Научная статья на тему 'Творческая элита как особое социальное пространство'

Творческая элита как особое социальное пространство Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1532
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIAL SPACE / ЭЛИТАРНОСТЬ / ELITISM / ЭЛИТА / ELITE / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ТВОРЧЕСКАЯ ЭЛИТА / CREATIVE ELITE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стоянова Линда Леонидовна

В статье рассматриваются и раскрываются содержательная и смысловая характеристики понятий «элита» и «творческая элита» на основании концептуально-исторических представлений. Подчеркивается, что современная мировая культура стимулирует интерес к представителям элиты и, в особенности, творческой элиты. Обозначенная актуальность темы исследования связывается с потребностью выработать понимание духовного мира творческой элиты и, в частности, одной из важнейших составляющих которой является сфера не только художественного творчества, но и основание для формирования особого социального пространства. В целом, это составляет и цель обращения к данной теме. В статье обосновывается, что в отличие от других элит, творческая элита не поддается строгому анализу. В основных выводах отмечается, что элита, как социальный субъект, сохраняющий существующие ценности либо формирующий новые, определяет и историю того сообщества, к которому принадлежит. Обосновывается, что функциональные особенности представителей элит являются той организующей силой, которая делает любое общество целостной социокультурной системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческая элита как особое социальное пространство»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ТВОРЧЕСКАЯ ЭЛИТА КАК ОСОБОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО Стоянова Л.Л. Email: [email protected]

Стоянова Линда Леонидовна - аспирант, кафедра философии, социологии и социокультурного менеджмента, Государственное учреждение Южноукраинский национальный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Одесса, Украина

Аннотация: в статье рассматриваются и раскрываются содержательная и смысловая характеристики понятий «элита» и «творческая элита» на основании концептуально-исторических представлений. Подчеркивается, что современная мировая культура стимулирует интерес к представителям элиты и, в особенности, творческой элиты. Обозначенная актуальность темы исследования связывается с потребностью выработать понимание духовного мира творческой элиты и, в частности, одной из важнейших составляющих которой является сфера не только художественного творчества, но и основание для формирования особого социального пространства. В целом, это составляет и цель обращения к данной теме. В статье обосновывается, что в отличие от других элит, творческая элита не поддается строгому анализу. В основных выводах отмечается, что элита, как социальный субъект, сохраняющий существующие ценности либо формирующий новые, определяет и историю того сообщества, к которому принадлежит. Обосновывается, что функциональные особенности представителей элит являются той организующей силой, которая делает любое общество целостной социокультурной системой.

Ключевые слова: социальное пространство, элитарность, элита, творчество, творческая элита.

CREATIVE ELITE AS A SPECIAL SOCIAL SPACE Stoyanova L.L.

Stoyanova Linda Leonidovna - Postgraduate Student, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY, SOCIOLOGY AND SOCIAL AND CULTURAL MANAGEMENT,

STATE INSTITUTION THE SOUTH UKRAINIAN NATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY K.D. USHINSKY,

ODESSA, UKRAINE

Abstract: in the article, the content and semantic characteristics of the concepts "elite" and "creative elite" are considered and disclosed on the basis of conceptual and historical ideas. It is emphasized that the modern world culture stimulates interest in the representatives of the elite and, in particular, the creative elite. The indicated relevance of the research topic is associated with the need to develop an understanding of the spiritual world of the creative elite and, in particular, one of the most important components of which is the sphere of not only artistic creativity, but also the basis for the formation of a special social space. In general, this is the purpose of addressing this topic. The article justifies that unlike other elites, the creative elite does not lend itself to rigorous analysis. In the main conclusions it is noted that the elite, as a social subject, preserving existing values or forming new ones, determines the history of the community to which it belongs. It is substantiated that the functional characteristics of the representatives of the elites are the organizing force that makes any society an integral socio-cultural system. Keywords: social space, elitism, elite, creativity, creative elite.

