Научная статья на тему 'Звуковой мир Джахонгира Шукурова (на примере сочинения «Акс Садо» для виолончели соло)'

Звуковой мир Джахонгира Шукурова (на примере сочинения «Акс Садо» для виолончели соло) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
150
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР / ЗВУК / МОНОДИЯ / МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ТРАДИЦИОННОЕ / COMPOSER / SOUND / MONODY / THINKING / CREATIVITY / TRADITIONAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кутлучурина Алина Альфредовна

В данной статье анализируется камерно-инструментальное сочинение «Акс Садо» узбекского композитора Джахонгира Шукурова с точки зрения влияния традиционного (монодийного) мышления на композиторское творчество. На примере избранного опуса предпринята попытка осмыслить звуковой мир композитора, мировоззрение и мировосприятие которого складывались на основе изучения жанров узбекской традиционной музыки, жемчужинами которой являются высочайшие профессиональные образцы монодийного искусства, вокально-инструментальные циклы макомы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUND WORLD OF JAHONGIR SHUKUROV (ON THE EXAMPLE OF THE COMPOSITION “AX SADO” FOR SOLO CELLO)

This article analyzes the chamber-instrumental composition “Ax Sado” by the Uzbek composer, Jahongir Shukurov, from the point of view of the influence of traditional (monody) thinking on composer creativity. Using the example of a selected opus, an attempt was made to comprehend the sound world of the composer, the worldview and worldview of which was based on the study of the genres of Uzbek traditional music, the pearls of which are the highest professional examples of monodiy art, vocal and instrumental cycles makoms.

Текст научной работы на тему «Звуковой мир Джахонгира Шукурова (на примере сочинения «Акс Садо» для виолончели соло)»

может служить вспомогательным подходом, и в этом мы должны научиться слушать и доверять своей интуиции.

Список литературы / References

1. Бенсон Дж. Греческая теория цветов, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scholarworks.umass.edu/artjbgc/6/ (дата обращения: 05.02.2020).

2. Вагнер Ван К. Психология цвета: как цвет влияет на настроение, чувства и поведение. Психология. 2009.

3. СеровН.В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб: «ЛИСС», 1993. Стр. 48.

4. Люшер М. Цветовой тест Люшера. Нью Йорк: Random House, 1969.

5. Райт А. Инструкции для начинающего в психологии цвета, Colour Affects Limited, 1998.

6. Уилс П. Инструкции по цветовому исцелению: Полная программа цветотерапии, 2013.

ЗВУКОВОЙ МИР ДЖАХОНГИРА ШУКУРОВА (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЯ «АКС САДО» ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ СОЛО) Кутлучурина А.А. Email: [email protected]

Кутлучурина Алина Альфредовна - базовый докторант PhD, кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье анализируется камерно-инструментальное сочинение «Акс Садо» узбекского композитора Джахонгира Шукурова с точки зрения влияния традиционного (монодийного) мышления на композиторское творчество. На примере избранного опуса предпринята попытка осмыслить звуковой мир композитора, мировоззрение и мировосприятие которого складывались на основе изучения жанров узбекской традиционной музыки, жемчужинами которой являются высочайшие профессиональные образцы монодийного искусства, вокально-инструментальные циклы - макомы. Ключевые слова: композитор, звук, монодия, мышление, творчество, традиционное.

SOUND WORLD OF JAHONGIR SHUKUROV (ON THE EXAMPLE OF THE COMPOSITION "AX SADO" FOR SOLO CELLO) Kutluchurina A.A.

Kutluchurina Alina Alfredovna - basic doctoral Candidate PhD, DEPARTMENT OF MUSIC THEORY, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article analyzes the chamber-instrumental composition "Ax Sado" by the Uzbek composer, Jahongir Shukurov, from the point of view of the influence of traditional (monody) thinking on composer creativity. Using the example of a selected opus, an attempt was made to comprehend the sound world of the composer, the worldview and worldview of which was based on the study of the genres of Uzbek traditional music, the pearls of which are the highest professional examples of monodiy art, vocal and instrumental cycles - makoms. Keywords: composer, sound, monody, thinking, creativity, traditional.

