Научная статья на тему 'Цветотерапия: психология цвета'

Цветотерапия: психология цвета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9734
1524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТОТЕРАПИЯ / ХРОМОТЕРАПИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА / АРТ-ТЕРАПИЯ / COLOUR THERAPY / CHROMOTHERAPY / PSYCHOLOGY OF COLOUR / ARTTHERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бектаева Айгерим Эриковна

Цвета окружают нас везде. Они есть в природе, в наших домах, в одежде, которую мы носим, и в картинах, которые мы, художники, создаем. Они имеют свойства изменить то, как мы себя чувствуем, и нашу реакцию на те или иные ситуации. Цвет это не какая-то бессмысленная часть нашего окружения. Цветотерапия использует свойства цвета для того, чтобы исцелять, заряжать энергией и успокаивать нас. Данная статья является результатом моего обзора теорий и свойства цветов и их влияния на психо-эмоциональное состояние. В статье в качестве кейса для рассмотрения приводится моя картина «Саукеле», анализ, которой я провожу на основе рассматриваемых теорий и свойств цветов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOR THERAPY: PSYCHOLOGY OF COLOR

Сolors surround us everywhere. We can find them in the nature, in our houses, in our clothes and are in our family, in the clothes that we wear. Color is not a meaningless part of our surrounding. Colors can help us to change our feelings. Color therapy uses the attributes of color in order to heal, energize and calm us down. This article is a result of my review of the theories and characteristics of the colors, as well as psycho-emotional effects of colors, that can be useful in healing process. As a case-study, I analyze my own painting based on this observation.

Текст научной работы на тему «Цветотерапия: психология цвета»

ЦВЕТОТЕРАПИЯ: ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА Бектаева А.Э. Email: [email protected]

Бектаева Айгерим Эриковна - бакалавр экономики, Современная гуманитарная академия, доктор искусств,

Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет,

г. Москва,

Член-корреспондент Академии художеств Республики Казахстан, учредитель и создатель, Школа изящных искусств Zere, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: цвета окружают нас везде. Они есть в природе, в наших домах, в одежде, которую мы носим, и в картинах, которые мы, художники, создаем. Они имеют свойства изменить то, как мы себя чувствуем, и нашу реакцию на те или иные ситуации. Цвет - это не какая-то бессмысленная часть нашего окружения. Цветотерапия использует свойства цвета для того, чтобы исцелять, заряжать энергией и успокаивать нас. Данная статья является результатом моего обзора теорий и свойства цветов и их влияния на психо-эмоциональное состояние. В статье в качестве кейса для рассмотрения приводится моя картина «Саукеле», анализ, которой я провожу на основе рассматриваемых теорий и свойств цветов. Ключевые слова: цветотерапия, хромотерапия, психология цвета, арт-терапия.

COLOR THERAPY: PSYCHOLOGY OF COLOR Bektaeva A^.

Bektaeva Aigerim Erikovna - Bachelor of Economics, Modern Humanitarian Academy, INTERNATIONAL ACADEMIC, Doctor of Arts, ACCREDITATION AND ATTESTATION COMMITTEE, MOSCOW,

Member of Arts Academy Kazakhstan, Founder and Creator, SCHOOL OF FINE ARTS 'ZERE', ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: ^lors surround us everywhere. We can find them in the nature, in our houses, in our clothes and are in our family, in the clothes that we wear. Color is not a meaningless part of our surrounding. Colors can help us to change our feelings. Color therapy uses the attributes of color in order to heal, energize and calm us down. This article is a result of my review of the theories and characteristics of the colors, as well as psycho-emotional effects of colors, that can be useful in healing process. As a case-study, I analyze my own painting based on this observation. Keywords: colour therapy, chromotherapy, psychology of colour, arttherapy.

УДК 7

Цвет сам по себе что-то выражает — от этого нельзя отказываться.

Это надо использовать.

