ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:
Нурзат Урана Байыр-ооловна, хранитель 1-й категории отдела учета и хранения фондов, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Nurzat Urana Bajyr-oolovna, Category I Custodian, Department of Collections Storage and Control, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 929 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-227-231
ВКЛАД САМОБЫТНОГО МАСТЕРА С.М. АРАНДОЛА В СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННОГО БЫТА ТУВИНЦЕВ-ТОДЖИНЦЕВ
Оргежик Ч.М.
Аннотация: статья посвящена вкладу С.М. Арандола в сохранение традиционной культуры тувинцев-тоджинцев. Изучив их историю, культуру, технологии изготовления предметов, ему удалось в комплексе воспроизвести многие уже утерянные в повседневности предметы домашней утвари и жилища оленеводов Тоджи. Коллекции, выполненные мастером, сегодня являются достоянием и гордостью Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, они позволяют наглядно представлять традиционную культуру оленеводов Тоджи.
Ключевые слова: традиционная культура, музейные коллекции, тувинцы-тоджинцы, чум, самобытный мастер.
THE CONTRIBUTION OF THE ORIGINAL ARTIST S. M. ARANDOL IN THE
PRESERVATION OF THE TRADITIONAL LIFE OF TOZHU TUVANS
Orgezhik Ch.M.
Abstract: the article is devoted to the contribution of S.M. Arandol to the preservation of traditional culture of Tozhu Tuvans. Having studied their history, culture, technologies of production of objects, it managed to reproduce in a complex many already lost in daily life objects of household utensils and dwellings of reindeer herders of Tozhu. Collections made by the master, today are the property and pride of the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, they enable to visualize the traditional culture of the reindeer herders of Tozhu.
Keywords: traditional culture, museum collection, Tozhu Tuvans, the tent, the original
master.
Этнографические коллекции Национального музея Республики Тыва являются гордостью не только музея, но и нашей республики, и позволяют достойно представлять тувинскую культуру, как в самой республике, так и за ее пределами. Несмотря на то, что этнографические предметы составляют около 9% фондового собрания музея (13630 ед. от общего числа 156276 ед.) [Научный архив НМ РТ], они представляют собой подлинные образцы предметов традиционного быта тувинцев, часто уникальные.
Первые предметы этнографической коллекции музея стали одной из причин появления музея в Туве, по мнению первого директора музея В.П. Ермолаева. В 1928 г.,
227
когда был решен вопрос о конфискации имущества правителя Салчакского кожууна, покойного нойона Идам-Сюрюна, возник вопрос о создании Тувинского государственного музея, для которого было отобрано большое количество ценных предметов: одежды, обуви, различной посуды, домашнего обихода, личных вещей нойона и его семьи [Ермолаев, 1967].
Этнографическое собрание музея - одно из самых полных и ценных, представляющих материальную и духовную культуру тувинского и русского народов Тувы. Основная масса тувинских этнографических предметов была собрана в 1950-1970-е гг. В научном архиве музея хранятся отчеты о работе этнографических экспедиций, которые представляют большой научный интерес [Научный архив НМРТ. Д. 112].
Большой вклад в формирование этнографической коллекции музея внес известный ученый-тувиновед С.И. Вайнштейн, который работал в Тувинском музее с 1950 по 1954 гг. По результатам его первой экспедиции в Тоджу [Вайнштейн, 1954: с. 163-169] летом 1951 г. фонды музея пополнились: тоджинским чумом, одеждой, предметами быта, культовыми шаманскими атрибутами тувинцев-тоджинцев. Быт и традиционные занятия тувинцев-тоджинцев наиболее полно исследованы С.И. Вайнштейном в его монографии «Тувинцы-тоджинцы» [Вайнштейн, 1961: с. 218], где достаточно подробно описаны многие предметы, образцы которых хранятся в музее. Многие другие предметы этнографии из музейных фондов (аптара, треножники, деревянная посуда, кожаные сосуды и др.) описаны в другой монографии С.И. Вайнштейна «История народного искусства Тувы» [Вайнштейн, 1974: с. 86].
