Научная статья на тему 'ЮРТА – ТРАДИЦИОННОЕ ТУВИНСКОЕ ЖИЛИЩЕ В ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

ЮРТА – ТРАДИЦИОННОЕ ТУВИНСКОЕ ЖИЛИЩЕ В ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
192
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юрта / традиционное жилище / этнографический фонд / публичное представление / экспозиционно-выставочная деятельность / постоянная экспозиция / yurt / a traditional dwelling / the ethnographic fund / public performance / exhibition activity / a permanent exhibition

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нурзат Урана Байыр-Ооловна

в статье кратко освещен опыт публичного представления традиционного жилища тувинцев – юрты – в выставочной и экспозиционной деятельности Национального музея Республики Тыва, показана роль этнографического фонда в презентации традиционной культуры тувинцев, особенно, за пределами Тувы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YURT, A TRADITIONAL TUVAN DWELLING IN EXHIBITION ACTIVITIES OF THE NATIONAL MUSEUM OF REPUBLIC OF TUVA

the article briefly highlights the experience of public presentation of the traditional dwelling of tuvan people – yurts – in the exhibition activities of the National Museum of the Republic of Tuva, shows the role of the ethnographic fund in the presentation of traditional culture of tuvan people, especially outside Tuva.

Текст научной работы на тему «ЮРТА – ТРАДИЦИОННОЕ ТУВИНСКОЕ ЖИЛИЩЕ В ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

8. Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Металлические зеркала как источник по древней и средневековой истории Алтая (по материалам Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета). Барнаул. Типография ООО «Азбука». 2011.- 144 с.:ил.

9. Чистик Ж.К. Экологическая культура тувинского этноса. Кызыл: тувинское книжное издательство,2010.- 176 с.

10. Шавкунов Э.В. Тайны древних зеркал. Издательско-полиграфический комплекс Дальпресс. Владивосток 1993.- 51 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Монгуш Чечена Айыр-Санааевна, заведующий отделом археологии, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: chechena1@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Monguch Chechena Ajyr-Sanaaevna, chief of the Department of archeology, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: chechena1@yandex.ru

УДК 908+39 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-222-227

ЮРТА - ТРАДИЦИОННОЕ ТУВИНСКОЕ ЖИЛИЩЕ В ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Нурзат У.Б.

Аннотация: в статье кратко освещен опыт публичного представления традиционного жилища тувинцев - юрты - в выставочной и экспозиционной деятельности Национального музея Республики Тыва, показана роль этнографического фонда в презентации традиционной культуры тувинцев, особенно, за пределами Тувы.

Ключевые слова: юрта, традиционное жилище, этнографический фонд, публичное представление, экспозиционно-выставочная деятельность, постоянная экспозиция.

YURT, A TRADITIONAL TUVAN DWELLING IN EXHIBITION ACTIVITIES OF THE NATIONAL MUSEUM OF REPUBLIC OF TUVA

Nurzat U.B.

Abstract: the article briefly highlights the experience of public presentation of the traditional dwelling of tuvan people - yurts - in the exhibition activities of the National Museum of the Republic of Tuva, shows the role of the ethnographic fund in the presentation of traditional culture of tuvan people, especially outside Tuva.

Keywords: yurt, a traditional dwelling, the ethnographic fund, public performance, exhibition activity, a permanent exhibition.

В статье мы постараемся кратко осветить опыт публичного представления традиционного жилища тувинцев - юрты - в выставочной деятельности и в постоянной экспозиции Национального музея РТ, начиная с 1930-1940-х гг., когда музей начал свою

деятельность, и по настоящее время. Особое внимание уделим истории единственного музейного комплекта юрты, выполненного народными мастерами Саая Когелом и Мижит-Доржу Хертеком.

Национальный музей Республики Тыва является краеведческим по своему профилю, т.е. вся его деятельность направлена на выявление, сохранение, изучение и использование знаний, материального и нематериального наследия народов, проживающих на территории Тувы, и в особой мере, конечно же, коренного населения -тувинцев.

