Научная статья на тему '«ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНКИ» СКИФСКОГО ВРЕМЕНИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

«ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНКИ» СКИФСКОГО ВРЕМЕНИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
175
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«загадочные картинки» / раннескифское время / алды-бельская и саглынская культура / резьба по кости и рогу / скифо-сибирский звериный стиль искусства / «mysterious symbols» / the early Scythian time / Aldy-Bel and ceglinska culture / carved bone and horn of the Scythian-Siberian animal art style

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Майны Биче-оол Салчакович

В статье рассказывается о так называемых «загадочных картинках» скифского времени в декоративно-прикладном искусстве кочевников Центральной Азии, описанных исследователем А.Д. Грачом. Автор статьи на основе материалов известных исследователей Тувы, фондов Национального музея Республики Тыва и собственных наблюдений приходит к выводу, что преемственность скифо-сибирского звериного стиля в декоративно-прикладном искусстве тувинцев прослеживаются по настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«MYSTERIOUS PICTURES» OF THE SCYTHIAN PERIOD IN THE DECORATIVE AND APPLIED ART OF THE NOMADS OF CENTRAL ASIA

The article describes the so-called "mysterious pictures" of the Scythian period in the decorative and applied art of the nomads of Central Asia, described by the researcher A. D. Grach. The author of the article on the basis of materials known researchers of Tuva, the National Museum of the Republic of Tuva and its own observation comes to the conclusion that the continuity of the Scythian-Siberian animal style in the decorative art of Tuva can be traced to the present.

Текст научной работы на тему ««ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНКИ» СКИФСКОГО ВРЕМЕНИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

УДК 347.787.5 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-70-75

«ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНКИ» СКИФСКОГО ВРЕМЕНИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Майны Б.С.

Аннотация. В статье рассказывается о так называемых «загадочных картинках» скифского времени в декоративно-прикладном искусстве кочевников Центральной Азии, описанных исследователем А.Д. Грачом. Автор статьи на основе материалов известных исследователей Тувы, фондов Национального музея Республики Тыва и собственных наблюдений приходит к выводу, что преемственность скифо-сибирского звериного стиля в декоративно-прикладном искусстве тувинцев прослеживаются по настоящее время.

Ключевые слова: «загадочные картинки», раннескифское время, алды-бельская и саглынская культура, резьба по кости и рогу, скифо-сибирский звериный стиль искусства.

«MYSTERIOUS PICTURES» OF THE SCYTHIAN PERIOD IN THE DECORATIVE AND APPLIED ART OF THE NOMADS OF CENTRAL ASIA

Mainy B.S.

Abstract. The article describes the so-called "mysterious pictures" of the Scythian period in the decorative and applied art of the nomads of Central Asia, described by the researcher A. D. Grach. The author of the article on the basis of materials known researchers of Tuva, the National Museum of the Republic of Tuva and its own observation comes to the conclusion that the continuity of the Scythian-Siberian animal style in the decorative art of Tuva can be traced to the present.

Keyword: «mysterious symbols», the early Scythian time, Aldy-Bel and ceglinska culture, carved bone and horn of the Scythian-Siberian animal art style.

Произведения скифо-сибирского искусства являются одним из важнейших источников изучения историко-культурной общности, которая сложилась в скифское время (VIII-III вв. до н.э.) на территории Саяно-Алтайского нагорья. Уникальные произведения прикладного искусства кургана Аржаан заслуживают пристального изучения и вместе с объектами культурного наследия, такие как картинные галереи наскальных рисунков и оленные камни, которых хранит тувинская земля, представляют интересный мир ранних кочевников. Изделия органики, украшающие экспозицию Национального музея Республики Тыва и хранящиеся в его фондах, подлежат описанию и изучению. Артефактам Долины царей Тувы около трех тысяч лет, их художественная ценность уже принесла им мировую известность. Имея большой отрыв времени в народном искусстве кочевников Тувы, прослеживается древний звериный мотив скифов на украшениях, на конском снаряжении, в кузнечном деле и на предметах утвари. При раскопках курганных комплексов алды-бельской и саглынской культуры в Туве обнаруживаются основные традиционные сюжеты и каноны звериного искусства. Самобытность и оригинальность этого искусства прослеживается в произведениях раннескифского времени, обнаруженных на правом берегу Енисея около устья Хемчика в погребениях алды-бельской культуры.

