Научная статья на тему 'ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-5-Х КУРСОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ГРАФИКА" КАК ИСТОЧНИК РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-5-Х КУРСОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ГРАФИКА" КАК ИСТОЧНИК РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА / ПЛЕНЭР / НАТУРНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / ОБРАЗ / ИСКУССТВО / ГРАФИКА / ЭТЮД / ПАСТЕЛЬ / SUMMER PRACTICE / OPEN AIR / NATURAL METHOD OF KNOWLEDGE / ARTISTIC THINKING / IMAGINATION / IMAGE / ART / GRAPHICS / ETUDE / PASTEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покровская Наталья Викторовна, Шалимова Елена Владимировна

Предметом исследования является методика преподавания летней практики, а также творческая деятельность и учебная работа студентов 1-5-х курсов специальности «Графика» в Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хворостовского (СГИИ). Особенность проведения практики заключается в условиях образовательного процесса: предельно короткое временя, всего 54 учебных часа с преподавателем на заданной территории. Метод исследования основан на анализе результативной методики работы графика-педагога Е. В. Шаламовой. В статье излагается суть методов работы, направленных на раскрытие творческого потенциала обучающегося в сжатые сроки. Научная новизна исследования, его целей и задач считывается в умении мобилизовать творчество обучающегося, выборе методических задач, обновлении классических стандартов преподавания, ведь определённый контингент студентов не имеет предварительной специальной подготовки. В основе исследования рассматривается совокупность принципов и приёмов работы на летней практике с 1997 года преподавателя кафедры «Графика» Красноярского государственного художественного института (КГХИ), затем СГИИ. Ценным фактором воздействия и воспитания является личность педагога Е. В. Шаламовой, обладающей творческим опытом, психолого-педагогическими и предметными знаниями, которые составляют комплексный подход в учебной деятельности. Осуществляется коллективный (групповой) и индивидуальный принципы работы, что способствует положительному решению комплексно поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMER PRACTICE FOR STUDENTS OF 1-5TH COURSES ON THE SPECIALTY “GRAPHICS” AS A SOURCE OF DISCLOSURE OF THE CREATIVE POTENTIAL OF A STUDENT’S

The subject of the study is the methodology of teaching the summer practice, creative activity and academic work of students of 1-5th courses of the specialty “Graphics” at Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts. A feature of the practice is the conditions of the educational process, an extremely short time, only 54 teaching hours with a teacher in a given territory. The research method is based on the analysis of the effective methodology of the work of the graphic teacher E. Shalamova. The article outlines the essence of working methods aimed at revealing the student’s creative potential in a short time. The scientific novelty of the study, its goals and objectives, are read in the ability to mobilize the student’s creativity, the choice of methodological tasks, updating the classical teaching standards, because a certain contingent of students does not have preliminary special training. The basis of the study is a set of principles and methods of working in summer practice since 1997 as a teacher at the Department of Graphics, Krasnoyarsk State Art Institute, then Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts. A valuable factor in the impact and upbringing is the personality of E. Shalamova, a teacher, combining the creative experience, psychological, pedagogical and subject knowledge, which constitute a comprehensive approach to educational activities. Collective (group) and individual principles of work are being carried out, which contributes to the positive solution of complex tasks.

Текст научной работы на тему «ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-5-Х КУРСОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ГРАФИКА" КАК ИСТОЧНИК РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 76.021

ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-5-Х КУРСОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГРАФИКА» КАК ИСТОЧНИК РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Покровская Наталья Викторовна, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных наук и истории искусств, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского (г. Красноярск, РФ). E-mail: galjuta@mail.ru

Шаламова Елена Владимировна, доцент, профессор кафедры графики, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского (г. Красноярск, РФ). E-mail: elena_shhal1964@ mail.ru

Предметом исследования является методика преподавания летней практики, а также творческая деятельность и учебная работа студентов 1-5-х курсов специальности «Графика» в Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хворостовского (СГИИ). Особенность проведения практики заключается в условиях образовательного процесса: предельно короткое временя, всего 54 учебных часа с преподавателем на заданной территории. Метод исследования основан на анализе результативной методики работы графика-педагога Е. В. Шаламовой. В статье излагается суть методов работы, направленных на раскрытие творческого потенциала обучающегося в сжатые сроки. Научная новизна исследования, его целей и задач считывается в умении мобилизовать творчество обучающегося, выборе методических задач, обновлении классических стандартов преподавания, ведь определённый контингент студентов не имеет предварительной специальной подготовки. В основе исследования рассматривается совокупность принципов и приёмов работы на летней практике с 1997 года преподавателя кафедры «Графика» Красноярского государственного художественного института (КГХИ), затем СГИИ. Ценным фактором воздействия и воспитания является личность педагога Е. В. Шаламовой, обладающей творческим опытом, психолого-педагогическими и предметными знаниями, которые составляют комплексный подход в учебной деятельности. Осуществляется коллективный (групповой) и индивидуальный принципы работы, что способствует положительному решению комплексно поставленных задач.

Ключевые слова: летняя практика, пленэр, натурный метод познания, художественное мышление, воображение, образ, искусство, графика, этюд, пастель.

