УДК 371.3
Джураев Ш. С. старший преподаватель Тухтасинов Д.Х. ассистент Аскаров А.А. ассистент Хайдоров Б.А. ассистент Файзуллаев Д. З. ассистент
Наманганский инженерно-технологический институт ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКА
Аннотация: в работе обсуждена проблема образовательных потребностей современных старшеклассников по сравнению с их ровесниками десять лет назад. В наши дни подростки 15-17 лет существенно отличаются друг от друга с точки зрения социально -психологической зрелости, творческих способностей, личностных запросов, состояния здоровья, образа жизни семьи
Ключевые слова: педагогика, преподавания, компетентность, педагогические технологии, инновационная педагогика.
Juraev Sh.S. senior lecturer Tukhtasinov D.H.
assistant Askarov A.A. assistant Khaydorov B.A.
assistant Fayzullaev D.Z. assistant
Namangan Institute of Engineering and Technology DISTANCE LEARNING FOR SCHOOLCHILDREN
Abstract: the paper discusses the problem of the educational needs of modern high school students in comparison with their peers ten years ago. Nowadays, adolescents aged 15-17 differ significantly from each other in terms of socio-psychological maturity, creativity, personal needs, health status, family lifestyle
Key words: pedagogy, teaching, competence, pedagogical technologies, innovative pedagogy.
Процесс глобализации, информатизации общества начала XXI века позволяет современному человеку мобильно перемещаться по миру, не прекращая учебную или профессиональную деятельность. С возрастанием роли цифровой образовательной среды, определяющей вектор развития образования Республики Узбекистан, поиск моделей организации учебного процесса, отвечающих вызовам времени, становится актуальным, что находит свое отражение в ряде нормативных документов. Согласно Национальной доктрине образования в РУз на период до 2025 года, приоритетному проекту «Современная цифровая образовательная среда в Республика Узбекистан» и др., необходимы модификация форм организации учебной деятельности школьников, включение цифрового контента в традиционный формат обучения; изменение профессиональной роли педагога в подготовке выпускника школы к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире; обеспечение доступности качественного образования с учетом индивидуальности, интересов и потребностей выпускника.
На сегодняшний день исследование организации индивидуализации учебного процесса и практический опыт работы образовательных организаций показало большую степень полярности образовательных потребностей современных старшеклассников по сравнению с их ровесниками десять лет назад. В наши дни подростки 15-17 лет существенно отличаются друг от друга с точки зрения социально-психологической зрелости, творческих способностей, личностных запросов, состояния здоровья, образа жизни семьи (мобильного или «оседлого»); поэтому многие из них «не вписываются» в существующую систему массового обучения. Особо выделяются две группы старшеклассников.
Это дети с низкой учебной мотивацией, имеющие трудности в освоении учебных предметов (из-за различных психофизиологических, нейрофизиологических причин), и школьники с высокой внутренней учебной мотивацией, профессионально определившиеся. Эти старшеклассники нуждаются в разноуровневой педагогической поддержке и индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении для получения среднего общего образования.
Способы достижения индивидуальных образовательных целей обучающихся на основе внешней и внутренней дифференциации, предложенные научным сообществом в начале 2000-х годов, не в полной мере удовлетворяют образовательные интересы современных школьников.
Одним из эффективных способов организации учебного процесса учащихся старших классов, который бы обеспечил обучение с
ориентацией на индивидуальные интересы и творческую самореализацию школьника, может стать дистанционное обучение. Вместе с тем, его организация сопровождается организационно педагогическими трудностями, такими как необходимость создания дидактических материалов с учетом возможностей и потребностей ребенка, обеспечение индивидуального режима занятий для каждого ученика, идентификация результатов учебной деятельности, владение педагогами методикой сопровождения индивидуальных образовательных программ.
Несмотря на риски, возникающие при его применении, сегодня все большее количество образовательных организаций используют дистанционное обучение. Рост рынка электронного образования и его популярность среди школьников активизирует включение его элементов в учебный процесс школы. Как правило, это дистанционное обучение по адаптивной образовательной программе, по организации самостоятельной подготовки старшеклассника к сдаче вступительных экзаменов, онлайн -школы поддержки семейного обучения. Между тем, организация дистанционного обучения, которое обеспечило бы построение образовательного процесса, учитывающего специфику общего образования как целостной и самостоятельной системы с ориентацией на индивидуальные потребности и возможности ученика, становится особенно актуальной.
Анализ по проблемам дистанционного обучения показывает, что большая их часть посвящена изучению вопросов организации обучения на основе информационно-телекоммуникационных сетей на ступени получения высшего и дополнительного профессионального образования. В системе общего образования авторами изучался потенциал дистанционного обучения: для организации изучения предмета школьного курса на профильном уровне, для освоения содержания отдельного предмета курса среднего общего образования; для сферы дополнительного образования детей; а также создание условий функционирования дистанционного обучения в общеобразовательной школе. Изучение влияния дистанционного обучения на формирование учебных навыков и умений школьников в формировании информационно-коммуникационных и регулятивных компетенций старшеклассников, социализации обучающихся свидетельствуют, что, несмотря на социальный заказ, недостаточно исследований по реализации индивидуализированных образовательных программ школьников (с учетом их жизненных обстоятельств, интересов и возможностей) в среде дистанционного обучения как целостной системы при получении среднего общего образования.
Использованные источники:
1. Н.Ю. Шарибаев, М.Тургунов, Моделирование энергетического спектра плотности состояний в сильно легированных полупроводниках//Теория и
практика современной науки-2018.- №12(42), с.513-516- URL: b06fdc_c0ddf026e8d94ebc81bbafaa887f2f5d.pdf
2. Холбаев Д.Ж., Шарибаев Э.Ю., Тулкинов М.Э. Анализ устойчивости энергетической системы в обучении предмета переходные процессы// Экономика и социум -2020.-№5(72). с.340-344. - URL: b06fdc_40e220b251174430972a32292b7761 f4.pdf
3. B Kuchkarov, O Mamatkarimov, and A Abdulkhayev. «Influence of the ultrasonic irradiation on characteristic of the structures metal-glasssemiconductor». ICECAE 2020 IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 614 (2020) 012027 Conference Series: