Научная статья на тему 'КОЛЛЕКЦИЯ АЙ-ЧУРЕК ОЮН – ПОТОМСТВЕННОЙ ТУВИНСКОЙ ШАМАНКИ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

КОЛЛЕКЦИЯ АЙ-ЧУРЕК ОЮН – ПОТОМСТВЕННОЙ ТУВИНСКОЙ ШАМАНКИ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
178
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальный музей Республики Тыва / современный шаманизм / фонды музея / личность / коллекция / National Museum of the Republic of Tuva / modern shamanism / Museum funds / personality / collection

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дамба Аржаана Валерьевна

В данной статье рассматривается коллекция ритуальных предметов известной тувинской шаманки Ай-Чурек Оюн в фондах Национального музея Республики Тыва. Дана краткая информация о ее биографии и описание некоторых предметов из ее коллекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTION OF AI-CHUREK OYUN – A HEREDITARY TUVAN SHAMAN IN THE FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

This article examines the collection of ritual objects of the famous Tuvan shaman AI-Churek Oyun in the funds of the National Museum of the Republic of Tuva. Brief information about her biography and a description of some items from her collection is given.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКЦИЯ АЙ-ЧУРЕК ОЮН – ПОТОМСТВЕННОЙ ТУВИНСКОЙ ШАМАНКИ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Нурзат Эрес Баир-оолович, специалист по учету музейных предметов 2 категории отдела учета и хранения фондов Национального музея им. Алдан -Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Nurzat Eres Bair-oolovich, Second-Class Specialist, Museum Collection Records Department, Aldan-Maadyr National Museum of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 069.5 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-137-140

КОЛЛЕКЦИЯ АЙ-ЧУРЕК ОЮН - ПОТОМСТВЕННОЙ ТУВИНСКОЙ ШАМАНКИ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Дамба А.В.

Аннотация. В данной статье рассматривается коллекция ритуальных предметов известной тувинской шаманки Ай-Чурек Оюн в фондах Национального музея Республики Тыва. Дана краткая информация о ее биографии и описание некоторых предметов из ее коллекции.

Ключевые слова: Национальный музей Республики Тыва, современный шаманизм, фонды музея, личность, коллекция.

COLLECTION OF AI-CHUREK OYUN - A HEREDITARY TUVAN SHAMAN IN THE FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

Damba A.V.

Abstract. This article examines the collection of ritual objects of the famous Tuvan shaman AI-Churek Oyun in the funds of the National Museum of the Republic of Tuva. Brief information about her biography and a description of some items from her collection is given.

Keywords: National Museum of the Republic of Tuva, modern shamanism, Museum funds, personality, collection.

Одним из феноменов духовного и материального наследия тувинского народа является шаманизм, изучение которого на сегодня является актуальным как в общих вопросах (религиозные воззрения, социокультурные функции и пр.), так и в частных [Потанин, 1883; Элиаде, 2015; Федоров, 2005; Потапов, 1969].

Один из самых полных обзоров шаманских бубнов в фондах Национального музея Республики Тыва была представлена в научной статье Бичелдей У.П., Допай А.-Х.М. и Бырыннай С.Л. для электронного журнала «Новые исследования Тувы» [Бичелдей, Допай, Бырыннай, 2019: с. 151-160]. Однако, шаманские коллекции не ограничиваются одними бубнами.

Одной из важнейших функций этнокультурного наследия, большая часть которого сосредоточена в музеях, является поддержка в информационном обществе культурного многообразия, которое предоставляет возможности и создает оптимальные условия для культурной самоидентификации. Выявление, комплектование, сохранение и изучение музейных коллекций направлено на решение, в том числе, и этих задач. Не является исключением и шаманская коллекция в фондах НМ РТ, которая содержит огромный, еще не до конца изученный, информационный пласт. Выявление этой

информации, исследование и ввод в научный оборот шаманских предметов через публикацию и современные информационные системы - одно из актуальных направлений сохранения, изучения и трансляции этнокультурного наследия.