SUMMER PRACTICE FOR STUDENTS OF 1-5TH COURSES ON THE SPECIALTY "GRAPHICS" AS A SOURCE OF DISCLOSURE OF THE CREATIVE POTENTIAL OF A STUDENT'S

Pokrovskaya Natalya Viktorovna, Associate Professor, Associate Professor of Department of Social and Human Sciences and History of Arts, Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: galjuta@mail.ru

Shalamova Elena Vladimirovna, Associate Professor, Professor of Department of Graphics, Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: elena_shhal1964@ mail.ru

The subject of the study is the methodology of teaching the summer practice, creative activity and academic work of students of 1-5th courses of the specialty "Graphics" at Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts. A feature of the practice is the conditions of the educational process, an extremely

short time, only 54 teaching hours with a teacher in a given territory. The research method is based on the analysis of the effective methodology of the work of the graphic teacher E. Shalamova. The article outlines the essence of working methods aimed at revealing the student's creative potential in a short time. The scientific novelty of the study, its goals and objectives, are read in the ability to mobilize the student's creativity, the choice of methodological tasks, updating the classical teaching standards, because a certain contingent of students does not have preliminary special training. The basis of the study is a set of principles and methods of working in summer practice since 1997 as a teacher at the Department of Graphics, Krasnoyarsk State Art Institute, then Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts. A valuable factor in the impact and upbringing is the personality of E. Shalamova, a teacher, combining the creative experience, psychological, pedagogical and subject knowledge, which constitute a comprehensive approach to educational activities. Collective (group) and individual principles of work are being carried out, which contributes to the positive solution of complex tasks.

Keywords: summer practice, open air, natural method of knowledge, artistic thinking, imagination, image, art, graphics, etude, pastel.

DOI: 10.317773/2078-1768-2020-50-219-230

Предметом исследования данной статьи является материал по программе Е. В. Шаламовой, а именно - летняя практика в Красноярске, которую она проводила с 1997 года как преподаватель кафедры «Графика» Красноярского государственного художественного института (КГХИ), затем Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (СГИИ). В статье обращается внимание на практический аспект работы, авторские исследования, ориентирующие нас на решение конкретных творческих задач студентами с первого по пятый курсы. Нам хотелось подчеркнуть единую модель курса развития «сибирской школы», в которой обоснование выбора одного из ведущих графиков считается оправданным. Шаламова Елена Владимировна (доцент - с 2001, профессор - с 2009 года) активно использует многообразие методов познания, художественные способы преображения действительности, хотя сжатые сроки (в основном, ежегодно 54 учебных часа с преподавателем) и насыщенная программа усложняют обучение по работе с натуры. В исследовании рассматривается совокупность принципов и приёмов работы, разработанных в художественной практике с 1990-х по 2010-е годы графиком, мастером пастели Шаламовой, а также вопросы творческой дисциплины. Одним из важных этапов специального образования будущего художника, его

саморазвития является летняя практика, во время которой осуществляется непосредственная работа с натуры. Её тема, статус и проведение способствуют переходу на следующую ступень обучения. Поэтому летней практике уделяется особое внимание. В статье последовательно излагаются творческая программа педагогической деятельности Е. В. Шаламовой, применяемые ею методы работы, почерпнутые на практике. Знание о пастели, одном из ведущих материалов в «красноярской школе» на летней практике, имеет первостепенное значение. Специфичность работы в «красноярской школе» предполагает конкретные задания, определённый визуальный ряд и другие особенности летней практики студентов. Программа Е. В. Шаламовой по специальности «Графика» суммирует опыт академической школы с опорой на знакомство с музейными коллекциями, их изданиями [6-9] и собственные наработки на практике, дополняется новыми программами, методической литературой, данными информационной системы вуза, ведь определённый контингент студентов не имеет предварительной специальной подготовки. Изучаются и анализируются исследования по истории вопроса [1-10], выявляются особенности интерпретации экспериментов внутри традиций, формулируется их историческое значение. Изучением экспериментов по творческой и летней практике занимались

М. В. Галкина, Н. В. Михайлов [1], К. М. Зубрилин, И. Ю. Руднев [2], Т. С. Леонтьева [3], О. О. Лысенкова [4], Е. В. Сеничкина [5], они дают обширный материал, подробную информацию по основным этапам работы со студентами. Излагаются цели и задачи, осуществляется поиск путей их достижения, что, безусловно, актуализирует приёмы и способы получения результата. Образовательные, развивающие, воспитательные задачи и планируемые результаты практики расширяют представления обучающихся о пленэре, знания, умения и навыки, получаемые в процессе работы с натуры.

Можно говорить о постепенном сложении и укреплении фундаментальной программы по созданию всех ступеней художественного образования в Красноярске. Путь Е. В. Шаламовой от студента в годы учёбы до педагога, профессора стал возможен благодаря сложившейся в Сибири системе художественного образования. Е. В. Шаламова активно продолжает традиции «сибирской школы». Она завершила обучение в Красноярском художественном училище имени В. И. Сурикова (1986), Красноярском художественном институте под руководством профессора В. Н. Петрова-Камчатского (1994), а также Творческих мастерских Российской академии художеств в Красноярске под руководством профессора Н. Л. Воронкова (1998). Шаламова Е. В. имеет дипломы Академии художеств РФ (1998, 2004), Всероссийской выставки «Пастель России» (Омск, 2011), зарубежных выставок (Италия, 2002-2003; Харбин, 2005). Личные качества мастера-педагога, предоставляющего свободу выбора для успешной реализации практики в новых условиях, помогают адаптации студентов. Прямой диалог наставника Е. В. Шаламо-вой и ученика, а также индивидуальный и коллективный принцип работы, развеска произведений дают желаемый результат. Сверхзадачей, оптимальным результатом всей работы становится формирование личности будущего творца (см. Приложение, рис. 1а, 2).

