Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ТРАДИЦИЙ ОСЕТИНСКОГО ХОРОВОГО ИСКУССТВА. ХОРОВОЙ ДИРИЖЕР ОЛЬГА ДЖАНАЕВА'

РОЛЬ ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ТРАДИЦИЙ ОСЕТИНСКОГО ХОРОВОГО ИСКУССТВА. ХОРОВОЙ ДИРИЖЕР ОЛЬГА ДЖАНАЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия СОИГСИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / ОСЕТИНСКАЯ МУЗЫКА / ОСЕТИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ДИРИЖЕР-ХОРМЕЙСТЕР / О.Г. ДЖАНАЕВА / ХОРОВОЕ ИСКУССТВО ОСЕТИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Батагова Татьяна Эльбрусовна

Статья посвящена изучению вокально-хоровой культуры Северной Осетии, рассмотренной сквозь призму творчества выдающихся дирижеров-хормейстеров республики. Отмечены неоценимые заслуги дирижеров-первопроходцев, создавших прочные основы музыкального воспитания и образования, профессионального и любительского хорового исполнительства. В центре статьи - изучение исполнительского искусства дирижера-хормейстера Ольги Георгиевны Джанаевой. Цель исследования - проанализировать деятельность хорового дирижера О.Г. Джанаевой, своим разносторонним творчеством во многом определившей высокий уровень хорового исполнительства в Республике Северная Осетия-Алания. В статье рассмотрены основные направления работы дирижера: педагогическое, организационное, исполнительское и культурологическое, повлиявшие на развитие национальной музыкальной и духовно-эстетической культуры. Отмечено, что благодаря воспитательно-педагогическому и организационному дару дирижер-хормейстер несколько лет плодотворно работала и сама создала ряд хоровых учебных, любительских, профессиональных коллективов. Среди них известные не только в республике, но и далеко за ее пределами коллективы, в том числе фольклорный ансамбль «Чепена», профессорско-преподавательский хор «Фсати» Горского государственного аграрного университета, камерный хор «Арион» Республиканского Лицея искусств, Хор национальной песни филиала Мариинского театра в РСО-Алания. Автор определила непосредственную связь хорового исполнительства коллективов под руководством О.Г. Джанаевой с расцветом композиторского творчества в области хоровых жанров. Высокое искусство дирижера-хормейстера подтолкнуло осетинских композиторов к созданию талантливых хоровых опусов, раскрыло новые перспективы для развития осетинского хорового искусства. Неотъемлемой частью творчества дирижера является культурологическое направление работы, связанное с изучением, сохранением и приумножением осетинской традиционной песенно-хоровой культуры, с ее популяризацией не только в России, но и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CONDUCTOR-CHOIRMASTER IN MAINTAINING AND DEVELOPING THE TRADITIONS OF OSSETIAN CHORAL ART. CHORAL CONDUCTOR OLGA DZHANAEVA

The folklore of any nation is a complex system of oral verbal creativity that interacts with other systems of spiritual life, such as literature, social and political life of society, etc. A work of folklore can be incorporated into the process of life / living of the people naturally, it can be introduced for wide use through the written word (literature, media, scientific collections of folklore texts) and stage performance. The purpose of the study is to characterize the variants of the heroic song about the Kurtatins recorded by G. Guriev; identify the main translation principles and strategies that a translator can resort to in the course of working on the translation of a folklore text. For the first time, textual search work was carried out in the Scientific Archive of the North Ossetian Institute for Humanitarian and Social Research named after V.I. IN AND. Abaeva (SOIGSI), variants of the text of the analyzed song are found, the text of the song is considered in detail at the structural and content level. Any text of Ossetian folklore replenishes the Indo-European fund of plots, motifs, archetypes. The heroic song is a genre of Ossetian folklore, which is responsible not only for the transmission of certain information, but also denotes the importance of the events described, glorifies heroes through the ages. Speaking about the entry of the folklore text into the culture as a whole, we have noticed that at present the “Song of the Kurtatins” (at least in some version) is not performed by amateur or professional folklore groups. In our further searches in the course of expeditionary work, we set ourselves the task of finding out whether it exists in the actual folklore environment. The study can be used to compile an index of the Folklore Fund at SOIGSI named after. IN AND. Abaev and other scientific and humanitarian purposes.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ТРАДИЦИЙ ОСЕТИНСКОГО ХОРОВОГО ИСКУССТВА. ХОРОВОЙ ДИРИЖЕР ОЛЬГА ДЖАНАЕВА»

DOI: 10.46698ZVNC.2023.86.47.002

РОЛЬ ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ТРАДИЦИЙ ОСЕТИНСКОГО ХОРОВОГО ИСКУССТВА. ХОРОВОЙ ДИРИЖЕР ОЛЬГА ДЖАНАЕВА

