DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.010
УДК 745/749
О НЕКОТОРЫХ ТУВИНСКИХ ПОДУШКАХ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Монгуш Шолбана Хонук-ооловна Старший научный сотрудник Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Россия, г. Кызыл sholbana19662017@mail.ru
В статье рассказывается о некоторых экземплярах из коллекции тувинских подушек, хранящихся в фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Даны научные описания, информация о комплектовании, техника изготовления и орнаментации подушек и их деталей.
Ключевые слова: тувинские подушки, орнамент, техника, материал, культура Тувы, Национальный музей Республики Тыва, коллекция.
Библиографическое описание для цитирования:
Монгуш Ш.Х. О некоторых тувинских подушках из коллекции Национального музея Республики Тыва // Искусство Евразии. — 2019. — № 3 (14). — С. 149-157. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1483113/18/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.010.
Этнографическая коллекция Национального музея Тувы, состоящая из 13349 единиц хранения, является бесценным достоянием материальной и духовной культуры тувинцев. Среди этого большого количества музейных предметов особо выделяется богатое разнообразие традиционных предметов быта и одежды, которые выполнены тувинскими мастерами и мастерицами.
Одной из самых оригинальных является коллекция тувинских национальных подушек, которая представляет культурную ценность музея и свидетельствует о мастерстве местных мастериц.
В коллекции подушек музея собрано 23 экспоната разных видов и размеров, из них 16 тувинских национальных подушек, сделанных местными мастерами, представляют некоторые районы Тувы и г. Кызыл.
Фонды музея, и в особенности этнографическая коллекция, пополнялись на протяжении всей его истории, благодаря деятельности ветеранов музея: М.Б. Кенин-Лопсана, Е.Ш. Байкара, К.Ш. Монгуш, Т.С. Нурзат, С.С. Баян-оол и др.
Аннотация
Первое поступление тувинских подушек как предмета быта в фонды музея зафиксировано в книге поступления специалистом сектора учета музея Т.М Скаковой 26 июля 1957 г. Подушка приобретена сотрудниками музея во время командировки в Улуг-Хемский и Чаа-Хольский районы.
Рис. 1. Неизвестный автор. Тувинская подушка. 1957 г. Ткань, ватник, пуговицы пластмассовые. Шитье, вышивка. Размер: 80 х 27 х 16,5 см. Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва (далее — НМ РТ).
Национальная подушка (рис. 1) покрыта хлопчатобумажной тканью бордового цвета, ее основа — из простроченного ватника. Общий фон и середина лицевой стороны — бирюзового цвета, между ними пояски из полоски ткани синего, оранжевого цветов. На них по углам и по краям пришиты белые и прозрачные пуговицы разных размеров, всего 19 штук. Белой ниткой по центральной части на бирюзовом фоне с двух сторон прострочены узоры «узел счастья» и геометрический меандр на синей полоске пояска. Внутри экспонат пустой, не наполненный. Вокруг лицевой стороны подушки пришита бордовая ткань шириной 4 см. С внутренней стороны вставлена четырехугольная дощечка для придания формы лицевой части тувинской подушки. Сохранность предмета неполная: загрязнена поверхность и порваны места в боковых частях.
В основе нашего исследования лежат труды С.И. Вайнштейна, доктора исторических наук, известного российского этнографа [1; 2; 3], и этнографические материалы [4]. В своей книге «История народного искусства Тувы» С. Вайнштейн так пишет о тувинских подушках: «Вплоть до недавнего времени тувинцы-скотоводы пользовались своеобразной валиковой подушкой (сыртык), которую обычно шили из кожи (реже из ткани). Боковую лицевую сторону таких валиковых подушек делали плоской, зашивая в нее прямоугольную дощечку, которую обтягивали орнаментированной кожей или тканью. Эта подушка, лежавшая в изголовье постели, всегда была обращена украшенной стороной к центру юрты и привлекала внимание. В ней же хранили различные мягкие вещи. Аппликации и тиснения, украшавшие кожаные сыртыки, включали в основном модификации узла, различные завитки, реже меандр. Довольно часто нашивались на сыртыки круглые металлические бляхи, монеты, пуговицы. Декоративные схемы на этих подушках аналогичны расписным орнаментальным композициям на сундуках. Обычно в центре композиции на сыртыке расположен медальон, окруженный прямоугольным пояском из выпуклой линии, вокруг которой идет бордюр из повторяющихся элементов. Причем если узоры наносятся
техникой аппликации, то прямоугольная линия вокруг медальона выполняется только тиснением. Один из типичных сыртыков был приобретен автором статьи в Пий-Хемском районе. Лицевая часть этой подушки имеет прямоугольную форму. Орнамент образован окрашенными в темно-зеленый цвет кожаными аппликациями на темно-красном фоне. Центральный медальон окружен прямоугольным тисненым кантом. Такой же кант проходит по краю сыртыка» [3, с. 88].
