- человека, замершего перед живописным холстом в золоченой раме, висящим на стене в жилом интерьере или музее. Наконец
- театрала, садящегося в бархатное кресло, чтобы забыть обо всем, когда поднимется занавес и заживут полной драматизма жизнью сценические герои. Современная же типичная мизансцена - человек в кафе с чашкой кофе в одной руке и сотовым
Библиографический список
телефоном в другой, со взглядом, устремленным в светящийся миниатюрный экранчик. Или - сидящий в аэропорте, но не участвующий в бурлящей вокруг него суете человек перед экраном ноутбука. Бесконечное расширение вариаций и возможностей ситуации двоемирия - магистральная функция «показывающих коробочек» разных эпох.
1. Matt Gatton. Paleo-Camera Theory. 2006-2011 [Э/р]. - Р/д: http://www.paleo-camera.com/index.htm
2. Burns, P.T. The Complete History of the Discovery of Cinematography. [Э/р]. - Р/д: http://www.precinemahistory.net/900.htm
3. Hammond, J.H. The Camera Obscura, A Chronicle. - Bristol: Adam Hilger Ltd, 1981.
4. Steadman, Ph. Vermeer's Camera. - Oxford: Oxford University Press, 2001.
5. Киттлер, Ф. Оптические медиа. - М., 2009.
6. Shuffrey, L.A. The English Fireplace. A History Of The Development Of The Chimney, Chimney-piece And Firegrate with The Accessories. From The Earliest Times To The Beginning Of The XlXth Century. - London: B.T. Batsford, 94 High Holborn.
7. Якимович, А. К. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. - СПб., 2004.
8. Mitchell P., Roberts L. A History of Picture Frames. - London, 1996.
9. Даниэль, С. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. - СПб., 2006.
10. Wolff H.Ch. Oper, Sz1ene und Darstellung von 1600 bis 1900. - Lpz., 1979.
11. Бартошевич, А.В. Шекспир на английской сцене. Конец XIX - первая половина XX в. Жизнь традиций и борьба идей. - М., 1985.
12. Березкин, В.И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до начала ХХ века. - М., 1995.
Bibliography
1. Matt Gatton. Paleo-Camera Theory. 2006-2011 [Eh/r]. - R/d: http://www.paleo-camera.com/index.htm
2. Burns, P.T. The Complete History of the Discovery of Cinematography. [Eh/r]. - R/d: http://www.precinemahistory.net/900.htm
3. Hammond, J.H. The Camera Obscura, A Chronicle. - Bristol: Adam Hilger Ltd, 1981.
4. Steadman, Ph. Vermeer's Camera. - Oxford: Oxford University Press, 2001.
5. Kittler, F. Opticheskie media. - M., 2009.
6. Shuffrey, L.A. The English Fireplace. A History Of The Development Of The Chimney, Chimney-piece And Firegrate with The Accessories. From The Earliest Times To The Beginning Of The XIXth Century. - London: B.T. Batsford, 94 High Holborn.
7. Yakimovich, A. K. Novoe vremya. Iskusstvo i kuljtura XVII-XVIII vekov. - SPb., 2004.
8. Mitchell P., Roberts L. A History of Picture Frames. - London, 1996.
9. Daniehlj, S. Iskusstvo videtj: o tvorcheskikh sposobnostyakh vospriyatiya, o yazihke liniyj i krasok i o vospitanii zritelya. - SPb., 2006.
10. Wolff H.Ch. Oper, Sz1ene und Darstellung von 1600 bis 1900. - Lpz., 1979.
11. Bartoshevich, A.V. Shekspir na angliyjskoyj scene. Konec XIX - pervaya polovina XX v. Zhiznj tradiciyj i borjba ideyj. - M., 1985.
12. Berezkin, V.I. Iskusstvo scenografii mirovogo teatra. Ot istokov do nachala KhKh veka. - M., 1995.
Статья поступила в редакцию 12.03.12
УДК 130. 2 (57156) (045)
E.S. Timofeeva. REVELATION OF THE CREATIVE ESSENCE OF D.F. HODULOV. While analyzing the essence of a person by his handwriting some traits of character can be revealed. The author of the article comes to the conclusion that handwriting is the mirror of the soul, an inner essence of a person. A scheme of the experiment on revealing the creative essence of D.F. Hodulov was developed.