В фондах Национального музея Республики Тыва хранятся личные вещи потомственной тувинской шаманки Ай-Чурек Оюн, переданные в 2016 г. на постоянное хранение. Фонд известной шаманки состоит из вещественных предметов и фотоматериалов, которые раскрывают ее неординарную личность и активную деятельность в области шаманизма. Ай-Чурек Оюн одна из известнейших шаманок современности, происходящей из уважаемого рода «Девять курганов». Ее шаманские корни прослеживаются как по материнской, так и по отцовской линии.

В 1993 году, после знакомства с известным шамановедом Монгушем Бораховичем Кенин-Лопсаном, о шаманском даре Ай-Чурек заговорили не только в Туве. В 1993 г. была участницей Международного конгресса-симпозиума, состоявшегося в г. Кызыле. В 1998 г. в Туве выходит фильм с участием Ай -Чурек -«Кузунгу алгыжы» («Голос шаманского зеркала»). В этом же году она была в Италии для участия в международном конгрессе, где занимала первое место среди целителей из разных стран мира. Результатом этой поездки явился также фильм «Moonheart» («Лунное сердце»), снятый итальянскими документалистами. В 2001 г. Ай-Чурек Оюн становится председателем Централизованной религиозной организации тувинских шаманов «Тос-Дээр» («Девять Небес»).

В том же году она приезжала в Москву на Всемирную театральную олимпиаду. Через год, и далее постоянно, участвовала в Международном фестивале «Устуу-Хурээ». В 2004 г. принимала участие в Азиатском фестивале в Чикаго (США), джазовом фестивале в Швейцарии, фестивале этнической музыки «Саянское кольцо» (Республика Хакасия). Как говорила сама Ай-Чурек, «у сильного народа всегда будет сильный шаман». И пусть Ай-Чурек уже нет, у неё остались ученики, друзья и последователи, которые понимают и разделяют главную задачу жизни шаманки -служение людям.

После ухода шаманки Ай-Чурек Оюн в мир иной, ее сын Дунзунмаа Нам Хулер-

оолович 24 октября 2016 года передал в дар некоторые вещи шаманки в фонды

национального музея в общем количестве 144 единиц: бубен, колотушка, шаманские

сапоги две пары, обереги, камни (хуваанак), курительная трубка, раковина (тун),

музыкальные тарелки (денчик), СД - диски с камланиями, различные украшения

из полудрагоценных камней и цветные фотографии во время различных симпозиумов, "12

встреч, камланий12.

Примечательно, что среди вещей Ай-Чурек Оюн есть атрибуты по буддизму такие как музыкальные тарелочки (Денчик), четки (Эреге), раковина (Тун). По мнению Чернышевой В.Г. в научной статье в III Ермолаевских чтениях буддизм и шаманизм влияли друг на друга, тем самым ритуальные практики с одной религии перенимались другой [Чернышева, 2019: с.78-81].

Шаманские обряды и атрибуты - ценнейший источник для изучения материальной и духовной культуры тувинцев. Основными предметами камлания, которые помогают шаману войти в транс, а его душе оторваться от тела являются бубен, колотушка, курительная трубка, раковина и т.д. У каждого шамана они разные.

У тувинских шаманов, по утверждению М. Б. Кенин-Лопсана, бубен служил одновременно «конем» и «щитом» во время его путешествий по разным мирам [Кенин -Лопсан, 2009: 139]. Также шаманский бубен имели право носить только «сильные» шаманы [Кенин-Лопсан, 1987: 168]. По мнению У.П. Бичелдей в силу бытования и функционирования практики шаманизма на территории Тувы в современное время, она продолжает дополняться новыми материалами, в особенности, атрибутикой

12Акт приема предметов на постоянное хранение № 106 от 23.10.2016 г. (вместе с коллекционной описью) // Архив сектора учета Нац. Музея Респ. Тыва.

138

неошаманов [Бичелдей, Допай, Бырыннай, 2019: с. 158-159]. Ай-Чурек Оюн некоторые исследователи классифицируют, как неошаманку, однако, применение этого термина по отношению к современным шаманам остается предметом дискуссий.

