Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ КАК СРЕДСТВОМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ КАК СРЕДСТВОМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / СОЧИНЕНИЕ / СКАЗКА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веккессер Мария Викторовна

В статье рассматриваются творческие приёмы работы со сказками, способствующие развитию связной речи, воображения и речетворчества у обучающихся. Такая работа особо становится актуальной, когда идет речь о формировании функционально грамотной личности школьника, способного решать как стандартные, так и нестандартные задачи в процессе обучения и в реальной действительности. Экспериментальным методом в ходе формирующего обучения доказана эффективность приведённых приемов как одного из средств развития речевых способностей обучающихся школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE METHODS OF WORKING WITH FAIRY TALE AS A MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT OF STUDENTS

The article discusses creative techniques of work on fairy tales that contribute to the development of students’ coherent speech, imagination and creativity. Such work is particularly relevant when it comes to the formation of a functionally literate personality of a student who is able to solve both standard and non-standard tasks in the process of education and in reality. The effectiveness of these techniques as one of the means of developing the speech abilities of school students has been proved by the experimental method in the course of formative training.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ КАК СРЕДСТВОМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

4) краткие формы прилагательных;

5) окказиональная грамматическая модификация глагольных форм.

Мы не претендуем на полный список возможных разновидностей окказиональных словоформ, поскольку их установление - трудоёмкий процесс, требующий прочтения большого перечня художественной литературы. Приведенные нами примеры могут быть использованы в контексте работы по формированию культуры речи школьников.

Стилистический анализ морфологических окказионализмов способствует активизации у обучающихся познавательного интереса к изучению русского языка, развитию речи (овладению стилистическими ресурсами), языкового вкуса и чутья, речетворческих способностей, формированию собственного изысканного стиля. В результате такой работы происходит осознание школьниками уместного / неуместного отклонения от грамматической нормы, что важно в эпоху интернет-коммуникации, характеризующейся небрежением по отношению к языковой норме.

Литература:

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 2011.

2. Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ: учебное пособие. -Калининград, 1997.

3. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. - М.: Русский яз, 1977.

4. Зубова Л.В. Ироническая грамматика: средний род в игровой неологии // Вопросы языкознания.- 2010. - №6. -С. 16-25.

5. Копыл В.А. К вопросу об окказионнальном употреблении имен прилагательных // Текст как объект комплексного анализа в вузе: сборник статей. - Ленинград: ЛГПИ, 1984. - С. 83-90.

6. Попова Т.В. Неология и неография современного русского языка: учеб. пособие / Т.В. Попова, Л.В. Рацибурская, Д.В. Гугунава. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 168 с.

7. Словарь русского языка: В 4 т. - М., 1957-1961. - МАС.

Педагогика

УДК 372.881.161.1

кандидат филологических наук, доцент Веккессер Мария Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ КАК СРЕДСТВОМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются творческие приёмы работы со сказками, способствующие развитию связной речи, воображения и речетворчества у обучающихся. Такая работа особо становится актуальной, когда идет речь о формировании функционально грамотной личности школьника, способного решать как стандартные, так и нестандартные задачи в процессе обучения и в реальной действительности. Экспериментальным методом в ходе формирующего обучения доказана эффективность приведённых приемов как одного из средств развития речевых способностей обучающихся школы.

Ключевые слова: развитие речи, творческие приемы речевого развития, сочинение, сказка как литературный жанр, творческие способности.

Annotation. The article discusses creative techniques of work on fairy tales that contribute to the development of students' coherent speech, imagination and creativity. Such work is particularly relevant when it comes to the formation of a functionally literate personality of a student who is able to solve both standard and non-standard tasks in the process of education and in reality. The effectiveness of these techniques as one of the means of developing the speech abilities of school students has been proved by the experimental method in the course of formative training.

Keywords: speech development, creative techniques of speech development, composition, fairy tale as a literary genre, creative abilities.

Введение. Современное образование направлено на создание условий для формирования у школьников лингвистических способностей, практическому усвоению языка: использованию грамматических средств, формированию навыка продуцировать текст (устно/письменно). Однако обучающиеся с разной скоростью и разной степенью легкости постигают лингвистические единицы, правила сочетаемости слов, законы построения предложений и текстов и т.д.

Отметим, что настоящее время характеризуется большим потоком учебной и внеучебной информации, которую необходимо обучающимся осмыслить, извлечь основное ее содержание, понять подтекстовый смысл, дать оценку основному содержанию и пр. Однако им не всегда это удается. В связи с этим основной целью нашей работы выступает описание методической работы по использованию приемов в работе над сочинением сказок. Объектом исследования является творческая работа в процессе сочинения сказок, а предметом выступают творческие приемы работы со сказкой.