Key words: inner essence of a person, soul, self-expression, handwriting, traits of character (features), inward qualities, creative personality.
Е.С. Тимофеева, ст. преп. и аспирант каф. культурологии Института языка и культуры народов
Северо-Востока Российской Федерации Северо-Восточного федерального университета
им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ Д.Ф. ХОДУЛОВА
Анализ сущности человека можно раскрыть исследованием рукописных текстов субъекта и изучением характера по почерку автор статьи приходит к выводу о том, рукописные тексты и почерк - есть зеркало души, внутренняя сущность человека. Разработана схема эксперимента по раскрытию творческой сущности Д.Ф. Ходулова.
Ключевые слова: внутренняя сущность человека, душа, самовыражение, почерк, качества (черты) характера, душевные качества, творческая личность.
Теоретической базой исследования понимания сущности человеческой природы и о творчестве, игровой концепции послужили разработки и основные положения работ Аристотеля, Й. Хейзинга, Ф. Шиллера, П. Флоренского, Н. Бердяева, П. Сорокина, Ю. Лотмана, М. Бахтина и других. По Н. Бердяеву, «пер-вотворчество и есть исток и основа любой творческой деятельности. Творчество неотъемлемо присуще человеческой природе». Философ широко рассматривает развитие культуры через творчество, свободу духа. По его мнению, философия есть тоже творчество, она как самобытная сфера духовной жизни, самостоятельная область культуры, как искусство познания, это жизненность творческого познания, творческой интуиции. Восприятие мира как ценности или как смысла, по Бердяеву, не есть научное восприятие мира, это творческий акт, это объект
сверхнаучный. Далее он размышляет, что «тайна о человеке -есть исходная проблема философии творчества» [1]. Как утверждает В. Розанов «сама природа заложила в человеке творческое начало». Выдающийся русский ученый и философ Павел Флоренский красоту духовную относил к «лучезарной светоносной личности». Он рассматривал слово-речь как живое существо, посредством слова человек связан с иными мирами. Кроме того, выявлял отношения человека к прочим реальностям, отрезанной от его сознания. Э. Гуссерль выдвигал на первый план смысловую связь сознания и мира, и просмотр сквозь нее всех многообразий отношений человека и мира. Выдающийся философ и культуролог Ю.М. Лотман, создатель структурно-семиотической концепции культуры (структуры, типологии культуры и т.п.) изучил историю и культуру советской эпохи, и он рассмотрел
игру как семиотическую проблему и как отношение к природе искусства.
Проблемы человека, аккультурации и инкультурации и их многоаспектные проявления изучаются якутскими философами: Е.М. Махаровым, В.Д. Михайловым, А.Г. Новиковым, Б.Н. Поповым, А.С. Саввиновым, К.Д. Уткиным, Л.С. Филипповым, К.Д. Дьячковским, О.Н. Толстихиным, А.А. Борисовой, А.Д. Боту-лу и другими авторами докторских и кандидатских диссертаций.
Труды этих авторов можно классифицировать по тематическим признакам на основные типологии:
1) философия человека (философская антропология);
2) философия общества (социальная философия и антропология);
3) философия духовности и экологии (социальная экология).
В первую и во вторую типологию входят научные изыскания Е.М. Махарова, А.Г. Новикова, Б.Н. Попова, К.Д. Уткина, посвященные общим вопросам философии и личности человека. Они наиболее глубоко затронули в якутской обществоведческой науке такие сложные пласты человеческой природы как дух и душа (кут 6П сюр) человека, менталитет, исторические типы мировоззрений (миф, религия, предфилософия), верование народа, представление о структуре Вселенной у якутов, отношение духа к природе, человека к природе и т.д. Их философское поле исследований не вмещаются в узкие рамки тематических типологий, так как охватывают и другие области.
