Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 1-5-ГО КУРСОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ЖИВОПИСЬ" КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ'

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 1-5-ГО КУРСОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ЖИВОПИСЬ" КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / КОМПОЗИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / ОБРАЗ / ТРАДИЦИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покровская Наталья Викторовна, Бычинский Владимир Николаевич

Предметом исследования выступает методика преподавания композиции, творческая деятельность студентов 1-5-го курсов специальности «Живопись» в Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хворостовского (СГИИ имени Д. Хворостовского). Особенностью подготовки обучающегося, способного к самостоятельному творчеству, являются условия образовательного процесса. Метод исследования основан на анализе результативной методики работы живописца-педагога В. Н. Бычинского. В статье излагается суть методов работы, направленных на раскрытие творческого потенциала студента и становление современного художника. Научная новизна исследования, цель и задачи заключаются в умении мобилизовать творчество обучающегося, выборе методики обновления классических стандартов преподавания, ведь определенный контингент студентов не имеет предварительной специальной подготовки. В основе исследования - совокупность принципов и приемов работы по композиции с 1981 года на кафедре «Живопись» КГХИ (Красноярский государственный художественный институт), затем СГИИ имени Д. Хворостовского (с 2018 года). Ценным фактором воздействия и воспитания является личность педагога В. Н. Бычинского, объединяющая творческий опыт, психолого-педагогические и предметные знания. Осуществляются коллективный (групповой) и индивидуальный принципы работы, что способствует положительному решению комплексно поставленных задач. Творческая стратегия современной студенческой молодежи начинается с образования территории художественных смыслов и универсальной культурной среды. Общее развитие художественной молодежи воспринимается как первостепенная ориентация на формирование новых знаний, умений и навыков, получаемых в процессе творчества по дисциплине «Композиция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Покровская Наталья Викторовна, Бычинский Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE WORK OF STUDENTS 1-5 COURSES ON THE SPECIALTY PAINTING AS A WAY OF DISCLOSING THE POTENTIAL OF THE STUDENT

The subject of the research is the methodology of teaching composition, the creative activity of 1-5 year students of the specialty Painting at the Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts. A feature of training the student capable of independent creativity is the condition of educational process. The research method is based on the analysis of the effective methodology of painter-teacher V.N. Bychinsky. The article outlines the essence of the methods of work aimed at revealing the creative potential of a student and formation of a modern artist. The scientific novelty of the research, goal and objectives are read in the ability to mobilize the student’s creativity, choice of the methodology for updating the classical teaching standards, because a certain contingent of students does not have preliminary special training. The research is based on a set of principles and techniques of work on composition since 1981 at the Department of Painting of Krasnoyarsk State Art Institute, then Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts (since 2018). A valuable factor of influence and upbringing is the personality of teacher V.N. Bychinsky, which combines creative experience, psychological, pedagogical and subject knowledge. The collective and individual principles of work are carried out, which contributes to the positive solution of complex tasks. The creative strategy of modern student youth begins with the formation of a territory of artistic meanings and universal cultural environment. The general development of artistic youth is perceived as a primary focus on instilling the new knowledge, skills and abilities acquired in the process of creativity in the discipline Composition.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 1-5-ГО КУРСОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ЖИВОПИСЬ" КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

2. Voronova I.V. Kul'tumyy sintez i natsional'nyy kanon [The Cultural Synthesis and National Canon]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no. 32, pp. 103-116. (In Russ).

3. Dzhons Dzh.K. Inzhenernoe i khudozhestvennoe konstruirovanie. Sovremennye metody proektnogo analiza [Engineering and artistic design. Modern methods of project analysis]. Moscow, Mir Publ., 1986. 326 p. (In Russ).

4. Dmukhovskiy V.V., Polynskaya I.N. Priemy stilizatsii prirodnykh form [Techniques for stylizing natural forms]. Nauka i obrazovanie: vektory razvitiya [Science and education: vectors of development]. Cheboksary, Expert and Methodological Center Publ., 2020, pp. 84-89. (In Russ). Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44666895 (accessed 27.04.2021).

5. Kalmykova N.V., Maksimova I.A. Maketirovanie [Layout design]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2004. 96 p. (In Russ).