Винсент Ван Гог

Введение: О природе цвета

С древних времен, цвет всегда очаровывал и удивлял человечество, и он всегда считался одной из загадок жизни. К примеру, египтяне имели отдельные комнаты исцеления в их храмах. Эти комнаты были построены таким образом, что солнечные лучи рассеивались в цветах спектра. Те, кому нужно было исцеление, заходили в комнату, которая излучала необходимый цвет. А Индия - это страна цветов. Основы традиционной индийской аюрведической медицины сформировались еще 4000 лет назад, где в лечении применялись драгоценные камни и минералы, в которых содержатся семь космических лучей (Уилс, 2013). Загадочным было то, что в одном и том же порядке проявляются цвета на радуге. Многие философы, начиная от Аристотеля пытались объяснить это явление как результат смешения белого и черного как света и тени в природе (Бенсон 2000). Наблюдая за цветами в природе, например цветовой окрас на рассвете и на закате, они предполагали, что белый свет в смеси с небольшой тенью дает красный цвет. В так называемой первой теории цвета, Аристотель выделял четыре цвета как проявление четырёх элементов в природе: вода, земля, воздух и огонь:

Рис. 1. Теория цвета. Аристотель

Вместе с тем, более глубоко природу цвета начал исследовать великий ученый Исаак Ньютон в 1666 году. Он излучал белый свет через треугольную призму и обнаружил, что длины волн света преломляются под разными углами. Он заметил, что белый свет состоит из всех цветов радуги, и его можно идентифицировать и упорядочить. Ньютон впервые использовал слово «спектр» для множества цветов, создаваемых стеклянной призмой (Райт, 1998). Таким образом, он выявил спектр семи цветов:

Рис. 2. Колесо Ньютона

Позднее поэт, художник и политик Иоганн Вольфганг фон Гете в 1810 году опубликовал «Теорию цветов» - трактат о природе, функции и психологии цветов. Одним из наиболее радикальных моментов в работе Гете было опровержение представлений Ньютона о цветовом спектре, предполагая, что темнота является активным ингредиентом, а не просто пассивным отсутствием света. Свет и тьма, яркость и мрак, или, если предпочтительнее более общее выражение, свет и его отсутствие необходимы для производства цвет. Сам цвет - это степень темноты. (Попова 2012). Это привело его к идеям Аристотеля; синий - это первый цвет, который появляется из тьмы, а желтый - первый цвет, который появляется из света. Отсюда, например, наше восприятие солнца, где мы эффективно смотрим на белый свет, как желтый, и небо, где мы смотрим в огромную черноту пространства, как синий (Мак Манус, 1998):

Рис. 3. Теория цвета. Гете

В то время как исследования Ньютона были ориентированы на научные обоснования, Гете больше интересовался психологическими воздействиями цвета. Он считал, что важно понимать реакцию человека на цвет. Можно сказать его исследования положили начало современной психологии цвета. Тем не менее, после Ньютона вся дальнейшая научная работа с цветом в основном касалась внешнего вида и визуальных аспектов. К тому, же медицинское сообщество критиковало цветотерапию, называя ее несерьезной деятельностью.

В последнее десятилетие возрос интерес к воздействию цвета на психоэмоциональное состояние человека. Цветотерапия, или по-другому хромотерапия, стала модным течением в популярной культуре. Поисковая система Google в настоящее время предоставляет доступ к 718 000 веб-сайтов для получения информации, относящейся к «цветотерапии» на русском языке. Эти источники часто предоставляют информацию о различных психологических, биологических и поведенческих воздействиях цвета. Например, www.psychologos.ru и www.world-psychology.ru_ предлагают статьи о психологических свойствах цвета и о характеристиках цвета. Многие сайты предоставляют информацию об использовании цвета в качестве терапевтического инструмента и ряд семинаров по цветотерапии. Среди казахстанских сайтов, не было найдено сайта специализированного на цветотерапии. Вместе с тем, цветотерапия как одно из направлений числится в Центре традиционной восточной медицины. Судя по анонсам на рекламных сайтах, специалисты из соседних стран приезжают с тренингами1 по цветотерапии в Казахстан.

