Научная статья на тему 'ТУВИНСКИЕ ПРЕДМЕТЫ БЫТА ИЗ БЕРЕСТЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)'

ТУВИНСКИЕ ПРЕДМЕТЫ БЫТА ИЗ БЕРЕСТЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
береста / предметы из бересты / домашняя утварь / тувинцы-тоджинцы / тувинцы-оленеводы / берестяная посуда / колыбель из бересты / берестяные покрышки чума / музейная коллекция / Национальный музей Республики Тыва / НМ РТ / birch bark / birch bark items / household utensils / Tuvans-Todzhans / Tuvan reindeer herders / birch bark utensils / birch bark cradle / birch bark covers chuma / museum collection / National Museum of the Republic of Tuva / NM RT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Комбу Энда Викторовна

В статье рассмотрены предметы традиционного тувинского быта, выполненные из бересты и хранящиеся в фондах Национального музея Республики Тыва, раскрыта история их комплектования. К традиционным берестяным предметам тувинцев относятся посуда, колыбели, покрышки чума. Среди них есть подлинные предметы и новоделы. Берестяная утварь преимущественно использовалась в традиционном быту тувинцев-оленеводов, обитавших в горно-таежных районах северо-восточной части Тувы. В музейном фонде традиционной утвари из бересты ограниченное количество и поэтому они представляют интерес для историко-этнографических и культурологических исследований, связанных с традиционным бытом восточных тувинцев. В данной статье впервые публикуются музейные берестяные предметы в комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUVA HOUSEHOLD OBJECTS FROM BIRCH (BASED ON MATERIALS FROM THE COLLECTIONS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA)

The article deals with items of traditional Tuvan life made of birch bark and stored in the funds of the National Museum of the Republic of Tyva, reveals the history of their acquisition. The traditional birch bark items of the Tuvans include dishes, cradles, and chum covering. Among them there are original items and replicas. Birch bark utensils were mainly used in the traditional life of the Tuvan reindeer herders who lived in the mountain taiga regions of the northeastern part of Tuva. The museum fund has a limited number of traditional birch bark utensils and therefore they are of interest for historical, ethnographic and cultural studies related to the traditional life of the Eastern Tuvans. In this article, for the first time, museum birch bark objects in the complex are published.

Текст научной работы на тему «ТУВИНСКИЕ ПРЕДМЕТЫ БЫТА ИЗ БЕРЕСТЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)»

Кан В. С. Возникновение и развитие газетной прессы на старомонгольском языке в Туве (1925-1929 гг.) // Омский научный вестник. 2007. № 2. С. 43-47.

Пакшина И. А. Эволюция дизайна полиграфической продукции на рубеже эпох // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: сб. материалов I науч.-практ. конф. 15-22 июня 2009 г., г. Москва: в 2 т. Т. 1. С. 212-214. URL: http://www.tezis.info/l/ (дата обращения: 18.07.2023).

Судьбы печатные оттиски. Книга о Республиканской типографии: к 90-летию ОАО «Тываполиграф» / редактор Н. Ш. Куулар. Кызыл, 2014. С. 3-10.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Эфендиева Анастасия Олеговна, методист филиала «Алдын Дошка» Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: anastasia.museum.tuva@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Efendieva Anastasia Olegovna, methodologist of the Aldyn Doshka division of the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tyva. Kyzyl, Russia. E-mail: anastasia.museum.tuva@gmail.com

УДК 069.5

ТУВИНСКИЕ ПРЕДМЕТЫ БЫТА ИЗ БЕРЕСТЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ

ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

Комбу Э. В.

Аннотация. В статье рассмотрены предметы традиционного тувинского быта, выполненные из бересты и хранящиеся в фондах Национального музея Республики Тыва, раскрыта история их комплектования. К традиционным берестяным предметам тувинцев относятся посуда, колыбели, покрышки чума. Среди них есть подлинные предметы и новоделы. Берестяная утварь преимущественно использовалась в традиционном быту тувинцев-оленеводов, обитавших в горно-таежных районах северовосточной части Тувы. В музейном фонде традиционной утвари из бересты ограниченное количество и поэтому они представляют интерес для историко-этнографических и культурологических исследований, связанных с традиционным бытом восточных тувинцев. В данной статье впервые публикуются музейные берестяные предметы в комплексе.

