Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ПРЕДМЕТОВ ИЗ ДЕРЕВА (ПО ФОНДОВЫМ МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ АЛДАН-МААДЫР)'

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ПРЕДМЕТОВ ИЗ ДЕРЕВА (ПО ФОНДОВЫМ МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ АЛДАН-МААДЫР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва / орнамент / дерево / юрта / сундук / девятиглазка / National Museum named after Aldan-Maadyr of the Tuva Republic / ornament / tree / yurt / chest / nine-eyed

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Топча Чодураа Монгун-Ооловна

В данной работе рассмотрена орнаментация предметов из дерева на основе коллекции национального сундука-аптара из фондов Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC PROCESSING OF ITEMS MADE OF WOOD (BASED ON STOCK MATERIALS OF ALDAN-MAADYR NATIONAL MUSEUM OF TUVA REPUBLIC)

This paper considers the ornamentation of wooden objects based on the collection of the national aptar chest from the funds of the National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ПРЕДМЕТОВ ИЗ ДЕРЕВА (ПО ФОНДОВЫМ МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ АЛДАН-МААДЫР)»

_Ермолаевские чтения - 2022

Маадыр М. С. Книжная культура Тувинской Народной Республики: позитивные и негативные тенденции / Новые исследования Тувы. № 2-3, 2011. Тувинской государственности - 90. С. 72-80.

Маадыр М. С. Книжные памятники в фондах Национальной библиотеки Республики Тыва // Одиннадцатые Макушинские чтения: материалы научной конференции (29-30 мая 2018, г. Томск) [Электронный ресурс] https:// www.makushin.me/past/11/196-202 (дата обращения 26.06.2022 г.)

Монгуш З. М.Книжная культура Республики Тыва в теоретико-историческом освещении. Москва: Пашков дом, 2007. 286 с.

Хорлуштай Ш. Р. Печатные издания периода Тувинской Народной Республики в фондах Национального музея Республики Тыва // Ермолаевские чтения. Материалы IV научно-практической конференции. 2020. C. 170-174.

Чыргалан С. Ю. Фонд «Редкие книги» Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва как исторический источник / Мартьяновские краеведческие чтения. Сборник докладов и сообщений, 2018. Вып. XI. С. 61-63.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Дамба Шенне Очуровна, хранитель l категории отдела учета и хранения фондов Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: damba.shenne@bk.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Damba Shenne Ochurovna, First-Class Custodian, Museum Collection Records Department, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: damba.shenne@bk.ru

УДК 7.04.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ПРЕДМЕТОВ ИЗ ДЕРЕВА (ПО ФОНДОВЫМ МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ АЛДАН-МААДЫР)

Топча Ч. М.

Аннотация. В данной работе рассмотрена орнаментация предметов из дерева на основе коллекции национального сундука-аптара из фондов Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.

Ключевые слова: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, орнамент, дерево, юрта, сундук, девятиглазка.

ARTISTIC PROCESSING OF ITEMS MADE OF WOOD (BASED ON STOCK MATERIALS OF ALDAN-MAADYR NATIONAL MUSEUM OF TUVA REPUBLIC)

Topcha Ch. M.

Annotation. This paper considers the ornamentation of wooden objects based on the collection of the national aptar chest from the funds of the National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva.

Keywords: National Museum named after Aldan-Maadyr of the Tuva Republic, ornament, tree, yurt, chest, nine-eyed.

Предметы из дерева имели широкое распространение в хозяйстве тувинцев. Это объясняется доступностью материала, простотой обработки дерева, лёгкостью и прочностью, а также самое главное, удобством при кочевом образе жизни. Из дерева изготавливалась вся мебель юрты и домашняя утварь, кроме того, музыкальные инструменты. Тувинцы скотоводы украшали орнаментальной резьбой и росписью различные деревянные изделия -дверцы юрт, сундуки, передние стенки кроватей, колыбели, разборные посудные ящики, сосуды для молока, долбленные ступки для измельчения и хранения чая и соли, крюки-вешалки, небольшие шкатулки. Орнаментировались также предметы ритуала - ложки для разбрызгивания чая и молока духам, рукоятки шаманских бубнов, столики для воскуривания вереска во время камланий [Вайнштейн, 1974].