Информация, доступная из популярных источников культуры, может варьироваться от обобщенных статей до псевдонаучных дискуссий. Иногда такие статьи и дискуссии могут сопровождаться обобщениями и научно необоснованными заявлениями как «Цвет - это родной язык подсознания». Целью данной статьи является краткий обзор теоретических и эмпирических исследований в области цветотерапии, на основе которых автор проводит цветовой анализ собственной картины. В заключение, я бы отметила, что научная литература по психологии цвета на русскоговрящем информационном пространстве находится на зарождающейся стадии развития, и рекомендую осторожность в отношении выводов о теории, выводах и реальном применении. Данная статья является попыткой автора-художника понять воздействие цвета на психо-эмоциональное состояние человека.

Определение психологии цвета и цветотерапии

Термин психология цвета, как предлагает Ван Вагнер (2009) имеет тенденцию относиться к ряду когнитивных и поведенческих реакций и ассоциаций, связанных с конкретными цветами.

^Электронный ресурс]. Режим доступа: https://afisha.kz/obuchenie/treningi/event/cvetoterapiya-s-maksimom-chemerinskim

Это воздействие электромагнитного излучения света на настроение и поведение человека -универсальная психофизическая реакция (Райт, 1998).

Исторически то, что часто называют психологией цвета, на самом деле является символикой цвета, то есть сознательными ассоциациями. Например, зеленый - это священный цвет во всем исламе, являющийся цветом одежды Пророка. Фиолетовый цвет ассоциируется с аристократией по той простой причине, что это был чрезвычайно дорогой краситель и только королевская семья могла себе это позволить. Красный - цвет крови и имеет ассоциацию с войной. Эти ассоциации часто совпадают с психологией цвета, но зачастую это не одно и то же.

Цвет - это свет, который доходит от солнца в виде волн, в том же электромагнитном спектре, что и радио- и телевизионные волны, микроволны, рентгеновское излучение. Исаак Ньютон продемонстрировал, что свет распространяется волнами, когда он излучал белый свет через треугольную призму и когда преломление света на разных длинах волн под разными углами, он смог продемонстрировать, что цвета радуги являются составляющей частью света. Когда свет падает на человеческий глаз, длины волн по-разному влияют на наше восприятие. В сетчатке они превращаются в электрические импульсы, которые проходят к гипоталамусу -части мозга, управляющей нашими гормонами и нашей эндокринной системой (Уилс, 2013).

Цвет - это энергия и тот факт, что он оказывает на нас физическое воздействие, неоднократно доказывался в экспериментах, особенно когда слепых людей просили идентифицировать цвета кончиками пальцев и все они могли это сделать легко. Цвет - это собственная мощная сигнальная система природы - универсальный невербальный язык. С научной точки зрения, это первое, что мы регистрируем, когда оцениваем что-либо: очень простой и очевидный пример этого - наша реакция на муху в нашем доме: если она черная или темно-синяя, мы, вероятно, найдем это незначительным раздражением, но если у него желтые полосы, наша реакция будет другой - большинство из нас отскочит.

Более того, цвет нашего окружения влияет на наше поведение и настроение. Когда появляются желтые одуванчики, колокольчики и разноцветные цветы, мы сразу начинаем чувствовать себя живее; когда серое небо, дождь или снег, мы инстинктивно склонны к зимней спячке.

О свойствах цвета

Копач предполагает, что биологические последствия реакций на разные цвета могут быть ценным инструментом для исцеления различных заболеваний. Если очень просто ответить на вопрос что такое цветотерапия, то это подразумевает лечение человека с помощью тех или иных цветов, чтобы привести его тело в гармонию, восстанавливая здоровье и благополучие. Цвет играет очень важную роль в нашей жизни, мы постоянно окружены им во многих его проявлениях. Он способен вызывать внутренние чувства, воспоминания, вдохновлять, балансировать и исцелять три уровня нашего бытия, тело, разум и дух (Уилс, 2013). В большинстве популярных источников цветовые ассоциации и цветовые значения часто упоминаются в сочетании с рядом психологических реакций на цвет, включая предпочтения и когнитивные суждения; и это в свою очередь часто сопровождается биологическими и поведенческими реакциями на цвет. К примеру, Ван Вагнер приводит следующие описания цветов:

• Красный - яркий, теплый цвет, вызывающий сильные эмоции. Красный также считается интенсивным или даже агрессивным цветом, который создает чувство возбуждения или интенсивности.