У каждого человека есть два образа, каким он видит сам себя и каким его видят другие. Духовность человека, способны оценивать, да и то лишь отчасти, лишь его самые близкие люди. Есть вещи, которые делаются для чего-то, а есть вещи, которые делаются для самих себя, - по утверждению Аристотеля. Для самого себя человек устремлен на внутреннее продумывание, умение задумываться, оглядываться, подвергать глубинному анализу и сомнению «быть» или «не быть» правильности принятого решения. «Как неожиданна собственная душа» - «Я вечно другой» (Бальмонт). В моменты понимания собственного внутреннего мира, самораскрытия своего «Я», самопознания и выявления в нём подлинного, самобытного великие личности уединялись в потаенное место, где никто не мешал им в создании пространства аутентичной самости, где давался простор субъективному духу реализоваться. И оставляли бесценные творения рук и ума, сокровенные «на все времена» письмена: дневники, автобиографии, откровения, великие произведения, которые помогают раскрыть их творческие сущности. Об этом же высказывается Ортега-и-Гассет: «Наше высшее решение, наше спасение состоит в том, чтобы найти свою самость, вернуться к согласию с собой, уяснить какого наше искреннее отношение к каждой и любой вещи» [2].
Мы обратились к духовному наследию народного артиста СССР Д.Ф. Ходулова и к глубокому разочарованию обнаружили, что из архива бесследно были утеряны драгоценные рабочие тетради большой значимости и привлекательности, содержащие катарсические вдохновения творческой личности, такие как:
- «образ Отелло», объемом три общих тетрадей;
- «образ Монтанелли», объемом 60 страниц;
- режиссерские замечания к спектаклю «Дни и ночи», объемом 42 страницы. Сколько светлых мыслей - ключей к разгадке гениальной личности, крупного театрального деятеля канули в не бытие, тем самым произошел разрыв преемственности, утеряна связующая нить духовного опыта и мастерства оставленная Ходуловым молодому поколению актёров. Сколько интересных материалов по творчеству великого мастера якутской сцены стали не доступны, не дошли до адресата. По воле случая они остались уделом лишь одной эгоистичной и завистливой личности. Хранились бы они в архиве - были бы золотым фондом театральной культуры всего народа, всей человеческой культуры. К счастью, до нас дошли подлинные личные письма-рукописи Дмитрия Федоровича:
1. «Автобиография»: тонкая, ученическая тетрадь.
2. «Рабочая тетрадь артиста Д. Ходулова»: общая тетрадь серого цвета.
3. «Репетиционная тетрадь по Эзопу» (авт. примеч.): общая тетрадь бордово-коричневого цвета, без названия, судя по записям, сильной растрепанности и ветхости. Поэтому мы эту тетрадь называем так: «Репетиционная тетрадь по Эзопу».
4. «Рукопись», посвященная стихотворению А.И. Софроно-ва «Родина» (Торообут дойду) с текстом произведения и рисунком в 12 страницах ученической тетради.
В постижении рациональных пластов творческого диапазона Ходулова интерес представляют эти нераскрытые до сих пор его архивные и рукописные тексты, которые хранят некоторые тайны разумно-мыслительной и творческой деятельности. Они помогут расширить понимание духовного облика тонкого наблюдателя и народного мудреца. Сохраненные архивные документы - яркие свидетели самовыражения чувственного опыта, переживаний и осмыслений Д.Ф. Ходулова, а также живые примеры орфографического и каллиграфического строения почерка, отображающие внутреннюю сущность Ходулова.
Вначале, в качестве объекта размышлений Ходулова, мы взяли архивный материал о гастрольных театральных поездках 1957 года - «Рабочая тетрадь артиста Д. Ходулова» (общая тетрадь серого цвета). Она содержит рукописные заметки о поездках по республике (на якутском языке), дана хронология маршрута гастролей, карта «1957 сыллаахха Булуу оройуоттарыгар гастроллуу барыы», рабочие заметки по спектаклям «Кукур Уус», «Отелло» и записи общего характера по сценической культуре в виде конспективной записи.
Рассмотрим приложенной в тетради «Карту маршрута гастролей», которая нарисована рукой Ходулова. Карта представляет собою указания географических координат гастролей: пути-дороги, начиная с города Якутска до села Сунтары, включая маршрут с реки Лены до реки Вилюй; все поселения отмечены с показанием расстояний между ними в километрах. Из тетради также мы узнали подробнейшую информацию о том, в какую местность и в какое время прибыли актеры театра, по каким дорогам проехали, какие спектакли были ими поставлены, как воспринимал спектакль местный зритель, с отметкой, даже, о том, как продавались билеты на спектакли. В каждой местности они останавливались на два дня и запланированно показывали по одному спектаклю в день по написанной очередности: «Кукур Уус» и «Отелло». На спектакли зрителей было полно, билетов иногда не хватало.
