Научная статья на тему 'Культурная элита России: опыт идентификации'

Культурная элита России: опыт идентификации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3840
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ЭЛИТА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СТРУКТУРА / МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ / ФУНКЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / CULTURAL ELITE / IDENTIFICATION / STRUCTURE / MECHANISMS OF INFLUENCE / FUNCTIONS / PUBLIC RECOGNITION / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бородай А. Д.

В статье рассматривается культурная элита как важная составная часть современной российской элиты. Основу культурной элиты составляет профессиональная элита в сфере искусства. Предлагается подход к идентификации элиты, определению ее социальных функций. Анализируется структура профессиональной элиты, особенности творческой деятельности по видам и жанрам искусства. Отмечается роль элиты в духовной жизни общества, развитии современной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL ELITE OF RUSSIA: EXPERIENCE IN THE IDENTIFICATION

The article considers the cultural elite as an important part of the modern Russian elite. The basis of the cultural elite is the professional elite in the sphere of art. The author proposes his own approach to the identification of the elite, the definition of its social functions. The structure of the professional elite, specific features of creative activity by kinds and genres of art are analyzed. The role of the elite in the spiritual life of society and the development of modern culture is mentioned.

Текст научной работы на тему «Культурная элита России: опыт идентификации»

УДК 008

А.Д.Бородай

КУЛЬТУРНАЯ ЭЛИТА РОССИИ: ОПЫТ ИДЕНТИФИКАЦИИ

В статье рассматривается культурная элита как важная составная часть современной российской элиты. Основу культурной элиты составляет профессиональная элита в сфере искусства. Предлагается подход к идентификации элиты, определению ее социальных функций. Анализируется структура профессиональной элиты, особенности творческой деятельности по видам и жанрам искусства. Отмечается роль элиты в духовной жизни общества, развитии современной культуры.

Ключевые слова: культурная элита, идентификация, структура, механизмы влияния, функции, общественное признание, творчество.

A.D. Borodai THE CULTURAL ELITE OF RUSSIA: EXPERIENCE IN THE IDENTIFICATION.

The article considers the cultural elite as an important part of the modern Russian elite. The basis of the cultural elite is the professional elite in the sphere of art. The author proposes his own approach to the identification of the elite, the definition of its social functions. The structure of the professional elite, specific features of creative activity by kinds and genres of art are analyzed. The role of the elite in the spiritual life of society and the development of modern culture is mentioned.

Key words: cultural elite, identification, structure, mechanisms of influence, functions, public recognition, creativity.

Внимание исследователей к культурной элите обусловлено ее важной ролью в жизни социума, участию в развитии культуры и искусства. Отметим, что понятие «культурной элиты» достаточно широкое. В эту часть профессионального сообщества можно включать работников науки и образования, журналистов и рекламистов, деятелей литературы и искусства и других представителей гуманитарной сферы. В Словаре по общественным наукам «культурная элита» рассматривается как «часть общества, обладающая высокой степенью культурной компетенции; занимающаяся разработкой научного знания, созданием произведений искусства, философских теорий, религиозных доктрин» [1]Иногда к «культурной элите» причисляют потребителей «высокой культуры», тех, кто увлечен симфонической музыкой, театром, выставками, и т.д.

Из устоявшегося понятия «культурная элита» мы выделим ее существенный сегмент - деятелей искусства. Признак выделения сугубо профессиональный. Мы рассмотрим профессиональную элиту в области художественной культуры, имея в виду, что искусство это ее стержневая часть. Профессиональная элита в области художественной культуры (творческая элита) имеет место быть независимо от того, как мы ее позиционируем в иерархии элит. Целесообразно, по нашему мнению, оценивать творческую элиту по уровню развития художественной культуры в нашей стране. Вопрос о социальной роли данной группы трудно переоценить. Проблема воздействия художественной элиты на развитие страны, влияние на власть и общество, безусловно, требует анализа, выводов и коррекции деятельности многих общественных институтов.

Развитие современного общества и роль российской элиты в этом процессе активно исследуется учеными, активно обсуждается на научных конференциях, в прессе. Опубликованы книги и статьи по проблемам российской элиты. [2] Предпринимаются попытки социологов с помощью опросов населения определить состав тех или иных элит российского общества. Однако такой подход является непродуктивным в силу того, что понятие «элита» не может быть населением идентифицировано достаточно компетентно. Многие из опрашиваемых, как нам представляется, определяют элиту общества по степени популярности тех или иных политиков, ученых, деятелей культуры.