Т.Э. Батагова

Статья посвящена изучению вокально-хоровой культуры Северной Осетии, рассмотренной сквозь призму творчества выдающихся дирижеров-хормейстеров республики. Отмечены неоценимые заслуги дирижеров-первопроходцев, создавших прочные основы музыкального воспитания и образования, профессионального и любительского хорового исполнительства. В центре статьи - изучение исполнительского искусства дирижера-хормейстера Ольги Георгиевны Джанаевой. Цель исследования - проанализировать деятельность хорового дирижера О.Г. Джанаевой, своим разносторонним творчеством во многом определившей высокий уровень хорового исполнительства в Республике Северная Осетия-Алания. В статье рассмотрены основные направления работы дирижера: педагогическое, организационное, исполнительское и культурологическое, повлиявшие на развитие национальной музыкальной и духовно-эстетической культуры. Отмечено, что благодаря воспитательно-педагогическому и организационному дару дирижер-хормейстер несколько лет плодотворно работала и сама создала ряд хоровых учебных, любительских, профессиональных коллективов. Среди них известные не только в республике, но и далеко за ее пределами коллективы, в том числе фольклорный ансамбль «Чепена», профессорско-преподавательский хор «Фсати» Горского государственного аграрного университета, камерный хор «Арион» Республиканского Лицея искусств, Хор национальной песни филиала Мариин-ского театра в РСО-Алания. Автор определила непосредственную связь хорового исполнительства коллективов под руководством О.Г. Джанаевой с расцветом композиторского творчества в области хоровых жанров. Высокое искусство дирижера-хормейстера подтолкнуло осетинских композиторов к созданию талантливых хоровых опусов, раскрыло новые перспективы для развития осетинского хорового искусства. Неотъемлемой частью творчества дирижера является культурологическое направление работы, связанное с изучением, сохранением и приумножением осетинской традиционной песенно-хоровой культуры, с ее популяризацией не только в России, но и за рубежом.

Ключевые слова: отечественное вокально-хоровое искусство, осетинская музыка, осетинский музыкальный фольклор, дирижер-хормейстер, О.Г. Джанаева, хоровое искусство Осетии.

Для цитирования: Батагова Т.Э. Роль дирижера-хормейстера в сохранении и развитии традиций осетинского хорового искусства. Хоровой дирижер Ольга Джанаева // Известия СОИГСИ. 2023. Вып. 47(86). С. 114-127. ВСЯ: 10.46698/УЫС.2023.86.47.002

Отечественное вокально-хоровое нашим национальным достоянием»

искусство представляет конгломе- [1, 13]. Достижения современных ис-

рат различных национальных, жан- полнительских хоровых коллективов

ровых, концертно-исполнительских опираются на многовековой опыт

форм и традиций. Многие регионы отечественной хоровой школы, на

России гордятся традициями хоровой развитую систему музыкального вос-

культуры, являющимися «и поныне питания детей и юношества. Вместе с

114 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 47 (86) 2023

тем, в современном российском хоровом искусстве есть проблемы, вызывающие у профессионалов серьезную озабоченность. В «Концепции сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации», одном из важных документов Всероссийского хорового общества, воссозданного в 2013 г., прямо сказано, что «на сегодняшний день состояние дел в России в области не только хорового искусства, но и всей системы музыкального образования и музыкально-эстетического воспитания можно охарактеризовать как глубокий кризис» [2].

В эпоху агрессивного распространения развлекательной коммерческой музыки, снижения интереса к фольклору и классическому музыкальному искусству, хоровое пение перестает быть массовым и актуальным. Теряет свою привлекательность профессия хормейстера. Исчезают хоры из общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Ушли в прошлое советские праздники хоровой песни, собиравшие в единый сводный хор от тысячи и более участников. Практически не поддерживаются традиции домашнего бытового народно-песенного исполнительства. Музыканты-профессионалы бьют тревогу, хормейстеры с болью констатируют, что «количество хоров в России резко сократилось, не создаются новые государственные коллективы, финансирование существующих (за редким исключением) - ниже необходимого, <...> самодеятельное движение пребывает в ступоре» [3, 368].

Дирижеры, в полной мере осознав тот факт, что функционирование

музыкально-хорового искусства во многом зависит от их собственных усилий, трезво констатируют: «Любой хор в нашей поющей стране существует не благодаря, скорее вопреки!» [4, 221]. Государственная поддержка хорового дела свелась к минимальным материальным формам и нерегулярным нематериальным акциям. В стране утвердилась парадоксальная ситуация, при которой «в деле развития хоровой культуры государство уповает на энтузиастов» [5, 8], на деятельность профессиональных дирижеров-хормейстеров, выступающих еще и в ипостасях музыкантов-просветителей, учителей, воспитателей, хранителей традиций, пропагандистов нового.

Разностороннее и плодотворное творчество современного дирижера-хормейстера, работающего в сферах музыкального образования, любительского или профессионального хорового искусства в том или ином уголке страны, во многом определяет интенсивность и уровень развития хорового искусства данного региона. И чем талантливее музыкант, чем преданнее он своему делу, чем больших успехов он добивается в своей практической деятельности, тем прочнее стоит здание «хоровой школы». Благодаря энтузиазму одаренных хоровых музыкантов, работающих в разных областях и регионах страны, вдали от двух культурных столиц, появились еще в советские, постсоветские годы и продолжают действовать по сей день очаги высокой хоровой исполнительской культуры. Достаточно вспомнить таких основателей и руководителей профессиональных, учебных,

любительских хоровых коллективов, как С. Эйдинов (Магнитогорская хоровая капелла), Г. Терацуянц (Академический хор Петрозаводского государственного университета), Ю. Васильев (Ростовский камерный хор), В. Копанев (Екатеринбургский муниципальный хор «Доместик»), Л. Лицо-ва (Саратовский губернский театр хоровой музыки), Д. Коваленко (Орловский губернаторский камерный хор «ЛИК»). Список этот можно продолжить, добавив, что все хоровые дирижеры-энтузиасты, вставшие во главе хорового исполнительского процесса в том или ином крае, отличаются одними и теми же чертами - профессионализмом, талантом, влюбленностью в свое дело. Каждый из этих дирижеров-творцов мог бы вслед за П. Чесно-ковым повторить: «Хор - это чудо, которое Господь Бог подарил нам, чтобы напомнить: твое счастье всегда рядом с тобой, только протяни руку» [4, 12].