Долгое время тоджинская этнографическая коллекция ограничивалась сбором 1950-х гг., но в начале XXI в. фонды музея пополнились практически полной коллекцией предметов тоджинского быта, благодаря умению и изысканиям народного умельца-краеведа, самобытного мастера Сундуй-оола Монгушевича Арандола. Его новоделы предметов быта тоджинцев воссозданы по книгам С.И. Вайнштейна, воспоминаниям и рассказам еще оставшихся в живых стариков-оленеводов, они сделаны из тех же материалов (шкуры диких зверей, шкуры домашних оленей, кожа, олений волос, жилы, дерево, береста и пр.) и практически по той же технологии, что и подлинники. В коллекцию С.М.Арандола, которая насчитывает 260 ед., вошли: 2 чума зимней и летней комплектации с внутренним убранством из шкур диких и домашних животных, посуда из дерева и бересты, железные чаши (паш), приспособления для очага, принадлежности для охоты, ловли рыбы, добывания сараны, комплекты зимней и летней одежды тувинцев-тоджинцев и др. Коллекция С.М.Арандола значительно обогатила фонды и экспозицию Национального музея Республики Тыва.
Обобщающие сведения об этнографических коллекциях музея, их составу и степени изученности содержатся в работах ученого-музееведа А.О. Дыртык-оол и заведующей отделом фондов У.Б. Нурзат [Дыртык-оол, 2012: с. 202-204; Нурзат, 2012: с. 114-119]. В работе последнего автора нашла отражение и тоджинская коллекция С.М. Арандола и проанализирован ее состав.
Научной инвентаризацией тоджинской коллекции С.М. Арандола с 2004 г. занималась заместитель директора по науке, кандидат биологических наук Л.К. Монгуш, которая приняла непосредственное участие в формировании данной коллекции. Сделанные ею описания предметов интерьера чума использованы при составлении проекта каталога коллекции.
Хотелось бы сказать несколько слов о жизни этого самобытного мастера. Сам он родом из Улуг-Хемского кожууна, родился в 1942 г. В детстве ему пришлось даже самому пожить в берестяном чуме, который соорудил его отец. Правда, жизнь в чуме длилась недолго - в течение всего лишь одного лета. Умение мастерить домашнюю утварь - туески, бурдюки, корытца - С.М. Арандол получил от своего отца, у матери, которая умерла, когда ему было 9 лет, он научился шить одежду. Со слов мастера, он познал многие секреты мастерства, наблюдая за работой народных мастеров, когда он
228
работал заместителем директора мебельной фабрики народно-художественных промыслов (1978 г.). Его внимательность, наблюдательность и умелые руки позволили стать ему настоящим мастером своего дела.
В 1966 г. С.М. Арандол по окончании Кызылского кооперативного училища Респотребсоюза по направлению 8 лет работал в Тоджинском районе. Там он женился, заочно закончил Иркутский кооперативный техникум. С.М. Арандол был очень дружен с тестем, с которым постоянно ходил на охоту в тайгу. Однажды, во время одного из таких походов он увидел в тайге заброшенные берестяные чумы, эта встреча с прошлым произвела на него неизгладимое впечатление. Первый свой чум С.М. Арандол показал на ежегодном республиканском празднике животноводов Тувы - Наадыме - в 2003 г. и получил первую свою грамоту за самобытность. Позже этот чум купил Национальный музей РТ, и он сразу же был выставлен в экспозиции.
На вопрос - зачем он занимается этим делом, С.М. Арандол говорит: «Хочется, чтобы наши потомки не забывали своих корней, свою историю. Иногда обидно становится: иностранцы больше интересуются нашими традициями, особенностями, национальным колоритом, чем наши собственные дети и внуки. Очень много забытых слов. Даже старики уже не помнят, как по-тувински называется некоторая утварь, составные части чума, например - заглушка отверстия для выхода дыма. Слова исчезают, а вместе с ними и история, культура. Я не призываю всех переезжать в чумы, но то, как раньше жили люди, надо знать. Все-таки сохранять историю своего народа -это стратегически важная задача любого общества» [Антуфьева, 2009].