Идентификация профессиональной элиты в сфере художественной культуры, с нашей точки зрения, может осуществляться по следующим признакам: высокий профессиональный авторитет; существенный вклад в развитие культуры; влияние на разработку и осуществление культурной политики; нравственная позиция; социальная активность; общественное признание.

Эти показатели могут использоваться в качестве основных. Наряду с ними важное значение имеют публичность, инициативность, конструктивность, творческая активность. Наличие почетных званий и государственных наград, работа в качестве экспертов, успешная педагогическая деятельность в творческих вузах, воспитание талантливых учеников, работа в составе различных общественных комиссий и многое другое. Их миссия быть активными участниками разработки и реализации культурной политики.

Целесообразно сформулировать социальные функции современной творческой элиты. К ним, на наш взгляд, следует отнести следующее:

- Влияние на власть с помощью профессионального авторитета в решении важнейших вопросов

культурной политики в современных условиях. Определение вектора развития страны.

- Влияние на общество с целью утверждения культурных стандартов социума, обогащения духовной жизни.

- Влияние на профессиональную среду для утверждения стандартов творчества и уровня мастерства в разных видах искусства.

- Влияние на систему художественного восприятия и образования в стране, участие в подготовке кадров для искусства.

- Влияние на развитие гражданского общества через участие в работе творческих союзов и организаций, других общественных структур.

- Влияние на имидж страны и престиж российского искусства в мировом общественном мнении.

Каковыми могут быть механизмы влияния? На наш взгляд, они могли бы представлять целый

комплекс мероприятий.

Во-первых, политическая инициатива по совершенствованию (изменению) законодательства с целью создания наиболее эффективных условий для развития страны. В качестве примера можно привести обращение с открытым письмом к президенту творческой элиты по поводу проекта закона образования, который в представленной редакции Министерства образования и науки РФ мог упразднить начальное художественное образование в стране.

Во-вторых, превращение творческих союзов и организаций в реальные институты гражданского общества по реагированию на актуальные проблемы жизни страны. Ведущая роль в них должна принадлежать творческой элите.

В-третьих, делегирование видных деятелей искусства в представительные органы власти и социальные институты на федеральном и региональном уровнях. Профессиональное участие в профессиональных комитетах и комиссиях Государственной Думы РФ, Общественной палаты РФ, Комиссиях при президенте РФ.

В-четвертых, выступления творческой элиты в средствах массовой информации по актуальным проблемам жизни страны. Мнения известных и авторитетных людей должны быть интересны власти и обществу. Здесь имеет значение степень свободы, например, телевизионных каналов, государственных печатных изданий. Важно формировать культуру реагирования на публикации и выступления. Она за последний период утеряна.

В-пятых, проведение (участие) социальных акций и программ таких, как волонтерское движение «Подарим жизнь», которое возглавляет актриса театра «Современник» Чулпан Хаматова. Другой пример:- участие в программе первого канала телевидения «Жди меня» с участием актеров Игоря Кваши, Марии Шукшиной, Михаила Ефремова.

В-шестых, важнейшим механизмом влияния профессиональной элиты является творческая деятельность, дарить людям свое искусство. От этого зависит атмосфера духовной жизни нашего общества и все мировой цивилизации. Творческая элита - это трудоголики. По-другому высокого искусства достичь невозможно. На примере жизни этих людей необходимо с помощью средств массовой информации, прежде всего, телевидения формировать у гражданина России, молодого поколения определенный стиль жизни. Возможно программа «Творчество как стиль жизни».

Сферу художественной культуры России представляют многочисленные творческие организации. «Союз российских писателей» объединяет 3,5 тысячи литераторов и имеет территориальные отделения в 58 регионах. Наряду с ним работает «Союз писателей России». «Союз композиторов России» объединяет 50 территориальных организаций. В изобразительном искусстве созданы «Всероссийская общественная организация «Союз художников России», «Творческий союз художников России», «Профессиональный Союз художников России». В стране работает «Международная ассоциация «Союз дизайнеров» и «Союз дизайнеров России». Работников кино объединяет «Союз кинематографистов России», работников тетра - «Союз театральных деятелей Российской Федерации. Архитекторы входят в «Союз архитекторов России».

