Научная статья на тему 'Педагогические условия развития этнического самосознания подростков'

Педагогические условия развития этнического самосознания подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития этнического самосознания подростков»

РАЗДЕЛ II

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 378.147:37-051

Д. А. Данилов

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕРСОНИФИКАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из важных составных частей социальной политики, проводимой в обществе, является совершенствование образовательной системы. Здесь не следует забывать, что любое общество развивается, с одной стороны, по закономерностям, присущим только его историческому укладу, с другой - на основе обобщения опыта других, поскольку различные страны учатся друг у друга, перенимают передовое, соответствующее их социальному обустройству, т. е. происходят интеграционные процессы в различных областях жизни. В целом реформы образования в стране основываются на своих цивилизационных особенностях, хотя во многом в программах реформы можно найти не до конца продуманное следование образцам западно-европейского образования. Учиться у других, несомненно, нужно, не забывая, что каждое разработанное положение, приобретенный опыт отражают специфику духовной жизни, мировоззрения жителей другого общества, что российское образование также имеет свой бесценный опыт.

Проводимые в области образования реформы многоаспектны. Они предусматривают структурную перестройку всей системы, обновление всех ее звеньев, модернизацию содержания и технологии педагогического процесса, установление новых форм связи между образованием и реальной жизнью, обновление системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Один из подходов к обновлению подготовки кадров образования -в осознании того, что только творчески работающий, ищущий, экспериментирующий работник образования может продуктивно работать в данной системе. Это связано с коренными изменениями основных парадигм образования.

Среди образовательных парадигм, определяющих функционирование и развитие образовательной системы в современных условиях, следует выделить раскрытие, формирование, развитие и актуализацию неповторимой индивидуальности каждого отдельного человека. Это

определяет необходимость создания в образовательном учреждении совершенно новой ситуации, которая раньше исходила из того, что одни дают знание, другие усваивают его, одни ответственны за организуемый процесс, другие - исполнители и т. д. А новая ситуация исходит из уникальности не только одаренных, интеллектуально развитых, но и каждой личнос-

ти. Уникальность и неповторимость каждой личности может увидеть, найти, развивать только такой специалист, который обладает развитым лично-стно-профессиональным потенциалом, богатым педагогическим чутьем, находится в постоянном поиске нового, передового. Речь идет о педагоге нового поколения, профессионализм которого характеризуется его многосторонней подготовленностью, где особое место занимают его качества компетентного наставника растущего человека.

В современных условиях функции учителя значительно расширились. Он не только вооружает учащихся прочными знаниями, но и формирует их личность на основе изучения индивидуальных особенностей каждого, контактов с родителями и общественностью. Это требует от учителя постоянного пополнения знаний и умений общекультурного и профессионального характера, определенной самоотверженности, высокой ответственности за свои профессиональные действия. Отсюда вытекает необходимость совершенствования профессиональной подготовки учителя в стенах вуза.

Как правило, у поступающего в педагогический вуз выявляются в первую очередь знания, необходимые для продолжения образования. А в последние годы в вузы стали принимать по результатам ЕГЭ, без предварительного собеседования с абитуриентами. Специалисты правильно отмечают, что «личность абитуриента, качества характера, индивидуально-пси-хологические свойства, соответствующие избранной профессии, в расчет, как правило, не берутся» [2]. В данном контексте справедливо указание В. А. Сластенина, что плодотворной педагогической деятельности должна соответствовать определенная модель личности с ее спецификой интересов, склонностей и внутренних возможностей [3]. То, что вуз сегодня не может выявить желания, намерения и возможности абитуриентов стать педагогами, усугубляет проблему совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей на основе законов и положений личностноориентированной педагогики. Кроме того, известно, что в системе подготовки педагогических кадров основной упор делается на приобретение специальных знаний, а не на формирование профессиональных умений и навыков, психологической готовности студентов к будущей деятельности. Все это говорит об актуальности совершенствования подготовки педагогов, отвечающей насущным потребностям практики и современного опыта.

Многое в личности учителя определяется сознательным выбором профессии, психологической подготовленностью к работе, направленностью на качественное обучение и воспитание учеников. Личностно-ориентированная педагогическая технология требует развития потенциальных возможностей, способностей студента, его гражданских и общечеловеческих качеств для будущей профессионально-педагогической деятельности. На развитие личностных характеристик будущего учителя для успешного выполнения им профессиональных функций обращают внимание английский исследователь Дж. Девор [5] и американский специалист X. М. Бреланд [4].