Скифо-сибирское прикладное искусство достигло редкого совершенства. Мастера умело и экономно использовали украшаемое пространство, изобретательно вписывая изображение в очертания декорируемой вещи, смело изменяли не только

пропорции, но и расположение отдельных частей тела животного [Вайнштейн, 2009: с. 380]. О своем открытии сенсационном научном сообщении С.И. Вайнштейн, увидев в руках ребенка игрушку в виде вырезанной из дерева фигурки зайца, с большим волнением декларировал - это типичный скифский «звериный» стиль. Оказывается, в тувинской малой скульптуре сохранился живой отголосок столь древних традиций раннескифского времени. Во время своих экспедиций он обнаруживает у коновязи оседланную лошадь с характерным тувинским седлом. На полках седла он увидел костяные бляхи (дерги дозу) в виде двух стилизованных и обращенных в противоположные сторону голов. В них он увидел очертания фантастического грифона, похожего на находку из курганов Алтая, датируемых V в. до н.э., т.е. скифской эпохой. Вскоре, неожиданно он обнаруживает еще одно подтверждение жизни древних традиций. В одной из юрт детская колыбель висела на железном крюке (ааткыыш). Он был выполнен в виде двух бараньих головок, обращенных в противоположные стороны. Почти такой же бронзовый крюк скифского времени с изображением противостоящих голов животных были найдены в кургане Куйлуг-Хем, раскопками которого руководил А.Д. Грач.

В фондах Национального музея им. Алдан Маадыр Республики Тыва (НМ РТ) хранятся вышеуказанные археологические и этнографические предметы: седло с костяным декором в виде голов грифонов и деревянные крюки (ааткыыш) для люлек. Среди материалов, собранных во время этнографических полевых исследованиях по Восточной Туве (Тоджа, Тере-Холь) в 1951-1958 гг., есть ножи. С.И. Вайнштейн пишет о собирании тоджинцами луковицы сараны, которых извлекали специальной корнекопалкой (озук), а выкопанные луковицы отрезали от стебля специальным железным или бронзовым ножом (дувектээ), который женщины носили у пояса. Отдельные кузнецы-тоджинцы делали их сами. Рукоятка и клинок ножа составляют единое целое и в некотором отношении напоминают ножи скифского времени. Нередко на ножах были выгравированы орнаменты [Вайнштейн, 1961: с. 57].

Каждый кочевник скифского времени владел искусством резьбы по дереву, металлу и особенно по кости и рогу, это подтверждает находки из курганов саглынской и алды-бельской культур. Подручным, доступным сырьем от останков охоты были кости и рога, которых использовали в создании многих предметов от костяных наконечников стрел до роговых пряжек конского снаряжения и по изготовлению сложносоставных луков скифского времени. Про технологии изготовления изделий из кости и рога у наших народных мастеров первого поколения был следующий рецепт: отрезанный кусок маральего рога предварительно клали в холодную воду примерно на полмесяца. В воде рог становился мягче, потом его опускали в кипящую воду или сыворотку, где он становился настолько мягким, что его легко можно гнуть и резать ножом. Приемы и сюжеты, выработанные в скифо-сибирском искусстве, предназначенные главным образом для декорирования оружия, одежды и конской упряжи, получали сугубо прикладной характер.

Найденные в алды-бельских курганах произведения прикладного искусства созданы руками местных, центральноазиатских мастеров и никак не могут быть отнесены к числу импортных [Грач, 2008: с. 526]. Подтверждение к этому можно представить находки из неразграбленных курганов рядовых членов древних кочевых племен из могильников Хемчик-Бом III, и Чинге II, а именно роговые гребни, вырезанные по установившимся канонам звериного искусства, сохранившиеся до наших дней.

Также среди резных композиций из костяных предметов выделяется гребень из могильника Чинге II (курган 21, погребение 1), великолепно выполненный в художественном оформлении [Самбу, 1975: с. 231]. На костяном гребне представлена сцена терзания или нападения хищника на горного барана в позе с подогнутыми конечностями, кошачий хищник вцепился ему в челюсть, а на круп архара вписано еще

одно изображение копытного, голова которого завернута на спину, а задняя нога совмещена с ногою большого архара. Как образец звериного стиля ранних кочевников этот костяной гребень из кургана Чинге II вызывает большой интерес в археологическом и этнографическом плане.