Выезду на пленэр, изучению специфики учебной программы отводится первостепенная роль в общем художественном образовании молодёжи. География поездок по городу и краю регулярно уточняется и прорабатывается, добавляются новые места.

Анализ позволяет обобщить опыт проведения практики с момента основания кафедры «Графика» в 1988 году, когда были заложены профессиональные и творческие идеи В. Н. Петрова-Камчатского, М. Ф. Гладунова, В. П. Теплова, Г. С. Паштова.

В художественной среде Сибирского региона известны имена художников-графиков: В. И. Переятенеца, В. И. Рогачёва, Е. В. Шала-мовой, С. В. Тимохова, О. В. Косенко. Выставочная, конкурсная, педагогическая деятельность кафедры создает творческую атмосферу для профессионального развития студентов. Шаламо-ва Е. В. уточняет, что именно исторические и культурные особенности красноярских территорий способствуют реально достигаемым результатам, ведь переломный момент в осуществлении проверки у студентов профессиональных знаний, умений и навыков, полученных во время учебных семестров, наступает на практике.

Занимаясь авторской программой по летней практике, Е. В. Шаламова считает, по опыту предыдущих лет, что каждый из вариантов места проведения пленэра имеет свои плюсы и минусы. При проведении практики на базе института, в городе Красноярске, не нужны большие финансовые затраты на проезд до места назначения и обратно, оплату жилья, питания и др. Руководитель практики может заранее выстроить чёткий план проведения пленэра: расписать темы и задачи практических заданий, выбрать изображаемые объекты, подготовить беседы по ним со студентами, спланировать посещение выставок, музеев, выезды в окрестности города (заповедник «Столбы», зоопарк «Роев ручей», город Дивногорск). С изображаемыми объектами у студентов уже сложись свои ассоциации, со знакомыми формами проще работать в плане образного решения, чтобы избежать механической фиксации на плоскости листа. Таким образом, пленэр становится органичным продолжением учебного процесса, позволяет научить студентов отображать характерные черты окружающей действительности, проявляя своё отношение к изображаемой форме. Шала-мова Е. В. утверждает, что конкретный способ изучения натуры становится основополагающим методом в летней практике студентов-графиков. Решение фундаментальных задач может иметь

прикладной характер, отозваться в конкретных ситуациях, творческих работах на летней практике. На практике формируются первые темы, осуществляемые на десяти листах, дополненные линейными панорамными зарисовками усадьбы Сурикова, вокзалов, городских строений Красноярска, архитектуры его мостов, арок, дворов. При прохождении практики устанавливается внутренняя упорядоченность, согласованность во взаимодействии педагога и ученика, что способствует накоплению знаний, умений и навыков в учебно-творческом процессе.

Обучение профессиональному мастерству по предметам «Рисунок» и «Живопись» в курсовых семестрах происходит при помощи учебных постановок, в них студенты приобретают знания, умения, навыки по рисунку и живописи, предусмотренные общей программой обучения. Их познания в области художественного исследования обогащаются на летней практике следующими понятиями: образ, пленэр, натура, тон, цвет, пятно, перспектива, художественное воображение, интуиция. Шаламова Е. В. уточняет, что важны и выездные практики, например в г. Томск и другие сибирские города, имеющие свои специфические отличия, «лицо» памятного места. Они дают студентам навыки работы в командировке: оформление проездных документов, ведение отчётно-финансовых бумаг, дневника практики, умение быстро наладить бытовые условия и организовать рабочее место в другом городе, селе, в походных условиях. Студент должен самостоятельно, на основе методических рекомендаций руководителя и вводных бесед по темам, составить индивидуальный план работы и выполнить практику. Главная задача студента - это отказ от поверхностного ознакомления с изображаемыми формами, которое даёт в результате «репортаж-ное», а не образное рисование: в набросках, зарисовках и этюдах отсутствует художественный образ, «лицо» того места, где они проходили практику, собранный материал хаотичен, пустоват, использование его в дальнейшем в композиции невозможно. Объединяющим моментом в развитии профессионального образования во время выполнения семестровых заданий и на работе в пленэре становится специфика художественного мышления, осуществляемая на учебной и летней практике.

Одной из основных задач практики является сбор материала (от трех десятков и более графических листов). Рисуются архитектурные фрагменты окон, двориков, ворот, арок, крылец (см. Приложение, рис. 1а, б, в). Работает художественное воображение в конкретных жизненных обстоятельствах, для самостоятельного применения своих дарований не существует противодействий. Рисование с натуры становится объективным методом работы, неисчерпаемым источником вдохновения и познания, творческий труд студентов наполняется интересными находками. Затем пишутся этюды, изображающие состояния природы в городской среде (солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо) и время суток (рассвет, утро, день, вечер, закат, ночь), также делаются наброски, зарисовки с фигуры человека, групп людей в интерьере и экстерьере, портретные зарисовки, этюды в количестве пятидесяти листов. Таким образом, летняя практика органично входит в общий процесс художественного образования студентов. Все промахи в учебном процессе анализируются. Учитель Е. В. Шаламова обращает внимание студентов на создание художественного образа, позволяющего почувствовать себя в творческом процессе. Она считает, что выявление особенностей творческого стиля каждого студента -это сложно выполнимая задача, предполагающая самостоятельную работу студента.