Один из подходов к идентификации творческой элиты в России - это соответствие статусу «властитель дум». Эти слова принадлежат А.С. Пушкину. Наш современник Евгений Евтушенко об этом же сказал так: «Поэт в России, больше чем поэт». Фразу можно продолжить - он «властитель дум». В большей степени «властителями дум» прежде считали писателей и поэтов. Это было в то время, когда на вечер поэзии в «политехнический» нельзя было достать билеты. Когда у памятника Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади собиралась тысячная толпа молодежи, чтобы послушать стихи любимых поэтов. Когда значительная часть пассажиров московского метро держала в руках книгу, читая ее по пути на работу или учебу и обратно.

Огромная роль в воспитании принадлежит художественной культуре, а значит и творческой

элите. Однако востребованность социума в высокой художественной культуре значительно принижена. Мы вкушаем плоды информационного общества и массовой культуры. Источником знаний становится интернет вместо книги. Книга есть, но она другая. Современная художественная книга развлекает (увлекает, отвлекает). Появились «новые» писатели, которые претендуют на место в творческой элите. С этими писателями встречается лидер страны. Он посылает сигнал части общества: «Смотрите, я разговариваю с вашими кумирами, они меня поддерживают. Поддержите на выборах и вы».

Следует подчеркнуть, что литературная элита, которая призвана сеять «разумное, доброе, вечное» должна быть востребована для общества. Однако, в настоящее время понимания этого у власти и общества нет. «Совесть нации» - Александр Солженицын формулировал национальную идею -«сбережения народа». Он, безусловно, принадлежал, а возможно и был во главе творческой элиты. Мы понимаем, что Россия его не услышала. Глубокий смысл имеют его слова потому, что необходимо предпринять «все меры по поднятию общенародного жизненного уровня в бытовом, пищевом, медицинском, образовательном и моральном отношениях - это и есть суть действий по сбережению народа. К этой цели должна быть настроена вся атмосфера жизни в стране» [3]

Высокий авторитет в мире и в стране имеют многие представители российского музыкального искусства. Этот вид творческой деятельности на протяжении нескольких веков создавал славу русской музыке и мастерству исполнителей. В современной России работает около 100 симфонических оркестров. В большинстве столиц регионов есть свой симфонический оркестр. Это огромное культурное завоевание. Среди известных и заслуженных - Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского (художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев), Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф.Светланова (художественный руководитель и главный дирижер Владимир Юровский), Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижер Юрий Башмет ), Симфонический оркестр Мариинского театра в Санкт-Петербурге (художественный руководитель и главный дирижер Валерий Гергиев), Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургский филармонии им. Д.ДШостаковича (художественный руководитель и главный дирижер Юрий Тимирканов), Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», «Национальный филармонический оркестр России (художественный руководитель и главный дирижер Владимир Спиваков). Важно, что профессиональные симфонические оркестры имеются во многих республиках, краях и областях нашей страны. Региональная власть считает престижным иметь такие коллективы на своей территории. Многие дирижеры и музыканты принадлежат к профессиональной элите в сфере художественной культуры.

Высокий уровень профессионального мастерства демонстрирует Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Его творчество и работа дирижера Александра Сладковского признана многими выдающимися музыкантами нашей страны и мира. Среди них Софья Губайдуллина, Юрий Башмет, Любовь Казарновская, Виктор Третьяков, Денис Мацуев и другие.[4]

Среди руководителей высокопрофессиональных и прославленных коллективов следует отметить также Михаила Плетнева, Павла Когана, Юрия Симонова, Сергея Скрипку, Сергея Стадлера. Этот список из музыкантов мирового класса можно продолжить. Вот как выглядит «общественное признание» Юрия Башмета: народный артист СССР, народный артист России, член Совета по культуре при Президенте РФ, Лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии «Грэмми-2008». Заведующий кафедрой Московской государственной консерватории им П.И.Чайковского, Почетный Академик Лондонской Академии искусств, Почетный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова.