По словам С.М. Арандола, он долгое время занимался изучением чума, его интерьера, технологий изготовления предметов быта, в том числе, и по книгам С.И. Вайнштейна. Однажды, услышав от одного из жителей Тоджи о том, что выставленная в республиканском музее экспозиция по традиционной культуре восточных тувинцев не во всем соответствует действительности, а именно неполная, С.М. Арандол пришел к директору музея А.С. Комбу и главному хранителю Р.Б. Ховалыг с предложением воссоздать традиционные предметы быта тоджинцев. Эту идею в музее поддержали, а сотрудник отдела природы Л.К. Монгуш с огромным энтузиазмом подхватила ее и помогала мастеру в сборе природных материалов, информации от старожилов-тоджинцев, в популяризации его мастерства. В результате их совместной работы мастеру удалось изготовить комплекты двух чумов (зимней и летней комплектации) в натуральную величину (для НМ РТ) и четырех уменьшенных макетов чума, в т.ч. для двух школьных музеев (Кызылской гимназии № 5 и Монгун-Тайгинской школы) и музея Тувинского госуниверситета. В комплекты чумов вошли и предметы его интерьера, посуда, орудия труда, предметы охотничьего и рыболовного промысла, одежда, шкуры и др.
Входящие в коллекцию С.М. Арандола уменьшенный макет летнего чума из бересты с внутренним убранством активно используется, позволяет быстро его установить, разобрать, упаковать и перевезти. Это дает Национальному музею Республики Тыва возможность активно вести культурно-образовательную работу в форме передвижных выставок среди населения, особенно, для подрастающего поколения. Так, в 2006 г. была организована передвижная выставка в п. Хову-Аксы -административном центре Чеди-Хольского кожууна. В 2012 г. эта же передвижка была организована в г. Туране - административном центре Пий-Хемского кожууна. В 2013 г. в селе Алдан-Маадыр Дзун-Хемчикского кожууна.
В марте 2014 г. Департамент по туризму министерства культуры Республики Тыва принимал участие в Международной туристской выставке «Интурмаркет-2014» в Москве в Международном выставочном центре «Крокус Экспо», где был представлен макет тоджинского чума работы С.М. Арандола. Интурмаркет — главная туристская выставка, которая официально поддержана Федеральным агентством по туризму РФ, а также другими федеральными службами и профессиональными организациями,
способствующими развитию туристической индустрии в России. Основная цель участия в ней Республики Тыва - это развитие и продвижение своих туристских возможностей, в т.ч. усиление узнаваемости бренда Национального музея Республики Тыва. За время экспонирования выставки ее увидели более 3000 человек, были проведены более 90 мини-экскурсий. Надо отметить, что для людей, живущих в европейской части России, тувинская культура, представленная на выставке, по меньшей мере, показалась экзотической, по большому счету, она оказалась для них настоящим открытием о многообразии многонациональной культуры народов, проживающих на территории Российской Федерации. В апреле 2014 г. комплексный макет тоджинского чума работы С.М. Арандола был выставлен на туристском форуме «Енисей» в г. Красноярске. Национальный музей Республики Тыва, представлявший традиционную культуру тувинцев, был отмечен Благодарностью организаторов форума.
Таким образом, история формирования тоджинских коллекций этнографического собрания Национального музея Республики Тыва берет свое начало с середины ХХ в. В 2003 г., благодаря мастерству и краеведческим изысканиям С.М. Арандола фонды Национального музея РТ значительно обогатились и пополнились целым комплексом тоджинских предметов, в том числе, чумами зимней и летней комплектации, которые, несмотря на то, что являются новоделами, позволяют наиболее полно представить традиционную культуру восточных тувинцев, а именно оленеводов-тоджинцев.
Источники:
1. Информатор - Арандол Монгуш Сундуй-оолович, 1942 г. рождения, краевед, народный мастер.
2. Информатор - Монгуш Лаида Кара-ооловна, 1966 г. рождения, к.б.н., зав. отделом краеведения и туризма Национального музея РТ.
