5. Informacionno-analiticheskiyj otchet o deyateljnosti gosudarstvennihkh i municipaljnihkh muzeev Kemerovskoyj oblasti za 2012 god. -Kemerovo, 2013.
6. Strategiya razvitiya informacionnogo obthestva v Rossiyjskoyj Federacii. Tekst dokumenta po sostoyaniyu na iyulj 2011 goda [Eh/r]. - R/d: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-pravila/w8g.htm
7. Sotnikova, S.I. Chemu uchat buduthikh muzeevedov // Mir muzeya. - 2007. - № 9.
8. Kulemzin, A.M. O formirovanii novoyj paradigmih podgotovki muzeevedov / A.M. Kulemzin, D.D. Rodionova // Vestnik KemGU. - 2012. - № 2.
9. Rodionova, D.D. Opiht podgotovki kadrov v oblasti muzeologii i kuljturnogo turizma v KemGUKI / D.D. Rodionova, A.A. Nasonov // Muzei, ischezayuthie i vosproizvedennoe nasledie, turizm: opiht i sovremennihe praktiki vzaimodeyjstviya: mezhdunarodnaya muzeologicheskaya shkola, Respublika Buryatiya, g. Ulan- Udeh - oz. Bayjkal; Altayjskiyj krayj, g. Barnaul - oz. Teleckoe / Vost.- Sib. gos. akad. kuljturih i iskusstv [i dr.]; otv. red. O.Eh. Mishakova; nauch. red.: I.S. Cihrempilova, O.N. Truevceva. - Ulan-Udeh, 2013.
Статья поступила в редакцию 02.12.13
УДК 008.001 + 792
Timofeeva E.S. CREATIVE PARALLELS OF SHAKESPEARE AND KHODULOV: CULTUROLOGICAL ASPECT.
The article describes parallels of the two unique creators of stage culture. The creative portrait of D. Khodulov is revealed in the context of personal perception and internal comprehension of W. Shakespeare. The Shakespeare's drama is deeply conceived, understood and read by the actor.
Key words: creative portrait, creative parallel, stage culture, playwright and actor, drama and theater, ethnic culture, image, professionalism, culturological aspect.
Е.С. Тимофеева, ст. преп. каф. культурологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ТВОРЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ ШЕКСПИРА И ХОДУЛОВА: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье выявлены параллели двух уникальных творцов сценической культуры. Творческий портрет Д. Ходу-лова раскрыт в контексте личностного восприятия и внутреннего постижения У. Шекспира. Актером глубоко осмыслен, понят и прочтен материал шекспировской драматургии.
Ключевые слова: творческий портрет, творческая параллель, сценическая культура, драматург и актер, драматургия и театр, этнокультура, образ, профессионализм, культурологический аспект.
Народный артист СССР и ЯАССР Д. Ходулов имея цель наиболее полного открытия своего У. Шекспира и принятия его драматургии, буквально, входил с «экскурсией в мир Шекспира» (А.В. Луначарский). В начале отметим, что актер (о чем свидетельствуют ходуловские архивные материалы) испытывал чувство почтительного уважения к общепризнанным работам советских и зарубежных шекспироведов. Вот что отмечает он по этому поводу: «Я предпочел, прежде всего, изучить и понять эпоху Шекспира, потом идею как произведения в целом, так и образов трагедии» [1]. Как истинный исследователь, используя историко-культурный подход, он не только всесторонне изучил биографию драматурга У. Шекспира, его эпоху, но всей душой и сердцем воспринял и понял творческий его мир, а также материал драматургии, трагедию «Отелло». Это подтверждается записью самого Д. Ходулова: «Ко времени, когда роль была мне поручена, я был уже неплохо знаком с Шекспиром, а с Отел-ло «подружился»» (Архивные документы Д.Ф. Ходулова из Фонда музея Саха театра Полюбив драматургию Шекспира). Ходу-лов в существе творческого духа, смог достигнуть полного вхождения и воплощения в образ Отелло и самозабвенно воплотил этот образ на якутской сцене. Такое ходуловское постижение и восприятие личности драматурга, и осмысление его художественного текста драматургии - есть знаковое явление в актерской биографии, благодаря которому творческий портрет Д. Хо-дулова дополнен доселе еще неизвестными фактами и некоторыми штрихами. Сравнение якутского актера Дмитрия Ходуло-ва с великим драматургом Уильямом Шекспиром - есть «некоторое мерило для высоты и объема его гения» [2].
