Научная статья на тему 'Творческая группа как условие раскрытия и развития индивидуальных возможностей студентов'

Творческая группа как условие раскрытия и развития индивидуальных возможностей студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
865
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческая группа как условие раскрытия и развития индивидуальных возможностей студентов»

нально-личностных качеств, идеалов, потребности в творческой профессионально-педагогической деятельности, развитие профессионального мышления, педагогических умений и навыков, педагогического видения и чутья. Все это формируется и развивается, когда аудиторная и внеаудиторная работа становится единым профессионально направленным педагогическим процессом, когда система психолого-педагогического обучения включается в процесс педагогизации учебно-воспитательной среды и взаимодействует со специальными дисциплинами в педагогическом контексте.

Реализация выделенных механизмов, как показывает наш опыт, помогает осуществить индивидуальный подход в процессе подготовки специалистов образовательной сферы, обеспечить единство формирования предметно-содержательных умений и личностно-деятельностной активности субъекта в процессе профессионально-педагогической подготовки.

Литература

1. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. -М., 1987.

2. Лысова, Е. Б. Реформы педагогического образования / Е. Б. Лысова // Реформы образования в современном мире. Глобальные и региональные тенденции-М.: Изд-во Рос. открыт, ун-та, 1995. - С. 182 - 198.

3. Сластенин, В. А. Перестройка педагогического образования / В. А. Слас-тенин // Перспективы. - 1990. - №2.

4. Breland, Н. М. Personal Qualities and College Admission CEEB / H. M. Breland. -N.Y., 1982.

5. Devor, J. W. The Experiens of Student Teaching/ J. W. Devor. - L., 1964.

УДК 378.184

А. Г. Корнилова

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА КАК УСЛОВИЕ РАСКРЫТИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

СТЭДЕНТОВ

В образовательной системе широко реализуются механизмы личностноориентированного обучения и воспитания. Личностно-ориентированная педагогическая технология в высшей школе требует развития у будущих специалистов личностных возможностей, способностей каждого, его гражданских и общечеловеческих качеств. Чтобы каждый студент в период обучения в вузе развивал свои потенциальные возможности и чтобы все это было направлено на развитие его профессиональных качеств, необходимо, как показывает наш опыт, создание особого рода педагогической ситуации, которая ставит студента перед необходимостью проявить себя и как личность, и как профессионала-педагога. Ее мы обозначаем как личностно-развиваю-щую ситуацию.

Личностно-развивающая ситуация создается в творческих группах, где обеспечивается партнерство субъектов образовательной деятельности. Взаимодействие студентов в творческой группе - это сложное интегративное системное образование, включающее в себя такие компоненты, как восприятие и освоение субъектами информации, ориентирующей на обсуждение; усвоение ценностно-значимых умений и присвоение их как системы положительной установки на партнерство; восхождение к личностной культуре человека, дающее возможность каждой личности совершенствоваться и самоактуализироваться.

Важным условием творческого взаимодействия является общение на основе диалога. Диалог обеспечивает активность студента, его самостоятельность и творчество. Через диалог он приобретает личностные качества, помогающие преодолеть низкую самооценку и неуверенность в себе. Диалог способствует тому, чтобы знания, умения и навыки становились для студента личностно значимыми, а также формированию научного мировоззрения и творческой инициативы. Для оптимизации диалогического взаимодействия преподавателей и студентов мы опирались на точку зрения Н. И. Пирогова [2]. По его убеждению, формирующее, воспитывающее педагогическое общение преподавателя и студентов служит повышению уровня научной подготовки студентов.

В рамках исторического анализа опыта Н. И. Пирогова мы выделяем использованные им в Дерптском университете Германии конверсатории (от лат. сопуегэайо - обхождение, общение; образ действий или жизни). Конверсатории - это дискуссии, собеседования, в ходе которых студенты ставят вопросы, выдвигают гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Иначе, это одна из форм организации и реализации диалогического взаимодействия в образовательном процессе. В их основе лежит сократовский способ учения в виде бесед. В ходе конверсаториев студенты учатся общаться друг с другом, вести беседу с преподавателем. В процессе общения студентов друг с другом роль преподавателя организующая, направляющая, корректирующая.

Данная форма диалогического общения совершенствует взаимодействие субъектов педагогического процесса. В традиционной системе взаимодействие преподавателей и студентов происходит по модели односторонней коммуникации. В данном случае речь идет о том, что один из субъектов пребывает в пассивной роли, т. е. он только слушает (еще Н. И. Пирогов говорил, что «слушать и слышать - не одно и то же»), обратная связь практически отсутствует. Конверсатории предполагают взаимодействие по модели двусторонней коммуникации, т. е. субъекты педагогического процесса находятся на равных паритетных позициях, и в творческих группах являются ведущей формой в общении студентов между собой и с преподавателями.