УДК 130. 2.-316. 32

Актуальность исследования. Культурные многовариантные процессы настоящего вызывают интерес к творческой элите, демонстрирующей высокие достижения в творчестве и производящей постоянный поиск новых образцов и ориентиров для развития всех структур общества в целом. Актуальность рассмотрения феномена именно творческой элиты связана с тем, что данная тема практически не рассматривалась в ракурсе именно определенных школ и направлений в художественном творчестве, создающих особое социальное пространство. Значимость исследований проявляется и в том, что без творческой элиты невозможен расцвет культуры, а с качественно выраженным потенциалом творческой элиты связаны и проблема самосознания нации, качество общения, сама духовная атмосфера в обществе.

Обозначенная актуальность связана и с потребностью выработать понимание духовного мира творческой элиты и, в частности, одной из важнейших составляющих которой является сфера не только художественного творчества, но и основание для формирования особого социального пространства.

Степень разработанности проблемы. В историческом срезе, философское представление о творческой элите, понимаемой не только в качестве составной части иерархической структуры общества, но и как идеи духовного совершенствования человека, берет свое начало в трудах Пифагора, Платона, рассматривавших данную иерархию как производную от духовных (и в том числе нравственных) качеств личности. В работах И. Канта, Ж. Руссо, Ф. Шеллинга, Ф. Ницше существенно то, что каждый репрезентировал идею исторической миссии человеческого разума, прошедшего в своей эволюции от явно оптимистических до пессимистических самооценок. Анализ феномена элиты как творческого активного меньшинства в контексте развития культуры и цивилизации сделан в работах О. Шпенглера, А. Тойнби.

Важная роль в развитии понимания творческой элиты принадлежит также Н.А. Бердяеву и Х. Ортега-и-Гассету. XX век характеризуется вкладом в решение исследуемой нами проблемы мыслителей, работавших на стыке социологии, психологии и философии. Анализу дихотомии элита-массы посвящены классические работы Г. Лебона, В. Парето, Г. Моски. Существенное значение для осмысления феномена творческой элиты в контексте созидательной роли культуры в формировании личности имеют этико-философские и культурологические работы М.М. Бахтина, В.С. Библера, М. Вебера, А.Ф. Лосева, В.В. Розанова, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, Г.С. Батищева, Ю. Хабермаса и других. В работах Т. Адорно, С. Булгакова, Г. Маркузе, Ф. Шлегеля, М. Хоркхаймера затрагивается проблематика творческой элиты на основании противопоставления «массового» и «элитарного» искусства.

Основными существующими школами в изучении элит являются монистическая и плюралистическая с включением функционального и ценностного подходов. Сторонники ценностного подхода развивают идею о том, что элиту составляют люди, которые обладают особыми качествами. Элита трактуется как прослойка общества, сплоченный на основе заботы об общем благе. Авторы цивилизационных теорий рассматривали идущие социальные, экономические, политические процессы как развитие, инициируемое элитами. С точки зрения современного синергетического похода, для элиты определяющими являются характеристики субъектов с высокой когнитивной структурированностью мышления, представители элиты - не отдельная страта, а личности, находящиеся на всех уровня иерархии социальной пирамиды.

Недостаточно освещенные аспекты проблемы. Несмотря на достаточное количество работ об элитарности, необходимо их синтезирование и построение концепции на основе представления об инновационных возможностях творческой элиты как особого социального пространства.

Целью исследования является рассмотрение духовного мира творческой элиты и раскрытие сферы художественного творчества элиты. Обосновать, что творческая элита создает особое социальное пространство и выявить его функциональные характеристики.

Основное содержание (Методология исследования). В XXI столетии элиту общества возможно рассматривать в более широком социальном контексте, нежели это делалось

ранее. Предложены различные концепции и теории элит, которые дают представления о данном социальном институте.

Теория элит на основании интеграции наук делает возможным исследование элиты, основываясь на представлении о системности и упорядоченности исторически сложившегося общества, его определенной упорядоченности и эволюции. При этом, это позволяет соединить методы и выводы из таких наук как философия, социология и современное естествознание, исследовать строение элиты, связи между ее элементами, закономерности функционирования, применяя положения и принципы обобщений различных наук.