Художественная обработка и техника обработки традиционных тувинских предметов из дерева описана и изучена в монографии С. И. Вайнштейна, на основе которой была изучена данная тема. Деревянная утварь подробно изучена в исследованиях хранителя фонда этнографии Национального музея Э. В. Комбу [Комбу, 2020: 141]. Одну из многочисленных музейных коллекций, относящихся к этнографическому собранию фонда Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва составляют предметы традиционной домашней утвари тувинцев, выполненные из дерева. Всего в фондах хранится 549 ед., из них почти две трети (317 ед.) составляет посуда, в том числе, ведерки, которых насчитывается 95 ед.: 65 -деревянные; 30 - берестяные [Комбу, 2020:141]. Орнаментация, а также генезис мотивов рассматривается в научной статье старейшины, в настоящее время методиста Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва (далее НМ РТ) Б. С. Майны [Майны, 2019: 242]. В тувинской культуре богато украшались резными узорами предметы ритуала тос-карак (букв. - «девятиглазка»). Ритуальная ложка - девятиглазка рассматривается в исследовании к.и.н. заведующей отделом истории А. О. Дыртык-оол в качестве объекта музейной деятельности, а именно история комплектования и изучение данной коллекции [Дыртык-оол, 2020: 38]. Один из изученных предметов из дерева ритуальная ложка «тос-карак», описываются разновидности данного предмета фондах НМ РТ, название на тувинском языке в зависимости от района, а также художественное оформление [Монгуш, 2008: 114].

Тувинцы украшали орнаментальной резьбой и росписью разнообразные предметы, начиная с домашней утвари, таких как пиала, крюки-вешалки, небольшие шкатулки «шургуулда», сундуки «аптара», сосуды для молока «хумуц», лицевую сторону кровати, предметы ритуала - ложки для разбрызгивания чая с молоком «тос-карак». Для своих работ тувинцы использовали различные породы дерева. Г. Е. Грумм-Гржимайло отмечал, что излюбленным материалом у тувинских столяров была лиственница [Серошевский, 1896]. Особое значение лиственницы как материала для изделий из дерева известно у всех сибирских народов, на это указывает работа В. П. Серошевского: «Впереди всех и по количеству, и по разнообразию изготавливаемых из него предметов стоит, конечно, лиственничное дерево» [Серошевский, 1896]. Для более ценных изделий, требующих лучшей древесины, - для сундуков и всякого рода резных вещиц брали - кедр [Вайнштейн, 1974]. На деревянную посуду, в том числе и чашек, шел обычно тополь, лучше других древесных пород поддаются долблению. Излюбленным еще одним основным материалом служит береза, в том числе ее корень. Е. К. Яковлев отмечал, что тувинцы из корня березы делали некоторые виды утвари [Яковлев, 1990].

Один из ярких предметов интерьера юрты жилища тувинцев-скотоводов деревянной утвари являются сундуки «аптара». Аптара — сундук тувинский национальный, орнаментированный на лицевой стороне. В нем хранили ценные вещи, праздничную одежду, украшения и т.д. Этимология тувинского слова «аптара» созвучна монгольскому «авдар» и бурятскому слову «абдар», также обозначающих деревянные сундуки. В юрте он занимает главное место на самом почетном месте «дер», место напротив двери, также является одним из главных украшений юрты, делали его местные мастера из кедра. В орнаментации деревянных изделиях тувинские мастера сохранили значительно больше традиционных

форм, чем в предметах из металла. Поэтому наиболее подходящим материалом для данного исследования является анализ декора сундуков в коллекции фонда этнографии тувинского музея.

В Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва хранится более 30 единиц сундуков, разных по оформлению. На основании материалов коллекции Национального музея Республики Тыва можно классифицировать данные экземпляры по технике исполнения и по колористической структуре.

По технике исполнения в орнаментации сундуков применяли как резьбу, так и роспись. В рассматриваемой нами коллекции только один сундук украшен резьбой (рис. 1).

Сундук «аптара» (КП 12210/29) из личной коллекции Базыр-оола Солаана Кыргысовича (1935-1995), заслуженного работника культуры Тувинской АССР. Поступили в фонды музея в 2018 году. Узоры вырезались в выемчато-плоской резьбе. Бордюр по краям сундука вырезан в виде Т-образного меандра, в центре основной узор с роговидными концами. Резьба часто используется на других предметах быта, таких как «хумуц».

