Научная статья на тему 'УНИКАЛЬНОСТЬ ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА МУСТАФО БАФОЕВА (К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЗБЕКСКОГО КОМПОЗИТОРА)'

УНИКАЛЬНОСТЬ ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА МУСТАФО БАФОЕВА (К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЗБЕКСКОГО КОМПОЗИТОРА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР / ХОРОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / СИНТЕЗ ЖАНРОВ / ИННОВАЦИЯ / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аппазова Л.И.

в статье рассматриваются хоровые сочинения Мустафо Бафоева, в которых отражаются характерные черты его уникальной творческой личности. Автор статьи сосредотачивает внимание на масштабных произведениях, художественных идеях, синтезе жанров, цельности композиции, претворении поэзии великих мыслителей Востока. На основе комплексного анализа делается вывод об инновационной природе музыкального мышления современного узбекского мастера. Творчество Бафоева охватывает весьма широкий круг жанров и форм, но особое место принадлежит хоровой музыке. На рубеже ХХ - ХХI веков композитор обратился к жанру a`capрella, продолжая и развивая традиции Муталя Бурханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNIQUENESS OF THE CHORAL WORK OF MUSTAFA BAFOYEV (ON THE 75TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF THE OUTSTANDING UZBEK COMPOSER)

the article examines the choral essays of Mustafo Bafoev, which reflect the characteristic features of his unique creative personality. The author of the article focuses on large-scale works of compositions, artistic ideas, synthesis of genres, integrity of composition, implementation of the poetry of the great thinkers of the East. On the basis of a comprehensive analysis, a conclusion is made about the innovative nature of the musical thinking of a modern Uzbek master. Bafoev's work covers a very wide range of genres and forms, but choral music has a special place. At the turn of the XX-XXI centuries, the composer turned to the a`capreella genre, continuing and developing the traditions of Mutal Burkhanov.

Текст научной работы на тему «УНИКАЛЬНОСТЬ ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА МУСТАФО БАФОЕВА (К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЗБЕКСКОГО КОМПОЗИТОРА)»

только как великий поэт, но и как зрелый певец и композитор своего времени. Следует отметить, что специалисты уделили особое внимание словарному, грамматическому, художественно правильному отражению каждого поэтического текста, включенного в сборник в брайлевском издании.

Шашмаком состоит из разделов мушкулот (инструментальная часть) и наср (вокальная часть). В книге которых представлены поэтические тексты, входящие в такие разделы, как "Бузрук", "Рост", "Наво", "Дугох", "Сегох", "Ирак". Учитывая некоторую сложность нотной грамоты в наших классических песнях, доступность ее очень немногим нашим соотечественникам, а также ограниченность спонсорских средств, выделенных на издание, включить в сборник ноты на брайлевском языке оказалось невозможным [2]. Тем не менее, в целях облегчения для меломанов, на обложку книги был помещен диск формата MP3 "Шашмаком", на котором были собраны главы о сложности и пении. Данный аудиоальбом был записан певцами ансамбля макомистов под руководством Юнуса Раджаби. А также записанные в разные годы ансамбль маком под руководством Мамадалиева, братьев Исмаилжона и Исраилжона Вахобовых.

Эффективно используя систему Брайля, можно сделать доступными для слабовидящих не только Шашмаком, но и макомы Хорезма и Фергана - Ташкента. Это, безусловно, потребует от наших молодых ученых нескольких лет кропотливой работы.

Список литературы /References

1. Умаров Б.Ш. Коротко из истории изучения и сбора национальной музыки народов Центральной Азии. «Проблемы современной науки и образования». № 9 (154), 2020.

2. Саидов К.Ф. Шашмаком. Мушкилот булими. "Ёгду". Тошкент, 2010.

УНИКАЛЬНОСТЬ ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА МУСТАФО БАФОЕВА (К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЗБЕКСКОГО КОМПОЗИТОРА)

Аппазова Л.И. Email: Appazova17165@scientifictext.ru

Аппазова Ленара Имрановна - «Отличник народного образования» (2016), «Лучший учитель среди детских школ музыки и искусств Республики Узбекистан» (2018), обладатель медали «Шухрат» (2020), преподаватель, заведующая отделами, отделы эстрадного пения и теории музыки, Детская школа музыки и искусств № 15, г. Чирчик, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются хоровые сочинения Мустафо Бафоева, в которых отражаются характерные черты его уникальной творческой личности. Автор статьи сосредотачивает внимание на масштабных произведениях, художественных идеях, синтезе жанров, цельности композиции, претворении поэзии великих мыслителей Востока. На основе комплексного анализа делается вывод об инновационной природе музыкального мышления современного узбекского мастера. Творчество Бафоева охватывает весьма широкий круг жанров и форм, но особое место принадлежит хоровой музыке. На рубеже XX - XXI веков композитор обратился к жанру а'сарреПа, продолжая и развивая традиции Муталя Бурханова.

Ключевые слова: композитор, хоровое произведение, творчество, синтез жанров, инновация, искусство.