6. Nesterenko T.Yu. Razvitie obrazno-plasticheskogo myshleniya mladshikh shkol'nikov na baze izucheniya narodnoy khudozhestvennoy kul'tury [Development of figurative and plastic thinking of primary school children on the basis of studying folk art culture]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Filologiya [Bulletin of the Buryat State University. Pedagogy. Philology], 2010, no. 15, pp. 209-214. (In Russ).

7. Novikova I.V. Formirovanie navykov dekorativnogo risovaniya u obuchayushchikhsya posredstvom ovladeniya priemami stilizatsii prirodnykh form i organizatsii ornamental'nykh kompozitsiy [Formation of decorative drawing skills among students by mastering the techniques of stylizing natural forms and organizing ornamental compositions]. Gnoseologicheskie osnovy obrazovaniya [Epistemological foundations of education]. Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University Publ., 2020, pp. 234-238. (In Russ). Available at: https://elibrary. ru/item.asp?id=43019511 (accessed 20.04.2021).

8. Pavlenkovich O.B., Golovko N.I. Aspekty vyyavleniya i razvitiya ob"emno-prostranstvennogo myshleniya u detey srednego shkol'nogo vozrasta [Aspects of identification and development of three-dimensional spatial thinking in children of secondary school age]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern teacher education]. Yalta, Humanitarian and Pedagogical Academy Publ., 2020, pp. 260-263. (In Russ). Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44379967 (accessed 14.04.2021).

9. Rozenblyum E.A. Khudozhnik v dizayne [Artist in design]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1974. 176 p. (In Russ).

10. Stasik N.G. Maketirovanie [Layout design]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2010. 95 p. (In Russ).

11. Shunkov A.V., Grigorenko N.N. Organizatsionno-pedagogicheskie i didakticheskie usloviya vostrebovannosti obrazovatel'nykh programm tsentra nepreryvnogo obrazovaniya i povysheniya kvalifikatsii tvorcheskikh i uprav-lencheskikh kadrov v sfere kul'tury KemGIK [Organizational, pedagogical and didactic conditions for the demand for educational programs of the Center for Continuing Education and advanced training of creative and managerial personnel in the field of culture of KemGIK]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo state University of culture and arts], 2020, no. 53, pp. 286-295. (In Russ).

УДК 76.021

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-241-255

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 1-5-ГО КУРСОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЖИВОПИСЬ» КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Покровская Наталья Викторовна, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных наук и истории искусств, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского (г. Красноярск, РФ). E-mail: galjuta@mail.ru

Бычинский Владимир Николаевич, профессор, профессор кафедры живописи, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского (г. Красноярск, РФ). E-mail: vn.bychok@mail.ru

Предметом исследования выступает методика преподавания композиции, творческая деятельность студентов 1-5-го курсов специальности «Живопись» в Сибирском государственном институте искусств

имени Дмитрия Хворостовского (СГИИ имени Д. Хворостовского). Особенностью подготовки обучающегося, способного к самостоятельному творчеству, являются условия образовательного процесса. Метод исследования основан на анализе результативной методики работы живописца-педагога В. Н. Бы-чинского. В статье излагается суть методов работы, направленных на раскрытие творческого потенциала студента и становление современного художника. Научная новизна исследования, цель и задачи заключаются в умении мобилизовать творчество обучающегося, выборе методики обновления классических стандартов преподавания, ведь определенный контингент студентов не имеет предварительной специальной подготовки. В основе исследования - совокупность принципов и приемов работы по композиции с 1981 года на кафедре «Живопись» КГХИ (Красноярский государственный художественный институт), затем СГИИ имени Д. Хворостовского (с 2018 года). Ценным фактором воздействия и воспитания является личность педагога В. Н. Бычинского, объединяющая творческий опыт, психолого-педагогические и предметные знания. Осуществляются коллективный (групповой) и индивидуальный принципы работы, что способствует положительному решению комплексно поставленных задач. Творческая стратегия современной студенческой молодежи начинается с образования территории художественных смыслов и универсальной культурной среды. Общее развитие художественной молодежи воспринимается как первостепенная ориентация на формирование новых знаний, умений и навыков, получаемых в процессе творчества по дисциплине «Композиция».

Ключевые слова: живопись, композиция, художественное мышление, воображение, образ, традиция, современное искусство.