Ключевые слова: береста; предметы из бересты; домашняя утварь; тувинцы-тоджинцы; тувинцы-оленеводы; берестяная посуда; колыбель из бересты; берестяные покрышки чума; музейная коллекция; Национальный музей Республики Тыва; НМ РТ

TUVA HOUSEHOLD OBJECTS FROM BIRCH (BASED ON MATERIALS FROM THE COLLECTIONS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC

OF TYVA)

Kombu E. V.

Annotation. The article deals with items of traditional Tuvan life made of birch bark and stored in the funds of the National Museum of the Republic of Tyva, reveals the history of their acquisition. The traditional birch bark items of the Tuvans include dishes, cradles, and

chum covering. Among them there are original items and replicas. Birch bark utensils were mainly used in the traditional life of the Tuvan reindeer herders who lived in the mountain taiga regions of the northeastern part of Tuva. The museum fund has a limited number of traditional birch bark utensils and therefore they are of interest for historical, ethnographic and cultural studies related to the traditional life of the Eastern Tuvans. In this article, for the first time, museum birch bark objects in the complex are published.

Keywords: birch bark; birch bark items; household utensils; Tuvans-Todzhans; Tuvan reindeer herders; birch bark utensils; birch bark cradle; birch bark covers chuma, museum collection; National Museum of the Republic of Tuva; NM RT

Объектом нашего изучения стало этнографическое фондовое собрание Национального музея Республики Тыва (НМ РТ). Предмет исследования - берестяные предметы традиционного тувинского быта, хранящиеся в фондах НМ РТ. О берестяных предметах тувинцев-тоджинцев есть сведения в работах С. И. Вайнштейна, которые указаны в списке литературы к данной статье. Тувинские берестяные предметы из фондов НМ РТ до последнего времени практически не публиковались. О музейной коллекции восточных тувинцев-оленеводов, в чьей материальной культуре не последнее место занимают предметы из бересты, впервые были опубликованы данные лишь в 2016 г. сотрудниками НМ РТ А. О. Дыртык-оол и Ч. М. Оргежик (Дыртык-оол, Оргежик, 2016). В их статье, помимо общей характеристики коллекции, раскрыта и история ее комплектования, но в ней не упоминаются предметы из бересты. В 2019 г. была опубликована статья М. О. Дыртык-оол и А. О. Дыртык-оол, в которой упоминаются две берестяные колыбели «кавай» из музейного фонда (Дыртык-оол, Дыртык-оол, 2019). В том же году в статье Ч. М. Оргежик вкратце охарактеризованы коллекции тоджинского мастера-краведеда М. С. Арандола, в составе которых большое количество предметов, изготовленных из бересты (Оргежик, 2019). Отдельно комплекс музейных предметов из бересты пока не изучался.

Во время работы по теме данной статьи были использованы следующие методы: сравнительный, типологический, систематизация и классификация музейных предметов и коллекций, описание музейных предметов.

Берестяные предметы были широко распространены в традиционном быту у многих народов Сибири и Севера, то есть там, где произрастали березы, являющиеся сырьем для бересты. Мягкая, гибкая, легко поддающаяся обработке, не пропускающая влагу и в то же время свободно «дышащая» береста была поистине незаменимым материалом в традиционном домашнем хозяйстве (Традиционные промыслы и ремесла..., 204: 186).

Леса занимают около 60% территории Тувы (Дамдын, 2010: 53), из них 3,4% приходится на лиственные леса, которые составляют лишь 9% от всех лесных массивов (91% - это хвойные леса). Основная и преобладающая порода среди лиственных деревьев - это береза, которая занимает 87,5% от общей площади лиственных лесов. Берёза обильно и почти ежегодно плодоносит, семена её легко распространяются в благоприятное для развития всходов время. Она хорошо переносит морозы, малотребовательна к условиям местопроизрастания, поэтому быстро заселяет вырубки и гари. Берёзовые леса встречаются в республике в самых разнообразных условиях: в поймах рек, на песчаных террасах, склонах холмов и междуречьях. Они наиболее распространены в центральных районах республики1.

