Научная статья на тему 'Творческая компетентность и современные требования к преподавателю высшей школы'

Творческая компетентность и современные требования к преподавателю высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВУЗОВСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА / PARADIGMATIC CHANGES IN EDUCATIONAL SPACE / CREATIVE COMPETENCE OF THE LECTURER / METHOD OF FORMING THE MODERN SCIENTIFIC PEDAGOGIC PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светличная В.В., Швыдкая Е.Б., Юрченко Л.И.

В статье рассмотрены основные требования к вузовскому преподавателю в контексте изменений в образовательном пространстве. Авторами актуализирована творческая компетентность как системообразующий компонент в структуре профессиональной компетентности преподавателя, обобщен опыт реализации творческого потенциала научно-педагогического персонала в Университете банковского дела Национального банка Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVITY COMPETENCE AND THE MODERN REQUIREMENTS FOR A UNIVERSITY TEACHER

The article addresses the major requirements for a university teacher within the context of changes in educational environment. The author actualizes creativity competence as a basic structure component of a teacher's professional competence; summarizes the experience of creativity potential's realization gained by scientific and pedagogical personnel of the University of Banking of the National Bank of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Творческая компетентность и современные требования к преподавателю высшей школы»

УДК 378.147

ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В.В. СВЕТЛИЧНАЯ, Е.Б. ШВЫДКАЯ, Л.И. ЮРЧЕНКО

Харьковский институт банковского дела Университета банковского дела Национального банка Украины, г. Харьков, Украина

Введение. Эффективное решение задач высшего образования всегда базировалось на качестве профессорско-преподавательского состава учебных заведений. Те процессы, которые сегодня происходят в высшем образовании под воздействием трансформационных общественных сдвигов, обусловили многократное увеличение роли вузовского преподавателя и его деятельности. Современные исследователи признают преподавателя главным действующим лицом в реализации стратегии современного образовательного процесса, главным субъектом реформирования образования, называют преподавателя ключевой фигурой XXI века.

Вместе с ростом роли преподавателя исследователи отмечают также существенные трансформации требований к преподавательскому составу. Сегодня возникла неотложная потребность разработки и реализации новой модели преподавателя высшей школы, которая была бы адекватной внешним вызовам и отвечала бы запросам высшего образования. Какими должны быть вузовские преподаватели, чтобы сформировать такие качественные характеристики работника, как мобильность, креативность, способность к генерации новых идей, способность к инициативе, к прогнозированию, к эффективной деятельности и решению профессиональных задач в ситуациях с высокой степенью неопределенности. Вопрос о том, кокой должна быть модель современного вузовского преподавателя остро дискутируется в научной и образовательной среде.

Разные аспекты этой проблемы исследуются в трудах В.П. Андрущенко, Д.Б. Богоявленской, В.И. Бондаря, Н.В. Гузий, О.А. Гуры, А.И. Дубасенюка, И.А. Зимней, И.А. Зязюна, И.Ф. Исаева, В.Г. Кремня, Н.В. Кузьминой, В.И. Лозовой, В.С. Лозницы, В.И. Лугового, В.К. Майбороды, И.П. Подлакомого, Н.Г. Протасовой, В.А. Семиченко, С.А. Сысоевой, В.А. Сластенина, В.И. Тесленка, О.Б. Ткаченко, А.В. Хуторской и многих других ученых. Благодаря усилиям представителей разных отраслей научных знаний

• определена совокупность качеств, способностей, умений и навыков, необходимых для успешной реализации всех функций педагогической деятельности;

• обоснована структура педагогической культуры вузовского преподавателя, уровни ее сформированности;

• разработаны типологии преподавателей по разным критериям, иерархические модели их способностей;

• презентован ряд профессиограмм преподавателя высшего учебного заведения.

Однако, несмотря на значительный интерес ученых и их наработки, проблема формирования современного преподавателя высшего учебного заведения сохраняет свою актуальность.

Актуальность этой проблемы на сегодня предопределяется постоянными изменениями внешней образовательной среды, многоплановостью и многофункциональностью педагогической деятельности в высшей школе, отсутствием в научно-образовательной среде единого понимания сущности феномена педагогического мастерства преподавателя вуза. И все же при наличии крайнего разнообразия в определении требований к личностным и профессиональным качествам современного преподавателя, большинство исследователей отдают предпочтение творческой компетенции. Понятно, что педагогическая деятельность, которая является творческой по своей сути, всегда требовала творческих работников. Креативность во все времена рассматривалась исследователями как важная составляющая педагогического мастерства. Однако сегодня в условиях динамических изменений внешней среды состоялась актуализация творческой компетенции, которая рассматривается как системообразующий компонент в структуре профессиональной компетентности преподавателя [1, с. 90].

