ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Махмудов М.
Махмудов Мирхалил - старший преподаватель,
кафедра композиции и инструментовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: узбекская симфоническая музыка нынешнего времени представлена разнообразием жанров, форм, стилей. В этой сложнейшей области творчества композиторы смело экспериментируют и открывают новые пути возможности выразительных средств.
В статье рассматриваются жанровые и стилевые тенденции симфонического творчества узбекских композиторов нашего времени. В числе приоритетных жанров автор статьи выделяет симфонический, в котором выявляет черты стилевого обновления, новой интерпретации классического жанра. Ключевые слова: симфоническая музыка, жанр, форма, стиль, национальное своеобразие, оркестр, творчество, маком.
TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF UZBEK SYMPHONIC MUSIC AT THE
PRESENT STAGE Mahmudov М.
Mahmudov Mirkhalil - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF mMPOSITIONS AND INSTRUMENTATIONS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: uzbek symphonic music of the present time is represented by a variety of genres, forms, styles. In this most complex area of creativity, composers boldly experiment and open up new ways of expressive means. The article deals with the genre and style trends of the symphonic creativity of Uzbek composers of our time. Among the priority genres, the author of the article highlights the symphonic, in which he reveals the features of a stylistic renewal, a new interpretation of the classical genre.
Keywords: symphonic music, genre, form, style, national identity, orchestra, creativity, poppy.
УДК 078
«Одним из индикаторов зрелости профессионального творчества была и остаётся высокая культура симфонизма» [1, 13]. В этом смысле симфоническая музыка узбекских композиторов художественного полноценно отражают духовные движения, идеи времени, раскрывают сложный философский мир размышлений о современной действительности. Именно эти смысловые координации определяют художественные содержание симфоний Мирсадыка Таджиева, их глубочайшую народную почвенность. Они глубоко и обстоятельно раскрыты ученым-исследователем Т.Б. Гафурбековым в содержательной работе «Мужественная палитра Узбекистана рубеж XX-XXI столетий в реалиях Евразии», в которой он подчеркивает: «Последнее качество - осведомленность композитора о спецификах монодийного творчества бастакоров, сложившийся на протяжении 15 веков, еще более обогащает глубочайшую связь его сочинений с национальным музыкальным мышлением» [2, 87].
Данный вывод корифея узбекской музыковедческой мысли нашего времени, по сути, формирует ключевую, магистральную тенденцию развития узбекской современной симфонической музыки начало XXI столетия. Главная особенность этих тенденций состоит в возрождении и актуализации глубинных исконных традиций узбекского народного мышления в реалиях взаимосвязей, взаимовлияний и взаимодействий современного музыкального искусства с народными традициями как могучими и плодотворными источниками композиторского творчества, импульсами воплощения актуальных художественных идей.
Произведение в Узбекистане международных фестивалей оперного и балетного искусства открыло широкое перспективы международного сотрудничества в области музыкально-сценического творчества, стимулировало узбекских композиторов к активации творческих аспектов, поисков тематики, сюжетов, востребовании духовными запросами общества. Возрождение национального музыкального наследия, искусство макома, бахши нашло отражение в операх Р. Абдуллаева, М. Бафоева и других композиторов. Данная тенденция имеет особо важное значение для молодых композиторов, осваивающих такой сложнейший жанр композиторского творчества как опера, являющаяся могучим средством духовно-нравственного и эстетического восхищения [3].
Важнейшей парадигмой в этом смысле является обращение узбекских композиторов к макому, к его неисчерпаемым ресурсам питания творческого вдохновения композиторов. На современном этапе развития узбекской симфонической музыки макомные традиции обретают новые осмысления в соответствии с идейными требованиями и эстетическими замыслами, что ярко отразилось в симфониях Икрама Акбарова,
Мирхалила Махмудова, Хабибулла Рахимова, Ойдин Абдуллаевой, и, что важно в произведениях молодых авторов. «Более молодые, участия у своих предшественников синтезу национальных и интонационных традиций, богатству претворения закономерностей родного искусства, оркестровому мастерству, моделированию процессов формообразования, генетика которых, еще раз акцентируем, - подчеркивает исследователь Т.Ю. Давыдова, - в драматургии профессионального-традиционного искусства» [4, 65].