К регионам, отличающимся развитой музыкальной культурой, по сей день поддерживающим высокий уровень развития вокально-хорового исполнительства, относится Республика Северная Осетия - Алания. Такие ветви хорового искусства, как профессиональное академическое исполнительство, самодеятельное художественное творчество, самобытная, уходящая в глубь веков вокально-хоровая традиция народного мужского пения, культивируются сегодня в новых жизненных условиях. Названные формы хорового музицирования представлены в ряде фольклорных, профессиональных и учебных коллективов. Сохраняет жизнеспособность

система вокально-хорового обучения, вбирающая в себя отделение хорового дирижирования Владикавказского колледжа искусств имени В. Гергиева, хоровые студии, хоровые отделения детских музыкальных школ. Уникальны не только в рамках республики, Юга России, но и всей страны, концертные хоровые коллективы - Государственный камерный хор «Алания» (художественный руководитель и дирижёр А.Т. Кокойти), Камерный хор Республиканского лицея искусств «Арион», Хор национальной песни филиала Мариинского театра в РСО-Алания (художественный руководитель и дирижер О.Г. Джанаева). Плодотворно работают хор Театра оперы и балета Филиала Мариинского театра в РСО-Алания (главный хормейстер И.Х. Мурашева), хор «Алу-тон» Северо-Осетинского государственного педагогического института (дирижер-хормейстер - Л.С. Мамуко-ва), хор дирижёрско-хорового отделения ВКИ им. В.А. Гергиева (руководитель В.К. Туаев) и другие учебные, самодеятельные хоровые коллективы.

Фундамент профессионального дирижерско-хорового образования и концертного исполнительства заложили музыканты, работавшие в республике в 1950-1970-х гг. В музыкальном и музыкально-педагогическом училищах Северной Осетии преподавали высококвалифицированные дирижеры-хормейстеры, талантливые выпускники ведущих советских музыкальных вузов А.Т. Ачеев, А.М. Бери-ев, Р.Л. Герман, З.А. Дзуцати, А.В. До-рошевская, А.Т. Кокойти-Ходова, В.М. Осминникова, В.А. Семенюк,

116 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 47 (86) 2023

О. А. Ушаков. Вспоминая студенческие годы, выпускница музыкального училища хормейстер Л.С.Мамукова подчеркнула, что в тот период «преподавательский состав училища был очень сильным» [6, 150]. Музыканты-энтузиасты 1950-1970-х гг. отвечали требованиям, о которых писал как об обязательных качествах хорового дирижера в фундаментальной, не потерявшей актуальности книге «Дирижер-хормейстер» (1976) профессор Ленинградской консерватории А.И. Анисимов:

- «первое - музыкальная одаренность и всестороннее музыкальное образование;

- второе - <...> высокий уровень общей и музыкальной культуры;

- третье - психологические волевые данные, организаторские педагогические способности и навыки и соответствующая физическая пригодность» [7, 191].

Благодаря плодотворной деятельности дирижеров-хормейстеров, работавших в Северной Осетии в послевоенные годы, вокально-хоровое искусство Осетии интенсивно развивалось, достигнув к 1980-м гг. высокого уровня в основных своих формах: музыкального воспитания и образования, профессионального и любительского хорового исполнительства. Представители последующего поколения хоровых дирижеров, ученики пионеров-профессионалов с честью продолжили дело музыкально-эстетического образования и вокально-хорового исполнительства. И недавно ушедшие из жизни Ф.М. Бри-таев, Г.М. Калоев, Е.А. Хурумова, и ак-

тивно работающие сегодня О.Г. Джанаева, Т.М. Колиева, Л.С. Мамукова, И.Х. Мурашева, В.К. Туаев, Т.Т. Хо-сроев и другие дирижеры, являются истинными профессионалами: хормейстерами-практиками, аранжировщиками, руководителями-администраторами, фольклористами, педагогами. Высокий авторитет осетинских дирижеров определяется результативностью их педагогической, исполнительской и учебно-воспитательной деятельности.

Современный экспертный взгляд на деятельность художественного руководителя хорового коллектива опирается на комплексную оценку его профессиональных и личностных качеств, на его умение проявить свои способности и таланты в разных сферах. Так, доктор педагогических наук, профессор, хоровой дирижер Н.Б. Бу-янова верно пишет о том, что «что среди всех музыкальных профессий специальность "дирижер" отличается наибольшей разноплановостью и "многовекторностью" содержания профессиональной работы» [8, 7], что для хормейстера-руководителя самыми важными в его деятельности «являются организационное, педагогическое, исполнительское и культурологическое направления» [8, 11].

