивидуально-творческих проявлений композиторов, образный и эмоциональный мир, философско-психологические аспекты и характерные особенности видения мира нашего народа.

Список литературы /References

1. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященному Дню учителей и наставников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/ru/politics/vystuplenie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziye-30-09-2020/ (дата обращения:09.09.2021).

2. Романова К.С. Дискурсы исторической памяти // Парадигмы и процессы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diskursy-istoricheskoy-pamyati/ (дата обращения: 23.08.2021).

3. Янов-Яновская Н. Предисловие (О морфологии современной узбекской музыки) // Узбекская музыка на стыке столетий (XX - XXI вв.): тенденции, проблемы. Т., 2008.

4. Хомиди Х. Мыслители Востока (научно-художественные очерки). Т., 2019.

5. Абдуллаев Р. Композиторское творчество Узбекистана: тенденции XXI века // Актуальные вопросы узбекского музыкального искусства. Т., 2020.

6. Янов-Яновская Н. Судьбы узбекской музыки в ХХ веке как смена историко-культурных контекстов // Ежегодник. Т., 2015. С. 21.

ОБРАЗЫ ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ ХХ ВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ ДИНАСТИИ ЯНОВ-ЯНОВСКИХ Мустафина Е.И. Email: Mustafina17165@scientifictext.ru

Мустафина Екатерина Ильинична - самостоятельный соискатель (PhD), Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются сочинения семьи Янов-Яновских посвященные европейским композиторам ХХ века. Анализируются произведения «Силуэты» Д. Янов-Яновского и «Пространство теней» Ф. Янов-Яновского, которые имеют общие черты в воссоздании музыкальных образов и даже названия произведений являются синонимами. В качестве избранной формы выбирается цикличность, каждая часть из которой - один музыкальный портрет. В ХХ - XXI веках в музыкальной культуре большую популярность получил жанр музыкального мемориала как олицетворение памяти культуры. В жанре мемориала происходит сложное взаимодействие различных эпох, стилей, индивидуальностей. Ключевые слова: музыкальный мемориал, композиторы ХХ века, музыкальный образ, цикл.

MAGES OF THE GREAT COMPOSERS OF THE TWENTIETH CENTURY IN THE WORKS OF THE YANOV-YANOVSKY

DYNASTY Mustafina E.I.

Mustafina Ekaterina Ilinichna - independent Applicant (PhD), STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the works of the Yanov-Yanovsky family dedicated to European composers of the twentieth century. The author analyzes the works "Silhouettes" by D. Yanov-Yanovsky and "The Space of shadows" by F. Yanov-Yanovsky, which have common features in recreating musical images and even the names of works are synonymous. A cycle is chosen as the chosen form, each part of which is one musical portrait.

In the XX - XXI centuries in the musical culture the genre of the musical memorial became very popular as the personification of the memory of culture. In the genre of the memorial, there is a complex interaction of different eras, styles, individuals. Keywords: musical memorial, composers of the twentieth century, musical image, cycle.

УДК 078

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.