Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА ТУВЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА ТУВЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальный музей им. Алдан-Маадыр / этнографический фонд / тувинцы / этнография / Aldan-Maadyr National Museum / ethnography foundations / Tuvans / ornament / ethnography

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Топча Чодураа Монгун-Ооловна

В данной статье рассматриваются некоторые особенности орнаментального искусства Тувы на примере материалов из фондов, которые хранятся и экспонируются в Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Орнаментика Тувы очень богата историей, типами и видами, где переплетены исторические этапы данного региона. Главным образом, через орнаментальное искусство можно увидеть традиции, культуру и быт тувинского этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE ORNAMENTAL ART OF TUVA (BASED ON MATERIALS FROM THE FUNDS OF THE ALDAN MAADYR NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA)

This article discusses some features of the ornamental art of Tuva, using materials from the collections, which are stored and exhibited in the Aldan-Maadyr National Museum of the Tuva Republic. The ornamental art of Tuva is very rich in history, types and species where the historical stages of the region are intertwined. Mainly through the ornamental art one can see the traditions, culture and everyday life of the Tuvan ethnos.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА ТУВЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)»

УДК 7.04. DOI: 10.24412/2686-9624-2021-132-136

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА ТУВЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ АЛДАН-

МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

Топча Ч. М.

Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые особенности орнаментального искусства Тувы на примере материалов из фондов, которые хранятся и экспонируются в Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Орнаментика Тувы очень богата историей, типами и видами, где переплетены исторические этапы данного региона. Главным образом, через орнаментальное искусство можно увидеть традиции, культуру и быт тувинского этноса.

Ключевые слова: Национальный музей им. Алдан-Маадыр, этнографический фонд, тувинцы, этнография.

SOME FEATURES OF THE ORNAMENTAL ART OF TUVA (BASED ON MATERIALS FROM THE FUNDS OF THE ALDAN MAADYR NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA)

Topcha Ch. M.

Annotation. This article discusses some features of the ornamental art of Tuva, using materials from the collections, which are stored and exhibited in the Aldan-Maadyr National Museum of the Tuva Republic. The ornamental art of Tuva is very rich in history, types and species where the historical stages of the region are intertwined. Mainly through the ornamental art one can see the traditions, culture and everyday life of the Tuvan ethnos.

Keywords: Aldan-Maadyr National Museum, ethnography foundations, Tuvans, ornament, ethnography.

Тувинцы - народ, имеющий древнюю историю и культуру. Этническая и культурная история народа весьма многовековая и многообразная. В орнаментальном искусстве Тувы прослеживается влияние многих кочевых народов Великого пояса степей Евразии. Искусство орнамента очень древнее, начиная с эпохи неолита предметы украшались в виде орнаментов. Свидетельством тому являются обломки керамики, орнаментированные геометрическими узорами, найденные в ходе археологических раскопок на территории Тувы.

Тувинский орнамент делится на растительный, геометрический и зооморфные виды. Чаще всего в культуре встречаются геометрические и растительные узоры. Выбор узоров для орнаментации зависел, скорее всего, от особенностей материала и характера изделия, а также большей части от сложившихся традиций народа.

Большая роль в культуре тувинцев, как у всех кочевников, отводилась обработке кожаных изделий. Предметы из кожи применялись еще в прошлых веках, что об этом свидетельствуют археологические находки с остатками фрагментов кожи. Самыми распространёнными являются кожаные ножны, где распространённое количество в эпоху раннего железного века, остатки на конской сбруе и т.д. В фондах Национального музея Республики Тыва (далее НМ РТ) хранится один из ярких коллекций из кожи «квгээржик». Традиционное декоративное оформление квгээржика заключается в орнаментации его поверхности. Для этого берут деревянную палочку (затачивают незаостренного вида) для нанесения рисунка. По мере высыхания через час обводят, выдавливая орнамент на поверхности сосуда [Салчак, 2010: 201]. Основной декор сосуда

сосредоточена в центральной части, в основном часто встречается крестообразный узор с роговидными ответвлениями на концах. Большой центральный узор обводится двойной линией, вокруг этого узора украшаются роговидным орнаментом. Весь лицевой орнамент окаймляется двойной линией. Кожаный сосуд орнаментирован с двух сторон почти одинаковыми узорами (рис. 1). Помимо основного орнамента квгээржик иногда имеет дополнительный орнамент в виде родовой тамги [Ондар, Бырыннай, Тюлюш, 2021:119-120]

Рис. 1. Кожаный сосуд квгээржик.