Весьма показательна в этом плане симфония молодого узбекского композитора Акмаля Сафарова, художественная концепция которого детально рассмотрена ее автором в статье «Особенности использовании макомов в композиторском творчестве (на примере анализа отдельных частей авторской симфонии» в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Музыкальное искусство XXI века: проблемы и решеня» [4]. Как справедливо отметил А. Сафаров: «Суть поисков национального симонизма - в постоянном сближении, взаимном узнавании и взаимном изучении, а затем и взаимодействии обоих этих начал» [5 115].
Обозначенный молодым композитором алгоритм освоения симфонизма перспективен и плодотворен, что убедительно подтверждает симфония А.Сафарова, посвященному великому полководцу и государственному деятелю Амиру Темуру. Реализуя свою художественную как целую в формате трёхчастного цикла, композитор сумел найти оригинальное решение ее драматургии, обращаясь к претворению макомов, используя их в разных измерениях от непосредственного цитирования макомных мелодий, до переинтонирования. Следует отметить удачное взаимодействие интонационных ресурсов макомов Ирок из Бухарского Шашмакома во второй части симфонии и макома Сегох в третьей части цикла, что органично синтезировано с современными приёмами оркестровой техники письма и раскрывает национальное содержание симфонии в художественно полноценном воплощении.
Обобщая наблюдения над процессом развития симфонической музыки в Узбекистане на современном этапе, следует отметить, что среди других симфонических жанров, таких, к примеру, как симфоническая поэма, сюита, увертюра, симфония занимает приоритетное место. Причина данного явления обусловлена разными факторами, в частности, стремительным ростом информационного потока о процессах эволюции жанров и форм музыкального искусства в контексте постмодернизма. Поэтому обращение узбекских композиторов к жанру симфонии как благодатной возможности к современным течениям мирового музыкального искусства и утвердит идейно-эстетическую позицию взаимовлияния традиционных и современных начал. В Узбекистане роль традиций на всех этапах становлению и развитию композиторского творчества всегда была исключительно важной и значимой. Эту свою функцию национальных традиций сохраняют и сегодня, приобретая качественно новые проявления. В контексте возрождения исконно глубинных национальных истоков национального музыкального мышления приоритетную значимость приобретает жанры узбекской классической музыки и, произведения всего, макомы, открывшие узбекским композиторам необозримые горизонты творческой мысли. В процессе поисков новых взаимовлияний узбекских макомов с национальными традициями культуры Востока весьма интересна Четвертая симфония Хабибуллы Рахимова, в которой композитором найден оригинальный синтез узбекских и корейских национальных традиций. Процесс развития симфонической музыки в Узбекистане очень активен и плодотворен. Несомненно, что тенденции ее развития приведут к высоким художественным результатам.
Список литературы /References
1. Абдуллаев Р. Композиторское творчество Узбекистана: тенденции XXI века // Сборник докладов Республиканской научно-практической конференции «Актуальные вопросы узбекского музыкального искусства». Ташкент, 2020.
2. Гафурбеков Т. Музыкальная палитра Узбекистана рубежа XX - XXI столетий в реалиях Евразии // Тухтасин Гафурбеков в воззрениях современников. Ташкент, 2021.
3. Махмудов Мирхалил. Композитор и маком в узбекской музыке // Проблемы современной науки и образования. Москва, 2022.
4. Давыдова Т. Современное состояние симфонического творчества (на примере жанра симфонии) // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Коллективная монография. Ташкент, 2008.
5. Сафаров А. Особенности использования макомов в композиторском творчестве (на примере анализа отдельных частей авторской симфонии) // Музыкальное искусство XXI века: проблемы и решения. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Ташкент, 2018.