Этнография тувинцев на протяжении всей истории музея была представлена в его постоянной экспозиции. Тем более, что и поводом к созданию музея послужил акт конфискации имущества умершего нойона Салчакского кожууна Идам-Сюрюна, о чем мы находим информацию в воспоминаниях первого директора музея Владимира Петровича Ермолаева, фотографическое наследие которого сегодня считается «золотым фондом» Тувинского музея. Среди конфискованных вещей, часть которых и сегодня постоянно используется в экспозициях музея, была различная домашняя утварь, одежда, женские и мужские украшения.

Но на начальном этапе истории музея из-за нехватки помещения и экспонатов тувинский этнографический материал был представлен в экспозиции небольшими разделами, представлявшими разные стороны материальной и духовной культуры тувинцев, причем, с идеологической точки зрения. Так, религиозные верования тувинцев, связанные с шаманизмом и буддизмом, были представлены в разделе «Религиозные пережитки». А традиционное жилище тувинцев - юрта - на начальном этапе истории музея и вовсе не нуждалась в представлении, т.к. в тот период тувинцы в общей массе продолжали жить в юртах, следовательно, не нуждались в показе ее в музейной экспозиции. Тем более, что музей на начальном этапе своей деятельности в 1929-1946 гг. (период Тувинской Народной Республики и Тувинской автономной области) не имел собственного здания и переезжал из одного помещения в другое, которые не были приспособлены к масштабным экспозициям. Только в 1946 г. музею было предоставлено бывшее здание Тувинского национального театра [Дыртык-оол, 2009, с. 132-139], в котором музей действовал более 60-ти лет вплоть до своего переезда в 2008 г. в нынешнее специально для него построенное здание в самом центре города.

Тем не менее, в экспозиции музея всегда присутствовали разделы, представлявшие одежду, быт, домашнюю утварь тувинцев. Так в 1960-е гг. в экспозиции отдела истории ТНР для наглядного представления традиционного хозяйства и быта тувинцев были созданы 2 диорамы, одна из которых характеризовала материальную культуру кочевников-скотоводов степной зоны Тувы, в другой же был представлен образ жизни оленеводов Тоджи (горно-таежной восточной зоны). Причем обе диорамы, расположенные в соседних залах, отличались размерами, т.к. в первой из них был представлен уменьшенный макет чабанской стоянки, а во второй была сделана реконструкция чума из подлинных предметов, приобретенных для музея С.И. Вайнштейном в одной из его первых экспедиций в Тоджу.

Диорама-макет воспроизводила чабанскую стоянку в типичном природном ландшафте степной зоны Тувы. Данный макет был создан коллективом художников: Сергеем Ланзы, Леонидом Протасовым и Хертеком Тойбухаа. В нем была воссоздана юрта с внутренним инвентарем, рядом с ней располагалась кошара для овец (с овцами). В макете были воспроизведены бытовые сцены, в которых были изображены животные и люди: женщина, доящая козу; и двое мужчин, разбивающих специальными палками шерсть для последующего изготовления войлока; а также лошадь с комплектом конской упряжи, привязанная недалеко от юрты.

По мнению Г.Н. Курбатского, в тувинском фольклорном сознании юрта представлена центром мира, началом всех жизненных начал, воплощением великого духа народа. От юрты исходят расширяющиеся содержательно смысловые круги: юрта

- местность - родной край - горы - тайга - Вселенная. И в каждом новом круге знаний о мире четко просматривается образ юрты [Курбатский, 2004, с. 9-10].

Не лишним будет сказать, что, по словам «старых» сотрудников музея, т.е. работавших еще в старом здании музея, эти две диорамы наряду с ландшафтными диорамами отдела природы, неизменно привлекали внимание посетителей всех возрастов, заставляя их подолгу разглядывать их, и еще раз доказывая эффективность наглядного способа представления музейного материала.

Только в 1971 г. музеем был сделан заказ на изготовление юрты в натуральную величину с комплектом внутреннего интерьера. В то время мало кто занимался традиционными видами ремесел, хотя в сельской местности чабаны, продолжавшие кочевать в теплое время года для выпаса скота на лучших землях, продолжали пользоваться юртами - этим мобильным и удобным видом переносного жилья.

