Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИТОРА МИРХАЛИЛА МАХМУДОВА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ ДЛЯ КИНО И ТЕАТРА'

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИТОРА МИРХАЛИЛА МАХМУДОВА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ ДЛЯ КИНО И ТЕАТРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
116
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
композиция / музыка к кинофильмам / музыка для театра / монолог / художественный образ / драматургия. / composition / film music / theater music / monologue / artistic image / dramaturgy.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хасанова Турсунова Хуршида

статья посвящена творчеству одного из ведущих композиторов Узбекистана, Заслуженному деятелю искусств и почётному профессору Государственной консерватории Узбекистана – Мирхалилу Махмудову. Музыка для кино и театра это одно из ведущих направлений в творческой деятельности композитора, ознаменованное яркими и самобытными сочинениями, сочетающими в себе глубоко национальные черты с общими формами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE ACTIVITY COMPOSER MIRKHALIL MAHMUDOV IN THE CONTEXT OF STUDYING MUSIC FOR CINEMA AND THEATER

the article is devoted to the work of one of the leading composers of Uzbekistan, Honored Art Worker and Honorary Professor of the State Conservatory of Uzbekistan Mirkhalil Makhmudov. Music for cinema and theater is one of the leading directions in the composer's creative activity, marked by bright and original compositions that combine deeply national features with common forms.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИТОРА МИРХАЛИЛА МАХМУДОВА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ ДЛЯ КИНО И ТЕАТРА»

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИТОРА МИРХАЛИЛА МАХМУДОВА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ ДЛЯ КИНО И ТЕАТРА Хасанова (Турсунова) Х.

Хасанова (Турсунова) Хуршида - и.о. профессора, композитор, кафедра композиции и инструментовки, Государственная консерватория Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена творчеству одного из ведущих композиторов Узбекистана, Заслуженному деятелю искусств и почётному профессору Государственной консерватории Узбекистана - Мирхалилу Махмудову. Музыка для кино и театра - это одно из ведущих направлений в творческой деятельности композитора, ознаменованное яркими и самобытными сочинениями, сочетающими в себе глубоко национальные черты с общими формами.

Ключевые слова: композиция, музыка к кинофильмам, музыка для театра, монолог, художественный образ, драматургия.

CREATIVE ACTIVITY COMPOSER MIRKHALIL MAHMUDOV IN THE CONTEXT OF STUDYING MUSIC FOR CINEMA AND THEATER Tursunova (Khasanova) Kh.

Tursunova (Khasanova) Khurshida - associate Professor, Composer, DEPARTMENT OF COMPOSITION AND INSTRUMENTATION, STATE CONSERVATORY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the work of one of the leading composers of Uzbekistan, Honored Art Worker and Honorary Professor of the State Conservatory of Uzbekistan - Mirkhalil Makhmudov. Music for cinema and theater is one of the leading directions in the composer's creative activity, marked by bright and original compositions that combine deeply national features with common forms.

Keywords: composition, film music, theater music, monologue, artistic image, dramaturgy.

УДК 078

Кино и театр в Узбекистане всегда были в центре внимания народа, являясь самыми любимыми видами искусства. И не случайно, ведь именно эти виды искусства больше, чем остальные, способны выразить язык народа, его чаяния, надежды. Творчество таких именитых актёров как - Ш. Бурхонов, Л. Саримсокова, Х. Умаров, режиссёров - К. Ёрматов, Л. Файзиев, Н. Рахимов, композиторов - И. Акбаров, Р. Вильданов, известных сценаристов, операторов и многих других деятелей культуры было служением и данью народу.

Мирхалил Махмудов, Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, композитор - один из тех композиторов, кто плодотворно работал в области кино и театра и создал множество шедевров. Композитор является одним из самых опытных создателей киномузыки на сегодняшний день. Успех и популярность таких фильмов, как «Суюнчи», «Келинлар кузголони», «Чинор остидаги дуэль», «Утган кунлар», «Чимилдик», «Абдуллажон», «Тангалик болалар», во многом был определён именно музыкой, написанной Мирхалилом Махмудовым.

Мирхалил Махмудов родился в 1947 году в городе Ташкенте, в семье простых дехканов. В 1954 году поступил в среднюю школу. Во время учебы Мирхалил Махмудов увлекся музыкой и начал обучаться игре на гиджаке. Интерес к музыке побудил его к поступлению в 1964 году в Высшее музыкальное учреждение имени Х.Х. Ниёзий. Обучаясь на кафедре «Теория музыки», Мирхалил Махмудов проявлял большой интерес и к сочинению музыки, так под наставничеством известного композитора Румиля Вильданова он создал свои первые произведения. В 1966 году М. Махмудов поступил на композиторский факультет Ташкентской государственной консерватории (ныне Государственная консерватория Узбекистана). Здесь сначала в классе Румиля Вильданова, а в дальнейшем - Ф. Янов-Яновского начал обучаться композиторскому мастерству. Необходимо отметить то, с какой страстью и рвением будущий композитор учился в консерватории, что идея и цель овладения узбекской народной музыкой и искусством макома, а затем применение их в своей композиторской деятельности привели его к созданию в 1971 году симфонии «Наво» в качестве дипломной работы. Эта работа была высоко оценена мэтрами и принесла молодому автору признание.

