Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

К ВОПРОСУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
49
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
серебро / ювелирное искусство / экспозиция / научная концепция / Национальный музей Республики Тыва / silver / jewelry art / exposition / scientific concept / the National Museum of the Republic of Tuva

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Айжы Жанна Эдуардовна, Бурбужеп Долаана Даш-Ооловна

В статье рассматривается проблема презентации ювелирного искусства тувинцев в выставочном пространстве музея. Авторы проанализировали экспозицию и предложили свой вариант нового художественного проектирования данной выставки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Айжы Жанна Эдуардовна, Бурбужеп Долаана Даш-Ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF JEWELRY ART PRESENTATION IN THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

The article deals with the problem of presentation of jewelry art of Tuvans in the exhibition space of the museum. The authors analyzed the exhibition and offered their own version of the new artistic design of the exhibition.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

Список литературы:

1. Административная карта Тувинской автономной области 1954 г. / Отв. ред. Л.Б. Ляпидус. [Электр. ресурс.] URL: http://www.etomesto.ru/map-tuva_admin-1954/ (дата обращения: 12.04.2019).

2. Владимир Петрович Ермолаев - очевидец великих перемен. Избранные работы // Сост. Дыртык-оол А.О., Нурзат У.Б. - Кызыл: КЦО «Аныяк», 2012 - 196 с.

3. НМРТ. Инвентарная книга фотоматериалов основного фонда №Х1-3фо.

4. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964—1973.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Мандан-Хорлу Марианна Маадыр-ооловна, заведующий отделом учета и хранения фондов, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, Кызыл, Россия. Электронный адрес: mandan-horlu@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Mandan-Khorluu Marianna Maadyr-oolovna, Head of Department of accounting and storage of funds, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: mandan-horlu@yandex.ru

УДК 5527 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-193-197

К ВОПРОСУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Айжы Ж.Э., Бурбужеп Д.Д.

Аннотация. В статье рассматривается проблема презентации ювелирного искусства тувинцев в выставочном пространстве музея. Авторы проанализировали экспозицию и предложили свой вариант нового художественного проектирования данной выставки.

Ключевые слова: серебро, ювелирное искусство, экспозиция, научная концепция, Национальный музей Республики Тыва.

ON THE ISSUE OF JEWELRY ART PRESENTATION IN THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

Ayzhy Zh.E., Burbuzhep D.D.

Annotation. The article deals with the problem of presentation of jewelry art of Tuvans in the exhibition space of the museum. The authors analyzed the exhibition and offered their own version of the new artistic design of the exhibition.

Key words: silver, jewelry art, exposition, scientific concept, the National Museum of the Republic of Tuva.

В Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва одним из самых посещаемых посетителями экспозиций является выставка «Декоративно-прикладное искусство. Серебро», где представлены лучшие образцы ювелирных украшений, конского снаряжения, сделанных тувинскими мастерами. Выставка открылась в 2014 году и была приурочена к 100-летию единения Тувы с Россией.

193

По тематико-экспозиционному плану выставки, предметный ряд построен по систематическому или коллекционному методу, который предусматривает отбор, размещение и интерпретацию экспонатов в соответствии с типологической и хронологической принадлежностью предмета [Торопова, 2003: с. 9]. Следовательно, каждый раздел экспозиции посвящен определенным видам декоративно-прикладного искусства и связанными с ними традициями, обычаями.

Первый раздел выставки знакомит посетителя с тувинской традицией курения, включающий в себя целый комплекс мировоззренческих и культурных представлений. Рождение и смерть, праздники и встречи, обращение к высшим силам не обходились без раскуривания трубки [Каталог передвижной выставки..., 2013: с. 8]. Поэтому в данной части экспозиции представлены курительные трубки, шелковые кисеты для хранения табака, табакерки и огнива-кошельки (Рис. 1). К разделу также включены каменные курильницы, дополняющие вместе с аннотацией данный музейный пласт, связанный с курительной культурой.