Рис. 1. Бубен шаманки Ай-Чурек (Дунгур) - магический ударный инструмент, один из главных атрибутов шамана. Конец XX в. Дерево, кожа, х/б ткань; резьба, выделка, шитье. 48 х 6 см КП12056/1.

Бубен круглой формы, на деревянный остов бубна натянута сырая шкура животного кожаными нитями (сиир). Лицевая часть бубна гладкая, без рисунков, не окрашена. Рукоять бубна сделана из сплетенных кожаных веревок (баг) с разноцветными жгутами - символами змей.

Колотушка состоит из ударной части и рукояти. Ударная часть овальной формы, выпуклая и плоская стороны обтянуты из кусочков коричневой кожи и пришиты по краям белой х/б ниткой. Ручка сделана из дерева длиной 15 см. Сверху и снизу две полоски, окрашенные красной масляной краской. В отверстие ручки продета петля из красной нити, в которых продеты семь металлических бус белого цвета. Также в это же отверстие продета красная петля, на которой пучок с девятью разноцветными жгутами (змейки) из х/б ткани.

Изучив и подробно рассмотрев состав шаманской коллекции потомственной шаманки Ай-Чурек Оюн в фондах Национального музея Республики Тыва, можно сказать, что она является одной из наиболее ярких коллекций, представляющих культовую атрибутику тувинских шаманов. Важной особенностью коллекции является то, что она представлена разнообразными шаманскими предметами и атрибутами.

Рис. 2. Колотушка для бубна (Орба) Конец ХХв. Дерево, кожа, ткань, х/б нитка, краска; резьба, выделка, шитье, покраска. 28 х 7,5 см. (колотушка) 84 см - жгуты.

КП 12056/2

Шаманская коллекция музея успешно пополняется новыми материалами, которые привносят элемент новизны в каждую последующую выставку по шаманской тематике. Часть предметов шаманки Ай-Чурек Оюн выставлены в новой экспозиции «Шаманизм в Туве», приуроченная к 95-летнему юбилею М.Б.Кенин-Лопсана.

Список литературы:

1. Бичелдей У. П., Допай А.-Х. М., Бырыннай С. Л. Коллекция шаманских бубнов в фондах Национального музея Тувы // Новые исследования Тувы. 2019, № 2. С. 151-160

2. Кенин-Лопсан. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX - начало XX в. Новосибирск, 1987. - 168 с.

3. Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские шаманы. - Москва, 2009. - 139 с.

4. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 г. Вып. IV. СПб., 1883. 1054 с.

5. Потапов, Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969.- 402 с.

6. Федоров, В. Н.Тайны вуду и шаманизма. М., 2005. - 480 с.

7. Чернышева В.Г. взаимовлияние буддизма и шаманизма на иконографию культовых предметов. На примере коллекции Минусинского музея. // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. 2019. С. 78-81.

8. Элиаде, М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. М., 2015. 553 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Дамба Аржаана Валерьевна, специалист по учету музейных предметов 1 категории отдела учета и хранения фондов Национального музея им. Алдан -Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]

INFARMATION ABOUT THE AUTHOR:

Damba Arzhaana Valer'evna, First-Class Specialist, Museum Collection Records Department, Aldan-Maadyr National Museum of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: damba. arzhaana@mail. ru

УДК 069.5 Б01: 10.24412/2686-9624-2020-141-145

ДЕРЕВЯННАЯ УТВАРЬ ТУВИНЦЕВ: ПО МАТЕРИАЛАМ КОЛЛЕКЦИИ ВЕДЕРОК ИЗ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Комбу Э.В.

Аннотация. В статье на основе изучения коллекции традиционных деревянных и берестяных ведерок тувинцев из фондов Национального музея Республики Тыва показана история ее формирования, выявлен ее количественный состав и разновидности ведерок, сделаны описания отдельных экземпляров.

Ключевые слова: традиционная утварь тувинцев, ведерко, посуда, дерево, береста, Национальный музей Республики Тыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.