Научная статья на тему 'ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ КОРЫТ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ КОРЫТ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музейная коллекция / корыто / деспи / фонды / хранение / Museum collection / trough / Despi / funds / storage

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монгуш Шолбана Хонук-Ооловна

В статье рассматривается обзор коллекции корыт, хранящиеся в фондах Национального музея Республики Тыва. Подробно рассматриваются основные виды корыт из коллекции, их описание, назначение, пути поступление в музей, даны некоторые информации о сдатчиках и авторах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BROWSE COLLECTION TROUGHS IN THE COLLECTIONS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TU

The article reviews the collection of troughs stored in the Funds of the national Museum of the Republic of Tuva. The main types of troughs from the collection are considered in detail, their description, purpose, ways of entering the Museum, some information about deliverers and authors is given.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ КОРЫТ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

6. Монгуш К.М. О культурно-хронологиеской атрибуции одной коллекции наконечников стрел из фондов Национального музея Республики Тыва. // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. 2019. С. 202-206.

7. Монгуш Ч.А-С. Коллекция бронзовых зеркал в собрании Национального музея Республики Тыва. // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. 2019. С. 217-222.

8. Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.: 1960. С.137.

9. Савинов Д.Г. Ранние кочевники Верхнего Енисея. // Урянхай. Тыва дептер. Т. 7. / под ред. С.К. Шойгу. М.: Слово, 2008. С. 780-841.

10. Семенов В.А. Суглуг-Хем и Хайыракан - могильники скифского времени в Центрально-тувинской котловине. СПб: «Петербургское Востоковедение». 2003. 240 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Майны Биче-оол Салчакович, научный сотрудник, отдел краеведения и туризма Национального музея им.Алдан Маадыр Республики Тыва, г.Кызыл, Россия. Электронный адрес: bmayny @ mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Mainy Biche-ool Salchakovich, research fellow, Department of Local History and Tourism, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: bmaynu@mail.ru

УДК 069.5 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-75-79

ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ КОРЫТ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Монгуш Ш.Х.

Аннотация. В статье рассматривается обзор коллекции корыт, хранящиеся в фондах Национального музея Республики Тыва. Подробно рассматриваются основные виды корыт из коллекции, их описание, назначение, пути поступление в музей, даны некоторые информации о сдатчиках и авторах.

Ключевые слова: музейная коллекция, корыто, деспи, фонды, хранение.

BROWSE COLLECTION TROUGHS IN THE COLLECTIONS OF THE NATIONAL

MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

Mongush Sh.Kh.

Abstract. The article reviews the collection of troughs stored in the Funds of the national Museum of the Republic of Tuva. The main types of troughs from the collection are considered in detail, their description, purpose, ways of entering the Museum, some information about deliverers and authors is given.

Keywords: Museum collection, trough, Despi, funds, storage.

В фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва (НМ РТ) хранится большая коллекция различных корыт, которая насчитывается 54 единиц хранения. Сбор коллекции начался с 1955 года, благодаря труду ветеранов музея, работавших в разные годы. Основная часть коллекции поступила в музейный фонд в середине прошлого столетия.

Большая часть коллекции хранится в фонде этнографии «Металл. Дерево». Это 42 корыт разного размера, большинство из которых сделаны из дерева и всего 3 них из бересты. Остальная часть коллекции - это более стилизованные современные, сувенирные виды, состоящие из набора деревянной посуды и скульптуры малой формы и из агальматолита, хранится в фонде декоративно-прикладного искусства. Основная часть коллекции поступила в музейный фонд в середине прошлого столетия, в период, когда земледелие в хозяйстве тувинцев приобрело большой размах, когда повсеместно стала применяться советская агротехника [Монгуш, Монгуш, 2019, с. 287]. В результате постепенного перехода жителей в оседлую жизнь, когда у сельских жителей появились разные металлические виды предметов быта.

