Научная статья на тему 'Роль симфоний в творчестве узбекских композиторов'

Роль симфоний в творчестве узбекских композиторов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
461
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМОНИЯ / КОМПОЗИТОР / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / УЗБЕКСКАЯ МУЗқКА / МАКОМ / «НАВО» / «ЛАЗГИ» / «ГИРЯ» / SIMPHONY / COMPOSER / WORK / UZBEK MUSIC / MAKOM / “NAVO” / “LAZGI” / “GIRYA”

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кувватов Илёс Исроилович

Искусство узбекской музыки веками почиталось узбекским народом как духовная ценность. Она формировалась в устном стиле в течение многих лет и развивались великие композиторы из народа, исполнители достигли зрелости. Узбекское музыкальное творчество, в основном, формировалось в композиторском стиле. Со временем узбекские композиторы стали создавать несколько произведений, похожих на европейскую музыку. И эти произведения создавались вместе с узбекской музыкой. Это можно понять, слушая узбекские симфонии. В данной статье представлены несколько симфоний в творчестве узбекских композиторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SYMPHONIES IN THE WORKS OF UZBEK COMPOSERS

The art of Uzbek music has been revered by the Uzbek people as a spiritual value for centuries. It was formed in the oral style for many years and developed great composers from the people, performers have reached maturity. Uzbek musical creativity was mainly formed in the composer's style. Over time, Uzbek composers began to create several works similar to European music. And these works were created together with Uzbek music. This can be understood by listening to Uzbek symphonies. This article presents several symphonies in the works of Uzbek composers.

Текст научной работы на тему «Роль симфоний в творчестве узбекских композиторов»

РОЛЬ СИМФОНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКСКИХ

КОМПОЗИТОРОВ Кувватов И.И. Email: Kuvvatov680@scientifictext.ru

Кувватов Илёс Исроилович - старший преподаватель, кафедра оркестрового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: искусство узбекской музыки веками почиталось узбекским народом как духовная ценность. Она формировалась в устном стиле в течение многих лет и развивались великие композиторы из народа, исполнители достигли зрелости. Узбекское музыкальное творчество, в основном, формировалось в композиторском стиле. Со временем узбекские композиторы стали создавать несколько произведений, похожих на европейскую музыку. И эти произведения создавались вместе с узбекской музыкой. Это можно понять, слушая узбекские симфонии. В данной статье представлены несколько симфоний в творчестве узбекских композиторов.

Ключевые слова: симония, композитор, произведение, узбекская музцка, маком, «Наво», «Лазги», «Гиря».

THE ROLE OF SYMPHONIES IN THE WORKS OF UZBEK

COMPOSERS Kuvvatov I.I.

Kuvvatov Iles Isroilovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ORCHESTRAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the art of Uzbek music has been revered by the Uzbek people as a spiritual value for centuries. It was formed in the oral style for many years and developed great composers from the people, performers have reached maturity. Uzbek musical creativity was mainly formed in the composer's style. Over time, Uzbek composers began to create several works similar to European music. And these works were created together with Uzbek music. This can be understood by listening to Uzbek symphonies. This article presents several symphonies in the works of Uzbek composers.

Keywords: simphony, composer, work, uzbekmusic, makom, "Navo", "Lazgi", "Girya".

УДК 785.11

К настоящему времени в искусстве узбекской музыки также существует композиторский стиль, основанный на теории европейской музыки и узбекские композиторы также развивались в этом стиле, также они создают шедевры музыки. Основной источник творчество композиторов - народная музыка. Это видно на примере симфоний, созданных узбекскими композиторами [1]. Например, создавая Третью симфонию, Мирсодик Тоджиев использовал мелодии из узбекской национальной музыки. В произведении ему удалось мастерски гармонизировать стили многолося и одноголося. Третья симфония состоит из четырех частей, структура которых проста. В этой симфонии Мирсодик Тоджиев представил человека, его мировоззрение и мысли как главный музыкальный образ. Известно, что симфония-это чистое музыкальное произведение без всякого человеческого голоса, состоящее только из мелодий и мелодий. Таким образом, композитор смог раскрыть образ человека с помощью музыкальных инструментов. Композитор Мирсодик Тоджиев в процессе создания Третьей симфонии использовал мелодию песни из дастана "Ошик Гариб и Шохсанам", которая считается одним из народных эпосов

Хорезма. Поразивший своим искусством как крупнейший композитор-симфонист, автор 19 симфоний Мирсодик Таджиев, показал в своем творчестве новые тенденции и новые виды сонатно-симфонического цикла. Ибо только он впервые осознавая драматургию симфонической музыки, отказывается от Европейских закономерностей симфонии и вместо этого композитор показывает в своих творениях иной взгляд, иное мышление и иной подход в сочинении симфонической музыки [2]. Четвертая симфония была создана композитором Мирсодиком Тоджиевым в 1975 году, и в своем творчестве он попытался описать события Второй мировой войны. В нем выражаются различные эмоциональные состояния. Исторический подход, драматизм, сильные и кипучие чувства были сконцентрированы в Четвертой симфонии Мирсодика Тоджиева. Создание шедевра на основе конкретной программы было далеко не первым делом для автора. Например, тема Второй симфонии была от друга Хамида Алимджана "Айгуль и Бахтиёр", который написал ее как выпускную квалификационную работу.