На территории Тувы берестяная утварь использовалась главным образом оленеводами горно-таежной северо-восточной части республики, большую часть

1 Данные министерства лесного хозяйства Республики Тыва. Опубликовано 15 дек. 2020 // Страница В Контакте. URL: https://vk.com/wall-97166836 4668 (дата обращения: 22.04.2023).

которой занимает Тоджа (Тоджинский кожуун). Они предпочитали деревянной утвари берестяную, потому что предметы из бересты более легкие, что играло немаловажную роль при постоянных перекочевках, а также связано с физическими особенностями домашних оленей, которые были менее приспособлены к тасканию на себе тяжестей, чем лошади, волы и верблюды в центральной и южной Туве. Почти вся утварь оленеводов, кроме котла, была изготовлена из таких легкодоступных материалов, как береста, дерево, кожа и некоторые внутренние органы животных (Вайнштейн, 1991: 104). О значении бересты для оленеводов даже говорят названия месяцев: июнь назывался «бак тозаар ай» («месяц плохо снимающейся бересты») и июль - «эки тозаар ай» («месяц хорошо снимающейся бересты») (Вайнштейн, 1961: 66).

Основной целью заготовки большого количества бересты служило изготовление берестяных (летних) покрышек чума - основного жилища оленеводов. Подробный процесс заготовки бересты описан у известного этнолога-тувиноведа С. И. Вайнштейна в его монографии «Тувинцы-тоджинцы» (Вайнштейн, 1961: 80). Варили бересту 2-3 суток, все время поддерживая огонь. Такая вываренная береста (тос) служила основным материалом для изготовления берестяных покрышек чума и разнообразной утвари -чашек (шомук), прямоугольных корытообразных блюд (одуш), ведерок (соо) и даже колыбелей (кавай). С. И. Вайнштейн также отмечал, что из всех берестяных изделий узорами украшали лишь берестяные ведерки (Вайнштейн, 1974: 120). Изготовлением и орнаментацией «соо» занимались только женщины. Орнаментировали их своеобразным способом - надкусывали бересту зубами. С. И. Вайнштейн такой способ орнаментации бересты зубами относит к очень архаичным, возможно восходящим еще к палеолиту. В своей монографии он пишет: «Этот любопытный древний способ орнаментации, впервые обнаруженный мною у сибирских народов, сохранился только у населения саянской тайги, благодаря условиям относительной изоляции, в то время как в других районах он исчез. Ныне он известен помимо тувинцев-оленеводов родственным им тофаларам, но в прошлом сходные приемы были распространены достаточно широко у жителей сибирской тайги и проникли, вероятно, отсюда и к североамериканским индейцам» (Вайнштейн, 1974: 122).

В этнографическом собрании Национального музея Республики Тыва (НМ РТ, фонд «Металл. Дерево») хранятся берестяные предметы из традиционного быта тувинцев, всего их насчитывается 58 ед., из них 10 ед. - это покрышки для летнего чума (НВ 1427, 9 ед.) и 3 покрышки (зарегистрированы как 1 ед.) для макета чума (НВ 1608), изготовленных самодеятельным мастером из Тоджи Сундуй-оолом Монгушевичем Арандолом. Остальные 48 ед. - это 3 колыбели «кавай», 20 ведерок «соо», 1 крышка без ведерка «соо», 9 туесов «идыш» (или «туус»), 9 корытообразных блюд «одуш», 1 сито «тос шишкииш», 5 чашек «шомук».

