Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТЫ МЕБЕЛИ ТУВИНСКОЙ ЮРТЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

ПРЕДМЕТЫ МЕБЕЛИ ТУВИНСКОЙ ЮРТЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предметы мебели / домашняя утварь / утварь из дерева / сундуки / комоды / шкаф / кровать / колыбель / крюки / музейная коллекция / Национальный музей Республики Тыва / НМ РТ. / Furniture items / household utensils / wooden utensils / chests / dressers / wardrobe / bed / cradle / hooks / museum collection / National Museum of the Republic of Tyva / NM RT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Комбу Энда Викторовна

В статье рассмотрены предметы интерьера тувинской юрты, которые можно отнести к категории «мебель», дано их описание на основе имеющихся данных в работах ученых Тувы и фондовых материалов Национального музея Республики Тыва (НМ РТ). Несмотря на ограниченное количество таких предметов мебели в музейном фонде, они представляют интерес для историко-этнографических, культурологических, художественных исследований. Некоторые из них публикуются впервые в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUVAN YURT FURNITURE ITEMS BASED ON THE MATERIALS OF THE FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM REPUBLIC OF TYVA

The article considers the interior items of the Tuvan yurt, which can be classified as "furniture", their description is given based on the available data in the works of Tuva scientists and stock materials of the National Museum of the Republic of Tuva. Despite the limited number of such pieces of furniture in the museum fund, they are of interest for historical, ethnographic, cultural, artistic research. Some of them are published for the first time in this article.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТЫ МЕБЕЛИ ТУВИНСКОЙ ЮРТЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

_Ермолаевские чтения - 2022

УДК 069.5

ПРЕДМЕТЫ МЕБЕЛИ ТУВИНСКОЙ ЮРТЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Комбу Э. В.

Аннотация. В статье рассмотрены предметы интерьера тувинской юрты, которые можно отнести к категории «мебель», дано их описание на основе имеющихся данных в работах ученых Тувы и фондовых материалов Национального музея Республики Тыва (НМ РТ). Несмотря на ограниченное количество таких предметов мебели в музейном фонде, они представляют интерес для историко-этнографических, культурологических, художественных исследований. Некоторые из них публикуются впервые в данной статье.

Ключевые слова: предметы мебели, домашняя утварь, утварь из дерева, сундуки, комоды, шкаф, кровать, колыбель, крюки, музейная коллекция, Национальный музей Республики Тыва, НМ РТ.

TUVAN YURT FURNITURE ITEMS BASED ON THE MATERIALS OF THE FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM REPUBLIC OF TYVA

Kombu E. V.

Annotation. The article considers the interior items of the Tuvan yurt, which can be classified as "furniture", their description is given based on the available data in the works of Tuva scientists and stock materials of the National Museum of the Republic of Tuva. Despite the limited number of such pieces of furniture in the museum fund, they are of interest for historical, ethnographic, cultural, artistic research. Some of them are published for the first time in this article.

Keywords: Furniture items, household utensils, wooden utensils, chests, dressers, wardrobe, bed, cradle, hooks, museum collection, National Museum of the Republic of Tyva, NM RT.

Слово «мебель» происходит от латинского «mobile» и французского «meuble» и означает совокупность передвижных и встроенных изделий для обстановки жилых и общественных помещений и различных зон пребывания человека. Предназначается для хранения и экспонирования различных предметов, сидения, лежания, приготовления пищи, выполнения письменных и других работ, разделения помещения на отдельные зоны1. Предметы мебели - это обязательный атрибут любого жилища у любого народа, имеющий свои особенности в зависимости от географического положения и климата региона проживания, специфики хозяйствования и быта, культурных свойств и др.

Тувинская юрта - жилище кочевников, поэтому его конструкция, интерьер и утварь были полностью приспособлены к потребностям кочевого образа жизни, отличались мобильностью, экологичностью, легкостью и доступностью материалов для изготовления (дерево, камень, кость, кожа, шерсть, внутренности домашних и диких животных). Конечно, из вышеперечисленного самым доступным, достаточно прочным, легким при перекочевках и относительно легко поддающимся обработке материалом является дерево.

В статье рассмотрим предметы тувинской юрты, которые можно отнести к категории мебели, в основном они выполнены из дерева. Образцы этих предметов представлены в фондах Национального музея РТ.

Объектом нашего изучения стало этнографическое фондовое собрание Национального музея Республики Тыва. Предмет исследования - мебель юрты, представленная в музейном

1 Академик: Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. URL: https://dic. academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/112181 (дата обращения 15 сентября 2022).

фонде НМ РТ. О мебели юрты есть достаточно подро бные сведения в работах С. И. Вайнштейна [Вайнштейн, 1961, 1972, 1974, 1991]. Конкретно о предметах юрточной мебели из собрания НМ РТ и об их коллекциях, в своих статьях писали музейные сотрудники [Нурзат, 2019; Дыртык-оол, 2019; Тулуш, 2019]. Автором данной статьи были использованы методы анализа и синтеза, систематизации и классификации, историко-типологический, описательный.

В интерьере тувинской юрты к предметам мебели можно отнести:

- Сундуки (аптара) и комоды (шургуулда);

- Шкатулки (хааржак);

- Столики-алтари (ширээ);

- Шкаф посудный (YлгYYP);

- Кровать (орун);

- Колыбель (кавай);

- Крюки (аскы, ааткыыш);

- Подставки под сумы (чYък адаа).

В фонде НМ РТ также представлены предметы мебели тувинского жилища, большинство из которых выполнены из дерева. Самые многочисленные среди них - сундуки аптара и комоды шургуулда, которых насчитывается 79 единиц. Богата музейная коллекция тувинских колыбелей кавай. Из 33 колыбелей лишь 2 изготовлены из бересты, остальные -из дерева. 16 столиков-алтарей ширээ, 33 шкатулки хааржаак, 1 кровать орун, 2 кухонных шкафа YлгYYP, 2 напольные подставки под сумы «барба» чуък адаа также изготовлены из дерева. Кроме этого, к предметам мебели можно отнести 55 крюков аскы и ааткыыш (из дерева, металла и кости), с помощью которых подвешивали к стенам юрты разные предметы утвари.

Несмотря на то, что многие предметы домашней утвари тувинцев, особенно, посуда, изготавливались силами самого хозяйства, такие деревянные изделия, как детали остова юрты, предметы мебели, конского снаряжения и др., требовавшие специализации производства, выполнялись мастерами-профессионалами по заказу [Вайнштейн, 1972: 231]. Изделия тувинских столяров, несмотря на ограниченный набор инструментов, были сравнительно высокого качества, о чем отмечали в своих исследованиях многие российские путешественники и ученые [Вайнштейн, 1972: 250].

Изготовлением сундуков аптара и комодов шургуулда, которые, благодаря своим искусно расписанным передним стенкам, были самыми яркими и самобытными предметами интерьера юрты, занимались мастера, обладавшие не только столярными навыками, но и талантом художника. Такие мастера были известны далеко за пределами своего арбана и сумона. Размер и количество сундуков демонстрировали богатство юрты и ее хозяина. Устанавливали сундуки на самое почетное место в юрте - «дер», напротив входа, куда усаживали самых почетных гостей.

Известный исследователь-тувиновед С. И. Вайнштейн отделял от сундуков аптара похожие на них по размерам комоды шургуулда, которые отличались способом открывания. Так, сундук аптара открывался сверху - передняя более широкая доска крышки просто убиралась, давая доступ к внутренней части аптара (рис. 1 -1). Комод шургуулда открывался с помощью выдвижного верхнего ящика, который при его полном извлечении давал возможность положить вещи, так сказать, на «нижнюю» полку комода (рис.1-2). Нельзя не согласиться с исследователем, т.к. эти конструктивные особенности действительно определяют значительные различия в их применении. Так, в аптара можно было хранить более объемные вещи (одежду), в то время как в шургуулда внутреннее пространство было более ограниченным из-за верхнего выдвижного ящика, поэтому там хранили вещи поменьше, например, праздничную посуду, украшения, деньги. Интересно, что из-за этих конструктивных особенностей аптара могли устанавливаться на шургуулда, как мы видим это на фотоиллюстрации из монографии С. И. Вайнштейна (рис. 1-3). В коллекции НМ РТ насчитывается 51 аптара и 28 шургуулда.

Рис. 1-1,1-2. Аптара и шургуулда (КП 6886, КП 7247/79)

Для изготовления сундуков использовали легкую и мягкую древесину ели, сосны или кедра. Для защиты зимней меховой одежды от моли и грызунов аптара обмазывали дегтем березы или смолой ели. По словам нашего информатора Ондар Шончалай Момбужаевны, у тувинцев считалось, что если одежда в сундуках испорчена, т.е. на ней появились дырки от грызунов, то это являлось плохой приметой, угрожавшей здоровью хозяина1.

Значительное время мастер уделял декору передней стенки сундука и комода. Обычно ее окрашивали в красный цвет разных оттенков. Краску получали из коры лиственницы, которую долго вываривали. Узор передней стенки «аптара» обычно состоял из центрального крупного рисунка, окаймленного прямоугольным бордюром, в который нередко включали полоску из «меандра». У комода «шургуулда» узор обычно расчленен на четыре зоны, в каждой из которых повторяется одна и та же орнаментальная композиция, заключенная в прямоугольный бордюр. В декоре сундуков и комодов преимущественно использовали узор «узел счастья» (олчей удазыны) и орнамент растительного характера.

На сундуки и комоды ставились шкатулки (хааржак), в которых хранили мелкие вещи - нитки, иголки, пуговицы и отдельные лоскутки ткани. У оленеводов для хранения бытовых мелочей использовали небольшие мешочки (инчеек), сшитые из камуса лося [Вайнштейн, 1961: 93].

Первая шкатулка в фонде нашего музея зарегистрирована под номером КП 2152 среди других предметов традиционной культуры оленеводов-тоджинцев, поступивших в фонды музея от председателя Тоджинского райисполкома колхоза «Первое мая». Эта шкатулка имеет очень своеобразную крышку, подобную крышке сундука аптара, описанную выше. Верхняя часть этой шкатулки состоит из 2-х досочек, одинаковых по ширине, которые образуют заднюю и переднюю половинки крышки. Задняя досочка крышки закреплена неподвижно по периметру стенок шкатулки. Передняя досочка прикреплена к задней половинке крышки подвижно с помощью 2-х кожаных шнурков, продетых сквозь обе досочки. Таким образом, передняя досочка, откидываясь назад, открывает шкатулку. Кроме этого, данная шкатулка украшена резным геометрическим узором в виде зигзагов, треугольников и диагонально рассеченных квадратов, и небольшим резным изображением коня на крышке (рис. 2-1). Такие несложные узоры и наивно реалистичные рисунки животных наблюдались С. И. Вайнштейном на шкатулках тоджинцев-оленеводов [Вайнштейн, 1974: 116].

1 Ондар Шончалай Момбужаевна, 1968 г.р., ветеран Национального музея Республики Тыва.

Рис. 1-3. Иллюстрация из книги С. И. Вайнштейна «История народного искусства Тувы»

(Москва, 1974, с. 110)

Рис. 2-1. Шкатулка «хааржак» из Тоджи (КП 2152)

Есть еще несколько шкатулок, у которых открывается только часть крышки, как у сундуков «аптара». Другие шкатулки в музейной коллекции имеют выдвижные крышки (рис. 2-2), среди них есть шкатулки для ламских принадлежностей (рис. 2-3), как записано при регистрации в книге поступлений (у некоторых из них выдвижная крышка отсутствует). Наконец в музейной коллекции есть шкатулки с откидными крышками на «карточных» петлях (состоящих из оси, на которой вращаются две створки). Последние, по всей видимости, заимствованы тувинцами у русских, т.к. такие петли не были известны тувинцам.

Рис. 2-2, 2-3. Шкатулка с выдвижной крышкой (КП 3968) и шкатулка для ламских принадлежностей (КП 6506).

Большинство шкатулок украшено традиционной ро списью растительного характера (23 ед.) и лишь 4 шкатулки украшены резными узорами. 5 деревянных шкатулок никак не украшены. Единственная шкатулка из музейной коллекции оббита снаружи жестью (КП 3227), она принадлежала жительнице Тоджи (колхоз «1-ое Мая») Ак Менчичик Дуулай, которая рассказала, что эта шкатулка передается в их семье уже четвертое поколение1. Возможно, эта шкатулка, не похожая на тувинские, была приобретена у русских или китайских купцов.

В богатых юртах на средних аптара стояли прямоугольные столики-алтари ширээ высотой 20-25 см на низеньких гнутых ножках (рис. 3-1). На ширээ устанавливали буддийские культовые предметы, в том числе, статуэтки божеств, лампадки и чашечки для жертвоприношений. Зачастую эти деревянные алтари украшались в буддийском стиле с изображениями драконов, лотосов и другими растительными элементами. Скорее всего, такие алтари были характерны для юрт богатых и зажиточных людей или лам, которые могли себе позволить иметь ритуальные предметы из бронзы. Интересно, что С. И. Вайнштейн нашел подтверждение из тувинского фольклора (сказка об Оскюс-ооле) сведениям о том, что ширээ в юртах знати иногда могло использоваться для хозяина и его особо почетных гостей в качестве сидения [Вайнштейн, 1991: 84]. В жилищах лам обычно было несколько ширээ разных размеров, о чем мы находим подтверждение на фотографии В. П. Ермолаева из фондов НМ РТ (рис. 3-2).

Рис. 3-1. Ширээ - алтарный столик Рис. 3-2. Ермолаев В. П. Вид внутри юрты

(КП 3675/107). главного ламы. Чадан. Хурээ. 1926 г.

(КП 11286/797).

Вся кухонная посуда в юрте кочевника помещалась в посудном шкафу (улгуур), который имел 3 функциональные зоны. Внизу (на рамке между ножками) располагали большие массивные чугунные котлы, в средней части с распашными дверцами размещалась мелкая посуда (чашки, тарелки), наверху шкафа (высотой чуть более 1 м) - ставились ведерки, ступки и другая посуда. В фондах музея имеются лишь 2 шкафа, один из которых поступил в 1962 г. от кызылчанки Т. Хортезин, а второй шкаф был в составе единственного комплекта тувинской юрты, изготовленного по заказу музея в 1970-1971 гг. Над этим комплектом юрты работала бригада рабочих под руководством известных тувинских мастеров-камнерезов Саая Когела и Хертека Мижит-Доржу. История создания, поступления в музейный фонд и экспонирования этой юрты достаточно подробно описана в статье сотрудника музея У. Б. Нурзат [Нурзат, 2019]. Этот комплект юрты зарегистрирован в учетной документации музея под номером КП 7247.

В разобранном виде шкаф YлгYYP из комплекта юрты состоит из 8-ми частей, которые было легко перевозить при перекочевках. Лицевая (передняя) часть шкафа украшена разноцветным орнаментом геометрического и растительного характера. Распашные дверцы

1 НМ РТ. Книга поступлений предметов основного фонда № 1 // Архив сектора учета отдела фондов НМ РТ.

шкафа разделены на 4 сектора с одинаковым рисунком, заключенным в прямоугольную рамку голубого цвета. По периметрам рамок, а также вдоль боковых и горизонтальных панелей шкафа нанесен рисунок в виде Т-образного меандра (на коричневом фоне желтый меандр). Основной фон передней части шкафа выполнен желтым цветом. Размер шкафа в собранном виде: 116,5x127x39,5 см (рис. 4-1).

Второй шкаф YлгYYP (КП 3969) из музейного фонда имеет совсем другую конструкцию, он больше похож на современные кухонные шкафы-столы, но поменьше размерами: высота 67,5 см, длина 66,5 см, ширина (глубина) 38 см (рис. 4-2). В верхней части шкафа под столешницей имеется 2 выдвижных ящичка, под которыми за распашными дверцами находятся основные посудные полки. Только внешний вид шкафа, а вернее, его красочный декор, отличает этот старинный экземпляр от своих современных собратьев. Яркие рисунки на передней (лицевой) стороне шкафа изображают драконов, растительные орнаменты и другие элементы, в которых легко угадывается китайское влияние. К сожалению, легенды (истории) этого предмета нет, известно только имя и адрес сдатчика: Хортезин Тамара Удумбараевна, жительница города Кызыла.

Рис. 4-1. Посудный шкаф «улгуур» Рис. 4-2. Посудный шкаф «улгуур»

(КП 7247/96) (КП 3969)

Кровать (орун) в юрте была только одна, она устанавливалась справа от входа на условной «женской» половине жилища (рис. 5-1). Кровать имела очень простую конструкцию, описанную С. И. Вайнштейном [Вайнштейн, 1991: 84]. В статье опишем кровать в составе единственного музейного комплекта юрты. Передняя панель этой кровати изготовлена вместе с 2-мя ножками и вся декорирована в едином стиле с декором 4-х комодов шургуулда из этого же комплекта юрты. Противоположную сторону кровати у стены юрты образует длинный брусок (по длине кровати), установленный по краям на колышки в виде рогаток. С обратной стороны передней панели по всей ее длине также прикреплен длинный брусок. На этих двух брусках (у стены юрты и на обратной стороне передней панели кровати) вырезаны пазы напротив друг друга, в которые вставляются поперечные доски. На них тоже поперек в свою очередь устанавливаются 4 длинные доски, образующие ложе кровати (рис. 5-2). Уже на эти доски стелются войлочные матрасы «дежек» (4-8 штук), а в изголовье ложится валиковая подушка «сыртык» с декорированной передней боковой стенкой.

Рис. 5-1. Кровать «орун» Рис. 5-2. Ермолаев В. П.

(КП 7247/97) Орун - кровать в юрте (11286/795)

У изголовья кровати в тувинской юрте обычно висела люлька (кавай), которая была практически в каждой тувинской семье, в ней могли вырасти все дети одной семьи, после чего она передавалась по наследству дочерям или сыновьям. Люльки изготавливались в основном из дерева, но у оленеводов были нередки и берестяные аналоги, за исключением поддона, который был у деревянной люльки и служил для сбора мочи и кала ребенка. В музейной коллекции тувинских колыбелей, лишь две изготовлены из бересты (из Тоджи), обе они - новоделы, т.е. не подлинники. Одна из них (КП 10133/4) принадлежала Баран Хуваалдай Ческеевне из с. Адыр-Кежик Тоджинского кожууна (рис. 6-2), а вторая (КП 10749/68) поступила в составе коллекции чума С. М. Арандола в 2003 г., изготовленного мастером для музея по традиционным технологиям. Обе берестяные колыбели - без поддона.

Боковые планки деревянных колыбелей обычно украшались резными узорами, причем эти изображения имели в прошлом значение охранительных символов и благопожеланий младенцу. Узоры здесь включали узлы, роговидные и монетовидные фигуры, реже - меандр [Вайнштейн, 1974: 116]. На многих колыбелях нами замечено, что на их боковых планках имеются сквозные фигурные или простые вырезы продолговатой формы, которые, возможно, делались для удобства держания колыбели руками (рис. 6-1). Музейную коллекцию колыбелей (кавай) исследовала аспирант М. О. Дыртык-оол [Дыртык-оол, 2019], общей темой исследования которой является мир детства тувинцев.

Рис. 6-1. Колыбель «кавай» с поддоном. Рис. 6-2. Берестяная колыбель «ээримээш»

(КП 10184/1,2). (КП 10133/4).

Небольшие бытовые вещи, сосуды, пузыри с молоком и жиром, мешочки из шкур для муки, чая, соли подвешивали к решетке юрты на крюки (из дерева, кости, металла), которые были односторонними (аскы) (рис. 7-1) и двусторонними (ааткыш) (рис. 7-2). Люльку подвешивали на двусторонний крюк «ааткыш» на длинной волосяной веревке, которую привязывали к стене юрты и пропускали через жерди крыши юрты, чтобы крюк спускался к изголовью единственной хозяйской кровати. Отдельные экземпляры крюков, хранящиеся в фондах НМ РТ - это настоящие произведения искусства, они вырезаны в виде голов животных (птиц, баранов) или фантастических зверей (драконов). Всего в фонде НМ РТ насчитывается 55 крюков, из них 38 - деревянные, 13 - металлические и 4 костяные.