Учеными исследованы разнообразные проблемы, которые связаны с профессиональной творческой деятельностью преподавателя высшего учебного заведения. Так, например, украинские ученые С.Д. Максименко, К.С. Максименко, М.В. Папуча исследовали феномен творчества психологии личности в ракурсе прогнозирования развития личности и жизненного пути человека. В.А. Моляко изучал проблему творческого практического мышления. П.А. Мясоед рассматривал особенности творческой деятельности в контексте ее развития. М.В. Савчин исследовал творческую (креативную) личность с учетом индивидуально-психологических свойств личности. Ю.Л. Трофимов, В.В. Рыбак, П.А. Гончарук анализировали творчество профессионалов как феномен когнитивной сферы личности. А.Д. Сафин и Н.Ю. Малий исследовали феномен креативности в контексте творчества в профессиональной деятельности. Русские ученые Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов разрабатывали проблемы психологии творчества (общей, дифференциальной и прикладной). А.В. Тутолмин изучал педагогические проблемы становления и развития творческой компетентности учителя.

Таким образом, как методологический, так и теоретический фундамент педагогического творчества разрабатывается в современной педагогической науке комплексно и достаточно широко. И тем не менее, вопросы относительно творческой компетентности преподавателя современного вуза нуждаются в дальнейшем исследовании, особенно в плоскости совмещения теории и практики, разработки методологии и методики создания социокультурного пространства, в котором осуществляется развитие педагогического творчества современного преподавателя.

Целью этой статьи является актуализация творческой компетентности в системе требований, которые выдвигаются сегодня к преподавателю вуза, и анализ практического опыта в реализации творческого потенциала преподавателей в Университете банковского дела Национального банка Украины.

Основная часть. Творческая компетентность - это сложная интегрированная профессионально-личностная характеристика преподавателя вуза, которая предопределяет его готовность и способность осуществлять эффективную педагогическую деятельность. Сложность обобщения структуры и содержания творческой компетентности заключается в многогранном сочетании внутренних процессов и внешних характерных проявлений творческой личности. Подходы к решению проблемы определения структуры творческой личности выражены двумя диаметрально противоположными направлениями:

- монофакторная теория, которая признает существование определенных творческих способностей;

- мультифакторная, которая рассматривает творческую личность как таковую, которая характеризуется совокупностью отдельных качеств, набор которых и определяет неповторимую индивидуальность личности и высшую степень ее творческих достижений. Творческие качества имеют двойную природу: с одной стороны они врожденные, а с другой - определяются условиями развития.

Значительный интерес представляет обобщенный вариант важнейших признаков педагогической креативности, предложенный С.А. Сысоевой: высокий уровень социального и морального сознания; поисково-проблемный стиль мышления; развитые интеллектуально-логические способности; проблемное виденье, творческая фантазия, развитое представление; специфические личности качества (смелость, готовность к риску, целенаправленность, любознательность, самостоятельность, настойчивость, энтузиазм); специфические ведущие мотивы (необходимость реализовать свое «Я», желание быть признанным), творческий интерес, увлеченность творческим процессом, стремление достичь наибольшей результативности в конкретных условиях труда); коммуникативные способности; способность к самоуправлению; высокий уровень общей культуры и высокий уровень моральной культуры [2, с. 46].

Учитывая то, что компетентность характеризует функциональную сторону профессии, очертим содержание творческой компетентности преподавателя вуза при выполнении функциональных заданий:

- рационализация и модернизация содержания, форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса с целью развития творческих способностей студентов, их талантов и одаренности;

- комплексное и вариантное использование в профессиональной деятельности всей совокупности теоретических знаний и практических навыков;

- виденье новой проблемы во внешнее знакомой ситуации, нахождение вариантных путей ее решения;

- применение научно-доказательного выбора действий в конкретной педагогической ситуации;

- проведение систематического самоанализа профессиональной деятельности, научно-исследовательской работы по творческому обобщению собственного опыта и опыта своих коллег;

- реализация на практике принципов педагогики сотрудничества;

- проявление гибкости при выборе оптимального управленческого решения в нестандартных ситуациях;

- оригинальное конструирование учебно-воспитательного процесса.

