Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ "ЦВЕТЫ" ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЖИВОПИСЬ" У СТУДЕНТОВ 2 КУРСА БАКАЛАВРИАТА В МАТЕРИАЛЕ МАСЛО'

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ "ЦВЕТЫ" ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЖИВОПИСЬ" У СТУДЕНТОВ 2 КУРСА БАКАЛАВРИАТА В МАТЕРИАЛЕ МАСЛО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ / УЧЕБНЫЙ НАТЮРМОРТ / ТВОРЧЕСКИЙ НАТЮРМОРТ / ЖИВОПИСЬ / ЦВЕТЫ / ТЕХНИКА МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ / ПОСТАНОВКА / МАТЕРИАЛ / ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСИ / ЗРИТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Елена Владимировна, Черапкина Тамара Андреевна

В статье рассматривается учебно-творческое задание «Цветы» по дисциплине «Живопись» у студентов 2 курса бакалавриата в материале масло. Автор обращается к трудам как признанных ученых в области педагогики художественного образования, так и к исследованиям молодых ученых. Происходит обращение к целям и задачам учебного, учебно-творческого и творческого натюрморта. В чем эти цели разнятся, и как это влияет на учебный процесс. Анализируются общие закономерности и особенности живописи цветов, как живых, так и искусственных. Как изменяется цвет и тон при влиянии воздушной перспективы в постановке «Цветы». Какова роль работы с фоном в таких постановках. Рассматриваются варианты постановок с цветами. Как можно поставить такой натюрморт исходя из опыта известных мастеров живописи. Автор обращается к технике и технологии масляной живописи. Автор предлагает, внимательно рассмотреть подобные учебно-творческие задания в контексте всего курса живописи, как аудиторных заданий, так и в рамках самостоятельной работы. Тема является актуальной, так как затрагивает познавательную активность студентов, подобные задания возбуждают интерес у студентов к заданию, к живописи, в целом к процессу обучения. Студенты могут почувствовать себя в качестве не только обучающегося, но творческой личности, в определенном смысле «композитора» своего произведения. Статья, адресована студентам по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство и Дополнительное образование»; 44.03.05 «Изобразительное искусство и Иностранный язык»; 44.03.01 «Изобразительное искусство», художникам-педагогам, читателям, интересующимся вопросами живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина Елена Владимировна, Черапкина Тамара Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATERS OF THE EDUCATIONAL AND CREATIVE TASK "FLOVERS"IN THE DISCIPLINE "PAINTING" FOR STUDENTS OF THE 2ND YEAR OF THE BACHELOR’S DEGREE IN THE MATERIAL OIL

The article considers the educational and creative task "Flowers" in the discipline "Painting" for students of the 2nd year of bachelor's degree in the material oil. The author refers to the works of both recognized scientists in the field of pedagogy of art education, and to the research of young scientists. There is an appeal to the goals and objectives of educational, educational-creative and creative still life. How these goals differ, and how it affects the educational process. The general patterns and features of painting flowers, both live and artificial, are analyzed. How the color and tone change under the influence of the aerial perspective in the production of "Flowers". What is the role of working with the background in such productions? Variants of productions with flowers are considered. How can you put such a still life based on the experience of famous masters of painting? The author refers to the technique and technology of oil painting. The author suggests that we carefully consider such educational and creative tasks in the context of the entire course of painting, both classroom tasks and as part of independent work. The topic is relevant, as it affects the cognitive activity of students, such tasks arouse students ' interest in the task, in painting, in general, in the learning process. Students can feel themselves as not only a student, but also a creative person, in a certain sense, a "composer" of their work. The article is addressed to students in the field of training: 44.03.05 Pedagogical education, profile "Fine Arts and Additional education"; 44.03.05 "Fine Arts and a Foreign language"; 44.03.01 "Fine Art", for artists-teachers, readers interested in painting issues.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ "ЦВЕТЫ" ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЖИВОПИСЬ" У СТУДЕНТОВ 2 КУРСА БАКАЛАВРИАТА В МАТЕРИАЛЕ МАСЛО»

Педагогика

УДК 378.016

кандидат педагогических наук, доцент кафедры живописи Воронина Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); студент 2 курса магистратуры Черапкина Тамара Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ «ЦВЕТЫ» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЖИВОПИСЬ» У СТУДЕНТОВ 2 КУРСА БАКАЛАВРИАТА В МАТЕРИАЛЕ МАСЛО