Фото Ч. М. Топча, 2021 г.

Одну из многочисленных музейных коллекций, относящихся к этнографическому собранию фонда НМ РТ составляют предметы традиционной домашней утвари тувинцев, выполненные из дерева. Всего в фондах хранится 549 ед., из них почти две трети (317 ед.) составляют изделия из посуды, в том числе, ведерки, которых насчитывается 95 ед.: 65 - деревянные, 30 - берестяные [Комбу, 2020: 141]. Это объясняется доступностью материала и простотой обработки дерева. Тувинцы украшали орнаментальной резьбой разнообразные предметы начиная с домашней утвари - пиала, крюки-вешалки, небольшие шкатулки «шургуулда», сундуки «аптара», сосуда для молока «хумуц», сундуки, лицевую сторону кровати. Один из ярких предметов интерьера юрты жилища тувинцев-скотоводов деревянной утвари являются сундуки «аптара». Центр акцентирован четко выраженным сравнительно крупного размера центральным узором, составляющим основу композиции. Наиболее типичным в собрании музея встречается узел счастья «влчей удазыны», переплетённый в завитки и ромбовидная фигура с роговидным концом, а также растительный орнамент.

При выборе определенных цветов и их сочетаний отражается национальный колорит, который безошибочно позволяет определить принадлежностью изделия к народному искусству тувинцев. Для фона обычно выбирали оттенки красного-бордовый и светло-оранжевый, и даже черный, здесь в зависимости от основного цвета по всему периметру узоров активно переливались контурные линии белого, черного и золотистого цветов. Старинные узоры лаконичные и представлены синими, зелеными, черными и красными красками (рис. 2 и 3) [Ноозун, 2019: с.117].

Рис. 2. Аптара с растительным орнаментом [НМ РТ, КП 4605]. Фото Ч. М. Топча, 2021 г.

Рис. 3. Аптара с орнаментом «влчей удазыны» [НМ РТ, КП 4076/45].

Фото Ч. М. Топча, 2021 г.

Почти в каждой юрте кочевых скотоводов в женской половине обычно стояло несколько деревянных сосудов, покрытых резьбой — это небольшие ведерки цилиндрической формы для молока, воды. Коллекция деревянных сосудов «хумуц» в фондах НМРТ хранится в отдельном шкафу. Одна из наиболее характерных особенностей декора сосуда - зональное расположение узоров. На большинстве сосудов мы видим три орнаментальных зоны, реже их две либо - всего одна. В рассматриваемой нами коллекции музея более 70 единиц деревянных сосудов. В большинстве сосудов мы видим геометрический узор состоящих из косых треугольников и полукругов. Почти в каждой тувинской семье имелись долбленные деревянные ступы и поныне в некоторых домах можно встретить. Ступки (соктааш) в зависимости от назначения имели различные размеры. Для зерна ступы (тараа согаажы) делали обычно из лиственницы сравнительно большими (выс. до 50-60 см.) ступки же для соли и чая - из березового дерева и значительно меньшими (выс. до 25-30 см.) [Вайнштейн, 1974]. Ступы для зерна обычно не украшали. Хранящиеся в НМ РТ ступы для зерна без орнамента и только один украшен орнаментом, который экспонируется в филиале музея Алдан-Маадыр. Узор состоит из меандрового пояса в верхней и нижней части и тулово роговидными узорами переплетенных между собой, дуг и кругов, а также присутствует «узел счастья» (рис. 4).

Рис. 4. Ступка для зерна с орнаментом [НМ РТ, КП 9988/1]. Фото Ч. М. Топча, 2021 г.