Рис. 1. Раздел, посвященный традиции курения. Фото А.Д. Куулар

Второй и третий разделы в экспозиции посвящены традиционному ювелирному искусству (Рис. 2). Серебряные мужские и женские украшения вошли в музейную коллекцию благодаря этнографическим экспедициям, начатыми еще С.И. Вайнштейном в 1952 г. Большая часть собрания вошла в музейный фонд в период 1969-1980-х гг.

На выставке представлены ювелирные изделия, собранные во время экспедиций или переданные школами и частными лицами. Например, серьги (КП №5315), пуговицы (КП №5335), бусы (КП №5314) были подарены Хондергейской 8-летней школой и школьным музеем г. Чадана в 1972 г. В двух витринах-шкафах представлены свыше 170 экспонатов, среди которых украшения входящие в комплекс тувинского национального костюма (подвесные фигурные пряжки, огнива, ножи в ножнах). Еще представлены свыше 98 женских украшений как серьги, кольца, перстни, браслеты, гребни и два вида накосных украшений (по-тув. чавага и боошкун). Среди них стоит особо выделить работы современных ювелиров. Серьги, колье и перстни О.К. Хомушку, К.К. Сат, В.К. Никулиной дают возможность на конкретном материале сравнить творческие приемы, техники изготовления старых мастеров с приемами и техниками сегодняшних ювелиров. Также данная часть экспозиции для целостного смыслового восприятие посетителем дополнена этнографическими предметами: кожаные сосуды (по-тув. квгээржик), деревянные расписные шкатулки (по-тув. шугуулда), пиалы с серебряными накладками и черно-белые фотографии В.П. Ермолаева, датируемые началом XX в.

Рис. 2. Женские украшения. Фото А.Д. Куулар

Четвертый раздел знакомит гостей экспозиции с конской упряжью (Рис. 3). У тувинцев сложилось особое отношение к коню - своему верному другу и помощнику [Даржа, 2008: с. 204]. Испокон веков лошадь для населения Тувы был основным средством передвижения. Ее использовали для верховой езды, в военных походах, для перевозки грузов.

Рис. 3. Чучело местной породы лошадей с полным обмундированием. Фото А.Д. Куулар

Основным художественным продуктом кузнеца были декоративные металлические детали конской упряжи. К конской узде и седлу тувинцы относились особенно любовно. Нарядные, филигранно выделанные металлические бляхи и накладки располагались на самых видных местах упряжи. Поэтому именно для данной выставки было изготовлено чучело лошади тувинской местной породы учеными Н.И. Путинцевым и А.И. Куксиным. На коне представлено традиционное снаряжение, выполненное современными тувинскими мастерами. Уздечка с недоуздком (по-тув. чуген, чулар), декорированные серебряными накладками, седельные бляшки изготовлены кузнецом

К.К. Сатом, цветная фотография которого также представлена в экспозиции. Выставка завершается работами известного современного ювелира А.С. Олчей. Серьги выполнены автором в традиционном тувинском стиле, при этом в табакерке, шпильках наблюдается влияние якутского ювелирного искусства.

Таким образом, экспозиция «Декоративно-прикладное искусство. Серебро» благодаря коллекционному методу и комплексному подходу представляет ювелирное искусство тувинцев во всем многообразии, от истоков к современности, а самое главное дает прекрасную возможность каждому посетителю понять художественное видение мира тувинцев. Однако пространственно-композиционное решение выставки не менялась уже 5 лет. Следовательно, уже в настоящее время выставка требует не только обновления предметного ряда и фирменного дизайна, элементов декора, соответствующих основной теме и разделам экспозиции, но и переосмысления представления декоративно-прикладного искусства тувинцев в музейном пространстве. Поэтому авторы статьи предлагают следующие варианты реэкспозиции данной выставки.

Во-первых, при сохранении удобного расположения демонстрационных витрин стоит добавить еще один раздел, посвященный жизни тувинского кузнеца. Многие ювелирные изделия и конское снаряжения были изготовлены мастерами, имена которых не сохранились в истории. Однако известны имена некоторых кузнецов как Х. Барымзаа (с. Чаа-Холь, Улуг-Хемского кожууна), Н. Ооржак (род.1906 г., Чадаан, Дзун-Хемчикский кожуун), работы которых представлены в экспозиции. Еще в фондах музея хранятся инструменты кузнеца начала XX века: мехи (по-тув. хвврук): кожаные (по-тув. тулуп хвврук) и деревянные (по-тув. хааржак хвврук); большая и маленькая наковальни (по-тув. двжу); молотки (по-тув. маска, алага); клещи (по-тув. кыскаш). Можно представить данный раздел в небольшой витрине с использованием архивных документов и материалов.