Во-первых, «Общая тетрадь актера Дм. Ходулова» для нас весьма ценна. Она является своеобразным ежедневником Хо-дулова, напоминанием о непосредственных его впечатлениях, перенесенных им на бумагу - в тетрадь.
Во-вторых, такие деловые записи, личные дневники свидетельствуют типичную потребность самовыражения, о которой так убедительно писал Эрих Фромм, противопоставляя синдром «иметь» синдрому «быть». Человеку недостаточно испытать какие-либо переживания, люди хотят еще их материально закрепить и фиксируют свои впечатления в записях, что и сделал Д.Ф. Ходулов регулярно во время гастрольных поездок. По этим записям можно судить о том, что Ходулов рассматривал сценическое как особую миссию и потому относился весьма скрупулезно, ответственно, и всегда по деловому.
В-третьих, нарисованная Ходуловым карта служит закреплению визуальной топографии увиденных мест. Здесь учтены, кажется, все моменты актерской, гастрольной работы: места, адреса гастрольных передвижений, даже, можно сказать, что карта воспринимается как рисуночная аннотация художественно и эстетически, где указаны полевые маршруты. Карта - это визуально-символическая память из прошлого времени, посещаемых артистами интересных мест и индивидуальных встреч. В карте: пространственные расстояния Ходуловым даны якутским термином «кос» в адекватном выражении «один кос» приравнивается примерно к 10 км. Итак, в одну сторону до Нюрбы, гастрольная актерская труппа во главе с руководителем Д.Ф. Ходуловым проехал путь в более 810 км., не считая 170 км. до Сунтар. Если добавим сюда обратный путь актеров в город Якутск, то весь их путь поездки в километрах составил более 1620 км. Вот такие огромные расстояния совершали актеры Якутского драмтеатра в те холодные мартовские дни прошлого столетия, чтобы нести людям культуру и пропагандировать просветленные идеи искусства. «Якутский театр - это наполовину театр на полозьях и колесах. Артистам приходится ежегодно ездить 2-3 раза на 2-3 месяца по всем просторам Якутии. Ездят на собаках, на оленях, на автомобиле и летают самолетом. Но, иногда случается, как поется в песне, что «самолет хорошо, а олени лучше!» [3]. В этих поездках, часто, бездорожьях актерам во многом было дискомфортно, они испытывали тряски, мерзли, болели, здесь неизлишне вспомнить строки их гастрольных заметок Д. Ходулова: «Уьун айан... Нэксиэлээх, дэлби тоннум», «Суол куьа5ан», «Грипп олордо. Утуйбаппын. Кохсум ыалдьар»,
«Кир-хах, тымныы дьиэ» [4]. В дальних, гастрольных поездках люди узнают и испытывают на себе всякие трудности и опасности, сопутствующие их в путях-дорогах. Но, в тоже время, узнают и разнообразность человеческой жизни. Жизнь - «то плывет изо дня в день медленно и одинаково, словно спокойная широкая река, то вдруг бурным водопадом низвергается с отвесной скалы и с грохотом и ревом скачет с камня на камень, мчится по зубчатым перекатам, не давая, опомниться и остановиться» [5]. Добавим сюда слова Д.К. Сивцева - Суоруна Омоллона: «Если растянуть длину гастрольных дорог и тропинок, то артист Ходу-лов земной шар по меридиану объехал, по меньшей мере, 3 раза. А сколько у артиста Ходулова встреч на протяжении всего жизненного пути - интересных, поэтических, трогательных и комических». В этот приезд он очень был удивлен нюрбинца-ми, подчеркнул их «особенность».
В-четвертых, во время гастрольных поездок, Ходулов выполнял функции двух лиц или выступал даже в трех ипостасях одновременно. Налицо слиянность двух начал: с одной стороны, он есть равноправный участник гастрольной труппы - актер и руководитель. А с другой стороны, приверженцем обзорного анализа и обобщения протекающей деятельности, словом, выступал в качестве исследователя-мыслителя объективной реальности: природной среды и социального бытия, заполнял тетрадь изо дня в день и т.п. Делая записи в тетрадях, по существу он вел диалог с самим собой и делал ряд интересных замечаний, в том числе и анализы к спектаклям. Из записей стало ясно, что гастрольная поездка 1957 года была очень сжатой по графику и интенсивно-напряженной по проделанной работе: за две недели, включая времени на дорогу, в пяти поселениях были поставлены 10 спектаклей, т.е. почти каждый день показывали спектакль.