Первые предметы из бересты зарегистрированы в первой Книге поступлений -это подлинное блюдо «одуш» под номером КП 44 (рис. 1 -а). Такие корытообразные блюда оленеводы использовали для хранения мяса и рыбы, по форме они аналогичны деревянным блюдам «деспи» у западных тувинцев. Для изготовления «одуш» вырезали прямоугольный кусок бересты, сгибали его по четырем углам, тем самым образовывали его невысокие стенки (борта), скреплявшиеся по верхнему краю изогнутым ивовым прутом «дээрбек», который прикреплялся к стенкам с помощью лыка (Вайнштейн, 1961:

95).

Второе блюдо «одуш» имеет инвентарный номер Д-123, это тоже подлинник. Третье блюдо «одуш» поступило в музей в 1993 г. (КП 10133/5), изготовил его вместе с колыбелью «кавай» (КП 10133/5) Дажырган Бараан Барынмаевич (согласно записи в Книге поступлений).

Остальные 6 «одуш» - это новоделы из коллекции мастера С. М. Арандола. Примечательно, что борта у новоделов закреплены широкой полосой бересты, иногда

состоящей из нескольких частей, которая согнута пополам и окантовывает борта сверху, она пришита к бортам двумя рядами толстой нити (рис. 1-б).

а) б)

Рис. 1: а) Блюдо «одуш» (подлинник). КП 44 б) Блюдо «одуш» (новодел). Из коллекции С. М. Арандола. КП 10847/3

Ведерки «соо» (или, как их еще называли, «тос хууц») имели расширяющуюся ко дну, конусовидную форму. Сверху прикрывались крышкой с цилиндрической частью, вставлявшейся в ведерко (рис. 2, 3). Такие ведерки были совершенно не известны западным тувинцам. Вынутая крышка могла служить и самостоятельным сосудом для жидкости. Маленькие «соо» (высотой 10-15 см) использовались при дойке оленей, больших размеров (высотой до 40 см) - для хранения оленьего молока и воды. Тулово сосуда и его дно делали из двух слоев бересты. Сшивали сосуд из отдельных кусков выкроенной бересты сухожильными либо волосяными нитками. К верхней части сосуда пришивали полосу орнаментированной бересты. Обычно, «соо» имели ручку, сплетенную из оленьего волоса (Вайнштейн, 1974: 121). Именно эти сосуды своеобразно украшались надкусыванием зубами по верхнему краю.

Всего в фонде тувинского музея насчитывается 20 ведерок «соо», из них 8 подлинных и 12 новоделов. К ним же автор отнес отдельную крышку без «соо» (она безномерная).

Рис. 2. Ведерко «соо» (подлинник).

КП 9691/10. Высота 12,6 см, диаметр 19 см. Сбор Сарыг-Сепского школьного музея.

Все подлинные «соо» зарегистрированы в первой Книге поступлений в 1954-1956 гг. Два из них, возможно, собраны С. И. Вайнштейном во время его первых экспедиций в восточные районы Тувы - Тоджу (1951 г.) и Тере-Холь (1952 г.), это «соо» под номерами КП 1159 и КП 1923. Следующее «соо» (КП 2390) поступило в фонды в 1955 г. после музейной экспедиции в Тоджу (сбор главного хранителя музея в то время Т. М.

Скаковой). Еще 4 подлинных «соо» (КП 2519/1-4) были переданы музею от Тоджинского колхоза имени Первого мая в 1956 г. Последний подлинный «соо» (КП 9691/10) поступил в музей в составе коллекции подлинных этнографических предметов, собранных школьниками из села Сарыг-Сеп Каа-Хемского района, всего они передали 23 предмета.

Первые 2 новодела «соо» были закуплены в 1992 г. у мастера Татьяны Тюлюшевны Кушкаш (КП 9992/1-2), эти сосуды были с крышками (рис. 3). Еще 3 новодела «соо» закуплены в следующем 1993 г. (КП 10133/1-3, два «соо» с крышками, один - без крышки), были изготовлены Бараан Хувалда Ческиевной, уроженкой села Адыр-Кежик Тоджинского района. Остальные семь новоделов «соо» - из коллекции С. М. Арандола.