Композиция на роговой пластине бляхи из кургана саглынской культуры Даган-Тэли I оказалась более сложной и многофигурной, в ней представлены изображения семи животных. Исследователь А.Д. Грач дал находке условное название «загадочные картинки», где древний мастер, на небольшой по размеру костяной поверхности применил прием резьбы во взаимовписывании контуров фигур животных, вплотную примыкающих друг к другу, украшая фон мелкими головками животных. Главную часть композиции занимает фигура лошади с подогнутыми конечностями, с нею как бы сплетена ниже фигура хищника, вцепившегося в горного козла, а под шеей и над головой коня выглядывают головы козлят и дзерена с рогами. Наверное, каждый исследователь и любитель старины интерпретируют по-своему прочтение этого сюжета. На пластине три основные фигуры животных - это хищник, копытные, а именно горный козел огромными рогами и козлята между ними, и коня, голова которого напоминает хищного зверя с характерными ушами. Конь в роли защитника мелких зверей занимает основное место, под ним снежный барс с раскрытой пастью хочет напасть на козла с ягнятами. Голова дзерена говорит о том, что создатель этого произведения живет в горностепном районе, где это животное и водится. Композиция на роговой пластине Даган-Тэли I с использованием фона из фигур мелких животных и декора основных фигур спиралевидными узорами аналогичен с аржанскими, и считается одной из основных приемов древних мастеров при декоре золотых украшений царя и царицы кургана Аржаан-2. Исследователь А.Д. Грач, считал Аржаан, судя по характеру внутренней топографии сооружения и наличию такого конструктивного элемента, как «крепида», «царским курганом». Таким же образом он датировал раскопанный А.В. Виноградовым курган 4 на могильнике Усть-Хадынныг I, у реки Устуу-Ишкин отнесенный к «погребениям среднего социального слоя носителей алды-бельской культуры» аржанского этапа [Савинов, 2008: с. 815].

Голландский художник графики XX века Мауриц Эшер, путешествуя летом 1936 года вдоль побережья Испании, изучал и делал зарисовки мозаичных украшений дворца Альгамбры (XIV-XV вв.) и мечети в Кордове (Х в.). В них он находит принцип непрерывного чередования темных и светлых «летящих» форм, напоминающих будущие гравюры Эшера. В последствии он писал «Почему я одинок в этом деле? -Отчего никто из моих коллег-художников не интересуется фигурами, которые входят одна в другую? А ведь фигуры эти подчиняются неким вполне объективным законам, которые всякий художник мог бы использовать в своей работе!» [Дьяков, 1990: с. 27]. На костяных резных изделиях древний мастер раннескифского времени использует первый прием взаимовписывание фигур животных одна в другую, а второй сочетает главные изображения с фигурами на фоне, не оставляя свободных мест на украшаемой плоскости.

Различные коллекции археологических предметов в фондах НМ РТ позволяют говорить о значительной роли охоты в жизни племен скифского времени. В основных сопроводительных предметах древних людей тех лет занимают костяные изделия для украшения одежды и конского снаряжения, а также черешковые наконечники стрел. В колчанах наряду с бронзовыми и железными наконечниками хранились костяные, по числу иногда преобладающие их. Значит, охота была наиважнейшим событием для миропонимания окружения. Это позволяет говорить, что скифское население Тувы на раннем этапе своего развития могли использовать для изготовления некоторых бронзовых наконечников стрел костяные модели, что значительно упрощало процесс производства и позволяло быстро наполнить состав колчана [Монгуш, 2019: с. 203]. Об этом ярко свидетельствуют охотничьи амулеты из клыков диких животных,

в большом количестве обнаруженные у мужчин, погребенных в усыпальницах саглынской культуры.

В широком ходу были изделия из рога и кости животных, добытые на охоте. Из них делали пряжки, пуговицы и поясные пластины. К примеру, резные парные пластинки с изображением лошади с вывернутым крупом и горного барана, сделанные из рога лося. Длина пластин составляет около семи сантиметров. Именно на этой пластине изображены домашние, а не дикие лошади, о чем свидетельствуют отчетливо детализированные изображения хвостов, завязанных точно таким образом, как можно видеть на трупах лошадей из пазырыкских курганов Алтая [Грач, 2008: с. 526]. О том, что это домашние кони свидетельствуют также подстриженные гривы, а круп вывернута по одной из канонов S-образной трактовки представления, раненного животного, под ней голова дзерена с рогами. Архары показаны с массивными большими рогами, обращенные головами в противоположные стороны и в характерной позе с подогнутыми ногами, а между ними головы дзеренов. Эти находки обнаружены на высокогорной саглынской долине, которая граничит с бессточными озерами Убсу-Нурской котловины Монголии. Мы рассмотрели композиции, выполненные в манере «загадочной картинки» из рога лося и обнаруженные на курганах саглынской и алды-бельской культур.