• Синий напоминает о чувствах спокойствия или безмятежности. Его часто называют мирным, спокойным, безопасным и упорядоченным. Синий также может вызывать чувство грусти или отчужденности. Синий часто используется для интерьера офисов, потому что исследования показали, что люди более продуктивны в синих комнатах.

• Зелёный успокаивает, веселит и оздоравливает. Считается, что зеленый цвет снимает стресс и помогает в исцелении. Зеленый долгое время был символом плодородия.

Источники информации в популярной культуре склонны предполагать, что существует неопровержимая причинно-следственная связь между цветом и реакцией человека. Кроме того, большинство источников подразумевают, что связь между цветом и реакцией человека является универсальной независимо от индивидуальных или культурных различий. В качестве обоснования, Серов Н.В (1993) приводит следующую таблицу, которая показывает воздействие разных цветов на человека:

Действие цвета Пульс, давление, частота дыхания Скорость реакции Мускульная сила

Красный Оранжевый Желтый Зеленый +45 (+26) +7 +3 (+2) 0 -2 +12 +5 0

Синий Фиолетовый -5 -12 (-15) -30 -3 -6

Черный

Примечание: 0 — без изменений, (...)—экстраполяция.

Основанная на индуистских писаниях, известных как Упанишады, датируемые первым тысячелетием до нашей эры приводит теорию цветовой чакры, о том, что цвет связан с каждой из семи чакр, и эти цвета связаны с функциями тела и дисфункциями в каждой области чакры, или по-другому - энергетических полей. При этом устанавливается связь этих полей с местоположением, функциями человека и с цветом каждого поля (Серов, 1993):

Таблица 2. Энергетические поля человека

Цвета поля Местоположение Чувства или функции

Белый/ Макушка головы Мышление

пурпурный (сверхсознание)

фиолетовый затылок слух

синий брови интуиция

голубой шея зрение

зеленый сердце речь, долг

желтый пупок обоняние

оранжевый лобок вкус

красный кобчик осязание

Несмотря на эмпирические показатели влияния цвета, критики данного направления в психодиагностике, не отрицая большинства фактов цветовой психологии, не считают достаточно обоснованными теоретические основы этих методов. Наибольшую критику из известных на сегодня методов цветовой психодиагностики вызвал в отношении себя цветовой тест Люшера1 (Базыма 2001). Макс Люшер (1969) разработал и опубликовал цветовой тест Люшера, который включал четыре основных цвета: оранжево-красный, ярко-желтый, сине-зеленый и темно-синий; а также четыре вспомогательных цвета: фиолетовый, коричневый, черный и нейтральный серый. Несмотря на критику, данный тест является одним из инструментов в диагностике в цветотерапии. В следующем разделе приводятся свойства цветов, собранные из обзора работ нескольких западных авторов, объединенных схожими свойствами, которые могут быть полезные в работе терапевта.

О колесе цветов

Двенадцать цветов в колесе цветов сформированы путем смешения первичных цветов как красный, желтый и синий, в результате которого получены оранжевый, синий и фиолетовый. Затем каждый из этих цветов комбинируется с приграничным первичным цветом и образуется третичный цвет как красно-оранжевый, золотистый, салатовый, бирюзовый, пурпурный, индиго.

Каждый из этих цветов вибрирует с установленной частотой, имея как положительный, так и отрицательные эффекты, а также каждый из этих цветов имеет имеет дополнительный цвет. В терапии дополнительный цвет всегда должен использоваться с основным цветом при проработке. Таким образом, мы работаем с полярностью, то есть с положительными и отрицательными признаками человека и с правым-левым полушариями головного мозга.

Для того чтобы углубить наше понимание этих цветов и почему конкретные цвета используются для некоторых болезней, распространенных в нашем обществе, давайте посмотрим на свойства, присущие каждому цвету:

1 Можно пройти на сайте https://psytests.org/luscher/fullcolor.html.