Именно таким «многовекторным» дирижером, талантливо проявившим себя во всех основных актуальных направлениях хормейстерской деятельности, предстает народная артистка Республики Северная Осетия-Алания Ольга Георгиевна Джанаева. Универсальный музыкант, О. Г. Джанаева вкладывает в свою хормейстерскую

деятельность мощный педагогический и воспитательный заряд. Одинаково плодотворно она работает с детьми и взрослыми, с профессионалами и любителями, превращая всех в адептов -носителей и ценителей - песенно-хо-рового искусства. Включая в репертуар детских и юношеских коллективов произведения хоровой мировой классики, осетинские народные песни, сочинения осетинских композиторов, дирижер приобщила к музыке сотни учеников, взрослых, любителей, музыкантов. Уместно вспомнить в этой связи слова выдающегося русского дирижера А.А. Юрлова, утверждавшего, что «в основу обучения хора певческому исполнительскому мастерству должна быть положена национальная народная и классическая музыка» [9, 161]. В верности музыке, и в первую очередь в верности национальным музыкальным традициям, в пропаганде высоких образцов мировой хоровой культуры видит О. Г. Джанаева свою высокую хормейстерскую миссию. Дирижер уверена: «Оценить свою национальную музыкальную культуру ты можешь в том случае, если знаком с культурой других народов. Вот тогда это будет полноценное восприятие своего родного музыкального искусства. Это моя позиция, сложившаяся на основе личного опыта» [10].

Дирижер-хормейстер, работающий с учебными и самодеятельными коллективами, должен быть не просто высококвалифицированным музыкантом, но и специалистом, обладающим даром педагога и воспитателя. Как отмечал легендарный «рыцарь хорового belcanto» Г. Сандлер, «то, о

чем профессиональным певцам можно лишь рассказать, певцам-любителям нужно и показать: нужно уметь предельно конкретизировать свою мысль, подавать ее в образной форме, <. > отойти от строгих академических правил, от узкосценической терминологии и т.д.» [11, 97-98].

Помимо качеств воспитателя, педагога, музыканта-профессионала, дирижер-хормейстер должен быть прекрасным организатором и руководителем, обладать чертами характера, позволяющими ему руководить коллективом людей, добиваться своей цели, работать результативно. Хороший психолог, О.Г. Джанаева умеет воздействовать на хористов, раскрывая возможности каждого, будь то учащийся школы, участник любительского коллектива или артист профессионального хора. Она умеет избегать конфликтов в самых сложных ситуациях. Высокий профессионал, Ольга Георгиевна вовлекает в свою художественную орбиту и неофитов, и певцов со стажем. Волевой, принципиальный музыкант, она требовательна и упорна, но добивается результатов мягко, корректно и деликатно.

Организаторский талант, вбирающий в себя креативную способность общаться с людьми разных возрастных и социальных групп, коммуникабельность, доброжелательность, умение увлечь всех творческим процессом, позволили дирижеру успешно сотрудничать с учебными, профессиональными и любительскими хоровыми коллективами. В 1980-е годы О.Г. Джанаева работала с фольклорными ансамблями «Чепена» и «На-

118 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 47 (86) 2023

рон», в 1990-е - с профессорско-преподавательским хором «Фсати» Горского государственного аграрного университета. С 1983 года возглавляет камерный хор «Арион», позднее стала во главе хора мальчиков «Арион» Республиканского Лицея искусств. С начала 2000-х О.Г. Джанаева является художественным руководителем Мужского хора национальной песни филиала Мариинского театра в РСО-Алания. Вслед за известным русским хоровым дирижером Ю.М. Слав-нитским, О.Г. Джанаева могла бы повторить: «Хоровое пение - самый массовый и самый доступный способ приведения детей к музыке» [12, 152], и от себя аргументированно добавить: «Не только детей, но и подростков, и взрослых».

В течение многих лет своей работы Ольга Георгиевна остается верной великой идее музыкального просветительства. Дирижер-хормейстер сумела воспитать несколько поколений музыкантов - любителей, профессионалов-исполнителей, и что не менее важно - слушателей. Приобщая юных и взрослых артистов хора, а также слушателей к немеркнущим образцам осетинского фольклора, к шедеврам мирового музыкального искусства, Джанаева занимается полноценной музыкально-просветительской деятельностью. Неотъемлемой частью музыкального просветительства является, по мнению дирижера, установка на овладение всеми членами коллектива нотной грамотой, что выводит певцов на более высокий уровень понимания музыкального произведения, открывает перед ними

широкие исполнительские перспективы. Тематические концерты, содержательные репетиции, яркие выступления в СМИ, участие в ежегодных фестивалях хорового искусства, где выступают сводные детские коллективы в составе от 700 до 1200 человек, - все это нацелено на воспитание творческой личности, на формирование музыканта-творца и подготовку вдумчивого слушателя. Музыкально-просветительские концерты хоровых коллективов, возглавляемых Джанаевой, никого не оставляют равнодушными. Для разных типов слушательской аудитории - учащихся школ, студентов колледжей и вузов, просвещенных любителей, профессионалов, держателей музыкальных абонементов -избираются разные формы общения: проводятся академические концерты, концерты-лекции, театрализованные выступления.

