Научная статья на тему 'ПРОЕКТ КАТАЛОГА «ТУВИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НОЖИ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»'

ПРОЕКТ КАТАЛОГА «ТУВИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НОЖИ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
534
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тувинский нож / Национальный музей Республики Тыва / кузнечное дело / декоративно-прикладное искусство / Tuvan knife / National Museum of the Republic of Tuva / blacksmithing / decorative and applied arts

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нурзат Эрес Баир-Оолович

Статья посвящена проекту каталога коллекции тувинских ножей, хранящихся в фондах Национального музея Республики Тыва. Коллекция богата подлинными образцами, характеризующими уровень развития тувинского кузнечного ремесла конца XIX – начала XX веков. С древнейших времен ножи были важным атрибутом жизни кочевников, живших на территории Центральной Азии. В настоящее время обработка и декорирование ножей занимает важное место в декоративно-прикладном искусстве тувинцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нурзат Эрес Баир-Оолович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT OF THE CATALOG «TUVAN NATIONAL KNIVES IN THE FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA»

The article is devoted to the project of the catalog of the collection of Tuvan knives stored in the Funds of the national Museum of the Republic of Tuva. The collection is rich in authentic samples that characterize the level of development of Tuvan blacksmithing in the late XIX – early XX centuries. Since ancient times, knives have been an important attribute of the life of nomads who lived in Central Asia. Currently, the processing and decoration of knives occupies an important place in the decorative and applied arts of Tuvans.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ КАТАЛОГА «ТУВИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НОЖИ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»»

УДК 069.5 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-132-137

ПРОЕКТ КАТАЛОГА «ТУВИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НОЖИ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

Нурзат Э.Б.

Аннотация. Статья посвящена проекту каталога коллекции тувинских ножей, хранящихся в фондах Национального музея Республики Тыва. Коллекция богата подлинными образцами, характеризующими уровень развития тувинского кузнечного ремесла конца XIX - начала XX веков. С древнейших времен ножи были важным атрибутом жизни кочевников, живших на территории Центральной Азии. В настоящее время обработка и декорирование ножей занимает важное место в декоративно-прикладном искусстве тувинцев.

Ключевые слова. Тувинский нож, Национальный музей Республики Тыва, кузнечное дело, декоративно-прикладное искусство.

PROJECT OF THE CATALOG «TUVAN NATIONAL KNIVES IN THE FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA»

Ondar E.B.

Abstract. The article is devoted to the project of the catalog of the collection of Tuvan knives stored in the Funds of the national Museum of the Republic of Tuva. The collection is rich in authentic samples that characterize the level of development of Tuvan blacksmithing in the late XIX - early XX centuries. Since ancient times, knives have been an important attribute of the life of nomads who lived in Central Asia. Currently, the processing and decoration of knives occupies an important place in the decorative and applied arts of Tuvans.

Keywords: Tuvan knife, National Museum of the Republic of Tuva, blacksmithing, decorative and applied arts.

Национальное холодное оружие - это культурное наследие этноса, важная составляющая в характеристике любой его исторической эпохи и культуры. Историко-культурологическое изучение оружия является одним из перспективных направлений современной науки. В течение последних десятилетий растет число оружейных исследований, музеи ведут политику увеличения количества временных выставок и реорганизуются старые экспозиции, открываются новые музеи оружия, растет число коллекционеров, оружиеведов и любителей оружия.

Национальное оружие становится значимым звеном в образовательных программах и воспитании молодежи, что способствует сохранению аутентичности и этнической самобытности народностей России. Сохранение и продвижение культурного наследия, как важнейшего фактора национальной идентичности, особое значение имеет для этнографических музеев. Это обусловлено тем, что именно этнографические музеи изучают особенности национальной культуры и передают их последующим поколениям, а их главным отличием является неразрывная связь с конкретным этносом.

Тувинские национальные ножи представлены в Кунсткамере из коллекции Катанова Н.Ф., в Этнографическом музее Казанского университета, из сбора экспедиции С.А. Теплоухова [Гущина, Титова, 2019, с. 93], и др. музеях, но одним из основных хранителей тувинского национального оружия является Национальный музей РТ им. Алдан-Маадыр Республики Тыва (НМ РТ). Деятельность НМ РТ направлена на сохранение, изучение и популяризацию исторического, культурного

и природного наследия народов, проживающих в Туве, в особенности, коренного тувинского народа. Превратить оружие в объект музейного показа с целью максимального сохранения, выявления его историко-культурной, научной, эстетической, образовательно-воспитательной ценности, активного включения в современную культуру позволяет экспозиционная деятельность музеев [Ерешко, 2008: с. 1].

