Научная статья на тему 'УЗБЕКСКАЯ ОПЕРА НА РУБЕЖЕ ХХ - XXI СТОЛЕТИЙ'

УЗБЕКСКАЯ ОПЕРА НА РУБЕЖЕ ХХ - XXI СТОЛЕТИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
402
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРА / ВОХРОЖДЕНИЕ / ТРАДИЦИЯ / НОВАЦИЯ / СИНТЕЗ / МАКОМ / ДРАМАТУРГИЯ / ИСТОРИЯ / КЛАССИК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махмудов М.

история возникновения и развития узбекской оперы приближается к столетию. За этот период было создано много сочинений, лучшие из которых утвердились на оперной сцене и стали национальной музыкальной классикой. В статье рассматриваются тенденции развития оперного жанра в Узбекистане на современном этапе. Автор статьи акцентирует внимание на факторах обновления оперы в соответствии с духовно-эстетическими требованиями времен, раскрывает причины тяготения композиторов к синтезу узбекской оперы с другими жанрами искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UZBEK OPERA AT THE TURN OF THE XX - XXI CENTURIES

the history of the emergence and development of the Uzbek opera is approaching a century. During this period, compositions were created, the best of which established themselves on the opera stage and became national musical classics. The article discusses the development trends of the opera genre in Uzbekistan at the present stage. The author of the article focuses on the factors of updating the opera in accordance with the spiritual and aesthetic requirements of the times, reveals the reasons for the composers' inclination to synthesize Uzbek opera with other genres of art.

Текст научной работы на тему «УЗБЕКСКАЯ ОПЕРА НА РУБЕЖЕ ХХ - XXI СТОЛЕТИЙ»

УЗБЕКСКАЯ ОПЕРА НА РУБЕЖЕ ХХ - XXI СТОЛЕТИЙ

Махмудов М.

Махмудов Мирхалил - старший преподаватель,

кафедра композиции и инструментовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: история возникновения и развития узбекской оперы приближается к столетию. За этот период было создано много сочинений, лучшие из которых утвердились на оперной сцене и стали национальной музыкальной классикой.

В статье рассматриваются тенденции развития оперного жанра в Узбекистане на современном этапе. Автор статьи акцентирует внимание на факторах обновления оперы в соответствии с духовно-эстетическими требованиями времен, раскрывает причины тяготения композиторов к синтезу узбекской оперы с другими жанрами искусства.

Ключевые слова: опера, вохрождение, традиция, новация, синтез, маком, драматургия, история, классик.

UZBEK OPERA AT THE TURN OF THE XX - XXI CENTURIES

Mahmudov М.

Mahmudov Mirkhalil - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF mMPOSITIONS AND INSTRUMENTATIONS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the history of the emergence and development of the Uzbek opera is approaching a century. During this period, compositions were created, the best of which established themselves on the opera stage and became national musical classics.

The article discusses the development trends of the opera genre in Uzbekistan at the present stage. The author of the article focuses on the factors of updating the opera in accordance with the spiritual and aesthetic requirements of the times, reveals the reasons for the composers' inclination to synthesize Uzbek opera with other genres of art.

Keywords: opera, rebirth, tradition, innovation, synthesis, poppy, dramaturgy, history, classic.

УДК 078

Характеризуя своеобразие узбекской оперы, исследователь данного жанра музыковед-историк Ян Пеккер отмечал: Зародившись на плодотворной почве национального народного творчества, питаясь его живительными соками, она следовала в своём формировании по еще непроторенному в музыкальном искусстве» [1, 278]. Следует констатировать, что данное наблюдение известного учёного, относящее к состоянию узбекской опере на конец 1960-х годов, сохраняет своё значимость и поныне. И сегодня узбекская опера идет своим непроторёнными путями, опираясь на национальные закономерности музыкального творчества и при этом непрерывно обновляясь в своей сущности. И в этом состоит её уникальность, удивительная самобытность самовыражения мыслей и чувств.