УДК 5527.7

«Акс Садо»1 Д.Шукурова - новаторский продукт современного композиторского творчества, представляющий собой яркий образец сочинения, в котором проявилась тенденция

'Сочинение «Акс Садо» для виолончели соло Джахонгира Шукурова - одно из интересных и самобытных музыкальных опусов, написанных в 2014 г. по специальному заказу австрийской виолончелистки -Катарины Гросс для проекта «CeПomondo», который ежегодно проходит в Австрии. Яркое и сугубо индивидуальное сочинение «Акс Садо» исполнялось также в Голландии и Германии. Спустя год после его

синтезирования рационального и эмоционального, современного и традиционного, европейского и восточного, национального и интернационального, многоголосного и монодийного концептуальных начал.

«Акс Садо» Д.Шукурова - это результат глубокого изучения, вслушивания, понимания и осознания узбекской традиционной музыки, и в частности таких жанров, как маком. Программное по замыслу сочинение - это стремление автора передать свое видение и отношение к узбекской традиционной музыке, создать свой собственный стиль и национальный музыкальный язык, погрузиться в глубинные законы музыкального мышления и, в частности, в традиционное (монодийное) мышление. В аннотации к данному сочинению сам композитор отметил следующее: «С тех пор, как я начал изучать узбекскую традиционную музыку -макомы, я фиксировал различные интересные звукоряды и украшения (орнаменты) в них. Вскоре некоторые фиксированные звукоряды и украшения начали трансформироваться (преобразовываться) внутри меня и связываться с моим внутренним звуковым миром. В этой пьесе я попытался передать те ощущения, когда новые звуковые комбинации постепенно находят сходство с вашим внутренним звуковым миром и объединяются с ним»1

Рассматриваемое сочинение - яркий образец имитации звучания узбекских инструментов тембрами европейских. В «Акс Садо» - виолончель подражает узбекским традиционным инструментам - сато, имеющего кварто-квинтовую настройку по звукам g - d ^ - g и гиджаку. В своем сочинении композитор прибегает к возможностям использования традиционных приемов игры восточных инструментов на виолончели, свойственных, например, гиджаку2.

Особое внимание в анализируемом сочинении заслуживают обертоновые звуки. В этом отношении важно отметить, что композитор тяготеет к такому методу создания композиции как спектральная музыка. Целесообразным будет здесь привести следующее: «Спектральная музыка, сонористика ...стали первыми в истории музыки методами создания композиции, основанными исключительно на акустике и спектральном анализе того или иного звука. Композиторы придали особый статус звуку. .в спектральной музыке .главное - звук, дискретность параметров звука, использование данных микроуровня, порой даже обращение к физике элементарных частиц. Такая музыкальная композиция во главе ставит звук как таковой, будь это шум, либо определенная звуковысотность. Импликативный порядок звука указывает на то, что спектр его составлен из отдельных призвуков, так называемых обертонов (натурального звукоряда). Интересно то, что обертоновый ряд располагается в таком порядке, который мы наблюдаем в истории хронологического становления музыкальных стилей. Первые три звука «С, с, g» - это система фольклора, основанная на устойчивом интервале октавы и квинты, то, что можно сейчас наблюдать в музыке аборигенов Австралии (дроны на диджериду), а также в музыке народов, допустим Ближнего Востока, где система традиционной музыки выстроена на ступенях кварты и квинты, к примеру, макомы, также к этому порядку относится церковная музыка Средневековья» [5, с. 60]. Из выше сказанного ясно, что Шукуров в своем сочинении использует глубинные законы традиционного (монодийного) мышления, что ярко ощущается в избираемом им строе, в данном случае - обертоновый ряд и микрохроматика, в воспроизведении традиционных приемов игры восточных инструментов тембрами европейских, в различных принципах, свойственных монодийному мышлению, которые не только проявляют себя на уровнях строя, но и лада, тематизма, интонационности, фактуры, метро-ритма и формы.

