чительной особенностью которого является сопряженная физическая и техническая подготовка с учетом исходного уровня подготовленности, комплексный подход с акцентом на виды испытаний, вызывающих наибольшие затруднения, а также использование методов самостоятельной работы студентов по коррекции низких показателей.
3. Экспериментальная проверка эффективности разработанной программы подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО подтвердила ее эффективность, повышение уровня физической подготовленности студентов экспериментальной группы, что выражено в статистически достоверном улучшении у них большинства показателей. Наиболее выраженные приросты выявлены в тестах, требующих проявления общей выносливости (у юношей на 3,6 % (р < 0,05), у девушек на 11,8 % (р < 0,05)), силовой выносливости (у юношей на 38,5 % (р < 0,05), у девушек на 24,5 % (р < 0,05)), гибкости у девушек и юношей (на 46,9 % (р < 0,05)), а также скоростных способностей у девушек (на 7,9 % (р < 0,05)). Эти показатели являлись отстающими.
УДК 378.147.88
КУРС «СПЕЦИАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-МОНУМЕНТАЛИСТА
Рассматриваются некоторые педагогические принципы организации курса «Спецживопись» по специальности «Монументально-декоративное искусство». Описывается специфика данного курса. Даны некоторые методические указания по выполнению учебных работ.
Ключевые слова: монументально-декоративное искусство, спецживопись, образное мышление.
Современное отечественное художественное образование, обладая традиционными методиками для решения образовательных задач, не может в полном объеме отвечать современным требованиям общества. Для того чтобы профессионально работать в различных видах искусства каждому студенту важно приобрести профессиональные компетенции: композиционно мыслить; работать с объемом, пространством и цветом; знать технологии работы с изобразительными материалами. Учебные дисциплины, которые изучают студенты любой художественной специальности «Рисунок», «Живопись», «Композиция» дают основы изобразительного языка и необходимы всем будущим художникам, архитекторам, дизайнерам. Но академическое образование - то, что сами художники определяют понятием «уметь рисовать», не может в полном объеме отвечать на специфические вопросы различных художественных специальностей. Академизм по-своему парадоксален. С одной стороны, он основан на культе натурного изобра-
1. Физическое состояние и готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса ГТО 2014 года / Е. И. Перова, В. А. Куренцов, В. П. Голубев, Э. В. Егорычева // Вестник спортивной науки. 2014. № 2. С. 55-60.
2. Приходов Д. С. Общие физкультурные компетенции как основа формирования физической подготовленности студентов // Доклад с Всероссийской научно-практической конференции «Развитие массовой физической культуры в современной России: традиции и перспективы внедрения комплекса ГТО». 2015. № 3. С. 73.
3. Павлова И. В., Белова Т. Ю. Физическая готовность студентов к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне» нового поколения // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием 6-8 ноября 2015 г. Казань : Изд-во КНИТУ-КАИ, 2015. С. 502-503.
© Павлов В. Е., Павлова И. В., 2018
А. И. Сухарев, В. И. Маслов A. I. Sukharev, V. I. Maslov
COURSE «SPECIAL PAINTING» IN THE TRAINING SYSTEM OF THE MURALIST
This article discusses some of the pedagogical principles of the organization of the course «Special painting» in «Monumental and decorative art». It describes the specifics of the course, provides some guidelines on the implementation of the training works.
Keywords: monumental and decorative art, special painting, creative thinking.
жения реальности и ее зримого воплощения на плоскости, формирующем профессиональную грамотность. С другой стороны, претворение общих начал осуществляется в многообразных формах «авторской» реальности [1].
Для успешной работы в области монументально-декоративного искусства (далее - МДИ) необходимо развить у студентов особый склад психики, образного мышления, творческого воображения. На решение этих задач и направлены специальные дисциплины: «Спецживопись», «Спецрисунок», «Композиция в МДИ». Спецживопись, не нарушающая общие законы академической живописи, органически взяла на себя решение задач в изображении большой цветовой формы. Сама оперативность исполнения заданий породила ту форму свободы в обращении с деталями, цветом, композицией на плоскости холста или картона, согласно авторскому решению учебных задач, что уже можно говорить о самостоятельной форме существования направления в классической живописи (рис. 1).
Рис. 1. Натюрморт, смешанная техника*
Наблюдения за работой студентов и анализ выполненных учебных работ говорят, что спецживопись вызывает истинный интерес студентов. Ее сложная и многогранная форма позволяет решать самые разнообразные как учебные, так и творческие задачи. В самом спецкурсе, при решении определенных учебных задач, студенты заново открывают для себя классическую (академическую) живопись. В спецживописи можно (и желательно) решать задачи в таких формах, о каких в академической живописи даже думать нельзя. Спецживопись является важнейшим компонентом в подготовке специалистов в области МДИ, расширяя традиционные возможности академической живописи, теоретическую базу подготовки, развивает профессиональные компетенции, творческий потенциал и практические навыки студента. Она является интегрирующим средством универсального решения композиционных задач, познания новых изобразительных материалов, технологий и способов изображения, самообразования и познания [2]. Поэтому именно спецживопись представляет особый интерес в курсе подготовки художника-монументалиста. Спецживопись становится частью богатых традиций современной живописи, монументального искусства.
Рассматривая содержание предмета «Спецживопись» для специальности «Монументально-декоративное искусство», квалификация - художник монументально-декоративного искусства (живопись), необходимо четко представлять себе само произведение МДИ как в целом, так и в частных составляющих его изобразительных элементах. Только тогда можно определить характер взаимосвязи между этими элементами, его изобразительную структуру. На основе этого анализа можно определить и содержание учебной дисциплины [3].
