Научная статья на тему 'Творческая элита как субъект переходной эпохи'

Творческая элита как субъект переходной эпохи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
611
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / ТВОРЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЭЛИТА / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСТВО / TRANSITION PERIOD / CREATIVE ELITE / CREATIVE PERSON / ELITE / INTELLECTUALS / MODERNIZATION / MORALS / VALUES / CULTURE / CREATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хомякова Е.П.

В данной статье автор делает попытку определить место творческой элиты в период изменения социального, экономического, политического положения в России. Сложность определения самого понятия элиты, выявления слоя избранных не дают возможность представить истинную картину общественной жизни нашей страны в период глубоких модернизационных преобразований. В статье прослеживается тенденция усиления, с одной стороны, роли креативных элит в современной системе образования и в искусстве, с другой неспособности элиты реализовать свой творческий потенциал из-за бюрократизации системы управления культурой. Выявляется амбвивалентность творческих элит в российском обществе, определяются устойчивые процессы духовного развития этих субъектов становящегося информационного общества. В статье выясняются особенности созидательной деятельности творческой элиты с позиций концепта информационного общества. Автор обращает внимание на риски и конфликты вовлечения элиты в пространство информационного общества. Осуществляется анализ динамики ценностных ориентаций творческой элиты в условиях переходного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative elite as the subject of the transitional era

In this article the author does attempt to define a place of modern creative elite during change of social, economic, political status in Russia. Complexity of definition of the concept of elite, identification of a layer of the elite and scientific don't give the chance to present a true picture of public life of our country during deep modernization transformations. In the article there is a tendency strengthening, on the one hand, the role of the creative elite in the modern system of education and the arts, on the other hand, the inability of elites to realize their creative potential due to bureaucratisation of culture management system. Reveals duality creative elite in Russian society, defined sustainable processes of spiritual development of the subjects of the information society. The article clarified especially creative activity creative elite from the standpoint of the concept of the information society. The author draws attention to the risks and conflicts of elite involvement in the space of the information society. We analyze the dynamics of the value orientations of the creative elite in a society in transition.

Текст научной работы на тему «Творческая элита как субъект переходной эпохи»

УДК 316

Е. П. Хомякова

Творческая элита как субъект переходной эпохи

В данной статье автор делает попытку определить место творческой элиты в период изменения социального, экономического, политического положения в России. Сложность определения самого понятия элиты, выявления слоя избранных не дают возможность представить истинную картину общественной жизни нашей страны в период глубоких модернизационных преобразований.

В статье прослеживается тенденция усиления, с одной стороны, роли креативных элит в современной системе образования и в искусстве, с другой - неспособности элиты реализовать свой творческий потенциал из-за бюрократизации системы управления культурой. Выявляется амбвивалентность творческих элит в российском обществе, определяются устойчивые процессы духовного развития этих субъектов становящегося информационного общества. В статье выясняются особенности созидательной деятельности творческой элиты с позиций концепта информационного общества. Автор обращает внимание на риски и конфликты вовлечения элиты в пространство информационного общества. Осуществляется анализ динамики ценностных ориентаций творческой элиты в условиях переходного общества.

In this article the author does attempt to define a place of modern creative elite during change of social, economic, political status in Russia. Complexity of definition of the concept of elite, identification of a layer of the elite and scientific don't give the chance to present a true picture of public life of our country during deep modernization transformations.

In the article there is a tendency strengthening, on the one hand, the role of the creative elite in the modern system of education and the arts, on the other hand, the inability of elites to realize their creative potential due to bureaucratisation of culture management system. Reveals duality creative elite in Russian society, defined sustainable processes of spiritual development of the subjects of the information society. The article clarified especially creative activity creative elite from the standpoint of the concept of the information society. The author draws attention to the risks and conflicts of elite involvement in the space of the information society. We analyze the dynamics of the value orientations of the creative elite in a society in transition.

Ключевые слова: переходный период, творческая элита, творческая личность, элита, интеллигенция, модернизация, мораль, нравственность, ценности, культура, творчество.

Keywords: transition period, creative elite, creative person, elite, intellectuals, modernization, morals, values, culture, creation.

Феномен творческой элиты невозможно рассматривать вне пространственно-временных рамок. Только социально-философская трактовка элитарности, связанная с онтологическими основаниями и историческими коррективами, при оценке места и роли элиты в общественных отношениях, может наиболее полно раскрыть суть рассматриваемого явления.