Свою просветительскую работу сама Ольга Георгиевна считает неотъемлемой частью процесса многолетней планомерной деятельности большого коллектива коллег - многочисленных дирижеров-хормейстеров, работающих в учебных и любительских хоровых коллективах городов и сел Северной Осетии. «У нас в республике очень хорошие профессионалы, - говорит Ольга Георгиевна. - Большое значение имеет то, что музыкально-воспитательная деятельность в Осетии никогда не прерывалась. Планомерная хормейстерская работа почти незаметна, все дирижеры на своих местах честно и профессионально делают свое дело. Но зато в результате ежегодно устраиваются

119

тематические концерты и фестивали, в которых участвует до тысячи человек! К хоровым фестивалям готовятся специальные программы, учится репертуар. Вот это и есть просветительство!» [10]

Просветительство неотделимо от исполнительского направления деятельности О.Г. Джанаевой. Вершиной исполнительского искусства дирижера-хормейстера Джанаевой можно считать работу с камерным хором «Арион». За несколько лет хормейстер превратила учебный хор Республиканского Лицея искусств в концертный коллектив, пропагандирующий осетинскую музыку не только в России, но и за рубежом. В Северной Осетии хор в течение многих лет принимал участие практически во всех значимых культурных событиях; в России - в престижных музыкальных праздниках, хоровых конкурсах и фестивалях, включая такие как «Голоса друзей», «Пасхальный фестиваль», «Дворцы Санкт-Петербурга», «Песни над Невой»; за рубежом - в авторитетных хоровых конкурсах Франции, Чехии, Австрии, Италии, Испании, Германии. Везде, где довелось триумфально выступать хору, его мастерство оценивалось горячим слушательским приемом, высокими оценками и наградами жюри (Гран-при, первые, вторые места, специальные призы). Сама О. Джанае-ва также становилась победительницей среди дирижеров в республиканском (1981, Северная Осетия) и международных (Чехия, 1994; Венгрия, 2002) хоровых конкурсах.

Известно, что основным средством «общения» с хором являются руки

хормейстера, его дирижерская техника. Ольга Георгиевна прошла прекрасную профессиональную школу. Технику дирижирования осваивала в классах признанных мастеров: мэтра осетинской школы дирижирования А.Т. Ачеева (Орджоникидзевское музыкальное училище) и известной представительницы русской хоровой школы Л.А. Поповой (ГМПИ им. Гне-синых). Неподражаем вдохновенный и энергичный внешний облик Джа-наевой-дирижера, ее уверенный и технически свободный дирижерский аппарат. На хористов (в определенной степени и на слушателей) воздействуют выразительные и пластичные руки, лаконичный и понятный, не требующий разъяснений жест. На концертной сцене наряду с мануальной техникой дирижером используются такие средства воздействия на певцов, как погружение в образное состояние музыки, гипнотический взгляд, выразительная мимика, воодушевленное лицо, словом все то, что отличает настоящего профессионала, мастера. О важности психологического контакта дирижера и музыкантов, о коммуникативно-суггестивном даре дирижера писал великий Бруно Вальтер, утверждая, что «подлинному исполнительскому таланту свойственно "сотворче-ское вдохновение"» [13, 319].

Во время репетиций Джанаева работает над музыкой, будь то народная песня или композиторский опус, вдумчиво, не торопясь, обращает внимание на словесный текст, предлагает всем вместе поразмышлять над музыкальным содержанием, проникнуться настроением и смыслом сочи-

120 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 47 (86) 2023

нения. Дирижер признается: «Я работаю медленно, но верно, могу над одним произведением полгода работать. Ученики должны не просто выучить ноты, слова и петь их на концерте. Они должны проникнуть в содержание, понять, когда и при каких обстоятельствах была создана песня, почему она живет уже 300 лет. Когда я спрашиваю, будет ли песня жить дальше, они отвечают - да, будет. Мы учимся вместе анализировать и слушать» [10].

Самое большое впечатление в программах хора «Арион» производит осетинская народная музыка. Привлекают высокохудожественный уровень исполнения, умение погрузить слушателей в неповторимую атмосферу древних напевов и образов. В интерпретации хора органично звучат песни разных эпох и жанров: старинные сказания-кадаги «Цыкурайы фжрдыг» и «Ацжмази зар», трудовые песни «Хосдзауты заржг» (в обработке А. Бериева) и «Нымжт ужрдджыты заржг», охотничья «^фсати» на стихи К. Хетагурова, свадебная песня «Сау карк», танцевальная «Зилга кафты заржг», колыбельная «Авджни зар» (в обработке А. Бериева), героическая «Дзеранты Лавренты заржг». Особого внимания заслуживает тот факт, что в концертном репертуаре ряд народных осетинских песен, например, заздравная «Цжржнбоны заржг», исто-рико-героические «Сау Хохы фыйй-ау», «Тотиты Акимы заржг», «Ботасы заржг», представлен в стилистически чуткой обработке О.Г. Джанаевой.

Еще одной положительной стороной исполнительского облика хорового коллектива является разнообраз-

ный репертуар, включающий помимо осетинской музыки классические произведения русских и зарубежных авторов XV-XX вв. Значительную часть концертного репертуара составляют относящиеся к сложным по исполнению хоры a cappella западноевропейского Возрождения и Барокко, а также русская духовная музыка. В интерпретации этих произведений хористы под руководством дирижера проявляют высокую певческую культуру: владение вокально-хоровой техникой, безукоризненную интонацию, ансамблевую слаженность, эмоциональную гибкость, тонкость передачи контрастных музыкальных образов.

