DOI 10.37909/2542-1352-2021-2009 УДК 75.05
РОЛЬ ПРЕДМЕТА «СПЕЦИАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ» В ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКА-МОНУМЕНТАЛИСТА
Новикова О.В., доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова
Аннотация. В статье изложены методические особенности преподавания дисциплины «Специальная живопись» для обучающихся по направлению «Монументально-декоративная живопись». Представлен разработанный на основе обобщения опыта работы преподавателей кафедры Монументально-декоративного искусства определённый метод и подход в обучении. Метод наглядно показан на примерах работ обучающихся. Рассмотрена специфика преподавания, направленная на формирование профессиональных компетенций будущих художников- монументалистов. Предложенный метод формирует развитие воображения, художественный вкус, расширяет знание истории искусств, увеличивает «насмотренность» произведений признанных авторов. В процессе освоения дисциплины у студентов появляется определённая свобода в выборе подхода к работе, техники и стилистики исполнения, проявляются и развиваются творческие способности. Вырабатывается умение профессионально грамотно, осознанно и творчески подходить к поставленным в работе задачам. Для наглядной иллюстрации процесса в статье использованы фото Новиковой О.В., а также фото работ студентов, выполненных под руководством Новиковой О.В. из архива кафедры МДИ НГУАДИ.
Ключевые слова: специальная живопись, монументально-декоративное искусство, учебная копия, техника, стилистика, композиция, творческая работа, методика преподавания, «насмотренность».
Для того чтобы качественно работать в различных видах монументально-декоративного искусства, будущему художнику-монументалисту важно приобрести профессиональные компетенции:
- мыслить композиционно;
- работать с пространством, светом и цветом, объёмом;
- освоить технологии работы с художественными материалами.
В процессе формирования вышеперечисленных компетенций наряду с предметом «Специальная живопись» участвуют такие дисциплины, как: «Академический рисунок», «Академическая живопись», «Основы композиции (пропедевтика)», «Специальный рисунок». Все они тесно взаимосвязаны, при формировании заданий и упражнений предусматривается параллельность тем и одновременное погружение, что даёт крепкие основы изобразительного языка. А результаты их изучения будут использованы для освоения курсового проектирования в рамках специальности, а также для изучения дисциплины «Основы художественного производства», в производственных практиках и при подготовке выпускной квалификационной работы [2].
Курс «Специальная живопись» длительный, начинается в третьем семестре и заканчивается в одиннадцатом. Таким образом, всего получается 9 семестров обучения, что является одной из ос-
новных, ключевых нитей, проходящих через весь процесс учебной программы. Где поступательно, шаг за шагом проходя через задания, их усложнения, пресекаясь с другими предметами, и получая практические навыки, выполняя поставленные задачи, обучающийся совершенствуется профессионально.
Процесс преподавания дисциплины.
Процесс изучения дисциплины включает в себя практические занятия, самостоятельную работу и основан на выполнении живописных работ. Каждое занятие включает в себя так же теоретическую часть - просмотр, предложенной преподавателем визуальной информации и обсуждение. Обязательное знакомство с работами знаменитых мастеров и предыдущим опытом, работами студентов из фонда кафедры, и самостоятельный подбор информации по нужной теме, позволяет сформировать у студентов собственный визуальный ряд, формирует художественный, эстетический взгляд (рис. 13). Обеспечение наглядных материалов базируется как в цифровом фонде, так и в реально существующем. Его составляют лучшие работы студентов прошлых лет, оставленные после кафедральных просмотров для методического фонда кафедры Монументально-декоративного искусства (МДИ). Возможность работы с фондом позволяет студентам взять на вооружение большой наглядный опыт, формирует так называемую
«насмотренность». Даёт возможность учесть предыдущие ошибки и улучшить свой результат.
Комплексный подход в обучении включает совместное с преподавателем посещение художественных проектов, выставок, активное участие в музейных экскурсиях. Знакомство со знаменитыми художниками, мастерами своего дела и посещение действующих мастерских (рис. 14-16). А затем обсуждение на занятиях художественных событий и вовлечение в активное участие в разнообразных выставках, проектах, выставках-конкурсах. Таким образом, у студентов формируется мотивация к саморазвитию, самообразованию, также стремление к участию в художественной жизни.