Различие же элиты и творческой элиты, по мысли Н.В. Голика, состоит в том, что в отличие от других элит, творческая элита не поддается строгому социологическому анализу в силу специфически-ценностного характера критериев принадлежности к этому типу элиты, и отсутствия четкой структурированности. Тем не менее, исследователи отмечают, что творческая элита уверенно идентифицируется в обществе [1].

В анализе для формирования представлений об элите и творческой элите как целостных феноменов, становится необходимым выделение таких качественных характеристик, которые носили бы объективный характер, не зависящий от субъективных склонностей и предпочтений различных исследователей. В этой связи возможно обратиться к положениям А. Шюца, где выделяется, что «ученый получает модель социального мира, или, лучше сказать, его реконструкцию. Она содержит в себе все релевантные элементы социального события, отобранного ученым для последующего изучения в качестве типического. И эта модель в полной мере согласуется с постулатом субъективной точки зрения». Так, «с самого начала идеальному типу действующего лица предначертано играть ту роль, которую должен был бы принять для выполнения типичного действия действующий в социальном мире. А поскольку данный тип сконструирован таким образом, чтобы выполнять только типичные действия, то в формировании единичных действий будут сочетаться объективные и субъективные элементы. С другой стороны, формирование типа, выбор типического события, а также элементы, рассматриваемые в качестве типических, - все это концептуальные термины, которые поддаются объективному обсуждению и являются открытыми для критики и верификации» [2, с. 110].

Одним из важных факторов, усиливающим интерес к исследованию феномену этики творческой элиты, представляются процессы глобализации человеческих коммуникаций, внедрение новых технологий в сфере массовой информации, приводящие к возрастанию роли личного примера представителей творческой элиты в современной нравственной практике. Этический анализ феномена творческой элиты может помочь в стимулировании поиска творческих и нравственных ресурсов современной личности [3].

На наш взгляд, существование различных методологий исследования творческой элиты требует социально-философского взгляда на архитектонику данного социального пространства, что вызывает необходимость интегрировать теоретико-методологические положения в концептуальное целое исследование.

Теоретическую и методологическую основы исследования творческой элиты составляют научные подходы фундаментальные идеи структурно-функционального анализа, экзистенциализма, философской антропологии, социальной психологии, теории коммуникативного действия.

Синергетический подход необходим при изучении функционирования элит в условиях современного общества. «Теория нестабильности» необходима при осмыслении инновационного культурного пространства взаимодействия общества и творческой элиты как бифуркационной, самоорганизующейся среды. Подвижная структура данного образования соответствует нестабильной и неравновесной системе современного общества. Синергетический подход, по мысли Л.К. Васильевой, позволяет предложить современную интерпретацию теорий исторических и теорий обществознания. Образ будущего в сознании исследователя социальной реальности играет очень важную роль при отборе материала. Синергетика описывает процессы самоорганизации в сложных неравновесных системах, которым свойственно спонтанно переходить с одного уровня сложности на другой, более

59

высокий. При этом они проходят через точки бифуркации, в которых неравновесность и непредсказуемость будущого системы достигает максимума и затем преодолевается. К неравновесным системам принадлежит человеческое общество, цивилизация [4].

Феноменологический подход необходим для исследования инновационного пространства, взаимодействия общества и творческой элиты как диалогичной интерактивной среды, в которой постигается новый неотрефлексированный потенциал формирования интерсубъективности.

Основное содержание (Обсуждение). Внимание, прежде всего, необходимо обратить на разграничения терминов «элита» и «творческая элита». Термин «элита» вошел в научную терминологию на рубеже XIX-XX вв. В широком социологическом контексте - относительно замкнутая по численности прослойка общества, контролирующая его основные экономические, политические и культурные ресурсы. Элита (от лат. eligo, англ. фр. élite — избранный, лучший) — в социологии и политологии — совокупность людей, занимающих высокие посты в управлении государством и экономике. Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти. В целом, элита - совокупность носителей наиболее значимых ценностей определенного человеческого сообщества, которые признаются членами этого сообщества личностями, обладающими наивысшей компетенцией в какой-либо одной или нескольких видах деятельности этого сообщества: культурной, религиозной, политической, социально-экономической. Это позволяет элите осуществлять структурирование социального пространства как самоорганизующийся среды.

