Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная компетентность / творческая компетенция / творческая самореализация / среднее профессиональное образование. / social competence / creative competence / creative self-realization / secondary vocational education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.В. Кузьмина

В статье обосновывается идея о том, что творческая компетенция является одним из значимых компонентов в структуре социальной компетентности студентов СПО. Определение понятия «творческая компетенция» основывается на результатах анализа исследовательских работ разных авторов с учетом мнения работодателей и требований законодательства к уровню подготовки выпускников СПО. Раскрывая содержание понятия «творческая компетенция», автор особое внимание уделяет организационно-педагогическим условиям, которые будут способствовать творческой самореализации личности студентов как в процессе, так и после завершения обучения в образовательной организации. Обобщается практический опыт по реализации организационно-педагогических условий обучения и воспитания, направленных на формирование творческой компетенции у студентов Ставропольского строительного техникума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF SOCIAL COMPETENCE OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION STUDENTS

The article substantiates the idea that creative competence is one of the significant components in the structure of social competence of students of secondary vocational education. The definition of the concept of “creative competence” is based on the results of the analysis of research works by different authors, taking into account the opinion of employers and the requirements of the legislation to the level of training of vocational education graduates. Revealing the content of the concept of “creative competence”, the author pays special attention to organizational and pedagogical conditions that will contribute to the creative self-realization of students’ personality both in the process and after completion of training in an educational organization. Practical experience in the implementation of organizational and pedagogical conditions of education and upbringing aimed at the formation of creative competence among students of the Stavropol Construction College is summarized.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

- модифицировать образовательные стандарты с учётом возможного применения дистанционных технологий как в качестве дополнительного инструмента подготовки студентов, так и в качестве временного основного метода обучения в условиях чрезвычайных происшествий, стихийных бедствий и иных причин непреодолимого характера. Образовательная система должна быть готова к подобным событиям в будущем.

Для решения данной проблемы в России создаются условия для формирования информационного пространства знаний, что осуществляется путем развития науки, реализации образовательных и просветительских проектов, обеспечения безопасной информационной среды на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Но в условиях техногенной глобализации имеется проблема, связанная с тем, что темпы развития информационно-телекоммуникационных технологий в современном мире значительно превышают возможности большинства людей в освоении и применении знаний. При этом происходит смещение акцентов восприятия информации, а особенно в сети Интернет, с научного, образовательного, культурного на досуговый, развлекательный, справочный [3]. И это, в свою очередь, привело к формированию новой модели восприятия - так называемому «клиповому мышлению», характерной особенностью которого является массовое поверхностное, не осознанное восприятие информации, сниженная способность аналитической, познавательной деятельности. Наличие такой формы мышления у большинства людей позволяет влиять на их взгляды и предпочтения, манипулировать сознанием, способствует формированию навязанной модели поведения, а это, в свою очередь, дает преимущества в достижении экономических, политических целей тем государствам, которым принадлежат технологии распространения информации [4].

В эпоху глобализации мы все-таки имеем дело с коммуникацией между принципиально разными структурами. Дело не только в несовпадении кодов. Еще более серьезно несовпадение «национальных картин мира», что позволяет даже говорить о «национальных логиках».

Широкое внедрение цифровых технологий в общественно-экономическую жизнь порождает психологические, морально-нравственные проблемы.

На сегодняшний день все большее распространение получают социально-ориентированные информационные технологии (технологии high-tech).

Библиографический список

Развитие и распространение таких технологий чревато большими соблазнами и опасностями, связанными с их влиянием на сознание, что позволяет решать существующие проблемы не путем коррекции реальности, а методом трансформации индивидуальных и массовых представлений о данной ситуации. Это сказывается на ослаблении политического и духовного единства общества, девальвирует демократические процедуры и основы растущих социально-экономических преобразований.