Мирхалил Махмудов - один из выдающихся композиторов, который добавил свою долю в узбекскую музыку. В его работах можно заметить некоторые особенности наших бесценных макомов. Конечно, это неудивительно, потому что, Мирхалил Махмудов глубоко изучал узбекскую национальную музыку и старался умело гармонизировать ее с законами классической музыки. В качестве яркого примера можно привести его симфонию "Наво". Название работы произошло от макома Наво, который входит в состав Шашмакома. Первая часть этой симфонии написана не по законам сонаты, хотя в цикле есть форма сонаты, но ее функция здесь изменилась. То есть в этой части форма сонаты переходит с места главного драматического центра на второй уровень. Таким образом, она уступает место нетрадиционным методам развития симфонии. Как вы понимаете, первая часть симфонии будет способствовать развитию нового индивидуального типа беззвучной драматургии, опирающейся на глубоко формирующие законы национальной музыки. С помощью оркестра композитор попытался описать стиль народного исполнения и пения наших национальных инструментов и блестяще справился с этим. Конечно, такое направление требует от творца большого мастерства. Мирхалил Махмудов написал симфонию "Наво" в 1971 году и довел ее до сведения слушателей. Эта симфония, завоевавшая честь и достоинство меломанов и не потерявшая своих поклонников по сей день, заняла достойное место в сокровищнице узбекской музыки. Композитор Рашид Хамроев, внесший свой несравненный вклад в развитие узбекского национального симфонического искусства, представил вниманию слушателей свою первую симфонию в 1966 году, и произведение было удостоено одной из государственных наград. Эта симфония посвящена творчеству первых узбекских актрис и поется об их достижениях наряду с их горем, жизнью, страданиями. Главным героем произведения является молодая узбекская девушка, и эта нежная, красивая, яркая тонально-насыщенная внешность проявляется во всех частях симфонии. Автор попытался на разных этапах описать внутренние чувства и переживания героя, его психическое состояние.

Первая симфония Рашида Хамроева состоит из четырех частей. Часть аллегро произведения основана на спокойных тонах. Во второй части использовались певческие, танцевальные народные мелодии. Для изображения образа в части адажио автор использовал грустный и ритмичный фон, такая же ситуация сохраняется и до конца этой части. Престо, заключительная часть переносит нас в мир активной, кипящей фантазии. В этой части преобладают стремительные мелодии, маршообразные исполняется как целое. Точность формы, ясность мысли и то, что она основана на всесторонних монотонных принципах, считаются достижением произведения [3]. В процессе создания Первой симфонии композитор Рашид Хамроев продуктивно использовал правила узбекской музыки и, в отличие от других произведений узбекского национального симфонизма, опирается на нормы

классического симфонизма. Такой синтез очень удивителен, что повышает интерес любого слушателя. Первая симфония Рашида Хамроева-очень красивое и тонкое произведение. Остается сказать, что зрелые искусствоведы и критики аплодировали этой работе автора.

Шестая симфония Тулкин Курбанова, написанная для камерного оркестра для струнных инструментов, была создана в 1985 году. Любой слушатель непременно поймет его содержание без всякого труда. Симфония состоит из трех частей, в первой части поется о глубоком размышлении о жизни, мечтах, о событии, которое происходит в жизни, об отношении к окружению. Вторая часть состоит из резких тонов, в которых колеблется образ реальной жизни в эмоциональных красках [4]. Третья часть симфонии состоит из активных тонов, завершающих произведение в виде положительного образа. В процессе создания Шестой симфонии Тулкин Курбанов использовал свой неповторимый стиль. Конечно, очевидно, что он опирается на правила Европейского симфонизма, на опыт мировых композиторов, и ещё автор использует в основном узбекское народное творчество еще более умело, точнее, в нем преобладает узбекский стиль. Симфония начинается спокойно, во второй части появляется небольшое ускорение, и по мере того, как произведение достигает конца, скорость музыки возрастает. Если слушать симфонию от начала до конца, то сначала чувствуется мелодия одной из народных произведений Хорезма «Лазги», затем «Гиря», затем «Тановар», а затем снова «Лазги» [4]. Через эти мелодии Тулкин Курбанов как бы пытается описать изменения в душе человека. Это произведение совпало с периодом расцвета композитора с той же творческой точки зрения, в результате чего он занял достойное место в истории узбекской музыки как талантливый композитор. Искусствоведы и критики также высоко оценили творчество автора. Шестая симфония Тулкина Курбанова на протяжении многих лет остается любимым произведением узбекских слушателей.

Список литературы /References

1. Давыдова Т.Ю. Современное состояние симфонического творчества // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Коллективная монография. Ответственный редактор: доктор искусствоведения, профессор Н.С. Янов-Яновская. Т., 2008.

2. Махаров Н.Т. «Становление узбекской национальной композиторской школы». «Проблемы современной науки и образования». № 2 (117), 2018.

3. Жабборов А. Мусщали драма ва комедия жанрлари Узбекистан композиторларининг ижодиётида. Т., 2000.

4. МальмбергИ.С. Тулкун Курбанов (Сборник статей). Т., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.