ФИЛОСОФИЯ
УДК 316.344.42
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ВЛАСТВУЮЩЕЙ ЭЛИТЫ ОБЩЕСТВА
О.Д. Зарова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу концептуальных оснований властвующей элиты. Определение властвующей элиты как творческого субъекта развития социума коренится в ее социальной природе. Функциональные особенности современной властвующей элиты, обусловленные интеллектуальными ресурсами, позволяют охарактеризовать ее как наиболее оптимального и действенного субъекта развития нового формирующегося общества.
Ключевые слова: субъект развития общества, властвующая элита, функции властвующей элиты, интеллектуальные ресурсы.
The Social Nature of Dominating Elite of the Society
O.D. Zarova
Article is devoted the analysis of the conceptual bases of dominating elite. Definition of dominating elite as creative subject of development of society roots in its social nature. The functional features of modern dominating elite caused by intellectual resources, allow characterizing it as the optimal and effective subject of development of a new formed society.
Key words: the subject of development of the society, dominating elite, functions of dominating elite, intellectual resources.
В эпоху трансформации общественных процессов изменяются концептуальные основания осмысления бытийственности социальных общностей. Нарастающая неопределенность глобализирующегося мира усиливает социальную ответственность субъектов развития общества. Обращение к исследованию субъективных оснований глобального развития позволяет выявить тенденции усиления тех или иных направлений в изменении приоритетов социального сознания. Особенно актуальным становится обращение к движущим силам развития общества, таким как элиты, так как элита - это не просто наиболее активные в своей профессиональной деятельности люди, даже если говорить о политической элите, а корпоративные сообщества, влияющие на направление и динамику развития национальных социумов. Массы, вовлеченные в политическую жизнь, осуществляющие построение того или иного общественного строя, в своей деятельности зависят от деятельности элит общества.
Исследование социальной природы элиты основывается на определении элитарных групп как неотъемлемых для функционирования всей социальной структуры. Историко-философский подход обращается к историческому происхождению самой элитарной культуры, согласно которому на всех этапах развития общественного организма выделяется особый слой, обладающий привилегированными знаниями. Подобная элитарность навыков
© О.Д. Зарова, 2010
и знаний являлась фундаментом формирования тонкого профессионализма, что и сейчас служит развитию исторического прогресса, формированию и росту ценностного и смыслового содержания общества, в процессе чего выстраивается своеобразная иерархия ценностей и социальных ориентиров.
Функциональный подход основывается на выявлении основных функций элитарных групп, которые заключаются в выработке основных направлений развития общества (стратегическая), необходимости учитывать при этом интересы основной массы населения, представляя собой национальную элиту (коммуникативная), организовывать массы населения (организаторская, стабилизирующая), осуществлять поддержку трансляции ценностных установок и ориентиров как национальных, так и общечеловеческих (цен-ностная)1.
Аксиологический подход рассматривает ценностные характеристики формирования социальной идентичности элитных групп. Ценности и смыслы правящих слоев не остаются неизменными, они подвергаются трансформации и переосмыслению. Этот неизбежный процесс способствует формированию более гибкой системы ценностей, новых смыслов, соответствующих повседневным реалиям. При этом важно сохранить свою духовную самобытность, чтобы не допустить деградации и саморазрушения. Встает вопрос и о духовном взаимодействии правящих групп и массы.
Проблема трансляции элитарных ценностей на массовое сознание особенно остро возникла в период формирования посткниж-ной культуры. Х. Ортега-и-Гассет отмечает, что в процессе всеобщей информатизации усиливается возможность влияния на массовое сознание общества. Транслируемые элитой ценности приобретают доминирующий характер. Исследователь настаивает на необходимости подобной доминации, иначе народ, дезориентированный в современном мире, просто погибнет2. Человек массы, лишенный ответственности, перестает ощущать хрупкость существующего общества, воспринимая его как данность, в то время как в историческом пространстве невозможно су-
ществование без осмысленного и целенаправленного действия. Кроме того, в настоящем наблюдается нарастание пространственно-временных нарушений восприятия реальности, что приводит к разрушению исторической памяти. Именно элита как творческое меньшинство берет на себя ответственность за создание, сохранение и транслирование социальных смыслов для предотвращения саморазрушения общества.