Несколько корыт из коллекции выставлены в экспозициях музея: в комплексе внутренней утвари тувинской юрты (зал № 5, 2-го этажа, выставка «Мир тувинцев»), в тоджинском чуме (зал №7, 2-го этажа, выставка «Тайга, в единстве с природой»). Также в экспозициях по разделам этнографии демонстрированы корыта в филиалах музея, в селе Алдан-Маадыр, в городах Чадаан и Туран.

Корыто (по тув. деспи) в жизни и в быту тувинца - кочевника играло не маловажную роль. Первую очередь, оно служит, как предмет для просеивания жаренного и толченого проса, пшеницы, ячменя, также посуда для вареного мяса, для сушения творога, лечебных трав и ягод. Поэтому они в основном имеют форму открытой продолговатой емкости, изготовленной из половинки целого бревна, выдолбленной с плоской стороны (электронный указатель). Большинство корыт из коллекции являются такой традиционной классической формы.

Деспи (корыто) тувинцы делали из тополя и березы. Стандартные большие размеры корыта для хозяйства кочевника делались в основном из тополя, так как именно этот вид древесины не трескался и предметы служили долго. Из березы делали корыта меньшего размера. О виде древесины и материале изготовления деспи дают подтверждение опытные мастера Тувы Очур Херел-оолович Бады, художник-реставратор НМ РТ, народный мастер Херел Очур-оолович Ооржак. Старейший мастер Очур Херел-оолович Бады утверждает, что основное назначение деспи, это просеивание зерновых культур, поэтому оно должно быть тонким и легким, чему и соответствует большинство корыт из коллекции музея. Также о тополе напоминают и в трудах этнографов: «На деревянную посуду, не исключая и чашек, шел обыкновенно тополь, лучше других древесных пород поддающийся долблению» [Вайнштейн, 1974: с. 109].

Если корыто в быту у некоторых народов, имело самое разнообразное назначение и в хозяйстве пригождалось для всего, служило как обычный предмет быта, где можно было постирать, кормить скот, собирать урожай, солить капусту, заместить тесто и т.д., то у тувинцев деспи (корыто) имело особое значение. Это символ сытости, богатства и трудолюбия, где в не малых количествах просеивали жареное и толченое просо, ячмень, пшеницу. Корыто постоянно щедро наполняли вареным мясом, курдюком и грудинкой баранины, которыми являются самыми почитаемыми из мясных блюд национальной кухни.

Деспи (корыто) в быту у тувинцев относится к посуде. Отношение к посуде у тувинцев особое, есть понятие: «оору аастыг сава», предпочтение как предмету сакральному, имеющую открытую поверхность. Нельзя было ставить их вверх дном. Существует много поверий и традиций по отношению к посудам, например, таких как «Сава дуву куруглатпас», то есть в переводе это означает, что нельзя оставлять посуду

пустым, «Сава дуву дуптээр», это означает, что посуда должна быть возвращена хозяину не пустой, а с какими-нибудь гостинцами. [Монгуш, 2007: с. 278]. Чайник не должен стоять направленной соской на вход юрты, верили, что благополучие семьи уйдет. Таким образом, тувинцы воспитывали своих детей, строго соблюдая традиции предков, которые могут привести к бедствии или к голоду при их не соблюдении. Учили ценить и уважать добытым своим трудом еду и сопутствующие предметы, связанные с традиционной пищей.

Рис. 1. Первое поступления деспи как предмета этнографии в фондах музея, зафиксировано в книге поступления (КП) главным хранителем музея Скаковой Т. М. от 10.09.1955г. под номером 2397.

Оно было закуплено музейными сотрудниками во время командировки в Тоджинский кожуун, бытовало деспи у Ак Харлык, труженицы колхоза «1-е Мая». Корыто было обнаружено наполненным солью [Книга поступления основного фонда №1].

