Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ ЭЛИТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ: ВКЛАД В РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА'

ТВОРЧЕСКАЯ ЭЛИТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ: ВКЛАД В РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
216
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЭЛИТА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "КУЛЬТУРА" / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ"

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Голышева И.В.

В статье приводятся результаты авторского исследования роли творческой элиты в культуре, выявляется ее значение в жизни социума, возможности влияния на развитие региона, его модернизационные преобразования. Автор разграничивает понятия собственно творческой элиты и творческой элиты сферы культуры в зависимости от широты понимания самого феномена творчества. Акцент сделан на узкий аспект трактовки, в основе которого лежит ориентация на культуру как на совокупный объект отраслевого управления Министерства культуры РФ, а также на культуру постмодерна в ее сопряжении с коммерческим и некоммерческим секторами функционирования, в которой выражается нелиберальное понимание свободы творчества и культурного разнообразия современного социокультурного развития. В работе обозначены основные функции творческой элиты культуры, приведена статистика ее региональной активности, которая проявляется как участие в проектах, поддержанных государством, - в частности, в национальных проектах «Культура» и «Творческие люди».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVE ELITE OF THE CULTURAL SECTOR: CONTRIBUTION TO THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT

The paper presents the results of the author's research on the role of the creative elite in culture, revealing its importance in the life of society, its ability to influence the development of the region and its modernization transformations. The author distinguishes between the concepts of the creative elite and the creative elite of the cultural sphere, considering the elite not so much in a broad sense (the elite in scientific creativity, the business elite, etc., depending on the breadth of the interpretation of the concept of creativity itself). The emphasis is placed on a narrow aspect of the interpretation, focused on culture as, on the one hand, the total object of the branch management of the Ministry of Culture of the Russian Federation. On the other hand, as a postmodern culture, its lines of interaction with the commercial and non-commercial sectors, where an illiberal understanding of the freedom of creativity and cultural diversity of modern socio-cultural development is manifested. The paper outlines the main functions of the creative elite of culture and provides statistics on their regional activity, which manifests itself as participation in state-supported projects - in particular, the national projects “Culture” and “Creative People”.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ ЭЛИТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ: ВКЛАД В РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА»

Общество: философия, история, культура. 2021. № 5. С. 157-162. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 5. P. 157-162.

Научная статья УДК 008:323.396

https://doi.org/10.24158/fik.2021.5.24

Творческая элита сферы культуры: вклад в реализацию национального проекта Инна Валерьевна Голышева1,2

''Центр культурных стратегий и проектного управления (РОСКУЛЬТПРОЕКТ), Москва, Россия, Inngolysheva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4489-3125

2Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия

Аннотация. В статье приводятся результаты авторского исследования роли творческой элиты в культуре, выявляется ее значение в жизни социума, возможности влияния на развитие региона, его модер-низационные преобразования. Автор разграничивает понятия собственно творческой элиты и творческой элиты сферы культуры в зависимости от широты понимания самого феномена творчества. Акцент сделан на узкий аспект трактовки, в основе которого лежит ориентация на культуру как на совокупный объект отраслевого управления Министерства культуры РФ, а также на культуру постмодерна в ее сопряжении с коммерческим и некоммерческим секторами функционирования, в которой выражается нелиберальное понимание свободы творчества и культурного разнообразия современного социокультурного развития. В работе обозначены основные функции творческой элиты культуры, приведена статистика ее региональной активности, которая проявляется как участие в проектах, поддержанных государством, - в частности, в национальных проектах «Культура» и «Творческие люди».