Чтобы каждый студент в период обучения в вузе развивал свои возможности, сверкая всеми гранями своей личности, и чтобы все это было направлено на развитие его профессиональных качеств, необходимо модернизировать систему профессиональной подготовки будущих учителей в соответствии с парадигмой личностно-ориентированной педагогики. На основе ее законов сегодня на смену социоцентрическому подходу, рассматри-

вавшему образование как процессы социализации и профессионализации индивида с позиций максимальной общественной полезности, пришел антропоцентрический подход, провозгласивший самоценность человека как личности, а образование как «окультуривание» человека ради него самого. Иначе, подготовку профессионала-педагога в вузе целесообразно осуществлять на личностном, индивидуальном уровне.

Рассмотрим решение вопроса подготовки учителя в соответствии с принципами новой парадигмальной установки. Данный подход основан на философских взглядах о формировании, развитии и становлении личности. Рассматривая становление личности как постоянное развитие человека, обратим внимание на отдельные ее характеристики, раскрывающие закономерности личностного развития. Один из важнейших аспектов трактовки личности связан с проблемой свободы. Как подчеркивают экзистенциалисты, «человек - это свобода», «...человек осужден быть свободным» (Ж.-П. Сартр), «свобода - ядро всех возможностей» (К. Ясперс). В целом философы едины во мнении, что духовная, нравственная деятельность основана на свободе, что свобода, достигнутая в данный момент времени, вновь и вновь требует своего подтверждения.

Другой аспект личности характеризуется через ее ценностное отношение к себе. По справедливому утверждению философов, каждый человек неповторим и уникален по-своему. Это особое личностное свойство основано на таком феномене, как самоценность, что представляет собой эмоционально-когнитивное восприятие человеком самого себя. К тому же самоценность, ценностное самоотношение есть один из каналов коммуникаций человека с другими людьми (заметим, что на этом построены содержание, форма и способы педагогической деятельности), и прежде всего с самим собой, со своим «Я».

Как отмечают философские труды, социологические исследования и подтверждается повседневными наблюдениями, опытом жизни, от того, как и на основе каких критериев человек общается с самим собой, т. е. от ценностного самоотношения, зависит его позиция в общении с другими людьми, установлении с ними гармоничных взаимоотношений. Жизненная практика показывает, если человек не верит в себя и свои силы, он недоверчив и подозрителен, испытывает чувство страха, он мнителен, пессимистичен и тревожно относится к жизни. Все это свидетельствует о том, что в системе отношений личности в случае искажения ее ведущего звена - отношения к «Я» - искажается вся система.

Если подойти к рассматриваемой проблеме с позиции психологов, то следует обратить внимание на то, что в основе развития личности лежит закон возвышения ее духовных потребностей. Потребность - органичное, неотъемлемое свойство каждого живого организма, внутренний стимул поведения. Как отмечается в психологических трудах, это первотолчок целенаправленной деятельности человека. Человеческие потребности пронизывают буквально все сферы жизни и культуры. Они - обязательные атрибуты внутреннего мира человека, его индивидуального и социального бытия. Потребность вызывает активную деятельность лишь в том случае, когда появляется объект ее удовлетворения. Этот объект выступает в роли побудителя потребностей. Овладение объектом потребности есть вместе с тем и процесс удовлетворения потребностей.

Следует подчеркнуть и другую закономерность: удовлетворенная потребность, действия и способы ее удовлетворения ведут к возвышению потребностей, и это переживание новых потребностей является актом развития. Потребности и интересы всегда являются источником мотивации человеческих действий. Создавая условия для развития и удовлетворения потребностей, целесообразно отметить и следующее: особую ценность потребности приобретают тогда, когда направлены на созидательные формы деятельности и активности; актуализация одной потребности в определенных условиях может быть снята деятельностью по удовлетворению других потребностей, адекватных ей по силе и значимости.

Итак, ведущим механизмом профессионально-личностного становления и развития педагогов-профессионалов выступает персонификация их подготовки. Ее принципиальная особенность заключается в обращенности к личности студента, в бережном отношении и внимании к его внутреннему миру. Отсюда персонификация, апеллируя к внутренним силам и потенциальным возможностям личности, обеспечивает разностороннее развитие специалиста: духовное, интеллектуальное, эмоциональное, волевое, эстетическое, что и является в подлинном смысле его полноценной профессиональной подготовкой.