Аннотация. В статье рассматривается учебно-творческое задание «Цветы» по дисциплине «Живопись» у студентов 2 курса бакалавриата в материале масло. Автор обращается к трудам как признанных ученых в области педагогики художественного образования, так и к исследованиям молодых ученых. Происходит обращение к целям и задачам учебного, учебно-творческого и творческого натюрморта. В чем эти цели разнятся, и как это влияет на учебный процесс. Анализируются общие закономерности и особенности живописи цветов, как живых, так и искусственных. Как изменяется цвет и тон при влиянии воздушной перспективы в постановке «Цветы». Какова роль работы с фоном в таких постановках. Рассматриваются варианты постановок с цветами. Как можно поставить такой натюрморт исходя из опыта известных мастеров живописи. Автор обращается к технике и технологии масляной живописи. Автор предлагает, внимательно рассмотреть подобные учебно-творческие задания в контексте всего курса живописи, как аудиторных заданий, так и в рамках самостоятельной работы. Тема является актуальной, так как затрагивает познавательную активность студентов, подобные задания возбуждают интерес у студентов к заданию, к живописи, в целом к процессу обучения. Студенты могут почувствовать себя в качестве не только обучающегося, но творческой личности, в определенном смысле «композитора» своего произведения. Статья, адресована студентам по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство и Дополнительное образование»; 44.03.05 «Изобразительное искусство и Иностранный язык»; 44.03.01 «Изобразительное искусство», художникам-педагогам, читателям, интересующимся вопросами живописи.

Ключевые слова: учебно-творческое задание, учебный натюрморт, творческий натюрморт, живопись, цветы, техника масляной живописи, постановка, материал, особенности живописи, зрительный аппарат, общие закономерности, технология масляной живописи.

Annotation. The article considers the educational and creative task "Flowers" in the discipline "Painting" for students of the 2nd year of bachelor's degree in the material oil. The author refers to the works of both recognized scientists in the field of pedagogy of art education, and to the research of young scientists. There is an appeal to the goals and objectives of educational, educational-creative and creative still life. How these goals differ, and how it affects the educational process. The general patterns and features of painting flowers, both live and artificial, are analyzed. How the color and tone change under the influence of the aerial perspective in the production of "Flowers". What is the role of working with the background in such productions? Variants of productions with flowers are considered. How can you put such a still life based on the experience of famous masters of painting? The author refers to the technique and technology of oil painting. The author suggests that we carefully consider such educational and creative tasks in the context of the entire course of painting, both classroom tasks and as part of independent work. The topic is relevant, as it affects the cognitive activity of students, such tasks arouse students ' interest in the task, in painting, in general, in the learning process. Students can feel themselves as not only a student, but also a creative person, in a certain sense, a "composer" of their work. The article is addressed to students in the field of training: 44.03.05 Pedagogical education, profile "Fine Arts and Additional education"; 44.03.05 "Fine Arts and a Foreign language"; 44.03.01 "Fine Art", for artists-teachers, readers interested in painting issues.

Keywords: educational and creative task, educational still life, creative still life, painting, flowers, oil painting technique, staging, material, features of painting, visual apparatus, general patterns, oil painting technology.

Введение. Многие художники, и наши современники, и мастера прошлого обращались к живописи цветов. Подобные постановки - это излюбленная натура для живописцев. В целом такие постановки относятся к жанру натюрморт. На примере изучения натюрморта можно решать как учебные, так и учебно-творческие, и творческие задачи.

Достаточное количество исследователей обращалось к вопросам написания натюрморта, изображения цветов, к живописи маслом, вот некоторые исследования по интересующей нас теме, например по основным вопросам педагогики художественного образования это труды Беды Г.В. [2], Ростовцева Н.Н. [11], Штаничевой Н.С. [15], по вопросам цветоведения Ломова С.П., Аманжолова С.А. [7], по технологии живописи Киплика Д.И. [4], технологии и материалам в живописи Прокофьева Н.И. [10], по вопросам самостоятельной работы студентов Зубрилина К.М., Слюсаревой А.Е. [3].

Научная новизна статьи состоит в том, что выявлены особенности живописи постановки с цветами, как общие закономерности, так и характерные именно для таких натурных постановок.

Целесообразность разработки темы проистекает из существующих противоречий между красотой цветов и изображением этой красоты на холсте.

Цель статьи выявить особенности учебного творческого задания «Цветы», научится с ними работать.