На основе собранного летнего материала студентам предстоит выполнить композицию в следующем семестре, своеобразное обобщение опыта проведённой практики. Лучшей наградой для студента становится коллективное обсуждение работ, выполненных на практике. Художественная развеска помогает подвести итоги, увидеть и осознать результат всех студентов и свой собственный. Подытоживая осуществление педагогической программы «красноярской школы», академический опыт российской традиции, Е. В. Шаламова резюмирует: «Предлагается художественная развеска, разложение художественного материала на местах. Анализ этапов работы студентов и самоанализ обучающимися своих художественных трудов закрепляют полученные знания и творческие умения на практике» (см. Приложение, рис. 1а, б). Важен критический настрой в восприятии опыта работы на пленэре.

Осознание собственных ошибок, неудач лишь подталкивает к серьёзному и обоснованному анализу.

Целенаправленно Е. В. Шаламова знакомит с историческими особенностями места, на основе которых складываются разнообразные впечатления: в летней практике возможны изображения непарадных объектов, ярких видовых пейзажей. Используют такие материалы и инструменты, как бумага, карандаш, пастель, тушь, соус, уголь. Шаламова Е. В. уточняет, что работу следует выполнить на десяти листах формата А3, ведь «благодаря ознакомлению с тематикой и исполнению на натуре суммируются воображение и художественные знания, осуществляется сопричастность к приобретению и развитию студентами творческого начала». Поэтому её методические рекомендации по воспитанию художественного воображения актуализируются в конкретных обстоятельствах, с использованием определенных техник и материалов (картон и пастель). Другие задания предполагают панорамные зарисовки, линейные и тоновые, пастелью на картоне на десяти листах формата А3: городская архитектура Красноярска, музей-усадьба В. И. Сурикова, железнодорожный вокзал, Органный зал, речной вокзал, Николаевская гора, Покровская сопка, район Ба-заихи в г. Красноярске, г. Дивногорск. При компоновке в заданном формате обращается внимание на пропорции изображаемой формы здания, а также на характерные детали здания, элементы его декора, которые можно зарисовывать отдельно. Желательно вводить в композиции фигуры и группы людей, деревья, транспорт. Сбор материала для композиции осуществляется по выбору: архитектурные фрагменты окон, дворов, ворот, арок, крылец (зарисовки зданий, имеющих «свое лицо», - индивидуальность мотива, запоминающиеся силуэты объектов с проработкой их характерных деталей). Личностные умения студентов помогают осознать красоту и силу искусства, творчески осмыслить художественный материал, собранный во время работы на практике, воспитывают трепетное и ответственное отношение к своему делу, профессии. Наброски, зарисовки, этюды людей, животных, городского пейзажа служат для выполнения композиции на заданную тему, таким образом на летних практиках у студентов складываются коммуникативные умения.

В статье приводятся отдельные выдержки из индивидуальной программы, в которых Е. В. Шаламова скрупулезно обобщает опыт проведения практик. Следующие задания выполняются по живописи в количестве пятидесяти работ: этюды в технике пастели, отображающие состояния природы и время суток в городском пространстве. Для всех этюдов разрабатывается одна композиция. В каждой работе должны быть изображены в правильном отношении друг к другу небо, земля, архитектурное строение. Важно увидеть изменения одной изображаемой формы в городской среде. Это могут быть домашние заготовки по месту проживания. Предлагается написать три этюда городского пейзажа с одного и того же места - утром, вечером, днем. Умение студента выстроить логическую цепочку в наблюдении и фиксации состояния городской среды, а полученный опыт каждодневно повторять и закреплять - таков определённый акцент педагога Е. В. Шаламовой в работе с молодёжью. Пластические формы (людей, животных, птиц) могут выступать как масштаб к архитектуре, доминанта, через которую строится композиция. Создать образ города и деревни можно через наброски и зарисовки, которые включают фигуру человека, выполняющего различную работу, группы людей в интерьере и экстерьере, в динамике и статике. Учитываются и портретные зарисовки, этюды, наброски. В основном используется метод практического обучения - обращается внимание на влияние природной среды на модель (натуру), на законы воздушной перспективы, чтобы уметь изображать планы пейзажа, чтобы устранять путаницу в их писании, когда задний план начинает «выворачиваться» или опрокидываться, а передний план «пропадать». Уточняются все графические материалы (бумага, простые и цветные карандаши, тушь, фломастер, пастель) для зарисовки животных, птиц, рептилий и насекомых в зоопарке «Роев ручей», заповеднике «Столбы» (Красноярск). Акварель, темпера, акварельная бумага, кисти круглые и плоские также используются в рисовании в формате А4 и А5. Все аннотации Е. В. Шаламовой к практическим занятиям составляются, реализуются в конкретных условиях. Многоэтапные подходы педагога, применяемые на практических занятиях, мотивируют всю учебную деятельность.