CREATIVE WORK OF STUDENTS OF 1-5 COURSES ON THE SPECIALTY PAINTING AS A WAY OF DISCLOSING THE POTENTIAL OF THE STUDENT

Pokrovskaya Natalya Viktorovna, Associate Professor, Associate Professor of Department of Social and Human Sciences and History of Arts, Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: galjuta@mail.ru

Bychinskiy Vladimir Nikolaevitch, Professor, Professor of Department of Painting, Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: vn.bychok@mail.ru

The subject of the research is the methodology of teaching composition, the creative activity of 1-5 year students of the specialty Painting at the Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts. A feature of training the student capable of independent creativity is the condition of educational process. The research method is based on the analysis of the effective methodology of painter-teacher V.N. Bychinsky. The article outlines the essence of the methods of work aimed at revealing the creative potential of a student and formation of a modern artist. The scientific novelty of the research, goal and objectives are read in the ability to mobilize the student's creativity, choice of the methodology for updating the classical teaching standards, because a certain contingent of students does not have preliminary special training. The research is based on a set of principles and techniques of work on composition since 1981 at the Department of Painting of Krasnoyarsk State Art Institute, then Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts (since 2018). A valuable factor of influence and upbringing is the personality of teacher V.N. Bychinsky, which combines creative experience, psychological, pedagogical and subject knowledge. The collective and individual principles of work are carried out, which contributes to the positive solution of complex tasks. The creative strategy of modern student youth begins with the formation of a territory of artistic meanings and universal cultural environment. The general development of artistic youth is perceived as a primary focus on instilling the new knowledge, skills and abilities acquired in the process of creativity in the discipline Composition.

Keywords: painting, composition, artistic thinking, imagination, image, tradition, modern art.

Одним из главных этапов художественного образования по специальности «Живопись» становится композиция. Предметом исследования данной статьи является учебная программа В. Н. Бычинского, направленная на реализацию творческого потенциала обучающегося по дисциплине «Композиция», которую он проводил как преподаватель (с 1981 года), будучи заведующим кафедры «Живопись» в художественном институте Красноярска (с 2001 по 2020 год в КГХИ) и институте искусств имени Дмитрия Хворостовского (СГИИ). В статье рассматриваются взаимосвязь педагогического и практического аспектов работы педагога-живописца В. Н. Бычинского, его оригинальные исследования, разработанные им принципы и приемы работы, новаторский подход, ориентирующие студентов на решение учебно-творческих задач с первого по пятый курсы. Дается краткий обзор развития дисциплины «Композиция» по специальности «Живопись» в Красноярске в период с 1980-х по 2010-е годы. В статье предусматривается последовательное изложение творческой программы в педагогической деятельности В. Н. Бычинского, рассматриваются применяемые и почерпнутые из практики методы работы.

Бычинский Владимир Николаевич (доцент -с 1991, профессор - с 2005 года) объединяет многообразие академических и авангардных методов работы в авторской программе «Композиция». Он использует информационные системы творческого вуза, соединяет тонкими взаимосвязями современные художественные смыслы и старинные культурные традиции.

По истории данного вопроса исследуется существующая литература [1-11], обогащающая исторические и современные культурные смыслы, художественные педагогические традиции. Г. А. Фомин [11] рассматривает европейские художественные традиции во взаимосвязи с русской академической школой Х1Х-ХХ веков, проблему культурной идентичности. Г. А. Баландина [1] изучает проблемы развития и реализации творческого потенциала молодежи. Г. А. Тавакалова [9; 10] анализирует историческое наследие искусства и его приобщение к опыту творческого воспитания. Авторы Н. И. Барсукова [2], Е. В. Боброва [4], И. В. Воронова [5; 6] оценивают современное искусство с позиции потребностей общества,

в котором творческий процесс создания картин обусловлен историческими, политическими, культурными процессами, а также рассматривают вектор дальнейшего развития изобразительного искусства. А. П. Барышников, И. В. Лямин [3], О. Л. Голубева [7], В. М. Дубровин [8] предлагают свои теоретические исследования по основам изобразительного искусства и композиции, что, безусловно, способствует актуализации современных способов решения творческих задач.

Предметом исследования является материал по композиции и творческой практике молодых художников для укрепления фундаментальной программы художественного образования в Красноярске. В художественном вузе рассматривается потенциал каждого обучающегося, обеспечивается максимальный набор знаний, умений и навыков. Потенциал - это врожденные задатки, требующие определенных условий для их развития. Творческий потенциал обучающегося подразумевает развитие таланта, создание определенных условий для его формирования, дальнейшего совершенствования заложенного природного дара. В статье уточняются путь и уникальная возможность раскрытия потенциала каждого обучающегося, для которого нахождение смысла собственной деятельности становится первостепенной задачей. Реализация художественных способностей требует разработки специальной творческой программы и системы обучения, основанных на классических, академических и авангардных традициях.