Данные приемы позволяют развивать у школьников творческие способности, активизировать их процесс мышления и порождения речи, т.к. в ходе сочинения сказок происходит формирование учебно-познавательной компетентности. В современной школе она рассматривается как системообразующий стратегический приоритет образовательного процесса, который включает учетно-информационные умения. Такие умения предполагают способность работать с письменным и устными текстами различных жанров, участвовать в диалоге / полилоге при обсуждении прочитанного, интерпретировать и обобщать информацию и пр.

В трудах таких выдающихся лингвистов и методистов, как Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинкского, Л.П. Федоренко, Т.Г. Рамзаевой, М.Р. Львова, В.И. Капинос, М.С. Соловейчик, Н.А. Ипполитовой и др. мы находим общее мнение, что творческая работа школьников с текстами является эффективным средством развития связной речи.

Исследователи отмечают, что учителю необходимо создавать условия для развития у обучающихся интеллектуальной активности, которая проявляется в процессе выполнения творческих заданий, направленных на приобретение нечто нового, оригинального, выражающего индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика [2]. Наряду с этим приемы работы над сочинением сказок дают возможность учителю реализовать деятельностный и личностно-ориентированный подходы в обучении, что отвечает запросам времени. В аспекте данной стратегии современной школы особенно актуальной становится речетворческая работа обучающихся, поскольку она характеризуется выраженной продуктивностью и в плане развития речи, что относят к приобретению личностного опыта, способствующего овладению школьником универсальными учебными действиями.

Изложение основного материала статьи. Сочинение сказок - один из эффективных методов развития речи, т.к. в процессе творческой работы обучающиеся максимально приближены к естественным условиям, в результате которой

осуществляется порождение речевого высказывания (текста). К тому же данный жанр относится к тем дидактическим средствам, которые способствуют не только развитию речи, но и нравственному и эстетическому воспитанию, они -источник для развития детского творчества и воображения [11.

В методической литературе описаны приёмы работы со сказкой, разработанные и предложенные В.А. Запорожецем, Ф.А. Сохиным, Л.Е. Журовой, В.И. Лейбсоном, Л.Б. Фесюковой и др.

Ниже представим творческие приёмы развития речи в процессе работы над сказками.

1. Экспериментируем с образом сказки. В этом случае предполагается повествование от имени одного из героев сказки. В результате происходит «проигрывание» разных сюжетных линий с участием персонажа, при этом обучающийся должен учитывать характер героя, его речевые особенности и отношение к другим персонажам.

2. Герои среди нас. Суть задания - «путешествие» персонажа в современную или вымышленную обстановку, при этом необходимо передать реакцию на всё необычное в соответствии с особенностями характера и реи персонажа. Такой приём позволяет развивать фантазию, чувство юмора, активизировать читательский опыт (см. подробнее: [4]).

3. Нравственный поворот. Этот прием направляет обучающегося на моральную установку, позволяет юному читателю раскрыть: что в герое «хорошо», а что «плохо», т.е. создается новая ситуация, в которой бы персонаж исправился, зло было бы наказано (но гуманно), добро бы восторжествовало. В итоге школьник моделирует ситуации, улучшая и меняя ее на благо людей.

4 Апелляция к добрым чувствам. Необходимо обратить внимание школьников на проявление в произведении таких добрых качеств героя, как сопереживание, самоотверженность, человечность и пр. В результате ребята будут сравнивать, сопоставлять, в ходе чего у них будет сформирована привычка доказывать: почему герой поступил так, а не иначе. Здесь важно позволить ребенку выбрать собственную позицию и доказать, почему она ему близка. Это будет упражнять детей в выражении чувств, при этом они будут более глубоко сопереживать поступкам персонажей, если учитель поставит вопросы типа «Докажи, что Николаша лучше всех», «Как бы ты поступил на месте...», «Как бы ты помог ..., почему бы ты это сделал», «Кого тебе жальче в этом произведении» и т.д.

5. Речевая разминка. Сочиняя сказки, школьники должны правильно построить диалоги, придать речи образность, эмоциональность и выразительность. С этой целью можно применять следующие задания.

- «Сформулируйте вопросы, которые Вы бы хотели задать герою».

- «От каждого по словечку: Золушка идет - Золушка идет по залу - Золушка идет с Принцем. - Золушка идет по великолепному залу с Принцем. ».

- «Сконструируйте слова, называющего человека, который всегда опаздывает (опозда-тель, опозда-ник и т.п.)».