Курс дисциплины «Специальная живопись» включает в себя тематические разделы: «Натюрморт», «Пейзаж», «Тематическая» и «Фигуративная композиция» и т.д. В свою очередь каждое творческое задание предлагает разнообразие тем в разделе.
Рассмотрим процесс выполнения семестрового задания (раздел «Натюрморт») поэтапно на примере студенческих работ. Каждое задание состоит из двух живописных работ:
1. Учебная копия;
2. Творческая работа.
Семестровое задание. Раздел «Натюрморт».
1. Учебная копия.
Задание включает в себя:
- знакомство с творчеством предлагаемого автора. Подробное изучение стилистики, композиционного решения, творческой манеры и техники автора;
- копийную работу. По размеру приближена к оригиналу, возможно уменьшение в масштабе, возможен фрагмент, копирование в материале оригинала (холст, масло, темпера и т. п.). (рис. 1; рис. 2, рис. 6, рис. 7) [1].
Роль традиций.
В прошедшие эпохи существовала мощная школа обучения и передачи мастерства. Обучение, как правило, основывалось на копировании. Обучающиеся последовательно проходили все ступени владения мастерством, от подмастерья до приближенного ученика, доверенного помощника. Затем выбирался более достойный, которому потом мастер передавал всё свое мастерство, все секреты. Затем достойный ученик в свою очередь уже в своей индивидуальной манере продолжал дело учителя, создавал свою школу, продолжая традицию обучения новых поколений. Поэтому очень важно и необходимо узнать, соприкоснуться с системой, последовательностью исполнения,
технологией. Ведь старые мастера иногда создавали невероятные в техническом плане произведения, причем вручную. Прикасаясь к истории через знакомство с творчеством автора, его биографией, направлением в искусстве, копированием его произведения, студент погружается в эпоху, пронизывается духом времени. А также получает прикладное применение для своего творчества. Узнает больше о «профессиональной кухне» живописцев. Только когда ставится задача повторить написанное, студент действительно задается практическим вопросом: «А как же это сделано? Как добиться того или иного результата? Как получился этот уникальный эффект свечения? Как получается такой цвет, оттенок?» [3].
Перед началом работы над заданиями студенту рекомендуется просмотр репродукций изобразительного искусства, посещение выставок с целью определения конкретного копируемого автора.
На вводном занятии студенту предлагается выбрать из предлагаемых преподавателем авторов одного для копирования. Либо после просмотра и изучения дополнительного материала и поиска, студент предлагает самостоятельный выбор, что тоже расширяет его возможности и круг знакомства в изучаемом списке известных и признанных авторов. Затем, после окончательного выбора и беседы с преподавателем, определившись, студент начинает копирование.
Курс формирует системный подход в работе с живописным изобразительным материалом:
- умение анализировать живописное произведение;
- умение выявить его технологические и стилевые особенности;
- принципы композиционного построения;
- особенности линейного, тонального и живописного построения;
- умение разбираться в стилях живописных произведений, как мастеров прошлого, так и современных авторов, умение интерпретации их стилистических особенностей на практике.
Также целью является освоение студентами навыков, приёмов учебной копийной практики, изучение техники и технологии, мастерства известных и признанных авторов, шедевров изобразительного искусства. Глубокое осмысление и анализ всех живописных слоёв оригинала. Данная дисциплина является важнейшей составляющей в подготовке профессионала широкого профиля. Освоение её даёт возможность «послойного видения» подлинника, развивает способность выполнения даже художественной реставрации и, при необходимости, реконструкции утраченных ча-
стей произведения искусства. Что в дальнейшем может также дать направление в специализации.
Рассмотрим совокупность применения всех навыков и умений, полученных на других дисциплинах, их связи и развитие новых компетенций на примере выполнения специальных заданий по дисциплине «Специальная живопись», определив, таким образом, роль этого предмета в подготовке художника-монументалиста.
Академическое рисование - это то, что сами художники определяют понятием «уметь рисовать», не может в полном объёме отвечать на специфические вопросы художественных специальностей. С одной стороны, академизм основан на натурном изображении. С другой стороны, для успешной работы в области монументально-декоративного искусства (МДИ) необходимо развить у студентов образное мышление, декоративное видение предмета, творческий подход.