В статье анализируется педагогический опыт В. Н. Бычинского, наследующего европейские и российские традиции для подъема престижа «сибирской школы». Личные качества мастера-педагога помогают адаптироваться в творческом плане студентам, оставляя им свободу выбора в овладении профессией художника. Сложение традиций «сибирской школы» в Красноярске начиная с великого земляка В. И. Сурикова считается оправданным, что обосновывает выбор специфики работы, конкретные задания В. Н. Бычинского по композиции, которые предполагают определенный визуальный ряд, ориентированы на особенности практики студентов.

Владимир Николаевич Бычинский - профессор, заслуженный педагог Красноярского края (с 2000 года), заслуженный художник России

(с 2006 года). Он окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова (1970-1976). Преподавал в художественном институте Красноярска (КГХИ с 1981 года), заведовал кафедрой «Живопись» (2001-2020). Награжден дипломом и памятной медалью ЮНЕСКО за вклад в развитие мировой культуры (2002, Афины, Греция), дипломами Союза художников России (Москва, 2012, Омск, 2013), почетными грамотами Министерства культуры Российской Федерации (2011), Администрации Красноярска (2012). Прямой диалог наставника В. Н. Бычинского и ученика способствует активному участию студентов в выставках творческих произведений (см. Приложение, рис. 1-2).

Дисциплина «Композиция» является одной из важнейших в учебном процессе по специальности «Живопись». Объем дисциплины в течение 10 семестров составляет 648 часов. Дисциплина включает аудиторный и самостоятельный виды учебной работы, из которых на аудиторную работу отведено 420 часов, на самостоятельную -228 часов. Если в учебной аудиторной работе остаются стабильными 30 часов (1-й и 2-й семестр), то распределение часов в каждом из последующих семестров в учебном процессе по композиции составляет 45 часов. В дальнейшем (3-10-й семестры) количество часов по композиции в учебной аудиторной работе не меняется. В самостоятельной работе обучающихся также намечается качественный «скачок»: по 6 часов (1-й и 2-й семестр), по 27 часов (с 3-го по 10-й семестры). Данная дисциплина также ориентирует студента на раскрытие образа современности, «здесь и сейчас», актуального искусства. Современные исследования в области истории искусств, археологии, реставрации и других областях научной и культурной деятельности влияют на творческий процесс, дают положительный импульс, рождают новые приемы работы.

Программу по композиции В. Н. Бычинского для дисциплины «Живопись» отличают четкое соотношение загруженности информативного материала по предлагаемым темам и конструктивный подход, профессиональная последовательность и умеренность в учебно-практической работе. Творческая стратегия современного художника воспринимается как универсальная культурная

среда, территория образования художественных смыслов. Предложенное исследование суммирует педагогический опыт работы по композиции на кафедре «Живопись» с 1982 года, а также участие выдающихся мастеров изобразительного искусства: А. И. Волокитина, С. П. Горбатко, Ю. Ф. Заварзова, А. М. Знака, В. Ф. Кагунькина, А. В. Казанского, А. А. Клюева, А. П. Левитина, Т. А. Магдалиной, С. Д. Насташенко, Н. А. Не-зговоровой, А. А. Покровского, А. П. Рыбкина и др. В. Н. Бычинский уточняет слаженную работу студента и педагога. Выстраивается четкий план проведения занятий по композиции: расписываются темы и задачи тематических заданий, выбираются оптимальные варианты, готовятся беседы со студентами, планируется посещение выставок, музеев, мастерских современных художников.