Ценности и ориентиры властвующей элиты, включенные в социальную память, являются необходимой потребностью для группы и возможности ее формирования. Социальные смыслы, закрепленные в пространстве элиты, нуждаются в определенных мнемических образованиях, дающих возможность для их трансляции во времени. Властвующую элиту можно назвать целевой социальной группой, которая берет на себя ответственность за выполнение определенных функций, имеет необходимость в консолидации, сохранении и передаче опыта. В доиндустриальном обществе особо развитая социальная память была присуща социальным группам, осуществляющим управление социальными процессами. Исследователи обращают внимание и на психологический аспект, на внутреннюю потребность человека в управлении. Р. Михельс считает эту потребность неотъемлемой чертой человеко-массы3. Масса некомпетентна и нуждается в руководстве и организации. Крайней степенью подобной особенности неизбежно становится тотальное подавление воли масс элитарными структурами, что приводит к олигархии.
Онтологический аспект формирования элит предполагает выявление роли властных структур в функционировании этих групп, осмысление укорененности во власти, в институциональных основаниях человеческого бытия4. Специфика философского взгляда на проблему власти, раскрывающего разнообразные аспекты ее функционирования, состоит в том, что власть рассматривается, прежде всего, как реализация волевой деятельности социального субъекта. Особое значение категория власти приобретает при рассмотрении властных структур общества,
которые не ограничиваются только политическим или экономическим аспектами.
С позиций социальной философии возможно обращение к концепту власти, которое позволяет говорить о выделении категории властвующей элиты, отличной от политической, культурной, экономической. Основываясь на определении властвующей элиты через концепт власти, можно прийти к выводу, что она представляет собой волевой, деятельностный субъект развития, обладающий легитимностью, определенным запасом знаний, абсолютным доступом к информационным потокам и возможностью контролировать их и управлять ими. Значительную степень в определении властвующей элиты занимает понятие экспертной власти, способствующей разработке стратегических решений.
Объединяющим началом для деятельности элит является их коммуникационная связь и взаимодействие с массами. Элита не может существовать сама по себе, иначе она будет признана неэффективной, далекой от народа, что приведет к последующей смене элит на более «эффективные». Немаловажным является и усиление роли элит в современном обществе, что отражается на углублении их функциональности. Возрастает ответственность за принятие решений и сохранение социальной системы от саморазрушения. Системные действия элит зависят от ресурсов.
Интеллектуальные ресурсы представляют собой вектор формирования властвующей элиты. Направляющей тенденцией современности становится разрастание информационной подвижности. Формированию информационной валентности элит способствует накопление и конструктивное использование интеллектуальных ресурсов, составляющих интеллектуальный капитал властвующей элиты. Инновационные подходы, применяемые в различных сферах жизни, увеличивают возможности накопления интеллектуального капитала. Ресурсы современного научного сообщества становятся востребованными в управленческих структурах на самом высоком уровне. К основным особенностям интеллектуальных ресурсов исследователи относят способность к само-
возрастанию и самореализации5. Это позволяет обладателям и носителям интеллектуального капитала занимать решающие позиции в формировании стратегических управленческих решений.
Состояние интеллектуального капитала задает темп и характер обновления технологий. Интеллектуальный капитал, основанный на предыдущих капиталах (человеческом, материальном), вбирает в себя следующие черты: развитие интеллектуальной собственности, становление нового типа творческого мышления, формирование своеобразного интеллектуального центра.
Интеллектуальный капитал имеет собственное движение и влияние на структуру общественной системы. Формирование интеллектуального капитала невозможно без организованного формирования накопления и упорядочивания знаний. Системообразующим фактором формирования интеллектуального капитала является наука, центральными характеристиками - образование и квалификация. В то же время контроль информационных потоков сосредоточен в руках властвующей элиты. Интеллектуальный капитал социальной группы представляет собой опыт, знания, навыки и умения. Таким капиталом обладает любой член группы, а в зависимости от степени закрытости группы этим капиталом могут воспользоваться и внешние субъекты.
Интеллектуальный капитал нередко обозначают как капитал человеческий, и особенно это справедливо в отношении интеллектуального капитала элит. Для воплощения идеалов группы в жизнь недостаточно одного потенциала: большое значение имеет воспитание, природные данные, такие как упорство и креативность, развитые профессиональной подготовкой и специализацией обучения. Это позволяет создать определенный творческий менталитет, являющийся основой и фундаментом прогрессирующей силы интеллектуального капитала.