Подчеркнем, что сопоставление жизненных факторов великого драматурга У. Шекспира и великого актера Д. Ходулова выявило целый ряд параллелей, схожих и общих черт в их творческих биографиях.
Первый, общий признак в творческой биографии У. Шекспира и Д. Ходулова - оба творцы сценической культуры, представители одного зрелищного вида искусства - театра.
А) У. Шекспир - автор 37 пьес, 11 трагедий, 17 комедий, 10 хроник, 5 поэм, 154 сонет [3]. И совладелец театра «Глобус», который был построен на средства актеров, в том числе и Шекспира, на фронтоне театра красовалось изречение римского автора Петрония Арбитра: «Весь мир - театр, все люди в нем -актеры», почти такие слова произносил шекспировский герой Лаунса из комедии «Два веронца»: «Мир - театр, все женщины, мужчины в нем - актеры».
Б) Д. Ходулов - актер-творец, душа спектакля, в театре сыграл свыше 100 ролей, снялся в художественном фильме "Тайна предков" (Роль Седюка - старейшины эвенкийского народа // кинофильм студии Таджикфильма по произведению Н. Якутского "Золотой ручей"), 1975.режиссер-постановщик 6 спектаклей, театральный и общественный деятель: художественный руководитель гастрольных групп, председатель театральной приемной комиссии, член худсовета и народный депутат СССР 2-х созывов.
Второй сопоставимый признак. У. Шекспир и Д. Ходулов - оба выходцы из народа. Отсюда их жизнеспособность, они изнутри знают культуру и язык, эпосы своих народов. Достигнув духовной высоты в творчестве, сохранили по существу мировосприятие народной мудрости, свои народные и исторические корни.
Третий общий признак. Они старшие сыновья своих отцов и на них, обоих, велико отцовское влияние в формировании мужских качеств характера. Они были первенцами-мальчиками в семье и первыми детьми, оставшимися в живых: в семье У. Шекспира до него умерли две девочки в младенчестве; в семье Д. Ходулова также до него умерли четверо малышей от разных болезней, не дожив до десяти лет.
Четвертый признак - сопоставимость проявлений творческого начала. Первые произведения У. Шекспира, появившиеся в печати, также и на сцене - созданы в возрасте двадцати пяти-двадцати шести лет. Д. Ходулов первую роль сыграл в возрасте двадцати двух лет, в 1934 г.
В-пятых, еще одна схожая деталь в их характерах: любовь к природе, любование её красотой, в которых выражаются такие черты характера, как наблюдательность и любознательность, способность близко воспринимать природу - в частности, времена года (зима-весна) и умение их воспевать.
А) У. Шекспиру особенно были близки зима [4] и весна, в его произведениях встречаются сотни названий цветов, [5] животных и более ста различных пород птиц.
Б) А каково отношение к зиме Д. Ходулова? Взлет творческой мысли Д. Ходулова ярко выражено в сценическом озвучивании поэмы «Родина» (Софронов А.И. - Алампа. «Тереебут дойду»), где воспевается зима в ожидании весны. Он очень любил это произведение, любил свою Родину и прекрасную природу родной Якутии. Он - чтец, мастер поэтического слова, монологов.
Шестой признак, сближающий У. Шекспира и Д. Ходулова - это чувство музыкальной гармонии и художественной поэтичности их натур, пронизывающее их творчество. В статье лишь только отметим художественную поэтичность их натур и раскроем чувство музыкальности и гармонии.