В то же время исследователи подчеркивают, что креативность педагога должна рассматриваться как функция целостной личности, которая предопределена соответсвующими психолого-педагогическими условиями и высоким уровнем сформированности ее профессиональных и личностных качеств [3].

Таким образом, творческая компетентность преподавателя вуза - это интегрированная профессионально-личностная характеристика, которая включает, прежде всего, такие качественные характеристики работника, как инновационность, мобильность, креативность. Творческий преподаватель владеет личностной и социальной мобильностью, мобильностью знаний, способностью к нестандартному мышлению и инновациям. Лишь творческие преподаватели способны осуществлять инновационное обучение, подобрать наиболее эффективные технологии, компетентно поддержать творческое развитие тех, кого они учат. Сегодня эти способности рассматриваются не просто как достижение отдельных преподавателей, а как требования ко всем научно -педагогическим работникам.

В связи с этим возникает вопрос, можно ли научить творчеству, привить креативность, мобильность, инновационность?

Согласно мультифакторной теории, творческие возможности, как и способности, не представлены в готовом виде, а формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков и прирожденных анатомофизиологичных особенностей. Развитие творческой личности происходит тогда, когда на прирожденную основу накладывается приобретенное, обусловленное условиями развития.

Согласно монофакторной теории, креативность - это прирожденное качество личности, следовательно прямое привитие творчества невозможно. Однако вполне возможно создание условий, которые стимулируют творческую деятельность, побуждают к креативности. Креативность, как общеантропологическое свойство, по сути, не воспитывается, а лишь актуализируется.

По единодушному признанию представителей разных подходов, без создания благоприятного пространства не реализуется даже прирожденная креативность [2, с.75]. Отметим, что в настоящее время среди научных подходов выделился как самостоятельный креативный подход к исследованию особенностей педагогической деятельности. По мнению Л.В. Кондрашовой, под креативным подходом следует понимать методологическую направленность учебного процесса на развитие потребности в новизне, решение нестандартных задач, что позволяет путем актуализации креативных способностей стимулировать творческую деятельность участников образовательного процесса [4]. То есть речь идет о необходимости создания в высшем учебном заведении благоприятного пространства для развития творчества преподавателя, «креативном очеловечивании учебного процесса» [5, с. 65]. Креативность должна наполнять сам образовательный процесс. Лишь вступив в проблемные ситуации, которые побуждают креативность, можно приобрести ее как определенное качество.

Каким образом решается это задание в Университете банковского дела Национального банка Украины?

В основу деятельности учебного заведения положена Концепция инновационного развития, которая четко определяет стратегию развития Университета до 2020 года [6]. Как отмечено в Концепции, формирование имиджа Университета как инновационного образовательного и научного учреждения базируется на новых парадигмах образовательной деятельности, переходе от понимания образования как сферы потребления, то есть передачи и получения знаний к сфере творения, созидания - личностного и корпоративного овладения и компетентностного применения знаний. Свою миссию Университет видит в реализации модели опережающего образования, основанного на идее становления всесторонне развитой личности и ее умения адаптироваться к быстрым изме-

нениям в банковских и финансовых технологиях, общественных процессах. Такое концептуальное признание необходимости внедрения новых парадигмальних подходов имеет чрезвычайно большое значение, поскольку именно в рамках требований Концепции инновационного развития обоснована методология образовательного процесса и выстроена компетентностная модель профессиональной подготовки в Университете.

Концепция инновационного развития Университета, признав кадровую политику доминантным условием развития учреждения, определила следующие стратегические цели: формирование кадрового и интеллектуального потенциала в соответствии с критериями и требованиями предоставления образовательных услуг в сфере высшего образования; достижение лидерских позиций на рынке профессионального образования и статуса ведущего центра повышения квалификации и переподготовки банковских и педагогических работников экономического направления; разработка системы стимулирования и мотивации труда, ориентированной на объективную оценку реализации конкретных заданий за конечным результатом; формирование инновационной культуры, ориентированной на творческую деятельность организационно-управленческого и аналитического уровня, содействие раскрытию и реализации инновационного потенциала личности.