Представляется, что основными интеллектуальными ресурсами элиты являются знания, информация, причем их область выходит далеко за границы экономических и политических знаний. Можно говорить о пе-
ресечении областей исследования интеллектуальных ресурсов (экономического, политического, социального концептов), поэтому увеличивается роль исследований в образовании - именно образованные, обладающие знаниями люди научного сообщества могут занять лидирующее положение в современном информационном обществе. Возникает вопрос о степени заинтересованности научного сообщества в данном процессе и вос-требованости самих людей науки во власти. Представляется, что актуальные реалии открывают дорогу научным экспертам, которые могут дать объективную оценку современным социальным процессам. Благодаря этому изменяется процесс рекрутирования элит, находящихся у власти.
Интеллектуальные ресурсы властвующей элиты отличаются особенностью самой социальной группы, на развитие и формирование которой они влияют, а именно тем, что способствуют завладению и удержанию власти. В современном обществе, когда большую роль играют инновации, когда мир перенасыщен информацией, роль знаний приобретает особое значение. С одной стороны, переполненность информацией может свидетельствовать о затруднении процесса ее анализа и экспертной оценки. С другой стороны, при инновационном мониторинге той или иной сферы открываются пути к управлению через использование информации.
Интеллектуальный потенциал элиты влияет на характер ее основных функций. Исследователи отмечают, что важнейшей функцией элиты, которая конституирует ее видообразующий признак, является выбор дальнейшего направления развития общества, принятие стратегических решений и обеспечение их трансляции на уровень массового сознания и поведения6. Интеллектуальный ресурс становится вектором развития властвующей элиты, поскольку он определяет характер успешного функционирования ее акторов, возможности осуществления ими поставленных задач, способность адекватно реагировать на изменяющиеся обстоятельства и выстраивать подходящие направления развития социума.
Трансляция знаний производится по определенной институциональной схеме. Характеристикой современной реальности становится средоточение информационных потоков в пространстве элитных групп, которые стремятся управлять ими. В свою очередь, современное научное сообщество отмечает усиление роли информации в глобализирующемся мире7. Информационное общество, выступающее как новый качественный этап развития социума, формирует иные черты социального пространства. Влияя на пространственные структуры общества, информационная среда способствует формированию нового типа личности, ее новых ценностей, смыслов и жизненных ориентиров. В таком обществе интеллектуальные ресурсы элит также подвергаются трансформации. Благодаря всеобщей информатизации возрастает роль знания как такового и специального, экспертного знания в различных областях. Знание становится самоценным, его характерной чертой является способность к самонакоплению, благодаря чему оно становится неисчерпаемым капиталом для поддержания власти. Интеллектуальные ресурсы приобретают особый статус одного из основообразующих векторов формирования властвующей элиты. В связи с этим властвующие элиты становятся не просто наиболее активным и деятельностным субъектом развития, но и конструктивным, созидательным фактором общественных процессов.
Необходимо отметить глубокую противоречивость этого процесса. Властвующие элиты не только преследуют интересы всего общества, но и стремятся организовать свои корпоративные интересы, которые могут идти в ущерб национальным интересам. Подобные действия характерны, например, для элиты глобализирующегося сообщества, когда личные интересы элитарных структур, которые стремятся войти в элиты глобального общества, начинают превалировать над интересами и ориентирами народа.
Таким образом, основываясь на определении властвующей элиты через концепт власти, можно прийти к выводу, что она представляет собой волевой, деятельностный субъект развития, обладающий легитимностью,
определенным запасом знаний, абсолютным доступом к информационным потокам и возможностью контролировать их и управлять ими. Значительную степень в определении властвующей элиты занимает понятие экспертной власти, способствующей разработке стратегических решений. Формированию функционирующей экспертной власти способствует накопление и использование интеллектуальных ресурсов, составляющих интеллектуальный капитал властвующей элиты. В связи с тенденциями увеличения информационных потоков интеллектуальный ресурс становится одним из ведущих векторов формирования властвующей элиты, которая становится наиболее активным и деятельным субъектом развития современного общества.
Примечания
1 См.: КрасновБ.П. Теория власти и властных отношений / Б.П. Краснов // Социально-политический журнал. 1994. №3-6. С.76-85.
2 См.: Ортега-и-ГассетХ. Новые симптомы / Х. Ортега-и-Гассет // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
3 См.: Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии / Р. Михельс //Диалог. 1991. №3. С.42-45.
4 См.: Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. М., 1994.
5 См.: Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества / С.М. Климов. СПб., 2002.
6 См.: Гаман-Голутвина О.Г. Определение основных понятий элитологии / О.Г. Гаман-Голутвина // Политические исследования. 2002. №3. С.97-103.
7 См.: Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. М., 2004.