Проблема совершенствования профессиональной подготовки учителей всегда занимала определенное место в фундаментальных и прикладных исследованиях специалистов. Среди них мы особо выделяем труды В. А. Кан-Калика, в которых разрабатывалась система интенсивного психо-лого-педагогического обучения. Важное значение для реализации модели персонификации подготовки учителя в контексте нашей концепции имеют некоторые выделенные им принципы интенсификации подготовки учителя. Это - индивидуально-личностный подход к выявлению, формированию и развитию творческой педагогической индивидуальности; профессионально-деятельностный подход к процессу становления творческой педагогической индивидуальности, формированию педагогической направленности личности [1].

Реализация этих принципов возможна, когда обоснованы положения и определены механизмы личностно-центрированной профессиональной подготовки педагога. Идея персонификации подготовки педагога построена на трех основных концептуальных подходах: во-первых, на обеспечении практико-ориентированной направленности изучаемых фундаментальных дисциплин; во-вторых, на развитии профессионально ценных личностных, гражданских, общественных качеств студентов в системе разноплановой внеаудиторной деятельности; в-третъих, на повышении ответственности преподавателей вуза в подготовке будущего педагога-про-фессионала в соответствии с принципом «личность формируется личностью».

Принципиальные позиции, на основе которых осуществляется персонифицированная (личностно-центрированная) подготовка педагогов, заключаются в следующем. Прежде всего, персонификация, отражая гуманистическую парадигму высшего профессионального образования, представляет собой специфическую самоорганизацию студентом своего личностного образовательного пространства. Идея о свободе как условии развития лично-

сти позволяет нам внимательней относиться к выбору механизмов профессионально-личностного развития и становления студентов.

Кроме того, персонификация актуализирует наряду с развитием профессионально-личностного в студенте как субъекте свободного сознательного выбора образовательных траекторий и путей решения задач профессионального становления также и осознание им своей неповторимости, уникальности и самоценности. С последним связана целесообразность того, чтобы в учебно-воспитательном процессе вуза все формы, технологии образовательной деятельности обеспечивали формирование ценностного отношения студента к себе, что является важным условием мобилизации своих внутренних сил и возможностей для преодоления трудностей, встречающихся на пути овладения профессией.

В этой связи содержание, формы и средства учебно-воспитательной работы вуза повышают уровень профессиональной подготовки, когда они, как видно из нашего опыта, обращены к обогащению духовных потребностей студентов и расширению способов их удовлетворения. Иными словами, только разнообразие профессионально направленных форм и способов работы вуза создает реальные условия для персонификации профессиональной подготовки студентов.

В нашей концепции, положения которой прошли апробацию в опыте Педагогического института Якутского госуниверситета, выделены для этого следующие механизмы.

Важнейшим механизмом профессионального становления и роста будущих учителей является индивидуализация их подготовки. Принципиальная особенность такого подхода заключается в обращенности к личности студента, в бережном отношении и внимании к его внутреннему миру. В соответствии с этим персонификация подготовки педагогов-специалистов базируется на следующих позициях.

Во-первых, индивидуализация подготовки специалиста, прежде всего, основывается на самоорганизации студентом, своего личностного образовательного пространства. При этом мы исходим из того, что становление личности как постоянное развитие человека связано с проблемой свободы, и духовная, нравственная деятельность основана на свободе. Данная идея о свободе как условии развития личности требует внимательней относиться к выбору студентом как образовательных траекторий и путей решения задач профессионального становления, так и механизмов его профессиональноличностного развития и становления.

Во-вторых, персонификация актуализирует такой психологический феномен, как осознание студентом своей неповторимости, уникальности и самоценности. Это обусловливает целесообразность формирования ценностного отношения студента к себе как условия мобилизации своих внутренних сил и возможностей для преодоления трудностей, встречающихся на пути овладения профессией.

В-третьих, психологическим механизмом решения данной проблемы выступает потребность - органичное, неотъемлемое свойство каждого живого организма. Потребность - внутренний стимул поведения, первотолчок целенаправленной деятельности человека. Человеческие потребности - обязательные атрибуты внутреннего мира человека, его индивидуального и социального бытия. Потребность вызывает активную деятельность

лишь в том случае, когда появляется объект ее удовлетворения. В этой связи содержание, формы и средства учебно-воспитательной работы вуза должны быть обращены к обогащению духовных потребностей студентов и расширению способов их удовлетворения.