В. Н. Бычинский утверждает, что работа по композиции может заложить основы будущей творческой судьбы молодого живописца. Являясь признанным новатором в организации учебных постановок, в преподавании студентам техники коллажа и инсталляций, он расширяет круг значений слова «искусство»: стиль, оригинальность, вдохновение, настроение, чувства, душа, индивидуальность. Молодые художники поддерживают все инновационные идеи мастера, неоценимые в воспитании будущего творца. У студентов складываются свои ассоциации по выбранным темам композиций, знаковым формам образного решения на плоскости листа или холста. К примеру, одна из задач дисциплины состоит в том, чтобы научить соизмерять картинную плоскость с гармонизацией, обобщением, цельностью, новыми возможностями линии, светотени, силуэта. Следующая задача - объединить в картине реальное восприятие и стилизацию, определить взаимоотношение предметного мира и воображаемого пространства. Студент должен быть не только источником знаний, но и «средством» развития восприятия, ощущений, художественного чутья при встрече с новыми явлениями художественного процесса. Требуется корректность работы с обучающимися при нетрадиционном подходе, ведь используются новые источники знания, средства развития восприятия для повышения эффективности образовательного процесса. Меняются параметры осмысления актуальных произведений,

специфика выразительных средств, развивается стилевое чутье учащихся.

Один из тематических разделов дисциплины первого семестра первого курса посвящен автопортрету. Содержание темы уточняется: наброски автопортрета с применением темного силуэта, дополненные эскизами, черно-белыми и в цвете, разнообразными средствами изображения. Предлагается работа в материале - холст и масло, размер - до 60 см. Другое композиционное задание построено на динамике события и пластике человеческого тела (см. Приложение, рис. 3). Тема спорта отображает последовательность передачи активного движения. Используются варианты развития движения - от веерообразных структур до резкого перехода в спокойное состояние. В данном задании вводится другой формат - 50 см по большой стороне. Композиция по теме «Осень в городе» (см. Приложение, рис. 2) строится на эмоциональной передаче состояния природы в конкретном архитектурном окружении. Работу над композицией предваряют рисунки, этюды, эскизы: например, задание распределить в формате эскиза (50 см по большой стороне) вертикальный ритм золотистых оттенков осени. Преподаватель использует следующие критерии: определенность, ясность, четкость и реальность поставленных задач, педагогически оправданный подбор форм и методов работы на занятии. Он поднимает уровень активности и эрудиции студента, характер мотивации для того, чтобы выстроить адекватную для данной группы стратегию преподавания.

Второй семестр первого курса удваивает план работы, включает графическое и живописное решение по композиции (от 20-30 см до 40 см по большой стороне). Темы «Музыка», «Театр», «Танец» (см. Приложение, рис. 4) усложняют содержание тематического раздела, добавляют рисунки, этюды предметов, инструментов, репетирующих актеров. Выразительность мело-дико-ритмических состояний и звуковых извлечений достигается передачей мягких горизонталей с высокими ритмами касательных диагоналей в построении композиции. Студенты развивают художественно-образное видение, выражают свое отношение к актуальным темам. Умение молодых художников сплетать в единой гармонии контрасты традиционного и авангардного значительно

расширяет рамки творчества, приемы и способы видения мира. Следующее задание по композиции посвящается портрету друга. Вновь усложняются содержание, задачи и художественные средства: выразительный силуэт фигуры в окружении контрастных ритмов интерьера, вариант на фоне горизонтального и вертикального построения пространства. Оба варианта дополняются цветовыми и тональными уточнениями, характеристикой силуэта друга, его местоположения. Завершающая тема первого курса по данной дисциплине, «Космос. Стремление вверх», требует хорошего знания мест в Красноярском крае, связанных с космонавтикой, посещения цехов, конструкторских бюро, музеев, встреч с работниками космической отрасли. Наличие условий для активной деятельности обучающихся, результативность труда на занятии, новизна и качество владения преподавателем конкретным видом искусства способствуют продуктивности в методике преподавания.

Обучение профессиональному мастерству осуществляется комплексно. Познания студентов в области художественного исследования углубляются на всех практических дисциплинах (рисунок, живопись, композиция), сопровождаются следующими понятиями: актуальное искусство, образ, художественное воображение, интуиция. Одной из основных задач по композиции является сбор материала (образное рисование от графических листов до живописных нашлепок, эскизов разных размеров). Поэтому композиция на втором курсе изучается по материалам летней практики: поиск новых решений, пластической доминанты и равновесия масс. Другое задание по композиции связано со спортивной темой, в которой делается акцент на динамику развития сюжета и пространства картины, характер освещения (формат -до 70 см). Тема следующей композиции, «Отражение» (см. Приложение, рис. 2, 6), предполагает поиск неожиданного решения силуэта как пластической доминанты при организации стилевого единства. Задание «Отражение» позволяет увидеть в окружающей действительности удивительное и яркое, построить конструкцию всей изображаемой территории, раскрыть природный или архитектурный мотив с освещением. Тема по композиции «Ночной город» (см. Приложение, рис. 5) включает понятие «общего тона» как целевого обследования ночного освещения, выявляет