Ключевые слова: творческая элита, региональная элита, национальный проект «Культура», федеральный проект «Творческие люди»

Для цитирования: Голышева И.В. Творческая элита сферы культуры: вклад в реализацию национального проекта // Общество: философия, история, культура. 2021. № 5. С. 157-162. https://doi.org/10.24158/fik.2021.5.24

Original article

The creative elite of the cultural sector: contribution to the implementation

of the National Project

Inna V. Golysheva1,2

1Head of Department, Cultural Strategies and Project Management Center (ROSKULTPROEKT), Moscow, Russia, Inngolysheva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4489-3125 2PhD student, UNESCO Department, Institute for Civil Service and Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

Abstract. The paper presents the results of the author's research on the role of the creative elite in culture, revealing its importance in the life of society, its ability to influence the development of the region and its modernization transformations. The author distinguishes between the concepts of the creative elite and the creative elite of the cultural sphere, considering the elite not so much in a broad sense (the elite in scientific creativity, the business elite, etc., depending on the breadth of the interpretation of the concept of creativity itself). The emphasis is placed on a narrow aspect of the interpretation, focused on culture as, on the one hand, the total object of the branch management of the Ministry of Culture of the Russian Federation. On the other hand, as a postmodern culture, its lines of interaction with the commercial and non-commercial sectors, where an illiberal understanding of the freedom of creativity and cultural diversity of modern socio-cultural development is manifested. The paper outlines the main functions of the creative elite of culture and provides statistics on their regional activity, which manifests itself as participation in state-supported projects - in particular, the national projects "Culture" and "Creative People". Keywords: creative elite, regional elite, National project "Culture", Federal project «Creative people» For citation: Golysheva I.V. The creative elite of the cultural sector: contribution to the implementation of the National Project // Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 5. P. 157-162. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/fik.2021.5.24

Введение. Современные социальные процессы в глобализирующемся мире стремительно трансформируются. При этом важно учитывать, что человечество изменяется весьма неоднородно, с разной скоростью протекания преобразовательных процессов на разных территориях. «Так, например, очевидна сложившаяся на сегодняшний день неравномерная динамика культурных процессов в различных регионах нашей страны. Наряду с типичными для современной России социокультурными процессами ... выделяются специфические, характерные для того или иного региона» [1, c. 116]. Такие тенденции в конечном счете только усложняют решение проблем в области культуры, возникающих в отдельных уголках нашей страны.

Еще во второй половине XX века ученые обратили внимание на то, что общая характеристика современного общества, находящегося в состоянии трансформации, часто связана с понятиями неопределенности, нестабильности и постоянными рисками [2].

Именно культурные преобразования не только выступают следствием стремительно ускоряющихся глобализационных процессов, но и находятся в основе многих кризисных социальных явлений.

Вариативность и неоднородность, характерные для современной культурной и духовной сферы России, требуют осмысления путей и векторов развития ее регионов и этносов, определения влияния культурной модернизации на улучшение качества жизни и коррекцию системы потребностей, а также того, какую роль в дальнейшем конструктивном социокультурном развитии региона и страны в целом может и должна сыграть творческая элита культуры.

Понятие «творческая элита» в культуре. Общее представление об элитарности как о неотъемлемом свойстве части иерархической структуры социума и необходимом условии духовного и культурного его совершенствования восходит еще к античной философии. Термин «творческая элита» в научной среде сформировался на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Отечественные исследователи П.В. Аксенов, А.Д. Бородай, Ю.В. Китов, С.Б. Синецкий, П.Л. Карабущенко, Л.Л. Стоянова, Т.А. Пархоменко, А.Я. Флиер, Е.П. Хомякова, С.И. Шелонаев и др. рассматривали вопросы творческой элиты в различных социокультурных аспектах.

В широком смысле в науке под данным термином понимается совокупность индивидов, деятельность которых внесла значительный вклад в развитие общества благодаря трансляции ими новых идей и смыслов. К творческой элите принято относить представителей не только сферы культуры, но также и бизнеса, науки или средств массовой информации и т. д. [3, с. 122].

В соответствии с целями настоящего исследования нас интересует творческая элита именно культуры, понимаемой при этом в узком смысле как совокупный объект отраслевого управления Министерства культуры РФ и как культура постмодерна в ее сопряжении с коммерческим и некоммерческим секторами функционирования, в которой проявляется нелиберальное понимание свободы творчества и культурного разнообразия современного социокультурного развития.

Основой деятельности представителей этой части общества является собственно творчество, смысл которого состоит в обретении нового качества блага, формировании культурных ценностей, раскрытии константы духовности. В результатах творческой деятельности выражаются главные ценности человеческого бытия. Благодаря управлению ее духовными аспектами и смысловым содержанием представитель творческой элиты определяет параметры транслируемого блага.