Мировое признание получило творчество Софьи Губайдуллиной. Она родилась в Татарстане. Окончила Казанскую консерваторию. По мнению многих представителей музыкального искусства, Софья Асгатовна является самой выдающейся женщиной композитором ХХ - XXI веков. Автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестров, инструментальных ансамблей, музыки для театра и кино. Она лауреат Государственной Премии РФ, премии Polar Music (Швеция, 2002 г.), Императорской премии Японии и очень многих других престижных наград. В настоящее время проживает в Германии. Поддерживает активные творческие связи с Республикой Татарстан. [5]

Музыкальная элита России представлена во многих жанрах. Среди исполнителей, который участвуют в мировых концертных программах Нина Нетребко (вокал), Любовь Казарновская (вокал), Максим Венгеров (скрипка), Денис Мацуев (фортепиано), Дмитрий Хворостовский (вокал), Евгений Кисин (фортепиано). Полный список состоит из большого количества имен, которые создают позитивный имидж России, подтверждают высокий уровень музыкального искусства нашей страны.

В России работает большое количество профессиональных хоровых коллективов, вокальных групп и объединений. Многие из них имеют мировую известность. Хоровое искусство восходит к

народным истоком и многовековым традициям. Значительная часть руководителей этих коллективов имеют высокий профессиональный авторитет, вносят существенный вклад в развитие российской художественной культуры. Среди российских хоровых коллективов высокого уровня исполнительского мастерства достигли Государственный Академический русский народный хор имени М.Е.Пятницкого (Москва), Академический Большой хор Российского государственного музыкального центра телевидения и радиовещания, Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова, Академическая хоровая капелла имени А.В.Юрлова, Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, Концертное объединение «Уральский хор», Государственный камерный хор Республики Татарстан под руководством Таминдаровой М.А.; Ансамбль «Русская песня» (художественный руководитель Надежда Бабкина), Арт-группа «Хор Турецкого» (художественный руководитель Михаил Турецкий) и другие.

Целый пласт музыкальной культуры представляют собой рок-музыка. По сути, это популярная музыка различных стилей. В нашей стране длительный период рок-музыка не была официальным искусством. Огромное влияние на развитие рок-музыки оказала «ливерпульская четверка». В конце 60-х

- начале 70-х годов музыкальные группы стали появляться в нашей стране. Самая большая проблема периода становления - отсутствие в стране музыкальной аппаратуры. Рок-группы, прежде всего, появились в вузах. В конце 60-х на экономическом факультете МГУ была создана группа «АРАКС». Через некоторое время студент Ленинградского университета Борис Гребенщиков создал группу «Аквариум». В настоящее время действует большое количество рок-групп в нашей стране. Существует аудитория, которая посещает концерты рок-музыкантов. В каждой музыкальной группе есть свои лидеры. Чаще всего они сами пишут репертуар, являясь авторами слов и музыки. Среди известных коллективов «Машина времени» (Андрей Макаревич), «ДДТ» (Юрий Шевчук), «Чайф» (Владимир Шахрин), «Ю-Питер» ( Александр Бутусов), «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Ангел» (Константин Кинчев) и многие другие.

В октябре 2010 года Президент России Д.А.Медведев проявил инициативу и встретился с рок-звездами в непринужденной обстановке, в столичном клубе «Ритм. Блюз. Кафе» Присутствовали Андрей Макаревич (Машина времени), Борис Гребенщиков (Аквариум), Вадим Самойлов (Агата Кристи), Владимир Шахрин (Чайф), Алексей Кортнев (Черт), Сергей Галанин (СерьГа) и другие музыканты. Встреча президента с музыкантами имела большой резонанс и активно обсуждалась в средствах массовой информации. Президент Фонда Петербургской политики Михаил Виноградов, комментируя это событие, подчеркнул, что «рок-музыканты - символ гражданского общества. Это был отчет президента Д.А.Медведева перед гражданским обществом» [6]

Театральное искусство в России имеет давние традиции. Русская театральная школа пользуется признанием во всем мире. Новые поколения актеров и режиссеров изучают К.С.Станиславского и постигают драматургию произведений А.П.Чехова. Возможно, только языковой барьер является препятствием для масштабных мировых гастролей драматических коллективов России. При этом спектакли многих российских театров дублируются или переводятся на иностранные языки, и они осуществляют зарубежные гастроли.

Театральная элита России несет груз моральной и профессиональной ответственности за сохранение и развитие этого вида искусства в современных условиях. Театрам в России живется трудно. Быть свободным и успешным при дефиците финансирования невозможно. Театр, как и культура в целом, сфера затратная. Содержать труппу, эксплуатировать здания, осуществлять постановки, проводить гастроли - все это требует средств и внимания государства. Компенсирует, в какой-то степени, этот недостаток преданность искусству, творческий энтузиазм театральной элиты. Названным ранее критериям профессиональной аристократии, на наш взгляд, соответствует Олег Табаков, Александр Калягин, Марк Захаров, Роман Виктюк, Петр Фоменко, Галина Волчек, Татьяна Доронина, Юрий Соломин, Алексей Баталов, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Василий Лановой и целая плеяда других талантливых российских режиссеров и актеров.