Сочинение в целом представляет собой два больших раздела, два эпизода, спуск3 и финал. Обратим внимание на схему всего сочинения, выстроенную самим композитором:

премьеры на фестивале виолончельной музыки, оно прозвучало и в Узбекистане, в исполнении самой Катарины Гросс на сцене театра «Ильхом» 5 июня 2015 г.

2Перевод с английского Кутлучуриной.А.А. из партитуры сочинения «Акс Садо». «Aks Sado (reflection sound) Since I had started studying Uzbek traditional music Maqom, I have been fixating different interesting scales and ornaments in it. Soon some fixed scales and ornaments started to be transformed inside of me and to be connected with my inner sound world. In this piece I tried to transmit those sensations, when new sound combinations gradually find similarity with your inner sound world and became united with it.Piece was written special for cellomondo project»Jaknongir Shukur 2014».

2Одним из таких распространенных приемов является - «расслабленный смычок», благодаря которому можно извлечь обертоновые звуки, характерные для традиционного узбекского инструментария. Композитор раскрывает новые возможности виолончели, выявляя его имманентно скрытый потенциал.

3 Термин Д. Шукурова.

I Э II Э Финал

усуль спуск усуль

Также предложим два варианты схему всего сочинения, составленную нами: Таблица 2. Форма сочинения

I часть II часть спуск Кода

A+A1+A2 +А3 Усуль Фактурный пласт Усуль

a b a b

Первая часть включает в себя 89 тактов и состоит из 4х элементов: a, b, с, d.

Элемент «а» представляет собой постепенную последовательность накопительных звуковых ячеек, начиная от одного звука и заканчивая пятью (своего рода one sound, two sound, three sound, four sound, five sound, монохорд, дихорд, трихорд, тетрахорд и пентахорд). В свою очередь элемент «а» базируется на трех основных принципах (а1, а2, а3): принципы накопления, орнамента и суммирования.

Элемент «в» основан на закономерности музыкально-числовых рядов Фибоначчи, то есть когда последующее число равняется сумме двух предыдущих (1, 2, 3, 5, 8, 13 и т.д.), тщательно разработанный Д. Шукуровым на протяжении всего сочинения. В данном опусе заложен принцип увеличения фактурных орнаментальных групп по принципу числовой прогрессии. Органично используя числовые ряды Фибоначчи, Шукуров создает свой ряд, применяя обратный порядок чисел. Данное явление можно считать новаторским приемом композитора, сочетающий в себе яркую индивидуальность и логичность1.

Говоря об использовании чисел Фибоначи, важно подчеркнуть, что композиторы ХХ века широко применяют их в своих сочинениях. Достаточно назвать таких известных личностей как Клод Дебюсси, Бела Барток, Луиджи Ноно, Игорь Стравинский, Эдисон Денисов, София Губайдулина. В своих сочинениях 1990-х годов Губайдулина тщательно разрабатывает и другие числовые ряды - Баха, Фибоначчи, Люка и отмечает: «Основной ряд - это для меня тоника. Много производных дают диссонанс. В самой горизонтали чисел нет симметрии. Но есть число, к которому устремлен ряд, - оно дает красоту, золотое сечение. Однако дальше идут числа, и в этом - трагичность»[2, с. 34]. В отличие от Губайдуллиной, Шукуров в своем сочинении приводит свое видение, свою трактовку чисел Фибоначчи, придавая ей ракоходный принцип. Применение принципа чисел Фибоначчи также можно связать с принципом золотого сечения, который объясняет пропорцию, симметрию и цикличность данного сочинения.