3. Научный архив НМРТ. Статистический отчет по форме 8-НК «Сведения о деятельности музея за 2014 г.».
4. Научный архив НМРТ. Д. 112. Отчет о работе Тоджинской историко-этнографической экспедиции Тувинского музея в 1951 г.
5. Научный архив НМРТ. Д. 161. Отчет о командировке сотрудников музея в Тоджинский район. 1958 г.
Список литературы:
6. Антуфьева Н. Стратегический чум: [Интервью с самобытным мастером из Тоджи С.М. Арандолом] // Газета «Центр Азии». 2009. № 37. 18-24 сентября.
7. Вайнштейн С.И. Этнографическая экспедиция Тувинского музея в юго-восточную Туву // Журнал «Советская этнография». 1954. № 2. С. 163-169.
8. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М.: Изд-во восточ. лит-ры, 1961. 218 с.
9. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974. 86 с.
10. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии. М.: Наука, 1991. 296 с.
11. Вайнштейн, С.И. Загадочная Тува. М., 2008. 416 с.
12. Дыртык-оол, А.О. Этнографические материалы в фондах Тувинского национального музея имени Алдан-Маадыр // Этносоциальные процессы в Сибири. Темат. сборник, вып. 3. Кызыл, сентябрь 1998 г. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. С. 202-204.
13. Ермолаев, В.П. Так начинался музей // Газета «Тувинская правда». 1967. 19
марта.
14. Нурзат, У.Б. Этнографические коллекции НМРТ: состав и степень изученности // Первые Республиканские Ермолаевские краеведческие чтения. Кызыл, 910 октября 2012 г. Кызыл, 2012. С. 114-119.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:
Оргежик Чинчи Монгушевна, специалист по учету музейных предметов 1 категории отдела учета и хранения фондов, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Orgezhik Chinchi Mongushevna, Category I specialist in accounting of Museum objects, Department of Collections Storage and Control, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 75/76 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-231-239
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СЕМЬИ РУШЕВЫХ НА ПРИМЕРЕ ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ «ТРИ ТАЛАНТА-ТРИ СУДЬБЫ» НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ИМ. АЛДАН-МААДЫР
Шойдук Л.Ш., Нан-Хоо Я.А.
Аннотация: Тема данной статьи авторами выбрана не случайно. Во-первых, раннее нигде не создавался выставочный проект с материалами, объединяющими в комплексе жизнь, творчество и бытование известной семьи Рушевых; во-вторых, заданная тема раньше не рассматривалась другими авторами для исследования и изучения творческого наследия всей семьи в контексте музейного пространства. Сотрудниками НМ РТ была поставлена задача - создавая выставочный проект, посвященный жизни и творчеству семьи Рушевых, сделать его значимым в контексте сегодняшнего дня, т.к., творчество членов всей семьи по сей день оказывает особое влияние на культурную и общественную жизнь, историю не только РТ, но и в масштабах всей страны.
Ключевые слова: выставочный проект, семья Рушевых, творческое наследие, музейное пространство.
THE CREATIVE HERITAGE OF THE RUSHEVY FAMILY ON THE EXAMPLE OF THE PERMANENT EXHIBITION "THREE TALENTS - THREE FATE S" ALDAN-MAADYR NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA
Shoyduk L.Sh., Nan-Khoo Y.A.
Annotation: The authors of this article did not choose the subject by chance. First, no exhibition project with materials has been created anywhere else, combining the life, creativity and existence of the famous Rushev family in a complex; secondly, the subject in question has not yet been considered by other authors for the research and study of the creative heritage of the whole family in the context of the museum space. The NM RT team was commissioned to the create an exhibition project dedicated to the life and work of the Rushev family, which makes it more meaningful in the current context, as the work of the family members still has a particular impact on the cultural and social life, the history of the republic, but also on a national scale.
Keywords: exhibition project, the Rushev family, creative heritage, museum space.
В залов №7 третьего этажа Национального музея им. Алдан Маадыр Республики Тыва (далее НМ РТ) в декабре 2016 года открылась постоянная экспозиция «Три таланта
231