Этнографическое собрание Тувинского музея - одно из самых полных и ценных, представляющих материальную и духовную культуру тувинского и русского народов Тувы [Нурзат, 2012: с. 114]. В фонде «Этнография. Металл» НМ РТ хранятся различные ножи, в том числе и тувинские ножи (бижек) в ножнах (6 ед.) и ножны (хын) без ножей (6 ед.). Большая часть коллекции тувинских ножей представлена в фонде «Декоративно-прикладное искусство» (ДНИ): ножи в ножнах - 16 ед. и ножны без ножей - 2 ед. В последней коллекции представлены наиболее интересные экземпляры тувинских ножей, многие из которых выполнены на высоком художественном уровне. Также национальные тувинские ножи представлены в фонде «Драгоценные металлы. Серебро», из 815 музейных предметов из серебра 8 тувинских ножей, в отделке которых использовалось серебро, и 4 оправы ножен.

История металлообработки на территории Тувы уходит корнями в глубокую древность. Тюрки-тугю, по данным письменных источников, издавна славились как рудокопы, металлурги и кузнецы, в V - начале VI в. они, будучи подданными каганата жуань-жуаней, специализировались на этих отраслях производства, добывали железо для жуань-жуаней и были их «плавильщиками» [Кызласов, 1969, с. 75]. Остатки древних рудников в виде открытых карьеров и ям известны в Туве так же, как и остатки сыродутных горнов. В одной из древнетюркской надписей на камне с правого берега Улуг-Хема упоминаются, судя по переводу С. Е. Малова, шахты. После создания своего государства тюрки, по сообщению византийских историков, имели (во второй половине VI в.) свои железные рудники и вели торговлю железом.

Рассвет кузнечного и литейного ремесла на территории Тувы пришел на период древнетюркских каганатов. Мастера этих ремесел достигли высокого мастерства не только в изготовлении предметов вооружения - копий, сабель, лат, наконечников стрел, орудий труда, металлических частей сбруи, но и украшений. Древняя история искусства металлообработки на территории Тувы, послужила основой для традиционных форм тувинского кузнечного и ювелирного искусства, оружие (особенно короткоклинковое) приобрело вид, дошедший до относительно современного периода истории Тувы практически в неизменной форме.

В конце XIX - начале XX вв. обработка металла была одним из основных видов прикладного искусства у всех групп тувинцев. Восторженные, но отрывочные и крайне беглые замечания путешественников, а также отдельные предметы, попавшие в коллекции отечественных и иностранных музеев, позволяют предполагать высокий уровень развития этого вида тувинского народного искусства. У кочевых тувинцев работа по металлу, в том числе ювелирная, была целиком в руках кузнецов. Тувинское название кузнеца тарган (дарган) означает также мастер, умелец, подобно названию кузнеца у других тюрко-монгольских народов. Еще в начале XX в. Феликс Кон, путешествовавший по Туве и пытливо изучавший быт ее жителей, отмечал, что ювелирное мастерство входит в круг деятельности кузнецов [Кон, 1934: с. 72].

Известный путешественник и исследователь Центральной Азии Г. Е. Грумм-Гржимайло писал, что в Туве ему приходилось знакомиться с кузнечными работами, которые поражали тонкостью исполнения и художественностью [Грумм-Гржимайло, 1926: с. 84].

Став ныне декоративным предметом местного колорита, тувинский нож (тув. бижек) в свое время был многофункциональным инструментом кочевника, применявшимся во всех сферах жизнедеятельности, будь то приготовление пищи, забой скота, охота и защита. Нож у тувинцев в прошлом был одним из главных средств

и одновременно оружием охоты. С помощью же ножа изготавливалась большая часть других средств охоты. Зачастую нож становился главным оружием охоты, например, на медведя в берлоге, привязанный к древку, нож являлся копьем. [Даржа, 2009: с. 12]

В традиционной тувинской среде существовал особый культ короткоклинкового оружия. Входя в жилище, гость должен был вынуть нож из-за пояса, нож в ножнах оставался висеть на подвесе-цепочке, на уровне коленей, тем самым гость демонстрировал свои мирные намерения. Также в связи с культом очага существовали запреты втыкать нож в огонь, вынимать ножом мясо из котла, острие ножа у тувинцев не полагалось даже на короткое время поднимать вверх, по направлению к небу.

Тувинский национальный нож, наряду с чисто утилитарным использованием, являлся обязательным аксессуаром и важным элементом мужской национальной одежды, его гордостью. Ножны и рукоять ножа украшали чеканкой, самоцветами и серебряными подвесками. У зажиточных скотоводов и чиновников особо ценились импортные ножи из Монголии и Китая, богато декорированные серебряными накладками на рукояти и ножнах. В комплектацию таких ножей стали входить палочки для еды (влияние Китая) и узкая металлическая пластинка с «пуговкой» на одном конце, предназначенная для вытаскивания мозга из трубчатых костей - сакпыт.