THE UNIQUENESS OF THE CHORAL WORK OF MUSTAFA BAFOYEV (ON THE 75TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF THE OUTSTANDING UZBEK COMPOSER) Appazova L.I.

Appazova Lenara Imranovna - "Excellent student of public education " (2016), "The best teacher among children's schools of music and arts of the Republic of Uzbekistan" (2018), Winner of the "Shukhrat" medal (2020), Teacher, Head of Departments, DEPARTMENTS POP SINGING AND MUSIC THEORY, CHILDREN'S SCHOOL OF MUSIC AND ARTS №15, CHIRCHIK, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the choral essays of Mustafo Bafoev, which reflect the characteristic features of his unique creative personality. The author of the article focuses on large-scale works of compositions, artistic ideas, synthesis of genres, integrity of composition, implementation of the poetry of the great thinkers of the East. On the basis of a comprehensive analysis, a conclusion is made about the innovative nature of the musical thinking of a modern Uzbek master.

Bafoev's work covers a very wide range of genres and forms, but choral music has a special place. At the turn of the XX-XXI centuries, the composer turned to the a^capreella genre, continuing and developing the traditions of Mutal Burkhanov. Keywords: composer, choral work, creativity, genre synthesis, innovation, art.

УДК 078

Мустафо Бафоев - крупнейший узбекский композитор нашего времени, плодотворно способствующий развитию узбекского музыкального искусства. Сегодня его творчество известно не только у нас в республики, но и зарубежом. Заслуженный деятель искусств Узбекистана, член Союза композиторов и бастакоров Узбекистана, лауреат республиканских и международных конкурсов, лауреат Государственной премии имени А. Кадыри (1997), композитор награжден медалью «За трудовое отличие» (1986), орденами «Фидокорона хизматлари учун» (2008) и "Шухрат мехнати" (2020). С 2003 года он является членом Американской ассоциации композиторов - авторов и публикаторов (АСКАП). Бафоев- активный участник музыкальных фестивалей в России, США, Японии, Турции, Франции, Германии, Испании и других странах мира.

Наибольший интерес в жанре асарре11а представляют поэма «Фрески» для солиста и хора на рубаи Ибн Сины (1980), поэма - кантата «Аллома» («Ученый») на стихи Д. Камала для солиста и хора (1982), поэма «Отзвуки макома» на стихи Увайси (1977), сюита «Бахория» для солистов, хора и ударных (1986), Концерт для хора на стихи М. Шейхзаде (2006). Тематика хоровых произведений Бафоева очень разнообразна, но большая часть из них связана с образами ученых - мыслителей Востока. Она наблюдается в творчестве композитора в целом.

Хоровая поэма «Фрески» была написана к 1000-летнему юбилею великого ученого Ибн Сины. Это произведение для хора a сарре11а. В основе произведения рубаи Ибн Сины, в переводе на узбекский Дж. Камала. Высокие художественные ценности рубаи привлекли Бафоева семантической и образной сферой, глубоким смысловым содержанием. «Фрески» представляют собой семичастную хоровую композицию, объединенную общим художественным замыслом, имеющую глубокую философскую направленность. Содержание цикла можно разделить на две сферы образности: первая - философская (1, 3, 5, 7 части), и вторая - любовно лирическая (2, 4, 6 части).

Такое разделение связанно с поэтическим текстом и сюжетной линией рубаи Ибн Сины, в которых ученый раскрывается как глубокий мыслитель. Для создания образной сферы Бафоев использовал макомные принципы развития, макомные усули (Сарахбор, Уфар, Тарона, Сокилнома), характерные стилевые особенности узбекской традиционной музыки. В хоровой партитуре композитор изобретательно применял полифонические приемы хорового письма, сочетание и переклички голосов, сопоставление регистров.

Поэма-кантата «Аллома» («Ученый») посвящена великому-мыслителю Аль-Хорезми. Это произведение характеризуется обновлением жанрово-стилистической сферы хоровой музыки. Как отметила С. Кадырова: «Обращение М. Бафоева к жанровому синтезу поэмы-кантаты было вызвано стремлением воплотить мелодико-интонационные и ритмические особенности национального мелоса, соединить монодийную основу традиционной музыки с многоголосной культурой, а также подчеркнуть характерные приемы интонирования и звукоизвлечения средствами хорового звучания» [1, 57]. Сочинение представляет собой шестичастный цикл, где все части направлены на раскрытие страниц жизни ученого.

В поэме-кантате «Аллома», также как и в поэме «Фрески», наблюдаются две линии развития: первая - образы природы, вторая - картину жизни Хорезми. В сочинении Бафоева сочетаются различные виды письма. Хоровая фактура в произведении разнообразна, дифференцирована по голосам. Переплетения, соло, наслоения голосов, октавно-унисонные звучания, создают яркий национальный колорит хорового звучания.

