КОМПОЗИТОР И МАКОМ В УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ
Махмудов М.
Махмудов Мирхалил - старший преподаватель,
кафедра композиции и инструментовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: сочинение музыки - процесс весьма сложный и во многом таинственный. Творчество композитора питается разными источниками, среди которых фольклор, джаз, ретро-стили, этническая музыка, литература, живопись, архитектура, события жизни, явление природы. В статье рассматриваются вопросы работы композитора с макомом как источником творческих ресурсов сочинения музыки. На примере собственного творчества автор статьи раскрывает методы работы с макомом, подчеркивая важность изучения макома молодыми композиторами в формировании национального музыкального стиля.
Ключевые слова: композитор, маком, музыка, испровизация, музыкальный стиль, монодия, усуль, форма.
COMPOSER AND POPPY IN UZBEK MUSIC Mahmudov М.
Mahmudov Mirkhalil - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF mMPOSmONS AND INSTRUMENTATIONS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: composing music is a very complex and mysterious process. The composer's work is fed by various sources, including folklore, jazz, retro styles, ethnic music, literature, painting, architecture, life events, natural phenomena.
The article deals with the issues of the composer's work with maqom as a source of creative resources for composing music. Using the example of his own work, the author of the article reveals the methods of working with maqom, emphasizing the importance of studying maqom by young composers in the formation of a national musical style.
Keywords: composer, poppy, music, improvisation, musical style, monody, usul, form.
УДК 078
Источниками питания творческой фантазии композиторами является важнейшим стилеобразующим фактором, влияющим на смысловую содержащую сторону музыки. «Совокупность интонационных и ритмических элементов становится музыкой тогда, когда она собрана в определенную конструкцию со своей внутренней логикой и наполнена образно-эмоциональным содержанием» [1, 12]. В этом смысле одним из живительных источником композиторского творчества является узбекский маком, изобилующий исключительно многообразными формами музыкального мышления. Искусство макома открывает композитору поистине необозримый мир интонационных, ладовых, ритмических, фактурных, формообразующих закономерностей, изучение которых позволяет найти новые пути в музыке.
Маком - это философия духовной жизни узбекского человека, это откровение его души и сердца, мыслей, чувств, любви, красоты. Композитору, обращающемуся к изучению макома, целесообразно опираться на следующий алгоритм действий:
• Прослушивание в исполнении разновидностей макомов в исполнении известных музыкантов;
• Изучение нотных записей и расшифровка макомов;
• Изучение трудов ученых-макомоведов;
• Ознакомление с обработками макомов композиторами.
• Ознакомление с произведениями композиторов претворяющие макомные традиции. Предлагаемая нами последовательность вхождения композитора в мир узбекского макома весьма
условна и является лишь пунктирном ориентиром, пробуждающим интерес к искусству макома, истории его возникновения, развития и современному состоянию.
Личная творческая практика макомоведения привела меня к идейной позиции и принципам, которыми я руководствуя на протяжении своей многолетней профессиональной деятельности -сочинению музыки на основе претворения макомных традиций - от ранних сочинений, написанным в первой половине 1970-х годов - первой симфонии «Наво», сочинений для камерного оркестра Сюиты, Поэмы, цикла «Мухаммас и Уфар I, II, III» до оперы «Кумуш», премьера которого состоялась на сцене
ГАБТа имени Алишера Навои в 2019 году, включительно. В каждом моём сочинении присутствует элементы макома, являющая мышления моего индивидуального стиля. В связи с этим хотелось бы упомянуть, что важной моральной поддержкой моих макомных увлечений стало произведение и высокая оценка моих сочинений, глубокий анализ цикла «Мухаммас и Уфар».№ исследователем С. Бирюковым [2].
Рассматривая данный цикл, С. Бирюков выявляет индивидуальный подход композитора к претворению макомных традиций: «Если в уфаре Махмудов сохраняет свойственное макому четкое с элементами танцевальности движение, то Мухаммас существенно переосмыслен: он трактован как медленная пьеса с вольно льющейся мелодией» [2, 140]. Целью создания цикла «Мухаммас и Уфар» было использование технологией композиторских приёмов письма примечательно к макому, благодаря которым узбекская классическая музыка раскроется новыми гранями и зазвучит совершенно по-новому.
В каждой их трёх частей я использовал один и тот же тематический макомный материал, который развивал разнообразными приёмами композиторской техники. При этом все Мухаммасы имеют темп Largo, а Уфары - Allegro, тем самым образуя яркий контраст музыкальных образов. Такого рода полярная темповая контрастность темпов заложенные в основе композиционной структуры узбекских макомов. В качестве основополагающих факторов музыкального развития в цикле выступают ритм, гармония и фактура, которые в каждой части приобретает новые качества и раскрывают богатое выразительные возможности. Ритм в узбекской музыке играет важнейшую роль как формообразующий фактор, в узбекской традиционной музыке он имеет название усуль, который исполняется на узбекских народных ударных инструментах. Изобразительно используя многообразие ритмоформул-усулей, я стремился передать творческий процесс узбекского макомного инструментального-ансамблевого музицирования, его красоту и самобытность. В организации фактуры важную роль играли монодийные приёмы развития тематизма, использование выразительных возможностей фригийского лада, нисходящих секундовых интонаций.
Уфар в соответствии с макомным традициям имеет танцевальный характер. Синкопированный ритм ярко передает национальный колорит музыки.
В цикле «Мухаммас и Уфар» II используются импровизирующие приемы развития тематизма. Важную роль здесь приобретает полифония: образует три пласта, составляющие фактуру. Уфар характеризуется уплотняющей фактурой за счет удвоения мелодических линий, что способствует динамике музыкального развития.
Цикл «Мухаммас и Уфар» III отмечается от предыдущих прозрачностью фактуры. Уфар следует здесь без перерыва, что обеспечивает слитность и целостность музыкальной драматургии, использование инструментальных тембровых колористических возможностей.
Произведение в Узбекистане международных фестивалей оперного и балетного искусства открыло широкое перспективы международного сотрудничества в области музыкально-сценического творчества, стимулировало узбекских композиторов к активации творческих аспектов, поисков тематики, сюжетов, востребовании духовными запросами общества. Возрождение национального музыкального наследия, искусство макома, бахши нашло отражение в операх Р. Абдуллаева, М. Бафоева и других композиторов. Данная тенденция имеет особо важное значение для молодых композиторов, осваивающих такой сложнейший жанр композиторского творчества, как опера, являющаяся могучим средством духовно-нравственного и эстетического восхищения.
Таким образом, магистральное направление оперного творчества рубежа XX - XXI столетий, на котором сосредоточено наше внимание, является художественным выражением идей нынешних времен.
Список литературы /References
1. Матякубов О. Узбекская классическая музыка. Книга 1. Ташкент, 2015.
2. Бирюков С. Обаяние импровизации // Музыкальный современник. Сборник статей. Москва, 1984.