Во-вторых, дополнения требуют разделы мужских и женских украшений. В настоящее время развитие выставочной деятельности музеев привела к основополагающей роли экспозиции в пространстве музея. Современный музей интерпретируется не только как хранилище артефактов, транслирующих историческую память народа. Выставка в музее превращается в инструмент познания мира, средством, при помощи которого посетитель музея приближается заданной теме. Поэтому представление ювелирных украшений сегодня невозможно без показа традиционного тувинского костюма. Будущая экспозиция должна строится по принципу демонстрации ювелирных изделий как неотъемлемой части одежды тувинцев. Следовательно, необходимо включить в данный раздел три манекена с одеждами мужчины, замужней женщины и молодой незамужней девушки.

В-третьих, сегодня с переходом музеев к коммуникативной модели функционирования невозможно представить выставку без интерактива. Популярность набирают экспозиции, направленные на моделирование среды вокруг посетителя, когда гость выставки становится активным участником выставочного процесса. Обычно эти зоны входят в выставочное пространство и нацелены в большей степени не на развлечении посетителей, а получение ими новых знаний.

К международной культурно-образовательной акции «Ночь в музее - 2019» в данной экспозиции был проведен мастер-класс по изготовлению девичьего накосного украшения. И в рамках обновления экспозиции в коридорной части можно выделить зону для мастер-классов по нанизыванию бусин или по изготовлению накосных украшений.

Таким образом, вышеперечисленные предложения по обновления экспозиция позволят наиболее ярко и доступно представить посетителям ювелирное искусство в неразрывной связи с традициями и обычаями тувинского народа.

Список литературы:

1. Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2008. - 592 с.

2. Каталог передвижной выставки «Национальные мотивы в искусстве Тувы и Хакасии». Абакан: типография «Фирма «Март», 2013. - 90 с.

3. Торопова Е.О. Художественная выставка. Методика организации экспозиции. СПб: Маргинфо, 2003. - 44 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ:

Айжы Жанна Эдуардовна, старший научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: ayzhy94@mail.ru

Бурбужеп Долаана Даш-ооловна, старший научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, Кызыл, Россия. Электронный адрес: dolaanaburbuzhep@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Ayzhy Zhanna Eduardovna, Senior research fellow, Department of culture, arts and religion, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Kyzyl, Russian Federation. Email: ayzhy94@mail.ru

Burbuzhep Dolaana Dash-oolovna, Senior research fellow, Department of culture, art and religion, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Kyzyl, Russian Federation. E-mail: dolaanaburbuzhep@mail.ru

УДК 069.41 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-197-202

КОЛЛЕКЦИЯ ОХОТНИЧЬИХ КРЕМНЕВЫХ РУЖЕЙ В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ ИМЕНИ АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Тулуш С.С.

Аннотация. В Туве охота издавна являлась одним из основных видов хозяйства. В начале ХХ века тувинские охотники в основном использовали кремнёвые дульнозарядные ружья на сошках, которые были подобны ружьям из приграничных районов Китая, Монголии и Бурятии. В статье описываются кремнёвые ружья чактыр боо кустарного производства из фондов Национального музея Республики Тыва. Данным ружьям характерны длинные нарезные стволы, крупный калибр, высокие сошки. С одной стороны они служат показателем мастерства тувинских кузнецов дарганов, с другой — дают богатый материал для изучения жизни и быта охотников Тувы на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Ключевые слова. Тува, охотники, оружие, кремневое ружье, ударно-кремневый замок, ствол.

COLLECTION OF HUNTING FLINTGUNS OF ALDAN-MAADYR NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

Tulush S.S.

Abstract. Hunting in Tuva has long been one of the main types of household. At the beginning of the 20th century, the Tuvan hunters mainly used muzzle-loading flint-guns on

197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.