Заказ музея по изготовлению юрты приняла бригада рабочих Кызыл-Дагского отделения совхоза Тээли Бай-Тайгинского района (кожууна). Бригада работала под руководством Саая Когела Мижитеевича и Хертека Мижит-Доржу Сегбеевича -известных тувинских мастеров-камнерезов.

Согласно Договору от 22 декабря 1971 г. фондово-закупочной комиссией Тувинского республиканского краеведческого музея (ТРКМ) под руководством директора музея М.Л. Делега была закуплена юрта в натуральную величину на сумму 5316 руб. 55 коп. Над изготовлением юрты работали в общей сложности 7 человек, которые перечислены поименно в договоре, в котором также указано, что юрта изготавливается для экспозиции истории Советского отдела [Архив сектора учета...].

Для того, чтобы оплатить работу и закупить необходимый материал был составлен Акт закупочной комиссии от 22 декабря 1971 г. на общую сумму 5316,55 руб. Интересный факт, из акта закупки мы узнаем, что для изготовления войлочного покрытия, войлочных матрацев и волосяных веревок были закуплены шерсть овечья (200 кг), ягненка (35,5 кг), ангорской козы (13 кг), волос сарлыка (46 кг), конский волос (8 кг) и ткань, а также кожа для изготовления кожаных сум «барба». Из этого же документа узнаем, оказывается, для изготовления войлочных покрытий для пола «ширтек» мастера получили войлок из фондов музея, что подтверждают сами предметы, видно, что ширтеки сшиты из нескольких кусков войлока.

Комплект юрты зарегистрирован в Книге поступлений № 7 музейных предметов основного фонда НМРТ под номером КП-7247/1-27. Причем общее количество предметов этой коллекции составляет 78 ед., в том числе:

- каркас юрты, состоящий из хана, ынаа, хараача, эжик;

- сундуки-аптара орнаментированные - 4 ед.;

- посудный шкаф;

- деревянная кровать;

- деревянная орнаментированная доска вокруг очага;

- печка железная с дымоходом;

- традиционная тувинская подушка, украшенная вышитым орнаментом;

- войлочные матрацы для кровати - 5 ед.;

- войлочные ковры на пол - 4 ед.;

- войлочная покрышка на дверь;

- войлочная покрышка для низа юрты (хаяапча);

- войлочная покрышка для закрытия дымового отверстия (ореге);

- войлочные покрышки для верха юрты - 2 ед.;

- войлочные покрышки для стен юрты - 3 ед.;

- волосяные веревки и пояса для скрепления юрты;

- и другие предметы.

Так у музея появился единственный комплект тувинской юрты, который до настоящего времени украшает постоянную экспозицию музея и является его гордостью.

224

Ее по праву можно назвать неповторимой, так как сделана она руками настоящих тувинских мастеров по традиционным технологиям.

Интерьер юрты имеет единый художественный стиль. Сундуки «аптара», посудный шкаф «улгуур», передняя доска кровати, напольная рама для очага, подставки для «барба», дверь юрты расписаны традиционным орнаментом, яркими контрастными цветами (красный, желтый, зеленый, голубой). Войлочные покрышки юрты, войлочная дверь, матрасы, покрывало для «барба», напольные ковры «ширтек» также выполнены в одном стиле - обшиты по краям тканью (зеленый и красный плюш), окантованы волосяной веревкой, коврики и матрасы вручную простеганы для прочности (причем стежки образуют геометрический орнамент). Волосяные веревки в комплекте юрты предназначены для закрепления войлочных покрышек на крыше и стенах юрты, закрепления между собой решетчатых стен «хана», ими окантованы войлочные покрышки для прочности.

Особого упоминания заслуживает железная печка, которая поступила в комплекте юрты. Она круглой формы и имеет составную трубу, выходящую в свето-дымовое отверстие юрты. Такие печки-буржуйки были характерны для советского периода. По своим характеристикам эта печь уникальна, она не требует много топлива, занимает немного места и быстро отапливает помещение. Поэтому, наверное, она быстро приобрела популярность у тувинцев. Надо сказать, что это единственный предмет из комплекта, который не используется в экспозиции юрты, но несмотря на это, сама по себе данная печка-буржуйка - единственный предмет такого рода в фондах нашего музея.