архитектонику пространства. Студент включается в новую систему пластического мышления при выполнении задания на тему ночного города. Понятие «общего тона» в ночном освещении, поиск новых образно-пластических решений выявляют необычные акценты на силуэт, план, фактуру, тон, колорит. Задание на вечернее и ночное состояние дарит молодому живописцу массу ярких впечатлений для осуществления творческих задач. Художественное воображение активно работает. Творчество - неисчерпаемый источник для интересных находок, органичный процесс художественного образования студентов.

Занятия по композиции четвертого семестра второго курса включают тему «Зимние праздники и гуляния» (см. Приложение, рис. 7, 8). Обращается внимание на исторический материал о Сибири, народной традиции, истории костюма в отдельных сюжетах, а также изобразительные и стилистические моменты композиционного понятия «контраст» и «нюанс». В. Н. Бычинский уточняет, что важен критический настрой в работе над композицией. Следующий этап творческой работы - это поиск в композиции собственных недочетов, а также неожиданных решений. Возможны дополнительные аспекты реализации творческой работы и самоанализ. Например, эксперименты с авангардными формами творчества, другими способами, вариациями восприятия намеченной темы. Предлагается коллаж как магия третьего измерения, который диктует выбор материала, логику формы, смысл функционального назначения. Коллаж становится могучей силой пространственной динамики в работе, увлекательным видом творчества современного художника, может быть назван «активной пластикой». Такие творческие задания отличаются креативностью композиционного мышления.

Методические рекомендации В. Н. Бычин-ского имеют конкретные подходы к обучающемуся при решении разных творческих задач. Например, выбор работы по картону или холсту имеет принципиальное значение. Выбор материала как основы для изображения будущей композиции рождает определенные фактурные и тактильные ощущения, что ведет к формированию разнообразных впечатлений, способствует становлению художественного образа. Возникающие трудности провоцируют интерес и азарт. На каждом

занятии педагог обеспечивает целенаправленное знакомство с определенным периодом истории искусств. Тема следующей композиции, «Утро», - это пример разнообразия подходов и решений, используемых во всеобщей истории искусств. Этюдный материал дает богатые возможности восприятия мира, раскрывает эмоции и представления студентов. На профессиональном уровне уточняются различные «форматы» состояния утра: оно может быть квадратным, прямоугольным, вытянутым, многоплановым или камерным. Выбираются мягкие прозрачные предметы, отражающие свет, с легкими тенями, прослеживается их соответствие ритмическим и силуэтным формам. Задается определенный формат (эскизы 20х20 или 20х30), учитываются характерные детали при организации плоскости будущего произведения. При создании художественного образа нужны пластические формы для фиксации авторской мысли. Полученный опыт нахождения некой логики построения форм закрепляет этот феномен, что составляет один из акцентов работы педагога В. Н. Бычинского с молодежью.

В шестом и последующих семестрах не только продолжается изучение теоретических основ композиции в изобразительном искусстве, но и формируется художественный вкус, эстетические позиции, умение использовать полученные знания в творческой практике. В композиции тема пластической взаимосвязи реализуется на каждом очередном задании. Композиция на исторический или евангельский сюжет имеет яркие примеры памятников мировой культуры, что помогает сложиться устойчивому интересу к изучению истории искусств. Семестровые композиции молодых живописцев (см. Приложение, рис. 9, 10) показательны своими широкими возможностями, умением найти авторский взгляд, современную интерпретацию историческому событию. В. Н. Бычинский выделяет особое место в программе работы над композицией «главному герою», а также решению объемно-пластических масс в осуществлении тематического замысла.

При переходе на четвертый курс студенты проходят практику в Санкт-Петербурге, делают копии в Эрмитаже. В. Н. Бычинский настаивает на том, чтобы музейная практика совпадала с возможностью ознакомиться с великими ансамблями Северной столицы и ее пригородами. Летняя прак-

тика в Санкт-Петербурге дополняется работой на пленэре. Мегаполис создает причудливый калейдоскоп впечатлений, для раскрытия которого подходят все формы композиционного восприятия (размеры эскизов - 40х50, 30х40). Уточняются шарообразные и спиральные модели построения пространства, формы фонтана, другие конструктивные модели. Большое внимание должно быть уделено сбору материала к «малому диплому». Первый этап работы над композицией связан с подборкой аналогов в творчестве художников различных эпох, включая рисунки отдельных фигур или групп фигур из «фондов искусства».