Круг творческих интересов и поисков Мирхалила Махмудова чрезвычайно широк. Значительное место в ней занимает музыка для кино и область театрального искусства. Среди его произведений, написанных для театра, - «Синдирилган коза» (С. Джамал), «Ака-ука совчилар» (Р. Мухаммаджанов), «Давлат болалари» (Р. Мухаммаджанов), «Х,ийлаи шаърий» (А. Несин). «Туйлар муборак» (О. Хошимов) музыка к спектаклям, органически синтезируя с сюжетной линией, подчёркивает основной посыл и идею произведения. Опера

Мирхалила Махмудова «Кумуш» (А. Кадири) занимает особое место среди сценических произведений, и более глубокому изучению произведения будут посвящены следующие статьи.

При сочинении музыки для театра Мирхалил Махмудов ставит перед собой несколько важных творческих задач, для основательности и целостности задуманного. Первостепенной задачей является тщательная работа над произведением: выдвигая на первый план основную идею, определить приоритетом структуру и драматургию. Следующий важнейший этап - это вопрос музыкального языка, поскольку любое произведение имеет свое направление и стилистику, музыкальные средства, задействованные в сочинении, должны соответствовать им. При выборе и определении состава инструментов Мирхалил Махмудов выбирает живое звучание оркестра или синтезатор (компьютер). Главным композитор определяет, что выбор инструмента и тембра не должен способствовать выразительности лишь выбранного музыкального тембра в художественном образе, а должен быть интегрирован с этим образом в целом.

Четвертый этап - непосредственное создание музыки, полное раскрытие образа. При этом композитор создает систему лейтмотивов, подходящую для каждого образа, выстраивает драматургическое развитие, а при необходимости сюжетная развязка происходит именно с помощью музыки. При этом, М. Махмудов акцентирует внимание на монологах художественного героя в драматических сценах. Композитор с особой тщательностью подходит к музыкальному оформлению центральных монологов. Потому что и драматург, и сам актер вложили в этот монолог все свое мастерство. М. Махмудов, создавая музыкальный фон таких монологов, подчёркивает внутренний мир и остроту и важность сцены.

Вышеперечисленные основные принципы прослеживаются и в музыке композитора к фильмам. Музыка - это не отдельная составляющая, а единое обретающее целостность со всем произведением, в раскрытии каждой сценической ситуации, правдивом ее выражении, поиске решения. И в каждом фильме музыкальный язык композитора предельно свободно выражен. Мирхалил Махмудов очень тонко чувствовал изменения и процессы обновления, так в музыке к кинофильмам можно выстроить следующую динамику: в фильмах 70-х и 80-х годов прошлого века - «Суюнчи» и «Восстание невест» - музыкальное оформление выражено камерным или симфоническим оркестром; в фильмах более позднего периода, таких как «Утган кунлар», «Тангалик болалар», «Чимилдик», музыка выражалась с помощью современных технических средств, синтезатора и компьютера.

Помимо музыки для кино и театра, Мирхалил Махмудов сочинял произведения в жанрах симфонической и камерной музыки. Среди них три симфонии, Концерт для скрипки с оркестром, поэма «Хотира», «Ипак йули» для струнного оркестра, цикл «Мухаммас и уфор» — шедевры, сочетающие в себе достижения национальной и мировой музыкальной культуры.

Успех и признание творчества Мирхалила Махмудова заключается в его самоотверженности. «Человек, работающий в сфере культуры и искусства, должен на первое место ставить творчество, а не финансовую выгоду», - говорит сам композитор.

На протяжении многих лет Мирхалил Махмудов - заслуженный профессор, ведёт активную педагогическую деятельность на кафедре «Композиция и инструментовка» Государственной консерватории Узбекистана, обучая молодежь азам композиции. Молодые выпускники его класса в настоящее время работают на благо развития музыкального искусства нашей страны.

Многолетняя творческая деятельность Мирхалила Махмудова была высоко отмечена и в 2000 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан и Лауреата премии «Офарин». В 1998 году на национальном кинофестивале был награждён дипломом.

Несмотря на долгий путь, Мирхалил Махмудов продолжает продуктивную творческую деятельность, продолжая радовать музыкальный мир новыми сочинениями.

Список литературы /References

1. Джабборов А., Соломонова Т. Композиторы и музыковеды Узбекистана: Справочник. Ташкент, 1975.

2. Янов-Яновская Н. Музыка узбекского кино. Ташкент: Фан, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.