В частности, у людей, «включенных» в контекст глобальных коммуникационных сетей, возникает чувство «постоянной включенности» в мировое информационное пространство. Выражая свое мнение посредством этих коммуникационных средств, они могут быть услышаны, и их его взгляды, предложения могут практически реализовываться. Повышается значимость человека, он может свободно выражать в социальных сетях свою политическую, гражданскую позицию. Это ведет к формированию «планетарного» мышления у человека. Но кроме резко возросших информационно-коммуникационных возможностей общества имеется и обратная сторона, связанная со снижением межличностной коммуникации (живого общения между людьми). Человек, делающий акцент на виртуальном общении, имеет свои психологические особенности и предпосылки легитимации социального одиночества в реальном мире. Поэтому в информационном обществе человечество впервые столкнулось с проблемой глобального техно-конструирования личности человека посредством влияния на него сетевых коммуникаций. Виртуальный мир, в который погружается современный человек с помощью коммуникационных систем, оказывает формирующее влияние на пользователей и опосредованно на трансформацию социальной природы общества и цивилизации.

Сетевые коммуникации, встраиваясь в интеграционные процессы, протекающие в современном обществе, трансформируют их в соответствии со своими особенностями.

Еще в 19 в. Н. Ротшильд понимал значение информации как фактора развития экономики и человечества в целом и утверждал: «Кто владеет информацией, тот владеет всем миром».

Вот почему в условиях информационной глобализации так важно России занять лидирующее положение в сфере развития современных информационных технологий.

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203. Available at: http://www. kremlin.ru/acts/bank/41919

2. Невоструева А.Ф. Единое информационно-коммуникационное пространство: теория и реальность. Дискуссия. Социальные науки. 2012; № 10 (28): 106 - 109.

3. Хапай А.А. Стратегия развития информационного общества в РФ: инновационные подходы реализации на современном этапе. Теория и практика общественного развития. 2015; № 1: 10 - 15.

4. Кочергин И.Т., Третьяков О.В. Философско-методологические и исторические аспекты информатизации современного общества. Вестник ТГУ. 2012; № 12 (116): 360 - 366.

5. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Тенденции развития компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники. Вестник Череповецкого государственного университета. 2015; № 6 (67): 117 - 122.

References

1. O Strategiirazvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017- 2030 gody. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 N 203. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41919

2. Nevostrueva A.F. Edinoe informacionno-kommunikacionnoe prostranstvo: teoriya i real'nost'. Diskussiya. Social'nye nauki. 2012; № 10 (28): 106 - 109.

3. Hapaj A.A. Strategiya razvitiya informacionnogo obschestva v RF: innovacionnye podhody realizacii na sovremennom 'etape. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 1: 10 - 15.

4. Kochergin I.T., Tret'yakov O.V. Filosofsko-metodologicheskie i istoricheskie aspekty informatizacii sovremennogo obschestva. Vestnik TGU. 2012; № 12 (116): 360 - 366.

5. Gorbunova N.V., Fominyh N.Yu. Tendencii razvitiya komp'yuterno orientirovannoj sredy inoyazychnoj professional'noj podgotovki buduschih specialistov v oblasti informatiki i vychislitel'noj tehniki. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 6 (67): 117 - 122.

Статья поступила в редакцию 18.11.20

УДК 377.5

Kuzmina S.V., teacher-organizer, State Budgetary Professional Educational Institution Stavropol Construction College (Stavropol, Russia),

E-mail: vip.sveta0703@mail.ru

CREATIVE COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF SOCIAL COMPETENCE OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION STUDENTS. The article substantiates the idea that creative competence is one of the significant components in the structure of social competence of students of secondary vocational education. The definition of the concept of "creative competence" is based on the results of the analysis of research works by different authors, taking into account the opinion of employers and the requirements of the legislation to the level of training of vocational education graduates. Revealing the content of the concept of "creative competence", the author pays special attention to organizational and pedagogical conditions that will contribute to the creative self-realization of students' personality both in the process and after completion of training in an educational organization. Practical experience in the implementation of organizational and pedagogical conditions of education and upbringing aimed at the formation of creative competence among students of the Stavropol Construction College is summarized.

Key words: social competence, creative competence, creative self-realization, secondary vocational education.