Студенты 4-5-х курсов трудятся по индивидуальному плану, утверждённому руководителем мастерской и заведующим кафедрой В. П. Тепловым. Большое внимание уделяется сбору материала к «малому диплому» - серии графических листов (не менее 5 композиций). Первостепенное значение для студентов старших курсов приобретает психологическая характеристика изображаемого человека, групп людей в городском пейзаже, передача их пластической взаимосвязи. В композиционных разработках всё должно работать на создаваемый образ: формат, выбор выразительных средств, характерных деталей. Вектором дальнейшей работы являются поиски ответов на определённые проблемы, заинтересованность в поиске их решения, тем самым придаётся цельность и единство всему практическому занятию. Шаламова Е. В. рекомендует выполнять архитектурные зарисовки - этюды двух типов: кратковременные и длительные, в которых требуется убедительно передать пространство, состояние погоды, нюансы освещения и детально проработанные формы (см. Приложение, рис. 3, 4). Длительные работы создаются в несколько сеансов, в одни и те же часы дня, при одинаковом состоянии погоды (см. Приложение, рис. 2, 5, 6). Кратковременные этюды помогают развить чувство целого, избежать сухости и вялости в работе. Размер этюдов должен быть ограничен, что позволяет закончить работу в короткое время. Очень полезны в этом смысле краткосрочные зарисовки, где основным принципом в работе является рисование пластики цветовых пятен. Первые этюды -это студии с предельно законченными формами; следующие этюды пишутся широко и сочно. Каждая местность, где у студентов проходит летняя практика, имеет неповторимый силуэт и колорит. Линией обозначают границы предмета на фоне среды, пятном решают декоративные задачи рисунка, тоном моделируют форму, объединяют детали и весь рисунок. При рисовании применяется широкий ассортимент материалов: пастель (см. Приложение, рис. 1а, 2, 4), карандаш (графитный, угольный, цветной), перо (стальное, тростниковое, гусиное), сангина, соус, тушь.

Знание художественного языка графики, его особенностей формирует у студентов целостное представление о дисциплине. Данные знания

имеют практический характер, когда самостоятельно создаются графические работы. Рисунок экстерьера - не чертёж и перспективное построение, а передача свойств различных материалов, фактуры камня, бетона, дерева. Шаламова Е. В. выделяет особое место в программе практики работе над экстерьером: «Экстерьер может выступать в работах как главный герой (в городском, в деревенском, в урбанистическом пейзаже) либо быть стаффажем (в портрете, жанровой, исторической картине, станковом листе). Данное задание продолжает развивать вопросы понимания большого пространства, сочетание объёмно-пластических масс архитектуры с деревьями, мотивы, передающие особенности уголка города и его бытовые стороны. При компоновке изображаемого объекта оставляется свободное место внизу, выше нижнего края листа, что служит введением в композицию». Она уточняет, что изображаются фрагментарно камни, предметы, люди, животные, фактура земли, чтобы здание осталось «главным героем», центром композиции, всё остальное подчиняется ему, направляет взгляд зрителя. На всех этапах зарисовки проверка ранее взятых пропорций и тональных отношений обязательна, учитываются специфические особенности предложенного материала, пастели. Степень насыщенности первого плана по тону должна быть достаточно плотной, что даёт возможность тоньше промоделировать остальные планы. Однако первый план может быть светлым, с хорошо посматривающи-мися объёмами, с чётко видимыми рефлексами, границами падающих теней. Дополнения к архитектуре в виде каменных, гипсовых орнаментов, настенной росписи, мраморных и бронзовых скульптур не нарушают единства. Работа ведётся от общего к частному, на основе понимания сущности деталей, их значения в большой форме. Делая этюды цветом, следует наметить лёгким тоном тени, потом цветом обозначить освещённые места, включая уже проложенные тени, что сразу подчеркнёт объём сооружения. В солнечный день будут холодные тени на самом здании, а рефлексы останутся тёплыми (по аналогии с отражением солнечного света на земле, листьях, траве). Е. В. Шаламова настаивает: «Выполнение творческих заданий и углублённая работа над композицией составляют кульминацию специальных

требований для студентов. Обсуждение работ студентов закрепляет знания, умения и навыки. Важным этапом летних встреч становится суммирование всех достоинств и недостатков». Создание условий для активной деятельности студентов, педагогическая культура и такт, навыки ремесла и мастерство Е. В. Шаламовой предоставляют массу возможностей для самостоятельной работы при осврении учебной программы.