Рис. 1. Сундук тувинский с резным орнаментом. КП 12210/29

Следующий вид техники исполнения на сундуках, который стал наиболее распространённым у тувинцев-скотоводов - роспись по дереву. На это обратил внимание и Ф. Кон, который писал, что «вещи раскрашенные более распространены по Улу-Хему (ныне Улуг-Хем), резьба же - по Хемчику» [ТРМ, колл. 4076/160]. Из рассмотренной коллекции сундуков, хранящихся в фондах музея, большинство украшено росписью сложным растительным и геометрическим узором с переплетенными завитками. Все сундуки окаймлены многоцветными лентами. Для их орнаментации применяли роспись -одноцветную (рис. 2) и многоцветную (рис. 3), плоскую (рис. 4) и объемную (рис. 5). Многоцветные росписи выполнялись масляными красками, для одноцветных применялись также «золотые» и «серебряные» - бронзовые и алюминиевые порошки [Монгуш, 2018: 203]

Рис. 2. Сундук тувинский с одноцветной Рис. 3. Сундук тувинский с многоцветной

росписью. КП 3434/2 росписью. КП 7509/2

Переходим ко второй классификации, которая безошибочно позволяет определить принадлежность изделия к народному искусству тувинцев, когда при выборе определенных цветов и их сочетаний отражается национальный колорит. Для фона обычно выбирали оттенки красного, бордового, светло-оранжевого, и даже черного. Здесь, в зависимости от основного цвета, по всему периметру узоров активно переливались контурные линии белого, черного и золотистого цветов. Старинные узоры лаконичные, и представлены синими, зелеными, черными и красными красками [Ноозун, 2019: 117-118]. У тувинцев основная композиция орнаментации сосредоточена в центральной части сундука. В рассматриваемой нами коллекции в орнаментальных композициях преобладают криволинейные мотивы. В большей части растительные узоры с модификацией «узла» и меандра. Это цветочные композиции с роговидными узлами, сложный растительный узор в центре взят в прямоугольник.

Строгость сложных узоров, подчиненных продуманной симметрии, связывает декор росписей с ковровыми композициями. От центра развиваются по четырем сторонам переплетающие роговидные узоры и на кончике драгоценный камень - это символизируют приумножение скота, продолжение рода, счастья и богатства. Углы, как правило, отводят для четырех угловых узоров, приносящие в юрту мир и удачу. Всю композицию окаймляет цветовой радужный бордюр, состоящий из полосок разных цветов-кожаа, знак богатства и красоты природы (рис. 6).

Рис. 6. Сундук тувинский национальный. Цветовая растяжка на полутона. КП 7107

Рис. 7. Сундук тувинский национальный. Светотеневая роспись, радушный бордюр. КП 4605

Другой способ, в цветовом строе орнаментики выработался специфический композиционный прием - спектральная раскладка на полутона. Заключается этот прием в следующем: при составлении цветовой характеристики орнаментального мотива каждый тон разлагается на четыре-пять оттенков - от интенсивного до нейтрального. Поэтому в любой композиции, состоящей из двух или более цветов, переход от одного цвета к другому обязательно должен быть постепенным через оттенки. Сочетание двух разных чистых тонов не применяется. Поэтому рисунок орнамента производит впечатление объемного. Именно эта «объемность» и стала характерной особенностью тувинского, бурятского, калмыцкого, монгольского орнаментов. Появление такого орнамента не случайно и вызвано композиционными закономерностями развития интерьера кочевой юрты (рис. 7).

При создании орнамента пользуются шаблонами и трафаретами, вырезанными из кожи, бересты, картона и бумаги. Такие шаблоны облегчают работу, делают узоры вполне совпадающими по размеру и форме, позволяют передавать орнаментальные мотивы от поколения к поколению и тем самым стабилизируют орнаментальные формы. При использовании выкроек или трафаретов, полученных путем складывания кожи или бумаги в несколько раз и последующего затем вырезывания из них образцов, орнаментальные мотивы могут приобретать сложные, запутанные и неожиданные формы. Изготовление складывающихся трафаретов известны бурятам, тувинцам, монголам и др. (рис. 8). _

1 1

1| ю«» г те» ¿га *с ¡т/7 ь___

Рис. 8. Сундук с трафаретной росписью. КП 11649/1

Таким образом, рассмотрев орнаментацию деревянной утвари на примере коллекции национальных сундуков, можно сделать вывод, что они самобытны и имеют глубокие многовековые традиции. Тувинские декорировки весьма близки к монгольским XVII - начала XX вв., но тем не менее имеют свои особенности. Для них характерна полихромность, переплетение декоративных элементов, использование светотени для создания впечатления рельефности. Орнаментальные мотивы и композиционное расположение узора также сближают тувинские и монгольские росписи. Заимствованные элементы были в значительной мере переработаны в тувинской среде, что привело к созданию своих самобытных черт в этом виде искусства, причем не только в характере узор, но и в особенностях колорита росписей.

Список литературы:

Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974. 224 с.

Дыртык-оол А. О. Ритуальный предмет тос-карак как артефакт музейной культуры / А. О. Дыртык-оол // Ермолаевские чтения: Материалы IV научно-практической конференции, Кызыл, 19 июня 2020 года. Кызыл: Издательский отдел Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина Республики Тыва, 2020. С. 38-43. - EDN MAGBRG.