88

Рис. 4. Колесо цветов

• Красный - это символ жизненной силы. Это очень мощный «энерджайзер» и стимулятор. Воздействуют на гемоглобин, повышает энергию и температуру тела, улучшает кровообращение, что делает его хорошим цветом для использования при параличе. Вместе с тем, не рекомендуется часто применять с теми, кто страдает от беспокойства или эмоциональных расстройств, высокого кровяного давления или проблем с сердцем. При использовании с дополнительным цветом -зеленым - красный помогает бороться с инфекциями. В период до полового созревания, красный цвет помогает ребенку укорениться и заземлиться.

• Красно-оранжевый цвет находится между красным и оранжевым цветами, между мужской и женской энергией. Таким образом - это сочетание пространства с энергией, поскольку оно помогает нам осознать баланс, который существует внутри нас. Он также полезен для страдающих вялостью и отсутствием мотивации.

• Оранжевый - это символ женской энергии и творения. Он помогает сбалансировать ум и тело, он дает свободу мыслям и чувствам. Оранжевый цвет вызывает изменения в биохимической структуре, что приводит к снятию депрессии и помогает людям с в депрессивном состоянием.

• Золотой цвет получается путем сочетания оранжевого и желтого цветов. Золото - это цвет мудрости.

• Желтый является символом разума и интеллекта. Он стимулирует умственную деятельность. Он может помочь нам избавиться от навязчивых мыслей, чувств и привычек.

• Салатовый цвет содержит равные части желтого и зеленого и используется для детокса от употребления нездоровой пищи или наркотиков. Таким образом, в основном он используется для почек, толстой кишки и печени.

• Зеленый цвет находится в самой середине спектра между теплыми и холодными цветами. Это цвет баланса - он способен привести в равновесие негативные и позитивные энергии человека. Зеленый обладает антисептическими свойствами, благодаря чему его полезно использовать при работе с людьми с бактериальными или вирусными инфекциями. Зеленый цвет очень успокаивает, и тем, кто много работают за компьютером при искусственном освещении, полезно проводить время на природе среди зелени.

• Бирюзовый - последний цвет перед спектром синего цвета и получен при смешении синего и зеленого цветов. Цвет, используемый для усиления защиты иммунной системы.

• Синий цвет символизирует вдохновение и спокойствие, поэтому он является отличным цветом для использования во время медитации. С помощью синего цвета можно работать со страхами, напряжением и бессонницей.

• Цвет индиго получается путем сочетания синего и фиолетового. Этот цвет создает пространство, что делает его хорошим цветом для работы с нашей интуицией и улучшить нашу способность запоминать сны.

• Фиолетовый цвет относится к духовному самоуважению и достоинству. Этот цвет может поднять подготовленного человека к более высокому состоянию сознания, к настоящему духовному осознанию, чтобы стать едиными с нашими истинными я. Фиолетовый цвет часто необходим тем, у кого нет уважения к своим мыслям, чувствам или физическому телу и тем, кто не может полюбить себя.

• Пурпурный цвет позволяет нам отпустить что-то или кого-то. Например, он позволяет нам освободиться от шаблонов и стереотипных мыслей, которые больше не нам не подходят.

О картине "Саукеле"

В данном разделе проводится обзор картины "Саукеле" на предмет значения, использования тех или иных цветов. Вместе с тем, для более полного понимания сути картины, вначале приводится общий обзор. Анализ проводится пост-фактум, то есть возвращение к картине после ее создания уже с точки зрения цветового аспекта.

Рис. 4. Картина художницы А. Бектаевой «Саукеле». Год создания — 2017, техника исполнения — планшет,

смешанная техника

Название работы - лаконичное, без каких-либо аллюзий и иносказаний. Буквально отражает и тему картины: казахская невеста в ожидании обряда «беташар», и идею: показать доступными художественными средствами уникальность свадебного костюма невесты с акцентом на саукеле.