- «Напишите короткое сообщение в чате, чтобы предупредить Красную Шапочку».

- «Подберите к сказке фразеологизмы, пословицы или поговорки». Например, выражение «Первый блин комом» дает отсылку к древним славянам, к празднику Масленица, когда пекли блины: первый блин (кому?) комАм, второй знакомым ... (они так называли медведя, который олицетворял природные силы, вот почему его надо было задобрить). Затем произошло переосмысление значения на основе звуковой ассоциации и незнании этимологии данного слова. Так, разбирая происхождение такого рода выражений, учитель работает не только над обогащением словарного запаса школьников, но и знакомит их с историй и традициями народов.

- «Придумайте свое название сказке, не искажая ее основного смысла. Объясните, почему Вы так ее назвали».

- «Введите вместо привычного сказочного героя своего персонажа, используя частицу не». Например: «Не Колобок, а.», «Не репа выросла на грядке, а ...» и т.д.

6. Развиваем воображение и мышление. В данном случае можно использовать отход от привычных стереотипов, придумывая новую сказку или ее эпизод. Можно использовать такие задания, как:

- «Объедините две сказки в одну, придумав новый сюжет» (здесь необходимо логично «связать» одних героев с другими, это будет способствовать развитию речи и воображения школьника, т.к. он сам создает новый сюжет);

- «Придумайте новые варианты фантастических сказок с использованием в качестве героев близких людей либо самого себя» (например, мама может превращаться в ромашку, я, т.е. школьник, - в Ивана Царевича, при этом ребенок должен объяснить, почему он использовал такое превращение);

- можно использовать постановку проблемных вопросов типа «Если бы Людоед не стал превращаться в Мышку, то каким бы образом Кот в сапогах стал победителем?» (в данном случае важно формулировать вопросы, содержащие такие слова, как: почему, каким образом, зачем, всегда ли, а что было бы и т.п.);

- эффективно использовать прием аналогии, поскольку он способствует формированию ассоциативного мышления (например, после просмотра мультипликационного фильма «Том и Джерри» можно спросить детей «В каких сказках героями тоже являются кошки и мышки?»).

7. Расширяем кругозор. В этом случае важны основные знания ребенка об окружающем мире и природе, о том, что в природе все взаимосвязано и находится в постоянном развитии. Для большей осознанности природных явлений можно использовать задания следующего характера: «А что было бы, если бы не наступила весна?» (пропал ветер, погасло солнце и т.п.).

8. Герои и новые обстоятельства. Этот прием позволяет развивать фантазию, разрушать стереотипы у школьников, т.к. ребята придумывают новые ситуации, в которые погружаются знакомые персонажи, при этом здесь можно вводить и фантастические обстоятельства. Так, Золушка едет на бал в карете, превращенной из тыквы, а в летающей тарелке или Лиса и Журавль оказались в одном застрявшем лифте и т.п.

9. Сказка от шуточного стишка. Для примера возьмем короткий смешной стишок: «Зачем шнурки Ботинку? / Если напрямик, / Чтоб он не очень / Распускал язык (Э. Стефанович). На основе этого стишка можно предложить ребятам пофантазировать, используя такой переход: «В темную-темную, совершенно безлунную ночь, когда Шнурки решили отдохнуть после тяжелого трудового дня, Язык без разрешения пустился в путешествие на (или в).».

10. Неожиданные сказки. Этот прием предполагает продолжение предложенного учителем случая в его сказочном развитии. Например можно использовать такой случай: Гуляла однажды мама-курица с цыпленком на поляне. Пока курица доставала для своего цыпленка червячка, цыпленок исчез. Бросилась мама искать своего ребенка и видит: ее цыпленок стоит на другом берегу ручья. Но ни цыпленок, ни его мама не умеют плавать. Вопросы учителя: Как цыпленка вернуть маме? Давайте пофантазируем. Как цыпленок попал на другой берег? А может, в это время прошел дождь и появился ручеек? Значит, нужно подождать, пока ручеек высохнет. А может, ручеек был покрыт льдом, а солнышко припекло, и он растаял? Значит, нужно подождать, пока он замерзнет. А как думаете вы?.

11. Изменение ситуации в знакомой сказке. Совместно с учителем обучающимся необходимо договорится: что они будут изменять в знакомой им сюжетной линии той или иной сказки. Лучше всего следует начинать с изменений несущественного характера, например, убегающая Золушка потеряла не хрустальную туфельку, а шелковый платочек (или

брошь). Как Принц по этой вещи отыщет незнакомку? Ребята должны домыслить и помочь Принцу разыскать прекрасную Золушку.