П.Л. Карабущенко обозначает источником блага творчество, считая, что к культурной (творческой) элите относятся индивиды, реализовавшие наивысшие блага, и называет ключевую характеристику деятельности представителя элитарного сообщества - качество приносимого им блага социуму, то есть исследователь осознает благо центром элитологии. В данном подходе значительную роль играет целеполагание блага, творческой свободы, результатом которой становится сотворение новой ценности, что в свою очередь приводит к возникновению качественно нового информационно-культурного пространства, активизации новых потребностей и образа жизни людей [4].

В ряде работ элита сегментируется, разделяясь на ту, задача которой заключается в достижении благосостояния для социума, и ту, деятельность которой наделяет данные блага культурными смыслами. Последнюю принято называть культурной, так как она призвана генерировать новые идеи, ставить и решать вопросы социокультурного бытия, определять путь развития социума.

Следует различать культурную элиту и интеллигенцию, характеризующуюся развитыми интеллектуальными качествами, обостренным чувством справедливости, а также стремлением проявлять заботу о других [5, с. 110].

В условиях модернизации культурной политики творческая элита является уникальным источником новых смыслов, образов, содержания; ее деятельность открывает обществу перспективы культурного развития на основе исторического наследия без ущерба уже имеющимся достижениям.

Специфика исследования творческой элиты региона включает в себя понимание особенностей местной культуры и социальных условий жизнедеятельности в разных частях нашей страны. Особенно важно обратить внимание на культурные традиции, которые закреплены в повседневном быту, социальных условиях, творческом потенциале региона, который «...в современных условиях выступает как уникальное образование, имеющее свои исторические корни, обладающее общностью социально-экономических и культурных характеристик, где личность является творцом социального и территориального пространства» [6, с. 259].

Стоит отметить, что Ю.В. Китов определяет культуру региональной элиты как целостное образование, при этом уделяя большое внимание культурным интересам ее представителей, основываясь на их внутреннем состоянии, практической готовности к активности и целеполаганию [7].

Изучив различные взгляды на творческую элиту и основной вид ее деятельности - творчество, учитывая новые потребности социокультурного пространства, качество производимого блага и обобщая существующие определения, резюмируем, что под творческой элитой в культуре следует понимать сообщество профессионально реализовавшихся представителей творческой сферы, которые располагают инструментами воздействия на культурную среду посредством транслирования и внедрения в нее новаторских идей и смыслов, а также являются организаторами либо участниками создания уникального творческого предложения.

Творческая элита на уровне отдельного региона способна придать особый импульс развитию его культуры, что представляется важнейшим условием существования общества как целостного явления, средством его самоидентификации и ценностным ориентиром.

Отличительные черты и функции творческой элиты. Одной из характерных особенностей представителя творческой элиты является чувство собственного достоинства, благодаря которому формируется духовная энергия, основанная на исключительности индивида и проявляющаяся в его служении высшим ценностям, к которым относится культура. Представитель творческой элиты наделен важнейшим качеством - ответственностью, которая в свою очередь является результатом принятия и осознания индивидом своей творческой реализации [8, а 62].

Культурная ответственность - важнейшее качество, актуализирующееся даже в случаях, когда другие виды и типы ответственности не действуют; она затрагивает сущность человеческой жизни и выступает абсолютной формой ответственности индивида пред социумом и самое главное - перед самим собой [9, с. 116-117].

Сказанное позволяет нам обозначить функции творческой элиты.

Во-первых, это функция «транслирования» - посредническая функция творческого сообщества в целом, заключающаяся во влиянии на политическую прослойку общества посредством выполнения роли буфера между властью и народом. Представители творческой элиты, пользуясь своим авторитетом, могут напрямую или косвенно обратиться к представителям власти, являя собой так называемый «глас народа». Существует устойчивая закономерность: чем меньше власть идет на диалог с творческий элитой, тем больше приходится говорить о нарастании авторитарности этой власти, а также об усилении уровня влияния творческой элиты в обществе и привлечения ею внимания к тем или иным его проблемам.