Рис. 7-1. Аскы -односторонний крюк. Автор М. Х. Черзи (КП 4095)

Рис. 7-2. Ааткыш -двусторонний крюк (КП 5322)

Рис. 7-3. Крюк, изготовленный из ветки (НВ 312/1)

Как пишет С. И. Вайнштейн, справа от входа в юрту устанавливалась жердь с сучьями (адыр ыяш), на которую вешали ружья, уздечки, аркан, плеть, путы и др. [Вайнштейн, 1991: 94]. Подобный этой жерди крюк имеется и в музейном фонде (НВ 312/1), естественные сучья ветки, из которой он изготовлен, образуют несколько крюков, только данный музейный экземпляр подвешивается к стенке юрты (рис. 7-3).

Несколько слов еще об одном предмете, который можно отнести к мебели в юрте, это - доски «чуък адаа», которые подкладывали под кожаные парные сумы «барба». Такие сумы, наполненные разными вещами и связанные между собой, при перекочевках перекидывали через спину лошади или волов. Эти же сумы в юрте служили в качестве мест хранения для зимних шуб, меховых одеял и других объемных вещей. Чтобы вещи внутри сум не отсыревали, под них подкладывали доски, которые укладывались на специальные подставки, приподнимающие доски с сумами над полом (рис. 8-1). В музейном комплекте тувинской юрты эти доски «чуък адаа» имеют слегка округлую форму, повторяющую форму юрты. Передние панели этих досок орнаментированы растительным узором, выполненным белой краской на черном фоне (рис. 8-2).

Рис. 8-1. Ермолаев В. П. Внутренность юрты. Кожаные барбы с хлебом. Хемчик. 1916 г. (11286/793).

Рис. 8-2. Чуък адаа - подставки под сумы «барба» (КП 7247/99-100).

_Ермолаевские чтения - 2022

Таким образом, мы видим, что интерьер юрты составляли несложные по конструкции, но функционально оптимальные предметы мебели, которые были изготовлены, в основном, из древесины, и были относительно легкими при круглогодичных перекочевках. Предметы мебели, богато декорированные разноцветной росписью, служили основным украшением юрты, их изготовление было прерогативой тувинских столяров, которые одновременно обладали художественным талантом. Этнографические коллекции НМ РТ обладают многочисленными аутентичными образцами предметов интерьера юрты, которые должны исследоваться дальше и публиковаться в музейных каталогах.

Список литературы:

Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М.: Издательство Восточной Литературы, 1961. 218 с.

Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М.: Наука, 1972. 315 с.

Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974. 223 с. с ил. и карт.; 4 л. ил.

Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. М.: Наука, 1991. 296 с.

Нурзат У. Б. Юрта - традиционное тувинское жилище в экспозиционно-выставочной деятельности Национального музея Республики Тыва // Ермолаевские чтения: мат-лы III науч.-практ. конф. с междунар. участием (23-25 мая 2019 г.), посв. 90-лет. основания Нац. музея Респ. Тыва. Кызыл, 2019. С. 222-227.

Дыртык-оол М. О., Дыртык-оол А. О. Коллекция колыбелей Национального музея Тувы как этнокультурное наследие тувинцев // Новые исследования Тувы. Электрон. науч. журнал. № 2, 2019. С. 95-104.

Тулуш С. С. Что такое аптара? (дата публикации 12.11.2019) // Нац. музей Республики Тыва: [сайт]. - Кызыл. URL: http://museum.tuva.ru/?p=7788 (дата обращения 22.07.2020).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Комбу Энда Викторовна, хранитель l категории отдела учета и хранения фондов Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: kombu70@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kombu Enda Viktorovna, First-Class Custodian, Museum Collection Records Department, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: kombu70@mail.ru

УДК 069.51(571.51)

ТРАДИЦИОННАЯ ИГРОВАЯ КУКЛА ХАКАСОВ В ФОНДОВОМ СОБРАНИИ МИНУСИНСКОГО МУЗЕЯ ИМ. Н. М. МАРТЬЯНОВА

Ахремчик О. Г.

Аннотация. В данной работе актуализирована необходимость популяризации культурного наследия народов России. Мартьяновский музей обладает уникальной коллекцией традиционных игровых кукол хакасов, относящейся к концу XIX - началу XX в. Уникальность коллекции в том, что игровая кукла редко сохранялась, так как воздействие на нее было довольно активным и порой агрессивным со стороны играющего с нею ребенка. Небезынтересно, рассматривая и изучая куклу-скрутку, наблюдать, каким образом девочка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.