Для достижения стратегических целей кадровой политики определены такие основные задачи: организация подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научного предпринимательства; подготовка научно-педагогических работников в аспирантуре и докторантуре Университета, а также в ведущих вузах и научных учреждениях Украины и зарубежья; усовершенствование системы рейтингования научно-педагогических кадров, проведение профессиональных конкурсов на лучшего ученого, преподавателя-методиста, куратора академической группы и тому подобное; усовершенствование нормативных документов системы оплаты труда и стимулирования, систематизация представления работников к наградам и почетными званиями; реализация комплекса социальных целевых программ для работников: улучшение жилищных условий, профилактическое оздоровление, организация спортивно-оздоровительных мероприятий, отдыха и тому подобное; разработка концептуальной модели корпоративной инновационной культуры как средства обеспечения эффективности и конкурентоспособности на рынке образовательных и научных услуг; внедрение механизмов, методов и алгоритмов преобразования процесса развития инновационной культуры на организованный, упорядоченный и регулируемый процесс с определенной структурой отношений, правилами поведения и действий, ответственностью; разработка механизма формирования конструктивного отношения к нововведениям; интенсификация педагогических инновационных процессов: изменение стиля профессионального педагогического мышления, актуализация способностей генерировать нестандартные идеи при решении управленческих и профессиональных задач.

Признание на концептуальном уровне инновационного вектора развития Университета обусловило формирование в учебном заведении модели инновационной корпоративной культуры, которая базируется на таких ценностях, как академическая свобода, инновационность, профессиональная мобильность, креативность. Создание инновационной атмосферы в коллективе, конструктивное отношение к нововведениям стали важными механизмами раскрытия и реализации творческого потенциала преподавателей. Установка на актуализацию креативности побуждает каждого преподавателя к личностному росту, переходу от традиционных схем работы к творческому поиску.

На стимулирование инновационной деятельности сориентирована вся система менеджмента в Университете. Основным алгоритмом действий менеджмента является постоянная и динамическая модернизация образовательного процесса.

Так, впервые среди украинских вузов экономического профиля в Университете был введен эксперимент по продлению срока подготовки магистров до 1,5 лет. В сотрудничестве с работодателями были разработаны экспериментальные учебные планы новой подготовки магистров, которые предусматривали увеличение колличества дисциплин и спецкурсов профессиональной направленности, усиление акцента на аналитической и научно-исследовательской работе студентов, а также на практическом обучении. Эксперимент по подготовке магистров подтвердил свою целесообразность и получил признание в Украине. Сегодня Университет готовит магистров по 17 программам, которые обеспечивают качество обучения и позволяют сотрудничать по общим программам с европейскими вузами. В результате сотрудничества с Департаментом НБУ и Международной финансовой корпорацией (Ш^ в Университете впервые в Украине разработаны магистерские программы по корпоративному управлению и финансовому мониторингу в банках.

Одним из первых в Украине Университет начал ввод элементов дистанционного образования, а с 1 сентября 2011 года он получил разрешение Министерства образования и науки Украины начать эксперимент по внедрению дистанционной формы обучения. На сегодняшний день создана собственная нормативная база, дистанционные курсы, электронные учебники, проводится обучение в on-line режиме, создана лаборатория дистанционного обучения для реализации экспериментальных мероприятий относительно внедрения инновационных методов системы дистанционного образования, организации повышения квалификации научно-педагогических работников.

С целью системного исследования проблем духовно-культурного бытия человека в условиях «финансовой цивилизации», социально-гуманитарных процессов, связанных с экономическими реформами в Украине, Университет инициировал создание Украинского философско-экономического научного общества. Результатом его деятельности должна стать выработка и презентация обществу возможных сценариев согласования принципов морального и экономического выбора.

В украинском образовании Университет стал пионером в создании уникального системного курса «Корпоративная социальная ответственность», а также издал соответствующий учебник. Опыт Университета получил признание и заложил фундамент создания одноименной новой учебной дисциплины в украинском образовании. Университет разработал также профессиональный стандарт первой обязательной квалификационной характеристики менеджера корпоративной социальной ответственности.

И этот перечень инновационных мероприятий можно продолжить. Сегодня Университетом начата работа по созданию нового типа образовательного учреждения - электронно-распределенного университета - сетевого высшего учебного заведения - единого комплекса, который реализует образовательные программы с использованием электронных технологий на основании единой информационной образовательной среды. Разработан также поэтапный план реализации программы развития Университета для получения статуса национально-исследовательского (до 2020 года).