Это своеобразное маленькое деспи (корытце) в единственном экземпляре, длинной 28 см., шириной 14см. и глубиной 3,5см., по две маленькими округлыми ручками с обеих сторон, характерное для быта тувинцев - тоджинцев, таежных жителей оленеводов, проживающих на севере-востоке республики, которое перекочевывают посезонно. Оно не похоже на традиционное корыто жителей центральной, южной и западной Тувы. Здесь важно отметить своеобразное назначение корыта, которое назначение в данном случае не совпадает с ранее перечисленными видами продуктов, в особенности с зерновыми. Тувинцы-тоджинцы, являясь жителями таежной зоны Тувы, занимались охотой, рыболовством, собирательством. Как жители горностепных зон Тувы, восточные тувинцы земледелием не занимались.

Среди коллекции имеются, как уже отметили ранее, деспи из бересты. Их 3 единиц хранения, такими деспи тоже пользовались в хозяйстве, жители таежной Тоджи. Для них береста является одним из удобных и доступных материалов для создания различных предметов быта. У тувинцев-тоджинцев больше берестяной посуды, чем деревянной.

Рис.2. Деспи (корыто) из бересты (Инв.123), имеет четырехугольную форму, верхний край зашит вокруг тонкой лентой из древесины. Длина 46,5см., ширина 27см., глубина 9см. Сохранность предмета не полная, из-за долгого бытования цвет потемнел, порванные места по краям, потертости на дне. В таких корытах сушили ягоды, лекарственные травы, корнеплоды, перебирали кедровый орех, складывали мясо.

Основную часть коллекции корыт составляет традиционные деревянные корыта разного размера. Их в фондах музея и в экспозициях насчитывается 40 единиц хранения, не повторяющиеся друг друга.

Все они поступили в разные годы, одно из интересных деспи - КП 5488 (рис.3)

Рис.3. Размер и форма данного экземпляра более точно совпадает традиционным стандартам деспи. Длина 73см., ширина 35см., глубина 7,5см. Это тот самый вид, который подходит как для просеивания зерна, так и для вареного мяса для большой семьи.

Имеет легкую, тонкую и в меру широкую форму. На ручке просверлено дырка для подвешивания на петле. Сохранность корыта не полная, сильно потемневшая поверхность, на дне следы от пореза ножа, на боковой стороне имеется скол, закрепленная гвоздем, потертости по краям.

Запись в книге поступления: «Привезено и сдано в музей в 1972году Черненко Леонидом Ивановичем из Улуг-Хемского района от Норбу Монгуш, которого бытовало в его хозяйстве около 40 лет»[Книга поступления основного фонда №4]

В разделе хранения «Русский быт» фонда этнографии «Металл. Дерево» находятся два деревянных корыта, более массивные, чем традиционные тувинские деспи. В них уже невозможно просеивать зерно из-за тяжелого веса, высоких бортиков

и более глубокого дна. Эти корыта как раз и имели самые разные назначения в быту, как уже сказано ранее.

рис.4. Один из них корыто (рис.4, № КП 8346/2) среднего размера, длина 50см, ширина 18 см, глубина 11,5 см., покрашенное в коричневый цвет. Имеет глубокую четырехугольную поверхность. Сохранность не полная, на внутренней стороне множество царапин, потертые края на поверхности, на дне имеются тещины. Сбор Ховалыг Т.А., закуплено музеем от Медведевой Веры Ивановны в 1983году.

Следующие виды деспи из коллекции это более современные, стилизованные виды, поменьше размером, удобные для использования в домах и в квартирах. Среди них деспи в комплекте деревянных посуд, состоящие из нескольких предметов. Например, деспи, сосуд для чая и деревянные чашечки. Деспи с дарственной надписью, покрытые лаком, краской, орнаментированные, с резными орнаментами на ручках и т.д.