Из истории осмысления элиты возможно выявить основные представления. Так, цивилизационный вариант элитаризма сформулирован в трудах А. Бергсона, А.Дж Тойнби, П.А. Сорокина. Цивилизационный подход к элите характерен для работ П.А. Сорокина, для его трудов по социальной стратификации, которая находит свое выражение в существовании высших и низших слоев. Основа и сущность ее состоит и в том, что «люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам» [5, с. 302]. Пирамида социальной стратификации прочна, когда элита состоит из наиболее способных, талантливых. Когда же элита становится закрытой, не допускает к управлению наиболее талантливых представителей социальных низов, общество обречено. Когда наступает революция, все барьеры и препоны на пути свободной циркуляции разрушаются одним ударом. Как считал П.А. Сорокин, в конечном итоге историю делают люди. «Люди, занимающие положения, которым они не соответствуют, могут «успешно» разрушить общество, но не могут создать ничего ценного, и наоборот» [5, с. 424].

По мысли В. Парето, в обществе наряду с элитой всегда существует «контрэлита» (потенциальная элита) - лица, которые по своим психологическим качествам могли бы войти в элиту, но не вошли через свое социальное положение. Самый низкий слой общества составляет не элита - те, кто не владеет ни субъективными, ни объективными возможностями войти в элиту. Когда контрэлита достигает определенных показателей в своем развитии, она занимает место правящей элиты, а бывшая правящая элита, потеряв свои лучшие качества, переходит в неэлиту. Согласно В. Парето, история - это «кладбище аристократий». Подобный круговорот элит исследователь описал как «закон циркуляции элит». Смена элит позволяет сохранить социальное равновесие, потому что обеспечивает приход к власти элит, которые обладают качествами, востребованными общественной ситуацией [6, с. 35].

Характеристика элиты в работе Л.К. Васильевой подразумевает, что люди, принадлежащие к одинаковым социальным группам и выполняющие практически идентичные профессиональные функции в пределах каждой из этих групп, находятся тем не менее, не в одинаковом социальном положении с точки зрения элитного статуса. Но этот статус уравнивает по значимости для общественного развития обитателей и «верхних», и «нижних» этажей социальной пирамиды, если они являются представителями элиты в нашем определении [4]. Ученые оперируют двумя близкими, но не идентичными терминами: «политическая элита» и «властвующая элита». Наиболее емким является понятие «володарююча элита»: это все группы, которые могут и реально оказывают

60

влияние на власть. Властные отношения предполагают наличие двух сторон: управляющих и управляемых. Управляющая меньшинство называется «элитой». Властвующая элита состоит из таких элементов: экономическая элита - группа людей, которая контролирует основные экономические ресурсы общества: крупные собственники, руководители и ведущие менеджеры финансово-промышленных корпораций и т.д.; военная элита -генералитет и высшее офицерство; бюрократическая элита - чиновники государственного аппарата, их роль и влияние обусловливается участием в процессе подготовки и реализации важных политических решений; идеологическая элита -выдающиеся деятели культуры, науки, представители масс-медиа, формирующих идеологию общества и сознание масс; собственно политическая элита - включает в себя руководителей государства, членов правительства, депутатов законодательного органа, то есть тех, кто непосредственно принимает политические решения на государственном уровне[4]. С точки зрения синергетического похода, - как отмечает Л.Н. Васильева, для элиты определяющими являются следующие характеристики: к элите относятся субъекты с высокой когнитивной структурированностью мышления, что позволяет им быть максимально полезными для того сообщества, членами которого они являются (поскольку качество информации зависит от способности субъекта ее воспринять и обработать, и следовательно, помочь в принятии решений); люди, облеченные доверием окружающих, представители элиты активно участвуют в процессах отбора и ингрессии - формировании доминирующих ценностей своего общества, а значит, и в определении целей развития; представители элиты - не отдельная страта, а личности, находящиеся на всех уровня хиерархии социальной пирамиды. Функциональные характеристики представителей элиты являются той организующей силой, которая делает любое общество целостной социальной системой, если считать признаками целостности прежде всего наличие каких-либо общих целей и действий, направленных на их достижение [ 4].