Перед тем, как перейти к анализу картины, необходимо дать развернутую этнографическую справку о том, что такое саукеле и какую роль выполнял данный головной убор в свадебном наряде невесты-казашки.

Саукеле - древнейший головной убор невесты в форме конуса, высота которого достигала 70, иногда и более сантиметров. Считался самым значительным элементом костюма невесты. Каркас саукеле делали из плотного белого войлока, который обтягивали дорогой тканью: бархатом,

шелком, атласом, сукном. Чаще всего это были ткани оттенков красного цвета, реже зеленые и даже черные. Саукеле богато декорировался золотыми или серебряными монетами, жемчугом, кораллами и другими драгоценными и полудрагоценными камнями, каждый из которых имел особую символику и мистическое значение. Венчали саукеле перья филина или сыча, что выполняли роль оберега, защищающего девушку от дурного глаза и отгоняющего от нее злых духов. Навершие из перьев олицетворяло Мировое Древо, Байтерек. Необходимыми дополнениями к саукеле являлись подвески. Практически невозможно было отыскать даже пару идентичных саукеле, поскольку способы их украшения отличались удивительным разнообразием.

Невеста надевала саукеле не только на свадьбу, но и в первые годы замужества - по большим праздникам, во время приема гостей, при перекочевке, вплоть до рождения первенца. Как видно, саукеле в казахской свадебной культуре придавалось огромное значение.

В своей основе картина «Саукеле» опирается на глубокие знания сакральной культуры казахского народа. В частности, цветовой символики, посредством которой кочевники выражали свое миропонимание, эмоциональное состояние, представление о нравственности. Работа выполнена преимущественно в зелено-золотистой цветовой гамме - от светлых оттенков до насыщенных. Как было сказано выше в характеристике цветов, зеленый - это цвет спокойствия, в данном случае смирение и переход на новый этап в ее жизни. С его помощью художница выразила отношение к созданному ей образу - юной невесте. И это отношение можно уместить в одном слове - материнское. «Не волнуйся, - как будто говорит художница девушке. - В твоей новой жизни все будет хорошо». Таким образом, невеста перестраивается на новые ценности и новые правила. Зеленую гамму «разбавляют» многочисленные цветовые акценты. Золотистые оттенки говорят о мудрости, которая сопутствует юной невесте в новой семье. В небольших элементах присутствуют красный цвет - символ огня, солнца, юности и синий - цвет неба и чистоты. Поскольку кочевники относились к цвету как неотъемлемой части природы, которую они отождествляли с собственной жизнью, то свои отношения они устанавливали и с цветом. Художница об этом знает. Потому и разговаривает с нами на языке цвета.

Раскрыть идею картины помогает ее композиция. Образ невесты на фоне части кереге юрты и шанырака, инкрустированных латунными шариками, символизирующими звезды, занимает центральную часть полотна. Главный акцент образа - саукеле, выполненный в традиционной форме конуса. Такая форма олицетворяла у кочевников Мировую гору как важнейший элемент мироздания. Обращает на себя внимание тот факт, что лицо невесты наполовину прикрыто вуалью (желек), инкрустированной тканевыми нитями. Действительно, полупрозрачная ткань закрывала девичий лик во время проведения обряда «Беташар» («Открытие лица») и исполнения ритуальной песни. Этот миг ожидания ритуала изображен настолько убедительно, что меня, например, не покидает ощущение присутствия где-то рядом певца-импровизатора, без которого «Беташар» был бы просто немыслим. Именно певец-импровизатор, характеризуя в стихах почтенных родственников, призывал невесту поклониться каждому из них. В ответ на поклон близкие родственники мужа дарили ей подарки за погляд. Песня заканчивалась наставлениями и пожеланиями.

Настроение картины определяется как меланхолическое, с нотками светлой печали и легкого волнения. Об этом говорит использование пурпурного цвета, которая символизирует отпускание прошлого. Присутствует и эмоция напряженности. Это объяснимо: девушка прощается с беззаботной жизнью в родном доме, возможно, переезжает в чужой аул. В новом путешествии девушки мудрость является самым главным попутчиком, о чем говорит золотистый цвет. В то же время она полна счастливых ожиданий. Вот сейчас сделает все в соответствии с вековыми традициями - и будет счастлива. Она хочет быть счастливой женой и матерью, хранительницей очага с проявлением духовного самоуважения и достоинства, которая проявляется в использовании фиолетового цвета в области головы.