Во-вторых, имеет место функция «стратегическая», предполагающая прямое участие представителей творческого сообщества в политической жизни страны, то есть непосредственно в работе органов власти, членство деятелей культуры и искусства в политических партиях и комитетах. Творческие люди, создающие культурное пространство, начиная заниматься политической деятельностью, применяют к ней свою стратегию развития, чем влияют на культурную политику не только региона, но и страны в целом. Последнее время в России как раз наблюдается такая тенденция, когда представители региональной творческой элиты идут в политику или занимают руководящие должности в структуре культурной отрасли региона.

Третью функцию творческой элиты рассмотрим через призму меритократического подхода, активно взаимодействующего с системой образования, культуры и науки [10, а 96]. Это «профессиональная» функция, которая состоит в оказании влияния представителями творческой элиты на культурную и художественную среду социума, выражающегося в воспитании художественного вкуса у населения, формировании содержания профессионального образования и развития.

В-четвертых, «коммуникативная» функция также является значимой. Она предполагает участие представителей творческой элиты в развитии и прогрессе нашего социума через обсуждение важных и актуальных его проблем в профильных союзах, комитетах, в том числе с помощью средств массовой информации, социальных сетей и пр. [11, а 124].

Приоритетная цель для творческой элиты - необходимость сформировать общую национальную идею или же идеологию, задать единый культурный объединяющий вектор развития для разрозненных регионов нашей страны, обеспечить расширение границ культурного обмена, осуществить обозначение региональной самобытности, предоставив возможность реализации креативных идей людям, которые в будущем совершат переход в творческую элиту региона, страны. Для достижения столь многокомпонентной цели необходимо активировать человеческий капитал, обеспечить комплексное воздействие творческой элиты (как внешнее, так и внутреннее) на социум, включающее развитие образования, сохранение регионального культурного кода, участие в целевых программах, оказание мер поддержки культурному капиталу.

Актуальность такого рода рекомендаций объясняется многими факторами: удаленностью от центра страны, экономическим региональным «полем», отношением к культурным традициям, их сохранностью, неравным региональным уровнем и качеством человеческого капитала, что в свою очередь требует организации различных направлений формирующей деятельности и применения многообразия способов включения региона в общекультурный контекст страны [12, а 96].

Участие творческой элиты в культурной политике и проектной деятельности. Творческая элита оказывает большой спектр влияния на социум: ее деятельность касается

сферы культуры, образования, международного сотрудничества, формирования гражданского общества, осознания индивидами причастности к какому-либо коллективному движению, использования информационного пространства [13, с. 125].

Особое внимание в культурной политике на современном этапе уделяется гражданскому обществу, способному стать триггером изменений в следующей логике развития (по С.Б. Синец-кому): 1. Со-участие и устойчивая связь между всеми субъектами (личность, региональная власть, этногруппа). 2. Формирование системы «участвующего управления», генерирование идей и т. д. 3. Создание открытого диалога, осуществляемого в рамках корректировок и изменений, происходящих в культурной политике [14, с. 85].

В региональной культурной политике приветствуется самостоятельность и ответственность субъектов за реализуемые проекты, культура осознается как самоценность, влияющая на социально-экономическое развитие. Творческая активность населения структурируется в общественные объединения, отвечающие новым духовным запросам социума, а в дальнейшем выражающиеся через творческо-ориентированные практики. Благодаря социокультурному проектированию формируется новое гражданское общество «неравнодушных и участных» [15, с. 197-198].

Реализация национального проекта «Культура» в период с 2019 по 2024 г., охватывающего три глобальных направления: создание и реконструкцию инфраструктуры, предоставление возможности реализации творческого потенциала и повышения квалификации, цифровизацию отрасли, - имеет важное значение не только для развития сферы культуры, но и для раскрытия регионального творческого потенциала.