Рис. 3. Ведерко «соо» (новодел). КП 9992/1. Высота 24,5 см, диаметр 22 см. Закупка у Кушкаш Татьяны Тюлюшевны.

Рис. 4. Сосуд «туус», с деревянным дном (подлинник).

КП 7142. Высота 25 см, диаметр 14 см. Сбор Кочетовского филиала-музея.

Кроме ведерок тувинцы из бересты изготавливали сосуды цилиндрической формы «туус» (это название из книги С. И. Вайнштейна (Вайнштейн, 1961: 95), в музейной Книге поступлений они записаны как «идыш»). «Туус» использовались для хранения сметаны «ореме» и масла «саржаг», поэтому у такого сосуда было более крепкое дно из дерева. Берестяные стенки такого сосуда скреплены особым образом, такое соединение еще называют замковым (рис. 4, 5). «Туус» по своей форме очень напоминают русские берестяные туеса, как отмечал С. И. Вайнштейн, тувинцы могли их заимствовать у русских в конце XIX - начале XX вв., когда началось активное заселение ими территории Тувы (Вайнштейн, 1961: 95).

Всего в музее хранится 9 туесов «идыш» (или «туус»). Первый из них (КП 4280/22) появился в музее, благодаря музейной экспедиции в село Кунгуртуг труднодоступного Тере-Хольского района в 1964 г. В составе экспедиции были Т. М. Скакова и С. Ч. Урояков. Следующие 2 «идыш» (КП 7142 и КП 7807) были собраны заведующим Кочетовским филиалом музея В. Е. Оюн в 1978 и 1981 гг. В 1983 г. в музей была передана большая коллекция этнографических материалов, собранных экспедицией ТНИИЯЛИ, общим количество 58 предметов. Среди них был один берестяной «идыш» (КП 9255/12). Следующие 4 «идыш» (КП 9691/7,8,9,11) появились в музее в 1989 г., благодаря сбору школьников Сарыг-Сепа под руководством учителя Иргита Араптановича Достай, который по совместительству заведовал школьным музеем. Самый последний «идыш», к сожалению, относится к безномерным, возможно, его номер утерян, поэтому ответственными хранителями ведется постоянная работа по выявлению учетных номеров у таких безномерных предметов.

Рис. 5. Сосуд «идыш» (подлинник).

КП 9691/8. Высота 30,5 см, диаметр 16 см. Сбор Сарыг-Сепского школьного музея.

Берестяными были у оленеводов и небольшие чашки «шомук», которые изготавливались очень просто - углы квадратного куска выделанной бересты сгибали и складывали так, чтобы образовывались борта чашки, и потом закрепляли углы шерстяными нитками. Единственная подлинная берестяная чашка (КП 10847/9, 10) в музее. К сожалению, в музейном собрании отсутствуют их оригиналы, но имеются 5 новоделов чашек «шомук» из коллекции С. М. Арандола (рис. 6).

Рис. 6. Чашки «шомук» (новоделы). Из коллекции мастера С. М. Арандола. КП 10847/9,10. 12,5х9х3,9 см. 10х8,5х4,2 см.

Колыбель «кавай» - это непременный атрибут любой тувинской семьи, оленеводы их тоже делали из бересты. При этом берестяная колыбель внешне была похожа на берестяное блюдо «одуш», благодаря своей прямоугольной форме и

невысоким бортам, которые по краю также скреплялись при помощи ивового прута и лыка. Отличие колыбели от «одуш» было в том, что у нее было изголовье из 2-х ивовых прутов (тальника), выполненное по аналогии с деревянными люльками западных тувинцев, и кожаные веревочки, с помощью которых за боковые стенки колыбели ребенка как бы зашнуровывали внутри нее. Отличие берестяной люльки оленеводов от деревянной люльки западных тувинцев-скотоводов в том, что у берестяной люльки не было поддона, куда клали кусочек шерсти или высушенный мох для впитывания мочи и кала младенца.