А) У. Шекспир отличался исключительной музыкальностью, и он очень часто обращался в своих произведениях к музыке. Из его тридцати семи пьес лишь в пяти не звучит музыка. «Шекспир верил в силу и призвание музыки, - считает М.В. Урнов, -она для него - веский аргумент в защиту идеи гармоничного развития человека».
Б) Д. Ходулов, как одаренная натура, обладал многими бесспорными достоинствами и талантами, в том числе - органическим художественным вкусом, чувством гармонии и музыкальностью. Первая режиссерская работа Д. Ходулова «Сыгый Кы-рынастыыр» (1962) [6] отличалась прекрасной музыкальностью. Ходуловское режиссерское открытие состояло в том, что жанр драмы был подан в виде музыкальной мелодрамы на сцене, где впервые музыка, как элемент драматургии, входит в сферу театра; режиссер через народную, эпическую музыку открыл перед зрителем еще один свой ходуловский путь - «драматический космос» (Томас Манн, 173). В драму также был включен осу-охай - круговой танец - вид искусства синкретического характера, сочетающее в себе музыку-песню и художественное слово. «Конечно, народ, умеющий слагать такие песни, умеет и чувствовать», - восклицал другой русский исследователь якутского народа.
Седьмая схожесть - степень образованности (образование как этносоциальная проблема) [7]. У обоих - по два года обучения.
А) У. Шекспир около двух лет обучался в курсе при школе. Родители его, по всей вероятности, не знали грамоты. Их сын стал драматургом. В его пьесах обнаруживается бездна премудрости. Джон Драйден, поэт, драматург и критик, писал о нем: «Он всегда велик, когда перед ним великая тема». То же самое высказывал Пушкин: «...До чего изумителен Шекспир!» (Шекспир и Россия). Дополняет эту характеристику Шекспира восторженность Карамзина: «Театр натуры».
Б) Д. Ходулов получил два года студийного образования. Здесь уместно сказать о том, что самостоятельность ума и сила его творческого таланта, отточенное мастерство и выработанный профессионализм позволили ему стать выдающимся актером, что до сих пор удивляет всех. О высоком профессионализме Д. Ходулова вспоминают А.С. Борисов, министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) и другие коллеги (Воспоминания актеров о Ходулове цитируются из книги Е.С. Тимофеевой "Творчество Дмитрия Ходулова", 2003). Сам Ходулов не раз говорил: «Моя самая высокая обязанность - быть
Библиографический список
человеком и артистом, и выполнить эту святую обязанность с честью» (пер. Е.Т.), - и он доказал это своим творчеством и жизнью. Главный режиссер Саха театра Фомин В. о Д.Ф. Ходу-лове: «Истинный профессионал, самородок, выдающийся артист по образному исследованию человеческой души» [8], ... ушел, не до конца реализовав глубокий внутренний потенциал» (пер. Е.Т.). Вспоминает В. Босиков: «Дмитрий Федорович крупнейший, истинный деятель классического театра» (пер. Е.Т.).
Восьмая схожесть - у них одинаковый конец творческого пути - ранний уход из театра. Творческие пути их всегда вызывали зависть у своих коллег.
А) В свои 47 лет самый знаменитый драматург в мире, знаток человеческих душ У. Шекспир покидает творческую арену и театр в Лондоне. Он умер в пятьдесят два года, в 1616 году, 23 апреля.