Федеральный проект «Творческие люди» включает перечень мероприятий, в числе которых - предоставление субсидий на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества на конкурсной основе. Важно отметить, что, как правило, в состав командных групп заявителей входят представители творческой элиты - академическая элита, лидеры учреждений культуры, некоммерческого сектора, так как через участие в проекте они имеют возможность влиять на культурные преобразования в регионе.

Каждый год возможность реализовать собственный творческий социокультурный проект получает 100 некоммерческих организаций. В 2019 г. Министерство культуры РФ выделило 118 проектных заявок из 800 представленных. Число победителей из Москвы составило 35 % от всех участников, из Санкт-Петербурга - 3 %, из других регионов - 62 % [16].

Конкурс обеспечивает всестороннюю помощь заявителям в создании новых и уникальных продуктов, а также выделяет лучшие и талантливые проекты, поддерживая креативные тенденции в области культуры и искусства.

Конкурсная процедура от момента подачи до отбора конкурсной заявки имеет определенные условия. К критериям отбора относятся сроки предоставления заявки, сведения о некоммерческой организации, календарный и финансовый планы, уставные и справочные документы заявителя, а также критерии проведения независимой оценки и конкурсного отбора проектов.

В 2020 г. поддержку экспертного совета, в который вошли видные деятели культуры и искусства, получили 139 заявок из Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Южного, Сибирского, Северо-Кавказского, Дальневосточного, Южного округов и более 70 регионов России. Количество субъектов, получивших признание, увеличилось на 4 %.

Рассмотрим результаты 2020 г. более детально, опираясь на открытый источник - Российский фонд культуры, ставший с 2019 г. официальным оператором от Министерства культуры РФ по проведению конкурса на получение грантов в направлении «Творческие люди» национального проекта «Культура» [17].

Заявки на участие в проекте «Творческие люди» от региональных некоммерческих организаций поступили из 12 регионов страны (см. рис. 1).

Москва ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 74 Санкт-Петербург 26

Республика Татарстан 16

Свердловская область 14

Нижегородская область 13

Ярославская область 12

Пермский край 11

Псковская область 8

Иркутская область 8

Новосибирская область 7

Краснодарский край 7

Республика Мордовия 7

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рисунок 1 - Заявки на участие в проекте «Творческие люди» от наиболее активных региональных некоммерческих организаций страны в 2020 г.

Обобщая представленные на рисунке 1 материалы, можно заключить, что активность участия в данном мероприятии выше в центральных городах федерального значения.

Творческая элита как социальное сообщество не является закрытой группой. К факторам, которые необходимо развивать творческому человеку, в дальнейшем имеющему перспективу перейти в состав региональной творческой элиты, следует отнести, например:

- наличие профессиональных компетенций и способностей к проектному мышлению в социокультурной среде. Для культурного политика обязательным является не просто реализация социокультурной проектной деятельности, а достижение конкретно заданных результатов с учетом использования принципов мульти- и транскультурности [18, c. 13-14];

- владение навыками формирования проектных заявок на участие, не только отвечающих современным тенденциям и вектору государственного развития в сфере культуры, но и учитывающих региональные особенности, потребности и нужды социума;

- обладание лидерскими качествами, командообразующим потенциалом и навыками межведомственного взаимодействия, а также духовным внутренним содержанием;

- наличие желания непрерывного самосовершенствования в реализации творческих способностей.

Помимо развития самого индивида существуют внешние факторы, от которых в основном зависит эффективность деятельности региональной творческой элиты в культуре, это:

- система образования и духовно-нравственных ценностей, пропагандирующих формирование особого культурного регионального пространства;

- включенность региональной элиты и заинтересованность правящего руководства региона в развитии культурной сферы;

- стимулирование, оказание поддержки творческим людям и единение регионального ресурса для достижения общих целевых показателей социокультурного проектирования в регионе для дальнейшего транслирования и тиражирования успешных практик;

- удовлетворение потребности в научных и экспертных культурологических исследованиях [19, c. 59].

Формирование новой творческой личности является главным условием, обеспечивающим развитие культуры, искусства, интеллектуальной и духовной жизни в целом не только в масштабах социума всей страны, но и на региональном уровне.