Для П. Бурдье «стремление к накоплению знаний и навыков неотделимо от поиска признания и желания создать себе имя» [7, р. 132]. Специфика поля культурного производства состоит в сочетании двух составляющих: силовых и смысловых отношений. Если первые проявляются как конкуренция, борьба за монополию обладания доминирующими позициями, за признание, то вторые выстраиваются на основе оппозиции стилей, течений, форм коммуникации, принятых в данном поле. Конкуренция за легитимное доминирование в поле, принимающая форму борьбы за собственный авторитет и попытки подорвать авторитет других, приводит к постоянным изменениям его конфигурации. Писатель или художник творят не только для публики, но и для своих коллег, выступающих в качестве конкурентов. Соперничество в поле культуры «производит специфическую форму интереса, который кажется бескорыстным только в сравнении с обычными интересами, особенно к власти и деньгам, и ориентирован на завоевание монополии на авторитет, где тесно переплетены техническая компетентность и символическая власть» [7, р. 131].

Посредством иерархии жанров и произведений поле оказывает давление на автора, который, с одной стороны, вынужден учитывать сложившуюся систему, чтобы успешно вписаться в поле, а с другой - должен утвердить свои отличия от других авторов через новации, дающие потенциальную возможность перекроить устоявшуюся конфигурацию позиций. Невозможно определить место конкретного произведения, не обращаясь к анализу скрытых от глаз читателя факторов: в оппозицию кому из коллег оно было создано, какие ресурсы использует автор для утверждения своей позиции. В поле литературы, также как и в любом другом поле культурного производства, существует оппозиция «мэтров», носителей традиции, представляющих доминирующие течения и жанры, - «новичкам», работающим в новых, маргинальных жанрах и стилях.

Для творческой элиты у С.И. Шелонаева предлагается следующее определение: творческая элита - во-первых, составная часть элиты; во-вторых, - это слой людей, внесших признанный (общественно-значимый) вклад в создание ценностей культуры, воспринимающих свою творческую самореализацию как нравственное долженствование [3]. Важным понятием, отражающим смысложизненный опыт и ценности представителя

61

творческой элиты, по мысли С.И. Шелонаева, является духовность. В этическом аспекте духовность для представителя творческой элиты обнаруживается в обращении его личности к высшим ценностям, в ее сознательной устремленности к совершенству. Для представителя творческой элиты одной из высших ценностей выступает творчество (собственная творческая самореализация), воспринимаемая как нравственное долженствование [3].

В случае с творческой элитой ее воздействие на разные стороны жизни социума происходит в идеальной сфере на более сложном уровне, и сущность этого воздействия определяется сущностными «ценностными» характеристиками представителей творческой элиты. При этом, особое «богемное» душевное устройство и «богемный» образ жизни «творцов элитарной культуры» не являются ни необходимыми, ни достаточными критериями для причисления их к творческой элите. Этика творческой элиты может быть обозначена как этика самореализации, в которой творческая самореализация выступает в качестве «идеи добра» для самого представителя творческой элиты и претендует на такую роль для окружающего мира. Важной характеристикой представителя творческой элиты является достоинство, которое, с одной стороны, есть осознание своей значимости и исключительности и проявление его духовной энергии, с другой стороны проявляется в вовлеченности в служение высшим ценностям, к которым относится творчество. Представитель творческой элиты строит межличностные отношения, прежде всего, основываясь на достоинстве, воспринимаемом им как чувство самоуважения, соответствии собственному предназначению, основанному на признании важности, исключительности и безусловной ценности своего творческого «Я», которое, в том числе, выступает, как один из источников нравственного долженствования. Важным качеством представителя творческой элиты выступает ответственность. Ответственность представителя творческой элиты является результатом осознания им ценности собственной творческой самореализации, воспринимаемой как нравственное долженствование. Способность к уважению другого выступает, в том числе, как одна из характеристик ответственности представителя творческой элиты. Этике творческой элиты имманентно присуща амбивалентность, которая выражается в противоречии между гедонистическим эгоизмом творческой самореализации и альтруизмом служения творчеству, духовным совершенствованием и издержками морального творчества [3].