Ключевым моментом становится усвоение знаний о художественном языке графики, его особенностях, в частности пастели, сложнейшей технике исполнения, а также вопросы, рассуждения, собственные впечатления и аргументации студентов. Творческая самостоятельная работа с пастелью выявляет разнообразие подходов, характеристик, индивидуальных стилей студентов. Творческая переработка видимой информации включает анализ и интерпретацию впечатлений, предполагает непосредственную работу над развитием творческого мышления. В процессе практических занятий студенты приобретают первичные и закрепляют приобретённые умения и навыки работы с пастелью, расширяют и углубляют их, развивая восприятие техники мастеров. В пастели уточняется точка, линия, пятно, композиция, цвет, колорит, световой и цветовой контраст. Поэтому планируемые результаты обучения предполагают сформированность у обучающихся представления и критического мышления о технике пастели, умения анализировать и систематизировать получаемые знания. Технические приемы в работе с пастелью зависят от предпочтения художника и поставленных им задач. В качестве материала используют плотный переплетный картон (балахна), замшу, пастелмат и другие виды картона. Штрихи, локальное пятно, сухая или мокрая кисть создают линии, контрастные цветовые сочетания. Пальцы художника - это универсальный инструмент для растушевки пятна. Выбирается тональность листа по самым темным местам в пейзаже: глубоких, темных оттенков в пастели мало, разнообразие светлых оттенков доминирует. Пастель как техника уязвима и сильна. С одной стороны, мелки легко повреждаются и осыпаются (закрепляются фиксатором), с другой - техника пастели позволяет быстро решать художественные задачи в этюде, перекрывать

большие поверхности, в любой момент начинать и прекращать работу, смешивать слои, не ожидая их высыхания. Рисунок пастелью отличается мягкостью, тонкостью переходов и богатством тонов.

Актуальность тем практик обусловлена необходимостью повышения эффективности образовательного процесса, внедрением в процесс обучения традиционных и новейших технологий, способствующих развитию системного мышления и художественно-эстетическому воспитанию личности. Работа с натуры воспитывает, развивает, расширяет эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, личностно ориентированное общение, создает психологически комфортную атмосферу. Полученная информация визуализируется и резюмируется, она помогает представить сложившийся образ, этапы его развития в соответствии с художественным мышлением, не исключает интуитивного подхода в индивидуальном задании. Каждое задание с первого по пятый курсы сопровождается набросками с различных точек зрения на выявление характера натуры. Набросок - великий учитель для художника любого возраста. В процессе работы над рисунком необходимо обращать внимание студентов на композицию изображаемой формы в листе, её пропорции, образную сторону объекта. Первые наброски в пастели остаются схематичными, в них не нужно искать сходства с объектом, точности пропорций, отбора характерных деталей (см. Приложение, рис. 3, 4, 7). На данном этапе важно «количество набросков, которое должно перерасти в качественное решение». Постепенно учитывается совместимость изображаемых архитектурных форм с пейзажем или интерьером, скрупулёзно и последовательно заостряется внимание на пропорциях, характерных деталях, усиливающих образ объекта. Изучается масштабная и пластическая связь между объектами, сочетание силуэтов при общем освещении.

На летней практике, от курса к курсу, повышается требовательность к графическому исполнению рисунков. Три итоговых графических листа выполняются в формате А3, А4 на 1-2-м курсах на основе собранного материала. На 3-5-м курсах на предложенные темы дается задание выполнить пять-семь итоговых графических листов в формате А2. Используются все графические

материалы при передаче природных феноменов, они становятся живой информацией, приводят к положительному результату, накоплению личного опыта. На основе полученных впечатлений студент составляет образ природы, в лаконичной форме и авторской рефлексии. Для воспроизведения увиденного архитектурного пейзажа студенты проводят самостоятельный анализ, сравнение, выбор мотива (сюжетного), подбирают технику исполнения, цветовую гамму. Работа с художественным материалом расширяет поставленные цели, знакомит с процессом логической последовательности от этапа к этапу, с удачами, неудачами. Но через личный опыт, возвращение и повторение уже пройденных этапов студент пытается улучшить свой результат.

Методы обучения и формы проведения занятий различны. Интерактивный метод помогает на практике усваивать творческие задания, сохраняя положительную или активно-позитивную атмосферу. Совет учителя важен, Е. В. Шаламова уточняет: «Роль педагога огромна в постановке задачи, призванной активизировать, заинтересовать, мотивировать студента на работу». Намечается единая доминанта в создании ассоциативных связей с имеющимися знаниями и поиском ответа. Сама по себе такая постановка задачи является объединяющим моментом всего учебного занятия, его главной нитью. Оценка результатов осуществляется по итогам самостоятельной работы студента, выполнения творческих заданий и через самоанализ занятий по практике. Открывается последовательная цепочка учёта всех этапов. Для достижения хорошего результата освещаются, учитываются, прогнозируются возрастные и индивидуальные особенности студентов.

Творческая деятельность и учебная работа во время летней практики студентов 1-5-х курсов специальности «Графика» в Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хворостовского предполагает самостоятельное заключение, подведение итогов и индивидуальные выводы. С 1-го по 5-й курсы проводятся учебная, производственная, творческая, пленэрная, музейная, преддипломная (научно-исследовательская) практики. Согласно общегосударственному плану всех практик, для самостоятельной работы студентов-графиков отводится 270 часов (5 не-