12. Сказка с вымышленным образом. Смешной образ возникает в результате парадокса: несуразица происходит в результате объединения одного предмета (явления и пр.) с другим. Например: «Однажды злой колдунье надоел порядок в мире животных. Вот она и решила перемешать всех зверей, птиц и рыб. С помощью злого заклинания она выполнила свой замысел. Соединила рыбу с птицей, льва с зайцем, оленя с черепахой и т.д.». Дети могут придумать названия таким вымышленным животным, должны придумать, кто же приведет все в порядок и каким образом спасет животных.

Выводы. Проведя опытно-экспериментальную работу среди учащихся пятого класса, можно сделать вывод, что представленные творческие приемы работы эффективны в обучении школьников сочинению сказок («сказки от одного слова», «сказки с новым концом», «закончи сказку» и др.). В результате можно констатировать: методическая работа по реализации предложенных приемов на основе деятельностного подхода в области развития связной речи является составной частью формирования читательской грамотности, которая необходима в подготовке подрастающего поколения к жизни в современном информационном пространстве. Такая работа необходима и в связи с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте образования среди предметных результатов по русскому языку значатся: умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач [3]. Вот почему ребёнку, имеющему развитые лингвистические способности, этих результатов достичь легче, чем ребёнку, таких способностей лишённых.

Литература:

1. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М.: Академия, 1999. - 272 с.

2. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения школьников созданию письменных текстов различных типов. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 123 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. - [Электронный ресурс] - URL: https://kpfu.ru/d0cs/F2009061155/FG0S - (дата обращения: 14.05.2020).

4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков: Фолио, 2007. - 464 с.

Педагогика

УДК 37.2

старший преподаватель Вершинина Анна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Нормативные документы в образовании вносят все большие требования к современному педагогу дошкольного образования. В нашей стране на текущий момент педагогическую деятельность регулирует федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Деятельность педагога дошкольного образования, согласно этому стандарту, должна соответствовать социальному заказу государства к каждому конкретному типу учреждения, а также социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса. В данной статье нами перечислен ряд требований к педагогической компетентности сегодня, а также пути достижения этих высот. Ряд современных исследований констатируют неготовность педагогов к требованиям личностно-ориентированного развития детей.

Ключевые слова: нормативно-правовые основы, профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования.

Annotation. Regulatory documents in education make more and more demands on the modern teacher of preschool education. In our country, at the moment, pedagogical activity is regulated by the federal state educational standard of preschool education. The activity of a preschool teacher, according to this standard, must comply with the social order of the state for each specific type of institution, as well as the social expectations of the subjects of the educational process. In this article, we list a number of requirements for pedagogical competence today, as well as ways to achieve these heights. A number of modern studies state that teachers are not ready for the requirements of personality-oriented development of children.

Keywords: regulatory and legal framework, professional competence, teacher of preschool education.

Введение. Требования к профессиональной компетентности педагога, ее составляющие напрямую зависят от основных принципов дошкольного образования. Профессиональная компетентность педагога является одной из ключевых точек ФГОСДО.

Изложение основного материала статьи. В современных научных исследованиях понятия «компетенция» и «компетентность», которые представляют собой базу профессиональной подготовки в контексте компетентностного подхода в системе высшего образования, разносторонне изучаются. В исследованиях А.Р. Аблитарова понятие «компетенция» обозначена следующим образом:

1. Ряд вопросов, в которых кто-то отлично информирован;

2. Область чьих-то полномочий [1].

Л.П. Безуглова дает следующее определение компетенции: это комплекс полномочий органов власти или официальных лиц, регулирующий объемы их правомочностей; область вопросов, в которых данный субъект обладает знаниями, умениями. Границы правомочий должностных лиц устанавливаются законом, уставом органа власти [4]. Данная формулировка не совсем соответствует пониманию профессиональных компетенций педагога, однако в ней отражена суть понятия.

В связи с тем, что понятия «компетенция» и «компетентность» представляют собой заимствованные термины, американский психолог, Р. Уайт, под компетенцией понимает умение организма продуктивно взаимодействовать со средой. Нравственно-мотивационной основой компетенции является база развития человека, которое осуществляется за счет возрастания требований к его функционированию, моментальной востребованности приобретенных знаний в более сложных случаях. Включая в данное понятие комплекс умений и навыков, данный автор исследует возможности их развития.

М.Н. Корешкова, М.А. Рыжевскаяв процессе исследования интересующих нас понятий указывают на разницу данных терминов, несмотря на их схожесть: «Термин «компетенция» имеет профессионально-техническое назначение, а понятие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.