Рис. 7. Люлька «кавай» из бересты. КП 10133/4. 55,5х31х15 см

Интересную информацию автор статьи узнала от своей мамы - Анны Туматовны Манзырыкчы (1944 г.р., уроженка с. Торгалыг Улуг-Хемского района). Она сообщила, что в той местности, где она жила в детстве, в деревянную колыбель вместо поддона просто клали кусок бересты, который быстро впитывал мочу ребенка, и после чего этот своеобразный природный «памперс», легко ополаскивался в воде и быстро после этого высыхал.

В фондах Тувинского музея имеются 3 берестяных колыбели, которые, к сожалению, являются также новоделами, изготовленными народными мастерами специально для музея. Первая берестяная колыбель (КП 10133/4) появилась в музее в 1993 г. (рис. 7), как уже говорилось выше, ее изготовил Дажырган Бараан Барынмаевичем. Две другие колыбельки опять же из коллекции мастера С. М. Арандола.

Рис. 8. Деревянное ведро «ыяш хуун» с берестяным дном.

КП 9458/4. 35х23 см

Еще один примечательный факт, связанный с использованием бересты в традиционной культуре тувинцев, хотелось бы отметить в данной статье. Тувинцы использовали бересту при изготовлении традиционных деревянных ведерок «ыяш

157

хууц», а именно в качестве дна ведерка. Двойную бересту «прибивали» к стенкам ведерка по периметру деревянными штырями (рис. 8). Можно предположить, что это делалось для облегчения ведра, т.е. уменьшения его веса.

Единственное берестяное сито в музейном фонде представлено экземпляром из коллекции С. М. Арандола, т.е. это тоже новодел (НВ 1608/6).

Таким образом, в этнографическом собрании Национального музея Тувы хранятся в общей сложности 58 ед. тувинских берестяных предметов, бытовавших у оленеводов, которые проживали преимущественно в северо-восточной части республики. Несмотря на то, что более половины предметов в этой коллекции являются новоделами (31 ед.), она несомненно нуждается в дальнейшем изучении, атрибуции и публикации, тем более, что некоторые берестяные предметы (например, колыбели) сохранились, только благодаря деятельности наших народных мастеров.

Список литературы:

Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. -Москва: Наука, 1961. - 224 с.

Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. - Москва: Наука, 1974. -

294 с.

Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. - Москва: Наука, 1991. - 296 с.

Дамдын О. С. Леса Республики Тыва // Наука и современность. 2010. №4-1. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/lesa-respubliki-tyva (дата обращения: 22.04.2023). - С. 5357.

Дыртык-оол А. О. Оргежик Ч. М. Коллекция восточных тувинцев-оленеводов в Национальном музее Республики Тыва: история комплектования и общая характеристика // Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektsiya-vostochnyh-tuvintsev-olenevodov-v-

natsionalnom-muzee-respubliki-tyva-istoriya-komplektovaniya-i-obschaya-harakteristika (дата обращения: 21.06.2022).

Дыртык-оол М. О., Дыртык-оол А. О. Коллекция колыбелей Национального музея Тувы как этнокультурное наследие тувинцев // Новые исследования Тувы. Электрон. науч. журнал. № 2, 2019. - С. 95-104.

Оргежик Ч. М. Вклад самобытного мастера С.М. Арандола в сохранение традиционного быта тувинцев-тоджинцев // Ермолаевские чтения: мат-лы III науч.-практ. конф. с междунар. участием (23-25 мая 2019 г.), посв. 90-лет. основания Нац. музея Респ. Тыва. - Кызыл: Типогр. МБОУ КЦО «Аныяк», 2019. - С. 227-231.

Традиционные промыслы и ремесла народов России / СПб гос. ун-т технологии и дизайна, Ин-т технологии традиц. промыслов многочисленных народов России. - Спб: Дрофа, 2004. - 344 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Комбу Энда Викторовна, хранитель l категории отдела учета и хранения фондов Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: kombu70@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kombu Enda Viktorovna, First-Class Custodian, Museum Collection Records Department, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: kombu70@mail.ru УДК 069.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.