Национальный музей Республики Тыва сегодня является основным учреждением, призванным и обеспечивающим комплектование, сохранение и публичное представление богатейшего культурного наследия народов Тувы. Этнографические коллекции музея составляют одну из самых значительных частей культурного наследия тувинского народа. Их достойное публичное представление, как в экспозиционно-выставочной работе, так и через музейные каталоги - одна из основных задач деятельности Национального музея Республики Тыва.

Коллекция тувинских ножей из фондов Национального музея Республики Тыва богата подлинными образцами, характеризующими уровень развития тувинского кузнечного ремесла конца XIX - начала XX веков. В Национальном музее Республики Тыва находятся на хранении национальные тувинские ножи всех типов, начиная с дореволюционного периода, с предположительной датировкой концом XIX века, и заканчивая новоделами современных, признанных тувинских мастеров декоративно-прикладного искусства, выполненные по старинным технологиям и соблюдением всех традиционных канонов тувинского ювелирного и кузнечного искусства.

Проект каталога состоит из описаний 20-ти тувинских ножей в ножнах из фондов Национального музея Республики Тыва. Структура каталога подчиняется хронологическому принципу - в начале его представлены традиционные образцы, имевшие бытование предположительно в конце XIX в., заканчивается он изделиями современного мастера Кочаа Сергея Хомушкуевича.

Данный проект каталога, возможно, станет в некоторой степени, источником информации для заинтересованных в этой тематике лиц, а также может служить в качестве пособия для учителей-краеведов, школьных музеев, самих учащихся при подготовке и проведении тематических занятий по этнографии, краеведению, традиционной культуре тувинцев и в других образовательных целях. На основе данного проекта каталога планируется продолжить работу по созданию каталога охотничьих принадлежностей и оружия из коллекции музея.

Структура описаний ножей имеет следующие позиции:

1) Название ножа на русском и тувинском языках;

2) Датировка;

3) Описание конструктивных особенностей ножей и ножен;

4) Материал - техника;

5) Размеры;

6) Учетный номер;

7) Происхождение.

_Ермолаевские чтения - 2020

Тувинский нож в ножнах

(тув. бижек, хын) Конец Х1Х-началоХХ вв. Клинок ножа из пакетированной трехслойной стали, прямой. Боковой профиль клинка с прямым обухом, в сечении клинок - прямой клин с подводами к режущей кромке. На обухе видны сваренные между собой три слоя стали. На пятке клинка припаяны притины. Рукоять ножа прямая, плоская в сечении, чуть расширяющаяся к головке. Монтаж рукояти накладной, щечки рукояти деревянные и приклепаны к хвостовику 6-ю заклепками. На головке рукояти, щечки из кости приклепаны к хвостовику 2-я заклепками из желтого металла. Лезвие ножа ввиду долгого бытования сильно сточено, особенно на острие.

Ножны из дерева, прямые, закругленные на наконечнике. Устье ножен из полоски металла желтого цвета, поверх нее стянуто 2-я обоймицами из металла желтого цвета. К первой обоймице припаяно колечко из металла. Колечко служило для подвешивания ножен к поясу. Наконечник утерян.

Дерево - резьба; металл - ковка, пакетирование, пайка

Общая длина ножа 25,8 см, лезвие 13,7х1,8 см, в обухе 0,5 см, рукоять 11х2,5 см.

Ножны 19,2х1,8х2,6 см. КП-10466/1,2

Этот нож из пакетированной трехслойной стали был сдан в музей в 1998 г. Олегом Борисовичем Хольшиным, который нашел его на дне озера Чагытай в 4 -х метрах от берега (как записано в акте ПН № 89 от 20.11.1998 г.). Форма и отделка ножа отличается тщательностью в подгонке деталей. По форме, размеру и виду монтажа рукояти, этот нож с ножнами относится к так называемым «парадным» ножам, широко бытовавшим на территории Центральной Азии (Тува, Бурятия, Монголия) до революции.

Данный нож несет на себе следы очень долгого бытования - лезвие ножа значительно сточено, особенно на острие (по крайней мере, на 2-3 см). Несмотря на то, что нож был найден в воде, на нем практически нет ржавчины. Нож использовался до современного времени, на что указывает синтетическая леска, которой ножны были стянуты на кончике. То, что нож использовался вплоть до современного времени, свидетельствует о его исключительном качестве.

Тувинский нож в ножнах с палочками

(тув. бижек, хын) пер. пол. ХХ вв.

Клинок ножа кинжальной формы, однолезвийный, сужающийся к острию, в сечении прямой клин с подводами к режущей кромке. Рукоять ножа плоская в сечении, прямая чуть расширяющаяся к головке, наборная из бересты и вставкой из березового капа на начале рукояти, с широкой оковкой из металла белого цвета и головкой из пластинки металла белого цвета. Монтаж ручки сквозной с расклепыванием хвостовика на торце рукояти через ромбовидную шайбу из металла белого цвета.