С.В. Кузьмина, педагог-организатор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский

строительный техникум», г. Ставрополь, E-mail: vip.sveta0703@mail.ru

ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обосновывается идея о том, что творческая компетенция является одним из значимых компонентов в структуре социальной компетентности студентов СПО. Определение понятия «творческая компетенция» основывается на результатах анализа исследовательских работ разных авторов с учетом мнения работодателей и требований законодательства к уровню подготовки выпускников СПО. Раскрывая содержание понятия «творческая компетенция», автор особое внимание уделяет организационно-педагогическим условиям, которые будут способствовать творческой самореализации личности студентов как в процессе, так и после завершения обучения в образовательной организации. Обобщается практический опыт по реализации организационно-педагогических условий обучения и воспитания, направленных на формирование творческой компетенции у студентов Ставропольского строительного техникума.

Ключевые слова: социальная компетентность, творческая компетенция, творческая самореализация, среднее профессиональное образование.

Специфика учреждений среднего профессионального образования заключается в подготовке практико-ориентированных специалистов для организаций и предприятий различных форм собственности и видов деятельности. При этом современные работодатели предъявляют к специалисту среднего звена - выпускнику СПО высокие требования как к уровню профессиональной квалификации, так и к уровню его социальной компетентности. Анализ различных аспектов к определению социальной компетентности, входящих в ее состав компонентов, ее содержания исследователями в области педагогики, психологии, социологии (И.А. Зимняя [1], С.Н. Краснокутская [2], Т. Г Пушкарева [3], С.В. Плюхина [4], А.В. Хуторской [5] и др.) позволяет сделать вывод, что социальная компетентность - это совокупность личностно-профессиональных качеств человека, обеспечивающих его успешное функционирование во всех сферах жизнедеятельности. В контексте законодательства в сфере образования и требований работодателей, социальных партнеров Ставропольского строительного техникума, к уровню подготовки специалистов среднего звена социальную компетентность следует рассматривать как обобщенный качественный результат профессионального образования современного специалиста, интегрирующий в себе компетенции: здоровьесбережения; социального взаимодействия; граждан-ско-патриотическую; коммуникативную; индивидуально-личностную; информационно-технологическую; социально-профессиональную [6].

Одним из компонентов в структуре социальной компетентности студентов СПО мы выделяем творческую компетенцию. Данный компонент социальной компетентности нельзя недооценивать, ведь востребованными на рынке труда в настоящее время являются специалисты, которые могут не только самостоятельно управлять своей профессиональной деятельностью, но и демонстрирующие высокий уровень адаптивности к изменяющимся социальным условиям, проявляющие творческие способности, что отвечает динамичным запросам работодателей.

Анализ современных исследований показал, что ряд авторов определяют творческие компетенции как способность, готовность личности к деятельности в новых условиях. При этом творческая компетенция, как правило, рассматривается в контексте профессиональной компетенции. Например, С.М. Коломиец определяет творческие компетенции как способность выявления новых подходов и нестандартных решений [7]. А.И. Попов, Н.П. Пучков рассматривают творческие компетенции как готовность к инновационной деятельности, выполнению конкретной работы в соответствии с установленными требованиями [8].

Основываясь на результатах анализа исследовательских работ разных авторов, а также учитывая мнение работодателей и требования законодательства к уровню подготовки выпускников СПО, мы определяем творческую компетенцию как совокупность знаний, умений и способов деятельности, способствующих развитию качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, необходимых в дальнейшем профессиональном самоопределении, саморазвитии, взаимодействии, что, в свою очередь, является одним из основных условий развития социальной компетентности студентов среднего профессионального образования. Характеристику творческой компетенции можно представить следующим содержанием:

- совокупность знаний, умений, навыков, способствующих решению творческих задач, способы самовыражения;

- понимание творчества как ценности, направленной на реализацию собственной индивидуальности;

- достижение успеха в различных сферах жизнедеятельности;

- самостоятельное дополнение системы знаний;

- предложение и внедрение новых идей;

- экстраполяция знаний, умений, навыков в новые области их применения.

В качестве ключевых компонентов творческой компетенции можно выделить: когнитивный, ценностный, мотивационный, деятельностный.

Когнитивный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков, способствующих решению творческих задач, способы самовыражения.

Ценностный компонент проявляется в понимании творчества как ценности, направленной на реализацию собственной индивидуальности.

Мотивационный компонент определяется установкой на обретение новых личностных характеристик, раскрытие и совершенствование собственного творческого потенциала.

Деятельностный компонент характеризуется самостоятельным дополнением системы знаний; созиданием нового; развитием творческих способностей и умений; предложением и внедрением новых идей; экстраполяцией знаний, умений, навыков в новые области их применения.