Комбу Э. В. Деревянная утварь тувинцев: по материалам коллекции ведерок из фондов Национального музея Республики Тыва / Э. В. Комбу // Ермолаевские чтения: Материалы IV научно-практической конференции, Кызыл, 19 июня 2020 года. Кызыл: Издательский отдел Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина Республики Тыва, 2020. С. 141-145. - EDN ROPXMW.

Серошевский В. П. Якуты, т. 1. СПб.: Санкт-Петербург, 1896. 699 с.

ТРМ, колл. № 4076/160ти ХШМ, колл. №№ 2,4,5,7,9.

Майны, Б. С. Древние традиционные формы и украшения деревянной утвари у кочевников Тувы / Б. С. Майны // Ермолаевские чтения: Материалы III научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, Кызыл, 23-25 мая 2019 года. Кызыл: Типография Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кызылский центр образования «Аныяк», 2019. С. 243-249. - EDN SKGBZS.

Монгуш Ч. К О классификации орнаментальной композиции тувинского аптара (роспись на дереве) / Художественные традиции Сибири.: Материалы Международной научной конференции, Красноярск, 02-03 октября 2018 года. Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского», 2019. С. 203-208.

Монгуш Ш. Х. О коллекции ритуальных ложек - «тос-карак» из фондов Национального музея Республики Тыва // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сб. научных статей. Горно-Алтайск: РИО Г-А. госуниверситета, 2008. С. 114-117.

Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. М.: Минусинск, 1990. 90 с.

Ноозун О. Х. Декоративная роспись тувинских Сундуков / О. Х. Ноозун // Материалы первого алтаистического форума «тюрко-монгольский мир большого Алтая: историко-культурное наследие и современность»: материалы Первого Международного алтаистического форума, Барнаул - Горно-Алтайск, 12-14 сентября 2019 года / Ответственный редактор Р. И. Райкин. Барнаул - Горно-Алтайск: Алтайский государственный университет, 2019. С. 117-118.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Топча Чодураа Монгун-ооловна, методист отдела методического сопровождения по вопросам истории и этнографии Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: miss.hav@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Topcha Choduraa Mongun-oolovna, Methodologist, Department of Methodological Support on History and Ethnography of the Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: miss.hav@mail.ru

УДК 397

КОЛЛЕКЦИЯ ЗАМКОВ В СОБРАНИИ

НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Монгуш Ч. А.-С.

Аннотация. В данной статье рассматривается обзор коллекции металлических замков фонда этнографии по металлу Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, датирующихся кон. XIX-XX вв. Дается общая характеристика собрания, время их поступления, отмечается вклад исследователей, принимавших активное участие в комплектовании фондов. Выделяются наиболее интересные экземпляры.

Ключевые слова: Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, история, материально-духовная культура тувинцев, традиции, обычаи, металлические замки.

THE COLLECTION OF LOCKS IN THE COLLECTION OF THE NATIONAL MUSEUM NAMED AFTER ALDAN-MAADYR OF THE REPUBLIC OF TUVA

Mongush Ch. A.-S.

Annotation. This article considers the collection overview of the metal locks of the ethnography foundation for metal of the National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tuva, dating from the late XIX-XX centuries. It gives a general description of the collection, the time of their receipt, notes the contribution of researchers, who took an active part in the acquisition of funds. The most interesting specimens are highlighted.

Keywords: the National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tuva, history, material and spiritual culture of the Tuvan people, traditions, customs, metal locks.

Введение. Собрание фонда этнографии Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва - один из богатейших фондов тувинского музея. Среди коллекций по металлу особое место занимают металлические замки, датирующиеся концом XIX - XX вв., где наибольшее количество составляют национальные тувинские замки. Данные предметы повседневного пользования являются уникальными образцами материальной культуры тувинцев. Они различаются по своему размеру и декору, что свидетельствует о мастерстве кузнечного и литейного ремесла умелых тувинских мастеров-кузнецов.

Целью данной статьи является изучение истории происхождения, пользования и бытования собрания.

При изучении и написании настоящей статьи использовался системный подход, методы научного и сравнительного анализа, а также социологические методы - опрос и беседа, в результате которых были получены ценные сведения. В качестве респондентов выступили музейные сотрудники, жители республики старшего поколения.

Источниковедческой базой послужили монографии и статьи отечественных авторов и исследователей, таких как, Л. П. Потапов [Потапов, 1969], В. И. Дулов [Дулов, 1956], С. И. Вайнштейн [Вайнштейн, 1972, 1974] и многих других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.