УДК 371.3
Шарибаев Н.Ю. профессор Кучкаров Б.Х.
доцент Эргашов А.К. старший преподаватель Абдулхаев А.А. ассистент Муминжонов М.М. ассистент
Наманганский инженерно-технологический институт ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ
Аннотация: В представленном исследовании в целях конкретизации понятия «творческая деятельность» были рассмотрена проблема организации творческого процесса как основы обеспечения компетентности через инновационные педагогические технологии в области иноязычной подготовки обучающихся
Ключевые слова: педагогика, преподавания, компетентность, педагогические технологии, инновационное педагогика.
Sharibaev N.Yu.
professor Kuchkarov B.Kh.
docent Ergashov A.K. senior lecturer Abdulkhaev A.A. assistant Muminjonov M.M.
assistant
Namangan Institute of Engineering and Technology CREATIVE ACTIVITY AS A BASIS FOR DEVELOPMENT
Abstract: In the present study, in order to specify the concept of "creative activity", the problem of organizing the creative process as the basis for ensuring competence through innovative pedagogical technologies in the field of foreign language training of students was considered.
Keywords: pedagogy, teaching, competence, pedagogical technologies, innovative pedagogy.
В современной системе образования Республики Киргизстан осуществляется реформирование с целью придания данной системе соответствия мировым образовательным стандартам. Предпринимаемые меры в этой области обусловлены современными требованиями, в них учитываются информационные вызовы XXI века, объясняющиеся появлением единой глобальной сети. Право молодёжи на получение образования и трудоустройство в Киргизстане обеспечивается государством на основе следующих законодательных актов: «Конституция Республики Киргизстан», Закон РТ «Об образовании», «Концепция национальной школы РТ», Закон Республики Киргизстан «Об ответственности родителей за воспитание детей» и других директивных документов. В соответствии со Стратегической программой развития образования, рассчитанной на период с 2010 по 2020 гг., в Республике Киргизстан проводятся необходимые конкретные преобразования на всех уровнях образовательной системы.
В представленном исследовании в целях конкретизации понятия «творческая деятельность» были рассмотрены труды ученых-педагогов Д.Б. Богоявленской, П.И. Пидкасистого, Б.М. Теплова, Л.Г. Устиновой, А.В. Хуторского, ибо она проявляется как системообразующий фактор в различных аспектах образовательной деятельности учащихся. Поскольку творческая деятельность проявляется в условиях учебно-познавательной самостоятельности, познавательного интереса, познавательной мотивации, то в этом спекте были изучены работы В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, Н.В. Кузьминой и др. Востребованными при написании реферируемого исследования были труды по теории развивающего обучения и личностно-ориентированного подхода Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, М.А. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. С целью изучения педагогических условий развития творческой деятельности на основе учебно-познавательной самостоятельности обучающихся были проанализированы работы В.П. Беспалько, М.А. Галагузовой., А.К. Марковой, Е.Я. Полат, Н.Ф. Талызиной, Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрика, И.Я. Засурского, С.Ф. Занько, а также работы, связанные с дидактическими основами познавательной деятельности, ученых Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанского, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др. Последние годы отмечены проявлением интереса исследователей к проблемам формирования разнообразных компетенций у выпускников образовательных учреждений. Так, изучение вопросов формирования у обучающихся компетенций, рассматриваемых как социальные, занимались А.Г. Здравомыслов, Т.Н. Мазурик, как поликультурные, - Н.Г. Морозова, И.А. Невский, Р.А. Низамов, как языковые, - Н.Н. Нижнева, В.Г. Огарь, как предметно-деятельностные, -Е.В. Озерская, Н.А. Шаламова и др. Всеми представленными исследователями внесён ощутимый вклад в разработку проблем совершенствования подготовки выпускников системы среднего
образования, однако проблема организации творческого процесса как основы обеспечения компетентности через инновационные педагогические технологии в области иноязычной подготовки обучающихся как самостоятельного и обязательного компонента совершенствования процесса образования не получила своего полного раскрытия. Кроме того, в работах указанных авторов не рассматривается творческая деятельность в контексте ее интегративной сущности как системообразующего фактора в организации различных аспектов обучающего процесса, ибо многими авторами не конкретизируется роль, значение и место творческой деятельности в целостном педагогическом процессе, ориентированном на формирование компетентности обучающихся при овладении иностранным языком. Недостаточный уровень теоретического изучения проблемы и ее практической реализации определяет выбор темы исследования: «Творческая деятельность как основа развития компетентности учащихся 10-11 классов при обучении иностранному языку в 6 условиях инновационных педагогических технологий».
творческая деятельность обучающихся общеобразовательных школ явится эффективной основой для формирования их компетентности по иностранному языку, если будет:
1) разработана и внедрена в образовательный процесс инновационная технология по совершенствованию творческой деятельности учащихся на иностранном языке на основе следующих компонентов:
• целевого, отражающего направленность обучающего процесса на акцентирование творческой деятельности учащихся для развития их компетентности в области иностранного языка;
• операционально-деятельностного, формирующего опыт творческой деятельности через освоение ключевых компетенций на английском языке: ценностно смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, совершенствования; социально-трудовой, компетенции личностного
• результативного, позволяющего оценить на основе организации творческой деятельности учащихся уровни сформированности их компетентности в области иностранного языка;
2) содержание обучения предмету «Иностранный язык» будет насыщено учебным материалом, необходимым для организации творческой деятельности обучающихся и ориентировано на совершенствование их компетентности в области иностранного языка;
3) выявлен и конкретизирован ряд основных критериев и показателей в совершенствовании творческой деятельности обучающихся на базе инновационных педагогических технологий в рамках компетентностно-деятельностного подхода при обучении иностранному языку.
По решении поставленных задач получим следующие:
1. Теоретические аспекты выдвигаемой проблемы в контексте психолого-педагогического знания основываются на признании приоритета творческой деятельности как главного залога успешности в обеспечении компетентности учащихся в сфере иностранного языка.
2. Ведущими факторами в развитии творческой деятельности обучающихся для обеспечения их компетентности по английскому языку являются проявление заинтересованности к познавательному процессу, потребность самообразовываться и самовоспитываться, самостоятельность и творческое отношение к «добыванию» знаний, развитая наблюдательность, активная деятельность, ориентированная на познание окружающей реальности и стремление к самообразованию.
3. Творческая деятельность обучающихся, обеспечивающая их компетентность в иностранном языке, рассматривается в контексте понимания ее как системообразующей основы для организации учебно-познавательного процесса.
Использованные источники:
1. Н.Ю. Шарибаев, М.Тургунов, Моделирование энергетического спектра плотности состояний в сильно легированных полупроводниках//Теория и практика современной науки-2018.- №12(42), с.513-516- URL: b06fdc_c0ddf026e8d94ebc81bbafaa887f2f5d.pdf
2. Холбаев Д.Ж., Шарибаев Э.Ю., Тулкинов М.Э. Анализ устойчивости энергетической системы в обучении предмета переходные процессы// Экономика и социум -2020.-№5(72). с.340-344. - URL: b06fdc_40e220b251174430972a32292b7761 f4.pdf
3. B Kuchkarov, O Mamatkarimov, and A Abdulkhayev. «Influence of the ultrasonic irradiation on characteristic of the structures metal-glasssemiconductor». ICECAE 2020 IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 614 (2020) 012027 Conference Series