Потребности и интересы всегда являются источником мотивации человеческих действий. Отсюда персонификация, апеллируя к внутренним силам и потенциальным возможностям личности, обеспечивает разностороннее развитие специалиста: духовное, интеллектуальное, эмоциональное, волевое, эстетическое, что и является в подлинном смысле его полноценной профессиональной подготовкой.

На основе этих позиций можно выделить следующие принципы интенсификации подготовки учителя. Это - личностный подход к выявлению, формированию и развитию творческой индивидуальности; профессионально-деятельностный подход к процессу становления творческой педагогической индивидуальности, формированию педагогической направленности личности. Реализация этих принципов возможна, когда определены механизмы личностной профессиональной подготовки педагога. Они сводятся к следующему.

• Осуществление систематического, постоянного психолого-педагоги-ческого изучения личностных и профессиональных качеств студентов с использованием различных методов диагностирования. Это дает возможность не только выявлять и фиксировать профессионально ценные качества и способности студента, но и определить систему работы по их развитию и совершенствованию для их профессионального роста как будущего педагога.

• Осуществление профессионально-личностного самопознания студентом собственной личности в контексте профессии. Это, как показывает практика, достигается в профессионально направленной деятельности. Иначе, задача состоит в подготовке и осуществлении разных видов деятельности, содержание которых связано с профессией педагога. Все это способствует саморефлексии студента, осознанию себя как личности, своих возможностей и способностей для будущей педагогической деятельности. Реализация этого механизма, если отвечает потребностям студента, с другой стороны, способствует обретению индивидуального стиля в профессиональном труде.

• Создание разноплановых и разнохарактерных условий, обеспечивающих самореализацию личности студента как завтрашнего педагога на различных этапах его формирования. Речь идет о создании социально-психологических, содержательных и методических условий. Они требуют творческого отношения к выполнению учебных планов и программ, обогащения содержания и форм внеаудиторной деятельности студентов в соответствии с их интересами, индивидуализации свободной педагогической деятельности студента на основе его профессиональной потребности, создания комплекса методических пособий и системы профессионального общения с профессорско-преподавательским составом вуза в помощь самостоятельной профессионально-педагогической работе студента.

• Разработка системы профессионального самовоспитания студента как будущего педагога. Основная цель работы по данному направлению -формирование мировоззренческих, ценностных ориентаций, профессио-

нально-личностных качеств, идеалов, потребности в творческой профессионально-педагогической деятельности, развитие профессионального мышления, педагогических умений и навыков, педагогического видения и чутья. Все это формируется и развивается, когда аудиторная и внеаудиторная работа становится единым профессионально направленным педагогическим процессом, когда система психолого-педагогического обучения включается в процесс педагогизации учебно-воспитательной среды и взаимодействует со специальными дисциплинами в педагогическом контексте.

Реализация выделенных механизмов, как показывает наш опыт, помогает осуществить индивидуальный подход в процессе подготовки специалистов образовательной сферы, обеспечить единство формирования предметно-содержательных умений и личностно-деятельностной активности субъекта в процессе профессионально-педагогической подготовки.

Литература

1. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. -М., 1987.

2. Лысова, Е. Б. Реформы педагогического образования / Е. Б. Лысова // Реформы образования в современном мире. Глобальные и региональные тенденции-М.: Изд-во Рос. открыт, ун-та, 1995. - С. 182 - 198.

3. Сластенин, В. А. Перестройка педагогического образования / В. А. Слас-тенин // Перспективы. - 1990. - №2.

4. Breland, Н. М. Personal Qualities and College Admission CEEB / H. M. Breland. -N.Y., 1982.

5. Devor, J. W. The Experiens of Student Teaching/ J. W. Devor. - L., 1964.

УДК 378.184

А. Г. Корнилова

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА КАК УСЛОВИЕ РАСКРЫТИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУА ЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

СТЭДЕНТОВ

В образовательной системе широко реализуются механизмы личностноориентированного обучения и воспитания. Личностно-ориентированная педагогическая технология в высшей школе требует развития у будущих специалистов личностных возможностей, способностей каждого, его гражданских и общечеловеческих качеств. Чтобы каждый студент в период обучения в вузе развивал свои потенциальные возможности и чтобы все это было направлено на развитие его профессиональных качеств, необходимо, как показывает наш опыт, создание особого рода педагогической ситуации, которая ставит студента перед необходимостью проявить себя и как личность, и как профессионала-педагога. Ее мы обозначаем как личностно-развиваю-щую ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.