Рис. 2. Неизвестный автор. Тувинская подушка, 1-я пол. Х1Х в. Ткань, мех, металл. Шитье, штамповка, гравировка. Размер: 87 х 26 х 14,5см. НМ РТ.
Рис. 3. Неизвестный автор. Лицевая сторона тувинской подушки, 1-я пол. Х1Х в. Ткань, металл. Шитье, штамповка, гравировка. Размер: 26 х 14 см. НМ РТ.
Как уже сказано и описано ранее, первая подушка поступила в фонды музея в 1957 году. В коллекции тувинских подушек хранится только 1 подушка из меха (рис. 2). Она ближе по своему выполнению к более ранним тувинским подушкам: в работах исследователей упоминается их материал — шили подушки в основном из кожи, а реже из ткани. Основа подушки, кроме боковой лицевой стороны, сшита из выделанной вручную шкуры теленка коричневого цвета. Сверху меховой части подушка покрыта еще и хлопчатобумажной тканью талемба светло-коричневого и малинового цветов.
Лицевая часть данной подушки (рис. 3) тоже отличается от большинства подушек, собранных в коллекции музея. Она украшена не пуговицами, а бронзовыми восьмилепестковыми бляшками, которые расположены по четырем углам прямоугольного пояска из черной полоски ткани, а центральная бляшка утеряна. При
The Art Of Eurasia Искусство Евразии
No. 3 (14) • 2019 № 3 (14) • 2019 elSSN 2518-7767
изготовлении основы использованы как мех, так и ткань. Отсюда можно судить, что владелец данного предмета был более состоятельным человеком, так как заказать кузнецу или купить бляшки было довольно дорого. Также закупить ткань мог позволить себе не каждый.
Сбор коллекции в основном датируется серединой ХХ века. В этот период в республике активно развивались торгово-промышленные предприятия, поэтому почти все подушки сшиты из ткани. Нет ни одного экземпляра, сшитого из кожи, есть только несколько деталей от кожаных лицевых частей. Это следующие 4 музейных предмета, представляющие детали лицевой кожаной части тувинской подушки с тиснеными узорами.
1. Лицевая часть тувинской подушки на рис. 4 выполнена из кожи с тиснеными узорами в виде завитков и косичек. По центру и по краю она обрамлена выпуклыми прямоугольными поясками темных цветов. Внутри центрального обрамления посередине нанесен узор светло-коричневого цвета, похожий на узор «узел счастья» (тув. олчей удазыны), а по двум краям — роговидные узоры с элементами узора «бараньи рога» (тув. кошкар мыйызы). Внутри самого крайнего обрамления по четырем сторонам нанесены тисненые узоры того же цвета в виде сложных переплетенных косичек, а по четырем углам — узоры «бараньи рога». На нижней стороне центрального обрамления с двух сторон пришиты маленькие металлические бляшки, а верхние две утеряны, остались маленькие отверстия — следы от шва.
Рис. 4. Неизвестный автор. Лицевая часть тувинской подушки, 1-я пол. Х1Х в. Кожа, металл. Шитье, тиснение. Размер: 18,4 х 13 х 0,3 см. НМ РТ.
2. Лицевая часть тувинской подушки из кожи с тиснеными узорами и аппликацией из цветной кожи (рис. 5). На светло-коричневой коже по центру темным цветом нанесены два одинаковых тисненых узора с прямоугольными краями в виде узора «узел счастья», где внутри на ажурной части вставлены кусочки цветной кожи. Остались следы от дополнительных вставок к центральным узорам, отверстия от бляшек или пришитых пуговиц, которые видны вокруг них. Также вокруг лицевой части по четырем углам, по верхнему и нижнему краю нанесены узоры того же цвета и стиля с элементами
центральных узоров, со сложными плетениями с прямоугольными краями. На обратной стороне пришита вручную пестрая хлопчатобумажная ткань.