Такая целеустремленная и последовательная интенсификация инновационных процессов в Университете не просто стимулирует, а обрекает преподавателей на творческую деятельность, нестандартное мышление, на поиск наиболее оптимальных подходов к решению задач нового порядка. Преподаватели включаются в креативный процесс, что актуализируется в креативном результате.

Заключение. Изложенные материалы не исчерпывают проблему характеристики всего комплекса требований к современному преподавателю высшего учебного заведения. В них актуализированы главные из этих требований в контексте изменений, которые происходят в образовательном пространстве, а также обобщен соответствующий практический опыт УБС НБУ. На сегодня главным требованием к профессиональным и личностным качествам вузовского преподавателя признана творческая компетенция, которая предусматривает сформированность у преподавателя нестандартного мышления, обладание инновационной стратегией и тактикой, гибкой адаптацией к изменениям содержания и условий профессиональной деятельности. Понятно, что лишь те работники, которые владеют этими качественными характеристиками, смогут обеспечить реализацию требований новой образовательной парадигмы и подготовить высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов. Значительные теоретические и практические наработки в решении задач формирования инновационного кадрового потенциала имеет Университет банковского дела Национального банка Украины. Обобщение опыта Университета позволяет определить концептуальные подходы и методику формирования современного научно-педагогического персонала.

Как свидетельствует опыт Университета банковского дела НБУ, творчество преподавателей развивается на основе системной целостности самого образовательного процесса, а также зависит от эффективности процесса формирования и развития этого феномена. На уровне всего учебного заведения именно системный подход обеспечивает возможность интегрировать всю учебно-воспитательную деятельность вуза в целостную, взаимосвязанную систему, которая направлена на гармоничное становление и развитие творческой компетентности каждого преподавателя. Необходимым является создание благоприятного пространства для развития профессионализма преподавателя в условиях вуза: атмосфера свободного саморазвития и сотрудничества, выбор индивидуального образовательного вектора.

Формирование инновационной корпоративной культуры, введение прогрессивных форм менеджмента обеспечивают консолидацию коллектива для внедрения в учебную, научную, воспитательную, другие сферы деятельности новых, нестандартных процессов, процедур и технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волобуева О. Ф. Творча компетентшсть викладача вищо! школи: психолопчний аспект / О.Ф. Воло-буева // Вiсник Нацюнально1 академп Державно! прикордонно! служби Украши. Психологiчнi науки. - 2011. - №4. - С. 89 - 112.

2. Сисоева, С.О. Основи педагопчно! творчосп : тдручник / С.О. Сисоева. - К.: Мшеш, 2006. - 284 с.

3. Дубасенюк, О.А. Креативний тдхвд до професшно-педагопчно! тдготовки майбутнiх учителiв / О.А. Дубасенюк // Креативна педагогiка. - 2011. - №4. - С. 23 - 28.

4. Профессиональное становление студентов в условиях креативного подхода к организации образовательного процесса высшей педагогической школы / Л.В. Кондрашова // Професшне становления особистосп :проблеми i перспективи: матер. V мiжнарод. наук.-практ. конф. - Хмельницький, ХНУ, 2009. - С. 101 - 105.

5. Хаштов, Н. Креатившсть як фундаментальний концепт сучасно! фшософп освiти / Н. Хаштов // Фiло-софiя освiти. - 2009. - № 1-2 (8). - С. 58 - 76.

6. Концепцiя шновацшного розвитку Ушверситету банкiвськоl справи Нацiонального банку Украши (м. Ки1в)» на 2010-2020 роки. - К.: УБС НБУ, 2010. - 19 с.

THE CREATIVITY COMPETENCE AND THE MODERN REQUIREMENTS

FOR A UNIVERSITY TEACHER

V. V. SVETLICHNAYA, E.B. SHVYDKAYA, L.I. YURCHENKO

Summary

The article addresses the major requirements for a university teacher within the context of changes in educational environment. The author actualizes creativity competence as a basic structure component of a teacher's professional competence; summarizes the experience of creativity potential's realization gained by scientific and pedagogical personnel of the University of Banking of the National Bank of Ukraine.

Keywords: paradigmatic changes in educational space, creative competence of the lecturer, method of forming the modern scientific pedagogic personnel.

© Светличная В.В., Швыдкая Е.Б., Юрченко Л.И.

Поступила в редакцию 13 октября 2014г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.