Применение чисел Фибоначчи в своем композиционном процессе говорит об особом новом ощущении времени и организации музыкального пространства. Здесь можно провести параллель с современной французской музыкой, где «Стремление запечатлеть прекрасное мгновение вызвало к жизни в музыке «длящиеся состояния», воплощающиеся в вибрирующих переливах звукопространства. Внутренняя логическая оформленность, соразмерность частей целого в лучших произведениях современной французской музыки открыла пути вариабельной, открытой форме, в которой завершение полностью сливается с прекращением» [4, с. 478].

Элемент «с» состоит из флажолетов, которые выполняют роль «отражения» (эхо) звуков, воспроизводящие основную идею и концепцию сочинения.

Элемент «d» - пиццикато.

Эпизод. Эпизод представляет собой яркий раздел формы, который контрастно звучит по отношению к первой части. Состоящий из 27 тактов, в нем имитируются усули дойры и звучание дутара. Об этом свидетельствует использование гетерофонной фактуры, которая представляет собой параллельное движение кварт и квинт, называемое ленточным

доказательным в этом плане является 15 такт, где представлен один фактурный орнамент, далее 31 такт -два фактурных элемента, затем 33 такт - где представлены три орнаментальные фигуры, 49 -50 такты - 5 фактурных фигур, 63 - 65 - 8 фигур (1+2+3+5+8.). Однако в тактах 72 - 75 композитор применяет обратную последовательность, числовую регрессию, что в итоге дает нам цифру 11 (5 +3 +2+1).

голосоведением. В целом важно отметить линеарность фактуры, которая является ведущим фактором формообразования и проявления монодийного мышления.

Вторая часть. В нем происходит возвращение к орнаментальным образам первого раздела. Важную роль здесь выполняют числа Фибоначчи. Числовая последовательность выглядит так: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 13, 8, 5, 3, 2, 1. Впоследствии воспроизведения музыкального материала, границы между орнаментами исчезают, представляя собой звучание монолитного целого сочинения. Наступает кульминация. Таким образом, композитор достигает непрерывного движения вверх к самому пику. После второго раздела начинается плавный спуск, имеющий волнообразное движение, после которого следует второй эпизод в точном повторении.

В финале происходит обобщение и переосмысление всего прозвучавшего ранее, своего рода итог сочинения. Финал построен на принципе рассеивания звуков, замирающих в отдалении.

«Акс Садо» - яркое и новаторское сочинение, представляющее собой сугубо индивидуальное творение композитора, основанное на глубоком понимании и осознании узбекского традиционного музыкального наследия, а в частности на знании специфических черт и приемов европейских и восточных инструментов. Важно отметить, что композитор обладает индивидуальным почерком и мастерством. Синтез Востока и Запада, огромный интерес к современной и традиционной музыке, камерность сочинений, математический подход к воплощению композиторского замысла, медитативность как способ мышления, - все это воплощено в сочинении «Акс Садо» Джахонгира Шукурова.

Список литературы / References

1. Азимова А.Н. Диалог культур Центральной Азии. Традиционный музыкальный язык узбекского, каракалпакского и уйгурского народов. Ташкент: Schweizerische Eidgenossenschaft, 2008. 161 с.

2. Башарова И. Концерт для альта с оркестром Софии Губайдулиной: от концепции микротонов к звукообразу мира // Музыкальная академия, 2017. № 4. С. 32-39.

3. Галицкая С.П., Плахова А.Ю. Монодия: проблемы теории. ISBN 978-5- 87444-392-4 ББК 85.31 изд. М: Academia, 2013. 320 с.

4. Мелик-Пашаева К. Пространство и время в музыке и их преломление во французской традиции // Проблемы музыкальной науки. Сборник статей. Выпуск 3. М., 1975. С. 467-479.

5. Хандамян В.С. К вопросу о связях идей и микромира частиц на примере музыкальной композиции // Мусика, 2018. № 1. С. 57-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.