Данные произведения по праву считаются одними из ярких достижений Бафоева в синтезе прошлого и настоящего, раскрытия образов Ибн Сины и Аль Хорезми через призму XXI века. Что делает эти сочинения актуальными в наши дни в ряду не материальных ценностей узбекского народа. Как отмечает С. Расули-Исраилова: «Мустафо Бафоев, использовав сюитные принципы в многочастных хоровых формах, вложил в них определенную сюжетно-событийную канву, воспроизводя портреты-характеристики полулегендарных исторических лиц - древних поэтов-ученых Средней Азии. Этим самым он как бы приблизил жанр хора а сарре11а к театрально-сценической форме» [2, 38]. Таким обраом в этих сочинениях обнаруживаютя характерные признаки музыкального мышления композитора, мастерское умение использовать разнообразные приемы хорового письма, что позволяет считать их вершиной его хогрового творчеста.

Хоровая поэма-кантата «Маком садолари» («Отзвуки макома») для смешанного хора a cappella, посвящена 200-летию со дня рождения узбекской поэтессы Увайси. Это произведение написано в стиле макомной музыки. Поэтому все пять его частей имеют названия, определенных макомных понятий.

В этом произведении Бафоев, опираясь на систему стилистических особенностей узбекской традиционной музыке, нашел адекватные ей современные средства выражения, полиладовость, функциональная переменность, остенатные басы, развитые имитационно-полифонические уровни хоровой фактуры. Поэма-кантата «Маком садолари» пронизана единой нитью образно драматургического развития, обеспечивающей архитектоническую целостность музыки.

Сюита «Бахория» (Весенняя) для солиста, хора гобоя и ударных - гимн весне, замечательной и красивой поре обновления природы и души каждого человека. Сочинение воспринимается слушателем непрерывно, как бы на одном дыхании. По строению «Бахория» представляет собой сквозную форму, не разделенную на отдельные части. Композитор назвал ее сюитой и перед каждой частью ввел соло гобоя, которое является своеобразной инновацией, придает сюитности особое очарование. Напев, исполняемый гобоем, как бы подражает пению птиц. На основе его неоднократного появления сочинение приобретает облик пятичастной сюиты. Композитор использовал в сюите «Бахория» таджикские народные мелодии, которые

были собственноручно обработаны. Хоровое письмо в этом произведении было исключительно разнообразно: приемы подголосочной полифонии, имитации, гомофонно-гармонического склада. Музыка произведения имеет танцевальный, жизнерадостный характер воплощает лучизарий весеннего Навруза, праздника обновления природы, отмечаемый на протяжении многих веков во многих странах Востока.

В приверженности хоровому жанру заключается одна из удивительных закономерностей творчества Бафоева. Она характеризуется стремлением к поиску нового в музыкальном искусстве. В своем творчестве композитор придерживается эстетической позиции активного использования в произведениях современных приемов и техник письма. Поразительно то, как Бафоев находит инновационные приемы композиции в воплощении художественных замыслов, связанных с образами великих мыслителей Востока, обращение к наследию которых открыло ему неисчерпаемые ресурсы вдохновения и поиска обновления выразительных средств.

Хоровое творчество для Бафоева — это Вселенная, просторы которой необъятны и космические голоса, звучащие в его поэтичной душе, запечатлеваются в партитурах, вырастая в монументальные многоголосные хоровые полотна-фрески о мире, о жизни, о человеке. «И тут Мустафо идет как смелый новатор, - подчеркивает О. Матякубов, - не боится неожиданных решений» [3, 73]. Инновационная природа музыкального мышления подсказывает композитору эти решения, уникальные в своей основе. Хор проникает во многие жанры композиторского творчества Бафоева -симфонию, оперу, балет, обобщая и обновляя их содержания формы и стили. Тенденция к синтезу жанров, обозначившаяся в раннем творчестве Бафоева получила на протяжении ряда лет целенаправленное развитие и правило к появлению инновационных жанров, гибридных форм.

Сегодня Мустафо Бафоев настойчиво ищет новые пути развития узбекского музыкального искусства, и хоровая музыка является для него ориентиром для экспериментов, открытий и достижений.

Список литературы /References

1. Кадырова С. Особенности фактуры в современной хоровой музыке. Ташкент: «Musiqa», 2012.

2. Расули-Исроилова С. Стилистические тенденции развития узбекской хоровой музыки 70 - 90 годов ХХ века. Ташкент: Ижод денеси, 2003.

3. Матякубов О. Додекаграмма. Очерк в очерках о музыке и музыкантах моей страны и моего времени. Ташкент: «Истиклол», 2005.

ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УЗБЕКСКОГО ХОРОВОГО ДИРИЖЕРА ЮЛДУЗ ХУСНИТДИНОВОЙ Аппазова Л.И. Email: Appazova17165@scientifictext.ru

Аппазова Ленара Имрановна - «Отличник народного образования» (2016), «Лучший учитель среди детских школ музыки и искусств Республики Узбекистан» (2018), обладатель медали «Шухрат» (2020), преподаватель, заведующая отделами, отделы эстрадного пения и теории музыки, Детская школа музыки и искусств № 15, г. Чирчик, Республика Узбекистан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.