Заключение. Современная творческая элита играет особую роль в развитии регионов нашей страны, поскольку она, благодаря своей созидательной активности, способствует формированию и развитию нового культурного пространства. Несмотря на то, что функции творческой элиты в обществе сохраняются уже многие поколения, сама она претерпевает существенную трансформацию сегодня, поскольку меняется вместе с обществом, ориентируясь на новые условия стремительно преобразовывающегося информационного мира.

Творческая элита влияет на модернизационный вектор развития культуры, встраивается в проектную деятельность отрасли, формирует качественно новое информационно-культурное пространство и является транслятором в социум основных духовно-нравственных ценностей.

Большая часть участников проектной деятельности, реализуемой в рамках рассматриваемых мероприятий проекта «Творческие люди», - это лидеры, создающие новые креативные кол-лаборации, обеспечивающие развитие творческих индустрий.

Список источников:

1. Гутова С.Г. Социокультурные процессы в молодежной среде // Динамика социальной трансформации российского общества: региональные аспекты : материалы V Тюменского международного социологического форума. Тюмень, 2017. С. 115-119.

2. Зиннурова Л.И. Проблема элиты в современном обществе // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия: Философия. Культурология. Политология. Социология. 2010. Т. 23 (62), № 1. С. 144-152.

3. Элита в области культуры в российском обществе / А.Н. Аверин [и др.] // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 6 (85). С. 122-127.

4. Карабущенко П.Л. Элитология истории в поисках смысла идеи блага // Диалог со временем. 2020. № 71. С. 89-97. https://doi.org/10.21267/AQUILO.2020.71.63596.

5. Современная культура Российской Арктики: субъекты, художественно-проектные и цифровые практики : монография / С.С. Игнатьева [и др.]. Новосибирск, 2019. 214 с.

6. Яковлева Е.Н. К определению понятия «Региональная культура» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28). С. 256-262.

7. Китов Ю.В. К вопросу о наполнении культурных интересов современной российской элиты // Культура в контексте гуманитарного знания. М., 2007. С. 69-79.

8. Стоянова Л.Л. Творческая элита как особое социальное пространство // Наука, техника и образование. 2017. № 10 (40). С. 57-64.

9. Современная культура Российской Арктики ... С. 116-117.

10. Карабущенко П.Л. Указ. соч. С. 96.

11. Элита в области культуры в российском обществе ... С. 124.

12. Современная культура Российской Арктики ... С. 96.

13. Элита в области культуры в российском обществе ... С. 125.

14. Синецкий С.Б. Культурная политика как отражение норм социального взаимодействия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 5 (97). С. 82-89. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-597-82-89.

15. Астафьева О.Н., Аванесова Г.А. Культурная политика и национальная культура: перспективы стратегического вектора современной России // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 193-201.

16. Об утверждении перечней некоммерческих организаций - получателей субсидий из федерального бюджета для реализации творческих проектов в сфере культуры в 2019 году : приказ № 570 [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации. URL: https://culture.gov.ru/documents/ob-utverzhdenii-perechney-nekommercheskikh-organizatsiy-poluchateley-subsidiy-iz-federalnogo-byudzhe2006201901/ (дата обращения: 23.04.2021).

17. Конкурс на предоставление грантов некоммерческим организациям в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» [Электронный ресурс] // Российский фонд культуры. URL: https://konkurs.rcfoundation.ru/public/fund-culture/contest (дата обращения: 23.04.2021).

18. Синецкий С.Б. Культурная политика XXI века: от прецедента истории к проекту будущего : монография. Челябинск, 2011. 288 с.

19. Современная действительность сквозь призму культурологического знания : материалы международного научно-творческого форума. Челябинск, 2020. 123 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе И.В. Голышева - заведующая отделом Центра культурных стратегий и проектного управления (РОСКУЛЬТПРОЕКТ); аспирант кафедры ЮНЕСКО Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия.

Information about the author I.V. Golysheva - Head of Department, Cultural Strategies and Project Management Center (ROSKULTPROEKT), Moscow, Russia; PhD student, UNESCO Department, Institute for Civil Service and Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.04.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.04.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 13.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.