дель), с преподавателем - 108 часов (2 недели). Используемые в летней практике методы обеспечивают программе Е. В. Шаламовой реальные результаты. Они совпадают с прогнозируемыми целями и задачами, способствуют положительному решению комплексно поставленных вопросов. Опорные моменты учебной программы Шаламо-вой визуализируют непосредственную работу с художниками-студентами. В настоящее время выделяется 54 часа занятий под руководством преподавателя (1 неделя) на 3-м и 4-м курсах. Для самостоятельной работы студента отводится 162 часа (3 недели). Определённость и ясность, чёткость и реальность педагогических решений учат студентов активно мыслить художественными образами. Подбор форм и методов работы, творческий потенциал педагога, профессиональное мастерство, умение работать в контексте новых традиций «красноярской школы» служат подтверждением реально высоких результатов. Учитываются современные тенденции в педагогике, методиках, культуре и искусствах. Произведённый анализ процесса обучения во врямя летней практики служит основанием для вывода о том, что вариативность используемой методики прививает художественное мышление обучающемуся. В программе учитываются особенности контингента студентов, поэтапно выстраивается образовательный процесс. Летняя практика для студентов 1-5-х курсов по специальности «Графика», как источник раскрытия творческого потенциала обучающегося, полностью реализуется. К безусловным удачам автора учебной программы Е. В. Шала-мовой, а также и всей «красноярской традиции» относятся большой объем информативного материала, конструктивный подход к сохранению творческой атмосферы, отсутствие монотонности в каждодневной практике. Анализ творческого материала позволяет говорить об отличном уровне педагогической программы «красноярской школы». В числе ее достоинств выделяются: актуальность тем, включающих классику и современность и оригинальность их прочтения, результативность при работе с обучающимися, про-фессиональнаяпоследовательностьиумеренность, самостоятельность и воодушевлённость, непосредственная живость целей и задач, говорящих о любви к профессии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

в

Рисунок 1. «Просмотр. Угол мастерской». Картон. Пастель

Рисунок 2. «Ночной двор». Картон. Пастель. 40х60

Рисунок 3. «Дом». Картон. Пастель. 20х30

Рисунок 4. «Улица». Картон. Пастель. 20х30

Рисунок 5. «Городская история». Картон. Пастель. 40х60

Рисунок 6. «Уголок города». Картон. Пастель. 40х60 Рисунок 7. «Зарисовка». Картон. Пастель. 20х30

Литература

1. Галкина М. В., Михайлов Н. В. Практика студента отделения декоративно-прикладного искусства на производстве // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. Сер. «Педагогика». - 2014. - № 1. - С. 100-103.

2. Зубрилин К. М., Руднев И. Ю. Роль пленэра в системе художественного образования // Наука и школа. -2016. - № 6. - С. 175-180.

3. Леонтьева Т. С. Эксперимент в творческой и учебной практике художника-педагога Академии акварели и изящных искусств Алексея Юрьевича Кравченко // Современное художественное образование: пед. аспекты оптимизации: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф., 26-27 нояб. 2015 года. - М., 2015. - С. 129-133.

4. Лысенкова О. О. Опыт творческих пленэров студентов СПГХПА им. А. Л. Штиглица в Республике Карелия, в Национальном парке «Водлозерский» // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестн. МГХПА. - 2015. - № 4. - С. 270-279.

5. Сеничкина Е. В. Графический пленэр в городской среде // Концепт. науч.-метод. электрон. журн. - 2017. -№ 5. - С. 56-61.

6. Рисунок и акварель в России: XVIII век / Русский музей. - СПб., 2005. - 176 с.

7. Рисунок и акварель в России: вторая половина XIX века / Русский музей. - СПб., 2005. - 160 с.

8. Рисунок и акварель в русской культуре: первая половина XIX века / Е. Петрова; Русский музей. - СПб., 2005. - 388 с.

9. Рисунок и акварель в России. XX век / Русский музей; авт. ст. Н. Козырева. - СПб., 2008. - 207 с.

10. Теплов В. П., Воронова М. В. Универсальные качества пастели как материала, позволяющего решать сложные графические и живописные задачи в процессе обучения по специальности «Графика» // Искусство глазами молодых: мат-лы XI Междунар. науч. конф. 28-29 марта 2019 года / Сибир. гос. ин-т искусств имени Дмитрия Xворостовского; ред.: Н. В. Перепич, М. В. Саблина. - Красноярск: СГИИ им. Д. Xворостовского, 2019. -292 с. - С. 153-156.

References

1. Galkina M.V., Mikhaylov N.V. Praktika studenta otdeleniya dekorativno-prikladnogo iskusstva na proizvodstve [Student practice at the department of arts and crafts in production]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya "Pedagogika" [Bulletin of Moscow State Regional University. Series "Pedagogy"], 2014, no. 1, pp. 100-103. (In Russ.).

2. Zubrilin K.M., Rudnev I.Yu. Rol' plenera v sisteme khudozhestvennogo obrazovaniya [Role of the open air in the system of art education]. Nauka i shkola [Science and School], 2016, no. 6, pp. 175-180. (In Russ.).

3. Leontyeva T.S. Eksperiment v tvorcheskoy i uchebnoy praktike khudozhnika-pedagoga Akademii akvareli i izyas-hchnykh iskusstv Alekseya Yuryevicha Kravchenko [An experiment in the creative and educational practice of the artist-teacher at the Academy of Watercolors and Fine Arts Alexei Yuryevich Kravchenko]. Sovremennoe khudozhest-vennoe obrazovanie: pedagogicheskie aspekty optimizatsii: sb. nauch. tr. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 26-27 no-yabrya 2015 goda [Contemporary art education: pedagogical aspects of optimization: Sat. scientific tr Int. scientific-practical Conf., November 26-27, 2015]. Moscow, 2015, pp. 129-133. (In Russ.).