Особенно четко видим размышления Ходулова, когда они прибыли в Нюрбу, где Ходулов наблюдая со всех сторон, как аналитик, дал меткие замечания по спектаклю «Отелло»: отсутствие органического единения актера с залом, как зритель -отсутствие глубинного восприятия и постижения зрительской аудиторией тонкостей игры актера. Значит, он был не доволен ходом спектакля: в плане актерской работой, так и зрительским восприятием. Спектакль, ведь в первую очередь, коллективная работа, работа всего ансамбля. Актеры испытывали огромные повседневные нагрузки (физические, психологические) играя на сцене, выкладываясь, каждый день. Но тут мог проявиться как бы вторая сторона его наблюдения, личностная, так сказать самокритика. Мы можем представить его требовательность к самому себе, поэтому он не всегда был удовлетворен своей работой над ролью. Скорее всего, было так, потому что не были указаны конкретные фамилии. В этой гастрольной поездке он сильно устал. Одновременно на него навалились: руководство труппой, сыграть на сцене свою роль, наблюдать, фиксировать и анализировать весь ход спектакля, плюс еще всякие неурядицы на дорогах. Ходулов нес на себе колоссальную нагрузку, двойную или тройную в сравнении с другими участниками труппы. В дальних гастрольных поездках люди узнают и испытывают на себе все трудности и опасности, сопутствующие их в путях-дорогах. Но, в то же время, узнают и разнообразность проявлений человеческой натуры. В этих дорожных заметках-записях о гастрольной труппе и их работе просматриваются опыт жизни и творческая зрелость Ходулова как актера, режиссера, художественного руководителя труппы, его пытливый ум аналитика-исследователя. Он, выступая как с самоанализом, так и исследовательским подходом в одном лице, вел диалог с самим собой, делал краткие, но меткие характеристики сыгранных спектаклей.
В этом ценность этого рукописного архивного документа. Такой убедительный письменный материал в последующем может выступить «образцом» для исследовательских изысканий деятельности актеров, руководителей гастрольных поездок и режиссеров. Благодаря разбору рукописных записей из «Рабочей тетради» Ходулова, перед исследователем феномена творческой личности раскрылась другая, новая грань многогранного таланта. К актерской уникальности, режиссерской прозорливости Ходулова присоединились следующие грани: природной заданности проповедника мудрости, аналитика-мыслителя и граждански ответственного руководителя. Он - «четырехгранен» («туорт кырыылаах киьи»), так величали в старину якуты родовитых и могущественных людей.
Далее, используя методы наук герменевтики и графологии хотим провести эксперимент почерка как отдельно взятого яв-
ления и момента прошлой культуры для истолкования и определения целостной душевно-духовной, внутренней сущности субъекта творческой личности Ходулова. О чем рассказывает почерк-символ исследуемого субъекта? «Символы для К. Гирца - это ткань каждодневной коммуникации» [6], они играют важную роль в социальной жизни человека (современные исследователи герменевтического подхода К. Гирц, В. Тернер, В. Кряке и др.). Отражаются ли основные черты его характера в почерке? «Характер человека можно определить по почерку - зеркало души» (киьи майгытын буочарынан быьаарыахха соп, дууьа-тын сиэркилэтэ) [7]. С помощью рук человек берет то, что дает ему мир, и отдает что-то в мир, способен управлять своей жизнью, справляться с трудностями и творить. Пальцы и кисти рук, участвуют во всех движениях руки: управляют машиной, лечат, играют на скрипке, пекут пироги или пишут. В кистях рук, как отмечает Д. Шапиро, в узорах на кончиках пальцев, запечатлено прошлое, настоящее и будущее. Научные сведения рассказывают о том, что первым человеком, который заинтересовался возможностью определения характера человека по его почерку, был римский император Август, он, для этой цели пригласил к себе историка Светония. Но, основоположником графологии считается француз Жан-Ипполит Мишон [8]. В Германии и США графологию изучают в университетах, а во Франции есть целое графологическое общество и появились новые направления современной графологии: психографология и графотерапия. Основополагающей идеей, последнего направления, является мысль о том, что человек может даже изменить свою личность и судьбу, изменив свой почерк.