Задачи исследования:

- пронаблюдать за учебным процессом при написании натюрморта с цветами;

- проанализировать особенности, с которыми сталкиваются студенты в этом учебно-творческом задании

Теоретическая и практическая значимость работы заключатся в том, что можно использовать данные материалы,

изложенные в статье для практической и теоретической работы адресована студентам по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство и Дополнительное образование»; 44.03.05 «Изобразительное искусство и Иностранный язык»; 44.03.01 «Изобразительное искусство», художникам-педагогам, читателям, интересующимся вопросами живописи.

Изложение основного материала статьи. Одной из особенностей работы над натюрмортом является специальная организация мотива - натурная постановка. [13, С. 8]. Для успешного решения учебно творческих задач по живописи желательно организовывать натурную постановку таким образом, чтобы она была композиционно интересной и методически правильно сформированной, справедливо отмечают авторы статьи «Учебная постановка по живописи: натюрморт, портрет, фигура человека» [8, С. 88].

Учебно-творческое задание «Цветы» предлагалось выполнить студентам 2 курса бакалавриата в рамках задания «Сложный натюрморт» по добровольному желанию. В основной своей массе, студенты с удовольствием откликнулись на

предложенное учебно-творческое задание. Однако были и те студенты, для которых такое задание оказалось пока не по силам. Также это задание было предложено выполнить и в рамках самостоятельной работы в домашних условиях.

Учебный натюрморт имеет строго определенную цель, на его примере студенты постигают основы изобразительной грамоты, приобщаются к самостоятельной работе. Творческий натюрморт подразумевает под собой, решение задач композиции, формата, выбора точки зрения, цветового стоя, ритма, равновесия, композиционного центра, характера освещенности и др., того, что составляет основу изобразительной грамоты, но уже совершенно самостоятельно, без помощи преподавателя. В таком контексте учебно-творческие задания являются переходом от учебных постановок, к творческим. Исходя из нашего опыта, такие постановки необходимы в учебном процессе высшего учебного заведения. Студенты получают бесценный опыт живописца, и в какой-то мере «композитора» в таких учебно-творческих заданиях.

Как писать цветы? Студенты 2 курса походят к такому учебно-творческому заданию, как написание цветов, с определенным опытом по рисованию и живописи натюрморта, предметов быта, драпировок. Цветы - это предметы материального мира, наравне с предметами быта, предметами интерьера, и создается их изображение с помощью законов рисунка и живописи. Вместе с тем, в живописи цветов есть свои нюансы и особенности.

К общим положениям при изображении цветов можно отнести то, что цветы освещаются светом, соответственно мы можем показать освещённую их часть (свет), полутон, (полутень), тень на цветах. Цветы располагаются в пространстве, соответственно мы используем плановость в изображении, показываем первый, второй, третий и последующие планы, если нам это нужно, если это отвечает нашим задачам. Цветы (преимущественно, если они живые) мы ставим в вазы, банки, стаканы, и другие емкости с водой, чтобы букеты нас дольше радовали своей красотой. Соответственно перед нами ставиться задача изображения и этих сосудов тоже. Бывает, когда не очень опытные студенты, при композиции такого натюрморта (цветы в вазе) слишком много внимания уделяют изображению вазы, по пропорциям, по расположению, а не самим цветам. Конечно, пропорции ваз важны, это демонстрирует характер постановки, ее выразительность, плановость, расположение в пространстве, за счет падающих теней на плоскость, на которой стоит натюрморт с цветами, однако надо не забывать о главном, о самих цветах, собственно, ради чего вся постановка и затевалась. Вот что пишет о композиции натюрморта академик РАО Ломов Станислав Петрович: «Художник должен стараться подмечать интересные группировки предметов в жизни. В таких случайных «постановках» как-то по-особому свежо, порой неожиданно ярко раскрывается характер и красота предметов, их пластическая, цветовая и смысловая взаимосвязь» [6, С. 147].

Несомненно, важно то, как поставить цветы, чтобы максимально раскрыть их красоту. Можно по-разному изобразить букет, например, когда цветы главные в картине, или когда они лишь дополняют мысль художника. Когда они торжественны, например натюрморт И.Ф. Хруцкого «Цветы и плоды», и когда лиричны, например работа Константина Коровина «Розы. Гурзуф», или камерны «Одуванчики» И.И. Левитана. Иной раз в композицию с цветами необходимо ввести еще какой-то предмет, фрукт, блюдце, возможно гроздь винограда, или пару ягодок, или тарелочку с ягодами. Подобные вопросы задавал себе известный художник-педагог Алехин Александр Данилович в своей книге для учителя «Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа»: «Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет

растений, и какого цвета? Какова форма каждого в отдельности и форма всего букета?.......Можно подобрать букет

небрежно, прямо на прогулке, или же сделать его изысканным, подчеркнуто продуманным» [1, С. 17].