Металлическое зеркало являлось одним из главных личных ритуальных атрибутов древнего человека, найденных в ходе археологических экспедиций в захоронениях скифской эпохи на территории Тувы. Коллекция металлических зеркал НМ РТ составляют более 60 единиц хранения, представляющие различные размеры и декоративные оформления. В коллекции особое место занимают зеркала с художественно оформленными ручками в зооморфном облике и с ручками, выполненными в стиле звериного искусства в виде фигур горного барана, птиц (голов грифона), дикого кабана и кошачьих хищников [Монгуш, 2019: с. 217].

А вот изображения фантастических зверей, совмещающих черты разных животных, были впервые обнаружены в саглынских курганах Тувы во время полевых раскопок 1977 года. Среди инвентаря неразграбленого погребения в камере-срубе кургана 1 могильника Мажалык - Ховузу I было найдено уникальное бронзовое зеркало с рельефным изображением фантастического животного, выполненного в пазырыкско-саглынской манере. Такой мотив рисунка был обнаружен на татуировке на правом плече мумифицированного тела вождя из Второго Пазырыкского кургана Алтая [Руденко, 1960: с. 137-138]. Мифическая фигура на зеркале совмещает черты пяти животных - голова грифа, тело копытного, хвост кошачьего хищника, один рог горного козла, другой рог - маралий, из отростков которого выползают змеи. В искусстве пазырыкской культуры Горного Алтая на голову коня надевали маски с рогами оленя или горного козла во время ритуальных захоронений. В Туве долго не удавалось найти аналогов приема показа черты разных животных в одном изображении копытного фантастического животного. Автору статьи удалось обнаружить на скалах горы Шивээлиг-Даг подобный наскальный рисунок. Копытное животное похожее на быка с хвостом, но массивная голова с клювом хищной птицы как у черного грифа высокогорий.

Этнография современных тувинцев, до недавнего времени бывшими кочевниками, несмотря на огромный хронологический отрыв от скифского времени, дает возможность для некоторых сопоставлений. Каждый народ творил для себя, в их среде имелись и более одаренные люди, создатели замечательных произведений прикладного искусства, выполненных в камне, дереве, бронзе, кости и рогу, которые параллельно занимались скотоводством и охотой. Народный мастер, работавший в традиции камнерезного искусства, в начальной стадии резьбы следовал изображению статичной позы животных и считал законченной ту работу, у которой до анатомической точности вырезал конечности животного, точно, как в зверином

стиле скифов детализируют позу «на цыпочках». В дальнейшем по мере увеличения опыта резьбы мастер создает фигуры животных с повернутыми головами, соблюдая статичность. Все те приемы резьбы для подчеркивания или преувеличения отдельных частей животного, на основе наблюдения повадок диких зверей на современном камнерезном искусстве тувинцев используется до сих пор.

Новым сюжетом по отношении к скифо-сибирскому звериному стилю является бронзовая поясная пластина в виде яка, найденная в кургане Суглуг-Хем II [Семенов, 2003: с. 77]. Животное изображено в профиль с четырьмя ногами, его рога в перекрученной перспективе, хвост задран вверх, из раскрытой пасти торчит высунутый язык, ноги покрыты легкими извилистыми штрихами, имитирующими шерсть животного. Образ яка в камнерезном искусстве занимает определенное место своим пышным хвостом, обильной шерстью для декорирования и характерными изогнутыми рогами, что ему придают нему статус мифического животного высокогорья, выносливого и свирепого по отношению к хищникам.