В целом, определяем творческую элиту как совокупность представителей сфер духовного производства, внесших общественно значимый вклад в создание ценностей культуры, осознающих свою конструктивную деятельность в качестве исторически необходимого воплощения человеческой сущности.

Существенно выявить методологию построения особого социального пространства, в котором по-новому реализовались бы обоюдные интересы творческой элиты и общества. Их взаимодействие на основе диалога и осуществления обратной связи послужило бы решением проблем, связанных с деструктивными социальными проявлениями и девальвацией ценностей человеческого бытия. Построение социального пространства подразумевает создание условий для добровольного вовлечения представителей общества в процессы творческой и интеллектуальной самореализации, а также самосовершенствование представителей элиты не только в связи со своей непосредственной профессиональной деятельностью, но и в ходе совместной созидательной деятельности с представителями общества. Главной движущей силой развития пространства являются общественные инициативы, которые не искусственно привнесены «сверху», а возникают в недрах общественной жизни.

Сфера деятельности духовно-творческой элиты заключается в выявлении путей решения приоритетных задач общества. Перед элитой, как отмечает З.Р. Валеева, всегда стоит задача - самореализовываться не только в своей традиционной профессиональной деятельности (в сфере искусства, науки, образования и т.д.), но и в процессе вовлечения в эти или смежные сферы общественной деятельности представителей общества с целью раскрытия их творческого и интеллектуального потенциала. Иными словами, инновационное пространство самореализации необходимо для обоюдной реализации внутренних

62

творческих потенций. Действуя же вне этого пространства, элита лишь отчуждается от интересов и ценностей общества, что ведет к ее дисфункции. Общество, находясь вне инновационного пространства, обречено на потребление образцов массовой культуры. Таким образом, в инновационном пространстве представители элиты и общества смогут выступить в качестве равноправных субъектов созидательного социального действия [8].

Таким образом, творческая элита, как составная часть элиты, выступает как самостоятельный объективно существующий феномен общественного бытия, играющий важную роль в жизни социума, оказывающий многообразное воздействие, как на духовную, так и на другие составляющие жизнедеятельности элиты и общества в целом. Сила и содержание этого воздействия определяются сущностными характеристиками членов творческой элиты, а также определенной формой ее институционализированности в том смысле, что ее социальная и духовная значимость, авторитет, функции, формируются не единовременно, а передаются и воспроизводятся из поколения в поколение. В этом контексте творческую элиту можно рассматривать как носительницу совокупности определенных социальных, этических, психологических, духовных связей и отношений. В случае с творческой элитой ее воздействие на разные стороны жизни социума происходит в идеальной сфере на более сложном уровне, и сущность этого воздействия определяется сущностными «ценностными» характеристиками представителей творческой элиты [3].

Сфера человеческого бытия открывается как нечто многовариантное. И в этом социальном универсуме наличие и поведение представителей элиты играет определяющую роль. Поскольку перед каждым человеком и всем человечеством всегда раскрывается возможность выбора, - будущее конструируется в каждый данный момент. Элита, как социальный субъект, сохраняющий существующие ценности либо формирующий новые, определяет, в конечном счете, судьбу того сообщества, к которому принадлежит [4].

Выводы. На основании проанализированного материала возможно сделать определенные обобщения и выводы.

- без творческой элиты невозможны ни расцвет культуры, ни образование, с позицией и качественным потенциалом творческой элиты связаны и вопросы самосознания нации, качество общения, сама нравственно-духовная атмосфера в обществе. Остро стоит проблема взаимодействия ее с властью и другими слоями общественного целого.