Б) Д. Ходулов. Теперь - о главной причине «добровольного» ухода из театра Д.Ходулова. В коллективе, в укор природному таланту, который не мог зависеть от уровня образования, постоянно ставились дискуссионные проблемы о степени его образованности. Накал страстей по поводу степени его образованности, с одной стороны, особенно волновавших дипломированных актеров, а с другой, непонимание и не поддержка начальства, в частности, главного режиссера, подтолкнули 65 летнего Д. Ходулова написать заявление об уходе из театра (воспоминание актеров). По этому поводу Суорун Омоллон писал: «Особенно тяжело сказывается на самочувствии актера насилие так называемого режиссера-деспота, не признающего никого, кроме себя» (Суорун Омоллон. Народный талант. Воспоминание // Е.С Тимофеева и др. Творчество Дмитрия Ходулова: электронное учебное пособие. - Якутск: ЯГУ, ЦНИТ, 2003. -В формате 2-х CD-ROM диска).
Ходулов, веря в созидательную силу театрального искусства, часто восклицал слова Гиппократа: «Жизнь коротка, искусство вечно!». Д. Ходулов умер в 1997 году - ему было 65 лет.
Наконец, девятая общность в творчестве У. Шекспира и Д. Ходулова ощущается в их неукротимом стремлении к творческим высотам; в создании великих произведений (образов), символически раскрывающие смысл их цельной и целостной жизни. Они - великие творцы, воплотившие в себе творческую мощь целой нации, целого народа. Они - примеры духовной стойкости и неистощимого жизнеутверждения.
Раскрытие творческих параллелей между Шекспиром и Хо-дуловым показали однотипность их мировосприятия, жизнедеятельности и творчества, родственность душ, одинаковое видение явлений земной и сценической жизни, и понимание их внутренней взаимосвязи. Таким образом, устанавлена связующая нить двух уникальных творческих личностей.
1. Шекспир, У. Собрание сочинений: в 8 т. - М., 1996. - Т. 6. Отелло.
2. Брандес, Г. Неизвестный Шекспир. Кто, если не он. - М., 2012.
3. Гениальный драматург // М.Н. Кубеев. Сто великих людей, изменивших мир. - М., 2011.
4. Шекспир, У. Собрание сочинений: в 8 т. - М., 1996. - Т. 6. Зимняя сказка.
5. Шекспир, У. Собрание сочинений: в 8 т. - М., 1996. - Т. 6. Зимняя сказка.
6. Сыгый Кырынаастыыр // Е.С. Тимофеева [и др.] Творчество Дмитрия Ходулова: электронное учебное пособ. - Якутск, 2003. -2 CD- ROM диска.
7. Набок, И.Л. Образование коренных народов Севера как этносоциальная проблема: российско-канадские параллели // Канада и Россия: из прошлого в будущее: материалы Третьих Канадских чтений. - СПб., 2004.
8. Режиссер Василий Фомин / сост. В.В. Бочкарев. - Якутск, 2009.
Bibliography
1. Shekspir, U. Sobranie sochineniyj: v 8 t. - M., 1996. - T. 6. Otello.
2. Brandes, G. Neizvestnihyj Shekspir. Kto, esli ne on. - M., 2012.
3. Genialjnihyj dramaturg // M.N. Kubeev. Sto velikikh lyudeyj, izmenivshikh mir. - M., 2011.
4. Shekspir, U. Sobranie sochineniyj: v 8 t. - M., 1996. - T. 6. Zimnyaya skazka.
5. Shekspir, U. Sobranie sochineniyj: v 8 t. - M., 1996. - T. 6. Zimnyaya skazka.
6. Sihgihyj Kihrihnaastihihr // E.S. Timofeeva [i dr.] Tvorchestvo Dmitriya Khodulova: ehlektronnoe uchebnoe posob. - Yakutsk, 2003. -2 CD- ROM diska.
7. Nabok, I.L. Obrazovanie korennihkh narodov Severa kak ehtnosocialjnaya problema: rossiyjsko-kanadskie paralleli // Kanada i Rossiya: iz proshlogo v buduthee: materialih Tretjikh Kanadskikh chteniyj. - SPb., 2004.
8. Rezhisser Vasiliyj Fomin / sost. V.V. Bochkarev. - Yakutsk, 2009.
Статья поступила в редакцию 14.12.13