Рис. 5. Неизвестный автор. Лицевая часть тувинской подушки, 1-я пол. Х1Х в. Кожа. Шитье, тиснение. Размер: 21,5 х 13,5 х 0,3 см. НМ РТ.
3. Лицевая часть тувинской подушки из кожи с тиснеными узорами в виде завитков и косичек (рис. 6). Так же как и предыдущая тувинская подушка, по центру и по краю она обрамлена выпуклыми прямоугольными поясками светло-коричневого и темного цветов. Внутри центрального обрамления нанесен узор «узел счастья» зеленого цвета с завитками по двум сторонам. А по краям центрального узора с верхней и нижней стороны нанесены тисненые узоры темного цвета в виде сложных переплетенных косичек. По четырем углам, по правому и левому краю нанесены роговидные узоры с элементами узора «бараньи рога». На обратной стороне пришита пестрая хлопчатобумажная ткань.
Рис. 6. Неизвестный автор. Лицевая часть тувинской подушки, 1-я пол. Х1Х в. Кожа. Шитье, тиснение. Размер: 22 х 14 х 0,2 см. НМ РТ.
4. Лицевая кожаная часть тувинской подушки с аппликацией из цветной кожи (рис. 7). На данной детали подушки по центру пришит узор в виде четырехлепесткового цветка с зелеными лепестками. По четырем углам пришиты узоры с кружками и роговидными завитками, на ажурной части вставлены кусочки кожи красного
и бежевого цветов. Лицевая часть подушки по всему краю обшита выпуклым прямоугольным пояском. На обратной стороне приклеена подкладка из пестрой хлопчатобумажная ткани.
Рис. 7. Автор Севек Сюрюн. Лицевая часть тувинской подушка, 11-я пол. Х1Х в. Кожа, ткань, клей. Шитье, приклеивание. Размер: 26 х 17,8 х 0,3 см. НМ РТ.
Данный предмет отличается от предыдущих аналогов материалом и стилем оформления орнамента. Это свидетельствует об изготовлении в более поздний период, так как использована кожа заводского производства и клей. Предмет не бытовавший и является только выставочным образцом. Сдатчик музейного предмета Севек Сюрюн из Эрзинского района, запись по книге поступления от 16 июля 1962 года.
На вышеуказанных образцах можно заметить богатую орнаментацию кожаных деталей тувинской подушки. Почти на всех присутствуют элементы излюбленных тувинцами орнаментов — «бараньи рога» (тув. кошкар мыйызы) и «узел счастья» (олчей удазыны).
Орнамент «бараньи рога» является символом благополучия, богатства, сытости, связанных со скотоводческим хозяйством. Об этом орнаменте С.И. Вайнштейн пишет так: «Довольно часто на разных вещах я встречал своеобразный роговидный узор. Оказалось, что называется он кошкар мыйызы — "бараньи рога". Этот узор был, несомненно, унаследован из искусства древних кочевников. Его изображение найдено на утвари племен скифского времени. Быть может, и они называли такой узор "рога барана"» [3, с. 309]. С давних пор кочевники-скотоводы поклонялись барану как сильному, красивому животному, как самцу — символу начала жизни и т. д. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки с изображением горного барана — архара, найденные на территории Тувы. Здесь же можно отметить и сохранившийся до наших дней древний обряд освящения барана (тув. ыдыктаар), который является главным хранителем и продолжателем рода отары.
Орнамент «узел счастья» — это буддийский знак, символизирующий бесконечность и долговечность жизни.
Все тувинские кожаные предметы быта декорированы очень искусно, причем каждый узор на них имеет что-то свое, отличающее его даже от сходных орнаментов на других предметах.
Изучая домашнюю утварь и быт тувинцев, смело можно отметить, что кочевники-скотоводы издавна были знакомы с искусством художественной обработки кожи. Особенно искусно обрабатывали ее для изготовления сосудов для хранения жидкости, тебеньков, одежды, лицевой части подушек. Кожу для шитья домашней утвари готовили долго: в течение нескольких дней кожу вымачивали в особой кисломолочной жидкости (сарыг суг), затем с нее счищали шерсть и мездру, после чего выкраивали форму предмета. После того как кожа подсыхала, при помощи деревянной матрицы (хеп) и стержня выдавливали соответствующий узор [3, с. 128].