Мы сейчас обращаемся к занятию по живописи, когда студенты 2 курса писали маслом несложные букеты цветов. Особенность изображения свежих букетов цветов, в их недолговечности, поэтому нужно писать быстро, даже очень быстро. Отсюда - задача, выявлять характерные особенности именно для этого вида цветов, или букета, острые, выразительные. Кирцер Ю.М. в своем учебном пособии «Рисунок и живопись» отмечал, что: «В изображении растений и цветов придется встретиться со всевозможными ракурсами, сложной ритмикой и переплетением форм, с неожиданными цветовыми нюансами, взаимосвязью цвета с фактурными особенностями растений» [5, С. 213].Часто студентам хочется писать букеты живых цветов, однако для тренировки, для отработки навыков подойдут и искусственные цветы. К тому же, сейчас искусственные цветы делают мастерски. Выяснилось, что искусственные цветы писать на первых этапах живописи лучше, чем живые. Понятно строение, окраска. Живые цветы, их поверхности многообразные и многогранные, а для начальных ступеней обучения нужно проще, чтобы явственно увидеть закономерности. А живые цветы недолго стоят свежими, и не все студенты успевают их написать за один сеанс.

В чем еще особенности живописи цветов? По мере возможности выбираем в цветочной композиции самые яркие бутоны, или соцветия, которые ближе к зрителю, на них сосредотачиваем свое внимание, выделяем их с помощью яркого света, контрастов, как тоновых, так и цветовых. Остальное, листья, другие бутоны так ярко, сочно уже не пишем. Для цветов необходимо передавать купы соцветий и помнить о том, что букет, или группа цветов имеет трехмерный объём, а не рисовать их по отдельности.

В такой постановке важен фон, он предпочтительнее выбирается нейтральным, или наоборот можно выбрать контрастный основному букету. Он, фон, должен дополнять цветы, а не быть самодостаточным. Вот что отмечает про работу над фоном художник, который часто в своём творчестве пишет цветы, Сергей Николаевич Андрияка: «Я стал работать над фонами, а это одна из самых сложных задач в живописи... Потом этот фон иногда варьировался, становился темнее или светлее. Я специально подбирал его под тон цветов, чтобы он был неким аккомпанементом к главному -цветам» [12, С. 114].

Что касается техники масляной живописи, то на первых этапах изображения цветов, можно использовать тонким слоем, акварельно написанный подмалевок, как в фоне, так и теневых частях цветов, даже в полутонах, а света писать плотно, корпусно, пастозно. Допустимо в таких учебно-творческих постановках использовать метод «a la prima». Вот что о достоинствах этого метода пишет художник-педагог Шашков Юрий Петрович в своём учебном пособии по живописи: «Метод «a la prima» требует продуманной системы в работе, составления плана работы от начала до конца. К достоинствам данного метода относятся передача эмоционального восприятия натуры, свежесть красочного слоя, свободная передача фактурных поверхностей» [14, С. 106-107].

Важно отметить, что студенты на таком задании знакомятся с изучением технологии масляной живописи и материалов, применяемых в живописи маслом «знание техники живописи дает художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать его живописные материалы с художественной точки зрения» [9, С. 3].

Именно в таких учебно-творческих постановках, как «Цветы», у студентов бакалавриата повышается познавательная активность, и они приобщаются к самостоятельной работе с элементами творчества. Особенностями учебно-творческого задания «Цветы», является проявленный неподдельный интерес у студентов к такому заданию. Мотив с цветами должен быть специально организован в натурную постановку по определённым правилам. Такая постановка по живописи предполагает изучение общих положений изобразительной грамоты, таких как композиция, пропорции, влияние света, цвета, передачи пространства. А также мы обращаем внимание на особенности в изображении подобных постановок, например быстрота написания, если мы говорим о живых цветах, особенности композиции в целом и компоновки в

частотности, чтобы главными были цветы, особенности работы с фонами, в зависимости от поставленных задач, особенности применения разных видов техники живописи маслом в работе над натюрмортом с цветами.

Выводы. Дисциплина «Живопись» является одной из основных в курсе обучения бакалавра по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство и Дополнительное образование»; 44.03.05 «Изобразительное искусство и Иностранный язык»; 44.03.01 «Изобразительное искусство». Предлагается обратить внимание на учебно-творческие задания по дисциплине «Живопись», как активизирующие познавательную активность студентов. Рассмотреть возможность добавить учебно-творческие задания подобные этому в рабочую программу по дисциплине «Живопись» не только для 2 курса бакалавриата, но и в целом для всего процесса обучения студентов.