Ходуловым в «Рабочей тетради» серого цвета расписаны цитаты, мудрые слова как своего рода мастерства и искусство осмысления и изложения. Например, «Улыбка человека молодит, злоба - старит», «Кто не уважает старика, тот не уважает и себя» и другие. Рассматривая данные записи, мы разработали схему эксперимента по исследованию и изучению почерка как символа самовыражения и творчества Д.Ф. Ходулова, выяснения его роли в значении духовности и социализации субъекта: выделить свойства букв; дать определения признаков букв; описать качества характера человека. В его почерке наблюдаем разные факторы как округлость букв, равномерность, плотность, беглость, нажим, величину, высоту и ширину букв и т.д. Но, мы не будем вдаваться в детальное и подробное описание каждой из этих особенностей, а лишь отметим самые важные и яркие свойства: у него равномерный, крупный почерк, где все буквы равно округлы, а маленькие буквы примерно одинаковы по величине и расстояния между словами не разнятся. Для эксперимента взяли цитату «Красноречьем можно извлечь змею из норы», написанную Ходуловым и выявили из данной цитаты три буквы: «К», «Л», «М» по определению типологии творческой личности и описания характеристик качеств характера по указываемым графологическим признакам букв [9]. Таковы полученные результаты:
- буква «К». Вверху с правой стороны замкнутая в виде маленькой петли, с левой стороны верхняя палочка образует дугообразный изгиб, нижняя черта тонкая, ровная и простая, без перечеркивания. Отсюда качества характера: оригинальность, грация, изящество, элегантность;
- буква «Л». Ровная буква, с прямым штрихом. Качества характера: большой кругозор, возвышенность чувств, артистичность натуры;
- буква «М». Обе палочки совершенно равной высоты, прямые, без закруглений, а нижний крючок очень мал. Качества характера: возвышенность натуры, холодность, ровность в обращении, отсутствие застенчивости, способность к составлению законов.
Таким образом, проведя, детальный эксперимент с помощью изучения построения почерка Д.Ф. Ходулова пришли к следующим выводам и предложениям. 1. Из рукописей исследуемой личности по исследованию его почерка отдельно были выявлены три буквы «К», «Л», «М», их изучение дало описание следующих графологических признаков:
- они прямые, ровные, обыкновенные, круглые, слитые;
- буквы написаны без украшений и без нажима;
- между словами придерживается одинаковое расстояние.
2. На основании данных определений описываются и качества (черты) характера человека. Из каждого определения одной буквы взяли на выбор по два качества характера человека и вот, что получилось:
- оригинальность и изящество,
- возвышенность чувств и артистичность натуры,
- возвышенность натуры и ровность в обращении.
3. По ходу анализа почерка Ходулова выработали свое видение и оценку письма: у него наличествует своя собственная манера письма с малозаметной индивидуальной нюансировкой, у него равномерный, крупный почерк, где все буквы равно округлы, а маленькие буквы примерно одинаковы по величине и расстояния между словами не разнятся.
Итак, графологические качества построения почерка творческой личности определили нечто внутренне присущее Ходу-лову и свойственные ему душевные качества характера: решительность и сильная воля, о чем свидетельствует равномерный почерк; нравственность человека, стремление к добродетели, независимость, энтузиазм и на чувство возвышенного указыва-
Библиографический список
ет крупный почерк; оригинальность, грация, изящество, элегантность и возвышенность чувств, артистичность натуры.
Выявлены подлинно лежащие в основе характера три составляющие: а) свыше десяти положительных душевных качеств; б) принадлежности к умному, нравственному и добродетельному человеку, несущему свет; в) отнесенности к возвышенным натурам (приводились 7 качеств по несколько раз) с решительной и сильной волей.
Скрупулезный анализ рукописей, предложенная выше разработка - схема-эксперимент с помощью почерка помогли нам определить черты характера исследуемого субъекта и способствовали вскрыть внутреннюю, глубинную сущность и новые творческие грани Д.Ф. Ходулова.