Для реализации актуальных тем по композиционной работе (см. Приложение, рис. 6, 11, 12) преподавателем используются следующие методы работы: вербальный, практический показ, интерактивный подход. Например, современник показывается на фоне бурлящего городского пейзажа с мягкими очертаниями природного оазиса, жесткими формами архитектуры. На раннем этапе важна авторская концепция, органичность форм, их пластическая связь, усиливающие образ. Новые визуальные наблюдения и их закрепление в этюдах и эскизах усиливают интерес обучающихся к теме. Затем происходит выбор оптимального метода закрепления, резюмирующего воспринятый материал. На контрасте городского и ландшафтного пейзажа определяется место композиции «Мой современник», поэтому эта тема эволюционирует на разных временных отрезках, этапах обучения студента (см. Приложение, рис. 6, 11, 13).

В процессе работы заостряется внимание обучающегося на переходе от малого размера к крупноформатному эскизу, что в дальнейшем определяет и живописное исполнение. Каждая композиция обогащается малыми и большими эскизами. На предложенные темы задаются итоговые работы. Через индивидуальный опыт обращения к композиции раскрывается потенциал каждого обучающегося, а итоги работы расширя-

ют перспективы для творчества и самостоятельных выводов. Используемые методы в композиции обеспечивают программе В. Н. Бычинского планомерное развитие от одного этапа к другому, что осуществляется с помощью проблемных связок, которые логически последовательны. Творческая деятельность по специальности «Живопись» сопряжена со сложностью творческого материала, поэтому оптимальная структура занятия соответствует возможностям студентов. Мотивация к учебной деятельности достигается за счет формирования интриги у студентов. Они включены в активную мыслительную и прогностическую деятельность с предполагаемыми или прогнозируемыми целями и задачами, что способствует положительному решению комплексно поставленных вопросов.

Основные положения учебной программы В. Н. Бычинского направлены на воспитание подрастающего поколения живописцев: молодые творцы мыслят яркими художественными образами, что помогает избежать в творчестве откровенных недочетов. Его творческий метод обучения -это поиск наиболее выразительного обоснования своего мнения. Понимание характера мотивации, уровня эрудиции студентов «красноярской школы» дает возможность выстроить адекватную для группы стратегию преподавания. Вовлечение новейших данных по изучаемой теме активизирует учебу студентов, четко спланированная организационная структура внутренней подготовки способствует решению поставленных задач. Учебно-методическая программа В. Н. Бычинско-го, адекватная стратегия преподавателя создают творческую атмосферу в художественном вузе (см. Приложение, рис. 13, 14). Поддерживается благоприятная психологическая атмосфера. Каждый студент высказывает свое творческое мнение, которое оказывается стимулом не только для визуальных впечатлений, но и для образования яркого сообщества единомышленников, реализации на месте союза талантливых художников.

Литература

1. Баландина Г. А. Реализация творческого потенциала молодежи в культурно-досуговых учреждениях // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств: журн. теорет. и приклад. исследований. - 2020. - № 54. - С. 236-243.

2. Барсукова Н. И. Творческая среда мастерской художника как культурный феномен // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - 2019. - № 36. - С. 140-151.

3. Барышников А. П., Лямин И. В. Основы композиции. - М.: Юрайт, 2019. - 196 с.

4. Боброва Е. В. О роли изобразительности в живописи в контексте воспитательной функции искусства // Вестн. славян. культур. - 2018. - Т. 47. - С. 220-227.

5. Воронова И. В. Культурный синтез и национальный канон // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. -2015. - № 37. - С. 103-116.

6. Воронова И. В. Первообразы культуры и современное искусство // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2019. - № 37. - С. 31-42.

7. Голубева О. Л. Основы композиции: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Искусство, 2004. - 120 с.

8. Дубровин В. М. Основы изобразительного искусства: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019. -360 с.

9. Тавакалова Г. А. Травма 1990-х в российской живописи // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестн. МГХПА имени С. Г. Строганова. - 2016. - № 4. - С. 165-173.