На всех этапах эволюция оперы привлекал узбекских композиторов, которые искали в ней пути к сердцам слушателей, стремились выразить в ней идеи своего времени. Это происходит и в нынешнее время, насыщение разнообразными событиями, апеллирующим как к прошлому, так и к будущему, с опорой на настоящее. В этом отношении важное место в современном оперном искусстве Узбекистана занимает опера «Садокат» («Верность») Рустама Абдуллаева. В годы Независимости композитор создал новую редакцию этой оперы, написанной еще в 1981 году для постановки в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои. Режиссер-постановщик данной оперы, редактор либретто А. Матчана, Народный артист Узбекистана и Азербайджана Ф. Сафаров подчеркивая «Особый интерес у меня вызвала опера Р. Абдуллаева «Садокат». Поразительная сама тема - современная и актуальная, а, главное, близкая и понятная широкой аудитории» (2, 155). Удачный выбор композитором темы, посвященной жизненно важным проблемам смысла творчества, назначения и предопределения человеческой судьбы, история любви народных поэтов Хамида Алимджана и Зульфии Исраиловой, волнующей людей, особенно молодежи, обусловил востребованность оперы «Садокат», ставшей украшением и жемчужиной репертуара ГАБТа имени Алишера Навои.

Воплощение в опере современной темы является одной из сложнейших проблем композиторского творчества. Лишь композитором, обладающим дарованием оперного драматурга, эта проблема

оказывается успешно реализованной. В этом смысле Р. Абдуллаев устремлённо шёл к воплощению своего замысла, начиная от вокальных успехов, посвященных теме любви Алимджана и Зульфии, достигнув вершины в опере «Садокат», совершенствуя её с каждой новой постановкой в театре. В этом узбекский композитор следует традициям Джузеппе Верди, которой постоянно совершенствовал свои оперы, создавая их новые редакции.

Хочется добавить, что тема современных глубоко волнует и автором этих строк, обратившего к идее М. Таджиева и создавшей на её основе оперу «Кумуш». Либретто оперы написал Усман Азим по мотивам романса А. Кадыри «Минувшие дни». Премьера оперы, состоявшись 8-го ноября 2019 года на сцене ГАБТ имени Алишера Навои, стала значимым явлением в культурной жизни Узбекистана и получила широкий общественный резонанс. Сюжетная фабула романа своей социальной проблематикой и современной музыкально-сценической драматургии приблизила оперу к нашим дням. Режиссёр-постановщик, заслуженный деятель искусств России И. Габитов проявил мастерство в создании ментально самобытной картины жизни узбекского народа. Музыкальный стиль оперы, органично сохраняющей традиционное и современное начало, отразил сложное психологические состояния героев оперы, их мысли и чувства, донесённые талантливыми узбекскими оперными исполнителями до публики.

Оперы «Садокат» и «Кумуш» интересны стремлениями композиторов приблизить оперу к духовным проблемам современной жизни узбекского народа, актуализировать проблемы человеческих отношений, тему любви, жизни, души, личности. Показательны в этих операх изумительные сцены Навруза, заключающие в себе глубокий философский смысл вечности, гармонической устойчивости жизненных приоритетов, осмысление которых особенно необходимо молодому поколению. В этом направлении оперное творчество современных узбекских композиторов нацелено на возрождение духовных ценностей национального наследия, на огромную роль в создании духовного капитала великих предков. В этом русле оказываются такие сочинения, как опера-оратория «Ибтидо хатоси» и «Джалолиддин Мангуберди Ик. Акбарова, опера-занг «Буюк Темур» А. Икрамова, телеопера-дастан «Бухорои Шариф», опера-феерия «Лисонут-тайр», оперы-балеты «Небо моей любви» и «Хамса» М. Бафоева, примечательные жанровой синтетичностью, соединенном оперы с другими музыкальными жанрами. Такого рода жанровая гибридизация свидетельствует об определённом кризисе жанра опера, обуславливающая композитора искать пути её обновления, актуализировать жанр оперы в соответствии с эстетическими и духовно-нравственными требованиями времени.