Обращаясь к понятию «творчество», следует отметить, что это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, неповторимых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов. В большинстве современных социально-философских концепций оно признается универсальным способом самореализации личности [9]. При этом творчество предполагает глубокие знания, высокую эрудицию не только в той области, в которой творит или собирается творить человек, но и в сопредельных с нею областях. Чем шире круг жизненных духовных интересов человека, тем шире его творческие горизонты и возможности [7].

Поэтому в образовательном учреждении должны быть созданы такие организационно-педагогические условия обучения и воспитания, при которых будет «запущен» механизм творческой самореализации личности студента, действие которого будет продолжаться и после обучения.

В составе указанных организационно-педагогических условий можно выделить:

- создание и развитие творческих студенческих объединений и коллективов;

- развитие творческих инициатив студентов через участие в конкурсах, фестивалях, творческих площадках, проектах различных уровней;

- развитие студенческого самоуправления как фактора формирования у студентов лидерских качеств, готовности к участию в управлении обществом, конструктивному межкультурному взаимодействию;

- создание стимулирующей среды через гармоничное сочетание комплекса стимулирующих воздействий (моральных и материальных) и мотивационного управления деятельностью студентов для поддержки процесса самообразования, достижения студентами успеха;

- использование различных форм социального партнерства с молодежными городскими, краевыми организациями, организациями высшего образования, потенциальными работодателями в разработке и реализации совместных проектов, программ, акций, мероприятий с целью максимального развития и закрепления активной жизненной позиции студентов, способностей социального взаимодействия, направленных на выполнение социальной роли гражданина, умеющего анализировать, планировать и реализовывать свое профессиональное и личностное развитие.

В целях координации процесса развития творческой компетенции студентов в Ставропольском строительном техникуме создан Центр развития и творческой самореализации студентов, деятельность которого направлена на формирование, развитие, совершенствование культурных и духовных интересов студентов техникума, выявление и поддержку талантливой молодежи с целью их творческого самоопределения и самореализации. Задачи и функции Центра приведены в табл. 1.

В структуре Центра развития и творческой самореализации студентов осуществляют деятельность различные творческие коллективы (объединения, студии), например, вокальный ансамбль «Лира»; ансамбль танца «Русский стиль»; театр моды «Палитра»; школа ведущих; театр-студия «Мельпомена»; фотостудия «Фотообъектив» и др.

Свою деятельность Центр развития и творческой самореализации студентов осуществляет в соответствии с программой, разработанной с целью выполнения организационно-педагогических условий по развитию творческой компетенции студентов. При реализации программы используются принципы и элементы актуальных на сегодняшний день воспитательных технологий и педагогических систем, например:

- педагогическая система А.С. Макаренко - в части организации и осуществления работы студенческих коллективов, в том числе самоуправления;

- технология проектного обучения - в целях самостоятельного приобретения недостающих знаний из различных источников; приобретения коммуникативных умений при работе в различных группах; развития исследовательских умений; развития системного мышления;

Таблица 1

Задачи и функции Центра развития и творческой самореализации студентов ССТ

Задачи Функции

- формирование творческой среды, которая способствует приобщению студентов к ценностям отечественной и мировой культуры; - выявление и развитие творческих способностей студентов путем реализации воспитательного потенциала искусства; - организация творческого досуга студентов, направленного на формирование общей культуры личности, интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие; - развитие гражданственности и российского самосознания; - формирование и развитие системы духовно-нравственных знаний и ценностей; - развитие медиа-культуры студентов; - развитие социальной и коммуникативной компетентности студентов; - формирование у студентов умений сочетать учебную, творческую и активную общественную деятельность - организация и проведение концертных программ, конкурсов, фестивалей и других культурных акций, способствующих нравственно-эстетическому развитию студентов; - создание, организация работы и развитие творческих коллективов, студий, объединений студентов; - организация участия творческих коллективов техникума в городских, краевых, всероссийских, международных конкурсах и фестивалях студенческого творчества; - развитие связей со студенческими творческими коллективами профессиональных образовательных учреждений г. Ставрополя и Ставропольского края; - разработка и реализация творческих программ и проектов; - разработка сценариев концертных программ, фестивалей, конкурсов и других внеучебных мероприятий