Размышления о Д.Ф. Ходулове и новые разработки будут полезны студентам вуза и тем, кто интересуется самопознанием и самораскрытием своего сущего «Я».
1. Бердяев, Н. Смысл творчества. - М., 2006.
2. Ortega-y-Gasset, J. Man and Crisis. - N.Y., 1958.
3. Сивцев, Д.К. Суорун Омоллон. Самородок: о Д.Ф. Ходулове. - Якутск, 1996.
4. Ходулов, Д.Ф. Рабочая тетрадь: рукопись. - Якутск, 1957.
5. Далан. Глухой Вилюй. - М., 1986.
6. Отюцкий, Г.П. История социальной (культурной) антропологии. - М., 2003.
7. Тимофеева, Е.С. Творчество Дмитрия Ходулова. - Якутск, 2003.
8. Жан-Ипполит Мишон. Графологическая система, 1875.
9. Спаров, В. Пси-фактор. Развитие сверхвозможностей человека. - М., 2011.
Bibiography
1. Berdyaev, N. Smihsl tvorchestva. - M., 2006.
2. Ortega-y-Gasset, J. Man and Crisis. - N.Y., 1958.
3. Sivcev, D.K. Suorun Omollon. Samorodok: o D.F. Khodulove. - Yakutsk, 1996.
4. Khodulov, D.F. Rabochaya tetradj: rukopisj. - Yakutsk, 1957.
5. Dalan. Glukhoyj Vilyuyj. - M., 1986.
6. Otyuckiyj, G.P. Istoriya socialjnoyj (kuljturnoyj) antropologii. - M., 2003.
7. Timofeeva, E.S. Tvorchestvo Dmitriya Khodulova. - Yakutsk, 2003.
8. Zhan-Ippolit Mishon. Grafologicheskaya sistema, 1875.
9. Sparov, V. Psi-faktor. Razvitie sverkhvozmozhnosteyj cheloveka. - M., 2011.
Статья поступила в редакцию 20.03.12
УДК 008: 72
Poydina T V., Bortnikov S.D. ACTUAL VECTORS OF ARCHITECTURAL - DESIGN CREATION IN THE DISCOURSE «PERSON - ENVIRONMENT - CULTURE». Basic approaches were formulated in the article to think about projective - artistic forms of environmental design from the position of analysis of light design as a whole social - cultural phenomenon. In-the discourse of environmental paradigm exposed the priorities of architectural - design creation in modern period, which define the character of communication between ecological - cultural and andethnic - cultural aspects of designing activity.
Key words: environmental design, architectural environment, projective - artistic synthesis, ecological -cultural approach.
Т.В. Пойдина, канд. искусствоведения, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected];
С.Д. Бортников, д-р культурологии, проф. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВЕКТОРЫ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ДИСКУРСЕ «ЧЕЛОВЕК - СРЕДА - КУЛЬТУРА»
В статье сформулированы базовые подходы к осмыслению проектно-художественных форм в дизайне среды с позиции анализа средового дизайна как целостного социокультурного феномена. В дискурсе средовой парадигмы выявлены приоритеты архитектурно-дизайнерского творчества на современном этапе, определяющие характер взаимосвязи эколого-культурологических и этнокультурных аспектов проектировочной деятельности.
Ключевые слова: средовой дизайн, архитектурная среда, проектно-художественный синтез, экологокультурологический подход.
Предметно-пространственная среда - специфический объект дизайнерского проектирования. Современная парадигма средового дизайна определяет объектом проектирования материальное окружение, включающее в себя человека не как пассивного потребителя, но со всей присущей ему эмоциональной, эстетической, культурной осваивающей деятельностью и ценностными установками, что ориентирует теорию и практику средового проектирования на выявление смысловых связей
«человек-среда-культура» и осмыслению проектно-художественных форм дизайна среды с позиции анализа средового дизайна как целостного социокультурного феномена (В.Л. Гла-зычев, О.И. Генисаретский, В.Ф. Сидоренко, К.А. Кондратьева, Н.И. Барсукова и др.).
Каждый вид дизайнерского творчества связан с созданием специфичной среды жизнедеятельности человека. Понятие «среда» включает в себя все свойства и факторы окружающего мира