Все дело в том, что понятие элиты всегда было связано с интеллектуальным развитием определенного слоя общества, а именно - с интеллигенцией. В условиях социальной дифференциации выявляется социальный слой людей, способных брать на себя ответственность за культурное и интеллектуальное развитие. При этом следует различать творческую, по сути, интеллектуальную элиту и отличную от неё бюрократическую. Оценка принадлежности к избранности должна иметь ретроспективный характер: только по происшествии определенного периода времени мы можем выявить аксиологический характер деятельности какой-либо группы людей. Ценностный характер творчества является основным при таком роде анализа.

Взгляды творческого человека, его образ жизни и мысли не всегда совпадали с общественными нормами и законами. Данное явление особенно обострялось в эпоху перемен. К актерам и художникам обыватели относились с подозрением, их внутренний психологический мир воспринимался как ненужный с практической точки зрения балласт. Русский актер и режиссер Ю. Соломин говорит: «Почему-то артисты... считаются вроде лодырей... Но мы - единственные, кто играет на таком инструменте, который и определить - где он, какой он? - невозможно» [1].

Нравственная, моральная чистота и честность отличает этическую парадигму творческой элиты. Считается, что правящая политическая элита должна подпитывать себя духовными чертами иных элит, и только в этом случае мы видим интеллектуальные очертания власти, где рождается образ аристократа по духу, в полной мере отвечающего требованиям творческой элиты. Такое слияние - лучший общественный сплав элит, но мало осуществленный в истории идеал.

© Хомякова Е. П., 2017

Н. Бердяев совершенно справедливо считал, что если коэффициент интеллектуальности элиты начинает падать до критического уровня, то это является главным показателем упадка страны, притом не только духовного. Говоря о месте интеллигенции в русской революции начала XX в., он писал: «Большевики пришли к господству в революции уродливо, с уродливым выражением лица, с уродливыми жестами... В революциях всегда есть уродливая сторона. И те, которые хотят особенно быть верными красоте, не могут быть слишком активными в революциях» [2].

Творческая личность, в русской ментальности, всегда представляла собой не столько человека, занятого преобразовательной деятельностью, а сколько индивида высокодуховного, всесторонне интеллектуально развитого, и своими думами, идеями, выходящего далеко за пределы своей национальной культуры. В России поэт всегда был и будет больше, чем поэт. Поэтому, наверное, и в царской России, и в СССР, и в постсоветском пространстве власть имущие всегда с подозрением относились к личностям творческим - писателям, поэтам, актерам, художникам. Их альтернативное мышление, сострадание и сочувствие ко всему живому редко одобрялись и поощрялись властью. По мнению А. В. Висловой, «художник, отчуждаясь от своих национальных императивов, приходит к полному и неизбежному художественному распаду и уже не может сохранять свойственные элитарности нравственные основы общества. базирующиеся на совести, этических идеалах добра и справедливости, в трагической российской истории не раз дававшие силы нации.» [3].

В своей статье с исчерпывающим названием «Дезертирство элит в эпоху катастроф» [4] А. С. Панарин в своих размышлениях о русской национальной элите пришел к неутешительному выводу: в эпоху глобальных перемен происходит небывалая разобщенность верхов и низов социального центра. Постсоветская Россия не смогла выстроить ни нормальной национальной идеи, ни единого национального движения. Причина, как считал А. С. Панарин, заключается в том, что большая российская культурная традиция никогда не была узконационалистической. «И русская литература, и российская политика по-своему работали над вселенскими, общечеловеческими проектами - ни на что меньшее русский тип духовности не мог согласиться» [5]. Особенность русского менталитета заключается в лёгкой восприимчивости других культур, быстром понимании и принятии чужой культуры, открытости для культурного диалога, но с другой стороны, заботясь о решении мировых проблем, элиты зачастую забывают о своих насущных проблемах.

Сегодняшняя элита разнородна, разрозненна и разнонаправленна, не консолидирована, а в стратегическом социоисторическом аспекте позитивно не сориентирована. По мнению Ю. М. Оси-пова, главная задача нынешней власти состоит «в целеположенном одухотворении существующих, способных позитивно действовать элит, в побуждении их к национальному себя осознанию, в вовлечении элитарных слоев к национальной ответственности» [6].

Как всем известно, развитие культуры зависит от двух уровней: самобытного и общемирового. В наш глобальный век обществу нужна не только национальная элита, которая уже недостаточно хорошо справляется со своими задачами, но и мировая творческая элита, которая будет давать ориентир для управления общественными процессами, формировать общественное мнение как на уровне отдельного государства, так и во всём мире.