Творческая группа - это группа студентов (приблизительно 8-10 человек), объединенная единством психологических характеристик, научных интересов, исследовательских проблем, профессиональных целей. На первый план выдвигается проблема психологической совместимости членов творческой группы, так как только при этом каждый чувствует себя свободно, раскованно, комфортно, без чего нет ни творчества, ни проявления индивидуальности. Психологическая совместимость студентов группы обес-

печивается на основе изучения и выявления индивидуальных особенностей и качеств личности. Далее посредством других методик изучаются профессиональные цели, интересы каждого студента.

Главным содержанием работы творческой группы является организация индивидуальной профессионально направленной деятельности студента в процессе учебной и внеаудиторной работы. На каждого студента заполняется «Индивидуальная программа профессионально-личностной подготовки». Организация индивидуальной творческой работы студента в группе согласно данной программе решает ряд задач, в том числе:

- выявление, формирование и развитие профессиональных интересов студентов и реализацию на этой основе всего учебно-научно-воспитательного процесса;

- координацию усилий преподавателей, работающих с данными студентами; организацию всех этапов научно-педагогического процесса на основе принципа «плечом к плечу с преподавателем»;

- оказание помощи и реальное участие преподавателей в формировании разнообразных студенческих творческих объединений, клубов по интересам, стимулирование их самостоятельности и самоуправления, создание в объединениях и группах максимально возможных условий для раскрытия и развития творческой индивидуальности каждого студента;

- осуществление учебно-научного сотрудничества студентов и преподавателей: включение студентов в научные общества, проблемные группы; привлечение старшекурсников в качестве консультантов на младших курсах; обеспечение участия студентов в заседаниях кафедр, в конференциях, симпозиумах совместно с преподавателями, совместные публикации; широкое использование неофициальных контактов для формирования специалиста;

- построение педагогического общения с учетом потребностей в личностной и профессиональной самореализации, высокого уровня самосознания; обеспечение корректирующих заданий для студентов в области профессионального самообразования и самовоспитания;

- усиление функции самоуправления студенчества в вузовских формах учебно-воспитательного процесса: при подведении итогов сессий, при оценке продуктивности деятельности подразделений вуза и т. д.

Вся система профессионально-педагогической подготовки студентов осуществляется преподавателем - руководителем творческой группы. Определение типа личности студента, своеобразия его индивидуальности-одно из основных направлений работы руководителя творческой группы. А создание педагогической ситуации в учебном заведении, развивающей личность компетентного педагога-специалиста, - это творчество каждого преподавателя. Технология создания творческих групп зависит от возможностей руководителей. Тем не менее их реализация возможна при соблюдении определенных условий: а) преподаватель хорошо знает жизненные проблемы студентов и строит педагогическую ситуацию в контексте этих проблем; б) образовательно-развивающий процесс в творческой группе носит характер рефлексивного смыслопоискового диалога; в) создаются условия для творческого самопроявления студента.

Профессиональная готовность руководителя группы к реализации модели личностно-развивающей профессионально-педагогической подготовки

учителя, как видно из анализа теории [1] и проведенного опыта, предполагает овладение им такими операциями, как:

- диагностика личностных свойств и функций студентов;

- постановка целей личностного профессионально-педагогического развития студентов на основе изучения их индивидуально-личностного потенциала;

- проектирование новообразований в личностной сфере студентов, характерных для их профессионального роста;

- определение возможностей создания личностно-ориентированной педагогической ситуации средствами своей деятельности в группе;

- совершенствование технологии личностно-развивающей профессиональной подготовки студентов в группе.

В нашей опытной работе индивидуально-творческая подготовка студентов к профессионально-педагогической деятельности основана на повышении роли и ответственности преподавателя вуза. И в процессе опытной работы, как показывают результаты специальных наблюдений, большое место во взаимодействии субъектов образовательного процесса занимает партнерство преподавателя со студентами, совместная их работа при фасилита-ционной роли преподавателя. Как выяснилось, руководители групп утвердились во мнении, что основное условие для реализации такого подхода -создание атмосферы творческого взаимодействия на основе диалога, где субъекты процесса соблюдают определенные правила общения:

- доверительный стиль общения;

- искренность участников диалога;

- уважение мнения, точки зрения собеседника;

- персонификация высказываний;

- рефлексия полученной информации.

Такая интеграция профессионально-образовательной деятельности ее субъектов направлена на то, чтобы каждый студент в период обучения в вузе развивал свои потенциальные возможности для будущей педагогической деятельности. Реализация такой системы профессиональной подготовки будущих учителей в институте осуществляется в соответствии с парадигмой личностно-ориентированной педагогики.

В основе индивидуально-творческой подготовки специалистов в институте лежит создание особого рода педагогической ситуации, в которой студент должен проявить себя и как личность, и как профес-сионал-педагог. При этом мы опирались на указание М. И. Станкина, что в основе личностного развития лежат более тонкие механизмы, такие как рефлексия, ревизия прежних ценностей, поиск смысла, апробация новых моделей профессиональной деятельности и т. п. [3].