За 100 лет истории российского кинематографа создано огромное количество художественных фильмов. Многие из них стали шедеврами киноискусства. Несколько десятилетий наш кинематограф развивался на основе парадигмы «Из всех искусств, для нас важнейшим является кино». Для реализации исторической задачи была создана индустрия кино: система подготовки творческих кадров, производственные мощности в виде киностудий, сеть кинопроката по всей стране. Кино вызывало большой интерес в обществе. Фильмы смотрели, обсуждали. Зачастую зрители ходили смотреть фильм во второй раз. Особое отношение к фильмам было у детей. Детские сеансы всегда проходили с аншлагом. Во второй половине XX века кинематографисты нашей страны выпускали примерно три художественных фильма в неделю. Огромное количество копий расходилось по всей стране: от столицы

до сельского клуба. Мастера кино получали престижные призы на международных кинофестивалях.

Среди тех, кто представляет российский кинематограф в начале XXI века, есть избранные, которых можно отнести к творческой элите. Это Владимир Наумов, Марлен Хуциев, Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Владимир Меньшов, Станислав Говорухин, Александр Сокуров, Алексей Герман, Петр Тодоровский, Александр Митта, Сергей Соловьев, Вадим Абдрашитов, Александр Рогожкин, Алексей Учитель, Андрей Звягинцев, Павел Лунгин и многие другие. Свое «слово» в кинематографе сказало новое поколение деятелей кино: Тимур Бекмамбетов, Федор Бондарчук, Егор Кончаловский, Алексей Попогребский, Борис Хлебиков, Алексей Герман - младший и другие. К этому списку следовало бы добавить значительный перечень имен актеров, которые создают запоминающиеся образы героев кинофильмов. Призы на престижных международных фестивалях в последний период получали российские ленты «12» режиссера Никиты Михалкова, «Остров» Павла Лунгина, «Тюльпан» Сергея Дворцевого, «Овсянки» Алексея Федорченко, «Край» Алексея Учителя, «Как я провел этим летом» Александра Попогребского, «Елена» Андрея Звягинцева, «Фауст» Александра Сокурова и другие. Это свидетельствует о признании российской кинематографической школы, мировом уровне кинопроизведений наших режиссеров, сценаристов, операторов, актеров, художников.

Изобразительное искусство занимает важный сегмент художественной культуры. Здесь существует система художественного профессионального образования от начального подготовительного образования до среднего и высшего профессионального художественного образования. Работают по всей стране художественные музеи и картинные галереи. Многие профессиональные художники располагают мастерскими. Проводятся художественные выставки: тематические, отчетные, юбилейные, персональные и т.д. Выпускаются периодические издания для анализа тенденций в сфере изобразительного искусства: «Художник», «Academia», «Архитектура и Дизайн», «Декоративное искусство» и др. По данным президента Российской Академии Художеств Зураба Церетели в Российской Федерации работает более 65 тысяч художников, живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, театральных де-кораторов. [7] Профессиональные художники проживают и работают во всех крупных городах России. Многие из них имеют творческие мастерские. В стране существуют общественные объединения «Союз художников России». В республиках, краях и областях действуют отделения Союза художников России.

В системе изобразительного искусства России имеется Российская академия художеств. В РАХ состоит более 450 выдающихся мастеров (на 31.03.12). В том числе членами академии 184 человека, членами-корреспондентами 267 человек. Профессиональной элитой в изобразительном искусстве можно считать состав Российской Академии Художеств. В нее избираются признанные творцы по следующим направлениям: живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, искусствознание и художественная критика, театральная и кинодекоративная сценография, фотоискусство и мультимедийные технологии, отделение новейших художественных течений. Однако если поднять планку требований, что элита в данной сфере ограничится более узким кругом имен: Илья Глазунов, Александр Шилов, Зураб Церетели, Эрнст Неизвестный, Тимур Салахов, Михаил Посохин, Анатолий Бичугов, Андрей Бобыкин, Андрей Мыльников, Александр Рукавишников. Безусловно, этот список может иметь продолжение.