Музейные предметы, свидетельствующие о технологии изготовления тисненых узоров на коже, хранятся в фонде этнографии «Металл. Дерево» Национального музея Республики Тыва. Это заостренный рог дзерена для выдавливания узора (рис. 8), а также различные деревянные матрицы (тув. хеп) для нанесения узора на тебеньки, на кожаные сосуды, на лицевую часть подушки (рис. 9-11).
Рис. 8. Рог дзерена для нанесения узора на коже. 11-я пол. Х1Х в. Кость. Размер: 14 х 2,2 х 1,5 см. НМ РТ.
Рис. 9. Неизвестный автор. Деревянная формочка для тебенька. 1954г. Дерево. Резьба. Размер: 27,5 х 18,7 х 2 см. НМ РТ.
Рис. 10. Неизвестный автор. Деревянная форма для нанесения узора на лицевую часть тувинской подушки, с не законченными до конца резными узорами в виде завитков. 1954 г. Дерево. Резьба. Размер: 31,3 х 21 х 1,2 см. НМРТ.
Рис. 11. Неизвестный автор. Деревянная формочка для узора, 1954 г. Дерево. Резьба. Размер: 33,3 х 16,3 х 1,2 см. НМ РТ.
Тувинские подушки привлекают внимание и своей необычной формой, они не похожи на подушки других народов и отличаются богатством орнаментов. Их всегда украшали традиционными узорами. Небольшое сходство можно наблюдать в алтайских подушках, с тем лишь отличием, что в последних используется пристегивание на пуговицу.
Таким образом, на основе анализа техники изготовления, материалов, цветовых и орнаментальных украшений, металлических и других элементов тувинских подушек можно заключить, что они не только украшали юрту, но и охраняли ее и ее жителей — в них хранились ценные вещи и обереги, а М.Б. Кенин-Лопсан называл подушку «священной вещью» [5].
Литература
1. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. — М.: Изд-во восточной литературы, 1972. - 315 с.
2. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. — М.: Наука, 1991. — 296 с.
3. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. — М.: Наука, 1974. — 224 с.
4. Дыртык-оол А.О. Этнографические материалы в фондах Тувинского национального музея имени Алдан-Маадыр // Этносоциальные процессы в Сибири. Кызыл, сентябрь 1998 г.: сб. статей. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. — Вып. 3. -С. 202-204.
5. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. — Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 2006. — 232 с.
Статья поступила в редакцию 18.06.2019 г.
DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.010
ABOUT SOME TUVAN PILLOWS FROM THE COLLECTION OF THE NATIONAL MUSEUM OF REPUBLIC OF TUVA
Mongush Sholbana Honuk-oolovna Senior Researcher, Aldan Maadyr National Museum of Republic of Tuva. Russia, Kyzyl
sholbana19662017@mail.ru
Abstract
The article tells about some specimens from the collection of Tuvan pillows stored in the funds of the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tyva. Scientific descriptions, information on acquisition, manufacturing techniques and ornamentation of pillows and their parts are given.
Keywords: Tuvan pillows, ornament, technique, material, Tuva culture, National Museum of the Republic of Tuva, collection.
Bibliographic description for citation:
Mongush Sh.H. About some Tuvan pillows from the collection of the National Museum of Republic of Tuva. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2019, No. 3 (14), pp. 149-157. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.010. Available at: https://readymag.com/u50070366/1483113/18/ (In Russian).
1. Weinstein S.I. Istoricheskaya etnografiya tuvintsev [Historical Ethnography of Tuvans]. Moscow, Izdaelstvo vostochnoi literatury, 1972.
2. Weinstein S.I. Mir kochevnikov tsentra A%ii [The world of nomads in the center of Asia]. Moscow, Nauka, 1991.
3. Weinstein S.I. Istoriya narodnogo iskusstva Tuvy [History of folk art of Tuva]. Moscow, Nauka, 1974.
4. Dyrtyk-ool A.O. Etnograficheskie materialy v fondakh Tuvinskogo natsional'nogo mu%eya imeni Aldan-Maadyr [Ethnographic materials in the funds of the Tuvan National Museum named after Aldan-Maadyr]. In: Etnosotsial'nye protsessy v Sibiri [Ethnosocial processes in Siberia: collection of articles]. Novosibirsk, SB RAS, 2000, Issue. 3, pp. 202-204.
5. Kenin-Lopsan M.B. Traditsionnaya kul'tura tuvintsev [Traditional Tuvan culture]. Kyzyl, Tuvinskoe knizhnoe izdatelstvo, 2006.
Received: June 18, 2019.
References