- личностно ориентированная технология - для развития индивидуальных познавательных способностей студентов, а также сотрудничества и свободы выбора;

- технология развития критического мышления - с целью развития у студентов умений вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, сотрудничать; способности брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения и т.д.;

- технология коллективной творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова - с целью создания условий для полноценного развития, самоактуализации и самореализации личности студентов, обеспечения коллективного творческого взаимодействия;

- тьюторство (технология педагогической поддержки) - с целью поддержки процесса самообразования студентов, разработки и реализации их индивидуальных проектов;

- технология создания ситуации успеха - с целью обеспечения условий, направленных на достижение студентами успеха как явления, которое вызывает чувство их самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности [6].

В рамках реализации Программы развития творческой компетенции студентов получили развитие проекты, направленные на раскрытие их творческих способностей, ранее проводимые как отдельные мероприятия. Примером такого проекта является театр моды «Палитра». Предпосылкой создания этого проекта стало представление группой первого курса специальности «Архитектура» коллекции бумажной одежды на внутреннем конкурсе «Молодые таланты ССТ». Состав исполнителей и участников показа насчитывал 10 человек. На сегодняшний день театр моды «Палитра» - открытый проект для всех студентов техникума, который насчитывает более 50 участников из разных групп, курсов и специальностей.

В процессе реализации проекта решается ряд задач, основными из которых можно выделить следующие:

- создание условий для интеллектуального, духовного и эстетического развития студентов;

- реализация творческого потенциала одаренных студентов;

- развитие индивидуальности студентов через реализацию ими своих замыслов посредством создания модельных коллекций из бумаги и других материалов, в том числе нетрадиционных;

- развитие коммуникативных навыков, способностей выстраивать межличностные отношения;

- обучение навыкам художественного мышления, приобщение студентов к миру культуры через создание и постановку театрализованных представлений;

- развитие навыков исследовательской и творческой деятельности студентов;

- демонстрация творческих достижений участников проекта.

Библиографический список

Студенты - участники проекта условно разделены по статусам: мастер, наставник, ученик.

Занятия, направленные на формирование умений читать схемы и чертежи (что необходимо для выполнения выкроек различной сложности), способностей чувствовать пространственную среду, владеть основными способами изображения на листе, первичных навыков работы с бумагой, тканью, полиэтиленом и т.д. проводят мастера. Роль мастеров выполняют студенты специальности «Архитектура», наиболее успешно освоившие курс общепрофессиональной дисциплины «Основы трехмерного моделирования» и дисциплину, входящую в программу дополнительного образования «Бумажная пластика», а по работе с другими материалами - руководитель театра. Наставниками являются студенты разных специальностей, которые уже приобрели и владеют первичными навыками работы с различными материалами. Они помогают ученикам выбрать образ, сосредоточится на его воплощении, оказывают помощь в выполнении каких-либо технических деталей и т.д. Общую координацию реализации проекта осуществляет руководитель, задачей которого является обеспечение соответствующих материально-технических, организационных, финансовых условий, необходимых для эффективной реализации проекта.

В течение года проект реализуется в несколько этапов: проектирования, технологический, сценический.

Этап проектирования направлен на развитие образно-ассоциативного мышления, ориентирует на генерирование новых идей и эксперимент, на сознательную постановку перед собой определенных задач (образных, технологических) и способность с помощью самых разнообразных методов решать эти задачи.

Технологический этап предполагает создание коллекции: конструирование, техническое моделирование, развертку бумаги, раскрой тканей, работу над деталями, их сборку и т.д.

Сценический этап подразумевает процесс постановки театрального представления, подборку фонограмм, видеофонов, сопровождающих тексты и т.д., а также выступление на мероприятиях, проводимых в учебном заведении, конкурсах, фестивалях различного уровня и масштаба и т.п.