Значительный интерес ценителей музыки вызывает исполнение новых сочинений осетинских композиторов. Почти все хоровые опусы были написаны в расчете на значительные музыкантские возможности камерного хора «Арион», возглавляемого высокопрофессиональным, опытным дирижером. Осетинские авторы, такие как Л. Канукова, А. Макоев, Н. Кабоев, Д. Дзлиева, Н. Фарниева, писали для лицейского хора музыку специально. Впервые в исполнении хора «Арион» прозвучали многие современные национальные хоровые сочинения, в том числе кантата «Солнечная» (стихи К. Ходова), «Ар-гъау» (на народные слова) Л. Кануко-вой, хоровой триптих «Чье у памяти лицо...» (стихи И. Гуржибековой) А. Макоева, «Мады Майржм» Н. Ка-боева, «Балцы заржг» (на стихи К. Хетагурова) Б. Кокаева, «Песнопение на вхождение Христа в Иерусалим» Л.Ефимцовой. Особое место в репер-

туаре занимают композиторские обработки осетинских народных песен, как, например, «Чепена» в обработке Н. Кабоева. И если композитор видит в жанре обработки своеобразный «источник расширения образной сферы, <...> путь к демократизации и доступности музыкального языка» [14, 13], то хормейстеру авторские обработки открывают возможности неожиданных исполнительских трактовок, не порывающих, однако, с эстетическими основами певческой традиции.

С камерным хором «Арион», а также с появившимся позднее в Лицее хором мальчиков «Арион», дирижер О.Г.Джанаева записала три бесценных диска: «Осетинские песни. Арион» (2001), «Хоровая полифония. Арион» (2005), «Лариса Канукова. Хоровая музыка» (2007). В дискографию камерного хора «Арион» входит исполнение a cappella музыки эпохи Возрождения и Барокко (части из «Магнификата» Палестрины, «Аве Мария» Т.Л. де Виктория, хоровые миниатюры О. Векки, К. де Сермизи, Ф. Белласио, Т. Морли, Л. Лехнера, Т. Уилкса, И.С. Баха), русской духовной музыки («Милость Мира» из Литургии Иоанна Златоуста П. Чайковского, «Тебе поем» А. Кастальского, «Херувимская песнь» А. Львова, «Покаяния отверзи ми двери» П. Чесно-кова), паралитургических песнопений XX века («Salve Regina» Х.Бусто, «Veni, Creator Spiritus!» К. Орфа). Особую страницу дискографии хора составляют произведения современных осетинских композиторов. На диске «Хоровая полифония» запи-

саны «Молитва» (на стихи М. Лермонтова) Л. Ефимцовой, «Сказка» А.Макоева, «Ароматная ночь» (на стихи К. Хетагурова) Н. Кабоева, «На смерть молодой горянки» (стихи К.Хетагурова) Т. Хосроева, «Заронд Кувд» Л. Кануковой. Трактовки перечисленных произведений, и особенно исполнительски непростых опусов Л. Кануковой, являют собой примеры яркой дирижерско-хоровой интерпретации. В них привлекают многие качества прекрасного исполнения, в том числе хороший вокал, четкая дикция, филигранная нюансировка, штриховая точность, выверенный гармонический строй.

Значительной составляющей широкого спектра профессионализма О.Г. Джанаевой является культурологическое направление ее деятельности. Творческий потенциал дирижера-культуролога особенно ярко раскрывается в ее работе с Хором национальной песни филиала Мариин-ского театра в РСО-Алания, а также в работе с любительскими хоровыми коллективами. Важную роль в пробуждении творческой энергии детей, молодежи и даже взрослых, в положительном преобразовании социокультурной среды современной действительности играют многочисленные культурологические акции и эт-но-фольк-проекты О.Г. Джанаевой и ее единомышленников - певцов, музыкантов-инструменталистов профессиональных и любительских коллективов. Возрождение народной музыкальной традиции в ее подлинном звучании становится для мыслящих музыкантов действенным ответом на

122 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 47 (86) 2023

негативные тенденции культурной глобализации. Широкомасштабная работа музыкантов над сохранением и постижением фольклора особенно актуальна, так как она «катализирует процессы самопознания этноса и воздействует на характер формирования образа будущего» [15, 34]. Из всего многообразия форм культурологической деятельности дирижера выделим наиболее важные для поддержания и развития современной и традиционной осетинской музыкальной культуры:

- регулярное проведение тематических концертов (таких, как «Честь, Доблесть, Слава», «Накануне Рождества», «Уастырджийы бонтж», «Ног бон» «Уастырджийы номжн» и т.п.), знакомящих слушателей миром осетинского музыкального фольклора, обрядов, традиций и ценностей;

- выявление, запись и исполнение новых, мало- или почти неизвестных архаических фольклорных напевов (например, таких как «Нжртон Сата-найы заржг», «Хуыржкоми авдсжрон ужйуг $м$ фиййауи каджнгж», «Уа-циллайжн куывд», «Никколай зар»);

- участие и победы в республиканских, всероссийских, международных фестивалях, конкурсах и праздниках хорового искусства;

- включение в программы филармонических концертов блоков аутентичной инструментальной музыки,

исполнение музыкантами Хора национальной песни наигрышей на осетинских инструментах, в том числе ныне почти забытых, таких как да-ла-фжндыр, хъисын-фжндыр, уадын-дз, дыууаджстжнон-фжндыр;

запись диска «Фыджлты зарджытж. Песни предков. Мужской хор Госфилармонии. Владикавказ. Осетия-Алания»;

- мастер-классы и занятия с руководителями и участниками фольклорных ансамблей, студентами, учащимися.