«Загадочные картинки» мы видим на предметах, найденных в кургане Аржаан-2. Прием совмещения в одной фигуре черт, присущих разным животным, мы видим в сюжете ухода древнего воина кочевника в иной мир на мифическом коне с рогами сибирского марала или горного козла, но с головой орла, что означает уход в верхний мир. А наличие голов змей говорит о переходе в подземный мир «Эрлик ораны». Вывернутый круп лошади показывает раненного или принесенного в жертву духам природы животного. Также наиболее характернаы для раннескифского времени фигуры копытных животных в позе «на цыпочках» изображены на оленных камнях, скальных поверхностях и декорах оружия и одежды. Как для Алтая, так т для Тувы пазырыкско -саглынского времени характерна спиралевидная орнаментация животных, что показывает высокий уровень мастерства древних мастеров резчиков.

Исследователь А.Д. Грач дает следующее заключение по историко-археологической характеристике тувинской алды-бельской культуры, что это было зрелое, яркое и самобытное явление. Аржанские и саглынские бронзовые находки, хемчик-боомские и чингинские образцы, их резьба по рогу несомненно являются высокохудожественными произведениями прикладного искусства раннескифского времени. Они занимают достойное место в культурном наследии как образцы материальной культуры кочевников Центральной Азии.

В заключении приложу искусствоведческую характеристику М.П. Грязнова «В монументальном изобразительном искусстве ранних кочевников степной Азии хорошо прослеживается характер народного творчества. С одной стороны, это бесконечное повторение традиционных образов, приёмов изображения, схем, композиций и т.д.; с другой - бесчисленные вариации, новые сочетания, новые формы и приёмы. Повторение старого и поиски нового, ремесленное механическое бездушное копирование прежних изделий и творческая переработка их, создание новых форм и образов - всё это переплетается в самых причудливых сочетаниях. Автор художественно выполненных оленных камней всех в целом и каждого в отдельности -народ, племя. Каждый исполнитель, как бы талантлив он ни был, внёс только частицу своего, а все остальное взял от своих предшественников и соплеменников» [ Грязнов, 1984.: с. 79-82].

Список литературы:

1. Вайнштейн С.И. Загадочная Тува. М.: 2009. 380 с.

2. Вайнштейн С.И. Тувинцы Тоджинцы. М.: 1961. 218с.

3. Грач А.Д.Древние кочевники в центре Азии. М.: Наука, 1980. 255 с.

4. Грязнов М.П. О монументальном искусстве на заре скифо-сибирских культур в степной Азии. // АСГЭ. Вып.2. Л.: «Искусство». 1984. С. 79-82.

5. Дьяков Л. Фантазии Эшера ж.Юный художник. № 1. 1990. С. 27.

6. Монгуш К.М. О культурно-хронологиеской атрибуции одной коллекции наконечников стрел из фондов Национального музея Республики Тыва. // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. 2019. С. 202-206.

7. Монгуш Ч.А-С. Коллекция бронзовых зеркал в собрании Национального музея Республики Тыва. // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. 2019. С. 217-222.

8. Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.: 1960. С.137.

9. Савинов Д.Г. Ранние кочевники Верхнего Енисея. // Урянхай. Тыва дептер. Т. 7. / под ред. С.К. Шойгу. М.: Слово, 2008. С. 780-841.

10. Семенов В.А. Суглуг-Хем и Хайыракан - могильники скифского времени в Центрально-тувинской котловине. СПб: «Петербургское Востоковедение». 2003. 240 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Майны Биче-оол Салчакович, научный сотрудник, отдел краеведения и туризма Национального музея им.Алдан Маадыр Республики Тыва, г.Кызыл, Россия. Электронный адрес: bmayny @ mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Mainy Biche-ool Salchakovich, research fellow, Department of Local History and Tourism, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: bmaynu@mail.ru

УДК 069.5 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-75-79

ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ КОРЫТ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Монгуш Ш.Х.

Аннотация. В статье рассматривается обзор коллекции корыт, хранящиеся в фондах Национального музея Республики Тыва. Подробно рассматриваются основные виды корыт из коллекции, их описание, назначение, пути поступление в музей, даны некоторые информации о сдатчиках и авторах.

Ключевые слова: музейная коллекция, корыто, деспи, фонды, хранение.

BROWSE COLLECTION TROUGHS IN THE COLLECTIONS OF THE NATIONAL

MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

Mongush Sh.Kh.

Abstract. The article reviews the collection of troughs stored in the Funds of the national Museum of the Republic of Tuva. The main types of troughs from the collection are considered in detail, their description, purpose, ways of entering the Museum, some information about deliverers and authors is given.

Keywords: Museum collection, trough, Despi, funds, storage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.