Результатом реализации проекта являются победы на конкурсах и фестивалях разного уровня. Но самая главная победа в том, что благодаря подобным проектам студенты техникума имеют возможность реализовать свой творческий потенциал не только в стенах образовательной организации - они легко адаптируются в высших учебных заведениях, где продолжают обучение, эффективнее справляются с ежедневными профессиональными заданиями на местах трудовой деятельности, добиваются успеха и в других видах деятельности.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что творческая компетенция является неотъемлемой составляющей социальной компетентности студентов СПО, необходимым условием творческой самореализации личности студентов с целью самоопределения, саморазвития, эффективного взаимодействия в профессиональной сфере.

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Интернет-журнал «Эйдос». Available at: http://www/eidos.ru/journai/2006/0505/html

2. Краснокутская С.Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2006.

3. Пушкарева Т. Г. Формирование социальной компетентности студентов в условиях образовательной среды педагогического колледжа. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Томск, 2013.

4. Плюхина С.В. Формирование социальной компетентности студентов многопрофильного колледжа. Кемерово, 2016.

5 Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования. Народное образование. 2003; № 2: 32 - 41.

6. Ромаева Н.Б., Кузьмина С.В. Модель развития социальной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования. Гуманитарные науки. 2019; № 3 (47): 54 - 60.

7. Коломиец С.М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей: монография. Москва, 2010.

8. Попов А.И. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: монография. Тамбов, 2010.

9. Зорин В.И. Толковый словарь. Евразийская мудрость от А до Я. Алматы, 2002.

References

1. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Internet-zhurnal«'Ejdos». Available at: http://www/eidos.ru/journai/2006/0505/html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Krasnokutskaya S.N. Formirovaniesocial'nojkompetentnostistudentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2006.

3. Pushkareva T.G. Formirovanie social'noj kompetentnosti studentov v usloviyah obrazovatel'noj sredy pedagogicheskogo kolledzha. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2013.

4. Plyuhina S.V. Formirovanie social'noj kompetentnosti studentov mnogoprofil'nogo kolledzha. Kemerovo, 2016.

5 Hutorskoj A.B. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno orientirovannoj paradigmy obrazovaniya. Narodnoe obrazovanie. 2003; № 2: 32 - 41.

6. Romaeva N.B., Kuz'mina S.V. Model' razvitiya social'noj kompetentnosti studentov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Gumanitarnye nauki. 2019; № 3 (47): 54 - 60.

7. Kolomiec S.M. Tvorcheskie kompetencii studentov social'no-'ekonomicheskih special'nostej: monografiya. Moskva, 2010.

8. Popov A.I. Metodologicheskie osnovy iprakticheskie aspekty organizaciiolimpiadnogo dvizheniya po uchebnym disciplinam v vuze: monografiya. Tambov, 2010.

9. Zorin V.I. Tolkovyj slovar'. Evrazijskaya mudrost'ot A do Ya. Almaty, 2002.

Статья поступила в редакцию 15.11.20

УДК 371

Markaryan V.Yu, postgraduate, Academy of the Humanities and Pedagogy, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),

E-mail: viza_1986@ukr.net

CONTENT OF ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS OF PHYSICAL EDUCATION OF THE PEOPLES OF THE CRIMEA. The article presents the results of the study of the theory of ethnopedagogy, and also reflects the main ideas of the ethnopedagogical traditions of physical education of the peoples inhabiting the Republic of Crimea. Particular attention is paid to the development of ethnopedagogy in the region, its influence on the physical education of the population of the peninsula. The specificity of physical education in Crimea in principle and through ethnopedagogical traditions in particular is considered. In the final part of the article, a brief description of the branch of sports and physical education of the Crimea is given. The author concludes that the ethno-pedagogical traditions of the peoples of Crimea, their implementation and reflection in the political culture can serve as an important step towards an even greater rapprochement of all the many nationalities in the territory of the republic.

Key words: ethnopedagogy, ethnopedagogical traditions of physical education, physical education of modern people, physical education of peoples of Crimea, modern pedagogical science, modern ethnopedagogy.