Удивительно, но факт, приобретя полный комплект юрты вместе с внутренним инвентарем, музей долгое время не экспонировал его, используя только его отдельные части. Только в проекте реэкспозиции (1976 г.) отдела истории ТНР, который в 1970-е гг. возглавлял М.Б. Кенин-Лопсан, мы нашли запись с предложением экспонировать юрту в натуральную величину в экспозиции «Участие Тувы в Великой Отечественной войне» [Научный архив НМРТ, д. 385]. Но уже в 1977 г. в утвержденном тематико-экспозиционном плане этой выставки юрту мы не нашли.

С середины 1980-х гг. и в начале 1990-х гг. в Туве, как и в целом в России, стали происходить изменения, которые затронули все стороны социально-экономической и политической жизни общества, носившие зачастую острый и противоречивый характер, и имевшие серьезные последствия для всей страны. Новая политическая и экономическая ситуация не могла не сказаться на культуре, взаимоотношения которой с властью кардинально изменились. Государство перестало диктовать культуре свои требования, а культура утратила своего гарантированного заказчика. Начался новый этап и в развитии музейного дела в России, характеризовавшийся освобождением от жесткой идеологической зависимости со стороны власти и открывшейся возможностью документирования истории и культуры в соответствии с достигнутым уровнем научного знания.

Отсутствие новых данных в исторической науке Тувы в 1990-х гг. поставило в затруднительное положение музейных сотрудников, которые были вынуждены разрушить свою постоянную экспозицию, «выдернув» из нее целый временной период, связанный с советской эпохой. Такую усеченную экспозицию продолжила этнографическая тема, которая была создана и с целью разгрузки фондохранилища. Но нет худа без добра, именно в 1990-е гг. музей активно начинает использовать накопленный за долгие годы потенциал своих фондов (археологические, этнографические, документальные и другие тематические коллекции) [Научный архив НМРТ, Дыртык-оол, с. 45-46].

В большом выставочном зале, который ранее был задействован под экспозицию отдела советского периода, появляется, наконец, юрта в своем полном комплекте, в том числе и внутренним убранством. Юрта практически больше не убирается из экспозиции

большого выставочного зала, гармонично вписываясь во все создающиеся в этом зале временные выставки: «Материальная культура тувинцев», «Шаманизм Тувы», «Буддизм в Туве», выставки традиционного декоративно-прикладного искусства тувинцев и др.

Хотелось бы добавить, что в фондах Тувинского музея имеются и 2 макета юрты, которые постоянно используются музейными сотрудниками во время передвижных выставок в школы, детские сады (особенно такие передвижные выставки востребованы во время празднования тувинского Нового года - Шагаа).

В феврале 2008 г. Национальный музей РТ после долгого ожидания (строительство велось более 15 лет) наконец-то обрел свое новое здание в самом центре города. Кстати, само новое здание музея спроектировано по образу юрты, ориентировано своим главным (парадным) входом на восток в сторону восходящего солнца. Буквально через 2 недели после начала переезда в залах нового музея по требованию властей уже открылись первые экспозиции, среди которых самой значительной была выставка «Материальная и духовная культура Тувы». Центральным звеном экспозиции была, конечно же, юрта, воплощавшая собой центр мироздания тувинцев-номадов.

В 2011-2017 гг. музейная юрта с интерьером в полном комплекте и частично выставлялась на международных туристических форумах и выездных выставках в музеях других регионов: Москва, Мытищи, Абакан, Минусинск, с. Шушенское, Рязань, Елабуга и др.

В октябре 2017 г. полный комплект музейной юрты выставлялся в Сочи во время Всемирного фестиваля молодежи, где наш музей представлял Республику Тыва. Но передвижные выставки - это серьезное испытание для музейных предметов, поэтому было решено экспонировать единственную юрту в постоянной экспозиции музея, чтобы сохранить ее для будущих поколений.