Заключение

Приведенные в данной статье данные являются отправной точкой для более эмпирического и дальнейшего углубленного изучения темы цветотерапии, так как эта область остается довольно молодой и требует более детального подхода. Автор в этой статье имела цель провести короткий экскурс по теории и свойствам цвета, и применить ее в анализе своей картины. По сути, это является авто-анализом или попыткой понять глубину использования цвета в своем творчестве, которая также может быть полезна сообществу художников или других читателей. Вместе с тем, каждый из нас индивидуален, и то, что считается нормой для одного, может быть не применимо к другим. Приведенные выводы не являются панацеей для лечения всех заболеваний и недугов. Это лишь альтернативный взгляд на то, что цветотерапия

может служить вспомогательным подходом, и в этом мы должны научиться слушать и доверять своей интуиции.

Список литературы / References

1. Бенсон Дж. Греческая теория цветов, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scholarworks.umass.edu/artjbgc/6/ (дата обращения: 05.02.2020).

2. Вагнер Ван К. Психология цвета: как цвет влияет на настроение, чувства и поведение. Психология. 2009.

3. СеровН.В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб: «ЛИСС», 1993. Стр. 48.

4. Люшер М. Цветовой тест Люшера. Нью Йорк: Random House, 1969.

5. Райт А. Инструкции для начинающего в психологии цвета, Colour Affects Limited, 1998.

6. Уилс П. Инструкции по цветовому исцелению: Полная программа цветотерапии, 2013.

ЗВУКОВОЙ МИР ДЖАХОНГИРА ШУКУРОВА (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЯ «АКС САДО» ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ СОЛО) Кутлучурина А.А. Email: [email protected]

Кутлучурина Алина Альфредовна - базовый докторант PhD, кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье анализируется камерно-инструментальное сочинение «Акс Садо» узбекского композитора Джахонгира Шукурова с точки зрения влияния традиционного (монодийного) мышления на композиторское творчество. На примере избранного опуса предпринята попытка осмыслить звуковой мир композитора, мировоззрение и мировосприятие которого складывались на основе изучения жанров узбекской традиционной музыки, жемчужинами которой являются высочайшие профессиональные образцы монодийного искусства, вокально-инструментальные циклы - макомы. Ключевые слова: композитор, звук, монодия, мышление, творчество, традиционное.

SOUND WORLD OF JAHONGIR SHUKUROV (ON THE EXAMPLE OF THE COMPOSITION "AX SADO" FOR SOLO CELLO) Kutluchurina A.A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kutluchurina Alina Alfredovna - basic doctoral Candidate PhD, DEPARTMENT OF MUSIC THEORY, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article analyzes the chamber-instrumental composition "Ax Sado" by the Uzbek composer, Jahongir Shukurov, from the point of view of the influence of traditional (monody) thinking on composer creativity. Using the example of a selected opus, an attempt was made to comprehend the sound world of the composer, the worldview and worldview of which was based on the study of the genres of Uzbek traditional music, the pearls of which are the highest professional examples of monodiy art, vocal and instrumental cycles - makoms. Keywords: composer, sound, monody, thinking, creativity, traditional.

УДК 5527.7

«Акс Садо»1 Д.Шукурова - новаторский продукт современного композиторского творчества, представляющий собой яркий образец сочинения, в котором проявилась тенденция

'Сочинение «Акс Садо» для виолончели соло Джахонгира Шукурова - одно из интересных и самобытных музыкальных опусов, написанных в 2014 г. по специальному заказу австрийской виолончелистки -Катарины Гросс для проекта «Cellomondo», который ежегодно проходит в Австрии. Яркое и сугубо индивидуальное сочинение «Акс Садо» исполнялось также в Голландии и Германии. Спустя год после его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.