В.Ю. Маркарян, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В. И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net

СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ КРЫМА

В статье представлены результаты исследования теории этнопедагогики, а также отражены основные идеи этнопедагогических традиций физического воспитания народов, населяющих Республику Крым. Особенное внимание уделяется развитию этнопедагогики в регионе, ее влиянию на физическое воспитание представителей населения полуострова. Рассматривается специфика физического воспитания в Крыму в принципе и посредством этнопедагогических традиций в частности. В заключительной части статьи дается краткая характеристика отрасли спорта и физического воспитания Крыма. Автор делает вывод, что этнопедагогические традиции народов Крыма, их реализация и отражение в политической культуре могут послужить важным шагом на пути к еще большему сближению всех многочисленных национальностей на территории республики.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогические традиции физического воспитания, физическое воспитание современных людей, физическое воспитание народов Крыма, современная педагогическая наука, современная этнопедагогика.

Республика Крым, будучи одним из наиболее национально разнообразных регионов, вобрала в свой этнопедагогический опыт массу традиций разных этносов. На данный момент совершенно обоснованно можно говорить о более чем 100 национальностях, внесших вклад в социокультурное развитие республики. Это - не просто богатый этнопедагогический базис, который служит значительным подспорьем в процессе формирования воспитательных национальных концепций, но и колоссальный опыт, который способен обогатить культурное наследие Крыма.

Физическое воспитание крымчан - наиболее актуальная и социально значимая тема, требующая определенного внимания со стороны научного сообщества. Важно понимать, что оно невозможно без приобщения этнопедагогических традиций различных народов, проживающих на территории полуострова, а значит, невозможно без массового ознакомления с этими традициями. Каждый из народов, населяющих территорию современного Крыма (а это достаточно обширный перечень: помимо русских, украинцев и крымских татар нашли свое место здесь и болгары, немцы, греки, евреи, азербайджанцы, венгры, корейцы и другие), не просто проживает там, но и обогащает его социокультурное пространство. Так, справедливым было бы говорит об обширном арсенале воспитательных и образовательных средствах в различных областях, в том числе и физического воспитания народов. Этот арсенал на сегодняшний день должен вновь приобрести ценность и стать целесообразным для применения (естественно, лишь после ряда трансформаций и адаптаций к современным реалиям). Физическое воспитание должно встать в один ряд по актуальности с духовным, нравственным, интеллектуальным, культурным, профессиональным, творческим и социальным, поскольку все они могут полноценно влиять на личность, лишь находясь в комплексе. В связи с этим наиболее интересным для настоящего исследования является вопрос изучения содержания этнопедагогических традиций физического воспитания народов Крыма [1 - 5].

Этнопедагогическое традиционное воспитание базируется в первую очередь на исторических и культурных аспектах и особенностях каждого отдельно взятого народа. Народ на протяжении всего своего развития формирует соб-

ственную образовательно-воспитательную систему, которая основывается на четких идеалах, идеях, позициях и принципах. Национальный характер здесь выступает главным индикатором пригодности тех или иных способов и методов образования и воспитания. Причем это относится ко всем сферам жизнедеятельности современного человека. Важно понимать, что этнопедагогические традиции воспитания всегда основываются на столпах национального единства и идеи о сущности человека, его цели, идеального образа, который становится примером развития всех последующих поколений.

Многие исследователи этнопедагогического наследия Крыма сходятся во мнении о том, что современные учебные заведения полуострова должны быть направлены на национальность и поликультурность образовательно-воспитательной деятельности, поскольку это - закономерность, которая возникла с зарождением поликультурности в современном обществе.

М.А. Хайруддинов и М.Р. Скоробогатова в связи с этим считают, что сегодня Республика Крым обладает значительным потенциалом и положительным опытом в этой сфере, который характеризуется следующими показателями: освоение обучающимися тех или иных дисциплин с учетом национальных особенностей различных этносов, а предоставляется возможность остановить внимание обучающихся на специфике конкретного социума, в рамках которого они взаимодействуют; существуют общественные и образовательные организации (музеи, библиотеки, фонды) краеведческой направленности, которые играют важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения в соответствии с этнопедагогическими традициями прошлого и настоящего; существуют периодические (например, «Крымский журнал» и «Крымская газета») и непериодические (книги издательств «Н. Орiанда», «Ариал» и др.) издания краеведческого характера, которые обогащают информационный фонд полуострова, направленный на ознакомление всех членов общества с обычаями, традициями и принципами различных народов. Краеведческие издания позволяют воспитать в членах общества толерантность, терпимость, милосердие и взаимопонимание с представителями разных национальностей, а также подталкивают к изучению истории родного края, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.