4. Lysenkova O.O. Opyt tvorcheskikh plenerov studentov SPGHPA im. A.L. Shtiglitsa v Respublike Kareliya, v Natsional'nom parke "Vodlozerskiy" [Experience of creative open-air students of SPGHPA them. A.L. Stieglitz in the Republic of Karelia in the Vodlozersky National Park]. Dekorativnoe iskusstvo ipredmetno-prostranstvennaya sreda. VestnikMGHPA [Decorative art and spatial environment. Bulletin of MGHPA], 2015, no. 4, pp. 270-279. (In Russ.).

5. Senichkina E.V. Graficheskiy plener v gorodskoy srede [Graphic open air in the urban environment]. Kontsept: nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal [Concept. Scientific and methodological electronic journal], 2017, no. 5, pp. 56-61. (In Russ.).

6. Risunok i akvarel' v Rossii: XVIII vek [Drawing and watercolor in Russia: XVIII century]. Russkiy muzey [Russian Museum]. St. Petersburg, 2005. 176 p. (In Russ.).

7. Risunok i akvarel' v Rossii: vtoraya polovina XIX veka [Drawing and watercolor in Russia: the second half of the nineteenth century]. Russkiy muzey [Russian Museum]. St. Petersburg, 2005. 160 p. (In Russ.).

8. Risunok i akvarel' v russkoy kul'ture: pervaya polovina XIX veka [Drawing and watercolor in Russian culture: the first half of the nineteenth century]. Russkiy muzey [Russian Museum]. Ed by E. Petrova. St. Petersburg, 2005. 388 p. (In Russ.).

9. Risunok i akvarel' v Rossii. XX vek [Watercolor and drawing in Russia. XX century]. Russkiy muzey [Russian Museum]. Ed by N. Kozyreva. St. Petersburg, 2008. 207 p. (In Russ.).

10. Teplov V.P., Voronova M.V. Universal'nye kachestva pasteli kak materiala, pozvolyayushchego reshat' slozhnye graficheskie i zhivopisnye zadachi v protsesse obucheniya po spetsial'nosti "Grafika" [Universal qualities of pastels as a material that allows solving complex graphic and pictorial problems in the process of training in the specialty "Graphics"]. Iskusstvo glazami molodykh: materialy XIMezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, 28-29 marta 2019 goda [Art through the eyes of young people: materials of the XI International Scientific Conference, March 28-29, 2019 city]. Krasnoyarsk, Dmitri Khvorostovsky Siberian State Academy of Arts, 2019, pp. 153-156. (In Russ.).

УДК 378

THE ROLE AND PURPOSES OF THE THEORY COURSES IN THE ACADEMIC CURRICULA OF THE FACULTY OF ARTS IN NIS1

Natasa Nagorni Petrov, PhD in Pedagogy, Professor of Department of Musical Arts of the Faculty of Arts, University of Nis (Nis, Republic of Serbia). E-mail: cairni@ni.ac.rs

Danijela Stojanovic, PhD in Pedagogy, Professor of Department of Musical Arts of the Faculty of Arts, University of Nis (Nis, Republic of Serbia). E-mail: danijela63@yahoo.com

Danijela Ilic, PhD in Arts History, Professor of Department of Musical Arts of the Faculty of Arts, University of Nis (Nis, Republic of Serbia). E-mail: danijelailic1@yahoo.com

The teaching process at the Department of Music Art at the Faculty of Arts in Nis is realized through the accredited study programs for Bachelor's degree studies (BA) and Master's degree studies (MA). The theory courses Harmony and Harmonic Analysis, Counterpoint and Musical Forms belong to a group of theoretical courses. They are taught at all levels of study within different study programmes. Starting from the theoretical basis, through the acquisition and development of skills, the analytical approach to compositions of different stylistic epochs, students are enabled to monitor the development of musical thinking, compositional practices, styles and genres through the opus of a large number of composers, as well as to have the possibility of pedagogical approach to different music-theoretical disciplines.

This paper analyzes the structure of the study programmes and teaching contents of Harmony and Harmonic Analysis, Counterpoint and Musical Forms, as theoretical disciplines. The importance of these theoretical courses is also encouraged by their correlation with other music disciplines. The academic courses Harmony and Harmonic Analysis, Counterpoint and Musical Forms are taught at Master's degree academic studies as mandatory courses, but also at the study programme of Theory Courses Teaching Methods.

bywords: harmony and harmonic analysis, counterpoint, musical forms, theory courses, teaching methods, pedagogical approaches to teaching.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КУРСОВ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ В НИШЕ

Наташа Нагорни Петров, кандидат педагогических наук, профессор кафедры музыкального искусства факультета искусств, Университет в Нише (г. Ниш, Республика Сербия). E-mail: cairni@ni.ac.rs Даниела Стоянович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры музыкального искусства, заместитель декана по художественно-научным вопросам факультета искусств, Университет в Нише (г. Ниш, Республика Сербия). E-mail: danijela63@yahoo.com

Даниела Илич, кандидат искусствоведения, профессор кафедры музыкального искусства факультета искусств, Университет в Нише (г. Ниш, Республика Сербия). E-mail: danijelailic1@yahoo.com

1 The paper was created as part of the project of the SASA Branch in Nis, Music heritage of South-eastern Serbia, contemporary creativity and taste education (0-10-17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.