В монографии С. И. Вайнштейна «Народное искусство Тувы» большинство осмотренных ступок для чая и соли были орнаментированы. Что касается ступок в коллекции музея большинство без узора. Узоры также наносились зональным способом. Венчик обычно украшается опоясывающими линиями, основной орнамент находится в центре частым образом встречается Т-образный меандр, поддон опоясывают полуовалы. Один из ступок особо красочно расписан розовым оттенком с пиаловым узором «аяк-хээзи» (рис. 5).

Рис. 5. Ступка для чая и зерна с узором [НМ РТ, КП 11259/93].

Фото Ч. М. Топча, 2021 г.

Интерес вызывает коллекция крюк из дерева, который в свое время в каждой юрте на решетчатых стенах висели. Преобладают геометрический узор из перекрещивающихся линий зигзага. Один крюк из коллекции вызывает особый интерес своим резным орнаментом. На крюке дважды вырезан орнамент «елчей удазыны» (узел счастья).

Художественной обработке исполнялись также изделия из металла. Тувинцы главным образом украшали принадлежности конской сбруи, колчаны, курительные принадлежности. Предметы роскоши серьги, перстни, накостные украшения, браслеты любили носить женщины. Тувинцы независимо от пола пользовались разнообразными ювелирными изделиями, которые наделялись не только функцией украшать человека, подчеркивать его социальный статус, достаток, но и считались оберегами, защищающими от болезни и жизненных неурядиц [Вайнштейн, 1974: 94]. В музее уникальная коллекция вышеперечисленных предметов экспонируются на выставке «Традиционная культура и быт тувинцев», «Декоративно-прикладное искусство тувинцев. Серебро». Изделиями из металла занимается кузнец, тувинское название кузнеца «дарган». Мастерство кузнецов высоко ценится в тувинском обществе. В традиционном ювелирном искусстве тувинцев в орнаментальном соотношении преобладают растительные мотивы. В частности, в женских ювелирных украшениях часто встречается один и тот же орнамент — «цветковая» или многолепестковая розетка [Айжы, Нан-Хоо, 2021: 77].

Произведение народного искусства имеют исторически глубокие корни. Самый излюбленный мастерами и более устойчивый на протяжении тысячелетиями роговидный мотив (кошкар), геометрический узор, а также растительный орнамент до сих пор используются в тувинском национальном искусстве.

Список литературы:

Айжы Ж. Э., Нан-Хоо Я. А. Скифские сюжеты и мотивы в традиционном и современном ювелирном искусстве Тувы // Новые исследования Тувы. 2021. № 1. С. 7390. DOI 10.25178/nit.2021.1.4.

Вайнштейн С. И. Народное искусство Тувы. М., 1974.

Комбу Э. В. Деревянная утварь тувинцев: по материалам коллекции ведерок из фондов Национального музея Республики Тыва // Ермолаевские чтения: материалы IV научно-практической конференции. (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 141-145. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2020-141-145

Ноозун О. Х. Декоративная роспись тувинских Сундуков // Материалы первого алтаистического форума "тюрко-монгольский мир большого Алтая: историко-культурное наследие и современность": материалы Первого Международного алтаистического форума, Барнаул - Горно-Алтайск, 12-14 сентября 2019 года / Ответственный редактор Р.И. Райкин. Барнаул - Горно-Алтайск: Алтайский государственный университет. 2019. С. 117-118.

Ондар Ч. Г., Бырыннай С. Л., Тюлюш А. Ч. Тамгопользование в культуре тувинцев: древность, традиционность и современность // Новые исследования Тувы. 2021, №1. С. 107-130. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.1.6

Салчак Ш. Н. Технология изготовления тувинского кожаного сосуда "когээржик" // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2010. Т. 1. № 1 -1(1). С. 200-202.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Топча Чодураа Монгун-ооловна, методист отдела методического сопровождения по вопросам истории и этнографии Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, магистрант Тувинского государственного университета, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: miss.hav@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Topcha Choduraa Mongun-oolovna, Methodologist, Department of Methodological Support on History and Ethnography of the Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Graduate student of the Tuvan State University. Kyzyl. Russia. E-mail: miss.hav@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.