10. Тавакалова Г. А. Новые художественные решения в российской фигуративной живописи 2000-2010-х годов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестн. МГХПА имени С. Г. Строганова. - 2018. - № 1, ч. 1. - С. 142-153.

11. Фомин Г. А. Европейские художественные традиции и русская академическая школа рубежа XIX-XX веков. Проблема культурной идентичности // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - 2017. -№ 27. - С. 161-167.

References

1. Balandina G.A. Realizatsiya tvorcheskogo potentsiala molodezhi v kul'tumo-dosugovykh uchrezhdeniyakh [Realization of the Creative Potential of Youth in Cultural and Leisure Institutions]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2020, no. 54, pp. 236-243. (In Russ.).

2. Barsukova N.I. Tvorcheskaya sreda masterskoy khudozhnika kak kul'turnyy fenomen [Creative environment of the artist's studio as a cultural phenomenon]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie [Tomsk State University Journal. Culturology and Art History], 2019, no. 36, pp. 140-151. (In Russ.).

3. Baryshnikov A.P., Lyamin I.V. Osnovy kompozitsii [Composition basics]. Moscow, Yurayt Publ., 2019. 196 p. (In Russ.).

4. Bobrova E.V. O roli izobrazitel'nosti v zhivopisi v kontekste vospitatel'noy funktsii iskusstva [About the value of pictorialism in terms of the educational function of art]. Vestnik slavyanskikh kul'tur [Bulletin of Slavic Cultures], 2018, no. 1 (47), pp. 220-227. (In Russ.).

5. Voronova I.V. Kul'turnyy sintez i natsional'nyy kanon [Cultural synthesis and national canon]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no. 37, pp. 103-116. (In Russ.).

6. Voronova I.V. Pervoobrazy kul'tury i sovremennoe iskusstvo [The prototypes of culture and contemporary art]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 37, pp. 31-42. (In Russ.).

7. Golubeva O.L. Osnovy kompozitsii [Basics of composition]. Moscow, Iskusstvo Publ., 2004. 120 p. (In Russ.).

8. Dubrovin V.M. Osnovy izobrazitel'nogo iskusstva [Fundamentals of Fine Arts]. Moscow, Yurayt Publ., 2019. 360 p. (In Russ.).

9. Tavakalova G.A. Travma 1990-kh v rossiyskoy zhivopisi [The trauma of the 1990s in Russian painting]. Dekora-tivnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKhPA im. S.G. Stroganova [Decorative Art and environment. Gerald of the Stroganov Moscow State Academy of Design and Applied Art], 2016, no. 4, pp. 165-173. (In Russ.).

10. Tavakalova G.A. Novye khudozhestvennye resheniya v rossiyskoy figurativnoy zhivopisi 2000-2010-kh godov [New artistic solutions in Russian figurative painting of the 2000-2010s.]. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostrans-tvennaya sreda. Vestnik MGKhPA im. S.G. Stroganova [Decorative Art and environment. Gerald of the Stroganov Moscow State Academy of Design and Applied Art], 2018, no. 1, pp. 142-153. (In Russ.).

11. Fomin G.A. Evropeyskie khudozhestvennye traditsii i russkaya akademicheskaya shkola rubezha XIX-XX ve-kov. Problema kul'turnoy identichnosti [European artistic traditions and the Russian academic school at the turn of the 19th-20th centuries. The problem of cultural identity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie [Tomsk State University Journal. Culturology and Art History], 2017, no. 27, pp. 161-167. (In Russ.).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1. А. Ивашкин (1-й курс). Куклы. 2002. Холст, масло

г _

Рисунок 2. Е. Конышева (2-й курс). Осенний фонтан. 2001. Холст, масло

Рисунок 3. О. Маклюк (3-й курс). Баскетбол. 2004. Холст, масло

Рисунок 4. Л. Доржанова (3-й курс). Китайский танец. 2004. Холст, масло

Рисунок 6. А. Кулешова (5-й курс). В кафе. Малая картина. 2004. Холст, масло

Рисунок 7. Н. Амыдаева (4-й курс). Продавец северных рыб. 2015. Холст, масло

Рисунок 8. А. Старовойтова (5-й курс). Зима в городе. 2015. Холст, масло

Рисунок 12. З. Доржиев (5-й курс). Национальная борьба. Малая картина. Холст, масло

Рисунок 14. М. Веретутина (3-й курс). Самба красной планеты. 2019. Холст, масло

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.