Хоровой дирижер, руководитель, педагог, одна из центральных фигур хорового искусства Северной Осетии, Ольга Георгиевна Джанаева искренне преданна своему профессиональному предназначению. Дирижер незаурядного музыкального дарования, она глубоко верит в преобразующую духовно-эстетическую силу музыки. Музыкантские и человеческие качества сливаются в персоне осетинского дирижера-хормейстера в исключительном творческом единстве. О.Г. Джанаева не замыкается в узкопрофессиональных рамках: хоровое исполнительство превращается в ее руках в инструмент поддержания национальных песенных традиций и пропаганды высокого академического искусства, становится внушительным средством музыкально-эстетического образования и воспитания.

1. Стулова Г.П. Традиции обучения хоровому пению в русской музыкальной культуре // Проблемы музыкально-исполнительского искусства и образования. М.: Чеховский Печатный Двор, 2018. С. 8-14.

2. Концепция сохранения и развития хоровой культуры в РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://npvho.ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya-khorovoj-kultury-v-rf (дата обращения: 30 января 2023 года)

3. Тараканов С.А. Профессиональная практика - важнейший компонент становления хормейстера // Музыкознание в современном мире: темы, проблемы, тенденции развития. Ростов н/Д: Ростовская гос. консерватория им. С.В. Рахманинова, 2021. С. 366-373.

4. Тараканов Б.И., Федоров А.В. «Хор вам в помощь!», или Занимательное хороведение. М.: РГГУ, 2018. 408 с.

5. Литвина А.Г. Хоровая культура России - национальное достояние // А.Г. Литвина. Из историй отечественной хоровой культуры. Екатеринбург: УГК, 2017. С. 4-9.

6. Мамукова Л.С. Постижение национального колорита в творчестве Ф.М. Бритаева-дирижера (из истории факультета музыкального образования) // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. 2014. № 5. С. 150-155.

7. Анисимов А.И. Дирижер-хормейстер. СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. 228 с.

8. Буянова Н.Б. Хормейстер как личность // Современный хормейстер: Развитие традиций. Новые тенденции. Опыт работы. СПб.: Композитор, 2013. С. 4-16.

9. Юрлов А.А. Певческое воспитание как основа совершенствования исполнительской культуры певцов хора // Александр Юрлов: статьи и воспоминания. Материалы. М.: Сов. композитор, 1983. С. 148-162.

10. Батагова Т.Э. Хоровая культура современной Осетии [Беседа с хоровым дирижером О.Г. Джанаевой]. 2023. 4 февраля.

11. Сандлер Г.М. Заметки хормейстера // Рыцарь хорового belcanto: Воспоминания о Григории Сандлере. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. С. 96-99.

12. Славнитский Ю.М. Введение // Юрий Славнитский. Музыкант Божьей милостью. СПб.: Композитор, 2004. С. 151-153.

13. Вальтер Б. «Я» и «другой». О музыкальном исполнении // Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика. М.: Музыка, 1975. С. 317-341.

14. Батагова Т.Э. Роль фольклора в становлении осетинской профессиональной музыки // Осетиноведение: история и современность. I Международная научная конференция. Владикавказ: Респ. кн. тип., 1991. С. 11-13.

124 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 47 (86) 2023

15. Батагова Т.Э. Художественная картина мира в музыке осетинских композиторов: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2012. 47 с.

Batagova, Tatiana E. - Doctor of Art History, Professor of the Department of Musicology Institute "Maimonides Academy" of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art)" (Moscow, Russia); [email protected]

THE ROLE OF THE CONDUCTOR-CHOIRMASTER IN MAINTAINING AND DEVELOPING THE TRADITIONS OF OSSETIAN CHORAL ART. CHORAL CONDUCTOR OLGA DZHANAEVA.

Keywords: domestic vocal and choral art, Ossetian music, Ossetian musical folklore, conductor-choirmaster, O.G. Dzhanaeva, choral art of Ossetia.

The article is devoted to the study of the vocal and choral culture of North Ossetia, viewed through the prism of the work of outstanding conductors-choirmasters of the republic. The invaluable merits of the pioneering conductors A.T. Acheev, A.M. Beriev, R.L. German, Z.A. Dzutsati, A.T. Kokoiti-Hodova, V.M. Osminnikova, V. A. Semenyuk, O. A. Ushakov, who created solid foundations of musical education and education, professional and amateur choral performance, were noted. The article focuses on the study of the performing arts of the conductor—choirmaster Olga Georgievna Dzhanaeva. The purpose of the study is to analyze the activities of choral conductor O.G.Dzhanaeva, whose versatile creativity largely determined the high level of choral performance in the Republic of North Ossetia—Alania. The article considers the main directions of the conductor's work, namely, pedagogical, organizational, performing and cultural, which influenced the development of the national musical and spiritual and aesthetic culture. It is noted that thanks to the educational, pedagogical and organizational gift, the conductor-choirmaster worked fruitfully for several years and herself created a number of choral educational, amateur, professional collectives. Among them are well-known collectives not only in the republic, but also far beyond its borders, including the folklore ensemble "Chepena", the faculty choir "Fsati" of the Gorsky State Agrarian University, the chamber choir "Arion" of the Republican Lyceum of Arts, the National Song Choir of the Mariinsky Theater branch in RSO-Alania. The author has determined the direct connection of choral performance of collectives under the leadership of O.G.Dzhanaeva with the flourishing of compositional creativity in the field of choral genres. The high art of the conductor-choirmaster began to push the composers L.Kanukov, L.Efimova, A.Makoev, N.Kaboev, N.Farnieva to create talented choral opuses, revealed new prospects for the development of Ossetian choral art. An integral part of the conductor's work is the culturological direction of work related to the study, preservation and enhancement of the Ossetian traditional song and choral culture, with its popularization not only in Russia but also abroad.