Таким образом, мы видим, что этнографический фонд музея с самого начала его деятельности постоянно представлен в постоянной экспозиции и активно используется в выставочной работе. Юрта первоначально выставлялась в постоянной экспозиции виде макета в диараме, и в выставочной работе использовали также ее макеты. Единственный комплект юрты в натуральную величину появился у музея только в 1971 г., но активная ее презентация в постоянной экспозиции началась в 1990-е гг., когда изменилась идеологическая политика государства в связи с переходом страны на новый социально-экономический и политический этап истории.

После переезда в новое здание музея юрта работы Саая Когела и Хертека Мижит-Доржу стала центральным элементом постоянной экспозиции и выездных выставок Национального музея РТ, ярко и образно представляющих мировоззрение тувинцев.

Список литературы:

1. Архив сектора учета отдела фондов НМРТ. Договор от 22.12.1971 г. о приеме юрты от группы рабочих совхоза Тээли (со списком деталей юрты).

2. Дыртык-оол А.О. Основные вехи Национального музея Республики Тыва. К 80-летию основания музея // Летопись Тувы - 2009. Историко-краеведческий альманах Национального музея Республики Тыва. - Кызыл, 2008.

3. Курбатский Г.Н. Юрта в фольклорном сознании тувинцев // Юрта -традиционное жилище кочевых народов Азии: Тезисы Ьго Международного конгресса национальных систем образования, Кызыл, 14-18 июля 2004 г. Часть 1. - Кызыл: «Билиг», 2004.

4. Научный архив НМРТ. Дыртык-оол А.О. Рукопись диссертации об истории музея на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

5. Научный архив НМРТ. Д. 237. Проект реэкспозиции зала «Участие Тувы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Нурзат Урана Байыр-ооловна, хранитель 1-й категории отдела учета и хранения фондов, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: nur-urana@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Nurzat Urana Bajyr-oolovna, Category I Custodian, Department of Collections Storage and Control, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: nur-urana@mail.ru

УДК 929 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-227-231

ВКЛАД САМОБЫТНОГО МАСТЕРА С.М. АРАНДОЛА В СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННОГО БЫТА ТУВИНЦЕВ-ТОДЖИНЦЕВ

Оргежик Ч.М.

Аннотация: статья посвящена вкладу С.М. Арандола в сохранение традиционной культуры тувинцев-тоджинцев. Изучив их историю, культуру, технологии изготовления предметов, ему удалось в комплексе воспроизвести многие уже утерянные в повседневности предметы домашней утвари и жилища оленеводов Тоджи. Коллекции, выполненные мастером, сегодня являются достоянием и гордостью Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, они позволяют наглядно представлять традиционную культуру оленеводов Тоджи.

Ключевые слова: традиционная культура, музейные коллекции, тувинцы-тоджинцы, чум, самобытный мастер.

THE CONTRIBUTION OF THE ORIGINAL ARTIST S. M. ARANDOL IN THE

PRESERVATION OF THE TRADITIONAL LIFE OF TOZHU TUVANS

Orgezhik Ch.M.

Abstract: the article is devoted to the contribution of S.M. Arandol to the preservation of traditional culture of Tozhu Tuvans. Having studied their history, culture, technologies of production of objects, it managed to reproduce in a complex many already lost in daily life objects of household utensils and dwellings of reindeer herders of Tozhu. Collections made by the master, today are the property and pride of the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, they enable to visualize the traditional culture of the reindeer herders of Tozhu.

Keywords: traditional culture, museum collection, Tozhu Tuvans, the tent, the original

master.

Этнографические коллекции Национального музея Республики Тыва являются гордостью не только музея, но и нашей республики, и позволяют достойно представлять тувинскую культуру, как в самой республике, так и за ее пределами. Несмотря на то, что этнографические предметы составляют около 9% фондового собрания музея (13630 ед. от общего числа 156276 ед.) [Научный архив НМ РТ], они представляют собой подлинные образцы предметов традиционного быта тувинцев, часто уникальные.

Первые предметы этнографической коллекции музея стали одной из причин появления музея в Туве, по мнению первого директора музея В.П. Ермолаева. В 1928 г.,

227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.