Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПРЕПОДАВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарибаев Н.Ю., Кучкаров Б.Х., Эргашов А.К., Абдулхаев А.А., Муминжонов М.М.

В работе обосновывается необходимость использования в обучении эффективных методов и приёмов, которые были бы ориентированы на формирование у выпускников средних общеобразовательных учреждений таких личностных качеств, как способность к профессиональной деятельности в условиях постоянно увеличивающегося информационного потока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарибаев Н.Ю., Кучкаров Б.Х., Эргашов А.К., Абдулхаев А.А., Муминжонов М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE DEVELOPMENT OF HIGH GRADE STUDENTS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The paper substantiates the need to use effective methods and techniques in teaching that would be focused on the formation of such personal qualities in graduates of secondary educational institutions as the ability to work professionally in an ever-increasing information flow.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 371.3

Шарибаев Н.Ю. профессор Кучкаров Б.Х.

доцент Эргашов А.К. старший преподаватель Абдулхаев А.А. ассистент Муминжонов М.М. ассистент

Наманганский инженерно-технологический институт

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: в работе обосновывается необходимость использования в обучении эффективных методов и приёмов, которые были бы ориентированы на формирование у выпускников средних общеобразовательных учреждений таких личностных качеств, как способность к профессиональной деятельности в условиях постоянно увеличивающегося информационного потока.

Ключевые слова: педагогика, преподавания, компетентность, педагогические технологии, инновационное педагогика.

Sharibaev N.Yu.

professor Kuchkarov B.Kh.

docent Ergashov A.K. senior lecturer Abdulkhaev A.A. assistant Muminjonov M.M.

assistant

Namangan Institute of Engineering and Technology

COMPETENCE DEVELOPMENT OF HIGH GRADE STUDENTS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Abstract: the paper substantiates the need to use effective methods and techniques in teaching that would be focused on the formation of such personal qualities in graduates of secondary educational institutions as the ability to work professionally in an ever-increasing information flow.

Key words: pedagogy, teaching, competence, pedagogical technologies, innovative pedagogy.

Модернизация образования на уровне среднего общеобразовательного учреждения требует систематического обновления и пополнения интеллектуального багажа обучающихся инновационной информацией. В обучении иностранным языкам необходима организация непрерывного самообразования учащихся на основе эффективного использования современных источников информации для решения коммуникативных задач на иностранном языке в различных сферах: бытовой, социальной и профессиональной. Вышеизложенным обосновывается необходимость использования в обучении эффективных методов и приёмов, которые были бы ориентированы на формирование у выпускников средних общеобразовательных учреждений таких личностных качеств, как способность к профессиональной деятельности в условиях постоянно увеличивающегося информационного потока. Этим фактором должна явиться творческая деятельность учащихся, осуществляемая на основе компетентно-деятельностного подхода к обучению, которая позволяет:

- готовить обучающихся к жестким требованиям современного общества;

- соотносить организацию собственного развития не столько с реализацией своей уникальной индивидуальности, сколько с заранее определенными нормативами - компетенциями, выведенными из социальной целесообразности, детерминированными социокультурными обстоятельствами и перспективами жизни человека.

Проблемы организации процесса образования в контексте требований современности получили свою активную разработку в педагогике Киргизистана. Различные аспекты формирования и развития творческой деятельности, в частности, ориентация на овладение компетентностно-деятельностными способами обучения, общими способами деятельности, стали ведущей идеей в исследованиях отечественных педагогов, в частности, Лутфуллоева М., Шарифзода Ф.Ш., Алиева С.Н., Алимова С.Ш., Аминова Н.А., Юлдашевой М.Р. и др. Ими представлен ряд теоретических положений, отдельные учебные технологии и учебные материалы. Тем не менее, данные исследования не ориентированы на организацию обучающего процесса с учетом именно творческой 5 деятельности обучающихся как основы развития компетентности в области иноязычного образования. В представленной работе, связанной с реализацией компетентностного подхода, автор ориентировался и на работы зарубежных исследователей: Дж. Дьюи, Р. Хона, М. Стобарта, т.к. в странах Европы, в США и России переориентация образования на формирование ключевых компетенций

уже осуществлена. Изучение и использование международного опыта в данном исследовании осуществлялось на основе идеи целесообразной его адаптации к требованиям и педагогическим условиям, имеющимся в системе среднего образования Киргизистана. Для понимание общей картины работе рассматриваются следующие задачи:

1) проанализировать творческую деятельность учащихся общеобразовательных школ с точки зрения психолого-педагогической науки;

2) выявить теоретические основы развития компетентности учащихся по иностранному языку;

3) исследовать практику организации творческой деятельности учащихся общеобразовательных школ Киргизистана, осуществляемую на основе компетентностнодеятельностного подхода при обучении учащихся иностранному языку;

4) выявить критерии определения уровней творческой деятельности учащихся общеобразовательных школ в рамках компетентностно-деятельностного подхода, сформированных на основе инновационных педагогических технологий при изучении английского языка;

5) представить модель формирования компетентности в области иностранного языка и технологию ее реализации на основе инновационной творческой деятельности.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся 10-11 классов общеобразовательных школ Республики Киргизистан: г. Ош Исследование проходило в период с 2018 по 2021 годы и осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2014-2015 гг.), поисковый, был посвящён изучению философско-социальных, исторических и психолого-педагогических материалов. На этом этапе с помощью экспериментального среза было выявлено состояние организации творческой деятельности учащихся, что позволило конкретизировать рамки исследования.

компетентность учащихся, необходимая для их познавательной ориентации в условиях увеличения объема информации, эффективно используемой в решении задач, связанных с необходимостью непрерывного самообразования в области иностранного языка. 2. По отношению к категории «творческая деятельность» конкретизировано понимание ее на основе составляющих компонентов, представленных ценностномотивационным, когнитивным, технологическим,

рефлексивным компонентами; охарактеризованы особенности компонентов, определяющих творческую деятельность обучающихся.

3. В контексте психолого-педагогического понимания категории «творческая деятельность» конкретизирована и обоснована категория «обучающая творческо познавательная деятельность», которая рассматривается нами в представленном исследовании как интегративное

понятие, основанное на следующих факторах: а) на творческой деятельности, понимаемой как развитие познавательной активности обучающихся;

На творческом принципе, который вбирает в себя следующие параметры:

• стимулирование интереса к обучению и учению (в контексте представленного исследования - к изучению инстранного языка);

• постоянное перестраивание учебного процесса для корректирования его соответствия с целями и задачами образовательного процесса, обучения;

• рассмотрение обучаемого как активного деятеля в обучающем процессе,

выстраиваемого на принципах взаимодействия в системе «учитель -ученик», т.е. на принципах партнерских отношений.

Использованные источники:

1. Н.Ю. Шарибаев, М.Тургунов, Моделирование энергетического спектра плотности состояний в сильно легированных полупроводниках//Теория и практика современной науки-2018.- №12(42), с.513-516- URL: b06fdc_c0ddf026e8d94ebc81bbafaa887f2f5d.pdf

2. Холбаев Д.Ж., Шарибаев Э.Ю., Тулкинов М.Э. Анализ устойчивости энергетической системы в обучении предмета переходные процессы// Экономика и социум -2020.-№5(72). с.340-344. - URL: b06fdc_40e220b251174430972a32292b7761 f4.pdf

3. B Kuchkarov, O Mamatkarimov, and A Abdulkhayev. «Influence of the ultrasonic irradiation on characteristic of the structures metal-glasssemiconductor». ICECAE 2020 IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 614 (2020) 012027 Conference Series

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.