На решение этих задач и направлены такие дисциплины как «Специальная живопись», «Специальный рисунок», «Основы композиции (пропедевтика)». «Специальная живопись», не нарушая общие законы академической живописи, органически взяла на себя решение задач в изображении большой цветовой формы.
Специфика выполнения заданий состоит в следующем:
- свободе обращения с деталями;
- цветом;
- композицией на плоскости холста (картона);
- согласно авторскому решению учебных задач, что уже можно говорить о самостоятельном решении и направлении.
2. Творческая работа.
Задание включает в себя:
- создание собственной композиции в стилистике копируемого автора на основе постановки натюрморта (рис. 3 и рис. 8). Выполнение форэ-скизов. Поиск возможных вариантов: работа с разными форматами - квадрат, прямоугольник вертикальный и горизонтальный (5- 10 шт.). Поиск ясной композиционной схемы. Выявление пространства и объёма предметов, обобщение, «большая форма». Выбор фактуры, грунта и формата холста. Подготовка материалов: натяжка холста, проклеивание, нанесение грунта и ошкуривание;
- выход на формат холста с лучшим вариантом. Рекомендуемый размер: 60*80, 50*70, 60*70; 70*80, 80*80 и т.п.;
- рекомендуемый материал: холст, масло; темпера.
Выполнение задания формирует знания построения композиции в заданном формате, зако-
номерности структурных построений. Работа над заданием ведется через сбор подходящего по теме материала: исследование и подбор репродукции произведений изобразительного искусства, поисковые натурные наброски, эскизы и форэскизы. (рис. 9, рис. 11) [1].
Сначала выполняются натурные зарисовки с заданной преподавателем учебной постановки натюрморта (рис.3 и рис.8). Студент из предложенных предметов выстраивает свой натюрморт, свою композицию. В данном случае допускается пользоваться натюрмортом только лишь как поводом, дающим разбег для фантазии обучающегося. Важно передать заданный преподавателем сюжет, его идею, но уже средствами стилистических особенностей копируемого автора. Допускается передвижение предметов, исключение из общей композиции отдельных, изменение точки зрения, вариативность смыслов и свое прочтение темы постановочного натюрморта. Необходимо выразить конструкцию предметов, своим специфическим языком, рассматривая их через призму видения изученного автора, применяя его опыт на практике. Выполнить поиск композиционных решений с использованием разных форматов: квадрат, горизонтальный или вертикальный прямоугольник. А затем уже консультативно определившись с преподавателем с конкретным эскизом, самым интересным и удачным по всем критериям.
Еще очень важно отметить не малую роль одновременной работы разных по характеристике восприятия студентов в группе над одной постановкой натюрморта, да ещё в разнообразных сти-листиках, так как авторов они копируют разных. Тем и ценна такая практика, что полученный результат дает им возможность проанализировать работу соседа по станку и сделать соответствующие выводы, приняв на вооружение и этот опыт. В результате, мы получаем нужные пресечения с задачами с множественным усилением результата. (рис.4 и рис.5; рис.10 и рис.12).
Таким образом, у студентов формируется способность к методически поэтапному выполнению задания. Предложенный метод формирует развитие воображения, художественный вкус, расширяет знание истории искусств, увеличивает «насмо-тренность» произведений признанных авторов. В процессе освоения дисциплины у студентов появляется определённая свобода в выборе подхода к работе, техники и стилистики исполнения, проявляются и развиваются творческие способности. Вырабатывается умение профессионально, грамотно, осознанно и творчески подходить к поставленным в работе задачам.
Наглядная иллюстрация работ студентов, выполненных под руководством Новиковой О.В. (архив кафедры МДИ НГУАДИ)
Рис.2. Раздел: НАТЮРМОРТ. Первая часть задания: Учебная копия - Александр Куприн «Натюрморт с труб-кой»(холст, масло). Пышная А. (231гр.). Преподаватель Новикова О.В.
Рис.4. Раздел: НАТЮРМОРТ. Вторая часть задания: Творческая работа «Натюрморт с шахматами»(холст, масло). Тема натюрморта задана студийной постановкой. Попова В.(231гр.). Преподаватель Новикова О.В.