Основными элементами, определяющими структуру произведения МДИ, являются: изобразительная поверхность и изображение. Названные элементы могут иметь различные характеристики. Например, изобразительная поверхность может быть плоской или иметь объем, состоять из простейших геометрических элементов (призма, куб, шар и т. д.). Сама конструкция изобразительной поверхности рождает психологически обусловленное чувство завер-
* В статье использованы фотографии учебных работ студентов факультета искусств ОмГПУ и выпуской квалификационной работы М. Н Полтавской.
шенности, устойчивости, покоя или динамики, напряжения. Кроме того, изобразительная поверхность обладает цветовым тоном и фактурой - активными средствами эмоционального воздействия. Цветовой тон и фактура изобразительной поверхности, как и форма изображения, являются структурными элементами монументально-декоративной композиции (рис. 2).
Рис. 2. Монументально-декоративная композиция «Точка сборки», учебный корпус № 4 ОмГПУ
Безусловно, студентам по специальности МДИ необходимо изучать законы, правила, приемы и средства изобразительного искусства. Но в отличие от других видов изобразительного искусства, в МДИ изображение условно передает пространство, форму и отдельные их характеристики - цветовые и материальные (цвет и фактура). На решение проблемы передачи пространства, конструкции, объема предметов направлены в первую очередь различные системы перспективы. На наш взгляд, этим вопросам также необходимо уделить внимание в курсе «Спецживопись» (рис. 3).
Рис. 3. Интерьер, параллельная перспектива, смешанная техника
В художественной педагогике признается роль, которую играют в мышлении зрительные образы. Однако по традиции принято считать, что мышление зрительными образами и без дополнительного обучения хорошо развито у большинства людей, поскольку источники зрительной информации в совокупности являются наиболее мощным фактором в интеллектуальном развитии человека. Абстрактное мыш-
162
Гуманитарные исследования • 2018 • № 3 (20)
ление не приводит к знаниям об объективном мире. Исходным пунктом всех знаний служит чувственное восприятие. Научные исследования подтверждают первичность образного и визуального мышления и приводят к мысли о необходимости разработки методики обучения работе с визуальными образами (восприятию, вербализации, анализу и т. д.) и подтверждают необходимость внедрения этой технологии в систему художественного образования. Спецживопись помогает соединить общий строй изображения с расширением зрения и, следовательно, расширением сознания, позволяющими нам не только видеть глазами другого все, что он не в силах передать нам на логически-словесном уровне. Активизируя визуальное мышление (развивая навык чувственного восприятия и математического анализа, перевода визуальных образов в вербальные) спецживопись играет огромную роль в развитии личностных, общеинтеллектуальных и профессиональных способностей студента. Ресурсы спецживописи открывают новые возможности для выражения впечатления в различных доступных им формах.
При разработке технологии учебного процесса по «Спецживописи» необходимо учитывать принцип направленности процесса обучения на всестороннее, гармоничное развитие личности. Важно учитывать и принцип связи обучения с жизнью. Проблема оторванности образования от реальных жизненных, в том числе и профессиональных, проблем актуальна сегодня. Применительно к спецживописи принцип научности требует уделить внимание основным направлениям, по которым осуществляется развитие образного мышления:
- переход от единичных, предметно-абстрактных образов к абстрактным;
- возможность фиксации в образе теоретических связей и зависимостей (пространственных, структурных, функциональных, временных);
- развитие динамизма образа;
- владение разнообразными способами создания образа и оперирования ими.
Принцип научности требует использовать специфику возрастной психологии и физиологии. Например, обучение спецживописи в силу активной работы различными инструментами (кисть, мастихин, тампон и т. д.) и развития координации, мелкой моторики руки, может существенно помочь в развитии интеллектуальных способностей студента. Мышечная деятельность в связи с непрерывной импуль-сацией в центральную нервную систему является важным фактором развития нервных процессов в коре головного мозга. Следует также использовать ресурсы психологии цветового воздействия при обучении спецживописи.
Необходимо соблюдение принципа доступности курса спецживописи. Доступность курса целесообразно рассматривать с позиций доступности технологии работы с изобразительными материалами и инструментами. Принципы систематичности и последовательности, преемственности должны отразиться в структуре теоретической части курса «Спецживопись» с учетом ее синтетического характера, связанного с законами изобразительного искусства. Принцип наглядности актуализируется при любом виде изобразительного искусства. Это означает, что работа с наглядными визуальными образами становится одной из основных на занятиях спецживописи.
Кроме общих дидактических принципов, при построении образовательной технологии курса необходимо учитывать следующие принципы, позволяющие учесть особую культурологическую значимость спецживописи, творческий характер работы:
- принцип личностно-смыслового общения преподавателя со студентами;
- принцип творческой доминанты: преобладания деятельности, в которой осуществляется художественно-эстетическое развитие;
- принцип активного, проблемного обучения в сочетании с принципом ориентации на художественную деятельность как основу эстетического развития;
- принцип единства художественного образования с общекультурным художественным процессом;
- принцип комплексного использования искусства, обеспечивающий освоение специфики художественных выразительных средств спецживописи с различными художественными и прикладными целями.
Все описанные выше принципы создают педагогическую базу для разработки курса спецживописи.
1. Ломов С. П., Аманжолов С. А. Методология художественного образования : учеб. пособие. М. : МПГУ, 2011. 188 с.
2. Медведев Л. Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета: альбом-монография. СПб. : Мультипринт Северо-Запад; Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. 152 с.
3. Смагин В. Г. Пространство творчества. От замысла к созданию произведения монументально-декоративного искусства : учеб. пособие. Иркутск : ООО «Репроцентр А1», 2008. 178 с.
© Сухарев А.И., Маслов В.И., 2018