В России состоялся выпуск двух томов книги «Кто есть кто в современной культуре. Эксклюзивные биографии». В разделе «Человек века» представлены биографические очерки о 42-х выдающихся россиянах, которые имеют исключительные заслуги перед страной. Почти половина из них (19 человек) представляют художественную культуру. Это из ныне живущих Майя Плесецкая, Юрий Григорович, Валерий Гергиев, Евгений Евтушенко, Юрий Любимов, Зураб Церетели, Эльдар Рязанов и другие. В двух томах представлены 414 человек, которые внесли огромный вклад в развитие художественной культуры. Они вполне могут быть включены в творческую элиту нашей страны.[8]

В 2005 году Аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр» провел социологический опрос 1600 россиян в 128 населенных пунктах. Людям задавали вопрос: «Назовите 5 - 6 человек, которых Вы могли бы отнести к культурной элите России?» Следует отметить, что более трети опрошенных (36%) затруднились ответить на поставленный вопрос. В числе названных представителей культурной элиты 30% получила Алла Пугачева, 25% - Никита Михалков, 14% - Иосиф Кобзон, 11% Евгений Петросян, 8% - Николай Басков, 7% - Филипп Киркоров, 7% - София Ротару, 6% - Михаил Швыдкой, 5% - Лев Лещенко, 5% - Максим Галкин. Результаты опроса показывают, что основным критерием в определении культурной элиты стала популярность, известность артистов. В основном это представители шоу-бизнеса, которые постоянно пребывают на экранах телевидения. [9]

В январе 2012 года журнал «Огонек» и радиостанция «Эхо Москвы» при поддержке

информационных агентств «Интерфакс» и «РИА Новости» составил список 100 самых влиятельных женщин России. По мнению лидера этого списка Валентины Матвиенко «самая влиятельная женщина, это человек, чьи идеи, поступки и деятельность ведут к зримым изменениям в жизни общества и страны.» Это определение в полной мере можно отнести к элите. В экспертный совет, который формировал этот список, вошли главные редакторы ведущих изданий страны. В первой десятке - Алла Пугачева. Она вторая по рейтингу за Валентиной Матвиенко. В первой двадцатке Чулпан Хаматова, актриса театра «Современник», соучредитель фонда «Подари жизнь». В третьей десятке певица Земфира Рамзанова. В четвертой десятке Лия Ахеджакова, актриса театра «Современник». Четвертую десятку замыкает Галина Волчек, художественный руководитель театра «Современник». Следующая в списке Мая Плисецкая, балерина, народная актриса СССР. В пятой десятке находится Галина Вишневская, художественный руководитель Центра оперного пения им. Галины Вишенской. Здесь же писатели Людмила Урицкая и Татьяна Толстая. Во второй части списка актриса Дина Корзун, писательница Татьяна Устинова, певица MakSim (Марина Абросимова). Всего в списке 12 представителей прекрасного пола из сферы художественной культуры .Какова структура, представительство различных сфер общества в этом списке? Тридцать процентов списка составляют политики и высокопоставленные государственные служащие (30 человек). Телеведущие и журналисты, руководители печатных и электронных СМИ представлены 20-ю персонами. Из сферы бизнеса в список попали также 20 человек. Спорт представляют 6 человек. [10]

В списке государственных наград Российской федерации установлено 59 почетных званий по различным отраслям деятельности. Для сферы культуры и искусства предусмотрены: Народный артист Российской Федерации, Народный художник Российской Федерации, Народный архитектор Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный художник Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Деятели культуры и искусства награждаются орденами и медалями, им присуждаются государственные премии.

В сфере искусства из почетных наград самым престижным является звание «Народный артист Российской Федерации». Первым обладателями звания «Народный артист Республики» стали Ф.И.Шаляпин (1918 г.), М.Н.Ермолова (1920 г.), Л.В.Собинов (1923 г.), В.Э.Мейерхольд (1923 г.) и другие. В 1936 году было учреждено звание «Народный артист СССР». В этом же году 13 человек были удостоены этого высокого звания. В этой группе были К.С.Станиславский. В.И.Немирович-Данченко,

В.И.Качалов, А.В.Нежданова, Б.В.Щукин, А.А.Васадзе и другие.