Показательна в данном творческом процессе опера-балет «Небо моей любви» М.Бафоева (либретто народного поэта Узбекистана Д. Джаббаров) являющееся одним из самых востребованных и потому репертуарным спектаклем на сцене ГАБТа имени Алишера Навои. Она является новой редакцией оперы «Аль-Фергани», созданной М. Бафоевым в 1998 году. Так же, как и Р. Абдуллаев, М. Бафоев неутомимо ищет новые ресурсы совершенствования своего мастерства. Каждая новая постановка его оперы в ГАБТе имени Алишера Навои рождает в композиторском инновационном импульсе творческой эволюции, вслед за которыми появляются новые редакции. Самозабвенно преданный призванию композитора М. Бафоев буквально одержим идеями, в процессе воплощения которых опера «Аль-Фергани» приобрела название «Небо моей любви» и превратилась из оперы в оперу-балет. Такая жанровая гибридизация обеспечила произведению интересные хореографические решения, придала спектаклю красочность и динамичность. В новой редакции оперы более масштабно раскрылись идеи и космологические представления аль-Фергани как учёного-астронома и философа-астролога.

Тяготение М. Бафоева к воплощению глобальных художественных концепций ярких проявилось в опере-балете «Хамса» по «Пятерице» Алишера Навои, автор композиции либретто С. Олимов. Идея отразить монументальный пятичастный цикл поэм Навои в опере-балете в двух действиях, пяти картинах, подвластна только, и является наш великий современник Мустафо Бафоев, плодотворно заявляющий к тому же о себе и как об оперном драматурге. Осознавая проблематичность отражения «Пятерицы» средствами оперного искусств, М. Бафоев использовал возможности семантику национальной хореографии, что позволяет создать художественной концепционный спектакль, стержнем которого является величайший образ Алишера Навои.

Интенсивно развиваясь, узбекская опера на рубеже XX - XXI веков устойчиво сохраняет опору на национальные традиции, углубляя и расширяя сферы их претворения. Это обеспечивает ей неповторимое своеобразие, отличающее узбекскую оперу от произведений оперного творчества в других странах мира. В современной узбекской опере многогранно раскрывается монодийная природа национального музыкального мышления. Композиторы творчески используют в операх ресурсы национального наследия, преломляя их через призму индивидуального переосмысления, в соответствии со своими замыслами. Наряду с этим узбекские композиторы настойчиво овладевают современными технологиями музыкального письма, обогащает оперные партитуры колоритными тембрами узбекских народных инструментов, ритмо-формулами - усулями, приёмами национального традиционного пения. Все это в

сущности формирует музыкальный стиль, индивидуальный облик современной узбекской оперы как самобытностью феномен, как уникальных явлений национальной и мировой культуры.

Интенсивному развитию узбекской оперы способствуют также факторы, как качественной профессиональный рост национальных вокальных кадров академического направления. Особенно ярко заявляют о себе узбекские теноры, покоряющие своими голосами музыкальный мир, а также расширение международными композиторами деятельности ГАБТа имени Алишера Навои.

Титаны национального исторического прошлого Амир Темур, Джалалиддин Мангуберди, Аль-Фергани, Алишер Навои, современные титаны Хамид Алимджан, Зульфия, вдохновившие композиторов на создание оперных сочинений, выступали на оперной сцене и вселяют в сознание людей идеи, мысли и чувства, воспитывая самосознание, интеллект и гуманизм. В этом состоит гуманитарная и гуманистическая сущность современной узбекской оперы, продолжающей свой самобытный путь в национальном и мировом музыкальном искусстве.

Список литературы /References

1. Пеккер Я.Б. Узбекская опера от возникновения до конца шестидесятых годов ХХ века. Второе издение. Москва, 1984.

2. Сафаров Ф.С. Встреча, ознаменованная творчеством и дружбой // Композитор Рустам Абдуллаев. Жизнь в музыке. Ответственный редактор и составитель Бахтиёр Ашуров. Ташкент, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.