For citation: Batagova, T.E. The role of the conductor-choirmaster in maintaining and developing the traditions of Ossetian choral art. Choral conductor Olga Dzhanaeva // Izvestiya SOIGSI. 2023. Iss. 47(86). Pp. 114-127 (in Russian). DOI: 10.46698/VNC.2023.86.47.002

References

1. Stulova, G.P. Traditsii obucheniya khorovomu peniyu v russkoi muzykal'noi kul'ture [Traditions of teaching choral singing in Russian musical culture]. Problemy

muzykal'no-ispolnitel'skogo iskusstva i obrazovaniya [Problems of musical and performing arts and education]. Moscow, Chekhovskii Pechatnyi Dvor, 2018, pp. 8-14.

2. Kontseptsiya sokhraneniya i razvitiya khorovoi kul'tury v RF [The concept of preservation and development of choral culture in the Russian Federation]. [Electronic resource]. URL: http://npvho.ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya-khorovoj-kultury-v-rf

3. Tarakanov, S.A. Professional'nayapraktika - vazhneishii komponentstanovleniya khormeistera [Professional practice is the most important component of becoming a choirmaster]. Muzykoznanie v sovremennom mire: temy, problemy, tendentsii razvitiya [Musicology in the modern world: themes, problems, development trends]. Rostov-on-Don, Rakhmaninov Rostov State Conservatory, 2021, pp. 366 - 373.

4. Tarakanov, B.I., Fedorov, A.V. "Khor vam v pomoshch'!", ili Zanimatelnoe khorovedenie ["Chorus to help you!", or Entertaining choral studies]. Moscow, Russian State Humanitarian University, 2018. 408 p.

5. Litvina, A.G. Khorovaya kul'tura Rossii - natsional'noe dostoyanie [Choral culture of Russia is a national treasure]. A.G. Litvina. Iz istorii otechestvennoi khorovoi kul'tury [From the history of Russian choral culture]. Yekaterinburg, Ural State Conservatory, 2017, pp. 4-9.

6. Mamukova, L.S. Postizhenie natsional'nogo kolorita v tvorchestve F.M. Britaeva-dirizhera (iz istoriifakul'teta muzykal'nogo obrazovaniya) [Comprehension of national color in the works of F.M. Br itaev-conductor (from the history of the Faculty of Music Education)]. Polilingval'noe obrazovanie kak osnova sokhraneniya yazykovogo naslediya i kul'turnogo raznoobraziya chelovechestva [Multilingual education as a basis for preserving the linguistic heritage and cultural diversity of mankind]. 2014, № 5, pp. 150-155.

7. Anisimov, A.I. Dirizher-khormeister [Conductor-choirmaster]. St. Petersburg, Lan', Planeta muzyki, 2017. 228 p.

8. Buyanova, N.B. Khormeister kak lichnost' [Choirmaster as a person]. Sovremennyi khormeister: Razvitie traditsii. Novye tendentsii. Opyt raboty [Modern choirmaster: Development of traditions. New trends. Work experience]. St. Petersburg, Kompozitor, 2013, pp. 4-16.

9. Yurlov, A.A. Pevcheskoe vospitanie kak osnova sovershenstvovaniya ispolnitelskoi kul'tury pevtsov khora [Singing education as a basis for improving the performing culture of choir singers]. Aleksandr Yurlov: stat'i i vospominaniya. Materialy [Alexander Yurlov: articles and memoirs. Materials]. Moscow, Sov. kompozitor, 1983, pp. 148-162.

10. Batagova, T.E. Khorovaya kul'tura sovremennoi Osetii [Choral culture of modern Ossetia]. Beseda s khorovym dirizherom O.G. Dzhanaevoi [Conversation with choral conductor O.G. Dzhanaeva]. February 4, 2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Sandler, G.M. Zametki khormeistera [The choirmaster's notes]. Rytsar khorovogo belcanto: Vospominaniya o Grigorii Sandlere [Knight of the choral belcanto: Memories of Gregory Sandler]. St. Petersburg, St. Petersburg state University, 2011, pp. 96-99.

12. Slavnitsky, Yu.M. Vvedenie [Introduction]. Yurii Slavnitskii. Muzykant Bozhei milost'yu [Yuri Slavnitsky. A musician by the grace of God]. St. Petersburg, Kompozitor, 2004, pp. 151-153.

13. Walter, B. "Ya" i "drugoi". O muzykal'nom ispolnenii ["Me" and "the other". About musical performance]. Dirizherskoe ispolnitelstvo: Praktika. Istoriya. Estetika [Conducting performance: Practice. History. Aesthetics]. Moscow, Muzyka, 1975, pp. 317-341.

14. Batagova T.E. Rol'fol'klora v stanovlenii osetinskoiprofessional'noi muzyki [The role of folklore in the formation of Ossetian professional music]. Osetinovedenie: istoriya i sovremennost'. I Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya [Ossetian studies: History and modernity. 1st International Scientific Conference]. Vladikavkaz, Resp. kn. tip., 1991, pp. 11-13.

15. Batagova, T.E. Khudozhestvennaya kartina mira v muzyke osetinskikh kompozitorov [The artistic picture of the world in the music of Ossetian composers]. Thesis abstract of the doctoral dissertation (in Art studies). Moscow, 2003. 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.