В 30-е и 40-е годы требования к соискателям звания «Народный артист СССР» были очень высокими. Достаточно сказать, что величайший композитор XX века Сергей Прокофьев не был удостоен этого звания. В более поздний период не получили его и любимые народом артисты Андрей Миронов, Сергей Филиппов, Леонид Быков, Леонид Куравлев. За 55 лет в период с 1936 по 1991 годы звание «Народный артист СССР» получили 1007 человек. Самым молодым обладателем этого звания была певица Куляш Бейсеитова (1936 г.). Ей было 24 года. Муслим Магомаев стал народным артистом СССР в 31 год. [11]

Народными артистами Российской Федерации за последние 20 лет с 1992 по 2012 годы (на 31.03.12 г.) стали 1294 деятеля искусства. Указом Президента РФ Д.А.Медведева от 21 марта 2012 года звание «Народный артист Российской Федерации» получили 24 деятеля искусства. Среди них уроженка Татарстана Чулпан Хаматова, артистка театра «Современник» (Москва) и Наил Шайхутдинов, артист Татарского театра драмы и комедии имени К.Тинчурина. [12]

Слово «народный» на лат. popularis, т.е. популярный, известный в народе. Это буквальный смысловой перевод. В нашем случае «народный» как высшее признание в обществе. За последние 20 лет значительно расширена география награждаемых. Например, в списке «народных» - актриса драматического театра Комсомольска-на-Амуре, актер Камчатского областного театра драмы и комедии, артист Сахалинского международного театрального центра имени А.П. Чехова. В предыдущей период нашей истории в этих труппах в лучшем случае, было не более 2 х-3 х заслуженных артиста. Ежегодно звания «Народный артист Российской Федерации» получают представители национальных искусств из Татарстана, Башкортостана, Тывы, Мордовии, Марий Эл, Коми, Дагестана, Чечни и других территорий. Для федеративного государства это очень важно. В списках деятелей искусства, которым присвоено звание «народный», есть рок-музы-канты (Андрей Макаревич, Александр Градский), барды (Александр Розенбаум, Олег Митяев), представители шоу-бизнеса (Олег Газманов, Николай Расторгуев). В будущем жизнь подтвердит или опровергнет обоснованность решения о присвоении звания «народный артист» нашим современникам.

Роль художника в социуме имеет очень большое значение. Искусство во многом наполняет и определяет духовную жизнь общества, развивает человека, переключает его на другие сферы

деятельности. Искусство стимулирует творческое отношение к жизни, к профессиональной деятельности. Хорошая книга, познавательная выставка, музыкальные произведения, интересные спектакли, кинофильмы создают позитивное настроение. Это является важным показателем качества жизни. Творческая элита, в первую очередь, несет ответственность за позитивные тенденции развития страны.

Литература

1. См.: Энциклопедический словарь «Слово о человеке» //http://www. slovochel.ru/elita.html (25/03/ 2012)

2. См.: Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты.- М.:Захаров, 2005.-384 с.; Фарукшин М.Х. Политическая элита в Татарстане: вызовы времени и трудности адаптации// Полис, 1994, №6,с. 67-79; Сумма идеологии. Мировоззрение и идеология современной российской элиты.- М.: Институт общественного проектирования, 2008.-296с.; Титов Д.А. VIP-персоны: управление стилем жизни российской элиты. - М.: ЭКСМО 2008.-208с.; Афанасьев М. Н. Российские элиты развития: запрос на новый курс. М.Фонд «Либеральная миссия», 2009-132с.; Элита России в прошлом и настоящем: социально-психологические и исторические аспекты. - М.: Издательство МосГУ, 2010.- 498 с.

3. Московские новости, 2006, 28 апреля.

4. См.: http://www.tatarstan-sympfony.com (25/03/12)

5. См.: http:// www. yro-narod/ xronika_culture/Gubaidulina/ htm (25/03/12)

6. http://www.inopressa.ru/04/10/2010/

7. См.: Российская газета, 2007, 16 октября

8. См.: Кто есть кто в современной культуре. Выпуск 1. -М.: МК- Переодика, 2006.-784с; Кто есть кто в современной культуре. Эксклюзивные биографии. Выпуск 2.-М.:МК-Переодика, 2007-736с.

9. См.:http://www/ Levada.ru/ press/ 2005022101.htm (25/03/12)

10. См.: Огонек, 2012, 23 января.

11. См.: http:/www. ria.ru /photolents/20110906/426344770.htm (от 30.03.12)

12. См.: Комсомольская правда, 2012, 24 марта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.