Мы считаем, что творческая элита каждого государства должна опираться на общечеловеческие ценности, но в то же время национальная элита должна опираться на собственные, заложенные временем традиции, нравы и обычаи. Взаимодействие общечеловеческих и национальных начал в сознании творческой элиты оказывается под воздействием различных социальных и политических факторов.

Прогресс общества во многом определяется уровнем элиты. Наша страна стремится стать развитым демократическим государством, поэтому ей необходима собственная элита, воспитанная на принципах приоритета общемировых ценностей, но в то же время ориентированная на национальные интересы.

По нашему мнению, если современная правящая российская элита в период модернизации не усвоит новые реалии и возможности, которые предлагают творческие и научные элиты, то рассчитывать на благоприятное развитие нашему обществу не стоит. По мнению П. Л. Карабу-щенко, «вслед за научной элитой должна быть реформирована и сама элита власти. В противном случае произойдет раскол общества и формирование сразу нескольких центров власти» [7]. Если власть будет прислушиваться к советам творческой элиты, то это позволит выработать самые верные, истинно научные и выверенные традициями, пути цивилизационного движения России в современном мире. Властным элитам стоит искать и поддерживать людей со здравыми, созидательными, направленными на укрепление авторитета, нравственности и независимости страны, идеями. Но власть замкнута в себе, она не стремится искать таланты в России и продвигать их, она не заинтересована в этом. Интерес вызывают только «приближенные» люди, кото-22

рых они продвигают в своих корыстных интересах, а также родственники и друзья. Из-за этого творческая элита все больше отдаляется от власти. Она либо существует небольшим сообществом без видимого влияния, либо занимает оппозиционное положение к власти.

Лучше всего место творческой элиты в период нынешних перемен определил Панарин: «Настоящая элита - страж и пестователь духовного начала. Ей дано открыть человечеству такие перспективы, которые в иных измерениях остаются закрытыми» [8]. Творческая элита - это начало государственности, начало всеобщей народной идеи, начало пути к государству с мыслящими людьми, а значит и к развивающейся стране.

Если творческая элита поддаётся влиянию со стороны политической и экономической элиты, то она перестаёт создавать свой эксклюзивный и индивидуальный продукт деятельности и начинает удовлетворять спрос бездумной толпы и правящих верхов. В результате этого перестаёт быть творческой элитой как таковой, происходит её вырождение, деградация, коммерциализация.

Экономическая элита может сделать так, что нам негде будет жить и нечего будет есть. Политическая элита может ввести цензуру слова и запрет на деятельность, им неугодную. Но есть категория людей, которым абсолютно все равно, где они живут и голодают ли они, и пока у них есть светлая идея в голове, идея изменить общество или мир к лучшему, - они готовы идти наперекор системе, ведя за собой своих верных соратников.

По нашему мнению, для того чтобы современная творческая элита не повторила ошибок прежних представителей творческой элиты и не перестала быть эффективной, она должна выполнять ряд задач. В первую очередь, она должна заниматься самовоспроизводством, т. е. ей необходимо постоянно обновлять свой состав, готовить себе достойную замену. Рекрутинг элиты происходит за счёт приемников, которые разделяют их взгляды и поддерживают их идеи.

На фоне творческой элиты всплывает псевдоэлита, претендующая на истину, пытающаяся монополизировать мораль, поддерживающая деградацию масс. Данная элита несет в себе подмену привычных понятий, наступая на горло своей совести. Правящая элита может осуществлять поддержку данной «элиты» в своих интересах. Псевдоэлита в цене там, где невежество, глупость и необразованность. Творческая же элита популярна среди наиболее образованных, наиболее интеллектуально развитых людей, в то время как мейнстрим пользуется спросом у большинства. Таким образом, творческой элите остаётся бороться с псевдоэлитой только своим творчеством, хорошо делая своё дело. В конечном счете, люди отличат настоящие особые дарования от коммерческой бездарности.

К сожалению, на современном этапе роль творческой элиты скорее разрушительная, чем созидательная. Разрушительная - потому что общество не имеет единой цели. Когда у общества есть единая, хорошо осознаваемая цель, большая часть усилий творческой элиты сосредоточивается на поиске путей для её достижения. Если же цель отсутствует, или, как в наши дни, явно провозглашено, что единой цели у общества не должно быть, и что для нашего общества характерен плюрализм мнений, тогда творческий порыв личности сводится к стремлению максимально отличаться от других, не развивать уже существующие достижения, обогащая их собственным творчеством, а наоборот - максимально компрометировать любые достижения кроме, собственных. Роль творческой интеллигенции как созидательной силы может восстановится только после того как станет общественно осознанной и оправданной новая цель, требующая напряжения всех творческих сил страны.