Литература:

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. - Москва: РИП-холдинг, 2016. - 268 с.

3. Зубрилин К.М., Слюсарева А.Е. Организация и содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине «Живопись»: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. МПГУ, 2020. - 60 с.

4. Киплик. Д.И. Техника живописи - Москва: Шевчук, 2011. - 502 с.

5. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб. Пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2000. - 271 с.

6. Ломов С.П. Живопись: Учебник для художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов / С.П. Ломов. - [3. изд., перераб. и доп.]. - Москва: АгАР, 2008.

7. Ломов С.П. Цветоведение: Учебное пособие для вузов по специальностям "Изобразительное искусство", "Декоративно-прикладное искусство" и "Дизайн»: 16+ / С.П. Ломов, С. А. Аманжолов. - Москва: Владос, 2015. - 144 с., 4 л. цв. ил.: ил., табл.; 23 см + 1 CD-ROM. - (Учебное пособие для вузов) (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 144.

8. Макарова М.Л., Воронина Е.В., Кирсанов Н.А. Учебная постановка по живописи: натюрморт, портрет, фигура человека. - М., Наука и школа. - №3. - 2018. - С. 87-94

9. Попов В.В. Живопись маслом. Технология и материалы: учебное пособие / В.В. Попов, Е.В. Попова. - М.: МПГУ,

2009. - 68 с.

10. Прокофьев Н.И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов: Учебное пособие для вузов по специальности "Изобразительное искусство" / Н.И. Прокофьев. - Москва: Владос, 2013. - 158 с.

11. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. для худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / Н.Н. Ростовцев. - 3. изд., доп. и перераб. - Москва: АГАР, 1998. - 250 с.

12. Сергей Андрияка. Цветы. Альбом. - М.: Издательство Московской школы акварели Сергея Андрияки, 2005. - 144 с.

13. Ушанева Ю.С. Методика работы над учебным натюрмортом по дисциплине «Живопись». - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 48 с.

14. Шашков Ю.П. Живопись и ее средства: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М: Академический Проект,

2010. - 128 с.

15. Штаничева Н.С. Живопись: Учебное пособие для вузов по специальности 030800(050602). - "Изобраз. искусство" / Н.С. Штаничева, В.И. Денисенко; Кубан. гос. ун-т. - Москва: Академический Проект, 2009. - 270 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель, аспирант Гайсина Светлана Валерьевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ТЕКСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье дается описание произошедших под влиянием цифровых технологий изменений в структуре, функциях и содержании учебных текстов. Выделены характерологические особенности учебного текста в цифровой образовательной среде и доказывается значимость характерологической особенности учебного текста как средства коммуникации в информационном обществе.

Ключевые слова: учебный текст, цифровая образовательная среда, персонализация обучения.

Annotation. The article describes the changes that have occurred under the influence of digital technologies in the structure, functions and content of educational texts. The characterological features of the educational text in the digital educational environment are highlighted and the pedagogical significance of the function of the educational text as a means of communication in the information society is substantiated.

Keywords: educational text, digital educational environment, personalization of learning, digitalization of education.

Введение. Актуальность данной темы определяется изменяющимися условиями жизни в информационном обществе. Эти изменения находят отражение в нормативных документах и определяют переход к цифровой экономике в РФ и внедрение целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС) по всей стране. Проект по формированию ЦОС предусматривает внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской и обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности - 50 Мб/с, а также создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей. С целью развития доступности образования и персонализации в обучении для удовлетворения образовательных потребностей и запросов учащихся планируется более широкое внедрение цифровых технологий на всех этапах обучения школьника. В цифровой образовательной среде (ЦОС) связующим элементом между учеником и учителем, основным инструментом педагогического взаимодействия является учебный текст и способом коммуникации - письменная речь.

Изложение основного материала статьи. Развитие средств коммуникации способствовало появлению особой области науки - семиотики (Э. Гуссерль, Ю.М. Лотман, Ч.У. Моррис, Ч.С. Пирс и др.). Текст начал рассматриваться как объект исследования сравнительно недавно (Ф. Соссюр, Л.С. Выготский, Э. Бенвенист и др.). Большое внимание исследованию текста было уделено Ю.М. Лотманом, который рассматривал текст как диалог между писателем и читателем, «как инструмент, служащий для передачи, преобразования / создания и хранения информации» [8, С. 19] как интеллектуальную способность человека, выраженную в речи [8, C. 6]. Неразрывная связь между формированием речи и мышления, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.