Ножны деревянные, в сечении прямоугольной формы с заглаженными углами, неокрашенные. Щечки ножен скреплены матерчатой изолентой черного цвета.

Береста, дерево - резьба; металл - ковка

Общая длина 29 см, клинок 17,5х3,8 см, в обухе 0,5 см, рукоять 11,5х1,6х3,3 см.

Ножны 23,3х1,3х3,7 см.

КП-8854/4

Нож в ножнах генерала Шома Семена Даниловича под номером КП-8854/4, сдан в музей в 1984 г. его сыном Зелимханом Семеновичем Шома. Семен Данилович Шома -первый тувинский генерал, член Правительства ЦК ТНРП, был военным министром ТНР до 1943 г. Награжден двумя орденами ТНР, советскими орденом «Красной Звезды» и медалями.

Интересный факт. В акте приемки-сдачи № 62 от 18.05.1984 г. со слов Зелимхана Семеновича было записано, что этот нож был изготовлен самим генералом Шома, так же, как и фигурка из агальматолита «Арат заарканил коня». Это свидетельствует о том, что видный тувинский генерал обладал художественным талантом и имел мастеровые навыки.

Список литературы:

1. Гущина Е.Г., Титова Т.А. История формирования тувинских коллекций Этнографического музея Казанского университета. // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. 2019. С. С 92-95.

2. Даржаа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев. - Кызыл, 2009. 589 с.

3. Ерешко Ю.В. Оружие как объект музейного экспонирования. Автореф. дисс... к. культурологии. Санкт-Петербург, 2008. 18 с.

4. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край, т. 3. 1926.

5. Кон Ф.Я. За пятьдесят лет. Т. III, М., 1936, 296 с.

6. Кызласов Л.Р. Вестник Московского университета, № 1, 1960. 75 с.

7. Нурзат У.Б. Этнографические коллекции Национального музея Республики Тыва: состав и степень изученности // Первые Республиканские Ермолаевские краеведческие чтения. Кызыл, 9-10 октября 2012 г. - Кызыл, 2012. 256 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Нурзат Эрес Баир-оолович, специалист по учету музейных предметов 2 категории отдела учета и хранения фондов Национального музея им. Алдан -Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: nur-eres@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Nurzat Eres Bair-oolovich, Second-Class Specialist, Museum Collection Records Department, Aldan-Maadyr National Museum of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: nur-eres@mail.ru

УДК 069.5 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-137-140

КОЛЛЕКЦИЯ АЙ-ЧУРЕК ОЮН - ПОТОМСТВЕННОЙ ТУВИНСКОЙ ШАМАНКИ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Дамба А.В.

Аннотация. В данной статье рассматривается коллекция ритуальных предметов известной тувинской шаманки Ай-Чурек Оюн в фондах Национального музея Республики Тыва. Дана краткая информация о ее биографии и описание некоторых предметов из ее коллекции.

Ключевые слова: Национальный музей Республики Тыва, современный шаманизм, фонды музея, личность, коллекция.

COLLECTION OF AI-CHUREK OYUN - A HEREDITARY TUVAN SHAMAN IN THE FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

Damba A.V.

Abstract. This article examines the collection of ritual objects of the famous Tuvan shaman AI-Churek Oyun in the funds of the National Museum of the Republic of Tuva. Brief information about her biography and a description of some items from her collection is given.

Keywords: National Museum of the Republic of Tuva, modern shamanism, Museum funds, personality, collection.

Одним из феноменов духовного и материального наследия тувинского народа является шаманизм, изучение которого на сегодня является актуальным как в общих вопросах (религиозные воззрения, социокультурные функции и пр.), так и в частных [Потанин, 1883; Элиаде, 2015; Федоров, 2005; Потапов, 1969].

Один из самых полных обзоров шаманских бубнов в фондах Национального музея Республики Тыва была представлена в научной статье Бичелдей У.П., Допай А.-Х.М. и Бырыннай С.Л. для электронного журнала «Новые исследования Тувы» [Бичелдей, Допай, Бырыннай, 2019: с. 151-160]. Однако, шаманские коллекции не ограничиваются одними бубнами.

Одной из важнейших функций этнокультурного наследия, большая часть которого сосредоточена в музеях, является поддержка в информационном обществе культурного многообразия, которое предоставляет возможности и создает оптимальные условия для культурной самоидентификации. Выявление, комплектование, сохранение и изучение музейных коллекций направлено на решение, в том числе, и этих задач. Не является исключением и шаманская коллекция в фондах НМ РТ, которая содержит огромный, еще не до конца изученный, информационный пласт. Выявление этой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.