- творческая элита выступает как самостоятельный объективно существующий феномен всего общественного бытия - особое социальное пространство, играющее важную роль в жизни социума, оказывающее многообразное воздействие, как на духовную, так и на другие составляющие жизнедеятельности элиты и общества в целом. Сила и содержание этого воздействия определяются сущностными характеристиками членов творческой элиты, а также определенной формой ее институционализированности в том смысле, что ее социальная и духовная значимость, авторитет, функции, формируются не единовременно, а передаются и воспроизводятся из поколения в поколение. В этом контексте творческую элиту можно рассматривать как носительницу совокупности определенных социальных, этических, психологических, духовных связей и отношений. В случае с творческой элитой ее воздействие на разные стороны жизни социума происходит в идеальной сфере на более сложном уровне, и сущность этого воздействия определяется сущностными «ценностными» характеристиками представителей творческой элиты.

Перспективы дальнейших исследований. В качестве перспективы дальнейших исследований творческой элиты в рамках общей теоретической направленности осмысления творческой элиты, можно назвать анализ содержания и механизмов воздействия творческой элиты как на саму элиту в более широком понимании, так и на общество в целом в рамках дихотомии элита - массы, с учетом особенностей постиндустриального и информационного общества.

Список литературы /References

1. Голик Н.В. Этическое в культуре / Н.В. Голик. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. 256 с.

2. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 1056 с. (Серия «Книга света»).

3. Шелонаев С.И. Этика творческой элиты // Сергей Игоревич Шелонаев: Диссерт..на соиск.. канд...филос...наук. Специальность ВАК 09.00.05 Этика. Санкт-Петербург, 2005. 160 с.

4. Васильева Л.К. Синергетический подход в теории элит и его использование при анализе политической элиты (на примере постсоветской России) / Л.К. Васильева. М., 2008. 328 с.

5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. М., 1992.

6. Pareto V. Elites and their circulation. // ed. C.S. Heller. Structured social inequality: a reader in comparative social stratification. N.Y., 1969. P. 35.

7. Бурдье П. Социальное и физическое пространства // П. Бурдье. Социология политики: Пер с фр. M.: Socio-Logos, 1993. 335 с.

8. Валеева З.Р. Трансформация отношений духовно - творческой элиты и общества в условиях современных модернизационных процессов // Зиля Рахимьяновна Валеева: Автореф. диссерт. на соиск.. канд.филос. наук. Специальность ВАК 09.00.11 Социальная философия. Казань, 2010. 32 с.

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ НАД АРХЕТИПАМИ: ЛИЧНОСТНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ Зайцева Н.А. Email: [email protected]

Зайцева Наталья Александровна - аспирант, кафедра философии, социологии и социокультурного менеджмента, Государственное заведение Южноукраинский национальный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Одесса, Украина

Аннотация: в статье рассматривается понятие «архетип» на основании положений К.Г. Юнга и обращено внимание на представления об архетипах, которые функционируют в обществе. Раскрывается позиция, что в обществе архетипы сопровождают жизнедеятельность общества и человека, имеют социальное и личностное в своих основаниях. Выявляется, что введенное в современности понятие «социальный архетип» является кристаллизованной формой социальных отношений и определяет основные компоненты структуры общества.

В обозначенной цели исследования определена необходимость социально-философской рефлексии над архетипами и выявляются архетипические основы в структуре личностного и общественного сознания. Обосновывается, что архетипы не только позволяют раскрыть и объяснить существование человека в нём, но и погружают сознание людей в общий смысловой и информационный поток общественного сознания, определения сопричастность с теми событиями и явлениями, которые представляют определённую важность и заключены в структуре определенного архетипа. В обобщенных выводах представлены результаты, что архетипы имеют социальное и личностное в своих основаниях, выступают и в качестве носителей смыслов коллективного субъекта. Архетип представляя личность и общественное сознание, дает возможность проектирования общественной реальности. В контексте определение устойчивости общественного развития могут быть использованы архетипы. Обозначена необходимость переосмысления и выявления значимых архетипов, так как современное состояние общественных отношений нуждается в выработке нового целостного взгляда на формы и способы взаимодействия социального и уникального бытия.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.