Подобные корыта принято дарить на почетные даты, свадьбы и т.д. В связи с этим изготовление деревянных деспи современными местными мастерами не прекращаются. У населения появляется потребность в деспи для варенного мясо, для оформления традиционного праздничного стола в национальные праздники, такие как Шагаа, Наадым и на свадебных торжествах. Поэтому на ярмарках самобытных и профессиональных мастеров можно увидеть корыта как отдельный предмет, также, как и в комплекте посуд, состоящих из нескольких предметов, например, корыто, крюк для мяса и нож или же комплект посуды из меньшего состава и т.д.

рис.5. Некоторые из таких в коллекции деспи небольшого размера (КП 11259/11) светло-коричневого цвета с дарственной надписью «Чогаалчывыс - чангыс чер чуртуувус Е.Д. Тановнага! Кызыл-Тайга суму 24.04.1995г.»

рис.5. Деспи в наборе кухонных принадлежностей состоящей из деревянной ступки с пестиком и соломкой, покрашены в коричневый цвет и покрыты лаком ( КП 7796), закуплен музеем в 1981году через министерство культуры от экспериментального предприятия народно-художественных промыслов и сувениров г. Кызыла.

Также коллекцию корыт музея пополняют работы местных художников, отражающие быт и жизнь тувинцев. Это 7 работ скульптуры малой пластики из агальматолита. Обогащают сбор

гт

коллекции работы знаменитых мастеров Тувы таких как Раиса Ажыевна Аракчаа «Деспи» Кызыл, 1971г., «Угуулзалыг деспи». Кызыл,1984г., Одушпая С.К. «Обработка зерна» Кызыл, 2017г., Салчака Р.К. «Бичии дузалакчылар» Кызыл, 1990г. и т.д.

Рис.6. «Бичии дузалакчылар» (КП 9722- Маленькие помощники) Кызыл, 1990г. В данной работе Р.К. Салчака изображен один важных моментов в жизни земледельца, толчение на ступе жареного зерна, наполненное зерном деспи. Дети, которые довольно с раннего возраста усваивавшие навыки по столь ответственному делу.

Сбор коллекции корыт НМРТ достаточно большая и разнообразная, она может быть использована в экспозиции даже как отдельная тематическая выставка. Формирование коллекции происходило путем передачи, дара и закупки. Научными сотрудниками и хранителями ведутся исследовательские работы по коллекции. По сведениям инвентарных книг сектора учета по дереву и камню, из 54 единиц из коллекции научное описание и паспорта имеют 22 предмета, из них не описаны 32 предмета. Хранителями начата работа по включению предметов из коллекции корыт в государственный реестр культурных ценностей музейного фонда России.

Таким образом, в национальном музее Республики Тыва представлены предметы этнографии, отражающие традиционный быт и культуру населения региона. Наблюдения последних лет показывают, что деспи (корыто) сохранилось в быту у современных тувинцев и претерпели изменения во внешнем оформлении. Из предмета обихода деспи (корыто) переходят также в олицетворение достатка в семье.

¡ыИ

Список литературы

1. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М., 1974.

2. Монгуш Л.К., Монгуш Ш.Х. Предметы земледелия у тувинцев как источник по изучению традиционного хозяйства. // Ермолаевские чтения. Материалы III научно -практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. 2019. С. 184190.

3. Монгуш Ш.Х. Научные труды Тывинского государственного университета. Выпуск V/ Том.П. Кызыл: Издательство ТывГУ. С. 207-278.

4. Книга поступления основного фонда № 1 Национального музея Республики Тыва (НМ РТ)

5. Книга поступления основного фонда № 7 НМ РТ

Информаторы:

1. Бады Очур Херел-оолович, самобытный мастер, житель г. Кызыла

2.Ооржак Херел Очур-оолович, художник-реставратр НМРТ, народный мастер, житель г. Кызыла

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Монгуш Шолбана Хонук-ооловна, старший научный сотрудник отдела археологии и этнографии, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Росссия. Электронный адрес: sholbana19662017@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Mongush Sholbana Khonuk-oolovna, senior research fellow of Department of archaeology and ethnography, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: sholbana19662017@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.