Руководствуясь морально-нравственными принципами, творческая элита сможет духовно обновиться и стать ориентиром для всего общества. Ведь представитель творческой элиты, имея только ему данное восприятие, способен живо откликаться на общественные явления, улавливать само умонастроение людей, обладать даром предвидения событий, быть генераторами новых общественных отношений, всегда идти впереди дум и разума своего народа.

Представители творческой элиты берут на себя ответственность за создание необходимых целей для развития общества, за укрепление стабильности в социуме. За свои идеи и результат их воплощения они несут ответственность перед обществом и перед своей совестью.

Примечания

1. Силантьева И. И., Клименко Ю. Г. Актер и его alterego / вступ. ст. и ред. И. И. Силантьевой. М.: Грааль, 2000. (Науч.-худож. издание). С. 533.

2. Бердяев Н. А. Духовные основы русской революции. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Изд-во «АСТ», 2006. (Философия. Психология). С. 36.

3. Пархоменко Т. А. Интеллектуальная элита в контексте русской истории Х1Х-ХХ вв. / под ред. Т. А. Пархоменко. М.: РОССПЭН, 2012. (Актуальная культурология). С. 314.

4. Панарин А. С. Дезертирство элит в эпоху катастроф // Трибуна русской мысли. 2002. № 1. С. 58.

5. Панарин А. С. Народ без элиты: между отчаянием и надеждой // Наш современник. 2001. № 11. С. 128.

6. Осипов Ю. М. Россия - сокровищница идей // Русский мир. 2008. № 6. С. 14.

7. Карабущенко П. Л. Элитология и философия избранности в эпоху нанотехнологий // Современная российская элита: материалы II Элитологических чтений (г. Астрахань, 9-11 апреля 2009 г.) / сост. Б. В. Кайгородов, Е. В. Борисова, С. С. Куличева. Астрахань: Изд. дом «Астрахан. ун-т», 2009. С. 24.

8. ПанаринА. С. Народ без элиты: между отчаянием и надеждой... С. 219.

Notes

1. Silanteva I. I, Klimenko Yu. Akter i ego alterego [The actor and his alterego] / introd.art. and ed. I. I. Silanti-eva. M. Grail. 2000. (Scient.-art ed.) P. 533.

2. Berdyaev N. A. Dukhovnye osnovy russkoy revolyutsii. Istoki i smysl russkogo kommunizma [Spiritual Foundations of the Russian revolution. The origins and meaning of Russian communism.] M. "AST" Publishing House. (Filosofiya. Psihologiya). 2006. P. 36.

3. Parkhomenko T. A. Intellektual'naya elita v kontekste russkoy istorii XIX-XX vv. [The intellectual elite in the context of Russian history of the XIX-XX centuries] / Ed. T. A. Parkhomenko. M. ROSSPEN. 2012. (Current Cultural Studies) P. 314.

4. Panarin A. S. Dezertirstvo elit v epokhu katastrof [The desertion of the elites in the era of catastrophes] // Tribuna Rossijskoj mysli - Tribune of Russian thought. 2002, № 1, p. 58.

5. Panarin A. S. Narod bez elity: mezhdu otchayaniem i nadezhdoy [People without elite: between despair and hope] // Nash sovremennik - Our Contemporary. 2001, № 11, p. 128.

6. Osipov Yu. Rossiya- sokrovishchnitsa idey [Russia is treasure trove of ideas] // Russkij mir - Russian mir. 2008, №6, p. 14.

7. Karabushchenko P.L. Elitologiya i filosofiya izbrannosti v epokhu nanotekhnologiy [Elitology and philosophy of chosenness in nanotechnology era] // Sovremennaya rossijskaya elita: materialy II Elitologicheskih chteniy -Modern Russian elite: materials of the II Elitology readings (Astrakhan, April 9-11, 2009) / comp. B. V. Kaygorodov, E. V. Borisova, S. S. Kulicheva. Astrakhan. Publishing house "Astrakhan University". 2009. P. 24.

8. Panarin A. S. Narod bez elity: mezhdu otchayaniem i nadezhdoy... [People without elite: between despair and hope... ]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.