Технологии создания педагогических ситуации весьма индивидуальны и зависят от педагогического мастерства руководителей творческих групп. Однако они, как показал наш опыт, выполняются при соблюдении определенных условий: а) преподаватель знает жизненные проблемы студентов и строит педагогическую ситуацию в контексте этих проблем; б) педагогический процесс в творческой группе носит характер рефлексивного смыслопоискового диалога; в) создаются условия для творческого самопроявле-ния студента.

Для осуществления такой работы, направленной на поштучную подготовку педагогов в соответствии с их потенциальными возможностями, руководители творческих групп придерживаются следующих принципиальных позиций, которые помогают в дальнейшем разработать индивидуальную программу профессиональной подготовки студентов,

• Тщательное изучение личности студента и ее индивидуально-типологических особенностей, уровня общей и профессиональной культуры, профессионального мышления. Это очень важный компонент, так как постоянный контроль всех личностных изменений студента и результатов работы с ним помогают правильно определить содержание, формы, способы работы по профессиональному становлению будущего учителя.

• Выявление, формирование и развитие профессиональных интересов студентов, что обеспечивает их специализацию в профессиональном становлении. Учительская профессия многоаспектна, и не все ее направления успешно реализуются одним и тем же человеком. Учителю лучше удается какое-то одно (а может, и два-три) направление, что развивает определенный профессиональный интерес, на котором в дальнейшем можно строить его профессионально-педагогическое становление.

• Обеспечение различных форм самостоятельной учебной и внеаудиторной деятельности студентов новым содержанием на основе современных подходов к осуществлению профессионального становления, самообразования и самовоспитания. Не секрет, что самостоятельная учебная работа студентов в вузе далеко не достаточно координируется и управляется подразделениями вуза. И в нашей модели предусмотрено руководство ею творческой группой самих студентов. Большими возможностями для профессионально-педагогической подготовки студентов обладают различные формы внеаудиторной деятельности - педагогические отряды, объединения по интересам, клубы, научные общества и т. д.

• Организация всех форм, этапов, ступеней учебно-научно-педагогического процесса в вузе на основе принципов «личность воспитывается личностью», «плечом к плечу с преподавателем». Организация совместной деятельности студентов и преподавателей в различных формах повышения профессионального мастерства (смешанные научные семинары, конференции, выступления в печати и т. д.), а также широкое использование форм неофициальных контактов.

• Широкое использование демократических форм воспитательного воздействия и общения со студентами; переход к учебно-научному сотрудничеству студентов и преподавателей (включение студентов в научные общества, проблемные группы, привлечение старшекурсников в качестве консультантов в подготовке курсовых проектов, рефератов, в выполнении контрольных, лабораторных работ на младших курсах, обеспечение участия студентов в выполнении научно-исследовательской работы кафедр, в заседаниях кафедр, подготовка и публикация совместных научных, научно-методических трудов и т. д.).

Реализация деятельности вуза на основе выделенных позиций значительно повысила ответственность каждого преподавателя, который своими действиями, профессиональными и личностными качествами на основе принципа «личность формируется личностью» обеспечивал профессиональное

становление на личностном уровне до десяти студентов в течение всех лет обучения в вузе. Его работа при этом еще и координирует усилия преподавателей, работающих с данными студентами.

В процессе опытной работы, таким образом, мы нашли один из путей реализации принципа интеграции в образовательной сфере - взаимодействие, сотрудничество субъектов педагогического процесса в творческих группах для повышения качества подготовки будущих учителей.

Литература

1. Елканов, С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С. Б. Елканов. - М., 1989.

2. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов. -М., 1985.

3. Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения / М. И. Станкин. - М., 1998.

УДК 378.4(571.56):37

А. В. Мордовская

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В условиях модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. В новых социально-экономических условиях актуализирован социальный заказ на подготовку конкурентоспособных, компетентных будущих педагогов, готовых к постоянному профессиональному росту, работе в инновационной образовательной среде.

Практика показывает, что профессиональное становление будущих педагогов осуществляется не только в процессе изучения психолого-педагоги-ческих дисциплин, а в ходе поэтапного, системного развития профессиональной компетентности студентов. Поэтому требуется комплексный подход к организации профессионального развития студентов в педагогическом вузе.

Гуманизация образования предполагает усиление личностно-ориенти-рованного характера профессиональной подготовки студентов, предусматривающей ориентацию на развитие «самости», самоценности личности, творческого потенциала будущего педагога, способного при необходимой педагогической поддержке и наличии соответствующих педагогических условий стать компетентным специалистом. Указанное обусловливает необходимость организации педагогического сопровождения профессионального развития будущих педагогов.

В теории сопровождение рассматривается как помощь растущему человеку в его личностном росте, создании ситуации успеха [1, 6]. При этом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.