Рис.5. Раздел: НАТЮРМОРТ. Вторая часть задания: Творческая работа «Натюрморт с шахматами»(холст, масло). Тема натюрморта задана студийной постановкой. . Пышная А. (231гр.). Преподаватель Новикова О.В.
Рис.6. Раздел: НАТЮРМОРТ. Первая часть задания: Учебная копия- КПетров-Водкин «Натюрморт с письмами». Холст, масло. Шабанова К. (231гр.). Преподаватель Новикова О.В.
Рис.7. Раздел: НАТЮРМОРТ. Первая часть задания: Учебная копия - Хуана Гриса «Натюрморт со скатертью» (холст, масло). Бережная Е. (231гр.). Преподаватель Новикова О.В.
Рис.9. Планшет с поисковыми форэскизами творческой работы к стилизации натюрморта под творческую манеру К. Петрова-Водкина и примером его работы. Шабанова К.(231гр.). Преподаватель Новикова О.В.
Рис.10. Шабанова Кристина. 3 курс. Тема: НАТЮРМОРТ. Вторая часть задания: Творческая работа « У самовара»(.холст, масло). Тема натюрморта задана студийной постановкой. Шабанова К.(231гр.). Преподаватель Новикова О.В.
Рис.11. Планшет с поисковыми форэскизами творческой работы к стилизации натюрморта под творческую манеру Хуана Гриса. Бережная Е.(231гр.). Преподаватель Новикова О.В.
Рис.12. Раздел: НАТЮРМОРТ. Вторая часть задания: Творческая работа « У самовара»(холст, масло). Тема натюрморта задана студийной постановкой. Бережная Е.(231гр.). Преподаватель Новикова О.В.
Рис.13. Участие студентов в мероприятиях «Виртуального филиала Русского музея» на занятиях по дисциплине «Специальная живопись». Преподаватель Новикова О.В.
Рис.14. Посещение студентов мастерской Народного художника России М.С. Омбыша-Кузнецова в рамках занятия «Беседа о мастерстве и искусстве» по дисциплине «Специальная живопись».
Преподаватель Новикова О.В.
Рис.15. Посещение студентов мастерской С.М. Григорьева в рамках занятия «Беседа о мастерстве и искусстве» по дисциплине «Специальная живопись». Преподаватель Новикова О.В.
Рис.16. Плановое групповое посещение преподавателей и студентов музея «Сибирской народной иконы» (р.п. Сузун, НСО).
Библиографический список
1. Специальная живопись: Методические указания по выполнению живописных работ по дисциплине для обучающихся по специальности 54.05.01 Монументально-декоративное искусство (специализация «живопись»)/ О.В. Новикова; Новосиб. гос. ун-т архитектуры, дизайна и искусств. - Новосибирск, 2018. - с.
2. Смагин В.Г. Пространство творчества. От замысла к созданию произведения монументально-декоративного искусства: учебное пособие для вузов. - Иркутск: Издат. дом «БелЛайн», 2008
3. SECRET ARTIS (Секреты искусства) №3(07). Научно-методический журнал Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Полигран. Москва. 2019
ROLE OF THE SUBJECT «SPECIAL PAINTING» IN THE TRAINING OF THE MONUMENTAL ARTIST
Novikova O. V., Associate Professor
Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Abstract. The article describes the methodological features of teaching the discipline «Special painting» for students in the direction of «Monumental and decorative painting». A certain method and approach in teaching, developed on the basis of generalization of experience, is presented, considered on the examples of students ' works. The article considers the specifics of teaching aimed at the formation of professional competencies offuture muralists. The proposed method forms the development of imagination, artistic taste, expands knowledge of the history of art, increases the «observation» of the works of recognized authors. In the process of mastering the discipline, students have a certain freedom in choosing an approach to work, technique and stylistics of performance, creative abilities are manifested and developed. The ability to professionally competently, consciously and creatively approach the tasks set in the work is developed. For a clear illustration of the process, the article uses photos of O. Novikova, as well as photos of students' works, performed under the guidance of O. Novikova. from the archive of the department MDINSUADI.
Keywords: special painting, monumental and decorative art, educational copy, technique, stylistics, composition, creative work, teaching methodology, «watching».